fantlab ru

Генри Лайон Олди «Страх»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
764
Моя оценка:
-

подробнее

Страх

Повесть, год (год написания: 1991); цикл «Бездна Голодных глаз»

Аннотация:

Странный средневековый восточный город, которого нет ни на одной карте. Все прекрасно, только слишком часто на лицах умирающих людей стала застывать маска ужаса. Хороший правитель должен знать, что заставляет его лучших воинов испытывать такой невообразимый страх. А кто может лучше разобраться в причинах смерти, как не лекарь Джакопо Генуэзец? И он нашел, и ему открылась страшная тайна. Но как победить того, кто питается живущим в нас страхом? Ведь как только мы начинаем думать и чувствовать, мы тут же начинаем бояться.

Входит в:

— сборник «Войти в образ», 1994 г.

— антологию «Книга небытия», 1995 г.

— сборник «Войти в образ», 1996 г.

— сборник «Пасынки восьмой заповеди», 1996 г.

— сборник «Дуэль», 2008 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 55

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3027 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Мечи, 1995 // Лунный Меч

номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Средняя форма

номинант
Интерпресскон, 1995 // Средняя форма (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Войти в образ
1994 г.
Книга Небытия
1995 г.
Войти в образ
1996 г.
Пасынки восьмой заповеди
1996 г.
Бездна Голодных глаз: Ожидающий на Перекрестках
1999 г.
Бездна Голодных глаз. Том 1
2001 г.
Бездна голодных глаз
2004 г.
Сумерки мира. Бездна Голодных глаз. Том 1
2005 г.
Дуэль
2008 г.
Бездна Голодных глаз. Том 2. Живущий в последний раз
2009 г.
Бездна Голодных глаз
2011 г.
Бездна Голодных глаз
2018 г.

Аудиокниги:

Страх
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Otchlan Glodnych oczu: tom 2
2007 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Талант писателя наиболее ярко проявляется, высвечивается в малых произведениях.

Лет 20-25 тому, как я прочел эту небольшую повесть. В те годы имя Г.Л. Олди было мало кому известно (некий очередной переводной автор) в ряду бурно издающейся в 90е зарубежной фантастики. Я читаю «Страх» и вдруг яркая вспышка глубоко философского, нетривиального финала. Как это сейчас характерно для современного кинематографа — когда 1,5 часа смотришь фильм и БАХ! ты не понимал ничего, пока не увидел финал.

Так написана и повесть «Страх». Впечатление от прочитанного сохранилось до сих пор.

Советую всем думающим, ищущим и неравнодушным. Это стоит того.

Творчество Олдей исключительно.

Качественно, традиционно и удобоусвояемо, как наследие Стругацких.

ИНТЕРЕСНО читать — а это главное.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Орнамент

О, Великий Аллах, благословенны Пути твои, которыми Ты направляешь усталые стопы Твоего слуги, склонившегося перед Тобой. Среди книжных пустынь бродил я, проклиная судьбу свою, сладостью своей напоминающую полынь. Щедрой рукой раскидал Ты на моем пути колодцы, чудесный вкус которых питал язвы усталого моего желудка, и количество влаги в которых было столь обильным, что до краев наполняло чашу мою, величиною с наперсток. Колодцы мудростей этого щедрого края приносили миражи столь дивные, что ум мой — воистину свидетельствую это перед лицом Всевышнего — едва не помутился. Погибали боги, волкодавы выходили на пути свои, несли ночные и дневные дозоры славные муджаиды, и затем снова гибли боги, но гибель их была столь долгой и мучительной, что рядом с их жизнеописанием книга жизни пророка Иссы показалась мне розовым шербетом.

Сколь же глуп я был, думая, что оставил Ты меня в замыслах Своих! Бродить вечно от колодца к колодцу, припадая к источникам, сотворенным писателями, чей талант оседает песчинками на дне теплых вод и впивается в горло и иссохший мой язык подобно жалам скорпионов. Ибо песчинки слов превратились в барханы мудрости, и барханы мудрости направили меня к оазису, чья прохлада приняла меня в свои объятия, подобные объятиям черноволосых гурий, и чьи стремительные потоки ручьев подобны мыслям Мухаммада, с̣алла̄-Лла̄́ху ‘алайхи ва-саллам. Дано мне было понять, милостью Твоей, что вывел Ты меня Дорогой через Сумерки мира и дал Твоему нижайшему слуге, Живущему в последний раз, приобщиться к тайне тайн и взглянуть в глаза Страху.

1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № 294

Эксперт: Генуэзов Якоб Васильевич, образование высшее медицинское, стаж работы 16 лет, первая квалификационная категория, судебно-медицинский эксперт K-го межрайонного отделения.

Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. […] предупрежден

ВОПРОСЫ, подлежащие разрешению:

1. Какова причина и давность наступления смерти?

2. [...]

ВЫВОДЫ

1.Смерть Ф.И.О. наступила от литературного оргазма, что подтверждается видимым излучением теплого белого цвета, исходившим из мозга пострадавшего. Давность наступления смерти в пределах…

2

Якоб Генуэзов не мог заснуть, продолжая ворочаться в своей постели до самой глубокой ночи. А когда последняя, отчаянно сопротивляясь всегда побеждавшему ее раннему утру, неохотно потянула за собой свой черный плащ, обиженно пряча звезды и плетясь на запад, Якоб Петрович уже окончательно оставил свои попытки. Похоже, Морфей, прочерчивая маршрут сегодняшней ночи, старательно огибал удобную и мягкую двуспальную кровать судмедэксперта.

Что же так тревожило человека, который во время своей практики сталкивался с самыми разными картинами смерти, видел выпущенные кишки и мучительно раскрытые рты, вспухшие животы и скорченные судорогой пальцы? И почему никто, кроме Якоба Генуэзова, не обратил внимание на то, что застыло на дне глаз умершего? Холодная бездна страха глядела на медэксперта, лишив того сна на всю ближайшую ночь (или ночи?).

Якоб вспомнил, как во время осмотра тела он обнаружил рядом с умершим увесистый томик на тысячу листов, как незаметно прикрыл его полой своего халата, повинуясь непреодолимому зову. Как спрятал его в свою сумку, удивляясь отсутствию какой-либо реакции со стороны присутствующих на пропажу улики и приписывая легкость кражи своей ловкости.

И вот теперь книга лежит на тумбочке рядом с кроватью.

Якоб Петрович потянулся к выключателю ночной лампы, прищепкой вцепившейся в изголовье. Желтый свет на мгновение ослепил врача, но спустя несколько секунд он уже разглядывал украденный том. «Бездна голодных глаз», книга, написанная таинственным Генри Лайоном Олди. Неужели слог этого мастера столь могуч, что сосуд читавшего человека не сумел вместить дух прочитанного?

Судмедэксперт раскрыл книгу. Нет, не так. Он раскрыл Книгу. Падающий свет лампы отразился от абсолютно пустых белых страниц. И тогда врачу показалось, что из дальнего угла комнаты, в котором мрак никак не хотел уступать желтому свету лампы, дразня ее и насмехаясь над бессилием искусственного карликового светила, из этого самого хорошо знакомого угла донесся властный голос:

— Пиши!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, легко воспринимающаяся и самостоятельно, без привязки к циклу, затрагивающая вечные вопросы и дающая тонкие философские ответы. Всегда найдётся истина, готовая бороться даже с самым ужасным злом, и сила, способная его победить.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то. Пусть ещё не совсем, но в этой повести можно увидеть будущих Олди «Ойкумены». Очень неплохо. Сочно, ярко, живо, практически нет пустого трёпа.

А конец и вовсе великолепен.

Если бы дать чуть больше жизни персонажам, получился бы маленький шедевр. Но и так очень красивая вещь. Рекомендую всем, кому важен хороший язык и стиль.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страх. Он у человека в душе — да? Тогда, когда он не готов встретиться с тем, что желает втайне даже от себя. Ты можешь получить чистое знание, можешь получить вечное проклятие — всё зависит от тебя. От твоей любви к наукам, или любви...к власти? Возможно, что-то ускользнуло от меня.

Тогда, когда ты равнодушен — лишён страха. Когда ты ясно знаешь свой путь, ты лишён страха...

А на этот раз — Ближний Восток, некий богатый город, без конкретных подробностей. И на удивление — чёткий сюжет, впервые во всей немаленькой «Бездне голодных глаз». Разумные и непротиворечивые персонажи. А красота слога осталась той же. Да, это ближе к тем Олдям, которых я ценю — не за сюрреалистичную философию, а за Литературу.

Ну и лёгкие зацепки, разбросанные по всей повести, и скрепляющие её с остальной «Бездной...» — начиная от образа Сарта и кончая нашим старым другом бесом. Да, это часть единого цикла, но она имеет определённое преимущество — самостоятельность.

Категорически рекомендую эту повесть любителям ххорошей литературы. Она того стоит.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы «Бездну голодных глаз» Олди написали не в начале, а в конце своего творческого пути, цикл обрел бы поистине культовый статус, и кто-нибудь наверняка бы провозгласил пришествие русского «Властелина колец» или – еще вероятнее — «Мультиверсума». «Страх» — маленький, но важный элемент витража БГГ. Действие повести не просто перенесено в реалии раннемусульманского мира – это фактически первый росток Кабирского цикла: те же топонимы, та же культурно-религиозная среда, например, в «Я возьму сам». При этом в «Страхе» всячески подчеркивается, что речь идет именно о реальном Ближнем Востоке века, так, XIV-XV-го: упомянутые мадьяры, Зевс, Конфуций, Генуя и пр. позволяют говорить, что повествование равивается отнюдь не в выдуманном мире.

А еще запутавшимся в текстах читателям «Страх» доказывает, что цикл «Бездна» — это калейдоскоп, который можно крутить в любую сторону и читать вещи в самой разной последовательности. Хронологический круг замыкается: отошедший от дел Марцелл, герой постапокалиптических «Дороги» и «Сумерек мира», в средневековом «Страхе» спивается и латает сапоги. Из чего нетрудно сделать вывод о том, что весь цикл написан в «обратной перспективе», с нарушением представлений о времени едином и линейном.

Вообще, подсказок и аллюзий в тексте повести немало. Я не решился бы комментировать ни один роман из цикла, но на повесть, пожалуй, замахнусь:

1) Горы Тау-Кешт и квартал Ас-Самак упоминаются в кабирских «Я возьму сам» и «Дайте им умереть».

2) Евнух-великан Лала-Селах упоминается в «Самак-айаре», персидском романе-легенде X века. Разумеется, скандинавское происхождение персонажа – домысел Олди.

3) В повести «вечный воитель» цикла Сарт назван Ожидающим. Сравним с вышедшим годом позже романом «Ожидающий на перекрестках» из того же цикла, где Сарт – не Ожидающий, но бросающий вызов Дому, Ожидающему на перекрестках.

4) Фра Лоренцо у Шекспира – священник, венчающий Ромео и Джульетту. Параллель неочевидная, зато капитан гвардии Лоренцо, охотящийся за разбойником Фра Дьяволо, фигурирует в одноименной опере Д.Ф. Обера.

5) Момчил-мадьяр, эпизодический персонаж Орнамента повести. Сравним с Момом, вечным другом-противником Сарта из «Войти в образ».

6) Хотя секты Вечного Отсутствия в реальности не существовало, само учение вполне в русле какого-нибудь раннесуфитского движения.

Через пару лет опять сниму эти томики с полки, потому что прочесть «Бездну голодных глаз» один раз – значит не прочесть ее ни разу.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная часть цикла – классическая мистическая новелла. Это один из моих любимых жанров, и то, что авторы к обратились к нему, меня обрадовало. Непостижимая тайна, заброшенный храм, загадочные смерти, пугающая фигура странного священника – все в лучших традициях жанра. Но Олди, конечно, не просто пугают читателя – они заставляют его задуматься о самой природе страха.

Можно ли победить свой страх, и кто из людей по-настоящему бесстрашен? Этот вопрос становится перед главным героем произведения. И от решения этого вопроса зависит его жизнь. Каждый берет из Бездны свой дар, пишет книгу, которая пишет его судьбу. Бездна не различает добро и зло, дар и проклятие – она лишь исполняет желания достойных, все время частично воплощаясь в самых чудовищных формах, не имея возможности воплотиться до конца.

«Страх» имеет множество пересечений с другими произведениями Олди, причем не только входящими в «Бездну…». В этот загадочный город читатель еще вернется в более позднем романе «Я возьму сам». Приятно удивит и выживший Марцелл – ему и Бездна, как выяснилось, нипочем. Сам образ города-перекрестка на границе миров и времен удачен.

Читая «Страх», можно отдохнуть от эпичности «Дороги» и «Сумерек мира», от вычурного стиля «Живущего в последний раз». Это мистическая история, продолжающая традиции, основанные классиками жанра. Олди и в этом жанре удалось создать вещь, сравнимую с произведениями По и Лавкрафта – а может быть, и превосходящую большинство из них.

Достоинства произведения:

язык и стиль;

сюжет;

атмосфера;

философия.

Недостатки: не обнаружено.

Итог: в том издании, что я читал, эта новелла закрывала первый том, посвященный миру Малхут и открывала тему Сарта. Простота и реалистичность истории очень порадовали после великолепного, но перегруженного романа «Живущий в последний раз». Как и весь цикл – читать обязательно, но «Страх» можно прочитать, даже если не собираетесь читать «Бездну…» целиком – это не помешает пониманию, а таинственности даже добавит. Очень рекомендую любителям классического мистического хоррора.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая, загадочная повесть в лучших традициях восточных сказок и легенд. На меня едва ли не с первых страниц повеяло более поздним «Я возьму сам».

Здесь так же как в предыдущих частях цикла огромная концентрация смысла на одну строчку, но читать без опасности взрыва мозга уже можно, что несомненный плюс. Вообще стал понемногу подозревать, что в каждой части цикла будут оставаться загадки и неясные места до прочтения самого последнего романа.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

6/10 Генри Лайон Олди «Страх» -- местами интересная фантастическая повесть. Прочитана 05.08.2002. Подразумевается жанр ужасов, но мне совершенно не было страшно. Классически, авторы применяют метод «и люди разбудили древнее зло, которое беспощадно стало убивать». Действия главного персонажа несколько немотивированны. Развязка глупая и не такая уж оригинальная.

Резюме: средняя по качеству повесть -- не рекомендую

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Страх» явно является частью этой болезненной для меня эпопеи «Бездна голодных глаз».. Здесь есть все, и Марцелл, который явно не умер в потасовке в трактире, и Сарт, который является духом Статуи.. Здесь много отсылок на предыдущие и много задумок на будущие части цикла..Как самостоятельное произведение, повесть очень хороша и продумана..Именно это и вызывает у меня уважение к данному творению..Когда я читал, мне была интересна эта загадка, эта статуя — все то, что произошло и не было открыто в кульминации...Именно поэтому я взялся за следующие части...Наверное, за эту интригу тоже стоит зауважать эту относительно короткую историю..Жаль, что ответ на эти загадки по прочтению всего цикла я так и не получил

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Пожалуй больше всего в этом цикле. Написано четко и ясно. Может быть потому, что Олди наконец-то описал простых людей с простой философией, а не расплывчатую, наполненную воспоминаниями и дилеммами жизнь бессмертных, девятикратно живущих и прочих. Одно не ясно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что с сапожником-Марцеллом? Это ведь был бес? Тогда почему он не ожил после битвы в трактире :confused:

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, интересно, атмосферно. Объемная яркая картина с живыми персонажами, с мастерски переданным настроением. Будущие исповеди, записанные в чистой книге... эффектно, выразительно. Удачно выбранный и очень корректно использованный стиль: нет ощущения искусственности, все гармонично и натурально, не оскорбляет вкуса.

Интересная работа, вызывающая уважение. Такое можно перечитывать!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классный рассказ. Давно читал, но запомнилась на долго. Олди молодцы, просто великолепно пишут. Весь цикл «Бездна голодных глаз» написан на высоком уровне.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть. Маленькая. И поэтому сюжет не вихляет из стороны в сторону. Яркая. Как обычно у Олди. Красивая. Как всегда у Олди. После довольно масштабных романов цикла очень приятно увидеть махонький кусочек истории откуда-то снизу и сбоку, посмотреть на простых людей в их столкновении с таинственым.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть, больше добавить нечего.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх