fantlab ru

Пол Ди Филиппо «Марсианская теодицея»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.86
Оценок:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Марсианская теодицея

A Martian Theodicy

Рассказ, год

Аннотация:

Наверное, самая необычная марсианская история в истории фантастики. Катастрофа забрасывает землянина на Марс, он находит на нем друга — птицеподобного марсианина, вместе с ним он переживает немало приключений, а после прилета спасательной экспедиции с Земли, он предпочитает остаться на Красной Планете. Замечу, что это только завязка истории. Остальное еще краше. Читайте.

Входит в:

— антологию «Mars Probes», 2002 г.

— сборник «Нейтринная гонка», 2004 г.



Издания: ВСЕ (2)

Нейтринная гонка
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Mars Probes
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что это вполне веселый и во многом пародийный рассказ на современные фантастические боевики. Не зря в тексте упоминается имя Э. Берроуза и действие происходит на Марсе. В остальном хороший сюжет, удивительные герои, а существа Марса вообще выше всяких похвал — оригинальны и чем-то привлекательны. Ряд гипотез о происхождении жизни на Земле и Марсе, о богах, Вавилонской башке и кристаллах можно вообще признать вполне оригинальными. В целом неплохой юмористический рассказ, который хорошо читается и надолго запоминается.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«A Martian Theodicy» — рассказ из авторского сборника «Нейтринная гонка», выпущенного американским писателем и критиком Полом Ди Филиппо в 2004 году.

Сам Пол, звезда фантастического постмодерна, основатель стимпанка и рибофанка, относит эту антологию к жанру юмористической фантастики – жанру для него, мягко говоря, не характерному.

О чем же тут идет речь?

Участник марсианской миссии, в результате экстренной ситуации, во всех смыслах сбивается с курса, сперва откалывается от коллектива, потом и вовсе – от всего человечества.

Находит себе новых друзей и единомышленников в лице марсианских аборигенов. А точнее — говорящего страуса-бисексуала и развитой цивилизации размножающихся почкованием разумных бочек на тонких ножках… А также в лице существ неопределенного вида и цвета, безустанно производящих кирпичи, которые являются продуктом их… хммм… метаболизма.

В результате своих скитаний по Марсу герой обретает не только перечисленных новых друзей с интересными способностями, но еще и магический кристалл, обладающий феноменальной гипнотической силой.

А также находит себе новый смысл жизни.

Итогом всех этих приобретений и открытий, которые дарит землянину Красная планета, становится то, что он начинает нюхать галлюциногенную слизь и строить (при помощи новых друзей) более-менее Вавилонскую башню, чтобы связаться с сидящим на Деймосе древним марсианским богом.

До человечества нашему герою отныне никакого дела нет, а столь своеобразный дауншифтерский опыт привел его к абсолютной гармонии и единению с космосом.

Вот только прежние товарищи никак не хотят от него отвязаться. Особенно они обижены на него за то, что в прошлый визит на Марс едва не погибли, потому что главный герой, отправляясь в свой эзотерический квест, не только угнал у них флаер, но еще и залил маслица в дюзы, чтоб они его не преследовали…

И вот они приезжают на Марс вторично, чтоб разыскать негодяя, и спросить с него со всей строгостью. Состав экипажа нарочито анекдотичный: туповатый американец, немец-солдафон, изящный француз… А еще во втором визите на Марс их сопровождает очаровательная поп-певичка, бывшая подружка беглеца. Предполагается, что едва завидев ее, он раскается в своем окаянстве и в голове у него прояснится.

Но не тут-то было…

Юмористическая фантастика, особенно у нас в стране — жанр довольно специфический. Рассчитанный на узкую аудиторию, вращающийся вокруг довольно ограниченной группы культурных кодов. Писать такое – сплошное удовольствие. Читать – невероятно мучительно.

Пол Ди Филиппо, вставая на эту скользкую дорожку, вполне отдает себе отчет в том, куда все это может его завести. Поэтому отрывается на полную катушку – ну и впрямь, а чего сдерживаться-то? Ниже юмористической фантастики и падать некуда! Ну, разве что в юмористическое фэнтези…

При этом создается странный эффект. Будучи автором умным и опытным, глубоко вовлеченным в контекст мировой литературы, в этом рассказе Ди Филиппо вроде как ударяется в полную дичь и смехопанораму.

При этом все эти бочки, скачущие на тонких ножках и навевающая галлюцинации тварь с щупальцами тут затмевают шутки про немцев-солдафонов с глазами навыкате и поп-певиц с надутыми губками.

Проще говоря, Пол Ди Филлипо остается самим собой. Не натужным юмористом, но вдохновенным фантазером, сказочником, вралем…

Такие писатели, как он, напоминают нам важную вещь.

Фантастика, как жанр, изначально и призвана заниматься этим – сочинением небылиц, завирух, воплощениями всяких зубодробительных фантазий в качестве печатного текста.

В этом ее культурологическая функция. В том чтобы развлекать, удивлять и поражать, а вовсе не в конструировании политических систем и религиозных учений, которые переменят лицо мира. И не в том, чтобы кратчайшим путем воплотить в печатном слове вдумчивые авторские пассажи по поводу текущей ситуации в стране и мире, чем особо грешат отечественные фантасты.

Видно невооруженным глазом, как самому Ди Филлипо нравится конструировать тексты, подобные тем, что собраны в «Нейтринной гонке». Он так развлекается, отдыхает душой, хохочет в голос. Просто придумывает всякую смешную ерунду и спешит поделиться ей с нами.

В этом смысле особенно интересным представляется название рассказа.

Теодицея, как вы помните, это термин Лейбница — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных доказать что управление Вселенной осуществляется добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире. В светском значении термин употребляется как «оправдание власти».

И складывается такое ощущение, что Ди Филлипо речь тут ведет вовсе не об «оправдании власти» своего героя — напрочь свихнутого и одичавшего бородача в истлевшей бейсболке и с магическим камнем во лбу, спящего со страусом и пускающего по ноздре инопланетную слизь.

Скорее уж, об «оправдании власти» того безумца с пишущей машинкой, который этого персонажа придумал, оживил и пристроил в издательство.

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ух! Такой свирепой простебушечки над все «марсианиадой» от любых авторов (хотя в посвящении и упоминается один лишь Вейнбаум) я не видел! Читать оязательНО!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальная трактовка темы «Есть ли жизнь на Марсе». Есть. И присутствие человека внесло в эту жизнь некоторые изменения... Весёлый взгляд на то, что может начудить один человек на одной планете.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх