fantlab ru

Алексей Николаевич Толстой «Гадюка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.79
Оценок:
269
Моя оценка:
-

подробнее

Гадюка

Другие названия: Гадюка (Повесть об одной девушке)

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

У Ольги Зотовой было несколько жизней. Родилась она и выросла в купеческой семье. В гражданскую войну попала в ряды красных кавалеристов. А после войны началась ее служба писчебумажной барышней по разным учреждениям. Но к этой третьей жизни она так и не смогла привыкнуть...

Примечание:

Впервые напечатана с подзаголовком «Повесть об одной девушке» в журнале «Красная новь», 1928, книга восьмая.


Входит в:

— сборник «Гадюка», 1929 г.

— сборник «Подкидные дураки», 1930 г.

— сборник «Ибикус и другие повести», 1933 г.

— сборник «Повести и рассказы», 1935 г.

— сборник «Избранные повести и рассказы», 1937 г.

— сборник «Повести и рассказы. 1910-1943», 1944 г.

— антологию «Советский рассказ», 1975 г.

— антологию «Преображение», 1977 г.

— антологию «Рассказы советских писателей в 3 томах. Том первый», 1982 г.

— антологию «Повести и рассказы», 1984 г.

— антологию «Красный десант», 1987 г.

— антологию «Окрылённые временем», 1987 г.

— антологию «Окрылённые временем», 1990 г.

— антологию «Русская проза первой половины ХХ века», 2003 г.

«Театр FM», 2004 г.

— антологию «Повести временных лет», 2005 г.

— антологию «Саратовские писатели - детям», 2007 г.

— антологию «50 writers: an anthology of 20th century Russian short stories», 2011 г.

— антологию «Маруся отравилась: секс и смерть в 1920-е», 2018 г.


Экранизации:

«Гадюка» 1965, СССР, реж: Виктор Ивченко



Похожие произведения:

 

 


Гадюка (повесть об одной девушке)
1929 г.
Подкидные дураки
1930 г.
Ибикус и другие повести
1933 г.
Избранные рассказы и повести
1937 г.
Повести и рассказы. 1910-1943
1944 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 6
1948 г.
Избранные произведения
1951 г.
Повести и рассказы
1954 г.
Повести и рассказы
1954 г.
Повести и рассказы
1954 г.
Повести и рассказы
1957 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
1958 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 4
1972 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1974 г.
Советский рассказ. Том 1
1975 г.
Избранное
1975 г.
Повести и рассказы
1975 г.
Аэлита. Гадюка. Рассказы Ивана Сударева
1976 г.
Голубые города
1976 г.
Преображение
1977 г.
Повести и рассказы
1977 г.
Алексей Толстой. Избранное двух томах. Том 2
1979 г.
Повести и рассказы
1979 г.
Избранное
1980 г.
Избранное
1980 г.
Рассказы
1981 г.
Рассказы советских писателей в 3 томах. Том первый
1982 г.
Волшебная дуга
1983 г.
Волшебная дуга
1983 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Детство Никиты
1985 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Окрылённые временем
1987 г.
Красный десант
1987 г.
Повести и рассказы
1987 г.
Голубые города
1988 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус
1989 г.
Окрылённые временем
1990 г.
Петр Первый (Книги вторая и третья). Похождение Невзорова, или Ибикус. Гадюка. Русский характер
1998 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Избранное. Том 2. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы
2000 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 5. Повести и рассказы (1925-1928). Эмигранты
2001 г.
Хрестоматия по литературе. 11 класс
2002 г.
Русская проза первой половины XX века. Том 2
2003 г.
Избранные сочинения в трех томах. Т. 3
2004 г.
Повести временных лет. 1917-1940
2005 г.
Алексей Николаевич Толстой
2006 г.
Саратовские писатели — детям
2007 г.
Повести и рассказы
2007 г.
Граф Калиостро
2012 г.
Гадюка
2015 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Маруся отравилась: секс и смерть в 1920-е
2018 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус
2020 г.
Аэлита
2020 г.
Гадюка
2022 г.

Аудиокниги:

Гадюка (аудиокнига MP3)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

50 writers : an anthology of 20th century Russian short stories
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В русской литературе есть разные женские образы: тургеневские девушки, фурии, душеньки, кроткие и т.д. Толстой в этом рассказе умудрился показать нам целую совокупность этих образов, совместив их в одном персонаже. И всё это — на фоне гражданской войны с её разгулом бесправия и презрения к человеческой жизни. Чрезвычайно сильное произведение, совмещающее одновременно и военную драму, и психологическое исследование, и социальный диагноз, и бытовой роман. Сборная-солянка, которую повар-Толстой сумел приготовить так, что пальчики оближешь.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень точная характеристика времени. И очень сильный образ главной героини. Страшный конфликт женского — и военного. Боевого — и мещанского. Дважды вернуться с того света — и не найти себя на этом. Парадоксы, конфликты, контрасты — в этом вся Россия двадцатых.

Ольге, конечно, сочувствуешь, как сочувствует ей и автор. Она оказалась заложницей эпохи, страшной эпохи, ломавшей людей с безжалостностью слепой и тупой стихии...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от «Голубых городов», неоднозначность главной героини доведена до совершенства, при этом использован меньший объём текста. Изобразить правду жизни как можно более скромными средствами — это и есть искусство реализма.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо автору за вариант такой концовки:

В текст «Гадюки», изданной в «Библиотеке начинающего читателя», Толстой добавил такую концовку: «Через две недели в народном суде слушалось дело Ольги Вячеславовны Зотовой... Суд... Нет, пусть лучше сами читатели судят и вынесут приговор».:

Я как читатель, которому поставили такую задачу, выношу приговор:

Ольга Зотова « была в состоянии кумулятивного — накопительного — аффекта, а значит, не могла понимать характер и значение своих действий и руководить ими.» (цитата из инета)

Взято из инета, цитирую: «В российском Уголовном кодексе есть две статьи о преступлениях, совершенных в случае временной потери контроля за своими действиями: одна наказывает за совершенное в состоянии аффекта убийство (статья 107 УК), другая — за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (статья 113 УК).

Аффект в кодексе понимается «состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения». Оно может проявляться в двух случаях. Во-первых, это может быть моментальная реакция на насилие, издевательство либо сильное оскорбление со стороны потерпевшего — или же на другие его «противоправные или аморальные действия». Вторая возможная причина — «длительная психотравмирующая ситуация, образовавшаяся из-за систематического аморального или противоправного поведения потерпевшего».

К реальному лишению свободы за убийства в состоянии аффекта приговаривают крайне редко, зачастую дела и вовсе прекращаются за примирением с потерпевшими. В большинстве случаев суды назначают ограничение свободы, исправительные работы и — крайне редко — условные сроки.»

Вот так обстоят дела в современной судебной практике.

Перед нами в рассказе, почти полный анамнез жизни Ольги Зотовой, последовательно представлены события и сопряженная эмоционально-психологическая реакция.

Хотелось бы пристальнее присмотреться к потерпевшей — Сонечке Варенцовой. Как ее охарактеризовывают окружающие?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Петр Семенович Морш выразился про нее: «Ничего девочка, но дура...»

А как охарактеризовал Автор Алексей Толстой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Неправда! Лялечкина сила и была в том, чтобы казаться дурой, и то, что в девятнадцать лет она так безошибочно нашла свой стиль, указывало на ее скрытый и практический ум. Она очень нравилась пожилым, переутомленным работой мужчинам, ответственным работникам, хозяйственникам.»

А как представлен Петр Семенович Морш? Это кривоногий человек с грязными кальсонами, ядовитой усмешкой, подлый, с отвратительной, вечно дрожащей собачкой, которая гадит на лестнице, и кал своей собаки Петр Семенович не желает убирать, пререкается с управдомом, обозначая что это российская действительность. Если перечитать пару раз описание этого персонажа, проанализировать, то получается что собачий кал, это чья то действительность:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вы не правы, Журавлев, это не ее кало...» И так мы спорили, вместо того чтобы ему мести лестницу, а мне идти на службу. Такова русская действительность...

Возьмем другого персонажа этой достопримечательной истории, а именно Хозяйственного «Дырэктора» Махорочного треста, который пил коньяк с кокаином

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«в девятнадцатом году он был в Сибири продовольственным диктатором, снабжал армию, на десятки тысяч верст его имя наводило ужас... […] Он тасовал события и жизни, как колоду карт...»

И вот, ради этого ЧМО Махорочного, Ольгу Зотову довели до финала.

Если кого оскорбляет слово «чмо», то вот выдержка из Википедии: «Этимология слова ЧМО

Нет единой точки зрения на происхождение данного слова.[...] В. С. Елистратов в «Толковом словаре русского сленга» упоминает также иную расшифровку — «части материального обеспечения» (в качестве уничижительного названия служащих частей материального обеспечения солдатами Красной Армии)»

Так что будем называть этого человека, соответственно занимаемой им должности — ЧМО, как выше обозначено в этимологии слова, а также, если кто забыл, в рассказе он звучит как продовольственный диктатор, снабжавшй армию, чье имя наводило ужас на десятки тысяч верст.

Какая колоритная характеристика от Автора! Знал Алексей Николаевич, о ком писал. Так как есть прототип Ольги Зотовой, скорее всего насмотрелся Автор и на прототипов Махорочного Чмо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«героиней оказалась Сонечка Варенцова. Это она подробно информировала хозяйственного директора Махорочного треста о прошлой и настоящей жизни эскадронной шкуры Зотовой. Сонечка торжествовала, но трусила ужасно...»

Героиней, или Гадюкой? Сонечка Варенцова и ЧМО Махорочного Треста были созданы друг для друга, о чем Автор и писал в рассказе, характеризуя Лялечку, тем, что она создана для хозяйственников.

Общество, в котором жила Ольга Зотова, вызывает стойкую брезгливость. Можно долго раскладывать этот рассказ. В любом случае, Алексей Николаевич никак не мог обозвать его (рассказ) Гадюшником, зато прямо намекнул. Что есть Кто.

Спасибо за совет maxxx8721

P.S. Для Литературная рулетка 2.0

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне много лет не давало покоя впечатление, оставшееся от этой повести. Кошмарное чувство беспомощности, когда хочешь только того, что тебе причитается по праву, когда говоришь правду, а тебя поднимают насмех — здесь остается только убивать.

Я и в самом деле не знаю, как можно иначе поступить в описанной в произведении ситуации.

Кажется, глупая и болтливая дурочка, донимавшая главную героиню, совсем не заслуживала смертной казни — а ведь именно это и произошло!

И как же надо было поступить? Я не вижу выхода, выход только в том, что должны были появиться другие люди, понимающие и умеющие, люди, которые смогли бы защитить сильных, честных, но бесхитростных и наивных — где же они? Возлюбленный Ольги погиб на войне — останься он жив, и, наверное судьба ее сложилась бы иначе.

И, кстати, в современных условиях повесть актуальна — ведь и среди нас есть люди, которые никак не могут вернуться с давно закончившейся войны — «афганцы», участники чеченских боев и другие.

Этим людям надо жить, и с ними тоже надо жить, а вот как это непросто и показывает давным-давно написанная повесть.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проблема Ольги актуальная по сей день и формулируется она просто: чужой среди своих. Нестандартная личность в любом случае остается за бортом «коммунальной жизни». В лучшем случае неконфликтная личность останется в одиночестве. Ольга — личность конфликтная, хотя в такой ситуации и «тихий омут» взбесится.

Но главный конфликт — не общественный, психологический, внутренний, личностный. Борьба естественного женского начала и привычного военного образа жизни. Мне доводилось общаться с женщинами-современницами, прошедшими локальные конфликты и Афганистан. Собственно, женского в них осталось мало — только внешность, а желание быть женщиной нежной и любимой никуда не делось. Каждая справляется по-своему, многие удачно. Но их жаль, потому что это несправедливо покалеченные люди. А окружающие стараются увидеть только недостатки и задеть побольнее, даже под маской сочувствия. Тогда как жалость в данном случае — самое нежелательное чувство. ТАК нельзя!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как часто в реале я боюсь той черты, которая разделит мою жизнь на «до» и «после». Боюсь именно того ощущения безысходности, когда понимаешь, что ничего уже не вернуть и никогда не будет так, как раньше. А у героини рассказа таких переломов было два!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Беспечная жизнь дочки зажиточного купца резко оборвалась. После жестокого разбоя семнадцатилетняя Олечка Зотова чудом осталась жива. По счастливой случайности она выжила и после второй попытки убийства. Именно тогда ее впервые назвали Гадюкой за поразительную живучесть.

Суровое революционное время и единственный человек, проявивший неподдельное сочувствие, оказали значительное влияние на формирование новой Олечки – лихой помощницы командира эскадрона. Психология военного времени требовала четких понятий и конкретных поступков. Оля легко подстроилась под новую жизнь и была почти счастлива, пока второй перелом не лишил ее смысла жизни. Затем Оля стала «тощей и злой, как гадюка», «стервой со взведенным курком»…

Мощная драма. Трагедия ненужного человека, делившего мир лишь на черное и белое и не признающего полутонов. Прямолинейная героиня не вписалась в условия мирного времени, ее правда и честность оказались никому не нужны. Автор-классик мастерски раскрыл образ героини — жертвы войны. Великолепный слог и актуальная тема оказывают сильное психологическое впечатление, рекомендую!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь. Одно из немногих почти вечных напоминаний о том страшном времени: сколько людей погибло, сколько человеческих судеб безвозвратно изломано. А теперь уже и понять трудно — был ли во всем этом хоть какой-нибудь смысл...

Алексей Толстой в своем рассказе (всего лишь рассказе!) сумел дать возможность читателю почувствовать то время, понять и полюбить свою героиню, одну из многих тысяч случайно затянутых в этот кровавый водоворот невинных душ, ужаснуться трагедии ее непростой жизни. Наверное можно бы было много говорить о недюжинных мастерстве и таланте автора, но все это запросто укладывается в три слова — ЭТО НАСТОЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА.

И еще. Сегодня рассказ кроме всего прочего навевает и еще кой-какие мысли. Например, что значат наши сегодняшние эмоции и трагедии на фоне вот такой вот жизни. И счастливы ли мы сегодня в своей устоявшейся жизни с борьбой за лучший кусок пирога. И почему так получилось... Вопросов много, но можно ли найти на них ответы?

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть по-настоящему трогает за живое, поскольку Алексей Николаевич в небольшом объеме затрагивает несколько тяжелых и болезненных тем: слом привычного уклада в ходе Гражданской войны; трудности с возвращением к мирной жизни у бывших солдат; негативное отношение во многом еще патриархального общества к женщинам, принимавшим участие в боевых действиях; личная неприкаянность главной героини... Любой из этих мотивов легко может быть положен в основании мучительной драмы, а все вместе они превращаются в поистине жуткий коктейль, приправленный сверху заставляющими содрогнуться нравами обитателей коммунальных квартир и враждебной рабочей обстановкой.

И все это несомненно произвело бы на меня еще более сильное впечатление, если бы аккурат накануне в мемуарах Дмитрия Быстролетова «Путешествие на край ночи» я не наткнулась на биографию его второй жены: после распада семьи шестнадцатилетняя дочь помещика вступила в ряды Красной Армии; одна жила среди бойцов, по-братски относящихся к ней; участвовала в военных действиях; выжила после расстрела; тяжело и беспокойной выздоравливала, скрываясь по крестьянским избам, пока наконец не оказалась в больнице для подследственных; получила свободу после прихода красных и отступления белых; с почетом поступила на службу делопроизводителем, где столкнулась с навязчивым мужским вниманием и вольными морально-этическими нормами послереволюционного периода — «вопрос стал так: или найти мужа — или пойти по рукам». До этого момента две судьбы не только поразительно совпадают в деталях, но и в обоих случаях прямо называются типичными.

Вот только дальше реальная Анна Михайловна смогла найти выход: спешно вышла замуж, а от нелюбимого мужа через получение высшего образования пробила дорогу к любимой работе инженером-химиком и новому счастливому замужеству. Тогда как рисуемая Толстым Ольга Вячеславовна застревает в омуте всеобщего недоброжелательства. И дело ведь не в одной оборванной на взлете любви к своему командиру, позже переродившейся в безответную и поруганную влюбленность в малознакомого мужчину, пусть это чувство и становится кульминацией всей трагедии. Зотова не может ужиться ни с соседями, ни с коллегами; не видит смысла в собственном деле. Именно здесь мне не хватило понимания, где и как произошел надлом, не дающий девушке хоть как-то прижиться в обществе, всем членам которого точно так же нелегко дались предыдущие грозные годы. И, хотя нельзя сказать, что героиня совсем уж бездеятельна, но модная одежда и общественная работа лишь замазывают проблемы снаружи, совершенно не решая их по сути. Поэтому вопрос, почему Ольга Вячеславовна не делала попыток изменить окружение и не воспользовалась предоставляемыми красноармейцам преференциями по трудоустройству и/или поступлению в ВУЗ в отчаянно нуждающейся в специалистах стране, остался для меня открытым.

В остальном же «Гадюка» берет напряженным сюжетом, интересным слогом, крайне противоречивым образом главной героини и не может оставить читателя равнодушным. Одноименная экранизация 1965 года почти точно следует оригиналу, лишь слегка смещая акценты и небольшим дополнительным эпизодом усиливая трагизм финала. Кинофильм позволяет лучше уловить некоторые бытовые детали и прекрасно воссоздает дух эпохи.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жестокий, но сильный рассказ. Очень хорошо описан «послевоенный синдром», когда человек, выдержавший все ужасы войны, не может приспособиться к мирной жизни, когда привычка делить людей на своих и врагов не дает смолчать, стерпеть, соврать. Главную героиню искренне жаль, хотя встретить на своем пути такого человека не хотелось бы. Возможно, рассказ заслуживает и более высокой оценки, но уж больно тяжелое впечатление он производит.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эх, ну вот же в каком стиле надо было писать автору его потуги на фантастику.

Что-то в духе: марсианская принцесса, с помощью пришельцев с Земли устроив переворот на своей планете и в процессе потеряв своего возлюбленного, никак не может наладить жизнь после этого самого переворота, так как лишившись всех регалий, она теперь занимает скромную должность, где ее за глаза все совершенно необоснованно называют «подстилкой магацитлов».

Или: в некоем бюро работает инженер, некогда найденный на необитаемом острове. Вечерами он любит вспоминать, как некогда был в шаге от мирового господства. Его, разумеется, все поднимают на смех. И вот после одного особо тяжелого дня он решает вновь расчехлить свой гиперболоид...

Ну а если серьезно, то хороший, мощный рассказ. О тех, кто так и не вернулся с войны и не нашел себя в повседневной рутине. О пропасти между теми, мимо кого страшная буря просто прошла мимо, едва зацепив краем, и теми, кто оказался в ее эпицентре и каким-то чудом выбрался.

Что же касается так называемого «читательского приговора», то с моей точки зрения, как бы те или иные люди не бесили, это не повод сразу же прибегать к крайним мерам по отношениям к ним. И окружающим ничего толком не докажите, и себя уничтожите.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нередко герои прозы классиков обретают новое существование. Так произошло и с героиней Алексея Толстого. Примечательно дальнейшее использование образа Ольги Зотовой в романе А. Валентинова (авторского цикла «Око силы»). Толстовская героиня — жутковатый и тоскливый символ крупнейшей российской гражданской войны — с успехом действует в зыбкой реальности криптоисторического «боевика», написанного в совсем другом времени. Авторы начала 21 в., совсем по Толстому (Льву), начинают повествование там, где и классики, и авторы популярной массовой литературы его обычно завершают...

На подобном приёме «альтлита» строятся уже целые антологии.

По-видимому, А. Валентинов различил некие «резервы» образа, вроде бы исчерпанные А. Толстым в драматической концовке. Классика имеет интереснейшее свойство «оживать», а сюжеты — находить продолжение...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо, но скомкано. Из личных минусов тут только сказочное стечение обстоятельств (встреча с одним из злодеев), но это тоже следствие краткой формы. В остальном: чувства и переживания главной героини, росшей и любившей в условиях войны и не сумевшей встроиться в гражданскую жизнь после (тут немалая заслуга социального круга, конечно), переданы отлично — прекрасный материал для романа, но, увы.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх