FantLab ru

Робин Хобб «Судьба шута»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.49
Голосов:
1580
Моя оценка:
-

подробнее

Судьба шута

Fool's Fate

Роман, год; цикл «Мир Элдерлингов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

Изменяющий!.. Изменения кипят вокруг Фитца, как в водовороте. Он не бежит от них, а наоборот – привлекаешь их к себе. Он сумел объединить людей, только оказавшись на краю гибели и создать группу Дьютифула — пятерка столь странного сочетания людей и столь слабо владеющих Скиллом. Им необходимо заполучить голову дракона Айсфира, погребенного под толщей льда, покрывающего суровый остров. Только в этом случае может состояться брак принца и нарчески, только так можно остановить вражду между Шестью Герцогствами и Внешними островами. Все оказались между словом мужчины и волей женщины. Ни то, ни другое не может быть нарушено – иначе их всех ждет позор.

Фитц попытался удержать Шута подальше от острова Аслевджала, поскольку верил, что тот умрет там. Сбудется ли его пророчество? Но Шут должен принять свою смерть. Возможно, ему не хватит храбрости, но он готов встретит ее совершенно сознательно. Зная, что произойдет после его смерти, он посчитал, что готов уплатить такую цену. Он решил, что явится на остров и приведет в движение цепочку событий, которая закончится освобождением дракона. Да, он знает, что его смерть будет ужасной, в холоде и боли. Но он видел, что есть шанс вернуть миру драконов, что у этих существ, надменных и замечательных, как люди, появится надежда на возрождение. И люди перестанут доминировать, навязывая всем свой порядок. Да, жизнь в новом мире будет непростой, быть может, люди проклянут его. Однако люди и драконы будут настолько заняты друг другом, что не смогут изменить природу по своему желанию. И ему казалось, что именно таким и должен быть истинный порядок вещей.

Миссия Шута подходит к завершению. Фитцу необходимо сделать что-нибудь. Необходимо. Ведь судьба Шута зависит только от него. Смерть Шута — это поворотный пункт путешествия. Остается лишь пережить смерть и двинулся дальше. И все будут жить долго и счастливо, и родится у них много-много детишек. Но не думайте, что будет именно так...

А между тем Тинталья из Бингтауна, единственная взрослая драконица в мире. С каждым проходящим годом становится ясно, что молодые драконы, вылупившиеся из своих коконов, перестали расти, они слабы, и не могут ни охотиться, ни летать. Ведь драконы спариваются в воздухе. Если молодняк не поднимется в воздух, они не смогут иметь потомства. И драконы вымрут. На сей раз навсегда. Если конечно не отыскать взрослого дракона, который сможет взлететь и спариться с Тинтальей, чтобы на свет появились новые детеныши... Фитц Чивэл Видящий! Решение зависит только от него.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 10-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2008 // Переводная книга фэнтези (США)


Судьба шута
2005 г.
Судьба шута
2008 г.
Судьба шута
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Fool's Fate
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2011 г.

Эта книга самая любимая во всём цикле, наверно потому что она последняя... Шедевр. Шут — любовь и боль моя, теперь он часть меня. навсегда.

Читая эту книгу у меня возникало два противоречивых желания: первое — это скорее прочитать, чтобы узнать чем закончится и второе — чтобы как можно дольше не заканчивалось. Настолько сильного погружения в книгу я ещё ни разу в жизни не испытывала, этот удивительный мир настолько затягивает, что он кажется порой реальней нашего. Читала эту книгу взахлёб, как змея проглатывая без пережевывания. Но чтобы передать всю цепочку ощущений никаких слов не хватит.

Робин Хобб — гений, и теперь мой любимый автор. Многие говорят, что впечатлительным людям лучше её не читать, но я считаю, что такие книги можно и НУЖНО читать!!! Герои её книг — это живые люди, не картонные идеальные герои или злодеи, сегодня они способны на великие поступки, а завтра могут совершить наивнейшую глупость. Но эта книга скорее показывает не то, ЧТО может делать человек, а КАК он может это делать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финал книги — это конечно потрясение из всех потрясений. Вата, мыльная опера... по сладкой конфете всем героям, даже Фитцу немного перепало, хотя его последняя фраза «Я доволен» убила напрочь. Доволен, но не СЧАСТЛИВ. Я и не предполагала, что хеппи энд может быть настолько потребительским. Этот набор жизненных благ для Фитца — это то, чем он может быть доволен??? кто угодно другой, но только не он!! Шут — его судьба, жизнь его, любовь всей его жизни. Как можно было променять это бесценное чувство единения душ на нечто банальное и заурядное вроде МатериГероиниЛедиКрасныеЮбкиВсёИлиНичего?? не понимаю и не принимаю... и не поверю никогда, что у него не было возможности последовать за Шутом... пусть Шут и сам его отпустил, он он же мог спустя время разыскать его, ведь Шут сам сказал Фитцу куда направляется. А камень памяти, который он ему оставил, в котором было послание «Я никогда не был мудрым», это прямой ответ на вопрос Фитца «Увидимся ли мы после моего возвращения в Баккип», тогда ему Шут ответил «это было бы неразумно»... камень и послание показывают, что Шут не мог так просто расстаться с Фитцем... а Фитц дуб-дубом даже не подумал отыскать его.. ну конечно, ведь он-то доволен..

Это конечно потрясло меня больше всего, что персонаж, достойный любви как никто другой, и сам обладающий поистине великим чувством любви без границ, оказавается вынужденным от этой самой любви отказаться. Вот она Судьба Шута... это конечно очень жизненно, но жизнь — это жизнь, этого нам и так хватает, а в книге конечно хочется большей определённости.

Всю вторую половину книгу читала со слезами на глазах, от «последнего танца» испытала настоящую боль, душевную и пости физическую, но я не считаю, что пролитые мною слёзы были зря... это бесценная копилка чувств и эмоций...

Финал книги для меня — это последний разговор Шута и Фитца в пещере Прилкопа, все дальнейшие действия это как паралелльное развитие сюжета, альтернатива тому, что могло произойти.

Это удивительная, потрясающая книга, неважно напишет ли Робин Хобб подолжение когда-нибудь или нет, спасибо огромное ей за то, что подарила нам такого замечательного персонажа как Шута.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 октября 2008 г.

Роман произвел на меня просто неизгладимое впечптление. Скучноватый вначале, к победоносному финалу он звучит все более ярко,неожиданно и потрясающе. Но обо всем по порядку.

Роман затрагивает самые разные темы — диалог культур, эгоизм, верность и , конечно же, любовь.Любовь к собствнной персоне. Любовь отцов и детей. Любовь мужчины и женщины. Любовь к себе подобным. Безграничная любовь.Она была и остается главной мелодией величественного гимна жизни.

Произведение Хобб наполено полутонами,смешными и трогательными,трагическими и по-настоящему страшными эпизодами. Практически всех героев автору удалось сделать живыми и реальными. В этом плане немного разочаровывает картонный образ главной злодейки. Её позиция не выглядит правдоподобной. Такое чувство, что и сама автор в неё не верит.

Что по-настоящему потрасяет, так это абсолютно все сцены с Шутом. Хобб удалось сделать его неимоверно человечным. Страдающим,униженным,любящим,уверенным,боящимся и идущим вперед. Настоящим человеком.

Истинный финал романа — последняя сцена с Шутом. После этого появляется такое ощущение,что Хобб просто пыталась дотянуть до стандартного «и жили они долго и счастливо». Но при таком реалистичном повествовании последняя глава выглядит несколько надуманно. В общем,она и не нужна. Ведь Сага кончается чуть раньше,когда её пределы покидает Белый пророк.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2012 г.

Книга стала для меня большим разочарованием. В общем-то вся трилогия о Шуте в сравнении с трилогией об Убийце заметно уступает, на мой взгляд, как в интересности сюжета, так и в качестве проработки. Но «Судьба Шута», которая, кажется, должна была собрать в себе все-все ниточки предыдущих книг (включая романы о кораблях) и стать развязкой столь многих линий, дочитана была мной с трудом и больше из принципа дочитывать все, кроме откровенной белиберды.

Я для себя выделила два главных недостатка: во-первых несоразмерность составляющих частей, во-вторых, герои. Собственно, кульминационная часть романа занимает едва ли пятую часть ее объема. А до того долго-долго как они плыли, потом еще плыли, потом еще шли среди льдов, потом копали, а Олух все ныл и ныл. И это при том, что некоторые герои оказались на чертовом острове гораздо быстрее и их появление больше напоминало выскакивание роялей из кустов. Так мной в итоге остался и непонят ход с оставление Шута в Баккипе. Таким образом рассказ о решающих событиях занимает объем меньший, чем живописание морской болезни Олуха. То же самое и о развязке. Многословие там где не надо и быстро-быстро о важном.

Сама подоплека основного сюжетообразующего квеста к тому же нелепа. Принц и Чейд и ко хотят заключить мир с Внешними островами путем заключения брака между нарческой и принцем. И для того нужно убить дракона. Окей. Но по ходу пьесы становится очевидно, что женитьба на нарческе в принципе бессмыслена. Так как по традициям островитян «брак связывает островитян, пока того желает женщина». То есть нарческа преспокойно может заявить: «все, надоел ты мне, король, не муж ты мне больше.» И что тогда? Кроме того большая часть островитян вообще сразу против убийства дракона. Но «мудрый» Чейд вообще не напрягает себя этими мыслями и упорно тащит единственного наследника трона (!) в непонятное место убивать дракона (!).

А вот еще, что совсем не понравилось. Главный противник. У Хобб с этим всегда была беда. Но сам факт того, что за всеми-всеми предыдущими событиями (война с островитянами, козни Полукровок и даже местами Регал) стоит один злодейский злодей с дьявольским смехом, мотивация которого сводится к жажде всеобщего разрушения, приближает роман к сценариям низкосортных голливудских фильмецов.

Здесь перейду к героям. Я и раньше считала, что отношения между героями (за исключением Шута и Фитца) не являются сильным местом Робин Хобб. Но это как-то перекрывалось интересным сюжетом, интригующим миром, да и как раз дружбой Фитца И Шута, ну еще волком, таким душкой ^_^ А в «Судьбе Шута» меня просто до зубовного скрежета доводило постоянное каяние ФИтца во всех прегрешениях (он этим и раньше занимался), на него обижались все и сразу. Он был виноват во всем вплоть до несварения желудка у детей Моли (да, я ее совсем не люблю и в отместку за угнетения Фитца называю Молью)) ААА, прогони их всех, Фитц. И даже Шут, даже он предъявлял какие-то претензии. Я уж не говорю про то, что 15 лет прошли для Фитца бесследно. Он все тот же 18-летний. Томится при виде Моли, слушается во всем Чейда, на послыках у всех и вся.

Наконец, просто не могу пройти мимо финала. В лучших традициях любовных комедий наступает всеобщее благоденствие. Бездетные беременеют, холостые женятся, безродные становятся аристократами, угнетаемые становятся полноправными членами общества, а на престоле справедливый правитель (короче, наступает коммунизм). А Фитц получает в награду располневшую и ставшую уже бабушкой Моль. Миссис Хобб, серьезно? После 15 лет и 7 детей ни он, ни она ни капельки не изменились? Эта влюбленность в 18 лет была понятна и правдоподобна. Да и тогда была не больше чем физическим влечением. Моль сказала Фитцу, что не примет его с Уитом и что ему надо выбрать между волком и ей. И это истинная любовь? Не имеющая границ во времени и пространстве? Не верю. Отношения, за которые стоило побороться, который и есть та самая неповторимая и настоящая любовь, легко выброшены и забыты Фитцем. И в это я тоже не верю.

Похоже, как будто герои уже зажили своей жизнью, вопреки воле автора. И их насильно загнали в унылый «и жили они долго и счастливо».

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2012 г.

Третий том Саги о Шуте и Убийце дочитан и, следует признать, что он оправдал большинство моих ожиданий. Конечно, у романа есть недостатки, но они те же, что и в предыдущих книгах, так что нелюбители детальности повестования к этому просто привыкают, любители получают удовольствие. Итак, начнем разбор полетов немного конкретнее:

1) Язык автора. По-прежнему хорош. Помимо обычных многострочных описаний всего и вся, а также самокопаний прибавились еще и стихи, что несомненно плюс.

2) Сюжет. По сути это те же Странствия убийцы, только в профиль: Фитц идет на помощь своему принцу, чтоб разрулить ситуацию с драконами. Но это на первый взгляд, дьявол же как обычно кроется в деталях, которые и делают эту книгу лучше и интереснее.

3) Персонажи. Ярких персонажей не так уж много, навскидку могу назвать Неттл, Тинталью, Нарческу да Шута. Привычно хорошо выписаны образы Чейда, Дьютифулла и Баррича. Вне категорий конечно же сам Фитц, но о нем позднее.

4) Диалоги. Без Ночного волка все стало довольно уныло и убийственно серьезно. Большинство сказанных слов представляют небольшой интерес в плане сюжета, гораздо интереснее читать диалоги с помощью Скилла.

5) Мир. Кроме Баккипа мы побывали еще и на Аслевджале. Узнали много нового про Белых пророков и изменяющих, посмотрели на драконов (я удивился тому факту, что образ мыслей последних очень схож с образом мыслей кошек) и т.д.. Жаль, правда, что все эти новые знания порождают новые вопросы, ответов на которые мы уже не получим. Разве только в следующей трилогии, но это будет уже совсем другая история.

6) Магическая система. Большая часть сюжета держится именно на магии, будь то Скилл, Уит, Магия Элдерлингов, Магия Белых... Магия теряет таинственное очарование, которое было в Саге о Видящих и стала обыденной вещью.

7) Главный герой. Он же главная дилемма всей истории. Явно не супермен, а обычный человек со своими проблемами, страхами, слабостями и достоинствами. Будучи ярковыраженным интравертом, сам же от своих переживаний и страдает. Постоянно бывает избит, имеет привычку быть на краю гибели и тем не менее всегда остается в живых и даже геройствует. Он Изменяющий, он Фитц Чивел Видящий, он любимый персонаж своей создательницы, а значит хэппи энд неизбежен.

В итоге получилось достойное завершение саги (даже не одной, а двух). Вот только в конце какой-то злой рок в лице Робин Хобб вмешался во все происходящее и отправил Фитца на покой. Он это заслужил и, как он сам признается, он полностью доволен своей дальнейшей жизнью. А я доволен концовкой и теми ощущениями, которые подарил мне роман. Вот только я, как и Фитц, понимаю, что довольство — это не счастье. Хотя еще никто не отменял поговорку «лучшее — враг хорошего».

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2009 г.

если бы можно было изменить конец, я бы не стала этого делать... не потому, что все меня устраивает. просто.. я бы не знала как. ну как, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шут мог так поступить? абсолютно глупо они попрощались, уверенные в том, что еще встретятся, но как часто бывает — слова, отложенные для подходящего момента, так и остались в средце.

Фитц весь такой из себя, Шут тоже- благородство так и прет. ну кто им мешал все сделать наобарот?

впрочем.... когда Фитц оживил Шута, стало ясно, что уже ничего не будет как надо. это не значит, что он должен был похоронить Шута... Фитц и не мог поступить иначе, кроме как оживить его. но вот фраза «Моя мертвая мечта лежала у меня на руках. Я продолжал идти.» уверила меня, что Шут умер... Любимый умер....

Фитц дурак, он не счастлив, совсем нет.....

конец получился ужасным, но по-другому и быть не могло.

в первый раз я рыдала над книгой, пока носом не пошла кровь.

первый раз мне так сложно осмыслить и принять такой финал.

это стоит прочесть.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2016 г.

Возможен спойлер.

Написать отзыв на предыдущую книгу трилогии, «Золотой шут», я так и не смогла, ибо в моём восприятии она как-то слилась с «Судьбой шута». Отчасти потому, что заключительная книга была прочитана на следующий день после окончания «Золотого шута», а отчасти потому, что волна праведного негодования, вызванного окончанием цикла, смела просто все впечатления.

Итак, сюжет принял весьма знакомый «квестовый» шаблон: пойди туда-то, отыщи то-то и сдай задание тому-то. В «Странствиях убийцы» довлела похожая схема, но не бросалась так в глаза, а таинственность, мастерски сотканная Хобб вокруг Элдерлингов, отвлекала внимание. Однако сводить сложные политические хитросплетения к абсолютно бредовому требованию нарчески: «Пойди и убей дракона» как-то... ну я даже не знаю. Смешно, пожалуй. Причём, смешно со всех сторон: со стороны королевской семьи (принца серьёзно отпустили в это путешествие неизвестно зачем и неизвестно почему просто из-за того, что так захотела его невеста, которую и без того не одобряло две трети королевства?), со стороны нарчески (которая просто пошла на поводу у шантажистки) и со стороны Бледной женщины (мотивы которой настолько хромоногие, что даже мотивы злого-презлого, а оттого — наискучнейшего антагониста из предыдущей трилогии, Регала, кажутся ничего так). Мотивация всех без исключения персонажей трещит по швам, причём, как в масштабных событиях, так и в мелочах.

Шут, моя единственная радость, остался неизменным, и если в первой книге этой трилогии он показался мне неправильным, чужим, будто бы пародией на самого себя, то во второй и третьей я к нему наконец привыкла. Либо он просто больше раскрылся. Как бы там ни было, Хобб была бы не Хобб, если бы не вытащила в конце большущий такой роялище из ближайших зарослей, но этот рояль мне по душе — просто потому, что ну Шут же. Да, необъективно, но кому нужна объективность, когда есть такие интересные, харизматичные, оригинальные, запоминающиеся, проработанные, глубокие персонажи, как Шут.

Концовка заставила меня плакать. Серьёзно. От безысходности, чувства неправильности происходящего и обманутости ожиданий. Потому что я ожидала увидеть всё, что угодно, кроме того, что выдала Хобб. Нет, в «Саге о живых кораблях» она тоже слила финал, щедро расплескав розовую патоку, но там это как-то не так чтобы зацепило, просто оставило неприятный осадок. А в «Судьбе Шута» просто захотелось немедленно застрелиться.

Много эмоций, мало объективности, но. Молли. Хобб, ты серьёзно? Молли?

Романтическая связь между Фитцем и Молли в первой трилогии была хороша тем, что в неё верилось. Это не было любовью: юношеская страсть, а в случае с Фитцем ещё и яркие воспоминания о спокойной жизни, в которой был кто-то ему близкий. Красные юбки, да — страсть, ничего больше (я знаю, что ищу символизм там, где его и близко нет, но мне так хочется). И в «Миссии шута» Фитц весьма правдоподобно вспоминал о ней — именно как о чём-то былом, как о девушке, которая вызывала в нём такую богатую гамму чувств, да ещё в придачу была и матерью его ребёнка. Я бы даже назвала это тоской по чувствам, а не по самой Молли. И я была готова биться об заклад, что предсказание подруги Фитца о том, что его истинная любовь то покидает его, то возвращается к нему, и в конечном итоге всё-таки вернётся, было о Шуте. Хобб, конечно, говорила, что сама не знает, какого пола Шут, но в тексте уж больно много предпосылок для того, чтобы считать его всё-таки женщиной — некоторые сцены так и намекают. Да и сам факт того, что Шут успешно притворялся женщиной, говорит в эту пользу: в полевых условиях притворяться женщиной тяжелее, чем притворяться мужчиной. Остаётся вопрос: какого рожна молчал сам Шут, когда Фитц открещивался от его любви по прикольной причине: «нотыжмужик» (а ты проверял?), но это же Шут, с него сталось бы молчать из какого-нибудь желания, чтобы Фитц любил его самого, а не ориентировался на его пол или ещё что-нибудь в таком же духе. Не важно. Потому что в конечном итоге Фитц браво забил на Шута, возомнил себя шестнадцатилетним и ринулся перекидываться письмами и посылками с Молли и оравой её детей от другого мужчины. Многим мужчинам и одного-то ребёнка от другого отца тяжело принять, а тут их реально много. Но у него ведь великая любовь. Молли-то за годы не постарела совсем, не изменилась характером, сам Фитц не изменился, и Шут — да кому он нужен? Чёрт с ним, с Шутом, но Хобб, правда, за что ты так? Да если бы она подсунула Фитцу случайную северную дивчину и сказала: живите счастливо, в это и то верилось бы намного больше. А в такой финал извините, но я не верю. Просто перечеркнуло всю трилогию, а попутно — и ощущения от первой. Некоторые вещи должны оставаться в прошлом, чтобы и персонажи, и читатели о них вспоминали изредка, каждый со своим эмоциональным оттенком, но не доставать поеденную молью шубу с антресолей. Напоминает финал мексиканского (аргентинского? бразильского?) сериала. Натянуто, пресно, неинтересно, не вызывает никаких эмоций, кроме разочарования.

Много букв, мало смысла, но действительно жаль, что Хобб вот так всё закончила. Не просто жаль — обидно и за персонажей, и за себя. И опять рука не поднимается поставить оценку ниже восьмёрки. А ещё: Фитц, пожалуйста, купи у кого-нибудь мозги. Нельзя так тупить. И я сейчас не только о Шуте. Хобб, конечно, выкрутилась, приписав его бесконечную унылую рефлексию тому, что он отдал часть воспоминаний всаднице на драконе, но что-то мне подсказывает, что в следующей трилогии ничего не изменится, и Фитц останется тем же абсолютно слепым любителем пространных размышлений и неверных решений.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2011 г.

О, ну конец действительно не в тему... Когда в конце первой трилогии вся страна искала ожившего Бастарда, и только Молли с Баррием ничего не знали, вся ситуаия выглядела глупо и очень хотелось, чтобы он вернулся к ней. Но потом нас три книги убеждали, что они друг другу не подходят, и мы — читатели — приняли это на веру. Пусть не подходят.

Молли из более-менее интересного образа уходит в тень и становится старой многодетной клушей... Зато линия Шута очень раскрывается и он начинает нам нравиться.

Но... сначала нас обламывают, не показав Шута изнутри, когда Фитц вошёл в его тело. Автор ограничивается несколькими фразами, мол, я его принял полностью... Все последующие отговорки Шута, почему он должен уйти, смотрятся оч глупо. Особенно я посмеялась над тем, что он переживёт Фитца — и это после того, как они там постоянно лечили всех при помощи Силы, и миллионы раз рассказывали о том, что с ней можно продлить жизнь. И почему-то Шут не подумал о том, что Фитц обрёл назад свои воспоминания и эмоции лишь после того, как оживил самого Шута. И это так он боится влиять на судьбу? Совершенно не понятно, зачем он таскал с собой эту корону, если сразу хотел отдать её девушке-на-драконе.

Ещё очень прикольно Фмтцу вернули эмоции: с ними Фитц получил только вернувшееся желание спать с Молли. Остальных его отличий как-то не видно, остался каким был... Интересно, автор сама понимает, что написала? или она специально оставила кучу зацепок на следующую книгу? С Ночным Волком Фитц был единым существом, с Шутом — тоже. С Молли же у него никогда — ну может в детстве — не было душевной близости, её он всего лишь хотел — и то вспомнил это спустя 15 лет. Честно говоря сложно себе представить, как он безумно хочет 40-летнюю женщину, родившую семерых детей, ещё и от другого. Очень сомнительно! Когда люди живут вместе, их отношения переходят от юношеской страсти к плавной и глубокой любви и привязанности. А тут что?

Плюс неясна линия статуэтки, которую нашёл принц. Не понятно, почему, прочитав такое стихотворение и узнав, что Шут был в замке и узнал, что Фитц погиб — почему Фитц не бросился за ним в Школу? Тем более, что он собирался отговорить Шута от глупости расставания... И знал, где находится эта школа... Но самое глупое для меня было — когда Шут сравнивал свои отношения с Фитцем — и отношения Ф. с Волком. Неужели у них и правда СТОЛЬКО отличий? всё-таки Шут жил в социуме и замечательно прикидывался человеком, чего волк сделать бы не смог никогда :)

В общем, поле оживления Шута сплошной облом. А смерть Баррича — приторная до отвращения, я уж не говорю о смаковании истязаний и унижений.

Такое ощущение, что автор писал по плану, невзирая на то, подходят характерам героев их действия, или нет. Точно также, как когда совершенно неубедительные интриги Регала, которые ничего не стоило предотвратить, оказали такое огромное влияние на всех.

Во всём, что касается интриг и отношений — автор полный профан. Понравились описания приключений и мира. Единственное, что на самом деле цепонуло — это уход Ночного Волка и кошки принца. Самый искренний и сильный кусок.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2010 г.

«Судьба шута» это название последней книги, но я думаю, что оно подошло бы и в качестве заглавия все трилогии. И хотя повествование ведется от лица Фитца, для меня именно Шут является главным героем. Невозможно представить, чтобы автор смогла выразить внутренний мир Шута, который просто другой. Нежный и твердый, хрупкий и сильный, игривый и мудрый и в тоже время невероятно одинокий, как впрочем и многие другие герои этой истории.

В романе есть моменты, которые вызывают чувство неправильности происходящего:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
то как Фитц отталкивает Шута во время Скилл-контакта, смирение с каким Шут готов принять свое поражение, его унизительная и наполненная мучениями и отчаянием смерть, сцена прощания в доме Черного Человека...

Мне гораздо легче смирится со смерть Шута, чем с его уходом. Я считаю возрождение Шута противоестественным, но в тоже время могу его понять, как и последующее жестокое расставание героев.

Шут сознательно отказался от Фитца и сделал выбор за него. Здесь дополнением звучат слова Молли: «Значит, вы все решили за меня. Неужели вам не приходило в голову поинтересоваться моим мнением? Неужели вы не понимали, что решение должна принимать я?». Молли могла бы сделать выбор, а Фитц нет. Слишком уж часто он пытался избежать выбора и судьба весьма жестоко делала это за него. Шут мог бы делить Любимого с Молли, но она никогда. Разрыв неизбежен.

Прощальное стихотворение, которое впервые встречается нам еще в начале уже навевает это ощущение расставания и потери. И только в конце но обретает смысл.

Узнать друг друга – и все потерять,

И жить… и не жить… не жить.

Мечта действительно умерла «Но жизнь продолжается. Это становится частью тебя, как шрам. И ты продолжаешь жить.» Все это правдиво для человека, но перестанут ли когда-нибудь кровоточить раны Шута…

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2006 г.

Обычно главные герои мне нравятся.. Робин Хобб удалось разбудить во мне сильные эмоции, хотя я собиралась просто отдохнуть, начав «Ученика убийцы».. «Ну что же ты такой тупой и узколобый» — это самые слабые эпитеты, которые невольно вырывались у меня по ходу чтения.. Повторение одних и тех же соплей выдавали женский тип мышления снова и снова, и лишь присутствие Шута поддерживало мой интерес.

Приторный финал, возврат к героической матери 7-ых детей *ой, она же только чуть-чуть располнела, а так совсем такая же почти, в красных юбках, приоткрывших лодыжки — ну до чего же пошлый образ*, поступки 35-летнего (или сколько ему там по последней книге) Фитца более похожи на переходный возраст нервного юнца, который нифига по ходу книги не учится.. И вообще, все мужчины, прописанные в книге — упрямые и без капли рассудительности.. Ну разве что слабая попытка нарисовать рыцарский образ Дьютифула и мимолетный — Уэба (а... имена — отдельная история дополнительной пошлости).. А Шут у нас нечто дуальное, насколько я понимаю... Тётки же в книге прописаны гораздо более приятными. Даже тюхтя Молли выглядит вполне сносно..

Короче, Ода феминизму.. Лучше такое и не начинать читать..:mad:

Оценка: 1
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2017 г.

«В триумфальном завершении истории о Шуте и убийце людские царства должны или устоять, или пасть в такт взмахов крыльев дракона, или в такт биения сердца шута». Для любителей фэнтези с неторопливой приключенческой историей с хорошо прописанными эмоциями настоятельно рекомендую вновь окунуться в неведомый мрачный мир Средневековья: здесь царят горечь, жестокость и кровь, скорбь и одиночество... Здесь Долг вибрирует на грани желаний, а здравый смысл и любовью… заставляют задуматься и размыслить над глубиной поступков и вникнуть в сложные причины их возникновения. Что произойдет дальше? Кто выигрывает? Каждый персонаж сыграет свою роль, все они обладают свободной волей, каждый может сделать выбор, способный изменить будущее мира. А альтернативный сюжет, напряженный, парадоксальный, увлекательный... «но им осталось многое сказать друг другу. Дни с Шутом закончились, как незаконченная партия в камни. Ее исход еще не до конца ясен. Судьба поступила слишком жестоко; а порой – может повезет и еще есть шанс на новую встречу. Так искусный менестрель делает паузу, чтобы тишина подчеркнула важность последних слов, и тогда слушатели с нетерпением ждут продолжения. В такие минуты появляется надежда, что обещание еще будет исполнено...»

Приятного чтения!

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2012 г.

На меня все романы о Фитце и Шуте произвели двойственное впечатление: с одной стороны интересный мир и его наполнение, герои и их взаимоотношения... хочется продолжения, с другой — постоянное повторение одних и тех же деталей и рассуждений начинает давить, не покидает ощущение логики и чувственности «женского» романа, и, к сожалению, это, на мой взгляд, ограничивает развитие и повороты сюжетных линий, некоторые из которых, вообще остались незавершенными... Тем не менее твердая 8.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 марта 2009 г.

Честно говоря, много думал с чего бы начать, еще больше думал какую оценку ставить. Вообще роман вызвал у меня очень противоречивые чувства, с одной стороны, потрясающая смена теплоты, спокойствия и уюта, на непреодолимый холод и тоску ледника, с другой стороны, конец, выглядящий не то чтобы очень неуместной, просто сильно притянутый за уши. Сразу обсуждать концовку не хочется, на то она и концовка. Так что не буду особо мудрствовать и начну с начала.

А начинается все опять в Оленьем замке. Сборы перед отъездом и попытки завершить бесконечное число дел немного утомляло, но задним умом понимаешь, что самое интересное еще впереди. И правда, начиная с высадки на первом острове Внешних Островов книга планомерно начинает набирать обороты. Мы узнаем о быте и обычаях их жителей. Тут должен снять шляпу перед г-жой Хобб. Матриархальное общество Внешних Островов у нее получилось выше всяких похвал. Чувствуется у нее давно руки чесались создать что-нибудь подобное, вот и отвела душу. Я то наивный думал, сейчас появится типичное общество викингов, и тут на тебе такое. Женщины правят на земле, мужчины — на море, а учитывая, что человек без суши вряд ли долго протянет, получается, что женщины правят практически всем. Что мы и видим.

НО самое интересное начинается, когда герои пребывают на остров-ледник Аслевджал. Хобб как паук сплела все свои сюжетные ниточки-веревочки в чудесную паутину романа, апофеозом которого, да и, пожалуй, самым ярким эпизодом становится

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
битва драконов.
Признаюсь, давненько я не испытывал таких ощущений от книги, что просто дух захватывает. Но приключения приключениями, а самое главное то, что у Хобб получилось превосходно передать атмосферу холода и безысходности царящих на леднике. Не знаю, может быть это было из-за того, что я болел, но я просто устал кутаться в одеяло и одеваться теплее, пока это читал.

И вот мы плавно подошли к... Если не самому главному, то самому спорному моменту романа точно, а именно к его окончанию. Все свои дальнейшие мысли на этот счет я уберу под спойлер, потому что как бы я не старался, не касаться деталей сюжета у меня точно не получится.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно искусственность концовки лично у меня сомнения не вызывает. И такое ощущение, что происходит что-то неправильное, неестественное у меня появилось с появлением на острове Баррича, или по крайней мере с его смерти. Потому что это моментально открывало Фитцу дорогу к заветной юбке (уж извините наболело), и все происходящее дальше было мягко говоря очевидно. Я конечно тоже люблю хеппи энды, но уж больно слащаво получается. Фитц обрел целостность и сразу с новой силой в нем угольки первой любви превратились в лесной пожар. Прям дешевый дамский роман получился.

И на сколько же нелепо на этом фоне смотрятся взаимоотношения Шута и Фитца. На мой взгляд (ой, не люблю вмешиваться в дела демиургов), Хобб следовало бы либо окончательно прикончить Шута (до чего же трогательная получилась сцена, когда Фитц нес тело Шута через весь подземный дворец, я прям расплакался), либо выложить все карты на стол. Многим отношения Шута и Фитца кажутся противоестественными, НО... Интересно, я тут только один думаю, что Шут, он же лорд Голден, он же Янтарь, он же в конце концов Любимый на самом деле ЖЕНЩИНА? И тому есть дикое количество подтверждений, начиная собственно от личины Янтарь и заканчивая, тем что, когда лечили умирающего Фитца в предыдущей книге, он кричал чистым женским голосом. В таком ключе любовь Шута к Фитцу перестает быть извращением или чем-то вроде того (и могло бы получиться отличное завершение трилогии...) Правда, даже тогда остается ряд не состыковок, по большей части возникших именно в конце этого романа. И после всего, что случилось, Шут уходит оставив Фитцу на прощание удивительно красивое стихотворение. У меня, как и у Фитца, тоже возникли подозрения, что оно было сочинено задолго до окончания романа.

В общем почувствовал я себя со всеми своими догадками у разбитого корыта. И ничего мне толком не сказали, не поведали, а засунули в рот ложку меда как лекарство, чтоб не болел и не расстраивался. Пришлось его проглотить и порадоваться за героев, что у них все так хорошо сложилось и они теперь со спокойной совестью могут уйти на пенсию. Вот только Баррич, которому после смерти Фитц даже локоном своих волос не пожертвовал, и Шут, судьбы которого, несмотря на название романа, мне осталась не понята, под эту раздачу не попали. А жаль...

В конечном итоге решил в оценке ограничится девяткой, меньше поставить рука не поднимается, все таки в целом впечатления от романа в основном остались положительные, в прочем больше тоже.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 мая 2008 г.

Нда ну уж любят господа писатели поиздеваться над своими героями и читателями. Зачем так жестоко надо было обойтись с фитцом и шутом? Конец скомканный но в то же время какой то неправильный Шут любит Фитца Фитц Шута а они все равно расстаются, и ещё это равнодушие Фитца к встрече с Шутом просто дает оттенок горечи:confused:Но книжка все равно хорошая хотя ходишь потом с тяжелой душой.

И Молли кому она нужна была? Фитц любил Шута больше чем её. И в конце говорится «многое между нами осталось недосказанным» Неужели они так и не искали встреч с друг другом??

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2017 г.

Я очень хорошо понимаю, чем кому-то могут не понравиться романы Робин Хобб, вошедшие в цикл «Мир Элдерлингов», – как человек, предпочитающий, скажем, умеренную летнюю погоду, может понять любителей жары и поездок на море «хоть тушкой, хоть чучелком». В конце концов, все мы люди разные, и вполне нормально, когда кто-то любит, чтобы действие с самых первых страниц книги взрывалось всеми красками событийной радуги и неслось к финалу вскачь с минимумом остановок, а кому-то хочется, чтобы всё было медленно и печально неспешно и обстоятельно.

Нет, я не прочь и на море съездить в пик сезона (раз в десять лет, а то и реже), и экшн в книжках тоже люблю для разнообразия (гораздо чаще, чем путешествия по жаре). Но вот романы Робин Хобб оказались для меня тем, что доктор прописал: «Принимать по сто страниц за вечер/ночь, запоем, дозу можно увеличивать». Попробую объяснить, что же меня в них так привлекает (по итогам прочтения «Саги о Видящих» и «Саги о Шуте и Убийце»).

Во-первых, мне нравится видеть, как сильно Хобб любит своих героев. Да, на их долю выпадают серьезные, а порой просто жуткие испытания. Но когда я читаю о том, через что пришлось пройти Фитцу, какая судьба выпала Шуту, а также о переживаниях (моральных и физических) многих других будто бы второстепенных героев, я вижу не стремление автора написать драму/трагедию, которая пощекочет нервы читателя (и лишит его сна), а ее желание максимально правдиво рассказать историю их жизни. Потому что вот так оно всё и было, и нельзя из песни, то есть из жизни ничего выбрасывать, ни прекрасное, ни кошмарное (об этом, кстати, есть отдельная глава ближе к финалу «Судьбы шута»). Робин Хобб, как порядочный автор-демиург, лепит их всех, героических и не очень (вспомним хотя бы Олуха), с большим тщанием и, как я уже сказала, с любовью, словно приговаривая: «А вот этот шрам на коленке у тебя появился после того, как ты в детстве – помнишь? – упал с маленького серого пони. У него еще было белое пятнышко на морде» и т. д. и т. п. И так буквально с каждым, будь то главный герой, второстепенный или вообще злодей.

Во-вторых, я всегда снимаю шляпу, делаю книксен, приседаю в реверансе и склоняюсь в глубоком поклоне перед Его Величеством Обоснуем – там, где он, стараниями автора, царит и властвует даже над самыми мелкими деталями и поворотами сюжета. У Робин Хобб, на мой взгляд, он именно такой – мотивы поступков героев рано или поздно объясняются, все развешенные ружья выстреливают, а болтающиеся сюжетные концы оказываются аккуратно подвязанными.

В-третьих, многочисленные герои упомянутых выше саг не ограничиваются выяснением отношений – они эти отношения строят. Иногда с трудом, со скрипом, добираясь до цели окольными путями, через буераки, которые сами же и наворотили, но строят – или хотя бы пытаются. А это всегда непросто, будь ты обычный человек или носитель какого-нибудь магического Дара (или Силы).

А еще мне нравится, что Робин Хобб не играет с читателем в столь популярную у некоторых современных авторов книг, сериалов и прочих франшиз – я об игре «Выбираем наиболее интересный для читателя пейринг и любыми средствами выводим его к хэппи-энду «на двоих» вопреки здравому смыслу, а порой и вообще любому смыслу». Потому что, опять же, в жизни так бывает не всегда. Я бы, может, и хотела другой финал, но признаю, что автор выбрала наиболее реальный (даже в таких магических реалиях) и оправданный.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2015 г.

Концовка... ЭТА КОНЦОВКА. Бр-р. Знаете, что мне напомнила?.. «Белого Клыка» Джека Лондона. Правда, Клык был волком, следовательно, для своего удовлетворения мог ограничиться исключительно наличием любимого хозяина и суки с щенками поблизости... но Фитц?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно, в этом моя главная претензия к роману. «Судьба...» должна была завершить все циклы, расставить все точки и убрать недосказанность — а вместо этого львиную долю повествования мы плывем-плывем-скучаем-страдаем-мечемся-плывем. Сюжет развивается со скоростью больной черепахи, и порой персонажи ведут себя... как-то по-детски, что ли. Не айс, однако.

А еще смерть Шута и его воскрешение... вот нафига? Давайте уж тогда и Волка воскресим. И Чивэла заодно... того, который принц — пусть Пейшенс порадуется. Признаться, не люблю такие вот «волшебные воскрешения», тем паче, особого смысла в этом финте ушами не было — Шут покинул своего Изменяющего, и лично мне было бы куда понятнее, если бы Фитц передал то, что оставалось его другом, каменному дракону. Или просто оставил все, как есть. Ночного Волка отпустил без особых проблем, Баррича — тоже, а как Шут — так все, плюем на законы мироздания...

В общем, может, кому-то и понравится, но по мне — ванильно-розовый хэппи-энд не всегда является лучшим решением. Можно оставить намеки, упомянуть вскользь, но прямым текстом перечислять все блага жизненные, свалившиеся на голову нашего многострадального ассасина? Как-то это уж очень... не очень.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх