fantlab ru

Генри Лайон Олди «Дикари Ойкумены»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
842
Моя оценка:
-

подробнее

Дикари Ойкумены

Роман-эпопея, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Новый роман-трилогия Г. Л. Олди «Дикари Ойкумены» — это долгожданное продолжение цикла, начатого романами «Ойкумена» и «Городу и миру». Читателя ждет уникальный космос, населенный энергетами, варварами, техноложцами -- и антисами, исполинами Вселенной. Героями предыдущих эпопей были артист Лючано Борготта и врач Регина ван Фрассен. Герой «Дикарей Ойкумены» -- солдат Марк Кай Тумидус. Можно сказать, герой-профессионал. Вам все ясно, Кнут?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Космический марш.



Содержание цикла:


8.20 (1148)
-
19 отз.
8.31 (1013)
-
12 отз.
8.12 (938)
-
10 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Ойкумена»


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2015 // Крупная форма (роман)

номинант
РосКон, 2015 // Роман


Издания: ВСЕ (6)

Дикари Ойкумены. Книга первая. Волчонок
2013 г.
Дикари Ойкумены. Книга третья. Вожак
2014 г.
Дикари Ойкумены. Книга вторая. Волк
2014 г.

Аудиокниги:

Волчонок
2016 г.
Волк
2016 г.
Вожак
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Стою с пустой ухмылкой на лице

Под ливнем, за которым — темнота.

А как хотелось, чтобы тот, в венце…

Мы — комики, нам имя — суета.»

*

Да здравствует Ойкумена с ее удивительными мирами, по просторам которых продолжается наше путешествие. Уважаемые дамы и господа, добро пожаловать на страницы Космического марша. Мощный вскрик духового оркестра, тихий плач хора, строгая размеренность ритма, лидирующая роль ударных инструментов и трубы. После лирической сюиты мы строевым шагом в компании прекрасных героев входим в тревожную, кипящую от возбуждения историю. Ясный голос трубы придавал оркестру величественность и патетичность, а насыщенный тембр ее звучания создавал в воображении слушателей-читателей героические, волевые и мужественные образы. Для меня очень неожиданной оказалась такая смена настроения цикла. Но все это было неспроста. Именно здесь речь зашла о представителях расы, военная мощь которой гремит по всей Ойкумене. Помпилианцы! Создавшие свой социум хищники в человеческой плоти, рожденные для командования и подчинения других. Солдаты и офицеры Великой Помпилии — энергеты, стаей волков охотящиеся для порабощения других. И каждой клеточкой своего существа они стараются, чтобы их охота оказалась успешной. А как же иначе!? Ведь на кону стоит судьба целого отечества, ежеминутно нуждающегося в рабах. Воинская бодрость и боевой дух здесь звучали из всех междустрочий. Накал охоты прослеживался буквально с первых страниц, которые фрагментарными, как осколки кошмара, сценами уводили читателей в жуткие прелести еще одного яркого мира Ойкумены. Непролазные джунгли, стрельба из лучевиков и вопли раненых людей. Оп-ди-ду-да! Оп-ди-ди! И это было только начало...

«Смотри и понимай: где нет показного блеска, там есть опора и фундамент.»

Я по-прежнему убеждена, что анализировать эти книги лучше всего в контексте всей трилогии. Основная идея этого романа-эпопеи раскрывалась вслед за тревожными событиями постепенно, расставляя все точки над «i» лишь в самом финале. Тогда и только тогда выводы относительно серии выглядели самыми что ни на есть объективными. Хочу отметить, насколько гармонично Космический марш звучал в переплетах этих книг. Его музыка зачастую придавала произведению драматический характер, поражая читателей очень стройным, но в то же время удивительно мощным звучанием, особенно в сценах сражений. Снова радовало меткое и лаконичное описание как боев, так и поединков. Реалистичность событий достигалась ценой минимума слов, которые были точны как лезвие обсидианового ножа и беспощадны как приговор трибунала. Авторы не спешили завоевывать популярность читателей кровавыми подробностями происходящего. Их здесь было ровно столько, чтобы Космическая фантастика смогла удовлетворить широкую читательскую аудиторию. При этом по-литературному зрелищных сцен было предостаточно. По сравнению с предыдущими романами, повествование этого казалось более динамичным и непредсказуемым. «Alles!» Кожаный шамберьер сюжета щелкал раз за разом, планеты вращались вокруг звезд, а доблестные представители помпилианской расы в поисках человеческой «ботвы» путешествовали по галактике, открывая новые поля деятельности для своей охоты и сталкиваясь лицом к лицу с такими же хищниками, только в более неожиданной форме.

«Если у вас паранойя — это еще не значит, что за вами не следят.»

Не устаю восхищаться тому, насколько интересной вырисовывается модель мироздания цикла. Каждая его составляющая открывает перед читателями все новые черты Ойкумены, в том числе и относящиеся к человеческим расам. О некоторых особенностях помпилианцев мы узнали еще на страницах стартового романа. Здесь же у нас появилась дополнительная возможность еще глубже проникнуть в психологию этих людей, познакомившись с внутренним миром одного их представителя, попавшего в абсолютно невероятные для него условия. Спойлерные названия частей данного произведения подсказывают, что на глазах читателей главный герой из эмоционального волчонка должен превратиться в уверенного вожака. Увы, этот путь для него не был устлан лепестками роз, и когда-то сказанная им фраза-реакция на очередной удар судьбы: «Лучше б я сдох!» — очень недвусмысленно свидетельствовала об этом. Было невероятно любопытно наблюдать за личностным ростом мальчишки, который выбором жизненных направлений ни на секунду не вызывал во мне раздражения. Что само по себе является чудом, если учитывать природу его хищнической натуры. Снова поражало, как интересно с позиции помпилианцев раскрывалась очень необычная авторская задумка, именуемая «вторичным эффектом Вейса». Одни из самых прекрасных минут моего пребывания в волшебстве этой истории как раз связаны с ним. В эти мгновения мироздание стремилось рассыпаться передо мной осколками, рассудок пытался устоять на краю трещин, и сквозь бледнеющую ночь зыбкой голограммой проступала иная реальность. Я чудом удерживала себя на грани между несколькими мирами. И это было шикарно!

»...шутки зависят от слушателей. То, что одному — ниже пояса, другому — выше головы.»

Повествование оказалось многослойным и состояло из нескольких линий. С завидным постоянством здесь менялось  настроение описываемого. Строевой марш неожиданно для всех уступал свое место цирковому тушу, и на арену контрапунктных глав романа выходили...клоуны!!! А точнее — клоун. Его истории несли в текст потрясающие мысли и очень удачно заполняли собой паузы между номерами героев основного сюжетного направления. Если угодно, между смертельными номерами героев. Такое противопоставление сюжетных составляющих оказалось очень заметным и вызывало неожиданную реакцию. Как бы странно это не звучало, но здесь клоуны выглядели не так смехотворно, как их окружение — военные и политики. Браво! Я очень ждала момента переплетения этой части с предыдущими, поэтому еще одним подарком для меня стало появление в романе уже знакомых по первым трилогиям персонажей. От радости я готова была танцевать качучу, потому что эти книжные люди своими образами озаряли историю. Кто читал, тот поймет. Также вызывала улыбку авторская иногда милая, иногда саркастическая ирония. Она отлично поднимала настроение и полюбилась мне еще со времен предыдущих произведений цикла. Иногда Олди немножко подыгрывали читателям, позволяя самым романтичным из нас насладиться моментами, в какой-то степени ожидаемыми, и в той же степени — желанными. Например, мне очень запомнилась яркая сцена, в которой холод вызывал жару, безлунная тьма украшала голубизну шелка, порабощение превращалось в страсть, а ворох одежды был подобен полету стаи птиц.

«Женщина — инструмент очень тонкий, ранимый. Прежде чем играть, надо подготовиться. Размять мальчики...»

Юмор, образный язык, интересный сюжет и множество превращенных в афоризмы мыслей — все это завораживало и не отпускало вплоть до финала. Среди полифонии задетых авторами важных вопросов, лейтмотивом, на мой взгляд, оказалась тема свободы. Начиная со вступительных и заканчивая финальными аккордами, она постоянно передавалась из рук в руки, обсуждаемая на всех уровнях социальной жизни обитателей Ойкумены. Несмотря на то, что отдельные строчки романа горчили, заключительные эпизоды были наделены теплом и семейным уютом. Исполнители Космического марша создавали музыку до последних страниц, на которых они не спешили покидать сцену, гася свечи, закрепленные на пюпитрах для нот. Я даже уверена, что с некоторыми из них мы еще обязательно встретимся в следующих частях. А меня впереди снова ждет невероятно интригующее произведение под названием «Побег на рывок». Рапира и кинжал, выпады и защита, учитель фехтования и невероятно знойные страсти. Аааах! Продолжение следует...

*

«Столкнувшись с необходимостью выбирать по-настоящему, мы умираем от страха. Не привыкли. Не умеем. Паникуем. Как бы не прогадать? Ведь выбрав, мы — о ужас! — теряем тьму нереализованных возможностей, получая взамен одну-единственную. Верную? ошибочную? — в любом случае, с ней нам жить дальше. Выбор для человечества — потеря. А должен быть находкой.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я читал очень долго. Начал читать где-то в год выхода, закончил только сейчас. По какой-то причине тогда чтиво мне не понравилось совершенно, я бросил книгу, не осилив даже половины первого тома. И вот, много лет спустя, я снова взялся за нее — все-таки как-то стремно, что у меня дома есть нечитанная трилогия Олдей.

И вот.

Мне понравилось

Читал я запоем, отрываясь только на сон и работу. Но, перевернув последнюю страницу, понял, что перечитывать ее буду вряд ли. Не то чтиво, которое хочется перечитать, то ли герои недостаточно харизматичны, то ли они... слишком правдоподобны. Настолько, что... ну вы поняли. Роман очень техничный, просто диву даешься, насколько же большая работа была проведена авторами: придумана новая космическая раса — проработано все вплоть до мелочей. И это к тому, что попмилианцы не особо были раскрыты в предыдущих книгах. Просто шикарно правдоподобно изображены политические перипетии. Очень понравилась почти прямая связь второй трилогии и третьей. Снова картина мира Ойкумены перевернулась, а мы стали этому свидетелями. С чем нас и поздравляю.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус «Дикари Ойкумены» уступают циклу о Кукольнике, но это все равно очень интересные книги от очень талантливых авторов.

Первая книга мне показалась наименее интересной из-за чрезмерного детального описания военной службы. Смысл понятен — показать как формировался Марк, но как-то уж больно много муштры и казармы. Вторая книга самое то: приключения, интриги, загадочная Астлантида, колланты и антисы... Третья книга по накалу между первой и второй: динамика событий присутствует, но все больше переходит в психологический анализ, а проблема Астлантиды, которая доросла уже до самого солнца-сердца, в самый-самый критический момент решается произнесением одного слова. Если честно, ожидалось чего-то космически позаковыристей...., но! Трилогия великолепна! И читать ее желательно именно как часть общего цикла «Ойкумена».

А вопрос все-таки остался: за что помпилианцам (рабовладельцам!) такой фарт?!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дикари Ойкумены» — говорящее название, которое заставляет задуматься. Помпилия- вроде бы рождает ассоциации с Римской империей. Имена, названия, рабы и полноценные граждане. Реальную Римскую империю основали те самые варвары(или дикари), которые умудрились завоевать и уничтожить древние цивилизации. Но так и остались варварами и дикарями, потому что умели только воевать и брать чужое и так и не научились создавать своё.

Казалось бы, всё это дела давно прошедших дней, почему же нас так волнует всё, что происходит в книге? А ведь помпилианцы — это не столько древние римляне, сколько англосаксы. Главное отличие помпилианцев от других рас Ойкумены — это то, что они не могут жить без рабов. Физиология такая. Римляне вполне могли жить без рабов. А вот англосаксы не могут. Они большую часть своего существования живут за счёт колоний — тех же рабов. Они недееспособны без колоний. Именно это сейчас и поставило мир на грань третьей мировой войны. И если в начале цикла всё более подробное описание помпилианской физиологии рождает в читателе ощущение безнадёжности в отношении конфликта наших цивилизаций, то сначала появление коллантов, а потом и столкновение Помпилии со своим двойником доведённым до абсурда — с Астлантидой — порождает надежду, что из физиологического и психологического тупика Помпилианской цивилизации может найтись выход. Но идеи неравноценны. Если коллант — красивая идея, которая показывает, что попытка сотрудничать автоматически обезрабливает помпилианца. И доказывает, что только потеряв рабов, помпилианец может стать полностью свободным и независимым. То с Астлантидой всё сложнее. Сама идея цивилизации, которая является только частью единой и живой системы со звездой в центре очень интересна. Жители астлантиды такие же рабы своего солнца, как помпилианские рабы. Не получая энергию от своих людей, солнце Астлантиды начинает гибнуть и в ускоренном режиме готовиться к рассеиванию своих спор по всей Вселенной, как растение при неблагоприятных условиях. Человечество Ойкумены отступается от Астлантиды, предпочтя из двух зол меньшее. И если бы на этом всё и кончилось — было бы прекрасно. Ну живут себе жители Астлантиды в рабстве и ладно. Является ли наша рука рабом нашего сердца? Авторы могли бы оставить эту цивилизацию в покое, поскольку свою роль гиперболы в романе она уже выполнила, и дальше развивать линию коллантов. Однако помпилианцы случайно находят способ переподчинить себе жителей Астлантиды с помощью корсета. Причём это не совсем рабство, это взаимовыгодный симбиоз. Помпилианцы получают энергетическую выгоду и могут позволить себе отказаться от клеймления новых рабов. Жители Астлантиды — механическую свободу и физиологическую независимость от своей звезды в обмен на частичную зависимость от наличия рядом помпилианцев. Вроде бы «всё хорошо, прекрасная маркиза», но мы-то, читатели, чувствуем, что с моральной точки зрения этот вариант не выдерживает критики, а значит — это никакой не выход из тупика, а, наоборот, обустраивание уютненькой обстановки в этом тупике. А самое главное, что в нашей реальной жизни именно этим и пытаются заняться англосаксы. Неоколониализм в действии. Ведь в данной ситуации ни помпилианцы, ни жители Астлантиды реальной свободы так и не получают. Они просто становятся рабами друг друга.

Поскольку впереди ещё одна часть цикла, есть надежда, что авторы как-то выпутаются из скользкой ситуации, ну, а мы таки избежим третьей мировой.

Великолепная фантастика. Рекомендую всем. Но начинайте читать с начала, с Кукольника. Иначе просто сложно будет оценить весь масштаб полотна. Удовольствие гарантирую.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная фантастика, гибрид космической оперы, романа взросления, шпионской саги... Э, глупости. Это Олди. Отличный язык, захватывающий сюжет, интересные миры и герои...Очень красиво переплетается с другими романами про Ойкумену. А ведь еще четвертый цикл на подходе! Читать — однозначно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно, мощно, жестко. Еще одна великолепная история о жителях Ойкумены. У этого мира огромнейшие возможности для развития и расширения. По сути, только от авторской фантазии зависит, когда он будет закончен, так как ресурс у него неисчерпаемый. Мне бы хотелось, чтобы Олди не бросали свой мир, а наоборот знакомили читателей и с другими расами, которые в нем живут. Тем более, рассказать еще нужно о многом и неизведанных мест в Ойкумене предостаточно.

Данная трилогия познакомит более подробно с помпилианцами, которых боятся во всей вселенной. Никто не хочет связываться с теми, кто официально владеет рабами, делая из них послушных и безвольных кукол. Психологический портрет среднестатистического помпилианца может повергнуть в шок любого человека. Жестокие, безжалостные, прирожденные лидеры, которые не терпят даже малейшей несвободы или подчинения кому-либо, но не могут жить без своих собственных рабов. Раб для помпилианца, это просто вещь. Он не вызывает никаких чувств, он средство для существования. Такое же, как пища или воздух. По сути, это хищники в человеческом обличье, которым не нужны оправдания для собственного выживания, пусть и ценой других людей.

Неожиданное знакомство с жителями одного из обитаемых миров, который до этого был неизвестен Лиге Наций и не входил в список государств имеющих иммунитет от посягательств помпилианцев, приводит к невероятным событиям, которые потрясут основы существования всей Ойкумены. Когда сталкиваются в бою два хищника, побеждает тот, кто более достоин этого. Естественный отбор сделает выбор и выживет самый сильный, приспособленный, жестокий. Станет ли этим победителем Помпилия? На этот вопрос можно получить ответ только прочитав полностью всю трилогию и поверьте, что получить ответы на все вопросы, которые накопились за весь период противостояния, будет не только приятно, но и очень неожиданно.

Авторы в очередной раз продемонстрировали насколько высоко они могут поднять планку в современной фантастике, используя для этого свой собственный мир, населенный невероятными героями, которые совершают невозможные поступки. Это одна из самых необычных историй, которую мне удалось прочитать в этом году, я получил огромное удовольствие от путешествия по миру Ойкумены. Надеюсь, что Олди не бросят эту вселенную и мы прочтем еще не одну трилогию, и узнаем побольше об этом чудесном месте.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что на данный момент прочитал у Олди. Сравнивать не с чем, поделюсь впечатлениями как есть.

«Дикари Ойкумены» — роман в самом что ни на есть жанровом ключе. Слоистое повествование, переключения между разными нарраторами и точками зрения формируют объёмную, сложную картину мира. Не одна, а несколько нитей, переплетённых таким образом, что найти главную не представляется возможным. Воспоминания клоуна Люция, пронизывающие все три тома, воспринимаются как самостоятельная история, имеющая такое же право на внимание, как и остальные линии. Центром притяжения, не дающим тексту рассыпаться, имхо выступает явная притчеобразность описываемых элементов мироздания. Помпилианцы-ромеи, астлане-ацтеки, аналитичные гематры и хитрые вудуны обладают настолько архетипными и утрированно-мифилогическими чертами, что роман читается сродни философскому трактату, обличённому в популярную форму. Что нисколько не мешает получать удовольствие от чтения, скорее наоборот.

Книги заставили не раз задуматься, временами напряжённо ждал, каким же будет сюжетный поворот. Иногда авторам даже случалось удивить, что лично для меня говорит о многом. Мир истории меняется вместе с героями, читатель и персонаж оба растут над собой, узнавая что-то новое друг о друге. Редкий и ценный эффект, ради которого стоит прочитать эту трилогию. Спасибо авторам!

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень достойно. Да в принципе, как и всегда.

Это не три романа связанных одним миром — это один большой роман разбитый на три книги.

Все такой же необычный мир Ойкумены, старые персонажи и новый места, новый необычный мир и смена мировозрения под внешними факторами. Тут нет масштабных сражений и крутых разборок — и пусть это выглядит как антиреклама, но тут это скорее вторичный, а не главный фон.

Перед вами серьезная, железобетонная классическая фантастика. Фантастика, которая интересна начиная от первой и до последней страницы, где взрывы и войны — лишь вторичный фон классического сюжета, где события запутаны, а объяснений — ну совсем минимум; где герои живые, а события и люди воспринимаются по-настоящему. И пусть слог, местами, не совсем прост, а имена героев (особенно если они родственники) порой, вносят путаницу, но пожалуй, не возьмусь указывать что я хотел бы изменить или добавить. Все каноны соблюдены, а интерес гарантирован.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В большей степени, чем любая другая история Олди, «Дикари Ойкумены» являются романом-взрослением, рассказывающем о становлении человека, личности. На схожем поле выступает «Городу и миру», но жизнь Регины там показана скорее отрывками, ключевыми эпизодами. Повествование же «Дикарей» — едино и неразрывно. Показан относительно краткий, но ОЧЕНЬ насыщенный отрывок жизни Марка Тумидуса — от «юноши молодого со взором горящим», до «вожака».

Олди в очередной раз блестяще удалось описание радикально различающихся народов и культур. Даже на фоне всего остального массива космофантастики, Олди умудряются оставаться оригинальными, придумывая действительно интересные и необычные цивилизации. Тем лучше чувствуешь глобальные изменения, которые в корне меняют судьбу и сущность двух народов «Ойкумены».

Надо отметить, что Марк Тумидус является главным героем лишь первых двух книг. В третьей его сюжетная линия отходит чуть ли не на второй план — ГГ слишком ничтожен и малозначим в сравнении с развернувшимися глобальными событиями. Он талантлив, хорош, но не незаменим. Циклы про Борготту и Регину рассыпались бы без главных действующих лиц, но в «Вожаке», ГГ лишь один из винтиков. Погибни он — его б успешно заменила другая запчасть. Это не является минусом — прочие персонажи, вроде Имперской Разведки, будут даже поинтересней Марка. Его дядя, который уже был одним из главных героев, вновь выходит на первый план. Авторы ещё с удовольствием вводят в повествование Борготту и его жену. Намёком, буквально дуновением, вспоминают даже Регину. Некоторое время Олди балансируют на грани фансервиса, но удерживаются на светлой стороне литературы).

В целом — моё искренее восхищение. Олди — одни из немногих авторов, наподобие Пратчетта и Кинга, которые никогда не исчерпают себя и не станут скучными для читателя.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательно написанная трилогия про приключения и взросление сначала курсанта, а потом офицера абордажной пехоты Помпилианской империи. В этой трилогии — Помпилианская империя изнутри.

Проблема в том, что герой — именно помпилианец, рабовладелец по определению, совершенно равнодушно относящийся рабству. Он учится добыче рабов. Поэтому, когда на героя и его друзей сыплются разнообразные напасти, появляется определенное злорадство. По настоящему сочувствовать герою у меня не получилось. А так — превосходная приключенческая книга о становлении героя, о том, как человек из дуболома превращается в мыслящего исполнителя, который готов пойти начальству наперекор.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх