FantLab ru

Грэм Джойс «Реквием»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Голосов:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Реквием

Requiem

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

«Реквием» явился одним из первых в художественной прозе — за восемь лет до Дэна Брауна с его «Кодом да Винчи» — переосмыслением тем и мотивов, заявленных Майклом Бейджентом, Ричардом Ли и Генри Линкольном в их криптоисторическом исследовании «Святая кровь и святой Грааль». Итак, после трагической смерти жены от несчастного случая школьный учитель Том Уэбстер приезжает из английской глубинки в Иерусалим, где живет его старая знакомая Шерон. Вскоре священный город — живое воплощение истории, отягощенной грузом многовековой любви и ненависти, — начинает творить над Томом свою привычную магию: то подбросит фрагменты Кумранских свитков, за которыми охотятся все спецслужбы и церкви мира, то заставит видеть джиннов и слышать будто бы саму Марию Магдалину, излагающую историю, отличную от евангельской…

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1996 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1996 // Роман

номинант
Портал, 2012 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Л.Н. Высоцкий (1)

Реквием
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала следует разобраться с упоминанием Дэна Брауна в аннотации. Такое упоминание, по-моему разумению, предвещает некоторый перекос романа в сторону авантюрно-приключенческих эпизодов. Только вот мне кажется, что авторы аннотации какими-то другими разумениями руководствовались её составляя, ибо фрагменты Кумранских свитков с перспективой переворота всей христианской религии с ног на голову есть, а вот охоты за ними спецслужб и церквей мира как-то не наблюдается. И вообще непонятно зачем этот эпизод с фрагментами попал в роман. То есть с сюжетной точки зрения он на своем месте. Он позволяет ввести целый ряд интересных второстепенных персонажей и довести рассказ до финального катарсиса, но с точки зрения раскрытия основной идеи, заложенной автором, он как-то особо не выстреливает. Впрочем не стреляющие ружья висят не только на этой стене.

По композиции «Реквием» продолжает предыдущий роман Джойса -- «Дом утраченных грёз». В центре внимания вновь любовный треугольник. Том Уэбстер -- главный герой на одной из вершин, а его жена Кейти и знакомая еще по студенческой юности Шерон на двух других. Необычно, пожалуй то, что Кейти при этом мертва. И несмотря на то, что причиной её смерти стал несчастный случай, Том винит в произошедшем себя и никак не может избавиться от этого груза, который Джойс персонифицирует в виде преследующего героя джинна женского пола -- существа из исламской мифологии. В итоге весь роман мы следим за попытками Тома разобраться с прошлым и обрести покой в объятьях Шерон.

Как совершенно справедливо было подмечено в отношении «Дома утраченных грёз», и в равной степени применимо и к «Реквиему»: «блестяще сработанный литературный текст с весьма банальным и вторичным наполнением» (с). И ведь нельзя сказать, что Джойс не старался придать идее груза из прошлого, который «ломает» человека психологически и отравляет ему жизнь в настоящем, масштабности и всесторонне её рассмотреть. Тут тебе и частная клиника с пациентами, которых преследуют свои «джины» и перенос комплекса вины на целый город -- Иерусалим, с его арабо-израильским конфликтом. Но все эти возможности так и не используются автором, оставаясь лишь в зачаточном состоянии. Даже странно, что в следующем году он сможет написать потрясающую «Зубную фею«!

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От прочтения романа грустно — радостное впечатление. Грустное потому, что удовольствия ни от того, о чем написано, ни от того, как написано. Сложилось впечатление, что сюжет придумывался автором «по ходу пьесы»: сначала Джойс заставил поверить, что между Томом и Шерон нет чувства любви, далее пришлось поверить, что Шерон более тринадцати лет испытывала к Тому очень сильную любовь. Очаровало сначала погружение в Иерусалим, но далее по ходу повествования Том утомил своими передвижениями через Дамасские ворота. Линия Ахмеда сначала показалась интересной, но когда Джойс запросто-незатейливо рассказал о многолетнем духовном обучении Ахмеда и тут же о его прегрешениях, интерес пропал. То же самое с Давидом. Книга переполнена ляпами вроде: Шерон просто нашла Тома в Иерусалиме, потому что искала; «Отпечаток пальца был виден ясно, но создавалось впечатление, что он выжжен на бумаге раскаленной рукой» ??? Изложение интересных исторических фактов искусственно «пристегнуто» к основной сюжетной линии и поэтому только раздражало.

Радостная часть впечатления — после «Реквиема» Джойс напишет «Правду жизни», «Как подружиться с демонами», и прочитаны эти книги мною до «Реквиема», иначе чудо знакомства с ними могло не произойти!

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх