FantLab ru

Дж. Г. Баллард «Высотка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Голосов:
195
Моя оценка:
-

подробнее

Высотка

High-Rise

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Современное высотное жилое здание с магазинами, бассейнами, ресторанами. Сорок этажей. Тысячи квартир. Обеспеченные, преуспевающие жильцы. Как будут вести себя эти люди? Ходить друг другу в гости на детские праздники и коктейльные вечеринки? Или жестоко враждовать?

Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Самая нестандартная книга года

Экранизации:

«Высотка» / «High-Rise» 2015, Великобритания, реж: Бен Уитли



Похожие произведения:

 

 


Высотка
2016 г.
Высотка
2017 г.
Homo Incognitus
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Высотка
2009 г.

Издания на иностранных языках:

High-Rise
1975 г.
(английский)
High-Rise
1977 г.
(английский)
High-Rise
1977 г.
(английский)
High-Rise
2001 г.
(английский)
Небостъргач
2016 г.
(болгарский)
Висотка
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Баллард — оригинальный писатель и этот роман ему очередное доказательство. «Высотка» — отличная фантастическая социальная утопия! Достаточно напряженное, психологическое произведение за которым читается явная авторская ирония над человеческим обществом. Автор блистательно сконструировал сюжет вставив в него «дом будущего» на 40 этажей с 2000 жильцами, обеспеченными всеми достижениями своего времени (70-ые годы прошлого столетия!). Здесь и школа, и бассейны, и банк, и парикмахерская, рестораны и супермаркет! У кого-нибудь в высотке есть такой подбор заведений? Не учитывая мини-магазинчиков и парикмахерских, обычно запихнутых в бывшие помещения для почтовых ящиков на 1-ом этаже 9- или 16- этажек Советского поколения (извиняюсь, если обидел подобные 5-этажки)...

Идеальный замысел в стройки будущего ( у нас уже прошлого) превратился в эксперимент, который накрылся медным тазом. Чистая и благостная социальная идиллия задохнулась, ибо темное внутреннее естество человека, содержащее многочисленные пороки , выплеснулось наружу, похоронив все чистые и благостные надежды. Представители всех слоев населения в молчаливом согласии развязали всеобъемлющую войну за многоэтажку и право быть сверху, отказавшись от всех благ человечества. Баллард вдоволь поиздевался над своими героями, показав эволюцию в обратную сторону,где цивилизованные люди скатываются вниз и деградируют практически до животного уровня . Прям таки неожиданно, но впечатляюще и оригинально! Но «закулисная сатира» оказалась довольно едкой, и автор ненавязчиво намекнул на «обратный скачок» в развитии человека разумного к человеку неразумному.

Герои Балларда симпатий и, уж тем более, умиления не вызывают. Все показаны пораженными «тяжелой болезнью», которая меняет человека и заставляет его творить то, что тот никогда бы не сделал. Один момент в книги очень понравился, когда доктор Роберт Лэйнг отображал отказ от стандартов гигиены и демонстрирует это, нисколько не стесняясь, кругом. Пожалуй, тут родился у автора некий писательский перл после которого я долго смеялся до слез. Да, несмотря на описываемую чернуху, в книге встречается немало достойных моментов.

Эта высотка — «дом будущего» , сродни «Антилопе Гну» Козлевича из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, где достижение человеческой мысли превращается в место для разврата и полного открещивания от культурных устоев и правил. Там автомобиль тоже превратили в место для морального разложения общественности...

Конечно много вопросов к автору оставит это произведение, где главным будет: Почему общественность и пресса прошли мимо такого «аппетитного пирога»? Где была полиция? Санэпидемстанция? И прочие. Такой дом в безвестности долго бы не простоял никогда, хотя бы потому, что там жило 2000 человек. Наверняка, они звонили по социальным и экстренным службам , чтобы обратить на себя внимание, ну а те бы точно мимо не прошли. Для русско-говорящего человека тут ответ очевиден: у нас такой номер не прошел бы!

А вот у американцев-англичан по другому. Возможно они предпочли бы Баллардовский вариант и утопили бы друг друга по принципу : «Наш девиз 4 слова: тонешь сам — топи другого»...

Книгу нужно однозначно прочитать и прочувствовать, ибо она является не только элементом нравоучительной сатиры, но и предостережением людям от падения нравов и от наращивания подобной ненависти, которая готова захлестнуть всех и каждого, а потом и погубить. Будьте добрее к другим людям!

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Джеймс Баллард относится к поколению писателей-фантастов «новой волны» наряду с Майклом Муркоком, Брайаном Олдиссом, Роджером Желязны и Джорджем Мартином. Писатели этой волны снова сосредоточили все проблемы вокруг личности человека, вернув читателя со звезд на Землю. Это конец 60-х и начало 70-х — эра великих разочарований и дегуманизации, эра, когда романтические мечты о завоевании дальних миров и светлом будущем растаяли, как мороженое на солнцепеке.

Баллард написал много, но пожалуй одно из самых известных его произведений — «Высотка», триллер, действие которого происходит в наши дни. На первый взгляд, от фантастики здесь нет практически ничего, кроме идеи, что возможно сосредоточить всю общественную жизнь в стенах одного здания. Эта идея нашла свое подтверждение в таунхаусах, а значит, заслуживает внимания. Но интересна в романе Балларда не технологическая составляющая, это всего лишь необходимое условие, декорация. Гораздо интереснее следить за психологическим конфликтом урбанизированного человека, помещенного в бетонный зоопарк, аналогом клеток в котором служат квартиры.

Высотка повторяет социальную иерархию британского общества с его делением на рабочий класс, среднюю прослойку и привилегированную группу членов высшего общества — Баллард как бы копирует социум, показывая, что запертые в ограниченном пространстве, люди довольно быстро деградируют до первобытного уровня.

Сама высотка у Балларда — полноценный персонаж, главный герой повествования. Словно живой, разумный организм, она обладает магнетической силой притяжения и концентрации людей в ограниченном пространстве. Сорок этажей, тысяча квартир. Безупречный мир-здание, почти совершенный механизм, в котором все же есть изъян. И этот главный изъян — люди.

Сюжет романа строго функционален, он работает на идею и показывает довольно простой замысел автора: исследовать пределы падения в моральных и правовых нормах. Возможно, именно поэтому падение происходит быстро и почти без остановок, что убавляет происходящему реализма, и прибавляет гротеска, превращая «Высотку» в жестокий коллаж на современное общество потребления.

И вот эта безупречная тактика оказывается монетой с двумя сторонами. Оборотной стороной романа стала неубедительность, с которой происходит деградация. Любой нормальный человек при сложившихся обстоятельствах давно уехал бы из вертикального зоопарка, благо есть возможность. Ситуация была бы гораздо убедительнее, если бы жильцы находились взаперти. В противном случае все персонажи выступают аморальными скотами без малейшего намека на цивилизованность, которым нравится существующее положение вещей. Или напрашивается мысль о коллективном помешательстве.

Так или иначе, «Высотку» следует рассматривать как интересный и оригинальный эксперимент по исследованию конфликтов в малых коллективах. На тот момент, да и для сегодняшнего дня вещь получилась удивительно актуальной — ведь квартирный вопрос портит людей по-прежнему.

Вещь натуралистичная, с напряженным сюжетом и тягостно-тревожной атмосферой. Читается за один день.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Социальный комментарий к выживанию в замкнутом пространстве, и заодно: справочник по членовредительству и самоуничтожению человеческого рода.

Баллард — талантливый психолог и провокатор (заметьте, оба определения на «п»/ПП?). Трансгрессия — наше всё. Мораль — базовая структура мирного самосохранения. Агрессия — как же в интеллектуально изощренном муравейнике без неё? Насилие — путь индивидуума к конечной и осознанной точки смысла человеческого существования (на самом деле, это я иронизирую).

Но одна мысль не дает мне покоя. Искусство — это конфликт и скорее всего декаданс взболтанный с мирозданием. Баллард — это конфликт в квадрате, конфликт в сути, в том, что окружает нас. И «Высотка» — беспощадная ситуация, к которой авто дает пресловутый комментарий, комментарий человека в агрессивных условиях; тварь ли он дражайшая или право имеет? Читая роман, вряд ли окажется, что вы кому-то сочувствуете или симпатизируете (опять определения на одну букву), все его персонажи жутковаты и очень неприятны. Их действия порождают ещё действия и конфликт сам по себе становится культурой. Так же можно сказать и про войны, когда Вьетнамская и Вторая мировая, стали объектами книг, фильмов и других культурных явлений, и это не говоря вообще о том, что они кардинально изменили культурные особенности некоторых стран, вызвав поворотный скачок в психогеографии. И это же происходит с романом: он двойное отражение — реальность превращается в текст Балларда, а текст в свою очередь, становится культурой реальности. Вряд ли кто-то не вспомнит случаи, где в замкнутом пространстве, происходило насилие.

«Высотка» в свою очередь хороший роман. Не только легко и доступно написанный, но социально значимый и неглупый, провокационный и декадентовский. Если вас интересует роман-триллер, лениво (скорее вообще не лениво, а в головах «жанровых гениев») шифрующийся под антиутопию с мощным животным началом и социальным подтекстом, то вы по адресу.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал очень быстро — Баллард написал книгу легко и доступно (ну, насколько эти определения применимы к Балларду — конечно, вопрос...)

Однако удовольствия не получил. Роман очень схематичен, финал предсказуем (собственно, в самом начале нам финальную сцену предъявят), а социальные комментарии не вызывают восторга и не очень убеждают.

Сейчас роман читается как черновик «Суперканн» — та же идея развернута глубже, сильнее, сюжет выстроен убедительнее, напряжение не покидает читателя еще долгое время). В конце концов, «Суперканны» просто ближе к нашему времени и понятнее человеку, уже привыкшему к высотным домам, но задумывающемуся над последствиями эволюции кондоминимумов. Можно было бы сказать, что роман устарел — но про «Автокатастрофу» или «Бетонный остров» этого никак не скажешь, книги по-прежнему скребут по мозгам, бередят фантазию и тревожат...

А «Высотка»...

Собак съели, птицы улетели (пожалуй, самый эффектный, но толком не развернутый образ — о летящих птицах Баллард напишет целый роман, один из лучших...), люди одичали... И что? И ничего. Закрыл книгу — пошел дальше.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При всех несомненных достоинствах этого романа есть у истории, придуманной Баллардом, одно довольно слабое место, которое серьезно влияет на восприятие описанных в ней событий. Понятно, что это антиутопия, что уже предполагает определенные вымышленные условия, альтернативную реальность, но...

В «Повелителе мух» Голдинга описана ситуация, в которой дети примерно одного возраста попадают из довольно цивилизованного мира в мир дикий, практически первобытный, и дальше разворачивается страшный сценарий. Известны психологические и социологические эксперименты, в ходе которых группы людей с различным социальным багажом (заключенные, студенты и пр.) строили отношения, похожие на отношения внутри какого-нибудь дикого племени. Если вернуться к литературе и кинематографу: не раз описаны и показаны истории о динамике групп, оказавшихся в закрытом или ограниченном пространстве (космический корабль, необитаемый остров, здание, из которого нет выхода и т. д.). Общее условие всегда одно: надо жить (и выживать) там, где оказался, выхода нет, сбежать некуда.

У обитателей Высотки выбор есть: долгое время после начала деградации этого своеобразного сообщества многие его члены продолжают ездить на работу, а потом возвращаются туда, где опасно, нечего есть и порой даже нечего пить. Баллард придумал какие-то психологические барьеры, которые существуют в голове практически каждого жителя этого 40-этажного здания (а этих жителей там около двух тысяч), которые удерживают их в нем или притягивают обратно. То есть он лишил их инстинкта самосохранения. Я еще могу поверить в вероятность такого, когда описываются действия, реакции, ощущения мужчин и некоторых женщин, но когда речь заходит о матерях, которые сами падают в обморок от голода, и у которых в соседней комнате один-два голодных ребенка, а они продолжают торчать в этой богом проклятой высотке, хотя могут сесть в машину и уехать (и увезти из этого ада детей) — в это я не верю. То есть, в одну-две свихнувшиеся по какой-то причине мамаши, которым уже на все наплевать, я еще могу поверить, но Баллард особо отметил (и не раз), что здание никто не покидает, а если покидает, то возвращается. Люди нападают друг на друга, убивают друг друга, голодают — и не уходят, хотя имеют для этого все возможности. *чешет в затылке* Какая-то уж слишком фантастическая ситуация, на мой взгляд.

Если все же закрыть глаза на эту довольно неправдоподобную (на мой взгляд) вводную, книга стоит того, чтобы ее прочесть, и чтобы над ней задуматься.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Высотка» — не самое известно и не самое популярное произведение Дж. Балларда. Как говорит нам «Фантлаб» — у книги есть два перевода. Первый — малотиражка и более высокого качества. Второй — после выхода фильма с Томом Холандом некого Андреева, выпущенный АСТ. В АСТ работают знатные халтурщики, которые любят стричь деньги и плевать на своих читателей/покупателей, «Высотка» Балларда — яркий тому пример.

В принципе я не добавлю ничего нового к тем рецензиям, которые уже есть на сайте. До меня один из рецензентов очень ёмко сказал — «то что издало «АСТ» это не Баллард и не «Высотка», а что — то урезанное и плохо отредактированное». Согласен на все 100%.

В аннотации к книге издатель уверяет — «Баллард непревзойденный стилист и визионер». Читаю. Никакой особой стилистики и визионерства в русском издании нет. Текст очень посредственный и невероятно скучный. Дочитывал через силу, заставлял себя. Там объёма — то 230 стр крупного шрифта — если книга интересная чтения на 3 часа. «Высотка» мучала меня двое суток.

Если говорить о восприятии — При прочтении я представлял Баллардовскую высотку чем — то вроде огромного дома в Мегасити из последнего фильма «Судья Дредд» (2014), но в высотке Мегасити не было такой дичи,о которой пишет Баллард. И это при том, что высотку Балларда на 80% населяет успешный умный средний класс, а дом в Судье Дредде — клошары и пролетарии, наркоманы, преступники.

Само дупощение Баллара о том, что люди будут вести себя именно так, как он описывает — более чем сомнительная умозрительная конструкция. То что люди препдпочтут добровольную изоляцию от мира, займутся каннибализмом и некрофилией — ну полная ерунда. Какой — то невразумительный массодовский трэш и угар. Нельзя спрецировать на себя ни поведение жителей высотки, ни их мотивацию, вообще ничего. Всё произведение — литературная и умственная пустая схоластическая конструкция.

Если говорить о ближайших аналогах — «Повелитель мух», «Под Куполом», то в том же Повелителе мух», которого фабульно копирует «высотка», всё более достоверно и изящно, и даже не взирая на ужасный перевод Суриц, гораздо лучше и «вкуснее» написано.

Может в 1975 году такие антиутопии и «качали», сейчас — вызывают недоумение. Всё что преподносится с такой серьезностью и претензией на откровение — всем известно и малоинтересно.

Лучше уж посмотреть «королевскую битву» или «эксперимент «Офис». Чем тратить своё время на интеллектуальные потуги Балларда, которого к тому же очень скверно издали халтурщики из АСТ.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про что?

Про элитный лондонский небоскреб-новостройку, жители которого постепенно теряют рассудок, начинают междоусобные войны и скатываются в каменный век.

Мысли?

Как известно, существует разница между смыслами, которые в произведение вкладывает автор, и смыслами, которые в произведении видит читатель и думает, что раз он их видит, то это потому, что они были туда вложены автором. Многие прочитавшие расценивают роман как высказывание на тему капитализма, взаимоотношений классов, истинной природы цивилизованного человека и т.д. и т.п. и думают, что то, что они узрели в книге, есть намеренный символизм, сооруженный писателем. Разумеется, они ошибаются. Баллард не закладывал в свою книгу каких-то метафор или аллегорий.

Попробуем выяснить, что же привело представителей среднего и высшего класса к тому африканского уровня разгулу дикости, описанному в романе. Указана ли точная и конкретная причина? Нет. Указаны ли причины, которые возможно привели к вышеупомянутым событиям? Нет. Указано ли, что у этих событий вообще были причины? И снова нет! Я не говорю, что британцы в «Высотке» обратились в неандертальцев просто так, я говорю, что в романе нет абсолютно никакой попытки объяснить происходящее или хотя бы притвориться, что у происходящего есть какое-то объяснение. Почему так? Потому что Балларда интересовала возможность сочных и ярких описаний лондонского небоскрёба как арены борьбы между деградировавшими до первобытного состояния британцами, и когда он понял, что не в силах подогнать под абсолютно иррациональное поведение своих героев хотя бы мало-мальски вменяемую причину, то мудро решил отказаться от любых попыток объяснить происходящее вообще. В каком-то смысле для Балларда «Высотка» была его «Королевской битвой» или «Голодными играми», только в них авторам пришлось выдумывать дебильные причины, по которым правительства заставляют подростков убивать друг друга, Баллард же нагло позволил себе не заморачиваться обоснованиями вовсе.

Вердикт

Я бы назвал роман хоррором, замешанным на иррационально увлекательном поведении персонажей, с легкой долей абсурда, в котором живописно описывается упадок разума и цивилизации, но при этом содержится на удивление мало кровавых подробностей. Последнее я не считаю недостатком. 6/10.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый, пожалуй, «английский» роман самого неанглийского английского писателя 20 века (у которого даже в тех романах, где действие происходит в Англии, выглядит она настолько странно, что узнать её решительно невозможно). Сквозь весь навороченный «антиутопический» антураж романа проступает глубокое неприятие типичным англичанином (2/3 из которых живут в личных 1-2-этажных домах, а в многоквартирных домах живут практически только студенты или иммигранты) всего этого житья «на небесах». Местами возникает ощущение, что высотки у автора ничего, кроме физиологического отвращения, не вызывают. Что до антиутопичности, то, по мне, ничего подобного автор в виду не имел, никакого такого будущего он не «предвидел». В отличие от того же Голдинга он моделирует НЕВОЗМОЖНОЕ и на примере этого невозможного просто показывает природу человека такой, какой её видит. Взгляд глубоко пессимистический, но верный, ибо стоит только не позвонить в полицию, и общество тут же начинает распадаться на дикие банды. В этом смысле, кстати, роман крайне актуальный для нашей многострадальной родины — абсолютное недоверие ко всему государственному, сидящее почти в каждом русском человеке с детства, приводит к тому, что никто не хочет звонить в полицию (как же: ещё у Даля было — «в помощь на собак волка не зови»), и живём мы примерно так же, как живут обитатели этой выдуманной высотки: каждый сам за себя, иногда за свою семью и совсем уж изредка — за свою банду, которая собирается время от времени для того, чтобы отбить у другой банды свой кусок пирога. Т.е., если уж совсем коротко резюмировать авторский месседж: в современном обществе, где Бог давным-давно умер (или боги умерли — кому что ближе) человека делает человеком только внешнее насилие, сам с собой он справиться не может. Да и не хочет.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не особо понравилось. Во-первых нелогично: прям ВСЕ жители высотки стали агрессивными «первобытными людьми»,начали враждовать друг с другом,загрязнять все вокруг мусором и т.п. И не нашлось никого кто бы сообщил в полицию.Более того

автостоянка перед новым элитным домом засыпанная мусором,с испорченными автомобилями и не привлекла ничье внимание.

Это не реалистично. Во-вторых затянуто. Лучше бы сделать короткий ёмкий рассказец каких много у Балларда.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люблю замечать аналогии.

«Вертикальный мир» Сильверберга и «Высотка» Балларда — соотносятся как две антиутопии/утопипии жизни в высотке — одна времен хиппи, вторая времен хулиганистого панка.

Футурологический, гедонистический, не лишенный если не оптимизма то флера сказки вариант — Сильверберга насыщен ожиданиями от 1960-х и космических, и кибернетических и социально утопистких. Квазисоциалистическая утопия жизни без выхода в одном огромном небоскребе (тут уже есть даже предчувствие чего-то пелевинского ) с обменом по ночам женами, с открытыми дверями квартир для всех и каждого, этакого узаконенного свинга/промискуитета скрепляющего коллектив по формуле «в тесноте да не в обиде» — выглядит живо как извращенное воплощение надежд хиппи соединенного с ультраурбанизмом. В частности люди живут в автономных общинах небоскребов для того что освободить место для сельскохозяйственных угодий, и фактически что бы приносить минимум загрязнения окружающей среде. Обслуживающие их крестьяне немногочисленны и живут по обычаям седого прошлого. Обе касты друг от друга отделены. Крестьяне никогда не бывают в небоскребах, и наоборот.

Роман Балларда выглядит пессимистическим и желчным ответом Сильвербергу. Вместо Будущего — Сегодняшний день (разгар кризиса и разочарования 1970-х), вместо гедонизма — одичание, и насилие, превращение новейшей, я бы сказал «модной высотки» по последнему слову техники с иголочки в одичавшие вертикальные джунгли из Ж/Б и стекла. Клерки, менеджеры высшего и среднего звена, за несколько месяцев вырождаются «как сообщество» — креаклы превращаются в дикарей, дерутся и обивают друг друга, насилуют в темноте и в итоге срут под себя. Высотка приходит в запустение, как в лучших традициях «опасных кварталов» фавел и пригородов больших городов. Света и воды больше нет. Лифты если работают то не все и каждый «клан» из сообществ нескольких этажей словно племя пытается контролировать тот или иной еще работающий лифт. Битвы между племенами во главе вождей из бывших адвокатов или кинохроникеров или высокооплачиваемых врачей идут за каждый этаж, за каждый квартиру и дверь.

футурологической направленности первого романа противостоит магия баллардинского сюррреализма здесь-и-сейчас. Панковать и разлагаться нельзя в Будущем которого не будет. За то можно устроить вполне себе дикую и привольную жизнь прямо сегодня , если перестать тормозить импульсы разрушения.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Может ли быть у угла между двумя стенами счастливый конец?»

Дж. Г. Баллард

Роман понравился, насторожил и заставил задуматься. Буду честен, чтобы прочувствовать все нюансы и разобраться в своих догадках, мне всё же пришлось посмотреть экранизацию и прочитать пару критических статей, как на фильм так и книгу. И только тогда в голове сложился более-менее целостный портрет «Высотки», надеюсь тот, что задумывал сам Автор.

Баллард рисует нам кошмарный сценарий социального апокалипсиса, абсурдный по своей сути, но от этого не менее пугающий.

Можно сколько угодно искать отправную точку, с которой две тысячи жильцов сорокаэтажного дома слетели с катушек, но мне кажется это не так уж и важно. Отключение света, неисправность лифта, утопленная в бассейне собака или шумная вечеринка, пренебрегающая спокойствием других жильцов — это всего лишь катализаторы, а не причина. Природа драмы и её неизбежность заключена в самом обществе, в её неумело скрытых пороках, которые при лёгком нарушении равновесия тянут мир в пропасть.

Наверное, надо сразу оговориться, что в книге нельзя искать максимальной реалистичности и наверняка вам покажется, что многое из происходящего лишено логики, а персонажи, в большинстве своём, ненастоящие. Но все меняется, если вы принимаете правила игры навязанных Баллардом. Роман нужно рассматривать, не как триллер, а как антиутопическую социальную фантастику самого ближнего прицела. Поверив Автору на слово в фант.допущения, но не в плане технического прогресса (которых здесь наверное и нет), а в плане общественных настроений, социальных патологий, психологических отклонений, порождённых детскими комплексами и современной цивилизацией, мы получим целостную картину, в которой каждый фрагмент имеет право на существование, как по отдельности, так и вливаясь в общее настроение.

Общество, с которым знакомит нас книга очень неприглядное. Люди переезжают в высотку, чтобы найти уединение, потерять индивидуальность и тем самым обрести анонимность, слившись с толпой таких же «успешных профессионалов» как они сами. И вроде в социальном плане срез получился однородный и классовой напряженности не должно быть как таковой, но дальнейшие события показывают, что классовое равенство даже в относительно однородных и замкнутых системах — это миф. Всегда найдётся повод для недовольства и гордости, и этим поводом может послужить место на автостоянке, номер этажа и даже скорость лифта.

Надо отметить, что Баллард очень жёстко проходится по современному обществу. Над его элегантным вкусом лишенного индивидуальности, потребительской зависимостью, скрытой распущенностью, умело спрятанной под маской респектабельности. Современному человеку важнее, что его окружает, а не то, что твориться у него внутри. Он лишён самокритики в плане развития своего внутреннего мира, вместо этого у него критический взгляд на свою одежду, должность, автомобиль, количество квадратных метров жилища, размер бюста любовницы и т.д.

Без сомнения «Высотка» в чем-то спорит с «Повелителем мух» Голдинга. Оказывается, чтобы деградировать, современному человеку не обязательно нужна вынужденная изоляция. Звериные инстинкты, подогреваемые жестокой вседозволенностью, легко вылезают и при условии добровольного заточения. Жители «вертикального городка» поначалу чувствуют дискомфорт, каждый раз покидая небоскрёб, а затем готовы умереть с голоду, но не покинут здания. Они становятся территориальными животными, отвергая «открытый» мир. И если в «Повелители мух», кроме изоляции, в деградации не малую роль играло отсутствие благ цивилизации, то в «Высотке» выход из строя коммуникаций и рост напряженности радует жильцов и даже не на подсознательном уровне. Внутри себя они приветствуют засор канализации, отсутствие воды в кранах, протухшие продукты в супермаркете, избиение человека на другом этаже — ведь всё это только помогает их хаосу, в который они повергли сами себя. У Годинга неразумные мальчишки, с не устоявшейся психикой намного более этичные, чем взрослые Балларда. Одичавшие дети, чтобы легче совершать жестокие поступки раскрашивали лица и, будто, надевая маски, прятались за ними. «Успешные профессионалы» наоборот, маски срывают, не стесняясь выставить напоказ всю свою омерзительную натуру. Вымазать кровью тело, помочиться на чужой ковер, беречь и не смывать вонь своего тела, обнажение гениталий всё — это заявления о себе. Извращённые, животные инстинкты. Убийства ради удовольствия, изнасилования не ради похоти, одновременное подчинение и доминирование, кровосмешение — это уже даже не звериные повадки и не возвращение к первобытному состоянию. Общество «Высотки» не опускается до нуля, оно уходит в минус, отрицая не только этику и мораль, но и законы дикой природы.

Что качается трёх главных героев, то сразу было понятно, что это некие символы. И всё сразу становится на свои места, если обратиться к дедушке Фрейду (не зря в экранизации несколько раз всплывает его имя). Есть мнение, и я склонен с ним согласиться, что диковатый Уайлдер, житель нижних уровней, приспособленец Лэйнг с 25-го этажа и архитектор здания Ройял, проживающий в пентхаусе — это олицетворение трёх частей психики одного человека по теории Фрейда: Оно (Ид), Я (Эго) и Супер-Я (Супер-Эго). Именно проекцию внутреннего конфликта личности между этими тремя частями мы и наблюдаем на протяжении всей книги. Но и здесь не всё просто, Уайлдер, Лэйнг и Ройял это не нормальные элементы психики, а уже извращённые первобытные инстинкты, приспособление и мораль. Они ущербны, отвратительны, их поступки не должны быть понятны нормальному человеку.

Конечно, Баллард хотел нас шокировать, пытался напугать, но в первую очередь, он своим нереалистичным сценарием, выходящим за рамки трезвой логики, хотел нас предостеречь. Предостеречь от нас самих.

И если однажды эта книга перестанет нас напугать или, что ещё хуже, казаться обыденной, то стоит задуматься. Возможно это оттого, что мы уже начали падать во тьму и совершать своё «восхождение» по Высотке.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман можно отнести сразу к нескольким жанрам. Антиутопия, психологический триллер, социальная фантастика, все эти направления, так или иначе представлены в книге Балларда «Высотка».

Удивляет пророческий дар писателя, который в далеком 1975 году смог предсказать дальнейшее развитие общества, ничуть не изменившееся за прошедшие сотни лет. Внешняя оболочка, дорогая одежда, машины, квартиры, успешная работа, красивая жена, все это всего лишь ширма, за которой скрывается отвратительное существо, названное человеком разумным. Как легко снимается вся шелуха, годы жизни в обществе, все это мгновенно сбрасывается и остается набор низменных инстинктов. Выжить любой ценой, найти самку для спаривания, убить более успешного и подняться по новой социальной лестнице, возглавив стаю.

В книге несколько сюжетных линий. Автор на примере трех человек показывает все стадии деградации человека и превращение самого заурядного члена общества в жестокого и беспощадного хищника, отринувшего все моральные принципы. По сути, писатель смоделировал ситуацию ограниченного катаклизма, в котором один большой дом остается один на один со своими жителями. То есть, создав подобные условия можно легко увидеть и узнать, как станут себя вести бывшие домохозяйки и адвокаты, банкиры и кинозвезды, вчера еще бывшие образцом подражания для тысяч людей.

Баллард четко показывает, что нет никаких отличий между успешными людьми и простыми смертными. В душе каждого сидит бес и при определенных обстоятельствах именно он берет вверх над разумом. Единственным отличием может быть сторона, которую вы займете, условно «хорошие» или отъявленные подонки, но остаться чистым не удастся никому.

Издание этого романа стало возможным благодаря экранизации книги, до этого издатели обходили вниманием это произведение. На мой взгляд, абсолютно зря. Это незаурядный текст, с интересными идеями и мыслями, ничуть не утративший актуальности даже через 40 лет после написания.

Оценка: 9
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, издание «Высотки» от АСТ — это не совсем Баллард, и адекватного впечатления о книге вы не получите. Данный «перевод» — это нечто сокращённое во много раз и неотредактированное. Авторский стиль Балларда практически отсутствует, вместо перевода получился какой-то дилетантский пересказ.

Пример:

«Накануне Лэйнг застал Стила, когда он наносил грим на лицо рекламного агента, одетого в шёлковую ночнушку».

(Признак отсутствия редактора: вместо «он» должно быть «тот».)

А вот перевод той же фразы из одной малотиражки:

«За день до этого Лейнг забрел в какую-то квартиру и обнаружил там Стила — тот наносил причудливую косметическую маску на лицо умершего бухгалтера, которого он одел, как пассивного гомосексуалиста, в пышную шелковую ночную рубашку».

Оригинал:

«The previous day Laing had blundered into an apartment and found him painting a bizarre cosmetic mask on the face of a dead account-executive, dressing the body like an overblown drag-queen in a voluminous silk nightdress».

Оценка: нет
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В будущем, насилие явно станет ценной формой социальной сплоченности.»

От книги я ожидал чего-то наподобие социального эксперимента, призванного исследовать основные тенденции человеческого поведения в замкнутом пространстве. Хотелось постепенного вскрытия темных глубин личности в духе «Повелителя мух» У. Голдинга или «Морских звезд» П. Уоттса. Но получил я несколько иное.

Высотка. Высокотехнологичное сорокаэтажное здание, инновационное и экспериментальное. Экспериментальное, как в архитектурном плане, так и в социальном. Жители искусственно подверглись расселению по экономическому признаку, и получилось, что первые десять этажей — для низшего класса, последние десять — для элиты, а двадцатиэтажный промежуток — для середнячков. Хотя, по сути дела, все люди, купившие жилье в таком ультрасовременном доме, уже должны быть достаточно богаты. Жители высотки — это адвокаты, менеджеры по продажам, режиссеры, врачи, стюардессы, бухгалтера, учителя и т.д. Само здание представляет собой замкнутый социум, со своей инфраструктурой: магазинами, бассейнами, школой и т.д. Говорят, что в глубинах здания можно найти даже бордель.

Нам представлены трое главных героев, по одному от каждого новообразованного социального класса: Ричард Уайлдер со второго этажа, Роберт Лэнг с 26-го и Энтони Ройал с пентхауса. События развиваются довольно быстро и за три месяца люди успешно деградируют чуть ли не до первобытного общества. С чего все началось, сказать сложно, видимо, весь негатив, появляющийся в результате совместного проживания тысячи человек в гигантской бетонной коробке, в какой-то момент выплеснулся наружу, и ничто не было в силах его остановить.

Роман демонстрирует много дикости, но дикость эта необоснованна. Сложно поверить, что в один момент почти все жители высотки предпочтут цивилизованной жизни непрекращающуюся пьяную вакханалию секса и насилия. В том же «Повелителе мух» насилие вплетается в повествование более плавно и оттого смотрится естественнее. А ситуация с высоткой была бы возможна, если бы у здания не было выхода (примерно, как в романе «Под куполом» С. Кинга). Но люди ездили на работу даже в самый разгар происходящего. Никто не вызывал полицию, не пытался сбежать, не применял разумных методов решения ситуации. Более того, люди жили среди собственных отходов жизнедеятельности, с засоренными мусоропроводами и туалетами, и даже не пытались изменить ситуацию, а наоборот, наслаждались ею. На общем фоне выделялся Лэнг, но из-за своей пассивности и он деградировал, пусть и позже большинства.

Само повествование выделяется своим стилем. Нарратор рассказывает историю, проговаривает происходящее, что видят герои и как они это интерпретируют, и приправлено все это некой холодной иронией и отстраненностью. Больше всего это напоминало мне игру «The Stanley Parable»: все время ловил себя на мысли, что персонажи вот-вот перестанут следовать инструкциям рассказчика и начнут вести себя адекватно. Но нет, атмосфера безумия и сюрреализма не развеивается до самого конца.

В итоге книга получилась интересная, но слабо обоснованная, если только вы не верите в теорию о том, что коллективное бессознательное может однажды взять вверх над рациональностью и подтолкнуть людей превратить свою жизнь в зловонный ад похоти и боли. Персонажи живые, но их упадок не показан достоверно. Мы читаем главу Лэнга, отвлекаемся на главы Ройала и Уайлдера, возвращаемся к Лэнгу, а он уже слегка слетел с катушек. Как-то хотелось больше подробностей и обоснованности.

По книге недавно сняли фильм, который можно посмотреть, если вам нравится кино, в котором картинка важнее содержания. Вся экранизация держится на визуальной части и игре актеров (и Том Хиддлстон, и Люк Эванс, и Джереми Айронс показали себя очень неплохо). Есть еще неплохой аудиоряд, но он на втором плане. А вот обоснованности сюжета здесь еще меньше, чем в первоисточнике.

В общем, рекомендую книгу тем, кто ищет необычный триллер, притворяющийся социальной антиутопией, но достаточно небрежно относящийся к своей психологической составляющей.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Человек, как писал когда-то Аристотель — животное общественное. Не могу судить о том, как дело обстояло в его время, однако в наши дни мы это чувство общественности в себе лелеем и ненавидим одновременно, и это внутреннее противоречие продолжает расти вместе с течением прогресса. Для нас находится все больше способов коммуникации друг с другом — мобильные телефоны, «Твиттер», Интернет; мы готовы быть на связи с человечеством круглые сутки — а потом внезапно выгораем, и хочется лишь одного — забиться в маленькую норку, где нас не найдет никто, кроме нас самих.

Баллард сорок лет назад, видимо, тоже ощущал это противоречие. И повсеместно выраставшие небоскребы — идеальный сервис, доступная для среднего городского жителя цена квартиры, и, самое главное, удивительная возможность находиться одновременно в толпе и за ее пределами, укрывшись от всего за твердыми стенами и надежной дверью — виделись ему не разрешением проблемы, а бомбой замедленного действия. Социализированность человека заменяется ее имитацией, игрой, которую каждый готов принимать лишь до определенного предела. В итоге первобытные инстинкты уходят в подсознание, а с подсознанием, как известно, штуки плохи. Что же такое в означенном контексте «Высотка»? Авторский эксперимент.

На подсознательном, опять-таки, уровне утопия всегда ощущается, как что-то чересчур хорошее для того, чтобы быть правдой. Оказавшись в идеальном доме, мы машинально начинаем искать изъяны в стенах, в функционировании вентиляционной системы, водопровода, электропроводки и лифтов. В работе служб, которые регулярно подвозят свежие продукты в супермаркет на одном из этажей и вывозят отходы жильцов. В конце концов, ничего не найдя, обращаем свое внимание на соседей, которые вроде бы знакомы нам, но в то же время — другие, от которых мы регулярно отгораживаемся. И вот тут-то и происходит взрыв.

Динамика происходящего — роман резко берет с места в карьер уже в первой главе — поначалу ошеломляет: как, зачем, почему? Потом ты понимаешь, что Баллард просто собирает на страницах все тревоги и кошмары обитателей городских муравейников и подводит к ним что-то вроде усилителя, ускоряя течение конфликтов. Это суть эксперимента: его не интересует, что происходит сейчас, его интересует, к чему все это в итоге приведет. К чему придет в конечном итоге трещащая по швам цивилизация. Действующие лица эксперимента: главные — представитель «низшего», в рамках высотки, класса, режиссер-документалист Уайлдер, представитель «высшего» класса архитектор Ройял, и представитель «среднего» класса врач Лэйнг, глазами которых мы наблюдаем происходящее в высотке — и множество второстепенных подопытных мышек. Уайлдер стремится на вершину, Ройял наигранно поплевывает на все и вся сверху вниз, а Лэйнг держится в тени, пытаясь не угодить под горячую руку тому, кто снизу, и заслужить благоволение того, кто сверху. Такова расстановка сил, изящная, словно управляет ею опытный шахматист.

Вообще, «Высотка» оставляет от себя чувство идеально просчитанного романа. Каждая его деталь, начиная от целого сюжета межэтажного конфликта и заканчивая обычными предметами, вроде сверкающей трости Энтони Ройяла — сама по себе метафора или символ. Вся эта многоплановость в итоге местами едва ли не взрывает сознание от обилия идей и локальных тем. Кому-нибудь из читателей может прийтись не по душе, что Баллард практически не оставляет места его фантазии — в нужный момент все метафоры и вся психопатия каждого отдельно взятого жильца высотки будут расшифрованы и поданы на блюдечке. Но на мой взгляд, это именно то, без чего не может существовать никакая классика — доступность любому. А «Высотка» — это самая что ни на есть современная классика.

Впрочем, самая главная вещь, та, ради которой и затевалась книга, проговаривается в ней все-таки мимоходом. Пройдя все ступени вырождения, возвратившись в первобытное состояние, мы продолжим идти дальше и, в конце концов, придем... обратно к началу. Вновь отгородимся у себя в квартирке от воюющих соседей, устроимся на обломках дивана и ощутим потребность включить телевизор. И, может быть, когда-нибудь мы с удивлением обнаружим, что внешний мир не так уж сильно отличается от того, что был построен в стенах высотки.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх