FantLab ru

Игорь Вереснев «Ремесло Небожителей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Голосов:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Ремесло Небожителей

Роман, год

Аннотация:

Многие сотни лет этот мир застыл в равновесии. Мир – Наземье, населенное людьми, – с застывшим над ним Небесным Городом с Небожителями. И только невнятные легенды говорят, что есть еще где-то Светлые Боги…

История остановилась. Одни – уже не помнят, сколько им лет, другие – живут даже не одним днем, одним часом.

Кто сдвинет этот мир с мертвой точки? Что надо, чтобы разорвать круг? Есть ли предел бесконечности повторений?..

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Ремесло Небожителей
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первую очередь автора хочется поблагодарить за сюжетообразующий фантдоп. Он шикарен. Некое подобие высшей цивилизации практически неуязвимых и непобедимых небожителей, висящих над землей на летающем Небесном городе, сажают людей внизу на иглу сверхтехнологий, которыми человечество может пользоваться, но которые не в состоянии воспроизводить. Главной из этих технологий становится обмен телами, что дает возможность практического бессмертия богатым, которые могут раз за разом получать новые молодые тела, и возможность подзаработать бедным, сдавая свою молодость в аренду.

Но фантдоп – лишь полдела. Автор очень грамотно и органично вплетает его в мироустройство и социальную структуру общества, чем сейчас заморачиваются далеко не все. Очень грамотно показано, чем чревата для общества подобная «манна небесная», — полной стагнацией, отсутствием попыток самостоятельного развития: зачем, если все дают и так сверхсущества из летающего города? Отсюда деградация и на интеллектуальном, и на моральном уровне. Торговля бессмертием девальвирует все главные человеческие ценности. Богатые не заинтересованы в семьях и детях – ведь они собираются жить вечно, зачем им наследники, которые к тому же будут спать и видеть, как бы оборвать слишком долгий век зажившегося старшего поколения? Бедные же думают лишь о том, как бы повыгоднее продать свое молодое тело, с тем чтобы потом, разбогатев, самим купить себе вторую молодость. Замкнутый круг.

Какое развитие? Какое будущее? Это не общество, это болото. Да, в нем нет войн: сверхмощь небожителей, способных жестоко покарать дерзнувших бросить им вызов или нарушить их законы, что хорошо показано на примере «еретика» Веттрайи, чья непобедимая армада была сметена страшным оружием Небесного города. К тому же наземцев сдерживает страх быть отлученными от технологической «манны небесной». Да, агрессия людей вроде бы укрощена, но какой ценой? Превращения людей в покорное стадо потребителей.

Помимо человечества и небожителей на поле сложного и хорошо продуманного мира романа присутствуют и еще два крупных игрока: сверхцивилизации «Светлых Богов», которые вроде бы ни во что не вмешиваются, только наблюдают, и кристаллоов-друз, торгующих сверхвозможностями в обмен на коллекцию слепков человеческих душ.

Надо заметить, в романе не так много положительных героев. Небожители, чья подлинная сущность раскрывается в середине книги, упиваются свим бессмертием и абсолютной властью над наземцами и хотят сохранить такое положение навсегда. Наблюдатели – «Светлые Боги» — просто ставят большой социальный эксперимент, в котором подопытными крысами выступает все человечество. Кристаллы-друзы выше морали, выше добра и зла, их интересует лишь собственная коллекция слепков душ. А большую часть человечества полностью устраивает сложившаяся ситуация.

И лишь немногие неравнодушные из наземцев – особенная женщина Эдаль, деревенский юноша с говорящим именем Трай Горник («еретик» Веттрайя после разгрома его армады нашел убежище в горах), генерал Бед-Дуар и Госфен – «старик», у которого с небожителями свои счеты, — пытаются что-то поменять, разорвать порочный круг, который душит человечество. У каждого из них свои мотивы, но именно они и двигают всю историю.

В общем, мироустройство, фантдоп и социальная составляющая в романе отличные. Психология несколько слабее – местами проседают мотивации отдельных персонажей, в кое-каких чересчур резких решениях и поступках которых видна арматура авторского волюнтаризма. Особенно это заметно в предыстории небожителей (объективно, самая слабая часть романа) и кое-где в других моментах.

Еще автор очень обтекаемо высказался по некоторым самым сложным моментам фантдопа, особенно касающихся процесса обмена телами, а кое-что обошел техничным умолчанием. Но, как по мне, особого криминала в этом нет.

А в целом роман заслужил высокую оценку, и я могу смело порекомендовать его к прочтению.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сеттинг романа заставляет вспомнить Лапуту, причем, не столько оригинальную свифтовскую, сколько ретрофутуристичную миядзаковскую. И, если уж продолжать анимешные аналогии, — «Сны оружия», они же «Боевой ангел Алита».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот уже тысячу лет назад в небе над условно западно-славянским княжеством висит город Небожителей. Небожители владеют множеством технологий, недоступных наземным людям. Некоторыми они делятся (в результате мир, бывший при появлении Небожителей на уровне XVII-XVIII веков, на тысячу лет застрял в стимпанке), но самую ценную держат при себе – это технология перенесения сознания между телами. Любые два человека в мире могут прибыть на общедоступный нижний ярус небесного города, составить контракт и обменяться телами. Обычно богатые, чуть постарев, покупают у бедных более молодые тела, а те стараются пустить выручку в оборот, чтобы успеть самим купить молодое тело. В результате среди бедняков не бывает людей среднего возраста, среди богачей – стариков, а среди аристократов – детей (аристократам сотни лет и передавать титулы наследникам они не собираются).

Этот роман – достаточно серьезная научная и социальная фантастика, но исполненная в формате весьма увлекательной подростковой приключенческой истории. Герои вызывают сочувствие, сюжет закручен лихо, конструкция истории сложная, но при этом вполне стройная. Между делом создается вполне целостная картина мира, установившегося вследствие появления описанных фантастических элементов.

При этом, поскольку проблематика романа достаточно глобальна, сюжет не заморочен стандартной янг-адалтовской моральностью. Юные герои, особенно второстепенные, могут порой вести себя отнюдь не идеально, но на то, чтоб их наказывать и вразумлять, автор бумаги не тратит, потому что книга все-таки не об этом. И это придает истории и героям дополнительную симпатичную естественность

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идеальных людей не существует. Они живут в вымышленных мирах. Все эти Марти и Мэри Сью с их бесконечными патронами, подвигами, белыми роялями в зеленых кустах, и чистыми помыслами ради которых можно утопить мир в крови.

Слава богу, у Игоря Вереснева героев нет. Есть обычные люди, и хорошие они или плохие зависит от обстоятельств. Да и мир необычный. Мир, который на тысячу лет остановился в развитии. Страшный мир.

Разумами менялись у Шекли, у Желязны новые тела продляли жизненный цикл. В конце концов, даже у Крыжановской богатеи переносили свои разум в молодые тела. Но все это было лишь сопутствующей функцией на фоне развитой цивилизации.

В нашем случае, Небожители только и могут, что оказывать услугу по обмену разумов, с выгодой для себя конечно же. Оставшись по сути дикарями, они заполучили сверхтехнологичный объект, но при этом всего лишь научились «жать на кнопки» не понимая самого процесса. Но даже это позволило им получить головокружительную власть, и возвысится в своих глазах. Небожители настолько уверились в своей исключительности, что возможно по сравнению с ними Дориан Грей выглядел бы скромной монашкой. Идеализм не вынес испытания властью, и превратился в кровавый кошмар.

Фактически бессмертная аристократия не заинтересована в развитии. Чернь – мечтает о том, как бы выгоднее продать свое молодое и здоровое тело. А много думать – вредно, от этого морщины на лбу появляются.

«Светлые боги» — наблюдатели в «Ремесле небожителей» настолько далеко ушли в развитии, что утратили человечность. Друзы кристаллов – вообще не люди.

Человек не отягощенный нормами морали и этики – неминуемо становится чудовищем. Не в своих глазах конечно. Эта книга – о чудовищах

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, чем цепляет этот роман – необычный яркий мир стимпанка. В него погружаешься с первых строк, и он не отпускает до самого финала. Мир, где одни способны раз за разом менять постаревшие и надоевшие тела на молодые и здоровые, фактически, обеспечивая себе бессмертие, а другие обречены стареть, не успев даже начать жить. (Да, идея не нова, но закручена с новой стороны). Мир, где можно приобрести и потерять всё в одно мгновение. Где загадок больше, чем каких-либо ответов.

Герои романа сначала не ищут ответов с разгадками. Они просто живут, местами выживают, местами мечтают о чём-то, влюбляются, дружат… Пока не исчезает их подруга и сестра. Друзья отправляются на поиски, и это становится началом большого пути. Не только для них – но и для всего мира.

Герои живые и настоящие, кому-то сопереживаешь, кого-то хочешь придушить, но за всеми интересно наблюдать, пытаясь вместе с ними разгадать главную загадку... А ещё интересно было провести параллель с другим недавно прочитанным романом Игоря — «Реквием по вернувшимся». Романы разные, но ключевые герои очень похожи – поначалу весьма неоднозначные, но потом – благородные и отважные, такие, которым хочется верить…

Но, возвращаясь к «Небожителям». Сюжет закручен лихо. Задачи в книге поднимаются вполне злободневные – и масштабные, на уровне технологий и социума, и вполне повседневные, на уровне человеческого благородства и слабостей, и совсем уж низменных страстей, типа отомстить пусть даже невиновному, но лишь бы отомстить. Финал – неожиданный и логичный, чем и порадовал. Постараюсь описать его тремя вопросами и не слишком наспойлерить.

Что бывает, когда парочка великих наблюдает за муравейником?

Что бывает, когда хитроумный девайс попадает в руки обезьяны?

И сможет ли букашка обхитрить великого?

Ответы где-то там…

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ремесло небожителей» читается легко, и поначалу от книги не ожидаешь особой глубины. Но вскоре приходит осознание, что автор задался целью рассмотреть довольно сложные вопросы. И прежде всего – классический вопрос для всякой антиутопии: как технический прогресс влияет на социальное устройство общества, какие опасные тенденции он порождает в его развитии. Хорошо, если в развитии. Когда технологии чужие, а люди – только пользователи, итогом может быть лишь стагнация. Достаточно знать, какую кнопку нажать, чтобы получить желаемое, при этом необязательно понимать, как работает каждое конкретное устройство. Никого не напоминает? Конечно же напоминает. Как сказал в недавнем интервью Олег Дивов: «Я все беру из жизни, я же фантаст» (примерная цитата). Мы – общество пользователей, теряющее творческий потенциал, как показали последние исследования (отнюдь не британских ученых). Игорь Вереснев такое общество и показал, но в куда худшем варианте: число пользователей в нем весьма ограничено, к тому же их человеческие качества оставляют желать лучшего.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почитав рассказы автора, я был совершенно уверен, что меня ждет довольно мрачное повествование – каково же было мое удивление, когда книга оказалась довольно легкой. Не в том смысле, что книга безыдейна, как раз нет, а в том, что читать ее легко и приятно, никакого мрачняка.

За динамичным, легким и я бы даже сказал «светлым» повествованием скрывается довольно любопытная идея, как будет устроен мир, в котором возможен перенос личности из тела в тело. Сама идея не сказать, чтобы нова, но глубина проработки социальных, экономических, политических и пр. мелочей в таком мире приятно удивляет.

В сущности, для меня это роман о том, как технологии (или их отсутствие) меняют социум даже не в масштабе поколений, а в масштабе сотен и тысяч лет. Сюжетный твист в конце, когда читателю лучше и ближе показаны Светлые Боги, и их мотивация, дает роману дополнительную глубину и позволяет посмотреть на этот вопрос в, скажем так, длительном временном отрезке.

При этом, повторюсь, это в первую очередь очень легко и хорошо написанная, очень увлекательная книга в интересном стимпанк-мире.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх