fantlab ru

Альберто Васкес-Фигероа «Туарег»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
96
Моя оценка:
-

подробнее

Туарег

Tuareg

Роман, год; цикл «Туарег»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Его зовут Гасель Сайях. Его империя — пустыня. Он — властитель страны, простирающейся от Атласских гор до берегов Чада. Он — один из последних великих воинов неукротимых имохагов, которых все прочие смертные знают под именем Туарегов.

Однажды двое — старик и юноша появились у порога его хаймы. И он, соблюдая тысячелетние традиции пустыни, приютил путников.

Но он не смог защитить их. Люди в пыльной солдатской форме преступили закон. Они убили мальчишку и увели старика.

Гасель Сайях помнит главную заповедь туарегов: твой гость находится под твоей защитой. Поэтому он должен отомстить:

Перед вами самый известный, самый издаваемый во всем мире роман самого читаемого испаноязычного автора современности Альберто Васкеса-Фигероа.

Входит в:

— цикл «Туарег»


Экранизации:

«Воин пустынь» / «Tuareg - Il guerriero del deserto» 1984, Испания, Италия, Израиль, реж: Энцо Дж. Кастеллари



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Т. Родименко (4)

Туарег
2011 г.
Туарег
2013 г.
Туарег
2014 г.
Туарег
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий роман о чести.

«Туарег» — весьма необычное произведение для современной литературы. Обращение автора к теме культуры и быта одного из самых закрытых народов Сахары моментально переносит сюжет в разряд выигрышных, ведь то, что неизбито всегда заинтересует читателя. Сюжетная линия достаточно проста, однако мастерски созданная автором атмосфера присутствия, оригинальный коктейль из реалий настоящего и прошлого, акцентирование на безумии людишек, смертной хваткой вцепившихся в прогресс и разучившихся жить вне комфортных условий, позволяют роману занять ячейку среди наиболее ярких произведений второй половины 20 века.

Главный герой борется за поддержание традиций, поскольку только так он может сохранить свой мир в первозданном виде. Он — мститель, ставящий законы чести и справедливости превыше безопасности собственной семьи, он — социопат с комплексом порядочности. У него нет выбора, ведь если он отступится от цели, сойдет с пути войны, то потеряет себя. Герой ныряет в чуждый ему мир и тонет в море насилия, потерпев поражение в битве с прогрессом и человеческой подлостью.

Какие же мы всё-таки жалкие и глупые по сравнению с туарегом, зацикленные на вещизме и дурацких правилах, ужасные неумехи, обреченные на гибель при условии потери благ цивилизации…

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательная и неглупая книга, одновременно боевик и трагичная история о столкновении миров.

Живущий где-то в сердце Сахары (неназванная страна географией напоминает Алжир — огромная территория, но по большей части пустынная, с густонаселенным побережьем, бывшая колония Франции) туарег Гасель Саях истово держится старинных обычаев,стараясь не замечать, что мир вокруг стремительно меняется. Для него нет ничего кроме пустыни, традиционных промыслов — охоты и скотоводства, предписаний Ислама и родовой чести. Причем Гасель отстает даже от своих соплеменников, легко меняющих верблюдов на джипы, работающих каменщиками или служащих в армии, но это его личный выбор, его жизненный идеал, а не следствие какой-то темноты или глупости.

Как человек Традиции туарег Гасель не может отказать в гостеприимстве измученным беглецам, возникшим на пороге его шатра.

Когда правительственные военные, «штрафники» из батальона, который является местом ссылки отбросов армии, врываются в его дом и убивают одного из беглецов, а второго похищают, Гасель начинает свой кровавый путь мести...

В раскаленных песках сила опыта на его стороне, но в большом мире властелин Сахары оказывается потерянным пришельцем из прошлого.

Потрясающе описанная Сахара, монументальный в своей архаичной гордыне и непримиримости главный герой, широкая панорама пост-колониального мира, колоритные второстепенные персонажи — все это захватывает.

Между тем сюжет в некоторых местах откровенно спотыкается, выдавая зрелищные, но малоправдопобные повороты. К тому же диалоги часто слишком плакатны и иллюстративны — через прямую речь героев автор вываливает на голову читателям то экскурсы в историю доисламской Сахары, то соображения о перерождении революционных элит новообразованных государств, то сведения о нефтяных разработках.

Автор мастерски манипулирует читателем, сначала полностью заставляя принять сторону Гаселя — жестокого убийцы, рабовладельца и религиозного фанатика, потом поворачивает точку зрения, и подвиги «последнего туарега» предстают в другом свете. Все обрывается в трагичный, и одновременно цинично-насмешливый финал. Воспитанный в духе романтического национализма лейтенант Рахман видит в Гаселе героя, воплощение несгибаемого народного духа. Коррумпированный, алчный, но умный губернатор Бен Куфра — нелепый пережиток средневековья. Гасель меж тем идет по трупам, перерезая глотки и всаживая пулю за пулей. В его действиях все меньше «войны одиночки против всех», все больше обычного терроризма с захватом гражданских заложников и вовлечением все большего количества людей в круговорот насилия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маленький газават ревнителя старины приводит несчастную юную страну на грань гражданской войны.

Зло порождает зло, за кровь платят кровью, на насилие отвечают насилием и то, что начиналось как месть одиночки, запускает в действие политический кризис.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Абдуль аль Кибир — беглец, просивший помощи у Гаселя — это сбежавший из заточения бывший президент страны, когда-то герой антифранцузского сопротивления, а потом — полновесный диктатор.

Конечно, это история «благородного дикаря», но благородство «дикаря» какое-то уж очень однобокое. На миг он как будто прозревает, но очень скоро снова закупоривает свой разум в темнице из древних, старше Ислама и старше египетских пирамид, понятий чести. Гасель — именно фанатик, а не просто «человек из другого времени». Один из врагов, сержант Малик человек редкой подлости, но не глупый и не лишенный наблюдательности, совершенно справедливо упрекает Гаселя в гордыне. Читатель должен бы восхищаться несгибаемой волей главного героя, но исподволь растет и страх перед этим прокаленным пустыней до полного расчеловечивания, мстителем.

Сахара — второй главный герой книги. Столь впечатляющего описания этой жестокой местности мне, наверное, не попадалось в литературе.

В Сахаре Гасель был королем, там он знал больше, чем его враги. Попав в город, он тоже не выглядит совершенно беспомощным пентюхом, но хотя быстро осваивает ПДД и перестает теряться при виде многолюдья, все равно трагически не попадает в ритм современной жизни.

С момента выхода, книги, а значит и гибели Гаселя, прошло сорок лет. Гасель мертв, но его сыновья могут жить сейчас. Вариант светского. модернизирующего национализма, который несли люди вроде Аль Кибира и Бен Куфры, потерпел в исламском мире крах, и сыновья Гаселя (предположим, что они реальные люди) вполне могут под зеленым знаменем сражаться за независимость Азавада.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чувственная история, хорошо отражающая нравы и быт туарегов, характер этого народа. Исполненная трагической гордости, в конце она превращается в злую иронию — в насмешку над тем суровым путем, который проделал Гассель, идя на поводу у своих принципов. Есть такое ощущение, будто это все — одна объемная эпитафия на могильном камне почти исчезнувшего народа, который не сумел найти себя в новом мире и неуклонно в нем же и растворяется, цепляясь из последних сил за привычный ему мир пустынных барханов.

Однако не могу сказать, что прочувствовал ту атмосферу жары и всепоглощающей жажды, о которой ходило столько слухов. У Фрэнка Герберта подобное получилось сделать гораздо лучше. Но здесь и без нее хватает того, чем можно проникнуться до глубины души.

Да и основная сюжетная линия, созданная в лучших традициях африканского Рэмбо, несколько напрягает. Лишь под конец начинаешь верить, что Гассель — это не плод голливудского воображения, а вполне себе живой человек из плоти и крови.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман в стиле «человек против системы» или «столкновение старого мира с новым». Конечно же, в таких сюжетах возможны победители, если автор того пожелает. Но реальность такова, что даже такой супергерой пустыни как Гасель Сайях, не в силах противостоять целому государству. Тем более встав на путь праведной мести.

Разумеется, рассуждения главного героя об устройстве мира во многом разумны. Но не учитывают одного простого факта: пустыней мир не ограничивается. Он, человек чести, поступает так, как велят ему вековые законы. Но столкновение с людьми из-за пределов пустыни, показывает, к чему приводит культурная консервация. Мир туарега, не меняющийся веками и внешний мир, вести из которого даже не доходят до обитателей сердца пустыни, обречены на конфликт. При этом каждая сторона руководствуется своей правдой и законностью.

Этот конфликт разрешить так же тяжело, как и объединить страну с разношерстным населением и культурой в единое гражданское общество. И если это до сих пор не удаётся передовым странам мира, то что говорить о молодой североафриканской стране, недавно избавившейся от колониального статуса? Когда политическая ситуация нестабильна, когда висит угроза гражданской войны, есть ли дело правящей верхушке до старинных обычаев кочевников пустыни? В этом тоже трагедия главного героя и тех, кто стоял на его пути.

Да, туарега можно осуждать, как невежественного дикаря, который из-за оскорбления старого закона идёт по трупам, терпит нечеловеческие физические страдания, подвергает себя и других, в том числи родных и близких, опасности. Осуждать легко. Куда сложнее поставить себя на его место. Или представить, что в привычный нам уклад жизни вторгается нечто такое, что заставляет нас негодовать и даже мстить.

Роман хороший, крепкий. Не без лакун и шероховатостей в сюжете. Но они нивелируются прекрасным знанием и описанием пустыни. Она выступает одним из героев истории. Она предстаёт опасным, но прекрасным союзником. И заставляет относится к ней должным образом. Неслучайно туарег пережил все передряги в пустыне, то есть на своей земле, в знакомой среде. И оказался совершенно бессильным за её пределами.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм. Это был необычный опыт. Без рекомендации я вряд ли бы взялась за книгу, настолько сосредоточенную на самой себе. Здесь главное – история, и она правит всем остальными: пустыней, туарегом и чередой неясных, расплывчатых фигур. Есть лишь белое небо, белый песок и синий цвет одежд туарега. Всё.

Чтобы дочитать, мне пришлось напрягать волю, потому что история – классическая, кстати, история о противостоянии человека миру – не увлекала. Тут нет того, что я люблю, тут есть история из тех, что рассказывает старик-раб вечерами у костра.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самый противоречивый роман, прочитанный в последнее время. Одна из любимых мною тем — противостояние человека и системы. Человек здесь – это одинокий представитель древнего африканского племени туарегов с его старинным жизненным укладом, традициями и принципами. А противостоит ему армия и политики африканской страны, которая недавно обрела независимость. Присутствует конфликт, который побуждает туарега в одиночку объявить войну чуть ли не всей стране.

Сюжет развивается плавно и прямолинейно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой передвигается по пустыне, попутно уничтожая врагов в угоду своим принципам, и философствуя на тему преданности древним устоям своего племени и отвратительности современного бытия. Интересные и, на мой взгляд, правильные идеи в его размышлениях есть, это один из плюсов книги. Ближе к концу, выполнив свой долг, главный герой узнает, что его семья находится в плену врагов. Тут его видение мира рушится, и он понимает, что семья важнее принципов.

До этого момента все вписывается в общую канву произведения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
крутой ГГ не поступился своими принципами и всех победил, но при этом потерял самое важное в своей жизни.
А вот финал просто ставит все с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, что бы мы не делали, с кем бы не боролись за правое дело, все ЗРЯ! Ибо в мире правят случайности.

Сомнительная мораль, которая перечеркивает все остальные идеи романа.

На фоне общей слабой достоверности такой финал выглядит вишенкой на протухшем торте. Помимо этого из минусов отмечу излишний пафос и откровенно картонных персонажей (за исключением ГГ). При этом язык хорош, атмосфера жаркой Сахары передана отлично и в целом роман читается с интересом. Но финал совсем не в тему.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из тех книг, которые заставляют думать, сопереживать, и потом еще долго остаются в памяти скребущей занозой...

Я бы не назвала повествование динамичным, на него нужен определенный настрой. Но и затянутости нет. Слог автора легкий, и не смотря на описываемое место действия — пустыню, — история захватывает, воображение легко рисует барханы песков, сухой, обжигающий воздух, невозможность позволить лишние действия при ограниченном запасе воды, и на фоне этого пейзажа — целеустремленного туарега, ставящего законы гостеприимства выше человеческих жизней.

Если бы не такое дотошное описание жизни и обычаев туарегов, мы не смогли бы проникнуться устремлениями героя, понять его шкалу ценностей и с азартом следить за его немыслимыми подвигами. Единственное, перед чем он спасовал — перед мегаполисом, нагромождением зданий и ровными улочками. Лично меня это поразило в романе больше всего, хотя и является вполне логичным: тот, кто рожден в пустыне и может без труда в ней ориентироваться, с ужасом осознает, что заблудился в столице.

Финал тоже оказался шокирующим, хотя и этому находится логичное объяснение: лишение привычного окружающего мира привело нашего героя к потере контроля над ситуацией.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем, как наконец-то взять книгу в руки, упоминания о ней попадались и попадались мне на глаза, как-будто настаивая, чтобы я поскорее прочла её, отложив свой список. И это того стоило. Как же здорово начать год с не просто хорошей, а просто с замечательной и великолепной книги. Прочла я книгу быстро, но до сих пор свежи чувства и впечатления и они будут жить во мне долго, потому что такие истории не забываются, такие истории ждёшь с нетерпением и они не так часто попадаются – где всё складывается: персонажи, антураж, события, чувства, ощущения, язык, стиль и прочие составляющие хорошей книги, хорошего приключенческого романа.

В этой книге всё закручено на Герое, здесь всё служит тому, чтобы раскрыть и прочувствовать его полностью. Главное здесь ни пустыня, ни время, ни события, хотя естественно без них не возможен был бы он, Гасель Сайях – гордый имохаг, достойный сын Пустыни. Его действия вызывают дрожь, а некоторые поступки даже отвращение, его решения сбивают, его слова разят, как меткий камень. Но понять его не составляет труда. Эта история о человеке, для которого принципы и традиции своего племени стоят не просто превыше всего – это вжилось в кровь народа туарег когда-то давно, множество веков назад, это для них, как дышать и видеть. По–другому невозможно, не бывает или/или, закрыть глаза не получится, забыть тем более. Не остановит даже пророчество. Выжить и отомстить, отстоять то, что ещё живо в нём, не поддавшемуся цивилизации и времени.

Но эти принципы и верность традициям вызывают противоречие. Привычный уклад жизни пошёл вразрез с окружающей действительностью. Время не стоит на месте, оно движется неумолимо быстро. И всё, что ещё вчера было приемлемым и понятным, сегодня может легко разбиться вдребезги, как внезапно упавшее зеркало. И Гасель ради выполнения долга, ради соблюдения традиций, чести поставил на карту всё, что имел. Он не готов отказываться от всего во что верит, чем живёт. Он в одиночку борется с новым миром, с новым временем, которое диктует и устанавливает новые правила. А ведь его жизнь принадлежит не только ему, у него есть те, кто от него зависит – он так часто вспоминает свою жену. И его вера в итоге никому не помогла и никого не спасла.

К такой концовке истории я не была готова. Но она такая отрезвляющая, к сожалению, ставит все точки над и… и не даёт никакого возврата к прошлому. С ней можно не соглашаться, но её тоже не составит труда понять, как и вольного странника, последнего туарега Пустыни Гаселя Сайяха.

Повторюсь, книга замечательная, она очень многим понравится и вызовет бурю эмоций. Классный приключенческий роман, который написан легко, но сильно и глубоко. Прекрасная легенда, вытканная сложным узором на ковре времени.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда, прочитав какую-нибудь книжку про вампиров, богов и прочих некромантов, я думаю, а что там делается в большой литературе? Что там реализм? Не нахожусь ли я под железным занавесом сверхсветовых скоростей и зон сингулярности? И вот в такие моменты я отыскиваю что-нибудь нефантастическое, как правило душещипательное, оставляющее после себя привкус печали.

В нынешний период моего фантастического кризиса, я обратил свой взор на роман Альберто Васкес-Фигероа с автомобильным названием «Туарег».

К Гаселю Сайяху, живущему со своей семьей в одном из самых трудноднодоступных и жарких мест Сахары, приходят измученные жаждой путники. Гасель в соответствии со старым законом пустыни впускает их в дом. Но вскоре приезжают и другие гости, которые убивают одного из путников и забирают с собой другого. И с этого момента начинается путь туарега к мести. Путь этот проходит через самые гиблые уголки Сахары, одновременно затрагивая несколько стран и контенентов. Дикий туарег, сам того не ведая, становится человеком, способным свергнуть правительства и направить историю в другое русло. И все это благодаря своим принципам чести, своей гордости и своей приверженности древним законам своего племени. Васкес-Фигероа постоянно подчеркивает, какой гордый народ туареги, какой исключительный, не чета диким арабам и берберам, не чета захватчикам-французам, не чета этим безумцам, захватившим власть в стране и нарисовав нелепые границы в безграничной великой пустыне. Поначалу кажется, что это чересчур, эта похвальба лишняя, но в конце понимаешь, зачем автору нужен этот прием.

Фигероа показывает безумие меняющегося мира на фоне прочного столпа традиций туарега, показывает галопом несущийся вперед 20 век с искусственными спутниками, носящимися по небу, борьбу коммунистов, фашистов, социалистов и прочих малопонятных групп людей, показывает насколько дикими могут быть на этом фоне гражданские законы, которые пишутся кровью. Но ближе к концу понятия добра и зла начинают размываться и становится неясно, на чьей стороне правда, на сеющем смерть государстве или на сеющем смерть туареге. В их лице в смертельной схватке сошлось прошлое и настоящее и к концу книги сквозь завесу слов об исключительности великого племени туарегов из-за плеча благородного имохага Кель-Тальгимуса уже начинает выглядывать безумно хихикающий гри-гри смерти. Он словно говорит, что какой бы исключительный и древний народ не писал законы, эти законы написаны всего лишь жалкими людьми. И стоят ли эти законы смерти друзей, семьи и просто людей, оказавшихся не в то время не в том месте? Дьявольский круг насилия замыкается, оставляя читателя осмысливать что же произошло.

Книга является мощной прививкой относительности, необходимой в нашем мире все более безотносительных правил.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая книга. Жуткая не в плане литературных достоинств. С ними-то как раз все в порядке. Захватывающий сюжет, динамичное и непредсказуемое его развитие, простой и красивый вместе с тем язык.

Здесь дело в жуткой истории, изложенной на страницах книги. Туарега Гаселя Сайяха, гордого сына пустыни, оскорбили солдаты, убив одного и похитив другого гостя. Туарег начинает восстанавливать справедливость в том виде в каком считает нужным. Естественно армия реагирует на его действия. И покатилась лавина насилия, захватывающая все больше и больше участников. В конце книги, в конце своего пути Гасель вспоминает слова одного мудрого старика «…Видите, столкновения и войны ни к чему не ведут, потому что за мертвых с одной стороны другая сторона тоже платит мертвыми…».

«Насилие порождает насилие» одна из тем романа. Другая — «изменения неизбежны, нравятся они нам или нет». К тому же, что нравится одному, то другому, как ножом по сердцу. Гасель Охотник прожил в глубине родной пустыни всю жизнь, но праотеческие заветы ему не удалось сохранить и там. Он избегал внешнего мира, но события, происходившие в нем, все равно настигли его.

«Туарег» очень атмосферный роман. Я буквально с головой погрузилась в чтение. Жаркое дыхание Сахары опаляет читающего и он забывает обо всем.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беспомощность и сила. Психологическая несостоятельность и героизм. Есть ли в этих понятиях что-то общее? На страницах «Туарега» автору удалось уместить это в одной душе. Мы видим борца, война, героя. И таким мы видим его почти на каждой странице. Но ближе к кульминации автор настолько умело вкрапливает осколки слабости в его естестве, что ты уже не знаешь возмущаться ли его поступками, ненавидеть ли его, либо сострадать. В конце психологическое напряжение доходит до предела... Итак, произведение увлекательно.

Кому интересна пустыня, её природа, климатические особенности, способы выживания человека в ней и пр. — пожалуйте сюда. Всё это описано настолько подробно и маштабно, что, кажется, сам начинаешь кожей ощущать её адский удушающий ветер и саднящее прикосновение песка. Не смотря на то, что эти подробности занимают значительную часть книги, она от этого не становиться растянутой, как словесная жвачка. Вероятно, потому что главный герой — очень своеобразен. Следует признать, что Гасель — единственный яркий персонаж. Все остальные однотипны и пресны. Но читается всё равно интересно, так как сама история увлекательна, а клубок благородства, порядочности и, в одночасье, жестокости и социопатии, кишащий в одной человеческой душе, не оставляет читателя равнодушным.

Правда, диалоги в книге абсолютно неудачны. Они как бы высосаны из пальца, да и при том, неоправдано громоздки. Слава Богу, что их хоть мало. Но думаю, этот недостаток стоит простить ради сюжета и шокирующего финала. Ведь, полагаю, каждый ожидал нечто подобное в конце. А всё равно прикусываешь себе губу...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный, жаркий роман, где вскрывается тема гордости и ответственности за свои поступки. В главной роли туарег, который мстит за своих гостей, помногу раз объясняя свои поступки разумно и доходчиво, отчего начинаешь ему симпатизировать и понимать. На его долю достаётся не мало испытаний: пустая земля, убийство людей, шумный и пугающий город.

Можно сказать это книга-путешествие. Красивая, написанная простым языком, но не дилетантски. «Туарег» читается на одном дыхании, в неё много интересных сцен, особенно в Эрге, есть непредсказуемые моменты, но в основе своей это конечно намеченная история о человеке, двигающегося к своей цели.

Хотя, не всё так радужно, и под конец, автор даёт понять насколько далеко может завести человека его гордость. В целом — читать советую всем, мне книга подарила много незабываемых впечатлений, хоть и проглотил её за пару дней.

P.S. Конец просто убойный)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о том ,как человек может ЖЕСТОКО заблудиться в своих действиях основанных на вековых устоях!Во всех произведениях Альберто Васкес-Фигероа просматривается стремление личности к преодалению практически невозможного,а главные герои конкретные «сверх-человеки».

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх