fantlab ru

Джефф Вандермеер «Аннигиляция»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.71
Оценок:
704
Моя оценка:
-

подробнее

Аннигиляция

Annihilation

Роман, год; цикл «Зона Икс»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Район Икс десятилетиями был отрезан от остального континента. Природа поглотила последние следы человеческой цивилизации. Первая экспедиция вернулась с отчётом о нетронутых райских пейзажах; все члены второй покончили жизнь самоубийством; третья экспедиция погибла под градом обстрела, когда её участники обернулись друг против друга; члены одиннадцатого похода вернулись тенями своих бывших «я» и в течение нескольких месяцев все скончались от агрессивного рака.

Это — двенадцатая экспедиция.

Их группа состоит из четырёх женщин: антрополога, топографа, психолога — фактического лидера и биолога — нашего рассказчика. Их миссия — составить карту территории и собрать образцы; записать все свои наблюдения, как научные, так и другие — об окружающей обстановке и друг о друге. И прежде всего, им необходимо избежать пагубного влияния самого Района Икс.

Они прибывают, ожидая неожиданного, и Район Икс не подводит — они обнаруживают внушительную топографическую аномалию и формы жизни, находящиеся за пределами понимания. Но именно те неожиданности, что участники экспедиции пронесли через границу, и тайны, которые они хранят друг от друга, меняют всё.

© Перевод аннотации teaspoon

Входит в:

— цикл «Зона Икс»

— антологию «Nebula Awards Showcase 2016», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2014 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2015 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (9 050 голосов)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2014 // Книга года (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Научная фантастика

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2016 // Научно-фантастическая книга (США)

номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2016 // Лучшая книга года (США)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (США)

Экранизации:

«Аннигиляция» / «Annihilation» 2017, США, Великобритания, реж: Алекс Гарленд



Похожие произведения:

 

 


Аннигиляция
2015 г.
Аннигиляция
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Annihilation
2014 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2016
2016 г.
(английский)
Знищення
2017 г.
(украинский)
Auslöschung
2017 г.
(немецкий)
Area X: The Southern Reach Trilogy
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большой вопрос к героине: эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие привязанности, склонность к бродяжничеству и алкоголизму, беспорядочные половые связи. Все это логично, если учесть ее детство. Это норма нашего времени. Она отталкивающая, но правдоподобная. Какой диагноз? Соципатизм? шизотипическое расстройство? аутизм? А! Это «крайняя самодостаточность«! Обалдеть ... Социопат — это хорошо!

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никто не знает, откуда взялась Зона Икс – смертельно опасная территория, где творятся аномальные вещи. Тайная правительственная организация отправляет в Зону одну исследовательскую экспедицию за другой. И вот пришло время двенадцатой экспедиции, состоящей из одних женщин: антрополог, психолог, биолог. Ни у одного из персонажей нет имени. Наш рассказчик — Биолог.

Я изначально подходила к книге с враждебным настроем. Мне не понравился фильм, а вернее то, как описывается путь к бессмертию. Удалось получить линию “бессмертных” клеток под названием HeLa. Бессмертие клеток и приводит к образованию опухоли. Когда организм функционирует нормально клетки рождаются и умирают. На место умерших клеток приходят новые. Если старые клетки не умирают, то происходит наслоение, так образуется опухоль, которая может стать злокачественной. То есть автор бессмертием назвал РАК. Браво! И это еще позиционируется, как научная фантастика. Проблема бессмертия не в том, что клетки умирают, а в том, что со временем они перестают обновляться. Организм стареет!

Но я попыталась отстраниться и взглянуть на книгу не предвзято. Женщины исследуют таинственную зону Х, отделенная от нашего мира каким-то барьером. История несколько жутковатая. Мы видим как на протяжении всего повествования меняется рассказчик. Что это? Она сходит с ума? Мы также не знаем, что точно произошло с предыдущими экспедициями; они либо погибли, либо вернулись не полными. Я не буду писать о научной подоплеке романа, так как автор уже дискредитировал себя темой бессмертия. Лучше поговорим об атмосфере и развитии сюжета. Атмосфера книги хороша. Язык автора заслуживает отдельного упоминания. Книга написана очень хорошо. Автор позволяет читателю побывать в зоне Х, вдохнуть ее воздух.

Книга не плохая как ужастик. Есть пугающие сцены — находка изуродованного, пораженного грибком трупа одной женщины... произвело впечатление! У Вандермеера есть стиль. Но над научным аспектом ей стоит поработать!..

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это ужасно. Полное отсутствие сюжета и логики. Пустословие — самое подходящее определение этого «творения»

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучше всего «Аннигиляцию» описывает цитата из самого этого произведения: «Рассказ получился сбивчивый и невнятный, да и чёрт с ним». Лучше и не скажешь!

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу читала после фильма.

Жутко? Завораживающе? Для меня да. Книга короткая и наскучить не успела.

Мне очень понравилась главная героиня (биолог). Было приятно смотреть на странный растительный мир зоны икс ее глазами, изучать различные аномалии и собирать образцы.

Книга оставила очень много вопросов. Надаюсь остальные части не разочаруют.

Очень ждала жуткие сцены из фильма или похожие по атмосферности, но увы. (〒﹏〒)

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достойная научная фантастика, незаслуженно низко оценена на этом сайте. Атмосферно, загадочно, фантастично. Придраться можно к диалогам и некоторым поступкам персонажей, но я лично это книге простил и сразу перешёл ко второй части. «Аннигиляция» может существовать и как самостоятельное произведение, но при этом будет, наверное, слишком много недосказанности.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ерунда. Потерянное время. Экранизация так же плоха, как и книга

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Аннигиляция» — «Консолидация» — «Ассимиляция»

Что необходимо знать об этой трилогии и ее авторе?

Начнем с того, что это один роман, разбитый на три части и издавать его надо, по большому счету, в одном томе. Это в трилогии каждый том описывает нечто новое приключившееся с главными героями. А здесь, все, что могло произойти, случилось в первой книге, а вторая и третья, по большей части, посвящены предыстории героев и только в конце третьей — действие двинется вперед.

***

Вандермеер – большой поклонник русской литературы. А теперь представьте, что кто-то взял «Пикник на обочине» братьев Стругацких (точнее, микс из самой повести и последней версии сценария к фильму Тарковского) и их же «Улитку на склоне». И попытался описать происходящие в них события, добавив с чего все началось и чем упокоится, языком Набокова (которого Вандермеер тоже нежно любит). Если представить удалось, то вы получили вполне адекватное представление об аннотируемой трилогии. Естественно, со своей аномальной Зоной Икс, которую сразу же огородили тремя кордонами войск и всячески изучают, посылая одну за другой экспедиции. Большая часть экспедиций не возвращается вовсе, а те которые возвратились, лучше бы этого не делали.

Стругацких мало интересовал технический аспект и причины возникновения Зоны. Предположения, конечно, высказываются, но на этом все и заканчивается. Для них главное – реакция людей на происходящее. Но в веке нынешнем такое уже не проходит, и хочешь не хочешь, приходится отвечать на вопрос: «А почему все это случилось?».

***

Если говорить о стилистике романов, то первый – по объему являющийся явно повестью – почти чистый экшн. В Зону Икс отправляется очередная экспедиция из четырех женщин. Но только в последующих книгах понимаешь, что оказались они в этом составе отнюдь не случайно.

При чтении «Консолидации» уподобляешься тем самым мышам, которые плакали, давились, но продолжали есть кактус (в надежде стать ежиками). Огромное количество рефлексии на происходящее и набоковского витиеватого языка при минимуме действия. Зато, по окончании вы превращаетесь в полноценных «ежиков», полностью погружаясь в стилистику (неторопливость) автора, чтобы получить в награду уже, более-менее, сбалансированную «Ассимиляцию».

***

Больше о книгах говорить, в общем-то, нечего. Пересказ сюжета, также как и у Стругацких, и у Набокова, совершенно ничего не говорит о реальном тексте.

Хотел бы только отметить еще одну, на мой взгляд, важную деталь.

Современная фантастика похожа на живой растущий организм. Конечно, ценность оригинальных мыслей никто не отменял, но, не менее, сейчас ценится и развитие на новом уровне идей предшественников. И уже никто не кричит – Плагиат! Плагиат! Идет естественный процесс развития литературы, когда, забравшись на плечи гигантов, ты сам стараешься стать им подобным.

***

Рекомендуется для любителей неспешного, «рефлексивного» чтения. Всем остальным достаточно ограничиться «Аннигиляцией».

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Загадочная Зона Икс появилась непонятно как, почему и откуда, ее исследованием занимается некая организация “Южный предел”, время от времени отправляя туда людей. Участница двенадцатой экспедиции, биолог, в виде отчета рассказывает о том, что произошло с ней и ее спутницами.

Атмосфера загадочности просто невероятная, затаив дыхание ждешь дальнейшего проявления какого-нибудь необъяснимого явления. Жаль только, что таких явлений было немного и внимания им уделено было меньше, чем хотелось. По мере чтения, я с жадностью собирал по крупицам все, что можно узнать о Зоне и об экспедиции, изучая поведение ее участников. Со временем вопросов становилось все больше, а ответов нет совсем или одни намеки.

Персонажи — это, пожалуй, самая спорная часть книги. Они обезличены, пусты, вызывают равнодушие либо раздражение. У них нет никакой эмоциональной вовлеченности, взаимодействие друг с другом сухое и, я бы даже сказал, вообще никакое. Главная героиня очень отстраненная, ее воспоминания о прошлом навевают тоску. Было ли задумкой сделать ее внутренний мир таким пустым или же автор просто неумело изобразил интроверта, это так и осталось для меня загадкой.

И пару слов о концовке, она дает полноценное завершение личной истории биолога, намекает на происхождение Зоны Икс и ее обитателей. К сожалению, это мало объясняет общую картину, особенно роль и мотивацию “Южного предела”. Однозначно понравится любителям окунуться в неизвестное и почувствовать ощущение саспенса от невозможности постичь происходящее, но надо быть готовым, что четких объяснений автор не даст.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзывов написана уйма, но я не могу молчать. То, что накопилось, следует куда-то излить. Первая книга серии самая бодрая и читается легче остальных. При этом сама не блещет ни языком, ни захватывающими поворотами. Она не объясняет ничего. Но в первой книге это воспринимается пока ещё нормально, поскольку есть надежда на последующие две книги. «Аннигиляция» оставляет множество вопросов. Есть попытки, но всё же по накалу не дотягивает до хоррора.

Герои ведут себя нелогично — да, но в жизни люди тоже так поступают, сам видел.

Книга не даёт ответов на вопросы — на это есть последующие части; книга, по сути, даёт завязку, зацепку и смысл читать дальше.

Сюжет — необычен, форма «контакта» — тоже, смерть и жизнь — иллюзорны. В целом, есть над чем подумать.

В целом, первая книга читабельна. Как я уже сказал, ни слог, ни персонажи не зацепили. Стал читать дальше только чтобы узнать больше про Зону Икс, узнать, в чем там вся соль.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Аннигиляция» — это по сути аккуратный и лаконичный дневник биолога, которого отправили в экспедицию в таинственную зону Х. Кроме нее в экспедиции участвует еще несколько специалистов — психолог (по совместительству — руководитель экспедиции), тополог и антрополог. Все — женщины. В первый же день группа обнаруживает два объекта — маяк и башню. Правда, башня — это скорее туннель, т.к. постройка уходит в землю, а не в небо. А внутри — нечто странное, с чем предстоит разобраться ученым. Ну, или оно разберется с ними. Маяк заброшен и тоже не вызывает оптимизма, но хотя бы пуст. Впрочем, информационно — очень даже полон. В общем, загадок хватает, объяснений — не очень, да еще и с самими девушками начинает происходить что-то странное...

Мне понравилось, но надо быть готовым к тому, что это книга, которая старается прикинуться научным журналом (журналом наблюдений) в чем, кстати, ее прелесть, но зато она несколько суховата и не дает ответов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

К прочтению рекомендую. Совершенно уникальная вещь, небывалое явление в литературе.

Не случалось ещё такого, чтобы я не понял в книге ничего, совсем ничего и не потому, не смог, а потому, что нет. В книге нет ни сюжета ни героев ни даже концовки. Якобы учёные даже не делают попыток что либо изучать, якобы руководитель даже не делает попытку направить, якобы корпорация даже не делает попыток получить результаты. Всё происходит в сферическом вакууме — непонятно где и когда. Несмотря на факт контакта с инопланетным разумом, в мире ничего не произошло — никто не знает место контакта и даже успели забыть о самом событии. Из пяти героем раскрывают только ГГ, одна исчезает моментально, двое ограничиваются парой фраз. В итоге всё выглядит как набор эссе о тяжестях и прелестях одиночества.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная история увлекающая тебя в свой мир с самых первых страниц и не отпускающая до самого конца повествования. Возможно мир не детализирован и не идеален, но в этом и нет необходимости, потому что все основано на таинственности и неизвестности и каждый читатель может сам додумать все детали и представления о нем. Спустя несколько дней после прочтения словил себя на мысли, что все еще проживаю эту историю у себя в голове и мысленно постоянно к ней возвращаюсь. Неимоверно доволен.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недавно я попытался вкратце передать содержание романа одной своей знакомой. Пересказ получился довольно странный, хотя синопсис я передал точно и не исказил ни одного факта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть некая Зона икс. Как и в результате чего она сформировалась — неясно; что кроется внутри нее — неизвестно. Рассказать о том, что там происходит некому: какие-то научные экспедиции отправлялись в Зону, но ни одна не вернулась назад. Решили отправить четырех женщин. Как зовут женщин — неизвестно; что они собираются там отыскать — непонятно; как они перешли границу Зоны— не объясняется; что с ними происходит в Зоне — не вполне понятно.

После того как я закончил, подруга задала резонный вопрос: «А это… точно хорошая книга?». И тут я крепко задумался. Походил кругами, поплевал в потолок. Наконец, наступил прокрастинации на горло и решил написать об этом интересном образце вирд-фикшна. Надо же разобраться: что к чему? Тем более в голове вертелась фраза знакомого книголюба, который утверждал некогда, что «за красивые глаза Небьюлу не дают».

Один случайный рецензент Кинопоиска отметил, что в голливудской экранизации романа нет ни одной избыточной сцены. Судить об этом не берусь. Я не слишком внимательно смотрел картину Гарленда, и сильного впечатления она на меня не произвела, хотя и понравилась. Однако содержание книги наталкивает на схожую мысль об отсутствии лишнего. «Аннигиляция» — отжатый насухо роман. Действия в нем не больше, чем нужно для того, чтобы запустить читательское воображение. То же и с эмоциями. До самой последней главы переживания героини подаются очень скупо. Увязнуть в обилии описательных сцен не выйдет. Схитрить, переложив на автора необходимость рисовать картинку, тоже не получится. Многие читатели несправедливо обвиняют Вандермеера в графоманстве. Нет, друзья, Глуховский тут не проходил.

Роман едва ли придется по вкусу как приверженцам строгой научной фантастики, так и любителем искать в литературных образах символы и закодированные тайные послания. «Аннигиляция» — это чертова бездна психологии и символизма. Вот только автор, оставляя широкое поле для интерпретации всех чудес Зоны и странностей, происходящих с героями, не делает ни одной попытки объяснить хоть что-нибудь. Он словно бы напускает туман из-за плотной театральной ширмы, за которой ничего нет, а впоследствии и вовсе отстраняется от собственной пьесы, притворяя за собой дверь. «Ответов для вас нет, приходите завтра» — издевательски говорит тебе обложка первой книги трилогии. В этом и проблема. В отсутствии явных ключей для разгадки щедро рассыпанные по тексту символы не имеют никакой цены. Что толку придумывать разнообразные объяснения происходящему, если в итоге так и останется неясным: кто и зачем выстроил подземную башню, почему так важен смотритель маяка, какие неведомые твари нападают на людей со стороны моря, кто стонет по ночам на болотах и т. д.

Почему у романа такое название? Я встречал высказывания в духе «пустопорожние умствования героини нужно было как-то красиво обозвать… чтобы сходу отдавало безысходностью и фатализмом». Не согласен. Возможно, так говорят, когда представляют аннигиляцию взаимным уничтожением двух веществ различной природы. Например, человеческий и инопланетный разум. Столкнулись в попытке понять друг друга, не поняли — и взаимно уничтожились. Конец. Однако, если не ошибаюсь, аннигиляция — не тотальное «деление на нуль», а форма контакта, определяющая переход материи в качественно новое состояние. Как мне кажется, именно такой переход Вандермеер и попытался представить в виде исследовательской экспедиции группы ученых в загадочную Зону икс. Фантаст считает, что качественная трансформация материи — читай: сознание человека — невозможна без контакта с чем-то непостижимым. Ломая тонкие стены рационального мышления, контакт трансформирует человека и отрицает его для традиционной реальности.

Но здесь, подойдя к интересной в общем-то мысли, Вандермеер опять врубает заднюю и трусливо отступает назад. Зона — это метафора человека, который «аннигилирует» пространство вокруг себя? Или Зона — это пришелец, замысел которого не понять? А может и нет никакого замысла вовсе? Ау, автор, ведь вы же сказали А, но где же такое необходимое Б? Даже эта бесконечная чехарда сюрреалистичных странствий от подземной башни до маяка как будто не резонирует с переживаниями главной героини! То ли счастливый, то ли несчастливый в профессии биолог-женщина, которая то ли любит мужа, то ли не любит и считает его уход будничным событием. Читатель во мне негодует: ну объясните же ее расслабленное поведение и апатичное отношение к происходящему. Причем несправедливо было бы заявлять о том, что автор просто не знает, какого героя хочет создать. В этом случае он не дал бы ей такое говорящие прозвище «Кукушка». К сожалению, как и в случае с тайнами Зоны, — авторскую трактовку мы не получим.

И в этом, кстати, слабость романа по отношению к «Солярису», с которым неизбежно сравнивают «Аннигиляцию». Человек, который отправляется в космос с чемоданами, под завязку набитыми предрассудками, страхами и страстями, — это реальный действующий персонаж. Кукушка-биолог — бесстрастный наблюдатель, которому Гекуба приходится до известного места. Не выдерживает сравнения роман и с «Пикником на обочине». Это совершенно разные произведения. Акт Посещения, который был важен в романе АБС, в «Аннигиляции» полностью вынесен за скобки. Зона икс — не место, где вскрывается звериная сущность человека, не испытание для его интеллекта или веры. Миру, выдуманному Вандермеером не нужны кириллы пановы. Тут даже ученые говорят ненаучно.

В претензию автору ставят и то, что он создал безликий мир. В романе нет имен, предыстория отсутствует, нам даже не рассказывают, что происходит там — снаружи от границы Зоны икс. Не могу сказать, что это минус. Представьте себе, что в каком-нибудь глухом уголке России возникла подобная Зона. Это не голливудский фильм — светопреставления не будет. Для начала Зону обложат военными кордонами, установят охранные посты и контрольно-пропускные пункты. Близлежащие поселения эвакуируют, не задаваясь вопросами расселения, журналистам дают от ворот поворот, информационные каналы чистят от лишнего шума — словом, Зону полностью изолируют от внешнего мира. Теперь все, что окажется внутри Зоны, будет выключено из повседневной жизни огромной страны. Мир за пределами границ не существует и реален лишь в той мере, в которой ты готов рискнуть с боем прорваться через заградительные посты.

Изолированность Зоны — то удачное, что нельзя не отметить в романе Вандермеера. Ощущение инаковости пространства исходит с каждой страницы. В какой-то момент кажется, что за ее пределами мир давно кончился, Земля — перестала существовать. Есть только нетронутая человеком природа, чистое голубое небо, ядовито-зеленая трава и странная жизнь, которую не хочется прерывать. Равно как и чтение: сто пятьдесят шесть электронных страниц пролетели за короткий вечер. Может и я уже не совсем тот читатель, который начал писать этот отзыв? Может мне понравилось больше, чем кажется сейчас? Не уверен, не помню. Воткну 6 из 10, уплыву на лодке навстречу Лему и не притронусь к этой трилогии.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный научно-фантастический роман Джеффа Вандермеера меня даже впечатлил.

«Аннигиляция» — это потрясающая фантасмагорическая история, описывающая экспедицию в таинственную Зону Икс. Так как я любитель сюрреализма, человек, не брезгующий данным художественным направлением, на меня произвели впечатление, по-настоящему, фантастические и нереальные пейзажи и образы. Хочется заметить, что данный роман не является повествовательным, эта история сугубо описательная. Мы лишь созерцаем необыкновенные, волнующие воображение художественные реалии книги.

Хоть «Аннигиляция» и является психологическим и концептуальным подражателем «Пикника на обочине» Стругацких и в чём-то очень сильно напоминает лемовский «Солярис», но такие ассоциации не делают роман вторичным. Роман, действительно, оригинальный. Ничего подобного я раньше не читал. Сюрреалистическая фантасмагория о Внеземном. Вандермеер подарил мне массу впечатлений и эмоций, дал волю фантазии и размышлениям. Редко когда научно-фантастический роман впечатляет меня таким сильным психологизмом и визуальной концепцией.

Хочется также заметить, что «Аннигиляция» Дж. Вандермеера — это не «твёрдая» научная фантастика. Я воспринимаю данную историю, как созерцательную абсурдистскую фантасмагорию с большим количеством образов, которые наводят на определённые размышления философского рода, пусть даже и на несколько тривиальные в научной фантастике темы: дано ли нам понять чужеродное, внеземное? Каков же будет контакт? И будет ли вообще? И можно ли назвать контактом попытки познать непознаваемое?

Мне очень понравилось. Но воспринимать данное творение как «твёрдый» научно-фантастический роман просто нельзя.

Экранизация Гарленда является более повествовательной, нежели вандермееровский первоисточник. Как мне кажется, роман и кинокартина в данном случае — равноценные произведения. Хотя в фильме Алекса Гарленда история приобретает гораздо более чёткие очертания и форму, нежели роман, представляющий собой некое сюрреалистическое видение в бреду.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх