fantlab ru

Михаил Арцыбашев «Санин»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
47
Моя оценка:
-

подробнее

Санин

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Одно из наиболее скандальных литературных произведений начала XX века, удостоившееся самых оскорбительных эпитетов. В нем речь идет об искушении свободой. Герой заявляет о своем стремлении жить собственной жизнью, свободной от общественного принуждения. Марксистская и народническая критика справедливо увидела в «Санине» угрозу активно вколачиваемой в умы доктрине, будто все человеческие несчастья — от самодержавия и частной собственности. Роман обозвали «порнографическим».

Примечание:

Впервые опубликован в «Современный мир», 1907, январь-май, сентябрь.


Входит в:

— журнал «Роман-газета, 2003, № 23», 2003 г.

— журнал «Роман-газета, 2003, № 24», 2003 г.


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в 10 томах. Том 10. Санинъ
1917 г.
Санин
1990 г.
Санин. Кровавое пятно. Рабочий Шевырев. Деревянный чурбан
1990 г.
Тени утра
1990 г.
Санин
1994 г.
Собрание сочинений. Том 1
1994 г.
Наш третий клад
1996 г.
У последней черты. Санин
2000 г.
Санин
2001 г.
Санин
2001 г.
Венок из поцелуев
2004 г.
Женщина, стоящая посреди
2006 г.
Санин
2006 г.
Санин
2007 г.
Санин
2008 г.
Санин
2008 г.
Санин. У последней черты
2009 г.
Санин
2010 г.
Санин
2017 г.
Санин
2018 г.

Аудиокниги:


Издания на иностранных языках:

Санін
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Санин» Арцыбашева — это Руслит рубежа 19 и 20 веков во всей её прелести и великолепии. Что ни пейзаж — то полотно великих живописцев, что ни интерьер — то будто бы сам в комнату зашёл, что ни диалог — то богоискательство или горячий диспут, что ни ситуация — то надрыв с драматическими последствиями. Эта литература является величайшим сокровищем и наследием этноса. Так уже невозможно сейчас писать, можно только подражать. В общем, почва из которой вырос «Санин» — самая плодородная из всех. А что конкретный роман?

В нём, очевидно, отразилась колючая и неуживчивая личность самого Михаила Петровича Арцыбашева. При формальной принадлежности к общей нише российской литературы того времени, роман прилично эпатировал эротическими сценами и спорными идеями. Мне кажется, подобно своим героям, Арцыбашев словно говорил: «Глупое и скучное дурачьё, а вот я вас по сусалам». Насмехаясь над архетипом русского скучающего интеллигента, автор доносит свою мысль в концентрированном виде: «У него нет жизни, как таковой, всё, что он делает, подвержено у него бесконечному спору: хорошо ли, не дурно ли?.. Это доведено у него до смешного: поступая в партию, он думает, не ниже ли достоинства его стоять в рядах других, а выйдя из партии, он мучится — не унизительно ли стоять в стороне от всеобщего движения!..» Безжалостный, но справедливый приговор. Арцыбашев, защищаясь от нападок, заявлял: «Я говорю о том, что вижу в жизни».

Мужские персонажи романа почти все мечутся, не в силах найти жизненный ориентир на фоне жаркого провинциального южнорусского лета. Из-за этого они пребывают в дурном расположении духа, и текст просто нашпигован их «раздражением», им постоянно становится «неприятно», они страница за страницей испытывают «досаду». Из общего ряда выбиваются персонажи, ориентированные на достижение чувственных наслаждений (им незачем метаться, они с ценностями в жизни определились), а также главный герой Владимир Санин. Заклеймённый критикой, как безнравственный циник, мне он прежде всего показался человеком безжалостно честным и жестоким к чувствам других людей. Ну, то есть да, циничность и безнравственность налицо. В итоге у него не находится последователей. Он, как в песне «Уходи один», написанной бывшим интересным артистом, именно это и делает — уходит один. Однако его последовательность вызывает уважение. Ещё бы сестру свою не вожделел…

А вожделение в этой книге испытывают многие. Его объектами являются два женских персонажа произведения. Даже революционеры устраивают читки своих брошюр, чтобы привлечь женщин. И тут мне немного не понравилось, что автор по какой-то причине с обеими девушками сделал один и тот же сюжетный ход. Обе они последовательно, уступив своим телесным желаниям, оказались в самом бедственном положении с трагическими перспективами. Арцыбашев горько отмечает, что женщина не принадлежит себе, не может распоряжаться собой, и вся её жизнь способна пойти под откос в одну минуту. Но я не понял, зачем повторять одно и то же дважды.

Эротические сцены романа не слишком откровенны, да их и не много. Иногда приходится догадываться, о чём вообще идёт речь. Например: «Ты знаешь… Вчера я хотел… — выговорил он специальное, грубое и страшно унизительное для женщин слово, — так она сначала на дыбы встала… знаешь, у неё такой гордый огонёк в глазах иногда появляется… А потом так… что меня самого чуть судороги не схватили! — вздрагивая от невыносимо острого воспоминания докончил Зарудин» (многоточия стоят в оригинальном тексте). В общем, я решил, персонаж подразумевает фелляцию.

Любителям классической литературы России роман должен как минимум показаться интересным. Он, наверное, может раздражать, он не лишён недостатков, но в то же время приносит удовольствие от чтения и динамичен.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и подавляющее большинство романов русской классики, очень затянутое произведение. Много лишних описаний, которые, впрочем, удачно эстетически обыграны и разделены на своеобразные мини-рассказы, а их уже буквально можно сохранять целиком в золотой фонд цитат чего-то там. Задумка автора интересна: своеобразное сопоставление двух миров (свободы, жизни ради удовольствия простого русского мужика и несчастной жизни закованного в цепи собственных сомнений и каких-то высших терзаний студента-интеллигента) в лице двух героев (собственно, Санина и Юрия), на фоне которого разворачиваются весьма эмоциональные драмы с участием третьих лиц. Драмы интересные, но не до конца обыграны, что ли. Слишком мало герои осознают свои мучения, особенно если сравнивать с Достоевским. Сам Санин вышел, пожалуй, главной звездой этого произведения. Немного я встречал за свою пока еще непродолжительную читательскую карьеру столь харизматичных героев. У Санина есть собственная философия, которая выводит его за пределы общепринятых норм морали или идеологических классов (ух, сколько шумихи, верно, наделал этот роман в год первой публикации). Он на все кладет свой огромный (или не очень) и могучий (или не очень) и живет простодушной жизнью, близкой к существованию животного, но при этом в нем самом этой самой жизни гораздо больше, чем в его оппоненте, чья жизнь и похожа, собственно, на существование. Впрочем, за внешней простотой Санина скрывается гибкий и пытливый ум, способный смотреть туда, куда не сможет дотянуться своим взором даже сам Кличко.

В целом книга мне очень понравилась. Стиль изложения приятный, весьма поэтичный. Многие моменты, если говорить откровенно, брали за душу и пробуждали эмоции. Автор также умело создает декорации, делая серьезный акцент на деталях, но в меру, не превращая себя в Толстого, что позволяет наслаждаться во время чтения красивой картинкой. Словно фильм смотришь, да. За объем и недоработку душевных страданий 9/10.

Ах да, еще концовка замечательная. Что Юрий, что Санин завершили свое участие в этом произведении именно так, как это и требуется

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх