Дэниэл Суарез «Daemon»
Известно, что всем в нашей жизни управляют технологии. Компьютерные программы или демоны стали неотъемлемой частью человеческого быта. И через этот сетевой мир процветают торговля людьми, слежка и мониторинг, отмывание денег. В большинстве своем эти демоны являются полезными программами, чего нельзя сказать о людях, которые их разработали.
В центре сюжета детектива Даниэля Суареса «Демон» – гениальный разработчик Мэтью Соболь. Он является архитектором десятков популярных онлайн-игр. Его боготворят пользователи. Однако преждевременная смерть Соболя вызывает цепочку событий, которые никто не мог предсказать. После размещения в Интернете некролога активируется особый демон, действия которого изменят наше общество навсегда.
Входит в:
— цикл «Daemon»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2018 // Переводная книга НФ (США) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RomaFomin, 4 сентября 2021 г.
Оказывается, за 10 с лишним лет до выхода в свет «Происхождения» Дэна Брауна Дэниэл Суарез уже написал свою книгу о могущественном искусственном интеллекте, притом раскрыл эту тему гораздо шире! Хотя вообще-то впервые о Суарезе я услышал из неблагоприятного отзыва на «Агента влияния» Уильяма Гибсона, где говорилось: «для Гибсона — вышло слабо, всемогущий ИИ гораздо лучше описан у Daniel Suarez».
Как ни поразительно, ни «Daemon», ни его прямое продолжение «FreedomTM» до сих пор не переведены на русский, хотя вышедший много позже, в 2014 году, роман «Поток» удостоился весьма оперативного издания у нас... Одним словом, даже если вас заинтриговали аннотация, рецензии или отзывы на суарезовскую дилогию, то требуется иметь в виду необходимость чтения в оригинале; жаль, если кому-то по этой причине придётся отложить либо вовсе отменить до лучших времён знакомство с данными произведениями.
Думаю, не будет большим спойлером раскрыть сюжет в такой степени: в самом безопасном (согласно газетам) городке Калифорнии произошло несколько необычных по способу исполнения убийств IT-специалистов и разработчиков из компании Мэтью Соболя — компьютерного гения, разработчика движков для игр и просто богатейшего человека (кстати, имевшего поместье в том же самом городке), недавно умершего от рака. В самом начале расследования становится ясно, что необычные убийства правильней называть необычайными: мотивы неизвестны, а главное — выполнены они были одними командами, передававшимися по Сети, так что люди-посредники — обычные исполнители — в деле совершенно не участвовали! Попытка проникнуть на территорию поместья и в само здание приводит к столкновению со множеством невиданных образцов передовой техники и технологических ноу-хау, приведшему к тяжёлым жертвам среди полицейских, бойцов спецподразделений и приглашённых экспертов. Вскоре лучшие работники АНБ, ФБР и т.д. начинают подозревать, что Мэтью Соболь оставил после себя уникальное наследство: того самого Daemon, иначе Демона (одно из значений этого слова — важный, но скрытый на заднем плане процесс/программа на работающем ПК), небывало сложную и разветвлённую совокупность команд, для которой отслеживать новости в Сети и в зависимости от наличия там определённых ключевых слов выбирать следующее действие или пропускать некий вариант развития своей стратегии
Такой задел звучит крайне вкусно? Увы, по-моему, чем ближе к концу, тем больше автора заносит из занятного технотриллера в лобовой, пусть и захватывающий стильный боевик; мне лично хотелось бы, чтобы Демон и его высокопоставленные последователи-функционеры вместо грандиозных открытых сражений на территории противника проворачивали коварные подставы, направленные на более медленное, но верное низложение отжившей своё, по словам Мэтью, системы капитала, ТНК, национальных государств и многого другого, без чего давно уже невозможно представить современную жизнь.
Насколько любопытней, на мой взгляд, было бы, распиши Суарез такую ситуацию как хитросплетённую многоходовку вроде этой: попытка неприятеля воспользоваться техническими ноу-хау Демона могла быть предусмотрена Соболем, так что увиденное в оперативном центре через те самые очки, чей функционал был привязан не только к «демонической армии», но к биометрии единственного (!) её члена, не обязательно было бы истинным. Какой удар по силам госбезопасности получился бы, дай заподозренный в измене молодой IT-спец себя арестовать, проверить свою подноготную, которая оказалась бы незамутнённо чистой! Даже мораль некомбатантов, т.е. жителей США и иже с ними, катастрофически пострадала бы: если мирным обывателям теперь надо мириться с такой непрерывной «охотой на ведьм», то что будет дальше? Не гораздо ли худшие изменения во внутренней политике?!
Основное моё нарекание — писателю можно было бы постараться почаще обосновывать без 5 минут сказочное могущество Демона и присных
А то поражавшую всех столкнувшихся с ней революционную систему позиционирования звука, позволявшую голосовой составляющей Демона то произносить слова за самой спиной, то у самого лица собеседника (будучи невидимой, понятное дело) худо-бедно растолковал, а многому другому уделил в разы меньше внимания и выдумки.
Но может, авторский замысел состоит в том, чтобы раскрыть многие тайны и детали в книге №2? В любом случае, первая половина данной истории — очень оригинальное, штучное произведение, заслуживающее вашего внимания!
MaxEd, 24 января 2016 г.
Около-киберпанк с большим количеством технических подробностей, зачастую достаточно верных (хотя ощущение, что автор ближе знаком с сисадминством, чем с программированием, особенно в том, что касается игр). По сути — про мировую революцию, о которой давно говорили большевики :) Правда, под предводительством «нет-нет, что вы, это не AI», зато террора всех цветов хватает. Написано достаточно хорошо, жаль только ничем не кончается толком (но есть сиквел, так что всё не так уж плохо и в этом департаменте). Однако, серия про Самуила Петровича от Мордена — лучше по всем параметрам!