FantLab ru

Алексей Николаевич Толстой «Граф Калиостро»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.04
Голосов:
304
Моя оценка:
-

подробнее

Граф Калиостро

Другие названия: Лунная сырость; Счастье любви; Посрамленный Калиостро

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

«Уно, уно уно уно моменто...» несется сегодня с телеэкранов и мобильных телефонов. Но не все знают, что великолепный фильм «Формула любви» Марка Захарова был снят по мотивам этой повести Алексея Толстого. Итак, в поместье в Смоленской глуши, «благодаря» сломавшейся карете попадает маг и чудесник, граф Калиостро, переполошивший своими колдовскими умениями всю столицу и наделавший при дворе немало шуму. Молодой хозяин усадьбы грезит о девушке со старинного портрета и только таинственный иностранец может помочь ему воплотить мечты в реальность...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые под заглавием «Лунная сырость» напечатана в сборнике «Лунная сырость». Повести 1921 года» изд-во «Русское творчество», Берлин, 1922. В том же году вышла отдельным изданием под заглавием «Счастье любви» (изд-во «Свободная Россия», Владивосток).

Включалась в ряд собраний сочинений писателя под заглавием «Граф Калиостро».


Входит в:

— сборник «Дикое поле», 1923 г.

— сборник «Лунная сырость», 1923 г.

— сборник «Повести (том 2)», 1924 г.

— сборник «Через поле российское», 1928 г.

— сборник «Хромой барин. Чудаки. Через поле российское», 1938 г.

— сборник «Повести и рассказы. 1910-1943», 1944 г.

— антологию «Русская и советская фантастика», 1989 г.

— антологию «Граф Калиостро», 1994 г.

— антологию «Фантастические рассказы», 2006 г.

— антологию «Русалка», 2010 г.


Экранизации:

«Формула любви» 1984, СССР, реж: Марк Захаров



Похожие произведения:

 

 


Дикое поле
1923 г.
Лунная сырость. Повести двадцать первого года
1923 г.
Повести и рассказы. 1910-1943
1944 г.
Алексей Толстой. Избранные произведения
1947 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1948 г.
Повести и рассказы
1957 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3
1958 г.
Избранное
1975 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1982 г.
Аэлита. Повести и рассказы
1984 г.
День Петра
1984 г.
Повести. Романы
1986 г.
Повести. Романы
1986 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1988 г.
Русская и советская фантастика
1989 г.
Граф Калиостро
1994 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Избранное. Том 1. Эмигранты. Повести и рассказы
2000 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 3. Аэлита. Повести и рассказы (1916 – 1922)
2002 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Эмигранты. Рассказы
2003 г.
Алексей Николаевич Толстой
2006 г.
Русалка
2010 г.
Граф Калиостро
2012 г.
Граф Калиостро
2017 г.
Аэлита
2020 г.

Аудиокниги:

Фантастические рассказы
2006 г.
Граф Калиостро (аудиокнига MP3)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Il conte di Cagliostro
1987 г.
(итальянский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такое впечатление создаётся, что авторши отзывов на повесть оценивают больше фильм (бесспорно прекрасный) Захарова.

А по мне сходство повести и экранизации только в диалогах. Все остальные акценты совершенно не перекликаются. «Формула любви» — комедия лирическая, а «Граф Калиостро» — самый натуральный «страшный рассказ». Это в наше время закалённые «Дракулой» и выкованные Баркером и Кингом читатели могут с полным правом сказать — «Ну и ни капельки не страшно!» А поставьте себя на место неизбалованного мистикой читателя 20-х годов ХХ-го века? Для того времени это вероятно была вершина «литературы ужасов». Впечатляет и до сих пор описание сеанса материализации. Недаром Алексей Николаевич в классики определён — все эти подрагивания дома и дуновения воздуха прямо ощущаются. И слышится из глубины времён голос бессмертного Калиостро читающий заклинания оживления....

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно красочная повесть, причем с самим графом Калиостро в персонажах. А там где есть этот маг, то обязательно должна быть мистика. Мне кажется правильным ходов не разоблачать и рационализировать личность и поступки итальянца, а придать действию таинственные, колдовские черты. Алексей Николаевич с этим полностью справился. А какие красочные персонажи? Живые и живущие на страницах. И умор так умело прописан, что не просто не портит впечатления, а является своего рода изюминкой. Но главная линия это, конечно, любовь. Этому чувству нипочем ни магия, ни другие напасти.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждый раз боюсь ставить оценку, если писатель берет заведомо выигрышный материал, яркий персонаж. Меня вышколил один преподаватель, когда я изучала историю искусств. Он говорил: «Легко написать броскую картину, а вы попробуйте найти красоту в повседневном, будничном. Художник Марке писал исключительно будничное, не привлекая зрителя эффектными сюжетами». Поставленное на поток производство фильмов о вампирах, серийных убийцах, авантюристах заставляет вспомнить эту мысль. Идея в «Формуле любви» банальна: нельзя наколдовать собственное рождение, бессмертие и любовь. Фигура самого Калиостро, естественно, будет вызывать интерес всегда. Каждый автор, пишущий о нем, обречен быть прочитанным. Имеется 7серийный сериал «Жозеф Бальзамо», в котором Калиостро играет Жан Маре. Благодаря интриге, смотреть его интереснее, нежели читать повесть Толстого. Но безумно люблю фильм Захарова. За актерскую игру, легкий юмор и такое небрежное ироничное и полное развенчивание суеверий. Образы здравомыслящей бабки и скептика врача — едва ли не любимые мои образы в кино.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Графа Калиостро» можно считать последней из ранних вещей Алексея Толстого. Здесь Толстой прощается с миром небогатых дворянских усадеб, застрявших ещё в прошлом или позапрошлом веке. Прощается и с миром петербургской публики, склонной к символизму и лёгкому мистицизму. Похоже, Толстой обращался к мистике только из-за моды, сам же не верил ни в каких магистров. Именно поэтому повесть получилась по-настоящему жуткой. А полностью созревший уже литературный талант автора делает эту историю физически осязаемой.

Вероятно, те, кто смотрели фильм раньше, чем прочли повесть, не найдут здесь того, что ожидали. В фильме, действительно замечательном, симпатичные люди играют в лёгкую игру. В книге игра идёт всерьёз, и участники её особых симпатий не вызывают. Калиостро получился настоящим чудовищем. Мария — ну, не силой же таскал её граф по Европам. Алексей сам захотел вызвать дьявола, а Калиостро только буквально исполнил его пожелание. Ведь ясно же, нельзя играть с проходимцем. А вдруг граф не проходимец? Тогда тем более нельзя играть в его игры. Единственное, что извиняет Алёшу — его возраст. Многие его сверстники, начитавшись «Вертера», то и дело намекали на самоубийство, а иногда и приводили угрозу в исполнение. К чести Алексея, такое ему и в голову не приходит. Наоборот, когда ситуация становится действительно безвыходной, он берёт шпагу и загоняет каждого на подобающее ему место.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни крути, в рассказе этот Федяшин нехорошо поступил с гостем: отбил жену и сдал полиции! Еще и Маргадона тяжело ранил, и дом чуть вместе с кадавром не спалил ... И это при том, что Калиостро не обманул, а добросовестно материализовал объект желаний! Что-то тут не то с моральной стороной дела... И создатели фильма видимо тоже это поняли — сделали Марию совершенно посторонней графу девушкой, самого графа — мошенником, а образ Федяшина — наоборот облагородили.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная романтичная повесть «про любовь», с мистикой и «роковыми» страстями. В лучших традициях романтических страшилок 19 века, прямое их продолжение. Фирменный стиль А.Н. Толстого: все персонажи абсолютно живые, так и стоят перед глазами, когда читаешь. Замечательный образный и четкий, исполненный живого дыхания язык.

Не стоит сравнивать повесть с фильмом, это две абсолютно самостоятельные вещи с разными характерами, объединенные только общей фабулой. И хороши — каждая наособицу.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, конечно, «Формула любви» — бесспорный киношедевр! И во многом причина его популярности, его несомненного успеха — то, что сценарий фильма не просто близок к первоисточнику, но и сохранил созданное в нем настроение, саму интонацию Толстого, его иронию, его сочувствие героям. Повесть же сама по себе совершенно замечательная!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классическое произведение о любви к мечте, которая недоступна, но стоит лишь достичь её и поймёшь, что всё-таки реальность поинтереснее будет.

Алексей Толстой в своей повести, написанной красивым языком с частым упоминанием таинственности и магии лунного света, спрашивает о том, что нам нужно и что мы ищем, какими путями мы это получим, и как будем поступать потом. И, кстати, пути не всегда самые законные, а решения справедливы для всех.

Мистическая яркая история с героями, действующими по велению эмоций, а всё волшебство – внутри нас.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх