fantlab ru

Паоло Бачигалупи «Девочка-флейта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
875
Моя оценка:
-

подробнее

Девочка-флейта

The Fluted Girl

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 167
Аннотация:

Неопределённо далёкое будущее...

Технологии и биоинженерия позволяют творить чудеса. Но в своих обычаях и нравах человечество, кажется, вернулось назад. К полуфеодальному строю.

В одном из отдалённых замков у госпожи Белари живут две несчастных сестры — Лидия и Ния, две девочки-флейты. Их участь — быть игрушкой в руках госпожи, но всё может изменить случай...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2004 // Лучшее произведение малой формы

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной рассказ

номинант
Премия "Нильс Клим" / Niels Klim-prisen / Niels Klim Award, 2017 // Переводное произведение (США; рассказ)

Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези
2005 г.
Лучшее за год: Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк
2005 г.
Алхимик
2017 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Science Fiction: The Best of 2003
2004 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-First Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-First Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Year's Best Fantasy and Horror: Seventeenth Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 17
2004 г.
(английский)
Pump Six and Other Stories
2008 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
Futuredaze 2: Reprise
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный, прекрасно-тревожный рассказ о мире, который вполне возможен в ближайшем будущем, когда переделка человека ради наживы и популярности перестанет ограничиваться лишь только внешностью, а затронет физиологическую сторону. Страшно осознавать, что такой аморально-феодальный строй близок, гораздо ближе, чем мы думаем.

Единственный рассказ, из всех мной прочитанных, где сцена каннибализма не выпирает из текста, а является лишь наброском, штрихом. И именно этот набросок в своей почти незаметности и дает эффект шока, как для читателя, так и для героини.

Очень понравилась концовка — момент недоговоренности, без которого она скорее всего была бы банальной и пафосной, а так..

В общем, грустный, щемящий, невероятно красивый гротеск. Похоть, превращенная в искусство, пошлость на грани экстаза. Извращенное наслаждение — музыка плоти в прямом смысле этого слова.Хрупкая струна красоты, способная обернуться отравленной иглой.

И над всем этим музыка...Которая вечна.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изощренная провокация на границе приличия и неприличия. Впрочем, шокирующего в рассказе не так много, если сравнить с блэк-фэнтези того же Саймона Грина. Удивительно то, что главная интрига произведения вынесена в название — «девочка-флейта», — но до тех пор, пока не прочитаешь рассказ, не можешь понять, что означает эта метафора. Само произведение было бы не столь удивительным, если бы написано было в жанре фэнтази, в конце концов и Грин, и Гудкайнд и многие другие уже порядочно шокирующих, анатомических «изобретений» показали в своих произведениях. Тем не менее, рассказ написан в жанре почти твердой НФ (в мире есть и журналисты, и компьютерные сети, и биотехнологии), но главные герои живут в замкнутом мирке — в замке. Рассказ хорош своей неоднозначностью: хозяйка девочек вроде бы — отрицательный персонаж, но невозможно ей не посочувствовать, зная обстоятельства, в которых она сама находится, глава службы безопасности, одевающий на девочку электрическое кольцо — в конце оказывается способным на сострадание. За деталями окружающей обстановки выглядывают кусочки довольно мрачного, притом проработанного мира.

Что же касается тем каннибализма, детской порнографии — в какой-то мере это отражение пороков современности. Шокирующие подробности — можно называть кредом времени, можно — провокационным обличением. Детская порнография в сети — актуальная на сегодня тема. А от «хостела» — до каннибализма — один шаг. И в этом идея рассказа повторяет лейтмотив эссе «Сексотрясение» Лема — человек падок до запретного и этому своему стремлению всегда найдет оправдание.

Сам рассказ — в первую очередь самодостаточен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Открытый финал (съест хозяйка отравленную ягоду или нет? смогут ли девочки выжить, если хозяйки не станет?) является средоточием всех возможных финалов: мы представляем себе, что произойдет, если девочек начнут эксплуатировать; мы можем себе представить, как одна из них убивает себя, наконец, мы видим — что они могут освободиться от гнета госпожи. И потому — рассказ является изощренной провокацией: задел на будущий роман — что произойдет в том мире, где окажутся девочки, если госпожа умрет, что будет с ними, в чью власть попадут эти совершенные произведения искусства, живые игрушки.
Роман-продолжение может оказаться грандиозным провалом автора, мыльным пузырем, но интрига рассказа обеспечивает по крайней мере интерес. Потенциал возможного продолжения велик.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочла рассказ по рекомендации Фантлаба, нахожусь в некотором недоумении... Но не по тем же причинам, что предыдущие рецензенты. Рассказ а) заметно вторичен и б) нечетко структурирован.

Если подробнее — в реалиях текста нет практически ничего, что не было бы развитием или простым повторением идей, заложенных ажно еще в «Нейроманте». Просто Гибсон не смакует декадансных деталей, так, отмечает их наличие — и вперед, к экшну и философиии. Почему «практически», а не «абсолютно»? Крошечная лазейка — начало рассказа имеет средневековый колорит... сходящий к концу на нет, а жаль — он интересен. Впрочем, и это было, но уже у Суэнвика.

б) Я, быть может, рассуждаю уже как Занудный Конкурсный Рецензент, но очень неряшлива коллизия. Кто такой Стивен (кроме того, что сексуальная игрушка хозяйки)? Откуда у него, поросеночка на убой, такие особенные таблеточки?

Зачем автор так подчеркивает несвободу хозяйки? Ведь в этом случае становится очевидно, что ее смерть в принципе никак не изменит ситуацию героини?

Замененные глаза, уж простите, настолько открыто сворованы у Гибсона, что аж неловко.

Теперь о хорошем. Рассказ, что называется, антуражный. Визуальный по последней фразы. Бронежилет на леди со шрамом. Красивооооо!!! Бессмысленнно!!!! (если на нее с ножом бросались — смысл носить броник? да еще расстегнутым у горла???) Детский секс под музыку. Глазки, вставленные только для цвета. Клубника, малина, желтенькие шарики. Нет, я не глумлюсь — видеоряд действительно очень яркий, и один дает рассказу в моих глазах плюс балла четыре.

Но сюжет скучен.

Аевит и группа Тату — вот наш ответ итальянскому декадансу!

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красота? Искусство?? Хэппи-энд?! Такое ощущение, что я прочитала другой расказ :confused: Хотя, конечно, тут «каждый понимает в меру своей испорченности»...

По-моему, рассказ сильный — но именно за счет отвращение и откровенного ужаса, который он вызывает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Девочки-флейты не жертвуют ради искусства — они жертвы глупых прихотей, «низменных страстей» (как принято говорить...) и банальной жажды наживы. Ни о каком искусстве, ни о какой красоте тут вообще речи не идет, одно лишь желание произвести впечатление новой дорогой и экстравагантной игрушкой:

«Мы исполняем порнографию, — подумалось Лидии. — Порнографию ради наживы Белари»

Музыкант на сцене, в отличие от этих кукол-уродиц, принадлежит не толпе и не кому-то там, а музыке, которую он исполняет, в не меньшей мере, чем слушатели. Это, на мой взгляд, в чем-то извиняет современный шоу-бизнес, при всей его «ужастиковости». Пока есть эта черта (уже частенько размытая) — существует искусство.

Что до хэппи-энда... Увы, почему-то и тут я вижу другое. Допустим, «восхитительная вероятность» воплотилась в жизнь — и? Вся собственность Белари — и девочки-флейты! — перешла к наследнику. И кто гарантирует, что это не прекраснейший Вернон-колосажатель? А уж выяснить, почему так скоропостижно скончалась прежняя хозяйка так просто! Конечно же, девочку-флейту никто не станет убивать и подавать на стол в мятном соусе, она слишком дорогая для этого, но... Полагаю, уже через пару дней, если не раньше, она горько жалела, что не проглотила яд сама.

Но это, конечно, только мое понимание... И отвратительность переданной ситуации отнюдь не принижает качества рассказа. Более того, я рада, что отзыв на него одного из пользователей попался мне на глаза и сподвиг на прочтение.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вариация на тему того, каких жертв порой требует красота, и кто именно эти жертвы требует — сама красота, как абсолютная, исконная величина, либо больное, едва ли не фашистское общество, обезумившее от скуки и ищущее себе новое златоносное искусство. В рассказе автор использует не новый приём — положительными эмоциями передать отрицательные, показать лицо в шрамах, скрывающееся за улыбчивой маской. Но образ играющих девочек-флейт меня, по правде говоря, зацепил — как минимум тем, что в будущем подобное развлечение в обществе кажется мне весьма правдоподобным, а учитывая некоторые тенденции к его деградации, то и вовсе закономерным.

Но это всё на самом дела — «бла-бла-бла», лишь моя попытка анализа текста, которая, может, и не нужна здесь никому. Знаете, мне сложно писать о неоспоримых достоинствах рассказа, который мне вообще не понравился. А не понравился мне он своей тошнотворной сентиментальностью. Ну, не могу я такие «муси-пуси» читать.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последние лет 15 я мало читаю НФ, а малую форму — вообще изредка. Рассказ произвёл сильное впечатление, и мне его особо не с чем сравнивать. Автор прогнозирует постепенное снятие и так не сильно заметного налёта человеколюбия в нашем обществе, а также увеличение роли медиа. Это понятно и вполне допустимо.

Главное в рассказе, как мне кажется, это очень эмоциональное описание выбора, который стоит перед каждым из нас. Такой же выбор стоял перед рабами в Древнем Египте, строящими бессмысленные пирамиды. Такой же выбор стоит и перед живущими в современных суверенных демократиях. Большинство из нас не делают выбор, оставляя тоскливый статус кво.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу повесть интересна. Необычный мир, хороший язык повествования, интересный сюжет.

Однако автор настолько выпячивает все отвратительные стороны этой истории, настолько любовно описывает отвратительные подробности деяний персонажей, а так же физиологические подробности существования и функционирования действующих лиц, что становится не по себе. Но самое отвратительное в этой повести — это описание психологической стороны деяний героев. Таких отвратительных уродов я себе представить до этого не мог.

Невольно задаешься вопросом: зачем? Зачем автор пишет об этом? Приходит на ум не менее отвратительная мысль: Только ради денег. Ибо какие либо иные мотивации не кажутся мне достоверными.

1 бал накинул за хроший литературный язык, которым написано произведение.

Оценка: 2
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаменитость. В последнее время это слово приобрело какой-то особый, пошловатый оттенок. Немалая часть знаменитостей — это продюсерские проекты. Создаваемый для них образ специально нацелен на вкусы определённой аудитории (как правило, весьма широкой). Заранее спланировано всё — одежда, скандальные детали биографии, поведение, и даже внешность всегда можно подогнать под желаемый образ с помощью операций. И вот уже эти люди становятся популярными в первую очередь как знаменитости, а уж потом как музыканты, актёры и т.п. Они делают всё, чтобы сохранить интерес публики. Из-за такого подхода массовое искусство становится всё более коммерческим и собственническим.

Взяв за основу эту мысль, автор развил её до гротескной абсурдности, описав близкое будущее, в котором важно прежде всего владение искусством. Знаменитости будут принимать лекарства от старения, их тела будут переделываться по желанию владельцев-«продюсеров». Хирурги будут превращать музыкантов в ходячие инструменты, а актёров будут подключать к специальной программе, дающей зрителям возможность смотреть из глаз актёра. Таким же «произведением искусства» является главная героиня — девочка-флейта, которая интересует свою хозяйку только по одной причине — цене, по которой её можно продать. Примечательно, что в этот странноватом мире самих будущих знаменитостей никто не спрашивает, нравится ли им их доля. Нет, владельцы всегда правы, ведь они тратят деньги, делают инвестиции.

Увы, созданный автором мир не кажется таким уж нереалистическим и далёким. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто включить телевизор. А есть ли выход? Автор оставляет вопрос открытым, как и финал рассказа. Одно очевидно: всё зависит от самих людей, которые добровольно ли, принудительно ли становятся игрушками в руках публики. Девочка-флейта свой выбор сделала.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ отличный, один из лучших в сборнике. Очень понравилось, что нет никаких ахов и охов по поводу жестокости эксплуататоров, никакого возмущения, призывов к борьбе — все излагается в сдержанной, повествовательной манере с оттенком грусти. Что-то в этом подходе чудится китайское — дескать, да, люди поступают с нами жестоко, но что поделать, надо учиться жить в том мире, в котором живешь... и творить в нем красоту. Красота в рассказе тоже присутствует — хрупкая, тонкая, болезненная. Изысканная.

А жестокости и в нашем мире полно, и не меньшей, чем в рассказе. Как раз такие рассказы и могут — не научить, но хотя бы показать, как с ней справляться, не теряя при этом внутреннего чувства добра и красоты.

Надеюсь, мне еще доведется прочесть что-нибудь того же автора.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ произвел на меня впечатление игрушки: изящной, замысловатой, но совершенно бесполезной. Антураж и атмосфера довольно интересны, но где-то я уже это видел (передаем привет Гибсону и Мьевиллю). Скорее всего, Паоло хотел шокировать, эпатировать читателя физиологическими подробностями, каннибализмом. У меня же это все, включая центральную сцену рассказа, вызвало лишь легкую брезгливость. Наверное, здесь есть вина и таких авторов в том числе — чувства, атакуемые со страниц, мониторов и экранов мерзостными картинами, сильно притупляются: в этом видишь если не обыденность, то что-то почти «привычное». Раскрытие идей свободы, цены известности и власти мне также не очень понравилось. А вот открытая концовка — это, безусловно, изюминка даного произведения.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о том, чего стоит известность. Госпожа утратила свою славу и своё положение в обществе, но она надеется его поправить с помощью девочек-флейт. Что надо пережить, чтобы стать знаменитыми, вызывает определённое удивление, а то и шок. И то, что приходится пережить, необратимо. Назад дороги нет.

Рассказ и том, чего ждёт самая влиятельная публика, пресыщенная всем чем можно. И это страшно — где же пределы извращённости, когда дозволено всё? Кажется, пределов нет. Нет, предел существует и он один: деньги.

Рассказ и про эмоциональную сторону рабства. И про унизительную свободу: посидеть час на чердаке, пока тебя не нашли. Что есть свобода? И есть благо в обмене свободы на известность?

Вряд ли рассказ понравится всем — некоторые моменты вызывают отвращение у неподготовленных, впрочем, на мой взгляд ничего особо гадкого там нет.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое главное в рассказе — протест против тирании. Он выражен очень ярко — в основном, конечно, в образе Стивена. Но даже то, что девочка не верит, что где-то люди могут жить иначе, или то, что другие слуги вполне довольны своей судьбой — все это только подчеркивает несправедливость ситуации. Неудивительно, что у самых забитых возникает желание сделать что-нибудь отчаянное, невзирая на последствия.

А вот все остальное ни содрогания, ни восторга у меня не вызвало. Уже с первых абзацев, где говорится о том, что у девочки есть ХОЗЯЙКА, можно предполагать самое худшее.(Хотя в школе в ярких красках расписывалась жестокость русских помещиков или американских рабовладельцев, мне это кажется вполне реальным.) И предположения оказываются верными. С самого начала видно, что чем дальше, тем будет хуже... Не в первый раз фантастика напоминает о том, что всегда будут люди, которые используют других для извращений или наживы.

Что касается сцены игры сестер — ничего, кроме жалости, она не вызвала. С самого начала представлялось, какие это маленькие, хрупкие, несчастные создания, поэтому в воображении возник образ голого безногого ребенка, играющего на дудочке. Ни чувственности, ни изысканности в сцене увидеть не удалось. Наверное, гости, «обдолбавшиеся» какой-то химией, были способны получить удовольствие.

Неожиданными оказываются моменты, когда вдруг начальник охраны или даже сама госпожа Белари проявляют какую-то человечность. Но они-то и добавляют убедительности. Как говорил Станиславский, «Если играешь злого, ищи, где он добрый».

За дух непокорности и протеста — высший балл этому жутковатому произведению.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прослушал этот рассказ в аудиоварианте. Идея необычная, жутковатая и завораживающая. Здорово написано, не пресно. Автор, безусловно, крут. Задаюсь вопросом, почему же, из наших современных писателей-фантастов никто не дотягивает до такого уровня. Может, я ни тех слушаю или читаю? Подскажите. Мы ведь, вроде как, страна великих писателей или все в прошлом?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

У автора до этого рассказа читала только «Народ песка и шлаков», перед чтением «Заводной» решила познакомиться еще с чем-то из его малой прозы.

Если честно — не впечатлена.

В плюс — красивый описательный язык и сама идея сестричек-флейт — эдаких декадентских живых игрушек для пресыщенных долгожительством бессмертных.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девочек, химическим и хирургическим путем превращенных в музыкальные инструменты для игры друг на друге.

Сам же мир персонажей оригинальным и логичным не показался.

Финал? С точки зрения психологии застрявшего в подростковом возрасте существа со спонтанными решениями, возможно, и логичен, но у меня возникает вопрос: а что дальше? Вместо Белари все обитатели поместья перейдут во владения кого-то типа Вернона. Выход, подаренный Стивеном, был пораженческим, но все-таки способом бегства без мучений и пыток.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что сказать… Тот случай, когда «Рекомендации» попали у меня в молоко. Я не скажу, что рассказ совсем не понравился, будет точнее, если просто скажу – не понравился. Не нашёл я в нём почти ничего захватывающего моё внимание, исключая не банальную концовку. Я не люблю, когда автор водит меня за нос на протяжении почти всей истории, да и сам ходит вокруг да около довольно приличное число абзацев и строк всего лишь из-за двух моментов своей истории: концовки и «танца» сестёр, девочек-флейт. И если окончание рассказа (причём, возможное (!) окончание – не факт, что всё закончится так, как намекнул нам автор) я уже упомянул с положительной стороны, то этот танец, «игру» сестрёнок я подобно отметить не могу. Если кого-то она заворожила, унесла в мир фантазий, эротики и прочего, но не меня уж точно. Я не стану апплодировать грязным извращениям, которые выдаются публике на усладу, и которая сидит, смотрит и выплёскивает свою нерастраченную, но подготовленную для таких случаях сексуальную энергию. Хоть режьте, но я не могу найти в этом наслаждение от прочитанного, и тем более не нашёл бы, если б смотрел на это наяву. Это, извините, напоминает фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей», где также пороки и телесные недостатки одних приносили вполне ощутимый доход другим.

Сцена с мясом и вовсе лишь перевернула мой желудок наизнанку, но собравшиеся с таким наслаждением его поглощали, что уподобляться этому извращённому обществу я не буду, и во многом от этого восхищаться танцем не буду. Понятно совершенно ясно, для чего автор включил этот ход – чтобы дать Лидии толчок, начальный позыв действовать, освободиться. Ход мерзкий.

Непонятные (мне) проявления человечности госпожой и начальником охраны так и остались неожиданными, необъяснимыми и непонятными, и от того, лично для меня — лишними.

В целом же, рассказ и задумывался, как нечто шокирующее, осуждающее какую-то часть общества и некоторые области его деятельности, но с обнадёживающей концовкой. Концовка удалась, сам рассказ не очень.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх