fantlab ru

Томас Олд Хьювелт «Сглаз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
75
Моя оценка:
-

подробнее

Сглаз

HEX

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Тот, кто родится здесь, обречен...

Добро пожаловать в город Блэк Спринг, строго хранящий свои тайны и живущий по собственным законам. Одна из тайн — бродящая по улицам бессмертная ведьма, казненная в семнадцатом веке.

Смельчакам удалось зашить ведьме рот и глаза, однако на этом все не кончилось — известно, что ее глаза никогда не могут быть открыты — или последствия будут слишком ужасны. Проклятие Блэк Спринг заманивает в свои сети людей, которые уже не могут вырваться из колдовских силков.

В наши дни команда добровольцев СГЛАЗ ведет постоянное наблюдение за ведьмой, чтобы вовремя предотвратить зло, но с колдовством не могут справиться ни гаджеты, ни люди. Начинается новый виток истории — группа подростков стремится покинуть город. Они пытаются исследовать ведьму, нарушают городские табу и провоцируют вспышку средневекового мракобесия среди горожан.

Ситуация полностью выходит из-под контроля...

Награды и премии:


лауреат
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2017 // Хоррор (перевод с нидерландского)

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2021 // Переводной роман (Нидерланды)

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2017 // Роман ужасов (перевод с нидерландского)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Нидерланды)

номинант
Премия Ле Блана / Prêmio Le Blanc, 2019 // Зарубежный роман (Нидерланды)

Похожие произведения:

 

 


Сглаз
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Відьма
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Городок Блэк Спринг живет своей жизнью. Жители этого города настороженно относятся к туристам и совсем не приветствуют новых жителей. Более того, если кто-то захочет переехать в этот город, его будут всячески отговаривать. И ведь это они делают действительно из самых лучших побуждений, ибо въехав в город, вы обрекаете себя на мрачную жизнь и постоянное чувство страха за свое будущее.

«Сглаз» позиционируется как книга ужасов, но имхо это слишком громко сказано. Ужасов в книге совсем чуть-чуть. «Сглаз» — это организация в Блэк Спринг, которая занимается слежением за главной достопримечательностью города — привидением женщины, убитой много-много лет назад по обвинению в ведьмовстве. Зовут бессмертную ведьму Катериной. У нее зашиты рот и глаза, чтобы она не смогла навести порчу на жителей города. Но самое интересное, что Катерина может материализоваться в любое время в любом месте. Может быть даже в спальне в час ночи. И стоять она будет там хоть неделю, пока неожиданно не исчезнет. Катерину в городе стараются не обижать. И вообще относятся к ней, как к памятнику, про который все давно знают и даже игнорируют, чтобы случайно не нарваться на неприятности. Кое-кто приносит Катерине пожертвования, чтобы та пореже им попадалась.

Казалось бы, зачем жить в таком городе? Собирай вещи и уезжай. На протяжении нескольких столетий все, кто пытался удрать из города, были найдены мертвыми в самое ближайшее время после переезда. Вот почему в Блэк Спринг лучше никогда не приезжать. Та же самая судьба будет ждать тех, кто попытается огласить проблему в СМИ, В общем, Блэк Спринг — это такая живая гробница.

Так в чем же соль романа? Некоторые люди устали от такой серой жизни. Группа молодых хулиганов начали срываться на Катерине, провоцируя ее на ответные действия. Как я уже написал, Катерина в романе себя никак не проявляет в плохом смысле. Она как памятник просто есть. Она символ, не более того. А вот люди... Люди да, жестоки. В очередной раз автор нам попытался всунуть классическую истину, что порой люди бывают более жестоки, чем звери или привидения.

Признаюсь от книги я большего «мяса». Страшная женщина с обложки оказалась просто картинкой, статичным героем, который быстро превращается из угрозы в жертву. Половина книги просто рассказывает о городе, о том, как живут его жители. И о том, как на самом деле все они устали жить «под колпаком». А потом вроде события начинают развиваться, но не совсем так, как я предполагал.

Автор в конце книги признается, что в детстве его напугали ведьмами, поэтому свои страхи он перенес и в этот роман. Ему достаточно было увидеть образ ведьмы, чтобы забиться в страхе в угол. В принципе, если бы в час ночи я проснулся от того, что заметил темный силуэт на фоне окна, и это оказалась реальная женщина в цепях на руках, то я бы тут же начал креститься и сушить трусы. Но когда видишь Катерину далеко не первый раз, то к этому рано или поздно привыкаешь... Роман легко читается, текст ненапряжный. Для чего-то несложного, но тем не менее щекотливого, вполне подходит. Но книга совершенно одноразовая. Прочитал и забыл напрочь. Рекомендовать не стану, но и отговаривать не хочу. Смотря кто кто хочет получить от книги. Я свое не получил. Такое себе, на шестерочку.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый десяток страниц я недоумевала от происходящего. Какую-то женщину сбили органом, все проходят мимо, а герой даже усмехается и хвалит ребят, которые ее сбили. Я-то ждала наблюдения за ведьмой, как написано в аннотации, а не это вот все. Но спустя еще пару страниц все встает на свои места.

Итак, Блэк Спринг небольшой американский городок с населением около трех тысяч человек. И каждый житель города знает, что, если рядом с тобой появляется Катерина, нужно просто заниматься своими делами и не обращать на нее внимание. Катерине ван Вайлер больше трехсот пятидесяти лет, и она призрак. Призрак, но вполне осязаемый. Призрак, который может оказаться в любой точке города. Она может находится в лесу, а через секунду стоять перед вами в спальне, пока вы занимаетесь сексом. А еще она – ведьма. Ее глаза и рот зашиты нитками, а тело скованно цепями. Ведь если, Катерина сможет когда-нибудь освободиться от своих оков, если ведьма откроет глаза, то весь город, а может быть и мир, настигнет кара и проклятие. По всему городу действительно развешаны камеры, которые отслеживают передвижения ведьмы, но не затем, чтобы раскрыть тайны ведьмы или снять проклятие, а, чтобы ведьма не попала на глаза туристам, которые частые гости живописного городка.

Можно ли отнести эту книгу к жанру ужасы? Определенно. Иногда происходили такие жуткие сцены, что холодный пот прошибал, а лицо Катерины с зашитыми глазами и ртом вставало перед глазами. Но, под жанром хоррора так же скрывается социально-психологическая драма. При чем как раз драмы в книге гораздо больше. Все это завязано на взаимоотношениях родителей и детей, и прошито нитками религии и страха. С разных сторон показано отношение к Катерине горожан: кто-то боится, кто-то поклоняется, кто-то просто наблюдает со стороны, а кто-то даже срывает на ней злость. Некоторые сцены заставляли задуматься о нормальности жителей города.

В послесловии автор пишет, что вдохновлялся книгой <book id="1001612421»>Роальд Даль — Ведьмы</book>, но так как я не читала это произведение, то сложно сказать, есть ли отсылки в книге. Зато четко заметно влияние дядюшки Кинга.

По итогу: сюжет в книге отличный, очень было интересно читать. Было парочку провисаний в сюжете и стало чуток скучновато. Но автор отлично вывез на психологии. Так же стиль автора мне не очень понравился – больно сильно напоминает местами сценарий к фильму, но интереса это не убавляло. А вот концовка меня просто растоптала. Так же в послесловии Томас написал, что переписал концовку для других стран, в голландской версии она иная. И, по его мнению, она вышла намного круче, чем первоначальная. Так вот, может кто-то знает, чем там дело кончилось в первой версии? А то у меня осталось какое-то чувство незаконченности и неправильности.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте себе, что ведьмы существуют. По крайней мере одна ведьма. Как бессмертное проклятие, от которого не избавиться и не уничтожить. Как занесенный топор над головой обреченной жертвы, которая не знает, чего ждать. И убежать не выйдет — если вы попали сюда, то вы пропали. Вам с этим жить. Так и начинается рассказ о судьбе небольшого американского городка Блек Спрингс. Правда из американского во все стороны торчат уши норвежского, но то такое. Кто знает — поймет, а другие немного удивятся или просто не заметят.

Сама идея — отличная. Реализация, в целом, тоже нормальная. Конечно, можно задуматься над тем, какова вероятность утаить подобное шило в мешке в 21 веке... Ибо вот это точно настоящая фантастика. Но пусть это будет просто авторское допущение. Иначе весь карточный домик истории разлетится от легкого дуновения ветра.

В остальном же данный роман о жизни небольшого городка, в частности одной семьи из него, в необычных условиях. Взросление, моральный выбор, местные истории и легенды — это все в наличии. Ключевые персонажи выписаны вполне на уровне, второстепенные идут фоном. Сюжет — в норме, читать интересно. Концовка — ее будто прицепили отдельно в последний момент. Хотя, похоже так и было для американского издания. Без нее точно не было бы хуже.

По сути это некий эксперимент, а что будет если поместить в данные условия маленький социум. Наложить определенные ограничения и посмотреть, а что будет? Как будут вести себя люди? Те, кто помоложе, и те, кто постарше. С разным жизненным опытом и моральными установками. На что смогут пойти эти люди из-за страха, стереотипов, или ложных убеждений? Плюс разыгрывается карта двойной игры. Изначально нам показывают одну сторону медали, кажется будто всё вот так, а потом все может перевернуться с ног на голову. Плохие могут на самом деле быть хорошими. А хорошие плохими. И кем же является ведьма? Злом? А окружающие ее люди? И вообще, готов ли ты спасти сына, загубив население целого поселения? Хороший вопрос, заданный в самом начале и проходящий красной нитью через всю книгу. А в конце вполне есть место для того, чтобы задуматься над тем, что же все-таки произошло и чем все закончилось. И кто такая ведьма.

Интересный и атмосферный роман с оригинальной идеей. Местами жуткий, местами заставляет задуматься о высоком. Читается легко и, несмотря на большой объем, нельзя сказать, что повествование затянуто. Хорошая книга.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сглаз» Томаса Олда Хьювелта (который на самом деле Олде Хёвелт, ибо голландец) начинается совсем не типично для историй о маленьких городках со страшными секретами. Страшный секрет городка Блэк Спринг появляется на первой же странице книги. Имя ему — Катерина ван Вейлер.

Три века назад Катерину обвинили в колдовстве и казнили. Однако она вернулась — и с тех пор бродит по улицам Блэк Спринг и по окрестным лесам. Ее веки и губы зашиты, ее руки скованы, но горожане все равно стараются не вставать у нее на пути. К Катерине нельзя прикасаться. Ее глаза и рот никогда не должны быть открыты. Иначе — быть беде.

Но, разумеется, находятся те, кто считает, что Катерина — это не проклятие, а любопытный феномен, который следует изучать, а не скрывать от мира.

На самом деле у «Сглаза» довольно много общего с кинговским «Кладбищем домашних животных (и это своеобразный спойлер). Прежде всего это история не о ведьмах и чарах, а о любви — любви родителей к детям, отчаянной и порой толкающей на по-настоящему жуткие поступки. «Если бы тебе пришлось позволить кому-то умереть, кого бы ты выбрал: своего ребенка или целую деревню в Судане?» — спрашивает сын главного героя, и тот отвечает вполне однозначно. Делает выбор, который кажется ему единственно верным. Проблема только в том, что порой этот выбор делают за нас.

Любопытная история связана с переводом романа на английский. В первоначальной версии дело происходит в голландской деревушке, но когда Хёвелту предложили издать книгу в Америке, он решил практически переписать ее, заменив голландские реалии американскими. Сам Хёвелт в интервью и в послесловии к книге утверждает, что американская версия получилась лучше и страшнее голландской. Что ж, поверим ему на слово.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который не получился.

Это роман с интересной задумкой, которая так и осталась задумкой. И на то есть две причины.

Первая причина заключается в том, что автор так и не решил, что он пишет: хоррор или социальную драму. Для хоррора в этом романе слишком много гаджетов и слишком мало пугающих эпизодов. Хьювелт настолько сильно хотел показать нам обыденный ужас, спрятанный в современном технологичном мире, что он спрятался окончательно и бесповоротно. Даже эпизоды, которые должны бы нас по привычке взволновать, такие как обязательное появление сумасшедшего, который начинает вещать о карах Господних (банальщина), сводятся на нет его желанием посмотреть в планшет (банальщина в квадрате). Катерина не пугает. Единственное, что смог хорошо показать автор — это ее грязное одеяние. Вот эта деталь очень четко врывается в сознание.

Так о чем же тогда роман? Это социальная драма? По задумке автора она должна быть таковой, однако сопереживать героям не получается.

Автор противопоставляет безумие города, безумие его жителей нормальности семьи Грантов и любви отца семейства к своим сыновьям. Но это не работает. Все из-за того, что эта семья никак не располагает к себе. Эта семья слюньтяев. Сентиментальных современных пуритан, гле отец вместо того, чтобы воспитывать своих детей, дает им полную свободу, ценой в человеческие жизни, а затем прикрываясь какое-то любовью, приговаривает к смерти весь город.

«Но даже теперь Стив понимал, что им управляет не гипноз, а нечто куда, а нечто куда более опасное. Любовь. Стив следовал велению сердца, которое кровоточило от тоски по сыну».

Но Стивом управляла не любовь. Им управляли малодушие и глупость. Семья Грантов — это семья атеистов, но одновременно и семья глупцов. Только глупец мог расчитывать оживить труп. Верующего человека остановила бы вера, человека науки — разум. У Стива не оказалось ни того, ни другого. Слепой старик Хорхе из монастыря Аббон с презрением назвал бы это «гордостью ума» и был бы прав.

Но удивительно еще и то, что эта семья полностью поддерживается автором, она настолько в его понимании правильная, такая, какой должна быть современная семья, что он не замечает ее ущербности. И это не дает сопереживать им в концовке. Не жалко никого. Тут стоить обратить внимание и на самого автора. Он из Голландии — страны, по уровню развития и комфорта проживания сильно превосходит многие другие развитые страны. Я узнал о том, что автор голландец только в конце книги, и многое стало на свое место. Я бывал в этой стране и тут же узнал этот голландский уклад жизни в этой книге. Благостный пофигизм, с радостью впитывание новых веяний.

«Открыв браузер «Сафари» на компьютере Мэтта, он увидел в закладках ссылку на сайт гомосексуальной порнографии. Прикусив губу, Тайлер притворился, что ничего не заметил, и вдруг понял, насколько он любит своего брата».

Но в мире, где люди живут на грани уничтожения, где в воздухе витает ужас, идиллический голландский уклад не работает. Он невозможен. И Томас Олд Хьювелт сам того не желая это продемонстрировал. В таком мире выживание выходит на первый план. Люди здесь должны сплотится, чтобы противостоять злу, но семья Грантов не такая, Хьювельт не такой. Они не понимают, как можно пожертвовать своей свободой.

И Стив притворился, что не замечает, что его старший сын творит вещи, которые могут стоить жизни всему городу. Зато ведь парень растет справедливым и современным! Пусть сам разбирается со своими делами, он уже взрослый, его нельзя ограничивать. В результате этого пофигизма и глупости умирают все, но никого уже не жаль. Больше жаль Джейдона и его полусумасшедшую мамашу, потому что ими управляла психологическая травма и желание отомстить, а семьею Грантов управляла только либеральная догма. И даже навязчивая эксплуатация автором темы смерти близких никак не берет за душу. Они сами виноваты.

К сожалению, автор так и не понял, что создал героев, которые невероятно оторваны от реального мира Блэк Спринг. Это испортило книгу, т.к. в их поведении гораздо меньше логики, чем в деяниях якобы безумных горожан. Это скомкало и без того не слишком удачную концовку, из-за этого мораль, которую пытался вытащить автор, превратилась в пустышку. После прочтения я подумал, что никогда не читал книги, где герои были бы настолько чуждыми. Ни у Кобе Абэ, ни у Аберкромби.

И тогда впервые стало жутко.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Атмосферная, жуткая, держащая в напряжении книга, которая показывает всю многогранность таланта этого молодого нидерландского автора. Роман читал в украинском, очень хорошем, переводе и надеюсь, что на русский переведут не менее качественно.

Я думаю, что книга обязательно должна понравиться поклонникам творчества Стивена Кинга, поскольку по стилю действительно напоминает некоторые лучшие его романы раннего периода творчества, а сейчас Мэтр, к большому сожалению, так уже не пишет.

Не задумываясь поставил наивысший балл, ибо это шедевр в моем понимании.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор прочитал много Кинга.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я ожидал от этой книги большего. Очень хотелось, чтобы автор создал нечто пугающее, атмосферное и жуткое. На мой взгляд, этого у него не получилось. Мне было немного страшно только пару раз.

Общее впечатление от этого романа — некое недоумение. Очень неоднородная книга, оставляющая после прочтения множество вопросов.

Вообще, это произведение — некая компиляция из популярных романов ужаса.

Ну, во-первых, это «Кладбище домашних животных» С. Кинга. Многие моменты и сцены один в один. Тема изолированного для чужаков городка — «Томминокеры» и «Под куполом» — тоже Кинга. Ах и «Кэрри» — обиженное и жаждущее мести существо. Можно и ещё продолжить этот список. Но, больше всего, этот роман напомнил мне книги Бентли Литтла, атмосферой и сюжетом. Точно такой же социальный хоррор. Жители маленького городка попадают под власть неких Сил Зла. И превращаются в толпу злодеев. Сцены публичной казни, поиск виновных и принесение в жертву — прям как в книгах Литтла. Любителям этого американского писателя «Сглаз» должен понравится.

Сюжет очень неплох и достаточно оригинален. Но, только вот все выглядит очень абсурдным и нелогичным. Даже противоречивым. Становится смешно, а не страшно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну как можно бояться ведьму, на которую на праздник прикалывают табличку «Добро пожаловать!» и фотографируют с ней туристов!

Очень милая и забавная ведьма.

Мне надоели постоянные упоминания одних и тех же гаджетов: «Он взял камеру GoPro», «Водонепроницаемый корпус спас GoPro», «крутая камера GoPro», а вот какой замечательный фонарик MagLite, а ещё какой IPad, открыл Макбук, закрыл Макбук, и т. д. Как будто автор навязчиво рекламирует эти изделия. Как будто его бы не поняли, напиши он, что герой просто включил видеокамеру, достал фонарик или планшет.

Вот опять же, в этом романе очень много от «Кладбища...» Кинга. Но, при аналогичном повороте сюжета, книга Кинга становится чересчур мрачной, трагичной. Героев жалко чуть ли не до слез. В «Сглазе» этого я абсолютно не почувствовал. Страшная трагедия совсем не волнует, персонажам не сопереживаешь.

Поэтому, в принципе, роман прочитать можно. Скучно не будет. Но страшно тоже не будет. И хоть эта книга, по-существу, основана на человеческой драме, она оставляет читателя равнодушным. Быстро и легко читается, но забуду о ней с тоже очень скоро. Не впечатлила.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сглаз — история, которой не хватило границ разумного.

Начало романа настораживает, хотя и интригует, демонстрируя чуть ли не деконструкцию жанра ужасов. Вместо глотка сверхъестественного в размеренной жизни обычных людей, мы видим диаметрально противоположную подачу.

И в целом все это выглядит вполне прилично, небольшие перегибы чувствуются, но жесткость, глупость и ультраконсеровативность как отдельных героев, так и города в целом вполне вписывается в фабулу. Жуткие сцены, как в отношении ведьмы, так и обычных ребят, заставляют читателя чувствовать себя крайне не комфортно, но при этом повышают градус ожиданий. Кульминация событий дарит нам ожидаемую, но все равно приличную по меркам жанра драму и наконец запускает финальный акт. И... и тут не получилось. Хуже того, с такой концовкой роман в целом скатывается в хоть и неплохой, но явный середнячок. Такие концовки имеют право на жизнь при очень аккуратном и выверенном подходе, но в конкретном случае она излишне затянута, перезабита образами, а жалкие попытки протолкнуть в ней дальнейшую судьбу героев вообще не удаются. Перебор иногда может стоить хорошему роману очень дорого. В итоге неплохо, но не более того.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставил 9.

Роман интересный, необычные сюжетные повороты, интересная интеграция современного технологического общества и сверхъестественного средневекового зла, поведение местных по отношению к пришлым. Интересно что само название Сглаз — вообще не относится к основной фабуле а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
является аббревиатурой службы , которая скрывает ведьму от приезжих.

Интересны взаимоотношения приезжих, местных, подростков, все это описано как в лучших образцах жанра, действие динамично, все интересно но книгу постигает беда многих современных книг ужасов — интересный задум, динамичная история, смазанный финал. Поэтому 9 а не 10

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, так себе, если честно. Как-то все недоделанно выглядит, но понимаешь это лишь дочитавая книгу. К завершению не осталось ни одного героя которому я бы симпатизировал, да и сочуствие куда-то улетучилось. В конце я как-то стал не очень понимать мотивацию главных героев, конечно, можно все списать на шок или колдовство, но такое натянутое объяснение не есть хорошо для книги. Психологизм наподобие кинговского, хотя более поверхностный. Видно что автор – большой любитель электронных гаджетов, он их совает где ни попадя, да и весь сюжет часто крутится вокруг интернет- приложений, хотя, если посмотреть на результат, неясно зачем было и огород городить. Вообще в романе остается куча неясностей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— откуда у Катерины такая сила, умела ли она действительно оживлять мертвых, кто или что она вообще такое и т. д.

Морализаторские объяснения, вроде мести за несправедливость, неупокоенного духа, того что жители городка сами виновники кары которая их преследовала и в конце концов настигла красиво звучат, но на самом деле ничего не объясняют.

Так же, моменты то-ли бреда, то-ли реальности, например такие пассажы «Из ее матки, будто послед, извергались бесконечные потоки паштета» больше подходят к какой-то трешевой комедии чем к хоррору.

В общем, была у меня эта книга в планах покупок, была да сплыла, поскольку перечитывать ее нет никакого желания.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх