FantLab ru

Генри Лайон Олди «Волчонок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
1016
Моя оценка:
-

подробнее

Волчонок

Роман, год; цикл «Ойкумена»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 74
Аннотация:

Марк Кай Тумидус, гражданин Великой Помпилии, с детства мечтал о карьере военного. Разрыв с отцом, слезы матери, молчаливый укор деда -- ничто не могло изменить решения юноши. Карьера сложилась, но не так, как рассчитывал юный Марк. Курсант училища абордажной пехоты; удачливый дуэлянт, неудачливый узник гауптвахты. Рядовой боец, гроза «дедов» с мечами в петлицах, завсегдатай лазарета; убийца атамана Гната. Младший офицер внешней разведки, третий навигатор «Дикаря», сменивший имя на прозвище Кнут. Человек с двумя жизнями, и обе, кажется, подходят к концу...

Гвардии легат Тумидус, дядя Марка, мог бы гордиться племянником. Может ли племянник гордиться дядей -- изменником родины, лишенным расового статуса?

«Волчонок» -- первая книга нового романа-трилогии Г. Л. Олди «Дикари Ойкумены». Это долгожданное продолжение цикла, начатого романами «Ойкумена» и «Городу и миру». Читателя ждет уникальный космос, населенный энергетами, варварами, техноложцами -- и антисами, исполинами Вселенной. Героями предыдущих эпопей были артист Лючано Борготта и врач Регина ван Фрассен. Герой «Дикарей Ойкумены» -- солдат Марк Кай Тумидус. Можно сказать, герой-профессионал. Вам все ясно, Кнут?

Так точно!

Входит в:

— цикл «Ойкумена»  >  роман-эпопею «Дикари Ойкумены»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 294

Активный словарный запас: невероятно высокий (3623 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Дикари Ойкумены. Книга первая. Волчонок
2013 г.

Аудиокниги:

Волчонок
2016 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Олди посвятили цикл романов семейной истории одного из своих любимых персонажей Ойкумены, помпилианцу Тумидусу.

Сюжетная линия романа не слишком длиная, включает лишь считанные месяцы из жизни молодого Марка Тумидуса. Однако ёмкость и увлекательность событий очень высоки. Сценизм, традиционно для авторов, высок и колоритен. Персонажи объёмны и динамичны.

Авторы пытаются здесь углубиться в описания быта, морали и комплексов помпилианского социума, уже знакомого нам по ранним романам.

Так же, продолжается отражение проблемы «горизонтального прогресса» человечества.

Роман прочёлся с огромным интересом, на одном дыхании.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поклонник Олди не первый год. Все произведения разные и во многом противоречивые. Мир Ойкумены выглядит целостным и очень ярким. Волченок первая книга которуюя слушал. В аудио исполнении воспринимать Олди оказалось легче и приятнее. Судить о всем цыкле по одному Волчонку я думаю не правильно. Как стартовая составляющаая очень не плохо. Будем читать (слушать) дальше.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантазия у авторов работает хорошо. Очень непросто было понять созданную вселенную (все больше авторов следуют принципу: «классический мир МиМ» или «классический мир будущего», а дальше читатель додумывай сам, а я пока напишу прокачку героя). Приходилось перечитывать абзацы, чтобы понять устройство необычного мира. Неспешное повествование поначалу очень тяжело воспринималось (вот оно влияние жвачных фэнтази-боевиков-литрпг). Потом вчитался – язык хороший и грамотный, диалоги разнообразны, персонажи интересны, а мир не крутится вокруг неуязвимого ГГ. В целом понравилось, но вся книга больше похожа на пролог к основным действиям. После прочтения понял, что в книге практически ничего не происходило, так легкое нагнетание атмосферы и знакомство с миром. Надеюсь, что вторая книга станет интереснее.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не первый раз уже замечаю, что Олди в своих поздних произведениях отказываются от так называемого «барочного» стиля (который и принес им известность). Где «фразы с завитушками»? Нету. Где знаменитая полифония, переплетение сюжетных линий «косичкой»? Где «сага от первых лиц»? В этой книге — что вообще-то нетипично для Олдей — философия идёт отдельно («контрапункты», глубокомысленные, хотя и небольшие, отступления от имени старого циркача), а боевик — отдельно. И, честно говоря, я бы предпочёл, чтобы дедушка Марка появлялся чаще. Клоун Луций великолепен, а Марк... Что Марк? «Скажем откровенно: просто парень сам собой он обыкновенный...» (ну, вы поняли намек, да? И поняли — надеюсь — что это ирония ;)

Одним словом, все стало проще, даже чуть-чуть прямолинейней (это не хорошо и не плохо -- я всего лишь констатирую факт). Воистину, «герой должен быть один» а многоголосие... изжило себя? (кто знает, впрочем)

Но ближе к делу. Книг об армии написано великое множество. И почти все они не затрагивают «темные» стороны воинской службы. То, что армия делает юношей мужчинами -- это хорошо; однако надо бы показать, какой ценой (повальное пьянство, насилие и тому подобные «прелести»). Из всего этого мы видим лишь избиение Марка в нужнике. Логично было бы предположить, что там было не только избиение, но и кое-что еще... Почему нам этого не показывают во всех грязных и неприглядных подробностях? Может, потому, что авторы хотели написать пишут об «идеальной» армии? Не о той, какая есть, а о той, какая должна быть (ну бывает так — автору важнее показать не «чернуху» и не «бытовуху», а просто людей, их психологию). Впрочем, подробнее об этом я еще скажу — в конце отзыва.

+ Н'доли Шанвури. Вроде бы откровенная негодяйка, а почему-то обаятельна (вопрос: почему?..) Кстати -- мне одному кажется, что она еще сыграет свою роль в судьбе Марка (причем роль отнюдь не отрицательную?..)

+ Шпионские интриги, ясное дело, несказанно украшают роман.

+ авторы наконец-то сосредоточили фантазию в рамках одного универсума — что не может не радовать. Собственно, они ведь когда-то именно с этого и начинали (вспомните «Бездну»). Бесконечные скачкИ из мира в мир (Китай — Индия — Ниппон — а потом еще и арабы!) в свое время утомляли хуже некуда.

+ то, что с этим связано: в поздних книгах Олди появилось стремление — таки да! — объединить свои миры в нечто наподобие мета-вселенной. Сама идея Номосов, которые — при всем многообразии — сливаются в единый и цельный Космос, появилась еще в «Одиссее». Но там она была лишь намечена; да и вообще, у Олди начала 2000-х всегда наготове была отговорка (если спрашивают про наличие\отсутствие связок между книгами) — «наши произведения связаны не сюжетом, а авторами». И, честно говоря, это тоже утомляло.

Теперь -- иное дело. Теперь ясно, что это все части одного большого полотна...

+ (самое важное, наверно) первая «Ойкумена» была лишь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прологом. Превращение Лючано Борготты в «людена»-супермена -- это не конец пути, а только его начало.

Стоить ли читать? Да, конечно стоит, это вообще не вопрос. Олди, как всегда, на высоте (если кого-то и отпугнет отсутствие привычных стилистических красот — могу посоветовать лишь одно: обратите внимание на психологию. Она прописана отлично, и временами — как я уже сказал — очень «вкусно», особенно в «цирковых» флэшбеках.

Ну, а то, что по форме это — космический боевик... Скажем прямо, я до сих пор военную НФ не особо-то читал (просто не мое, наверное... «Звезды — холодные игрушки» Лукьяненко, как и всем известный «Билл, герой галактики», все-таки не считаются. Это не боевики, а социальная фантастика под их видом). Так вот: именно потому, что не читал — «Волчонка» воспринял нормально. И _не_ считаю его «попсой и халтурой», как тут кто-то в отзывах намекал.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю себя поклонником Олди, но эта книга не очень понравилась, насчитал много недостатков, в деталях и общий сюжет не полностью продуман, хотя, возможно, просто начало затянуто и портит общее впечатление. На досуге Волчонок можно почитать, но есть у уважаемых авторов и более классные творения.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное продолжение увлекательного цикла. Проработка мира, как всегда у авторов, на высоте. Описание актов рождения и смерти помпилианцев логичны и гармоничны. Само повествование увлекательно, а экскурсы в прошлое не раздражают, а только дополняют создание полноценной картины мира Ойкумены. На мой взгляд давно уже пора подробней раскрыть особенности эволюции расы помпилианцев и не помешало бы дополнить произведение описанием «банального быта цивил».

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическая завязка приключенческого романа — героя несправедливо изгоняют из профессии, но у него появляется второй шанс.

Написано, как всегда у Олди, здорово. Тут и начало нескольких сюжетных линий, и достоверное описание героя, его устремлений и его семьи.

Есть военная линия, есть шпионская, есть семейная. Встречаются некоторые герои из предыдущих книг цикла.

В общем, первый том как завязка истории вполне удался.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало, как и всегда в «тройных» эпопеях Олди — только лишь один большой пролог. Становление, «детство» героя. Не со стадии знакомства родителей, как в случае с Региной, но с началом ключевого этапа в жизни. Хоть это и пролог, но следить на сюжетом на удивление интересно. Повествование ровное, язык приятный, в происходящее более-менее веришь.

Молодой амбициозный курсант со всем юношеским тестостероном, отягщённым медицинскими экспериментами — и закономерные проблемы и «карьера под откос», ну, почти что под откос. Не всё так просто оказалось.

Но Олди не были б создателями жанра «философского боевика», если б кроме сюжета и экщена, пусть даже высококлассных, в книге ничего не было. Пересказывать идею не вижу смысла — кто читал, поймёт и так, кто не читал — всё равно объяснить вкратце не сумею. Оговорюсь только, что в «Волчонке» раскрывается пролог не только сюжета, но и идейного, философского наполнения книги.

Отдельная прелесть — записи из дневника дедушки ГГ, они по-хорошему глубокомысленны и незанудливы. Каждая запись — маленький шедевр.

Ещё порадовало возвращение в роли второго ГГ легата Тумидуса. Есть и прочие персонажи истории Борготты, но они либо фигурируют на одной-двух страницах, либо вовсе просто упоминаются в паре строчек.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книгу прочел буквально на днях. Ожидания оправданы на 100%, впрочем как и всегда. Оценивать я считаю преждевременно, поскольку это не самостоятельное произведение, а часть большего. Интрига только начала прорисовываться, и тут же как поленом по лбу — финальное происшествие с либурной. Познакомили с новыми героями и напомнили о старых. Дали попробовать еще один кусочек неимоверно вкусного пирога под названием Ойкумена. Но это и все.

Короче говоря, хобот слона мы уже с вами потрогали. Осталось дождаться когда нам предъявят ногу и хвост :) и тогда уже делиться впечатлениями какого красивого слона нам Олди подогнали.

И ведь, как обычно это бывает, слон у всех выйдет разный.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новая книга из цикла «Ойкумена». Что само по себе радует, так как все книги авторов в данной вселенной достаточно качественные и каждая трилогия приносит свой взгляд на Ойкумену и каждая создаёт своё настроение. «Волчонок» рассказывает нам о помпилианцах, ещё одной расе Ойкумены и более тесно пересекается с сюжетной линией Кукольника, чем Регины. Интрига в этой книге только закрутилась, во что выльется история Марка пока не ясно, но есть подозрение что всё совсем не так будет как это пока кажется. Читается отлично, слабых мест практически нет, жду продолжения.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

НУ вот и ещё один взгляд на Ойкумену. Простой человек, телепат, теперь полуэнергет, надеюсь будет и энергет. Как и в двух первых трилогиях первая книга являеться наживкой и о, чем будет в дальнейшем можно только гадать.

Пока это класический роман взросления от подростка до молодого мужчины. Как всегда у Олди глазами каждого из героев мир Ойкумены выглядит совершенно по другому и как всегда логично (и тут как никогда проявляется мастерство авторов, ведь помпилианцы самая сложная сторона во всей Ойкумене).

Роман как всегда на уровне и новая завязка в конце книги заставляет топать ногой в ожидание продолжения.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буду писать отзыв по мере прочтения книги, чтобы, так сказать, не забыть свои впечатления и мысли, которые возникли по ходу. Итак, новую книгу Олдей ждал с огромным нетерпением, т.к. все предыдущие уже давно прочитаны и хочется нового. Большой радостью оказалось, что новый роман оказался из цикла Ойкумена, который мне очень нравиться. Теперь о самом романе. После прочтения первых нескольких глав немного не хватает юмора, который так характерен Олдям. Нет, сам слог на высоте, но вот юморку бы... Поехали дальше. Повествование идет о молодом волчонке Великой Помпилии — будущем офицере армии фуражиров (ну а как их еще назвать, если главная их задача — добывать энергоприпасы, хоть и в виде живых людей), показывается его становление. И вот тут складывается впечатление некоторой идеалистичности в плане окружения, занимающегося его воспитанием: дед-циркач, дисциплинар-легат, обер-декурион — все как один философы и ярые последователи Макаренко. Продолжение следует... Вот я и дочитал. На счет юмора — беру свои слова обратно. Юмору именно столько, сколько нужно. Так о чем же нам хотят рассказать авторы? О жизни. В той, в которой все мы разные (не плохие и хорошие, а именно разные — и если человек по своей сути хищник, то это всего лишь его суть, данная природой). И о том как все эти разные люди (рассы) борются за свое место под солнцем (во вселенной). Книга делится как бы на две: в одной идет рассказ о конкретно одном человеке — молодом волчонке-помпилианце. Во второй — охватываются уже параллельные глобальные события. И потихоньку они начинают сливаться воедино. В общем увлекательно и есть над чем подумать.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я большой поклонник творчества Олди и в особенности их циклов про Ойкумену, но вот новый цикл про Волчонка меня не впечатлил. Как-то события развиваются сумбурно и не успеваешь понять и постигнуть становление и взросление главного героя, как к примеру это происходило с Региной ван Фрассен в цикле «Городу и миру». Интерлюдии не вписываются в общее повествование. Если в прошлых циклах они приоткрывали многие моменты и психологические аспекты главных действующих лиц, то здесь воспоминания старого циркового клоуна иногда кажутся отдельным романом, который вызывает больший интерес чем основной сюжет. Не хватает юмора и сарказма, да и главный герой какой-то не живой. Ну не дают ему авторы раскрыться. В целом ожидал от мэтров как всегда большего, а получил меньше. В связи с этим не могу поставить высокого балла. Крепкий роман с привкусом Олдей. Хорошо, но увы не отлично.

Оценка: 7
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в номос детей капитолийской волчицы. Далеких-далеких детей. Правда, дети больше похожи на актиний, – по крайней мере, в этом искренне уверена некая Н’доли Шанвури, – но кому это интересно? Все равно у помпилианцев державной наградой остался триумф, а гражданство – огромная ценность. И рабы – потому что какой же Рим без рабов?

Помпилия – это идеальный Рим. Тот самый, мифологический Рим царя Нумы. Все упорядочено, все числители приведены к знаменателю. Рим-захватчик, Рим – активный искатель. Помпилия универсальна: ее корабли летают на термояде, на рабах, на гематрицах. Держава честно сдает открытые планеты Лиге, если там нет разумной жизни, конечно. Рим звездной эпохи чтит уголовный кодекс и отрекается от своих пиратствующих сыновей... Впрочем, это признак иной эпохи – опять же, не так чтобы уж очень космической.

Композиционно роман отличается от уже испробованных авторами ходов. Заметна постоянная смена ракурсов, точек зрения и временных плоскостей, так что знакомые уже контрапункты теперь становятся лишь одним из приемов организации текста. «Волчонок» по своему строению очень кинематографичен, «монтажен», так сказать. Благодаря неоднократному появлению в условном кадре разных героев получается очень яркая картинка, многогранная и исчерпывающая. Система персонажей от этого только выигрывают, и если в «Городу и миру» не возникало вопросов, кто главная героиня, то здесь я рискну предположить, что авторы хотели создать более контекст для будущего раскрытия образа Марка Тумидуса, нежели, собственно, сформировать полнокровный образ героя. Возможно, такое впечатление создается из-за финала книги, который оставляет вопросы по всем намеченным сюжетным линиям.

На мой взгляд, можно говорить об уровнях сюжета. Глобальную интригу, сюжетообразующую для космооперы, представляет эксперимент по созданию коллантов. Сюда вовлечены спецслужбы, вудунские лаборатории, изгнанники, лишенные гражданства, и – лишь косвенно пока что – Марк «Кнут» Тумидус. В конце, кажется, намечается еще одна глобальная линия – деятельность ГСП Великой Помпилии, но выльется ли она во что-то самодостаточное – покажет только выход следующего романа.

В общем, по строению «Волчонок» полифоничен во всех смыслах этого слова.

Личностные линии в той или иной степени связаны с глобальной, и, честно говоря, я не смог определить для себя личность Марка как некий сюжетный стержень романного полотна. Плохо ли это? Нет. Герой пока что «волчонок», а значит, мы изучаем среду, а герой, воюющий с «дедушками», – ну, право слово, это лишь подчеркивает из чего вырастает Кнут, а самое интересное у нас впереди.

Разумеется, роман полон отсылок, хотя бы в том смысле, что у римлян будущего так мало «немых» фамилий. Есть Гракхи, есть Руф, есть Катилина. Кстати, «доколе, Катилина, ты будешь испытывать наше терпение?» – вопрос далеко не праздный. В предыдущей трилогии такие знакомства не ограничивались первым столкновением (правда, Регина и посольский сын – немного о другом история, но все же любопытно проверить собственные предположения). Крысобой еще понравился. Из спасителей некоего прокуратора в «деды» на захолустной планете – это здорово.

И, конечно, одной большой отсылкой к римским реалиям остается цирк. Луций и Пак, их рассказы – это лишь вершина айсберга, самая невинная, яркая и очевидная. Под толщей воды кроется жестокость, которую разбавляли клоунами. Трагифарс сеченца Ахилло, который спасает заложников разухабистыми песнями и пьяной удалью. А еще глубже лежит бой на клеймах, сражение свободных, потеха рабов.

И есть клоун Марк, калечащий и кусающий. Клоун Марк, вновь и вновь упорно падающий с лестницы на Сечене. Клоун Марк, живущий двойной жизнью ради энергетической независимости родины.

А уж какой цирк открывается на звездной карте, где все знают, как работает Помпилия, но все делают приятные лица…

Несмешной, право слово, цирк. Но антракт перед очередным «Alles!» и щелчком шамберьера не хочется затягивать.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько раз пытался познакомиться с творчеством этого тандема, но дальше первых абзацев дело не двигалось. Наконец свершилось, и прочел книгу «от» и «до». Слог, мне показалось так, у авторов не так уж и прост. Есть много интересных авторов, которые пишут проще и воспринимается легче. (Иногда, чего греха таить, пропускал целые абзацы.) Но это..., как говорится, «на вкус и цвет...».

Мир не прост. Совсем не прост.

Нельзя укрыться от бурь и от гроз...

... и т.д. строго по тексту этой известной всем песни. Уж очень подходят слова этой песни к идее мироустройства авторов. Как я уже говорил, других романов этих авторов я не читал, но тем не менее влиться в новый для меня мир оказалось достаточно легко. А мир этот действительно новый. До сих пор ни у одного автора не встречал такую оригинальную трактовку мироустройства. На первых этапах у меня даже возникла мысль — а уж не пародия ли это. Но с развитием сюжета и постепенным погружением в предложенную обстановку все стало на свои места.

И ГГ и окружающие его персонажи органично вписаны и взаимодействуют с окружающим миром. ГГ — не прост, но и не супермен в малиновом трико; растет, обучается, совершает ошибки. Воспринимаешь его как живого человека, а не картинку в книге.

С сюжетом — все в полном порядке. Динамичен и местами непредсказуем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Для меня, например, непредсказуемо-непонятно, в космобоевике неожиданно появилась натуральная кавалерия. Да и банда украинцев с дробовиками — как-то тоже непонятно...

Роман однозначно рекомендуем для прочтения. И с нетерпением жду продолжения.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх