fantlab ru

Роберт Холдсток «Лавондисс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.72
Оценок:
120
Моя оценка:
-

подробнее

Лавондисс

Lavondyss: Journey to an Unknown Region

Роман, год; цикл «Лес Мифаго»

Аннотация:

Лавондисс, сердце Леса Мифаго, источник всех мифов. Таллис Китон, младшая сестра исчезнувшего в лесу Гарри Китона, путешествует в странный мир Леса Мифаго. Она одержима мыслью найти брата и изучает пути в потусторонний мир, окружающий первый лес и его тайны. Благодаря десяти маскам, магии и ключам, оставленным ей дедом, Таллис попадает в Лавондисс, и оказывается в мире, совсем не похожем на то, что она себе представляла...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1989 // Роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги: Самая долгожданная книга

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1993 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Зарубежная книга (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Лес Мифаго. Лавондисс
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Лавондисс
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Lavondyss
1988 г.
(английский)
Лавондисс
1988 г.
(английский)
Lavondyss
1990 г.
(английский)
Lavondyss
2015 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые о цикле «Мифаго» я прочитал в посвященной эволюции жанра фэнтези статье Михаила Назаренко, собственно, тогда и заинтересовался.

Принимаясь за первый роман цикла необходимо понимать, что «Лес Мифаго» в чем-то является если не пробой пера (хотя Холдсток к тому моменту уже был не новичок в литературе), то разведкой боем – однако, здесь присутствует серьезность замысла и его реализации. Автор хотел создать что-то выдающееся – у него это получилось. Но, с оговорками. Видно, что Холдсток еще только обживается в придуманном им концепте. Первая часть романа «Лес Мифаго» кажется несколько провисающей, романтическая линия слегка натужной, но все с лихвой искупает вторая часть, когда главный герой с напарником погружается в загадочный Райхоупский лес – это подлинное погружение в море мрака. Или в сердце тьмы. Даже сошедший с ума полковник есть – то есть, в данном случае, одержимый брат главного героя Кристиан. Атмосфера сумрачного, сырого и неприветливого леса, погружение в праматеринскую, родовую коллективную память передано прекрасно. И концовка – своего рода печальный хэппи-энд с легким просветом надежды. Прекрасные, стилизованные под архаику, легенды, разбросанные по телу романа тут и там, только добавляют колорита и привлекательности.

Но уже второй роман цикла, «Лавондисс», махом убирает все относительные минусы первого и выводит материал цикла на запредельную высоту. Повествование получилось неподдельно-трагичное, на голом нерве. Это не фэнтези, это чистой воды визионерство, литературный шаманизм с расширением сознания и вызовом душ предков. Странствие главной героини, Таллис Китон, в дебрях Райхоупа принимает характер высокой драмы, как в классических трагедиях, но даже сердцем чувствуя, что оно окрашено беспросветным фатумом, оторваться от повествования просто нет сил. Ее образ — одна из главных находок Холдстока: она живая, порывистая, страдающая, но решительная и непреклонная. Впрочем, то же самое можно сказать и об образе ее антагониста. Отдельные сцены романа трогают до глубины души. А некоторые (вроде описания голодной смерти первобытного семейства в ледниковом периоде) – заставляют содрогнуться в своей жуткости. Как правильно написал кто-то из лаборантов: «Такое ощущение, что Холдсток это все не придумал, а пережил лично». Не знаю, есть ли у Холдстока степень по антропологии, но его знание шаманизма, обрядовой составляющей архаичных социумов, их магическо-ритуальных практик, просто изумительное. При этом изящно закольцованный финал романа получился идеальным для подобного повествования, другого и быть не могло. Судя по всему, это часть творческого метода автора – неоднозначные, оставляющие пространство для размышлений, концовки.

Поэтому, еще раз: если кого-то разочаровал первый роман – господа, вы пропускаете все самое интересное. Вас ждет совершенно бесподобный «Лавондисс»!

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление, эта история значительно сильнее предыдущей.

Хотя, все же, я не рекомендовала бы читать сразу ее. И так мироустройство довольно сложное, а без «предыдущей серии», в которой много внимания уделено механике, будет, скорее всего, совсем тяжело.

В чем же преимущества «Лавондисса»?

Во-первых, она имеет логическое завершение (в первом томе братья аннигилировали, как частица и античастица, а зачем, почему, что дальше — было неведомо)

Во-вторых, «Лавондисс» гораздо лучше проработан с точки зрения реальных антропологических практик, всех этих шуточных танцев, песен, меняющих слова, сказок и личин — и того, какими практиками эти атавизмы были КОГДА-ТО.

В-третьих, хорошо показано отражение и переплетение повторяющихся семейных сюжетов, от доледниковых времен до нынешнего времени.

Но, понятное дело, без вводной о том, что такое Райнхоупский лес, кто такие мифаго, что за дом в Оак Лодж — Лавондисс не заработал бы. Фактически их соотношение, да простят меня фанаты фэнтези, как у «Хоббита» и «Братства Кольца» — по поставленным задачам, по глубине исследования, по вовлеченности персонажей. Но Холдсток — не Толкиен, и единственное похожее на эльфа существо тут сосет кости мертвецов, а зимние энты — самые чудовищные из тварей и без того опасного леса.

Книга тяжелая, страшненькая, но все же оставляет место надежде, в забавном палеоисторическом смысле — если вдуматься, оказывается, что чем дальше в прошлое, тем более угрюмые, жестокие и вероломные действия были нормой — а это значит, что норма меняется в лучшую сторону, и все жертвы тысячелетий, упрямо настаивавшие на более добрых и честных решениях — не напрасны.

Постскриптум. Остро рекомендую посмотреть на Ютубе клип Nolwenn Leroy Tri martolod, вот полное впечатлегие, что авторы зачерпывали из одного ручья с Холдстоком

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы отнёс роман к интеллектуальной и элитарной фантастике. Сложный по чтению сюжет, скорее для юношества или даже подростков. где нет страшилок -почти нет- медленно втягиваешься в мир мистический. Сопереживание за героиню не оставляет равнодушным. Но.... не зацепило меня. Чего-то не хватает — то ли интриги(сразу видна цель поиска и его итог), описания окружающего нашего мира( только домик семьи героини-как будто в пустыне живут).

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть о Таллис-девочке была неплохой. Но вот вторая — о Таллис-женщине, чем дальше, чем больше стала превращаться в какой-то сюр. Концовка же просто разочаровала. Честно говоря думал, что напримере мифаго и полумифаго будет поставлен вопрос о свободной воле и предопределении. Но ничего подобного.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная и глубокая вещь. Понравилась мне меньше, чем «Лес Мифаго», но это потому, что первая книга — легкая и увлекательная сказка, а «Лавондисс» сложное, драматичное и философское произведение. Да, как удачно заметил Shean, невольно напрашивается сравнение с «Хоббитом» и «Властелином Колец».

Обе книги структурно очень похожи. Две части. В первой половине — героиня ищет путь в некую волшебную страну — лес Мифаго. Там потерялся ее старший брат, девушка Таллис, когда-то, обещала ему помочь. Ну, а во второй половине романа, собственно, описано путешествие в край мифов.

Почти то же, что и в «Лесе Мифаго». Только там, герой мужчина.

Но это только так кажется, что сюжет прост. Книга состоит из множества временных слоёв, реальность сливается с выдумкой, герои путешествуют между разными мирами.

Читать достаточно сложно. Особенно, по сравнению с первой книгой. Там — сказка, фэнтези. Здесь — и магический реализм и мистика и элементы сюрреализма и некая психоделика. Таллис живет, умирает, вновь рождается в разных плоскостях бытия. Так же, как и другие герои — постоянное возрождение и перерождение.

Книгу мне трудно назвать развлекательной. Но, тем не менее, она великолепна! Хотя, она понравилась мне меньше первой, оцениваю я ее выше. Настолько все проработано, красиво и многослойно.

Мрачно, трагично. Порой — грязно, кроваво и жестоко. И в тоже время, по-хорошему, печально, лирично.

Отвратительная натуралистичная сцена каннибализма, и тут же — добрая и трогательная история любви. Красивая сказка чередуется с грубыми реалистичными сценами боев, смертей, убийств.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Описание перерождения Таллис — вообще мастерское, выше всяких похвал.

Внутренний мир героев — сложный, психологически многогранный, очень глубокий.

Описания окружающего мира — выше всяких похвал.

Эмоциональности — через край.

Философского подтекста — хватает.

Получилась интересная, хотя и грустная книга.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с мнением, согласно которому «Лавондисс» выглядит более зрелым и удачным произведением автора. «Лес Мифаго» произвёл на меня в целом неоднозначное впечатление, которое и легло в основу моего отзыва на эту книгу.

Однако «Лавондисс» — совершенно другое литературное явление: драматичное, глубокое, полное аллюзий. Фирменный холдстокский психологизм никуда не делся. Напротив, он приобрёл свойства цельности, законченности, относимости к мыслям и поступкам людей разных возрастов и социальных групп. Таллис Китон, имхо, — один из самых интересных и глубоких образов фантастической литературы, с которыми я сталкивался за последние годы.

Отдельно следует выделить удавшиеся образы Скатаха, Уинн-Джонса, Тига, мистера Уильямса и отца главной героини.

После прочтения книг замечательного популяризатора палеоантропологии С. Дробышевского именно Холдсток «оживил» для меня людей палеолита и неолита, искусной рукой нарисовав быт и парадоксальное восприятие мира носителей архаичных и дорелигиозных мировоззрений. За это ему отдельное большое спасибо.

Финал истории меня по-настоящему удивил яркой реализацией образов из всё тех же дорелигиозных верований. И здесь Холдсток тоже пошёл по своему, запоминающемуся пути.

Резюмируя, «Лавондисс» — это непростое, но очень яркое, самобытное и атмосферное произведение не для всех. Рука не дрогнула поставить 10 за уникальность образов, язык, психологизм, одновременную близость и отдалённость от идей классической фантастики. Дерзайте: при некотором стечении обстоятельств и личностных предпочтений вы можете обнаружить под обложкой настоящее сокровище.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению не смог осилить данную книгу. Прочитал четверть и всё ожидал, какого-то развития. Но всё вертится вокруг девочки и её видений. Я нашел себя заставляющим снова и снова открывать книгу, дабы возвращаться к истории, пробегая строки глазами. То есть, уже не было наслаждения, скорее рутина и даже, работа. Дабы удостоверится в моих закравшихся подозрений, я оказался на GoodReads, где прочитал мнения других людей о произведении и оказалось, что подобная медлительность и нераскрытость будет присутствовать на протяжении всего повествования. Жаль. Ведь сеттинг книги был весьма хорош.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман жéсток, серьезен и непрост. О выборе, о том, что рядом могут обитать чудовища, о том, что сделав шаг за околицу, обратно можно не вернуться. О цене, которую приходится платить за этот выбор. Роман мифологичен и поэтичен, но при этом очень жéсток.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лавондисс несомненно более зрелый роман и более насыщенный. Здесь мы знакомимся с Таллис Китон сестрой Гарри, с которым мы уже познакомились в романе «Лес Мифаго». Перед нами пройдёт практически вся её жизнь. Сам сюжет наполнен кельтскими мотивами, при этом главная фабула напоминает чем-то Аида и Персефону и местами Орфея и Эвридику. Многомерный роман в котором сплелось множество аллюзий, мифов, отсылок, параллелей и Фрейда. Читаешь и с головой погружаешься в Лес Мифаго с его чудесами, жестокостью и первобытностью. Очень интересное описание первобытных людей, их повседневного быта, верований и отношений. Трудно выделить что-то одно, но однозначно перед нами путешествие героя в неизведанное, в свое подсознание, встреча со своими страхами, рождением и смертью. Удивительная сказка для взрослых.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх