FantLab ru

Джефф Вандермеер «Аннигиляция»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.66
Голосов:
551
Моя оценка:
-

подробнее

Аннигиляция

Annihilation

Роман, год; цикл «Зона Икс»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Район Икс десятилетиями был отрезан от остального континента. Природа поглотила последние следы человеческой цивилизации. Первая экспедиция вернулась с отчётом о нетронутых райских пейзажах; все члены второй покончили жизнь самоубийством; третья экспедиция погибла под градом обстрела, когда её участники обернулись друг против друга; члены одиннадцатого похода вернулись тенями своих бывших «я» и в течение нескольких месяцев все скончались от агрессивного рака.

Это — двенадцатая экспедиция.

Их группа состоит из четырёх женщин: антрополога, топографа, психолога — фактического лидера и биолога — нашего рассказчика. Их миссия — составить карту территории и собрать образцы; записать все свои наблюдения, как научные, так и другие — об окружающей обстановке и друг о друге. И прежде всего, им необходимо избежать пагубного влияния самого Района Икс.

Они прибывают, ожидая неожиданного, и Район Икс не подводит — они обнаруживают внушительную топографическую аномалию и формы жизни, находящиеся за пределами понимания. Но именно те неожиданности, что участники экспедиции пронесли через границу, и тайны, которые они хранят друг от друга, меняют всё.

© Перевод аннотации teaspoon

Входит в:

— цикл «Зона Икс»

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards Showcase 2016», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2014 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2014 // Роман

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2015 // Зарубежная книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (9 050 голосов)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2014 // Книга года (США)

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2015 // Зарубежный роман (США)

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2015 // Лучший зарубежный роман

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Научная фантастика

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2016 // Научно-фантастическая книга (США)

номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2016 // Лучшая книга года (США)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2017 // Переводной роман (США)

Экранизации:

«Аннигиляция» / «Annihilation» 2017, США, Великобритания, реж: Алекс Гарленд



Похожие произведения:

 

 


Аннигиляция
2015 г.
Аннигиляция
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Annihilation
2014 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2016
2016 г.
(английский)
Знищення
2017 г.
(украинский)
Auslöschung
2017 г.
(немецкий)
Area X: The Southern Reach Trilogy
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Аннигиляция» — «Консолидация» — «Ассимиляция»

Что необходимо знать об этой трилогии и ее авторе?

Начнем с того, что это один роман, разбитый на три части и издавать его надо, по большому счету, в одном томе. Это в трилогии каждый том описывает нечто новое приключившееся с главными героями. А здесь, все, что могло произойти, случилось в первой книге, а вторая и третья, по большей части, посвящены предыстории героев и только в конце третьей — действие двинется вперед.

***

Вандермеер – большой поклонник русской литературы. А теперь представьте, что кто-то взял «Пикник на обочине» братьев Стругацких (точнее, микс из самой повести и последней версии сценария к фильму Тарковского) и их же «Улитку на склоне». И попытался описать происходящие в них события, добавив с чего все началось и чем упокоится, языком Набокова (которого Вандермеер тоже нежно любит). Если представить удалось, то вы получили вполне адекватное представление об аннотируемой трилогии. Естественно, со своей аномальной Зоной Икс, которую сразу же огородили тремя кордонами войск и всячески изучают, посылая одну за другой экспедиции. Большая часть экспедиций не возвращается вовсе, а те которые возвратились, лучше бы этого не делали.

Стругацких мало интересовал технический аспект и причины возникновения Зоны. Предположения, конечно, высказываются, но на этом все и заканчивается. Для них главное – реакция людей на происходящее. Но в веке нынешнем такое уже не проходит, и хочешь не хочешь, приходится отвечать на вопрос: «А почему все это случилось?».

***

Если говорить о стилистике романов, то первый – по объему являющийся явно повестью – почти чистый экшн. В Зону Икс отправляется очередная экспедиция из четырех женщин. Но только в последующих книгах понимаешь, что оказались они в этом составе отнюдь не случайно.

При чтении «Консолидации» уподобляешься тем самым мышам, которые плакали, давились, но продолжали есть кактус (в надежде стать ежиками). Огромное количество рефлексии на происходящее и набоковского витиеватого языка при минимуме действия. Зато, по окончании вы превращаетесь в полноценных «ежиков», полностью погружаясь в стилистику (неторопливость) автора, чтобы получить в награду уже, более-менее, сбалансированную «Ассимиляцию».

***

Больше о книгах говорить, в общем-то, нечего. Пересказ сюжета, также как и у Стругацких, и у Набокова, совершенно ничего не говорит о реальном тексте.

Хотел бы только отметить еще одну, на мой взгляд, важную деталь.

Современная фантастика похожа на живой растущий организм. Конечно, ценность оригинальных мыслей никто не отменял, но, не менее, сейчас ценится и развитие на новом уровне идей предшественников. И уже никто не кричит – Плагиат! Плагиат! Идет естественный процесс развития литературы, когда, забравшись на плечи гигантов, ты сам стараешься стать им подобным.

***

Рекомендуется для любителей неспешного, «рефлексивного» чтения. Всем остальным достаточно ограничиться «Аннигиляцией».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Загадочная Зона Икс появилась непонятно как, почему и откуда, ее исследованием занимается некая организация “Южный предел”, время от времени отправляя туда людей. Участница двенадцатой экспедиции, биолог, в виде отчета рассказывает о том, что произошло с ней и ее спутницами.

Атмосфера загадочности просто невероятная, затаив дыхание ждешь дальнейшего проявления какого-нибудь необъяснимого явления. Жаль только, что таких явлений было немного и внимания им уделено было меньше, чем хотелось. По мере чтения, я с жадностью собирал по крупицам все, что можно узнать о Зоне и об экспедиции, изучая поведение ее участников. Со временем вопросов становилось все больше, а ответов нет совсем или одни намеки.

Персонажи — это, пожалуй, самая спорная часть книги. Они обезличены, пусты, вызывают равнодушие либо раздражение. У них нет никакой эмоциональной вовлеченности, взаимодействие друг с другом сухое и, я бы даже сказал, вообще никакое. Главная героиня очень отстраненная, ее воспоминания о прошлом навевают тоску. Было ли задумкой сделать ее внутренний мир таким пустым или же автор просто неумело изобразил интроверта, это так и осталось для меня загадкой.

И пару слов о концовке, она дает полноценное завершение личной истории биолога, намекает на происхождение Зоны Икс и ее обитателей. К сожалению, это мало объясняет общую картину, особенно роль и мотивацию “Южного предела”. Однозначно понравится любителям окунуться в неизвестное и почувствовать ощущение саспенса от невозможности постичь происходящее, но надо быть готовым, что четких объяснений автор не даст.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отзывов написана уйма, но я не могу молчать. То, что накопилось, следует куда-то излить. Первая книга серии самая бодрая и читается легче остальных. При этом сама не блещет ни языком, ни захватывающими поворотами. Она не объясняет ничего. Но в первой книге это воспринимается пока ещё нормально, поскольку есть надежда на последующие две книги. «Аннигиляция» оставляет множество вопросов. Есть попытки, но всё же по накалу не дотягивает до хоррора.

Герои ведут себя нелогично — да, но в жизни люди тоже так поступают, сам видел.

Книга не даёт ответов на вопросы — на это есть последующие части; книга, по сути, даёт завязку, зацепку и смысл читать дальше.

Сюжет — необычен, форма «контакта» — тоже, смерть и жизнь — иллюзорны. В целом, есть над чем подумать.

В целом, первая книга читабельна. Как я уже сказал, ни слог, ни персонажи не зацепили. Стал читать дальше только чтобы узнать больше про Зону Икс, узнать, в чем там вся соль.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр!!!!!!! За всю историю литературы написана лишь единственная вещь, которая превосходит «Аннигиляцию» по силе, филигранности и логике построения сюжета, великолепию слога и мастерству психологического портрета. Я знаю точно, кто был учителем, сэнсэем и литературным гуру этого гения! Конечно же, наш великий соотечественник — Александр Лобанов, создавший феноменальную «Жестокую Голактику». В каждом слове, высеченном золотыми буквами, заметно влияние сего бессмертного произведения. «Аннигиляции» по праву место в Золотом, нет, в Платиновом, нет... в Бриллиантовом Фонде мировой литературы.

Плевался и матерился самыми отборными выражениями, пока читал сие сокровище. Если б потратил на это всепревосходное творение авторского ума еще и деньги, купив печатное издание, моя дорогая Жаба застрелила бы меня из дробовика, презрительно пожалев силы на то, чтобы традиционно задушить. Я себя спас от этой расправы, поскольку бумага и краска в принтере не стоила мне ни копейки. Распечатка заняла почетное место на гвозде, прибитом к стенке сортира.

Оценка: 2
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Аннигиляция» — это по сути аккуратный и лаконичный дневник биолога, которого отправили в экспедицию в таинственную зону Х. Кроме нее в экспедиции участвует еще несколько специалистов — психолог (по совместительству — руководитель экспедиции), тополог и антрополог. Все — женщины. В первый же день группа обнаруживает два объекта — маяк и башню. Правда, башня — это скорее туннель, т.к. постройка уходит в землю, а не в небо. А внутри — нечто странное, с чем предстоит разобраться ученым. Ну, или оно разберется с ними. Маяк заброшен и тоже не вызывает оптимизма, но хотя бы пуст. Впрочем, информационно — очень даже полон. В общем, загадок хватает, объяснений — не очень, да еще и с самими девушками начинает происходить что-то странное...

Мне понравилось, но надо быть готовым к тому, что это книга, которая старается прикинуться научным журналом (журналом наблюдений) в чем, кстати, ее прелесть, но зато она несколько суховата и не дает ответов.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К прочтению рекомендую. Совершенно уникальная вещь, небывалое явление в литературе.

Не случалось ещё такого, чтобы я не понял в книге ничего, совсем ничего и не потому, не смог, а потому, что нет. В книге нет ни сюжета ни героев ни даже концовки. Якобы учёные даже не делают попыток что либо изучать, якобы руководитель даже не делает попытку направить, якобы корпорация даже не делает попыток получить результаты. Всё происходит в сферическом вакууме — непонятно где и когда. Несмотря на факт контакта с инопланетным разумом, в мире ничего не произошло — никто не знает место контакта и даже успели забыть о самом событии. Из пяти героем раскрывают только ГГ, одна исчезает моментально, двое ограничиваются парой фраз. В итоге всё выглядит как набор эссе о тяжестях и прелестях одиночества.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная история увлекающая тебя в свой мир с самых первых страниц и не отпускающая до самого конца повествования. Возможно мир не детализирован и не идеален, но в этом и нет необходимости, потому что все основано на таинственности и неизвестности и каждый читатель может сам додумать все детали и представления о нем. Спустя несколько дней после прочтения словил себя на мысли, что все еще проживаю эту историю у себя в голове и мысленно постоянно к ней возвращаюсь. Неимоверно доволен.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недавно я попытался вкратце передать содержание романа одной своей знакомой. Пересказ получился довольно странный, хотя синопсис я передал точно и не исказил ни одного факта.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть некая Зона икс. Как и в результате чего она сформировалась — неясно; что кроется внутри нее — неизвестно. Рассказать о том, что там происходит некому: какие-то научные экспедиции отправлялись в Зону, но ни одна не вернулась назад. Решили отправить четырех женщин. Как зовут женщин — неизвестно; что они собираются там отыскать — непонятно; как они перешли границу Зоны— не объясняется; что с ними происходит в Зоне — не вполне понятно.

После того как я закончил, подруга задала резонный вопрос: «А это… точно хорошая книга?». И тут я крепко задумался. Походил кругами, поплевал в потолок. Наконец, наступил прокрастинации на горло и решил написать об этом интересном образце вирд-фикшна. Надо же разобраться: что к чему? Тем более в голове вертелась фраза знакомого книголюба, который утверждал некогда, что «за красивые глаза Небьюлу не дают».

Один случайный рецензент Кинопоиска отметил, что в голливудской экранизации романа нет ни одной избыточной сцены. Судить об этом не берусь. Я не слишком внимательно смотрел картину Гарленда, и сильного впечатления она на меня не произвела, хотя и понравилась. Однако содержание книги наталкивает на схожую мысль об отсутствии лишнего. «Аннигиляция» — отжатый насухо роман. Действия в нем не больше, чем нужно для того, чтобы запустить читательское воображение. То же и с эмоциями. До самой последней главы переживания героини подаются очень скупо. Увязнуть в обилии описательных сцен не выйдет. Схитрить, переложив на автора необходимость рисовать картинку, тоже не получится. Многие читатели несправедливо обвиняют Вандермеера в графоманстве. Нет, друзья, Глуховский тут не проходил.

Роман едва ли придется по вкусу как приверженцам строгой научной фантастики, так и любителем искать в литературных образах символы и закодированные тайные послания. «Аннигиляция» — это чертова бездна психологии и символизма. Вот только автор, оставляя широкое поле для интерпретации всех чудес Зоны и странностей, происходящих с героями, не делает ни одной попытки объяснить хоть что-нибудь. Он словно бы напускает туман из-за плотной театральной ширмы, за которой ничего нет, а впоследствии и вовсе отстраняется от собственной пьесы, притворяя за собой дверь. «Ответов для вас нет, приходите завтра» — издевательски говорит тебе обложка первой книги трилогии. В этом и проблема. В отсутствии явных ключей для разгадки щедро рассыпанные по тексту символы не имеют никакой цены. Что толку придумывать разнообразные объяснения происходящему, если в итоге так и останется неясным: кто и зачем выстроил подземную башню, почему так важен смотритель маяка, какие неведомые твари нападают на людей со стороны моря, кто стонет по ночам на болотах и т. д.

Почему у романа такое название? Я встречал высказывания в духе «пустопорожние умствования героини нужно было как-то красиво обозвать… чтобы сходу отдавало безысходностью и фатализмом». Не согласен. Возможно, так говорят, когда представляют аннигиляцию взаимным уничтожением двух веществ различной природы. Например, человеческий и инопланетный разум. Столкнулись в попытке понять друг друга, не поняли — и взаимно уничтожились. Конец. Однако, если не ошибаюсь, аннигиляция — не тотальное «деление на нуль», а форма контакта, определяющая переход материи в качественно новое состояние. Как мне кажется, именно такой переход Вандермеер и попытался представить в виде исследовательской экспедиции группы ученых в загадочную Зону икс. Фантаст считает, что качественная трансформация материи — читай: сознание человека — невозможна без контакта с чем-то непостижимым. Ломая тонкие стены рационального мышления, контакт трансформирует человека и отрицает его для традиционной реальности.

Но здесь, подойдя к интересной в общем-то мысли, Вандермеер опять врубает заднюю и трусливо отступает назад. Зона — это метафора человека, который «аннигилирует» пространство вокруг себя? Или Зона — это пришелец, замысел которого не понять? А может и нет никакого замысла вовсе? Ау, автор, ведь вы же сказали А, но где же такое необходимое Б? Даже эта бесконечная чехарда сюрреалистичных странствий от подземной башни до маяка как будто не резонирует с переживаниями главной героини! То ли счастливый, то ли несчастливый в профессии биолог-женщина, которая то ли любит мужа, то ли не любит и считает его уход будничным событием. Читатель во мне негодует: ну объясните же ее расслабленное поведение и апатичное отношение к происходящему. Причем несправедливо было бы заявлять о том, что автор просто не знает, какого героя хочет создать. В этом случае он не дал бы ей такое говорящие прозвище «Кукушка». К сожалению, как и в случае с тайнами Зоны, — авторскую трактовку мы не получим.

И в этом, кстати, слабость романа по отношению к «Солярису», с которым неизбежно сравнивают «Аннигиляцию». Человек, который отправляется в космос с чемоданами, под завязку набитыми предрассудками, страхами и страстями, — это реальный действующий персонаж. Кукушка-биолог — бесстрастный наблюдатель, которому Гекуба приходится до известного места. Не выдерживает сравнения роман и с «Пикником на обочине». Это совершенно разные произведения. Акт Посещения, который был важен в романе АБС, в «Аннигиляции» полностью вынесен за скобки. Зона икс — не место, где вскрывается звериная сущность человека, не испытание для его интеллекта или веры. Миру, выдуманному Вандермеером не нужны кириллы пановы. Тут даже ученые говорят ненаучно.

В претензию автору ставят и то, что он создал безликий мир. В романе нет имен, предыстория отсутствует, нам даже не рассказывают, что происходит там — снаружи от границы Зоны икс. Не могу сказать, что это минус. Представьте себе, что в каком-нибудь глухом уголке России возникла подобная Зона. Это не голливудский фильм — светопреставления не будет. Для начала Зону обложат военными кордонами, установят охранные посты и контрольно-пропускные пункты. Близлежащие поселения эвакуируют, не задаваясь вопросами расселения, журналистам дают от ворот поворот, информационные каналы чистят от лишнего шума — словом, Зону полностью изолируют от внешнего мира. Теперь все, что окажется внутри Зоны, будет выключено из повседневной жизни огромной страны. Мир за пределами границ не существует и реален лишь в той мере, в которой ты готов рискнуть с боем прорваться через заградительные посты.

Изолированность Зоны — то удачное, что нельзя не отметить в романе Вандермеера. Ощущение инаковости пространства исходит с каждой страницы. В какой-то момент кажется, что за ее пределами мир давно кончился, Земля — перестала существовать. Есть только нетронутая человеком природа, чистое голубое небо, ядовито-зеленая трава и странная жизнь, которую не хочется прерывать. Равно как и чтение: сто пятьдесят шесть электронных страниц пролетели за короткий вечер. Может и я уже не совсем тот читатель, который начал писать этот отзыв? Может мне понравилось больше, чем кажется сейчас? Не уверен, не помню. Воткну 6 из 10, уплыву на лодке навстречу Лему и не притронусь к этой трилогии.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный научно-фантастический роман Джеффа Вандермеера меня даже впечатлил.

«Аннигиляция» — это потрясающая фантасмагорическая история, описывающая экспедицию в таинственную Зону Икс. Так как я любитель сюрреализма, человек, не брезгующий данным художественным направлением, на меня произвели впечатление, по-настоящему, фантастические и нереальные пейзажи и образы. Хочется заметить, что данный роман не является повествовательным, эта история сугубо описательная. Мы лишь созерцаем необыкновенные, волнующие воображение художественные реалии книги.

Хоть «Аннигиляция» и является психологическим и концептуальным подражателем «Пикника на обочине» Стругацких и в чём-то очень сильно напоминает лемовский «Солярис», но такие ассоциации не делают роман вторичным. Роман, действительно, оригинальный. Ничего подобного я раньше не читал. Сюрреалистическая фантасмагория о Внеземном. Вандермеер подарил мне массу впечатлений и эмоций, дал волю фантазии и размышлениям. Редко когда научно-фантастический роман впечатляет меня таким сильным психологизмом и визуальной концепцией.

Хочется также заметить, что «Аннигиляция» Дж. Вандермеера — это не «твёрдая» научная фантастика. Я воспринимаю данную историю, как созерцательную абсурдистскую фантасмагорию с большим количеством образов, которые наводят на определённые размышления философского рода, пусть даже и на несколько тривиальные в научной фантастике темы: дано ли нам понять чужеродное, внеземное? Каков же будет контакт? И будет ли вообще? И можно ли назвать контактом попытки познать непознаваемое?

Мне очень понравилось. Но воспринимать данное творение как «твёрдый» научно-фантастический роман просто нельзя.

Экранизация Гарленда является более повествовательной, нежели вандермееровский первоисточник. Как мне кажется, роман и кинокартина в данном случае — равноценные произведения. Хотя в фильме Алекса Гарленда история приобретает гораздо более чёткие очертания и форму, нежели роман, представляющий собой некое сюрреалистическое видение в бреду.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вандермеер, как мифотворец, покорил меня «Городом Святых и Безумцев». Второй раз он покорил меня уже как мифопереложец, «Венисс под землей», переписав так сочно и мясно миф об Орфее и Эвридике.

Эту же книжку я прочитал за день, не мог оторваться, но восторга уже не испытывал, как ранее. Потому что все происходящее, от чего-то было дико знакомым. Тот же миф, те же грибы, только слог уже какой-то неуверенный и скомканный.

Фильм — посмотрю, а вот продолжения читать не буду. Поставил бы 0 (-10 + 10), но такой оценки нет, потому поставлю 10. Очень сильно разочарован. А ведь еще «Борн» непрочитанный лежит.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К большому счастью, книга очень короткая, потому что это полный ... Единственное, что хорошего в этой книге — задумка. Аномальная зона, в которой не действуют обычные законы физики (хотя из текста книги я не заметил ни одного момента, где бы не действовали законы физики) и экспедиции, которые ходят в нее для исследования — достаточно неплохая завязка сюжета на которой можно было бы построить интересную книгу. Но ничего интересного у автора не получилось. Очередная экспедиция (о которой, собственно, книга) после долгой подготовки оказалась совершенно неподготовленной к нестандартным ситуациям. Как результат — все пошло наперекосяк в первый же день и закончилось в течение нескольких следующих дней. Подача текста постоянно меняется. Текст условно можно разделить на три части — флэшбеки главной героини, где она вспоминает всякую бесполезную для читателя информацию из прошлого, основная история (которая, в целом, совсем не интересна, кроме пары моментов) и самокопание героини и описание ее мыслей о том, что она видит. Эти три части в хаотичном порядке меняются местами, но доминирует именно часть с самокопанием. В результате книга на 185 страниц читается так, будто там страниц 500. Вся психологическая составляющая книги — неудачная попытка нагнать саспенса, которая, вместо того, утомляет и клонит в сон.

В целом мы получили книгу, которая не имеет ни нормальной подачи сюжета, ни ответов на вопросы, которые возникают, пока читаешь книгу, ни какого-либо глобального смысла в сюжете. Текст ради текста. Чистая графомания.

Надеюсь, что следующие две книги будут лучше, но пока не рекомендую читать эту книгу никому.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга.

Был немало удивлен, прочитав негативные отзывы. Кажется, рецензенты то ли не вчитывались в текст, то ли вообще читали только аннотацию.

«Почему в экспедицию идут четыре бой-бабы, что за феминизм?!» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
потому что это вообще не экспедиция, а серия экспериментов над различными группами людей и, отчасти, жертвоприношение, позволяющее замедлить экспансию Зоны.

«Почему биолог ведет себя так непрофессионально?» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
потому что это отчасти Лавкрафт, друзья, мощная тяга иррационального описана автором как нельзя лучше.

«Почему в книге такая безысходность? А еще мне финал не понравился...» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
знаете, есть такая вещь, как открытый финал. Некоторым нравится.

По отзывам вообще складывается ощущение, что это «Улитку на склоне» издали в серии «S.T.A.L.K.E.R.», и теперь школьники тщетно пытаются понять, где тут боевик и почему всё так непонятно.

Еще «Аннигиляция» очень напоминает две вещи — «Туман» Кинга (ну или «Мглу», кому какой перевод нравится) и «Дагора» Марии Галиной.

И вообще, хоррор, оказывающийся годной НФ — что может быть лучше?

P.S. Единственное, что вызывает вопросы — это работа переводчика и редактора. Довольно странный выбор терминов (тропический лес на границе Арктики?), тавтология, перегруженность предложений... Но, возможно, это вина автора.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Именно такой должна быть реалистичная научная фантастика

***

«Аннигиляция» — ярчайший пример того, что оценки и рецензии мало соответствуют наполнению текста книги. Правда, остается вопрос – подобное наблюдается только среди постсоветского общества или повсеместно? Учитывая ярчайшую экранизацию, кажется, что всё-таки первая версия более жизнеспособна. К счастью.

Роман «Аннигиляция» очень своеобразен. Он нетипичен относительно современных вех фантастики. «Аннигиляция» мала по объёму, лишь один главный герой, абсолютное отсутствие водянистости текста. Но куда сильнее книгу выделяет именно фундаментальность подхода к понятию «контакта с иным разумом». Что-то близкое было только у Мьевиля («Посольский город») и Стивенсона («Анафем»). Речь идет, естественно, о невозможности понимания, которая возникает между двумя разными разумами. И, как следствие, наступает аннигиляция (=разрушение). После таких выстуженных произведений многие книги кажутся слишком наивными и простыми. В продолжении особенностей книги – здесь нет имен, нет точных названий, нет географических и временных данных. И ведь именно так выглядело бы происходящее, имей оно место быть. Человек не знал бы кто и когда создал Зону Икс, не знал бы, где границы и так далее. По крайней мере, какое-то время. Плюс ко всему произведение имеет форму повествования-дневника. А это – сжатые фразы, минимум изящных описаний, рубленные предложения, порою – поток сознания. Иными словами, «Аннигиляция» — это вейрд-фикшн – жанр, который достаточно популярен в некоторых кругах.

Сюжет произведения строится вокруг экспедиции главной героини – биолога в Зону Икс – таинственное образование, которое находится «нигде», из которого «никто не возвращается». Биолог входит в Зону с несколькими другими учеными. Цель у экспедиции одна – пойти по стопам прошлых экспедиций и выяснить чуть больше, чем знают сейчас. По сути финал романа предсказуем сразу, как становится известна судьба прошлых попыток войти в Зону Икс. И при этом Вандермеер держит интригу – что это всё-таки за место и что вообще там происходит? Ближе к финалу книги автор начинает подавать материал не только «здесь и сейчас», но «там и тогда». Идут экскурсы в прошлое путем воспоминаний и дневников. От этого картина становится чуть более понятно. И всё же остаются вопросы. Их даже больше, чем ответов. После прочтения «Аннигиляции» практически ничего непонятно относительно самой Зоны Икс. Кроме некоторых моментов.

И здесь нельзя не сказать о подтекстах книги Вандермеера. Один из них озвучен выше (контакт). Джефф видит его именно таким. И если он случится, то я уверен, что будет нечто похожее именно на это, нежели на что-то попсовое («Инопланетянин» и Ко). Различия в восприятии всего – вот, что будет объединять контактирующие виды. Второй подтекст – относительность смерти. К этому важному выводу приходит

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
биолог, когда, как ей кажется, она понимает Зону. И в какой-то мере подобная философская трактовка бытия имеет место быть
. Наконец, еще один слой – это люди-функции. Они есть и всегда будут. Жить от этого не становится проще. Нужно просто принять подобную расстановку сил. В конце концов, ест тот, кто сильнее (снова отсылка к эволюционной парадигме).

Заключение: «Аннигиляция» — отличный роман, который не зря получил экранизацию. Роман спорный, необычный. Читать его немного тяжело, пусть объём произведения мал. Всех, кто только думает с ним ознакомиться, хочу предупредить – не засоряйте ум аллюзией на труд АБС (он хорош, это бесспорно). «Пикник на обочине» и «Аннигиляция» — совершенно не похожие произведения. В них слишком много разного и мало общего (общего – факт таинственной зоны). И самое главное – в них абсолютно разные акценты. И занижать оценки «Аннигиляции» только за существование «Пикника» — это очень топорно и наивно. Надо смотреть шире и дальше. Обязательно прочту продолжение. Есть предчувствие, что второй роман отличается от первого.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея прочитать книгу возникла после просмотра фильма Гарленда, который вызвал желание прочитать первоисточник. Сказано — сделано, на следующее утро книга была куплена в play store (там, вроде, даже скидка на всю трилогию сейчас), и... почему она столь мала? 159 «телефонных» страниц оставляют ощущение того, что тебе чего-то не доложили, особенно в сравнении с бумажным изданием на все 256 (хотя, судя по остальным отзывам, там применен любимый прием «студенческая верстка» с конскими шрифтами и интервалами). Но, не будем ударяться в технические вопросы.

Произведение рассказывает о сверхсекретной правительственной организации, которая занимается изучением некой «Зоны X», в которую трудно зайти, и невозможно выйти самостоятельно. Туда отправляют разнообразные экспедиции с примерно одними, как утверждается, целями — наблюдение и запись всего, что происходит, в журнал повышенной прочности, любую технику брать нельзя, даже часы и компас, есть только карты и пленочный фотоаппарат, а для проявления снимков нужна импровизированная фотолаборатория. Зона встречает четырех безымянных героинь загадками и странностями, после чего и начинается основной сюжет.

Сюжет напоминает два бессмертных произведения — «Хребты Безумия» Лавкрафта, которые тут проглядываются почти везде, и... «Похождения бравого солдата Швейка». Неожиданно? Ну, посудите сами — все четыре главы действия состоят из своеобразного анабасиса героини-биолога от пещеры к маяку и обратно, правда, тут он насыщен не абсурдом и сатирой, а попытками автора сделать кашу еще гуще — история экспедиции перебивается раскрытием семейной и личной драмы героини (кстати, довольно неплохой и законченной), гнетущей атмосферой и «ужасными» открытиями.

Проблем у книги много. Во-первых, она скомкана и странно структурирована — как эпизод сериала, который вечно прерывается на рекламу (как раз те самые вставки о семье и драме). Во-вторых, но это, возможно, проблемы перевода — даже самые причудливые формы речи, используемые автором, плохо справляются с описанием непознаваемых ужасов и чудовищных встреч, зато, и это плюс, хорошо работают с физическим хоррором — описания травм и посмертных изменений удались на славу. В-третьих, автор пытался сделать «Аннигиляцию» еще и своеобразной притчей, со всеми высокопарными текстами в подземельях и безымянными героями, но получилось это как-то неловко и натужно, по крайней мере, в первой книге. Стоит также отметить очень своеобразную реалистическую часть сюжета — саму экспедицию и ее членов — и тут у Вандермеера как-то не задалось: героини не работают как команда ни секунды, у них нет никакой химии, которая волей-неволей должна была вырасти из длительных тренировок и внушения; выходят они из книги так же легко, как и входят в нее, по сути, никакой разницы между персонажами нет, они все похожи на лингвиста, который в книге просто упоминается; психолог в произведении напоминает саму организацию «Южный рубеж» — непонятно, что ей нужно и почему она вообще здесь, и какой она, к черту, психолог, если все, что у нее есть, а она, на минуточку, работала с каждым членом экспедиции отдельно и могла бы наладить с ними адекватный человеческий контакт, это магический «гипноз», в котором есть приказы на все случаи жизни. Главной проблемой книги, все-таки, является банальное желание срубить бабла, присущее автору. Вместо цельного изложения истории, Вандермеер решил распилить ее на три маленькие части и выпустить с интервалами в пару месяцев. Идея оправдалась, и все книги стали бестселлерами, но на сами книги это оказало очень грустный эффект. В «Аннигиляции» нет концовки, зато есть задел на сиквел.

Плюсов у книги не так много, как минусов, но они есть и даже вызывают желание прочитать книгу. Во-первых — вся часть романа, относящаяся к предыстории и взаимоотношениям героини — работает, и работает хорошо,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у самой истории конца нет, но героиня успешно находит решения для своих проблем
. Во-вторых: вся физическая часть
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за исключением великого и ужасного Слизня, да и вообще всей Башни, которые не производят вообще никакого впечатления, кроме разочарования
написана прекрасно — звери, обстановка, маяк, природа — все это материализуется через текст и позволяет прочувствовать атмосферу мира, в котором живет героиня.

Подвести итог книге сложно. Видно, что это произведение несамостоятельное, завязанное на продолжение и без него работает далеко не в полную силу. Героиня, которую можно было бы выключить из общего сюжета, в самой «Аннигиляции» заканчивает свой путь как персонаж, и развиваться дальше может только в роли «глаз» читателя. Вопросов после самой книги остается много, но, если честно, ответов на них узнавать не хочется.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга не понравилась, а вот фильм по книги зацепил сильно. Странно, что никто не вспомнил Дж. Г. Балларда и его «Хрустальный мир» основной посыл аномалии идет именно из этого произведения.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх