fantlab ru

Генри Лайон Олди «Волчонок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
1151
Моя оценка:
-

подробнее

Волчонок

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Марк Кай Тумидус, гражданин Великой Помпилии, с детства мечтал о карьере военного. Разрыв с отцом, слезы матери, молчаливый укор деда -- ничто не могло изменить решения юноши. Карьера сложилась, но не так, как рассчитывал юный Марк. Курсант училища абордажной пехоты; удачливый дуэлянт, неудачливый узник гауптвахты. Рядовой боец, гроза «дедов» с мечами в петлицах, завсегдатай лазарета; убийца атамана Гната. Младший офицер внешней разведки, третий навигатор «Дикаря», сменивший имя на прозвище Кнут. Человек с двумя жизнями, и обе, кажется, подходят к концу...

Гвардии легат Тумидус, дядя Марка, мог бы гордиться племянником. Может ли племянник гордиться дядей -- изменником родины, лишенным расового статуса?

«Волчонок» -- первая книга нового романа-трилогии Г. Л. Олди «Дикари Ойкумены». Это долгожданное продолжение цикла, начатого романами «Ойкумена» и «Городу и миру». Читателя ждет уникальный космос, населенный энергетами, варварами, техноложцами -- и антисами, исполинами Вселенной. Героями предыдущих эпопей были артист Лючано Борготта и врач Регина ван Фрассен. Герой «Дикарей Ойкумены» -- солдат Марк Кай Тумидус. Можно сказать, герой-профессионал. Вам все ясно, Кнут?

Так точно!

Входит в:

— цикл «Ойкумена»  >  роман-эпопею «Дикари Ойкумены»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 295

Активный словарный запас: невероятно высокий (3629 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Дикари Ойкумены. Книга первая. Волчонок
2013 г.

Аудиокниги:

Волчонок
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в номос детей капитолийской волчицы. Далеких-далеких детей. Правда, дети больше похожи на актиний, – по крайней мере, в этом искренне уверена некая Н’доли Шанвури, – но кому это интересно? Все равно у помпилианцев державной наградой остался триумф, а гражданство – огромная ценность. И рабы – потому что какой же Рим без рабов?

Помпилия – это идеальный Рим. Тот самый, мифологический Рим царя Нумы. Все упорядочено, все числители приведены к знаменателю. Рим-захватчик, Рим – активный искатель. Помпилия универсальна: ее корабли летают на термояде, на рабах, на гематрицах. Держава честно сдает открытые планеты Лиге, если там нет разумной жизни, конечно. Рим звездной эпохи чтит уголовный кодекс и отрекается от своих пиратствующих сыновей... Впрочем, это признак иной эпохи – опять же, не так чтобы уж очень космической.

Композиционно роман отличается от уже испробованных авторами ходов. Заметна постоянная смена ракурсов, точек зрения и временных плоскостей, так что знакомые уже контрапункты теперь становятся лишь одним из приемов организации текста. «Волчонок» по своему строению очень кинематографичен, «монтажен», так сказать. Благодаря неоднократному появлению в условном кадре разных героев получается очень яркая картинка, многогранная и исчерпывающая. Система персонажей от этого только выигрывают, и если в «Городу и миру» не возникало вопросов, кто главная героиня, то здесь я рискну предположить, что авторы хотели создать более контекст для будущего раскрытия образа Марка Тумидуса, нежели, собственно, сформировать полнокровный образ героя. Возможно, такое впечатление создается из-за финала книги, который оставляет вопросы по всем намеченным сюжетным линиям.

На мой взгляд, можно говорить об уровнях сюжета. Глобальную интригу, сюжетообразующую для космооперы, представляет эксперимент по созданию коллантов. Сюда вовлечены спецслужбы, вудунские лаборатории, изгнанники, лишенные гражданства, и – лишь косвенно пока что – Марк «Кнут» Тумидус. В конце, кажется, намечается еще одна глобальная линия – деятельность ГСП Великой Помпилии, но выльется ли она во что-то самодостаточное – покажет только выход следующего романа.

В общем, по строению «Волчонок» полифоничен во всех смыслах этого слова.

Личностные линии в той или иной степени связаны с глобальной, и, честно говоря, я не смог определить для себя личность Марка как некий сюжетный стержень романного полотна. Плохо ли это? Нет. Герой пока что «волчонок», а значит, мы изучаем среду, а герой, воюющий с «дедушками», – ну, право слово, это лишь подчеркивает из чего вырастает Кнут, а самое интересное у нас впереди.

Разумеется, роман полон отсылок, хотя бы в том смысле, что у римлян будущего так мало «немых» фамилий. Есть Гракхи, есть Руф, есть Катилина. Кстати, «доколе, Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?» – вопрос далеко не праздный. В предыдущей трилогии такие знакомства не ограничивались первым столкновением (правда, Регина и посольский сын – немного о другом история, но все же любопытно проверить собственные предположения). Крысобой еще понравился. Из спасителей некоего прокуратора в «деды» на захолустной планете – это здорово.

И, конечно, одной большой отсылкой к римским реалиям остается цирк. Луций и Пак, их рассказы – это лишь вершина айсберга, самая невинная, яркая и очевидная. Под толщей воды кроется жестокость, которую разбавляли клоунами. Трагифарс сеченца Ахилло, который спасает заложников разухабистыми песнями и пьяной удалью. А еще глубже лежит бой на клеймах, сражение свободных, потеха рабов.

И есть клоун Марк, калечащий и кусающий. Клоун Марк, вновь и вновь упорно падающий с лестницы на Сечене. Клоун Марк, живущий двойной жизнью ради энергетической независимости родины.

А уж какой цирк открывается на звездной карте, где все знают, как работает Помпилия, но все делают приятные лица…

Несмешной, право слово, цирк. Но антракт перед очередным «Alles!» и щелчком шамберьера не хочется затягивать.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

В цикле «Ойкумена» Олди наглядно продемонстрировали, что под одной обложкой вполне возможно соединить научную фантастику и космооперу, не забывая о социальных конфликтах, психологических играх и философских размышлениях. За космической симфонией «Ойкумены» последовала сюита «Городу и миру», и вот теперь барабанная дробь, и на манеже...

«Волчонок» Марк Кай Тумидус. Племянник Гая Тумидуса, знакомого читателям по первой трилогии. Помпилианец до мозга костей. Захват и клеймление рабов для них абсолютно естественен и неотъемлем с момента рождения. Хищник, привыкший повелевать, а не подчиняться. Волк, а точнее пока еще волчонок. Но с хорошими задатками. На протяжении всей книги мы будем наблюдать за тем, как Марк учится приказывать и исполнять приказы. Подчиняться старшему — и тут же скалить зубы. Скалься, скалься, волчонок, пугай врагов!

С помпилианцами Олди познакомили нас еще в предыдущих книгах. В «Волчонке» они не предложат нам почти ничего кардинально нового. Вместо этого соавторы сводят воедино прежде разрозненные сведения, расширяют и углубляют наши представления об этой расе. Вместо голой информации — сочные, яркие сцены, в которых полноценно раскрываются целый ряд нюансов поведения и стереотипов помпилианского общества. Это и три ступени: раб, ботва, свободный человек. Тонкости армейской иерархии. Различия между рабовладельцами и коллантариями.

Что касается философской начинки романа, то, как и прежде, Олди неторопливо готовят почву для цветка идеи, ограничиваясь намеками и заряжанием плазматоров. Судите сами, в «Ойкумене» человечество оказалось на пороге перемен. Казалось, колланты, иначе говоря, коллективные антисы — следующий этап развития, надежда всех рас. И чем же все обернулось? Торжественным маршем разума и духа, победным шествием человечества по космосу? Нет, скорее праздником зависти и обиды, жалкими дрязгами и толканием локтями. Демонстрацией дикости, уж не отсюда ли вытекает название нового цикла, «Дикари Ойкумены»?

В стиле Олди также остались верны себе. Виньетки рассуждений, житейской мудрости и изящных фраз оттеняют сочный, красочный, насыщенный яркими образами и сравнениями слог романа. Если отдалиться, то сюжет романа покажется прямолинейным и простым. Учеба, еще раз учеба, первые задания, поиск друзей и врагов. Но стоит присмотреться, как выясняется, что Олди выбирают отнюдь не самые предсказуемые, зато весьма логичные и любопытные сюжетные ходы. А тонкие нотки контрапунктов шпионской игры и научных поисков приятно разнообразят бравурные взрывы воинского марша. Тем более что и в боевых сценах скучать не придется. Олди отлично знают, где добавить пафоса, где улыбки, а где минуту молчания.

Итог: становление молодого волка, готовящее почву для новой трилогии.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олди посвятили цикл романов семейной истории одного из своих любимых персонажей Ойкумены, помпилианцу Тумидусу.

Сюжетная линия романа не слишком длиная, включает лишь считанные месяцы из жизни молодого Марка Тумидуса. Однако ёмкость и увлекательность событий очень высоки. Сценизм, традиционно для авторов, высок и колоритен. Персонажи объёмны и динамичны.

Авторы пытаются здесь углубиться в описания быта, морали и комплексов помпилианского социума, уже знакомого нам по ранним романам.

Так же, продолжается отражение проблемы «горизонтального прогресса» человечества.

Роман прочёлся с огромным интересом, на одном дыхании.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления после прочтения несколько двойственные . Очень добротно и профессионально , но это несколько не то чего ожидаешь от таких мастеров, с другой стороны 90% публикуемых авторов до такого уровня и не подняться никогда , и не каждому же произведению быть шедевром .

Как мне кажется роман представляет собой двойную стилизацию . Первая на самих себя , вторая на произведения других писателей жанра «космический милитари-боевик» , причем на лучшие образцы жанра , типа «Бесконечной войны» Холдемана или «Войн Стариков» Скальци . Вместе с тем рамки выбранной стилизации именно для Олдей тесноваты и не дают развернутся на всю катушку . Впрочем как правило авторы в своих трилогиях идут по нарастающей , так что тешу себя надеждой (небезосновательной) что все еще впереди :)

Можно еще много рассуждать о красивостях языка (который традиционно для авторов очень хорош , хотя то же не дотягивает до их лучших образцов) , найти мелкие провисания в динамике повествования . Ну его , это же «Ойкумена» одна из самых шикарных и стильных космических вселенных не побоюсь слова в мировой фантастике . Читать в обязательном порядке , не взирая на обнаруженные недостатки , они забудутся а послевкусие «Ойкумены» останется :)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поклонник Олди не первый год. Все произведения разные и во многом противоречивые. Мир Ойкумены выглядит целостным и очень ярким. Волченок первая книга которуюя слушал. В аудио исполнении воспринимать Олди оказалось легче и приятнее. Судить о всем цыкле по одному Волчонку я думаю не правильно. Как стартовая составляющаая очень не плохо. Будем читать (слушать) дальше.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мотив «Звездного десанта»? Марш есть марш и мотив здесь не причем. Скорей уж ритмом схожи эти вещи.

«Ритм у марша должен быть ясный, простой и энергичного характера». В «Волчонке» к этому добавляются и шпионские трели мелодии из творчества Ле Карре и продольные хоралы Страстей по Матвею.

А ещё у всего цикла Ойкумены есть общий лейт-мотив. Человек и его выбор. Борготта, ведомый цепью случайностей и тяжелого характера, но все же совершающий поступки, решающие дальнейшее развитие Ойкумены. Ван Фрассен, осознающая себя гусем в кувшине, выбирающая назвать кувшин другой Вселенной и освободиться. И теперь Тумидус, ещё не знающий, кем стать — подчиненным или подчиняющимся.

Уверен, что выбор будет тяжелым. С собой обычно не спорят, но что, если Тумидус сможет посмеяться над собой и тем самым переступить через гордую помпилианскую натуру? Он сможет, я верю. Волчонок станет Волкодавом. Кнут гладиатора не станет кнутом наемного пастуха.

Тут впечатления заканчиваются. Начинаются выводы.

Взяв классическую оболочку космического боевика, Олди делают то, что они умеют делать лучше всего — наполняют её другим смыслом, закисью азота. И закись азота не означает, что это юмористический боевик. Отнюдь. Просто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ответа требует один-единственный вопрос: «Почему я смеюсь?» И как следствие: «Почему не смеешься ты?»

Задайте этот вопрос.

Если у мира есть создатель, он рассмеется вам в лицо»

Обязательно буду ждать продолжения. Пока получается отлично.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не первый раз уже замечаю, что Олди в своих поздних произведениях отказываются от так называемого «барочного» стиля (который и принес им известность). Где «фразы с завитушками»? Нету. Где знаменитая полифония, переплетение сюжетных линий «косичкой»? Где «сага от первых лиц»? В этой книге — что вообще-то нетипично для Олдей — философия идёт отдельно («контрапункты», глубокомысленные, хотя и небольшие, отступления от имени старого циркача), а боевик — отдельно. И, честно говоря, я бы предпочёл, чтобы дедушка Марка появлялся чаще. Клоун Луций великолепен, а Марк... Что Марк? «Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный...» (ну, вы поняли намек, да? И поняли — надеюсь — что это ирония ;)

Одним словом, все стало проще, даже чуть-чуть прямолинейней (это не хорошо и не плохо -- я всего лишь констатирую факт). Воистину, «герой должен быть один» а многоголосие... изжило себя? (кто знает, впрочем)

Но ближе к делу. Книг об армии написано великое множество. И почти все они не затрагивают «темные» стороны воинской службы. То, что армия делает юношей мужчинами -- это хорошо; однако надо бы показать, какой ценой (повальное пьянство, насилие и тому подобные «прелести»). Из всего этого мы видим лишь избиение Марка в нужнике. Логично было бы предположить, что там было не только избиение, но и кое-что еще... Почему нам этого не показывают во всех грязных и неприглядных подробностях? Может, потому, что авторы хотели написать пишут об «идеальной» армии? Не о той, какая есть, а о той, какая должна быть (ну бывает так — автору важнее показать не «чернуху» и не «бытовуху», а просто людей, их психологию). Впрочем, подробнее об этом я еще скажу — в конце отзыва.

+ Н'доли Шанвури. Вроде бы откровенная негодяйка, а почему-то обаятельна (вопрос: почему?..) Кстати -- мне одному кажется, что она еще сыграет свою роль в судьбе Марка (причем роль отнюдь не отрицательную?..)

+ Шпионские интриги, ясное дело, несказанно украшают роман.

+ авторы наконец-то сосредоточили фантазию в рамках одного универсума — что не может не радовать. Собственно, они ведь когда-то именно с этого и начинали (вспомните «Бездну»). Бесконечные скачкИ из мира в мир (Китай — Индия — Ниппон — а потом еще и арабы!) в свое время утомляли хуже некуда.

+ то, что с этим связано: в поздних книгах Олди появилось стремление — таки да! — объединить свои миры в нечто наподобие мета-вселенной. Сама идея Номосов, которые — при всем многообразии — сливаются в единый и цельный Космос, появилась еще в «Одиссее». Но там она была лишь намечена; да и вообще, у Олди начала 2000-х всегда наготове была отговорка (если спрашивают про наличие\отсутствие связок между книгами) — «наши произведения связаны не сюжетом, а авторами». И, честно говоря, это тоже утомляло.

Теперь -- иное дело. Теперь ясно, что это все части одного большого полотна...

+ (самое важное, наверно) первая «Ойкумена» была лишь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прологом. Превращение Лючано Борготты в «людена»-супермена -- это не конец пути, а только его начало.

Стоить ли читать? Да, конечно стоит, это вообще не вопрос. Олди, как всегда, на высоте (если кого-то и отпугнет отсутствие привычных стилистических красот — могу посоветовать лишь одно: обратите внимание на психологию. Она прописана отлично, и временами — как я уже сказал — очень «вкусно», особенно в «цирковых» флэшбеках.

Ну, а то, что по форме это — космический боевик... Скажем прямо, я до сих пор военную НФ не особо-то читал (просто не мое, наверное... «Звезды — холодные игрушки» Лукьяненко, как и всем известный «Билл, герой галактики», все-таки не считаются. Это не боевики, а социальная фантастика под их видом). Так вот: именно потому, что не читал — «Волчонка» воспринял нормально. И _не_ считаю его «попсой и халтурой», как тут кто-то в отзывах намекал.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантазия у авторов работает хорошо. Очень непросто было понять созданную вселенную (все больше авторов следуют принципу: «классический мир МиМ» или «классический мир будущего», а дальше читатель додумывай сам, а я пока напишу прокачку героя). Приходилось перечитывать абзацы, чтобы понять устройство необычного мира. Неспешное повествование поначалу очень тяжело воспринималось (вот оно влияние жвачных фэнтази-боевиков-литрпг). Потом вчитался – язык хороший и грамотный, диалоги разнообразны, персонажи интересны, а мир не крутится вокруг неуязвимого ГГ. В целом понравилось, но вся книга больше похожа на пролог к основным действиям. После прочтения понял, что в книге практически ничего не происходило, так легкое нагнетание атмосферы и знакомство с миром. Надеюсь, что вторая книга станет интереснее.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочел буквально на днях. Ожидания оправданы на 100%, впрочем как и всегда. Оценивать я считаю преждевременно, поскольку это не самостоятельное произведение, а часть большего. Интрига только начала прорисовываться, и тут же как поленом по лбу — финальное происшествие с либурной. Познакомили с новыми героями и напомнили о старых. Дали попробовать еще один кусочек неимоверно вкусного пирога под названием Ойкумена. Но это и все.

Короче говоря, хобот слона мы уже с вами потрогали. Осталось дождаться когда нам предъявят ногу и хвост :) и тогда уже делиться впечатлениями какого красивого слона нам Олди подогнали.

И ведь, как обычно это бывает, слон у всех выйдет разный.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало, как и всегда в «тройных» эпопеях Олди — только лишь один большой пролог. Становление, «детство» героя. Не со стадии знакомства родителей, как в случае с Региной, но с началом ключевого этапа в жизни. Хоть это и пролог, но следить на сюжетом на удивление интересно. Повествование ровное, язык приятный, в происходящее более-менее веришь.

Молодой амбициозный курсант со всем юношеским тестостероном, отягщённым медицинскими экспериментами — и закономерные проблемы и «карьера под откос», ну, почти что под откос. Не всё так просто оказалось.

Но Олди не были б создателями жанра «философского боевика», если б кроме сюжета и экщена, пусть даже высококлассных, в книге ничего не было. Пересказывать идею не вижу смысла — кто читал, поймёт и так, кто не читал — всё равно объяснить вкратце не сумею. Оговорюсь только, что в «Волчонке» раскрывается пролог не только сюжета, но и идейного, философского наполнения книги.

Отдельная прелесть — записи из дневника дедушки ГГ, они по-хорошему глубокомысленны и незанудливы. Каждая запись — маленький шедевр.

Ещё порадовало возвращение в роли второго ГГ легата Тумидуса. Есть и прочие персонажи истории Борготты, но они либо фигурируют на одной-двух страницах, либо вовсе просто упоминаются в паре строчек.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз пытался познакомиться с творчеством этого тандема, но дальше первых абзацев дело не двигалось. Наконец свершилось, и прочел книгу «от» и «до». Слог, мне показалось так, у авторов не так уж и прост. Есть много интересных авторов, которые пишут проще и воспринимается легче. (Иногда, чего греха таить, пропускал целые абзацы.) Но это..., как говорится, «на вкус и цвет...».

Мир не прост. Совсем не прост.

Нельзя укрыться от бурь и от гроз...

... и т.д. строго по тексту этой известной всем песни. Уж очень подходят слова этой песни к идее мироустройства авторов. Как я уже говорил, других романов этих авторов я не читал, но тем не менее влиться в новый для меня мир оказалось достаточно легко. А мир этот действительно новый. До сих пор ни у одного автора не встречал такую оригинальную трактовку мироустройства. На первых этапах у меня даже возникла мысль — а уж не пародия ли это. Но с развитием сюжета и постепенным погружением в предложенную обстановку все стало на свои места.

И ГГ и окружающие его персонажи органично вписаны и взаимодействуют с окружающим миром. ГГ — не прост, но и не супермен в малиновом трико; растет, обучается, совершает ошибки. Воспринимаешь его как живого человека, а не картинку в книге.

С сюжетом — все в полном порядке. Динамичен и местами непредсказуем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Для меня, например, непредсказуемо-непонятно, в космобоевике неожиданно появилась натуральная кавалерия. Да и банда украинцев с дробовиками — как-то тоже непонятно...

Роман однозначно рекомендуем для прочтения. И с нетерпением жду продолжения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю себя поклонником Олди, но эта книга не очень понравилась, насчитал много недостатков, в деталях и общий сюжет не полностью продуман, хотя, возможно, просто начало затянуто и портит общее впечатление. На досуге Волчонок можно почитать, но есть у уважаемых авторов и более классные творения.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Новая книга из цикла «Ойкумена». Что само по себе радует, так как все книги авторов в данной вселенной достаточно качественные и каждая трилогия приносит свой взгляд на Ойкумену и каждая создаёт своё настроение. «Волчонок» рассказывает нам о помпилианцах, ещё одной расе Ойкумены и более тесно пересекается с сюжетной линией Кукольника, чем Регины. Интрига в этой книге только закрутилась, во что выльется история Марка пока не ясно, но есть подозрение что всё совсем не так будет как это пока кажется. Читается отлично, слабых мест практически нет, жду продолжения.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я большой поклонник творчества Олди и в особенности их циклов про Ойкумену, но вот новый цикл про Волчонка меня не впечатлил. Как-то события развиваются сумбурно и не успеваешь понять и постигнуть становление и взросление главного героя, как к примеру это происходило с Региной ван Фрассен в цикле «Городу и миру». Интерлюдии не вписываются в общее повествование. Если в прошлых циклах они приоткрывали многие моменты и психологические аспекты главных действующих лиц, то здесь воспоминания старого циркового клоуна иногда кажутся отдельным романом, который вызывает больший интерес чем основной сюжет. Не хватает юмора и сарказма, да и главный герой какой-то не живой. Ну не дают ему авторы раскрыться. В целом ожидал от мэтров как всегда большего, а получил меньше. В связи с этим не могу поставить высокого балла. Крепкий роман с привкусом Олдей. Хорошо, но увы не отлично.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая завязка приключенческого романа — героя несправедливо изгоняют из профессии, но у него появляется второй шанс.

Написано, как всегда у Олди, здорово. Тут и начало нескольких сюжетных линий, и достоверное описание героя, его устремлений и его семьи.

Есть военная линия, есть шпионская, есть семейная. Встречаются некоторые герои из предыдущих книг цикла.

В общем, первый том как завязка истории вполне удался.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх