FantLab ru

Мэтт Рафф «Канализация, Газ & Электричество: Трилогия общественных работ»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
132
Моя оценка:
-

подробнее

Канализация, Газ & Электричество: Трилогия общественных работ

Sewer, Gas & Electric: The Public Works Trilogy

Роман, год

Аннотация:

2023 год. Над Манхэттеном люди и андроиды по заказу миллиардера Гарри Ганта возводят «Новый Вавилон» — самое высокое здание на планете, памятник светлой человеческой мечте, которой исполнилось пять миллионов лет. А в прогнившей насквозь канализации внизу, среди аллигаторов и крыс-мутантов затеваются гораздо более темные игры. При загадочных обстоятельствах гибнет корпоративный налетчик Янтарсон Чайнег, стремившийся захватить империю Ганта, и бывшая жена миллиардера идеалистка Джоан Файн начинает расследование. Ей помогают оживленный компьютером дух русского философа и американской писательницы Айн Рэнд, заключенный в лампу, и веселая компания экопиратов на зеленой подводной лодке в розовый горошек под руководством последнего негра на Земле, а также «фольксваген-жук», в который вселилась личность Эбби Хоффмана, и 181-летняя ветеранка Гражданской войны... Но никто не может предугадать, насколько разросся жуткий заговор с участием большой белой акулы по имени Майстербрау, Уолта Диснея, директора ФБР Дж. Эдгара Гувера и толпы озверевших роботов-убийц...

«Канализация, Газ & Электричество» — роман об истории недалекого будущего. Но не того будущего, которое настало, а того, что существовало в 1990-х, каким его видел Мэтт Рафф в чулане бостонского дома, где он написал первые из этого великого множества слов. О совершенно ином будущем...

Примечание:

Мэтт Рафф называет жанр этого романа «трилогией».


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

Номинации на премии:


номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 2001 // Зарубежный роман. 2-е место (США)

номинант
Мраморный фавн, 2007 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Ю. Фёдоров (1)

Канализация, Газ & Электричество
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июля 2015 г.

Если бы стивенсоновский «Зодиак» писал Терри Пратчетт под редакцией Чайны Мьевилля, то вот как раз бы и получилось такое зеленое в розовую крапинку абсурдистское безобразие с подзаголовком «Трилогия общественных работ».

Книга гомерически смешная, ибо невозможно читать без смеха как совершенно упоротые персонажи совершают в разной степени идиотские поступки (впрочем, вполне соответствуя внутренней логике романа), однако стоит заметить, что немалое количество шуток и гэгов основаны на либо на разных аспектах американской реальности, либо на явлениях и персоналиях американской же поп-культуры. Кроме того, крайне важно помнить, что книга является то ли постмодернистской инкарнацией, то ли свободным продолжением культового в Штатах чтива «Атлант расправил плечи» , и в ней полно отсылок и аллюзий на этот манифест объективизма: так что, возможно, стоит перед прочтением ознакомиться с трудами Айн Рэнд; впрочем, если вы играли в «Bioshock», этого достаточно (один из основных героев книги, олигарх Гарри Гант, является этакой доброй ипостасью Эндрю Райана). К тому же, словно сжалившись над читателем, где-то в середине повествования Рафф не только обстоятельно пересказывает содержание «Атланта...», но и вводит саму Айн Рэнд в качестве одной из героинь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-Его забили до смерти, — сказала Джоан. — Книгой «Атлант расправил плечи».

Роман дописан в 1994, а действие происходит в 2023, так что будущее в нем имеет оттенок ретрофутуристики. Например, здесь по-прежнему есть магнитофоны, но делать с ними ничего не надо — голографический Джеймс Дин расскажет, как записать ту или иную программу, сам нажмет на нужные кнопки, если лень, и даже посмотрит кино с тобой, ежели ты одинок или болен.

Читать Раффа можно самыми разными способами. Можно как психоделическую антиутопию, написанную леваком под галлюциногенами. Можно как изумительно смешную пародию на жалкие капиталистические отношения с их надбавочной стоимостью и вечными тремястами процентами. Можно как ироничную экологическую агитку, причем ирония в данном случае относится к обеим сторонам конфликта — и борцам за экологию, и к их противникам. Можно как памфлет о межрасовых трениях и борьбе за права меньшинств — да, здесь есть даже такое. Или как сатиру на произведения о восстании машин. Или высокоинтеллектуальный стеб над теориями заговоров (в книге отличный заговор с участием ничего не подозревающих Гувера и Диснея) с дворецким-убийцей и целым шабашем крайне оригинальный персонажей. В общем, автор не поскупился и раздал всем сестрам по серьгам, и никто не ушел обиженным.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2017 г.

Не пугайтесь, это не трилогия, а один роман, только очень большой. Содержание вкратце: «Приключения Лунтика в мире развитого капитализма».

Формально сюжет строится на противостоянии некоего продвинутого строительного олигарха (который неясно, на чем сделал свое состояние, но по жизни душка-демократ и деньги ему нужны не ради денег, а ради свободы) и экологических пиратов (которые представляют не лобби конкурента нашего олигарха, как обычно бывает, а вовсе даже занимаются этим ради фана и также неясно, откуда берут деньги). По факту это полнейший ералаш для самых маленьких. Роман рассчитан на сатиру, но эта сатира скорее рассмешит аудиторию от 3 до 5 лет, чем кого-то еще. К примеру, «экологические пираты» нападают на корабль олигарха и заливают его целиком то ли заварным кремом, то ли чем-то подобным. Я хорошо представляю это себе в виде мультипликации в стиле 90-х, типа «Тома и Джерри», но если в том возрасте мне было бы смешно, то сейчас как-то э-э...

Каждое событие и действие каждого персонажа оставляют странное впечатление: что это было-то? К чему весь тот треш, угар и содомия (все вышеописанное действительно присутствует в тексте)? Вначале я читала внимательно, потом слегка по диагонали, потом опять внимательно, и за почти 1000 страниц этого романа в читалке исчерпала уже все доступные мне способы восприятия текста. Но если первые 200 страниц я еще делала попытку вникнуть в то, что нам, собственно, хочет сказать автор и в чем состоит сюжет этого объемистого креатива, то потом просто сдалась.

Пересказывая отрывками: в канализации охотятся за акулой-мутантом, у экологических пиратов есть мега-крутая подлодка, с экологическими пиратами плавает мальчик-иннуит, девочка, которая приходится дочерью кому-то из экологических пиратов, крадет в картинной галерее «Мону Лизу», страницах на 100 описывается юность знакомой подруги бывшей жены олигарха, проведенная в боях с федералами, еще страницах на ста описывается жизнь каких-то третьестепенных персонажей, которые непонятно как относятся к основным. Впридачу ко второй половине романа внезапно появляется дух Айн Рэнд и герои начинают вести с ним чудовищно скучные и длинные диалоги. Признаться, я так и не поняла, то ли автор смеется над «Атлантом», то ли восхваляет его. В любом случае, Рафф далеко оставил Рэнд по части объема текста и его бессмысленности.

Несмотря на безумное количество каких-то мелких действий и деталей, сюжет так толком никуда и не двигается, и только под самый конец выясняется внезапно (видимо, издатель сказал автору уже сворачиваться наконец), что суть тут в мировом заговоре роботов убить всех человеков. Нет, мне не смешно. На 800 странице мне очень хотелось, чтобы роботы скорее убили всех человеков и это закончилось.

Еще в романе очень много примет американской массовой культуры, причем относящейся ко времени написания текста, то есть к концу 90-х годов. Из-за этого для человека, не погруженного в эту культуру, он представляется совершенно неинформативной и перегруженной мешаниной из ничего не говорящих имен, названий и деталей. При этом в той части, в которой я могла что-то опознать, они представляют собой такой мультяшное опошление: ну представьте, в каком виде и контексте мог бы любой нормальный представитель культуры и истории упоминаться в «Черном плаще» — в романе все это выводится на том же уровне.

В общем, этот роман — совершенно невразумительная мешанина дурацких героев с действием, начисто лишенным какого-либо обоснуя или просто смысла и юмором, рассчитанным на детей дошкольного возраста.

Оценка: 1
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2010 г.

“Ябба-Дабба-Ду» — это не латинское или греческое имя какой-нибудь генетически заблудшей марки тунца. «Ябба-Дабба-Ду» — это название подводной лодки, большой и зеленой, в розовый горошек. <...> Ходили слухи, что капитан «Яббы-Даббы-Ду» Фило Дюфрен был самым черным африканцем, оставшимся на планете Земля, но только одному человеку удалось запечатлеть его на фотографии, да и тот человек ничего о нем не рассказывала. Еще ходили слухи, что в «Яббе-Даббе-Ду» установлен вечный двигатель, секрет которого станет известен миру — плюс к тому сколько угодно жевательного мармелада, — как только человечество докажет, что достойно подобного дара”.

Всего вторая глава, а у читателя уже, как это принято нынче говорить, “выносит мозг”. Собственно, вынести его должна была уже аннотация: она честно предупреждает, что в книге речь идет о техногенном будущем, роботах-убийцах, самом высоком небоскребе в мире, акулах-мутантах из канализации, 181-летней ветеранше Гражданской войны и человеке по имени Янтарсон Чайнег. Первостатейный бардак, одним словом, и у читателя остается только один вопрос: “Зачем это все?” А мы создадим маленькую, но гордую интригу и ответим на этот вопрос чуть позже.

Пока попробуем пересказать роман в трех предложениях, что является задачей нетривиальной: вы когда-нибудь пробовали так пересказать “Алису в Стране Чудес” или “Автостопом по Галактике”? “Канализация, газ & электричество” им родня – это такая же абсурдистская суматоха о жизни, Вселенной и вообще. Перед нами недалекое будущее, для нас с вами уже практически прошлое, в котором экология скопытилась окончательно, все чернокожие вымерли от неизвестной науке пандемии (кроме негров с зелеными глазами, и объяснение этому в романе есть), а людей обслуживают андроиды, которых обозвали “электронеграми”. Бывшая жена креативного миллиардера и вообще славного парня Гарри Ганта, идеалистка Джоан Файн, берется расследовать убийство рейдера по имени Янтарсон Чайнег, которого забили до смерти томом романа Айн Рэнд “Атлант расправил плечи”. Рэнд присутствует в романе весьма зримо: ее голографическая копия, заключенная в электрическую лампу, ведет с Джоан длинные философские споры, чтобы в финале устроить такой сюрприз-сюрприз, что мало не покажется…

Рафф писал “Трилогию общественных работ” (подзаголовок романа) в начале девяностых, поэтому его “фантастика ближнего прицела” к моменту издания на русском уже почти превратилась в альтернативную историю. Автор густо пересыпает текст байками про известных личностей: скажем, Елизавета II с возрастом превращается в стервозную фурию, а Стив Джобс и вовсе заделался телепроповедником… Собственно, нарочито абсурдное, кривозеркальное будущее понадобилось автору для того, чтобы поговорить не о “фантастических допущениях”, дорогих сердцам ортодоксов от НФ, а о людях и о том, как они устроены.

У Мэтта Раффа, кроме отменного чувства юмора, есть и другой редкий дар: любить людей такими, какие они есть. Несовершенными, делающими глупости, имеющими право на ошибку. И полемика “Трилогии…” ведется не с философской доктриной Айн Рэнд (хотя “Атлант расправил плечи” в пересказе Раффа получается очень смешным), а скорее со всеми доктринами скопом: человек сложнее и ярче любой догмы, сколь бы безукоризненно логичной она не казалась. Поэтому искусственный разум всегда будет капитулировать перед человеком – ему никогда не научиться так же виртуозно делать глупости и совершать абсурдные поступки, как это умеют люди. В одном из эпизодов искусственный разум, желая запугать Джоан, утверждает, что знает, какая у нее любимая книга – и попадает впросак, потому что по читательскому билету Файн эту книгу брали ее мать и однокашница, а она никогда ее не читала. Документы не дают никакого знания о человеке, а сам он так же загадочен, как причина столь долгой жизни однорукой ветеранши Гражданской войны по прозвищу Змей.

Свобода повествования в этом и подобных текстах – демонстрация того, на что бывает способна свобода творчества, высший дар человечеству. “Как только человечество докажет, что достойно подобного дара”.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2009 г.

Это не пособие домашнему мастеру, а стебная техно-антиутопия. Книгу недаром хвалили на всех форумах — цитировать можно страницами.

Кое-что из:

-ДУРА — Дружелюбное Устройство Радиационной Активации;

-после выбрасывания из заявлений кандидатов в президенты отступлений, невыполнимых и расплывчатых обещаний,откровенной лжи и т.п. осталось «если меня выберут я подниму налоги для богачей, сокращу военные расходы в пользу социальных программ и посажу миллион деревьев». У всех кандидатов одно и то же, различалось только количество деревьев; (моя первая мысль — как там Обама — обещал деревья?);

- в Нью-Йоркской канализации плавает огромная белая акула-мутант, а в Атлантическом океане — зеленая в розовый горошек подводная лодка, капитан которой — экопират.

Хорош и отзыв Нила Стивенсона:

«Неодиккенсианская пришпоренная тачка с турбонаддувом и массой интеллектуальных лошадиных сил под капотом.»

Описанное будущее — «почти» наше сегодня, 2023г. Книга написана в 1990. Единственно, иногда непонятны отсылки к американской истории и субкультуре, хотя редактор постарался и сносок достаточно много. Множества отсылок к некоему роману «Атлант расправил плечи» пугаться не следует — сюжет этого опуса пересказывается почти полностью. А для особо дотошных — этого монстра в 3-х томах тоже перевели! И последнее время я их вижу на полках магазинов гораздо чаще, чем роман М.Раффа.

Начало романа заставляет ожидать многого, середина слегка затянута, а конец достаточно неожидан. А в целом — читать обязательно!

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2009 г.

Каждая история о будущем стремится когда-нибудь стать реальностью. Создавая свою книгу в 1990 году, Мэтт Рафф уже во вступлении признает, что его история относится к будущему, которого никогда не будет. С другой стороны, перед нами юмористический роман, о какой реальности вообще речь? Но все по порядку.

В «КГЭ» или «Трилогии общественных работ» действие разворачивается в 2023 году, в американизированном мире, изменненным до неузнаваемости. Что же произошло? Например, нашли лекарство от СПИДа, но из-за другой более странной эпидемии умерли все негры, кроме тех, у кого были зеленые глаза, а те в свою очередь ушли в Африку, чтобы найти спасение от заболевания. В мире появилось много новшевств с приставкой электро-, главное из которых — электрослуги Гарри Ганта, благородного миллионера, возводящего один рекордный небоскреб за другим.

Мир Мэтта Раффа слетел с катушек, чего стоят одни эко-пираты на зеленой подлодке в розовый горошек, или канализационных мутантов, которых за неимением большего числа латинских слов называют торговыми марками. Однако, все это вы узнаете из аннотации, после которой снесет крышу, и вы поймете, что перед вами очередная перенасыщенная яркими образами поделка... И ошибетесь!

Сделав сумасшедшим мир, автор наделил персонажей очень серьезными характерами, порой даже драматическими. Это бред, который обыгрывается с серьезными лицами, а от того, еще смешнее. Читатель хохочет не над нелепыми персонажами, хотя таких предостаточно, но вместе с ними, потому что в итоге становится понятно, не такие уж они и психи. Так Фило Дюфрен, капитан подлодки бросается в рискованную западню ради спасения шести последних лемуров, Гарри Гант оказывается очень даже неплохим парнем, да и каждый герой занимает свое место, не вылезая за рамки роли.

Янтарсон Чайнег верил, что каждая вещь существует только для того, для чего предназначена. Однажды он обнаружил дуло своего револьвера запаянным, а электрослуга, которые НИКОГДА не нападали на человека, забил хозяина его же любимым томиком Айн Рэнд. Далее следует череда не менее извращенных, преисполненых тонким черным юмором убийств, странных событий и невероятных происшествий, в результате чего читатель поймет, что все это связано в нечто большее, например, мировой заговор. Кто сможет побороть врага? Миллионер-добряк? Эко-пираты? Разношерстная компания во главе с журналисткой? Елизавета Вторая, которая все еще королева? Или Подразделение анти- антиамериканской деятельности ФБР? Короче, все будет очень круто!

Во многом книга посвящена другому великому произведению, прославившемуся в капиталистическом обществе — «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд. Увы, но на просторах СССР и бывшего СССР такого не читают, поэтому врят ли вы слышали об этой книжице, которая одно время в США имела наибольшую популярность после Библии.

Итог: занятная книга с огромным числом отсылок, качественных шуток и запоминающихся образов.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2008 г.

Очень неодназначная и неровная книга, автору к сожалению не удалось на одном уровне написать весь роман: начало и особенно финальная часть просто превосходны, а вот с серединой у автора были большие проблемы.

Начался роман очень стильно: 2023 год: канализация, мутанты в ней, первые выражения ненормативной лексики, подводная лодка пиратов с пестрой компанией на борту, миллиардер, строящий небоскребы, солдаты-инвалиды, роботы-негры и т.д. Особенно понравилась сцена с акулой, которая очень любила музыку, как она сьела работника канализации, который, как я думал, будет одним из главных героев, это нужно читать. Так продолжалось страниц 50, затем последующие 500 страниц были просто загублены автором, почти ничего интересного не происходит, много абсурдных ненужных деталей, эксцентричные герои ходят туда-сюда, несут феминистский бред, рассуждают о экологии, философии и прочий американский треп. Я уже подумывал о разгромной рецензии, пока не наступили последние 100 страниц. Это просто динамит, не прекращающийся ни на минуту экшен, развивающийся по геометрической прогрессии и количество мата вместе с ним, правда всегда уместного. Ну почему автор не смог хотя бы немного разбавить нудную середину романа, книга бы от этого только выйграла и мне бы не приходилось бы горевать об упущенных возможностях, ведь тема была просто отличная, другой более опытный автор смог бы конфетку сделать из этой идеи. А так получилась хорошая книга, но с кучей недостатков, банальной главной линией и смешными второстепенными персонажами.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2007 г.

К сожалению книга не зацепила. Она абсолютно не наша. Написана в Штатах для внутреннего пользования. Я часто не мог понять над чем автор смеётся — я не «в теме», не понимаю контекста. Плюс к этому за четыре года, пока писался роман, интересы автора смещались и это четко видно. Что-то недописано, что-то не доведено до логического конца. Несмотря на хороший язык — не рекомендую.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2012 г.

Все, что я люблю, под одной обложкой — сомнительный юмор, многочисленные культурные отсылки, легкий налет цинизма и все это упаковано в помесь научной фантастики, утопии и киберпанка. Персонажи все как на подбор: колоритные и запоминающиеся, — а сам текст можно растаскивать на цитаты. И конечно же Майстербрау. Мой любимый персонаж.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2009 г.

Превосходно написанная, увлекательная и очень весёлая книга. Множество персонажей, несколько сюжетных линий, но автор достойно «разруливает» всё в конце. По ходу высказывая несколько серьёзных вещей. Отдельно отмечаю — отличный перевод.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2019 г.

Как написать непроработанный роман о недалеком будущем, когда у тебя так много идей «а что было бы...», так, чтобы никто не заметил, что идеи эти, хоть клевые, но повыдернуты из современных тебе фильмов? Праильно: тупо поместить описания в произошедшем пробеле лет в диалоге с неофитом. В данном случае этим существом будет не совсем сработанный искусственный интеллект и оторванные от глобальных мировых процессов персонажи. Но, так как действие происходит в Соединенных Штатах Америки 2023 года, то оторваны от глобальных трендов все, ибо истинным американцем движет дух свободы и индивидуализма. В общем-то, отталкиваясь от этой идеи и строится картина будущего. А, если быть точнее, на оказавшем весомое влияние на мировоззрение рядового образованного американца творчестве истерической бабенки Айн Рэнд.

Итак, Американские Штаты — страна, которую создали крупные промышленники и харизматичные миллионеры, захватывающие экономические единицы в свои корпорации. Воплощением такого «Атланта» становится Гарри Гант с его «Промышленными предприятиями Ганта»: неудавшийся порноактер, полный «клевых идей» и занимающийся производством «по приколу» — не ради производства благ, а потому что это круче, чем у конкурентов. По ту сторону капиталистов-либертарианцев стоят, конечно же, коллективисты-коммунисты, которые для англо-саксонского протестантизма всегда ассоциируются с экологическими движениями и субкультурным разнообразием, так как они появляются как паразиты на достижениях капиталистов, обязывая их через правительственные структуры перераспределяь свои доходы с альтруистическими целями. Это, по версии философии объективизма от Айн Ренд, является противоречием рациональному: благотворительность не должна быть принудительной. Воплощением местных левых в книге становятся различные активисты: начиная от экологических «террористов», устраивающих разрушительные акции против угнетения природной среды, и заканчивая католичками-женщистками, желающими, чтобы женщины не только становились клириками церкви, но могли вступать в браки друг с другом и производить потомство через искусственное осеменение. Поначалу кажется, что описанное «противостояние» показано смеха ради. Пока в диалогах отдельными кусками кидаются те самые «клевые идеи», реально думаешь, что это такая вот развлекательная альтернативная история. Вот «клевые идеи» заканчиваются, и появляется запрограммированная голограмма Айн Ренд, с которой персонажи левого толка начинают спор о нерациональности и лицемерности ее философии, хотя, вроде как, живут в мире, который дал рывок по ее стопам. Но нынешняя реальность по сравнению с описанной оборачивается куда ироничней: миллиардер Дональд Трамп, на страницах книги уже десять лет как почивший и получивший несколько продолжающих грабить простой люд памятников с помощью игр, в нашем мире становится президентом США, смело играет на международном экономическом поле с помощью санкционной политики и отказывается от участия в Парижском соглашении, вводящем ограничения по загрязнению атмосферы промышленными газами.

Так что местные забавы не дотянули до забав реальности. К тому же мир 2023 года остается, по большей части, телевизионным, предлагая телевизионных домашних слуг в ковбойскх нарядах. Это же США, сюда нужно провести что-то традиционное американское! Спецслужбы, ФБР, правительственные заговоры и Дисней! И, так как автор решил не выходить за пределы кусочка американского материка, оставив описания внешних конфликтов в диалогах тех, кто, как это бывает принято, эмигрировал в США, заговор реализуется в пределах своей страны и звучит как создание мира идеальных негров. Ничего, что из-за этого было уничтожено черное население мира и начались новые войны за африканские земли. Ничего, что эти внешние земли рассматриваются как носители ресурсов и области, куда можно скинуть мусор. Главное — чтобы у себя все было идеально. Но роман писался в 90-е. А это значит, что идеальные негры — негры-андроиды с нейросетевым интеллектом. И, как это принято для поддержания традиционной мысли, восстание черных на этот раз становится восстанием машин.

Если честно, весь этот мешап из городских легенд о мутантах в канализации, мифах о Диснее, приключениях еврейских и палестинских беженцев рядом с ветеранами американских войн всех времен, начиная с Гражданской войны 1860-х, походит на асашайную клюкву. Очень все по-комиксовому неискренне. Все образы яркие и характерные, но, по большому счету, визуально, нежели психологически. Предыстория героев является оправданием не их мировоззрения, а внешнего вида, поэтому и Айн Ренд тут не суть философ, сколько неадекватная дамочка в лампочке, а идейные персонажи — узники своего активизма:

«Я считаю, очень здорово, что я собрала полмиллиона людей, желающих предотвратить надругательство над землей, которое даже и не собрались осуществлять. Я умею напрасно тратить силы».

Не хватило глубины и большей абсурдности, либо, наоборот, — честности.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2017 г.

Представьте ситуацию: огромная зеленая подлодка в розовый горошек поливает ледокол взбитыми сливками. С подлодки на корабль, на чем-то типа джепака перелетает огромный эскимос в шкуре белого медведя и начинает раздавать по щам матросам резиновой пурпурной форелью. Вылезает помощник капитана с базукой, эскимос бросает в него милого плюшевого заиньку, коготки которого смочены в наркоте. Помощник начинает хихикать и втирать в голову взбитые сливки. На подлодке появляется мужик в костюме мага и выстреливает из рейлгана в ледокол кошерной колбасой. И это все в прямом эфире.

Если вас заинтересовал этот эпизод, смело можно читать книгу, если нет, увы. Но если вы начали читать — берегитесь, там такого еще много.

Автор рисует дивный мир 2023 года, где в канализациях живут мутанты, скауты учатся выживать в городе, а почти все черное население умерло от неизвестной пандемии. Персонажей много, почти все они сыграют ту или иную роль в предстоящем карнавале хаоса, будь то гениальный изобретатель-еврей, у которого 5 братьев и сестер — палестинцы, или мутировавшая в канализации белая акула. Сюжет, не смотря на детективную завязку, «детективщины» почти не имеет, увы, но он достаточно динамичен, если бы не одно «но». Автор слишком отвлекается на дополнительные сюжетные линии, предыстории героев, философию капитализма. С одной стороны у читателя есть возможность взглянуть более пристально на эту странную Америку будущего, с другой стороны есть возможность устать от ненужных деталей (как случилось со мной).

Итог. Отличный роман, который для меня был чуть ли не 100% попаданием. А где еще вам перескажут «Атлант расправил плечи», или где вы станете свидетелем (возможного) убийства с помощью двух бракованных моделей форда. А еще в описанном будущем умер Трамп, кто ж знал...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2017 г.

Время близкого будущего. 2023 год. В канализации плавают аллигаторы, на поверхности миллионер Гант строит по своей прихоти небоскрёбы, а в защиту исчезающих видов животных вступили экопираты во главе с последним выжившим чернокожим. Да-да, всё это я прочитал в аннотации и понял, что книга будет представлять собой некое подобие винегрета. Получилось ли автору, смешав разные неконтактирующие элементы, добиться приятного вкуса, ощущения целостности и интереса?

Знаете, что порой раздражает в книгах? Касаемо, не сюжета/героев/идеи. То, что больше относится к переводчику(?) или редактору. Это ссылки. Большое их количество. В этом романе их 329. Некоторые специфичны, некоторые связаны с романом Айн Рэнд, но есть и такие, что побуждают задать вопрос: неужели они так нужны? Пабло Пикассо, Жюль Верн, Герберт Уэллс. Треть сносок относятся к общеобразовательным знаниям и кажутся лишними. Кто-то уже не знает этих людей? Да и в разъяснениях лишь одна строчка с парой дат.

Начало интересно. Набор команды по борьбе с мутировавшимися обитателями подземных вод. Что-то такое было у дуэта Шекли-Эллисон в рассказе “Я вижу: человек сидит на стуле и стул кусает его за ногу”. Потом схватка с акулой, новые герои, воспоминания, опять появление огромной партии новых второстепенных героев, время существования которых в книге длится от пары строк до пяти страниц, опять какие-то флэшбэки, ещё куча героев. Стоп, автор! Зачем? Зачем всё это делать с таким серьёзным лицом? Нет, не лицом, а как бы так сказать с … серьёзными щами. Да. Без юмора, просто добавление и добавление новых весёлых, но безликих имён, каких-то морских стычек, псевдоисторических событий, наложений одних историй на другие. Зачем? Ага. Вот. Ещё в начале даётся список героев. Теперь, кажется, замысел Мэтта Раффа становится понятен. Автор специально переусложняет композицию книги, чтобы читатель вернулся и ещё раз перечитывал всё с начала в поисках того, что осталось непонятным за горой лишнего мусора.

Финал. Просто есть. Вроде и Эпидемия и Восстание роботов и гигантская даже летающая акула пристутствует. Но всё это не даёт ощущения завершённости. Просто остаётся вопрос: “И что дальше?”, превращающийся в большую заглавную содержательную недоумевающую букву “И?”.

Книга держит в напряжении, сюжетные повороты порой интересны, герои же слишком похожи друг на друга, а специальная классная в кавычках придумка автора в создании микро-историй незапоминающихся героев делает книгу злонамеренно чрезмерной, что однако не является в сравнении с проблемой её незавершённости ни плюсом, ни минусом.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 октября 2009 г.

Книга оставила ощущение некоторого сумбура в голове — но это вовсе не значит, что она сама сумбурна. То есть, сумбурна, конечно, как... не хочу снова писать это слово! Беспорядочна и бестолкова, как беспорядочны и бестолковы «Галапагосы» или «Синяя борода» — в моем понимании, лучшие вещи Воннегута. Рафф создает мир, где все привычные странности преувеличены и доведены до абсурда, и помещает в него людей, которые вполне могли бы жить и у нас, здесь. Затягивает их в прочную сеть случайностей, так плотно друг с другом связанных, что это становится похоже на сложную партитуру, где множество голосов, звучащих вовсе не похоже, в разном ритме и размере, в итоге сливаются в сложный и прекрасный хорал. Да, некоторые моменты предсказуемы, но от этого картина в целом не становится проще и скучнее. Мир абсурда эпичен и включает в себя множество деталей, отсылок к миру реальному. Так много, что закончив книгу, хочется сразу ее перечитать, потому что остается впечатление, что что-то ты все равно упустил — не из сюжета, а как раз из этих крохотных, не всегда участвующих в основном процессе, деталек.

Цитаты – из книг, фильмов, газет – не только в эпиграфах, но и по всему тексту, конечно, усложняют восприятие, но однозначно добавляют атмосферности. Точнее, становятся чем-то вроде заполнителя, сплошной соединительной ткани, не позволяющей мозаике эпизодов из жизней множества людей распасться на разномастные цветные осколки. А посвящение Айн Рэнд книги, во всем спорящей с ее гипертрофированным представлением об «американской мечте», более того — выводящей саму писательницу в качестве персонажа, понимание мира которого не выдерживает соприкосновения с миром реальным, выглядит не менее странно и забавно, чем поддельный нацистский док под Статуей Свободы или зеленая подводная лодка в розовый горошек. Тем более, что поначалу не так уж ясно, насколько серьезно воспринимают ее теорию сам автор и его персонажи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге выходит, что никто – кроме свихнувшегося (в нашем понимании) суперкомпьютера, который явно собрался после «улучшения» негров так же «улучшить» и весь остальной мир, по образу и подобию «Атланта» — не может принять ее идей, по крайней мере, без изъятий.

Ну и, конечно же, книга еще раз подтвердила мое наблюдение о том, что никто не может так высмеять национальные странности (я имею в виду, те стереотипы, которые приписывают жителям какой-то страны не только «иноземцы», но и сами эти жители) так, как человек той же национальности.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2014 г.

По абсурдности, описанный мир напоминает «Лавину». Только вот таланта Стивенсона автору явно не хватило, и в результате абсурд раздражает, а приключения не так чтобы очеьн уж сильно затягивают. Ну, и некоторое количество расставленых по кустам роялей присутствует, как мне показалось.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2019 г.

Представьте, что вас заинтересовала аннотация на экскурсию в Нью-Йорк ближайшего будущего. Возможность посмотреть достижения, опережающие время, пленила вас. Вы соглашаетесь (тем более, что плата — по желанию), устраиваетесь поудобнее и лихо ныряете в канализацию завтрашнего дня. Это не страшно, так как экскурсия гарантирует безопасность и комфорт. Лихое начало с охотой на тварей, которые нельзя называть, выглядит многообещающе. Воодушевившись, вы не отрываетесь от происходящего, а в это время экскурсовод рассказывает много интересного.

Но вот о чём вас не предупредили до того, как вы согласились на экскурсию, так это пробки. А пробки завтрашнего дня отнюдь не лучше сегодняшнего. И вот паузы между интересными местами экскурсии становятся всё больше, а поездка всё скучнее. Вместе с вами в этом мероприятии участвуют такие же горемыки (список в начале экскурсии прилагается), их много. Со скуки, хочешь-не хочешь, со всеми перезнакомишься. Бедный экскурсовод Мэтт Рафф, чтобы занять тянущиеся паузы начинает рассказывать о Нью-Йорке ближайшего будущего не только интересное, но уже всё подряд. Одуревая от этих подробностей, вы уже начинаете подумывать о том, чтобы незаметно исчезнуть во время ближайшей остановки. Но каждый раз эта остановка заинтересовывает, и вы снова продолжаете путь. Такой вот мазохизм. Такая вот экскурсия под названием «Канализация, Газ & Электричество».

Кстати, об экскурсоводе. Чувствуется, что это американец. Рассказывает свои истории с таким количеством отсылок на американскую жизнь, историю и культуру, что пришлось всем заранее выдать брошюрку со сносками. Но всё равно периодически возникает ощущение, что Мэтт рассказывает больше, чем улавливает простой русский человек. Одно жаль: он зациклился на 90-х годах 20 века, и это постоянно его подводит в 21 веке. Как начнёт заливать о суперкомпьютере, у которого «петабайт памяти», а потом выдаёт фразу: «Подключаясь к сети, зачирикал модем» и начинаешь понимать, что достижения, опережающие время, как-то устарели вместе с экскурсией в ближайшее будущее. Ведь одно дело довести сегодняшний рост объёма памяти компьютера до астрономических чисел, другое — предсказать, что модем исчезнет, а квадрокоптеры встанут на службу журналистам. Такое прощаешь будущему, создаваемому в 50-70-е годы, но не в 90-х. Впрочем, Дональд Трамп смешит всю дорогу. Раньше и не знал, кто это, зато теперь знаешь ещё и то, что его ненавидели уже в 90-е. Чем же он так всем насолил-то?

Так что не реагируйте на данное заманчивое экскурсионное предложение. Это ловушка. Рассказ в духе цикла роботехники Азимова, раздутый до объёма его собрания сочинений. Скучный, устаревший, бессмысленный.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх