FantLab ru

Кнут Гамсун «Мистерии»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
36
Моя оценка:
-

подробнее

Мистерии

Mysterier

Роман, год

Аннотация:

Один из знаковых романов для творчества Гамсуна, в котором основные принципы и темы его ранних произведений — темы провинции и «человека извне», общества и сильной личности, противостоящей ему уже самим фактом своего существования, — выступают с небывалой прежде обнаженной силой.

В маленький провинциальный городок — удушливо-тихий, унылый и спокойный — приезжает странный человек — художник, бродяга, эксцентрик, не желающий и не привыкший соблюдать мещанские законы общества.

И само его появление меняет жизнь городка до неузнаваемости — к добру или к худу, кто знает?

Экранизации:

«Мистерии» / «Mysteries» 1978, Нидерланды, реж: Паул де Луссанет



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)
/перевод:
Л. Лунгина (7)

Избранные произведения в 2 томах. Том 1
1970 г.
Голод. Мистерии. Пан. Виктория
1989 г.
Избранное
1991 г.
Избранные произведения
1992 г.
Мистерии
2010 г.
Мистерии
2010 г.
Мистерии
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тема «чужого» в замкнутом обществе, где все друг друга знают, конечно, интересна. Вот только раскрыть её можно по-всякому.

Некий молодой человек со смутным прошлым, неопределённого рода деятельности под вымышленным именем прибывает в тихий городок. Останавливается в гостинице и начинает непонятную деятельность. Его попытки помочь малоимущим и страждущим сами по себе похвальны, но нелепы на фоне его мыслей и других поступков. Он мечется из крайности в крайность, влюбляется в кокетку, но решает жениться на старой деве. Что ещё? Алкогольные излияния, споры о политике и литературе, где ГГ безжалостно критикует всех и вся, кроме неких избранных, и прочие «напряжённые» будни.

Образ получается противоречивый. Противостояния «человека извне» с устоявшейся системой, укладом городка (как указано в аннотации) не получается. Я увидел типичного невротика, который из-за безделья мается, не находя выхода своим истинным желаниям и стремлениям. Вместо того, чтобы заняться каким-нибудь полезным делом, он беспрестанно рефлексирует, при этом обвиняет мир, мещанское общество, человеческие пороки и отдельных людей в своих страданиях. Но страданиях ли?

Была бы у него точка приложения энергии и таланта, он бы так или иначе вылечился от своего уныния. Но он предпочитает бездельничать в попытке убежать от себя. При этом совершенно непонятно, от чего он бежит и куда стремится. Прошлое сокрыто, его род занятий тоже. Разумеется, ничем хорошим это не заканчивается. С одной стороны, печальный и бесславный конец — логический финал его душевным мытарствам. С другой — довёл сам себя до сумасшествия и смерти: что ж, сам себе доктор. Если это то, что хотел показать автор — хорошо. Но никакого бунтаря против закоснелой системы я не увидел. Так, обычный «непризнанный гений», запутавшийся в себе, унылый и бесцветный. Главного героя не жалко. Совсем.

И ещё. В своё время Гамсуна мне советовал хороший друг. Спустя много лет таки добрался до него, взявшись за «Мистерии». Честно — слабо, скучно, неинтересно. Событий мало, болтовни много, идей — кот наплакал, послевкусие — отсутствует. Как итог: хвала небесам, осилил.

При этом автора можно похвалить за хороший слог, за необычную стилистику. В то же время, всё ждал и ждал, когда же наступит нечто эдакое, что поможет найти ответы на множество вопросов, которые возникали по ходу развития сюжета. Но их я так и не получил. Возможно, это такой приём автора, который ввёл «объект без данных» в замкнутую систему, чтобы показать результат их взаимодействия. Но если недостаточно данных, то и невозможно понять, в чём суть такого «эксперимента» и зачем нужно всё, что в романе происходило и к чему пришло.

Роман напомнил мне произведения Достоевского: тоже минимум действий, много разговоров и попыток заглянуть в душу. Но яркой и страстной пронзительности образов Фёдора Михайловича у Гамсуна я не увидел. Да и совсем неподходящее название для произведения. Никаких мистерий я не разглядел, хотя честно старался.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось больше «Голода».

Очень интересно пишет, стилистика необычная такая.

Размышления главного героя и заглядывания наперед, просчитывая ситуацию — очень занятно!

В целом, нашел много общего с ГГ, сиречь с Нагелем.

Концовка только несколько... Хм... Эпатажная и не совсем гармоничная.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх