fantlab ru

Кларк Эштон Смит «Дверь на Сатурн»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
146
Моя оценка:
-

подробнее

Дверь на Сатурн

The Door to Saturn

Рассказ, год (год написания: 1930); цикл «Гиперборея», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Жрец Морги, преследующий исчезнувшего вероотступника колдуна Эйбона, следует за ним и отправляется в пространственный переход между домом Эйбона и планетой Сатурн. Если бы он знал какие злоключения будут ждать их там...

Примечание:

Завершён 26.07.1930 г.

Первая публикация — январь 1932 г., «Strange Tales of Mystery and Terror».


Входит в:

— журнал «Strange Tales of Mystery and Terror, January 1932», 1932 г.

— сборник «Lost Worlds», 1944 г.

— сборник «Hyperborea», 1971 г.

— сборник «The City of the Singing Flame», 1981 г.

— сборник «The Book of Hyperborea», 1996 г.

— сборник «The Emperor of Dreams», 2002 г.

— сборник «The Door to Saturn: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 2», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Затерянные миры
2004 г.
Затерянные миры: Сага затерянных миров
2014 г.
Дверь на Сатурн
2021 г.
Вино из Атлантиды. Фантазии, кошмары и миражи
2023 г.

Периодика:

«Strange Tales of Mystery and Terror» January 1932
1932 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Двойная тень
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Lost Worlds
1944 г.
(английский)
Hyperborea
1971 г.
(английский)
Lost Worlds: Volume 2
1974 г.
(английский)
The City of the Singing Flame
1981 г.
(английский)
The Book of Hyperborea
1996 г.
(английский)
The Emperor of Dreams
2002 г.
(английский)
Lost Worlds
2006 г.
(английский)
Door to Saturn: The Collected Fantasies of Clark Ashton Smith, Volume 2
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зашел как-то Кларк Эштон Смит в грибной лес. И видимо там же и написал этот рассказ.

Не такого рассказа я ждал о маге Эйбоне, авторе легендарной книги Эйбона, она же Liber Ivonis. Хотя погуглив, в принципе всё сходится. Древний Цаттогуа еще известен под именем Зотаквы, и он обучил мага Эйбона многим заклинаниям в награду за службу, а так же дал оному артефакт, открывающий дверь на Сатурн, куда тот убежал от преследования инквизиции. И там же остался жить. А культ Цаттогуа возродился, как и легенды о самом Эйбоне, и видимо его рукописи разошлись по Гиперборее.

В общем, сначала я был несколько разочарован, ибо ждал более серьезного произведения на эту тему. Ждал эпоса в стиле «Пришествия белого червя». Но приключения на Сатурне написаны в некоем специфическом юмористическом ключе — какие-то железные деревья, железные гиганты, птицы-философы, люди с приплюснутыми головами, кругом грибы (разработчики Марио и Морровинда видимо большие поклонники этого рассказа). А потом, поразмыслив и переключившись на этот стиль — привык. В принципе, забавно и не типично для писателя. Свое разнообразие в творчество вносит. И вселенную «мифов Ктулху» дополняет. Читать стоит. Главное не ждать серьезного эпичного повествования.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странный, думаю всё-таки скорее по хорошему странный, рассказ. Это пожалуй один из наиболее необычных и примечательных рассказов «Гиперборейского Цикла». Тут мы видим, по сути дела весёлую пародию на «лавкрафтианские рассказы», тогдашнюю фантастику, и по сути дела, прозу самого Смита. А во главе этого действа сам маг Эйбон, чья «Книга Эйбона» нередко появлялась что в произведениях самого К. Э. Смита, что у Лавкрафта. Сам же рассказ, довольно интересный и весёлый, с целым калейдоскопом необычных мест и существ (которые моментами напоминали мне путешествия Рэндольфа Картера по Стране Снов), а главного героя в виде Эйбона, отныне можно назвать персонажем Мифов Ктулху с одной из самых необычных биографий. Сами же отношения между двумя бывшими противниками (Эйбоном и инквизитором Морги), можно назвать хоть и очертанными довольно бегло, но довольно забавными, и придающими рассказу больший интерес.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что одному из заочных сквозных персонажей «лавкрафто-смитовой» Вселенной, магу Эйбону, посвящён именно такой рассказ. Что же меня смущает: прежде всего, конечно, что повесть имеет автопародийный характер, и представляет из себя ироничный перифраз своего собственного стиля. автору удалось очень неплохо обыграть и хтонических монстров, которых он придумывал пачками, и которых выставил в самом нелепом свете. Как, хотите спросить? Вся эзотерическая муть и жуткие таинства иных миров превращаются в картинный фарс, случайную игру нелепых и смешных сущностей, населяющий наш родной Сатурн, а путешествие по загадочному миру, с которого пришли боги, превращается в лёгкий развлекательный травелог. в котором причудливо смешиваются колониалистские мифы о наивных дикарях и искажённые романные образы инопланетных жителей (Берроуз?). Но, конечно, не ясно, зачем в этой автопародии присутствует Эйбон, чьё наследие пережило века, и значимость которого мы бы никак не поняли, если бы исходили из этого рассказа.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странный для Смита рассказ.

Начинаясь как классическое для него фентези с магом в качестве главного героя, оно постепенно превращается в пародию одновременно и на Лавкрафтиану с намеренно нечитаемым именем Древнего, и на фантастику того времени с причудливыми мирамии, в какой-то степени, на собственные странные миры. Тут есть и грибные леса (дальше вы не пройдёте, пока не получите бумаги), и племя с головами, сросшимися с телом (мне представился мужик из Розовой Пантеры), и их странные обычаи, и птицы-философы, и... не хватает только танца весёлых медуз для полного комплекта:) И концовка довершает несерьёзность всего происходящего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Священная фраза, сказанная братом Цаттогу переводится с языка богов как «пошёл вон!»

Да, здесь нет того, что я люблю в творчестве Смита — мрачного чувства неизбежности, но всё же рассказ любопытный и забавный.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понимаю тех, кто ставит этому рассказу невысокие оценки.

Ведь рассказ сей — можно сказать один из ключевых в Мифах Ктулху!

Здесь же практически биография (хоть только и последнего периода жизни) того самого Эйбона, автора той самой «книги Эйбона», регулярно упоминающаяся в произведениях Лавкрафта и которая по могуществу практически ничем не уступает Некрономикону!

И хотя здесь повествование идёт о том, как Эйбон со своим недавним недругом пытаются с переменным успехом и относительным комфортом пристроиться на Сатурне, это нисколько не умаляет её ценности для всех любителей мифологии Ктулху и для всех поклонников таланта Кларка Эштона Смита!!!

В отличии от Лавкрафта, Смит писал более веселее и менее витиевато, так что рассказ этот рекомендую всем неравнодушным ко Вселенной Древних Богов!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, к тому же — как бы биография как бы того самого автора Книги Эйбона из миров Лавкрафта)). Троллинг инквизиторов и фанатизма — всегда приветствуется.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кларк Эштон Смит не относится к числу моих любимых авторов, но все же хочу отметить рассказ «Дверь на Сатурн», который я прочел в сборнике «Затерянные миры» (кстати говоря, оформление этой книги есть ужас куда более сильный, чем ее содержание). Этот рассказ отнюдь не шедевр, но есть в нем определенная изюминка, благодаря которой он запомнился мне и даже в какой-то степени импонирует. Эта изюминка — наличие элемента легкого юмора. Лично я этот инструмент в творчестве Смита видел всего пару раз, а между тем именно его критически не хватает произведениям КЭС. Слишком уж Смит любит громоздить всякие монструозности, сцены экстраординарного насилия и т.п. От этого быстро устаешь и теряешь вкус.

В качестве примера изящного юмора в «Двери на Сатурн» приведу упоминание о человекоподобных птицах стилитеанах (одних из обитателей оной планеты), которые селились поодиночке, каждая в своем доломитовом гнезде, где годами размышляли о космосе, периодически выкрикивая друг другу мистические слова «йор», «йир» и «йуп», выражавшие непостижимо логичную последовательность эзотерических мыслей.

Какая красивая, грациозная фраза, благодаря которой сюжет воспринимается намного легче и органичнее (в том числе и присутствующие в нем элементы фантастики и хоррора)!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, я неправильно улавливаю стиль Смита, но в ожиданиях моих была увлекательная, держащая в напряжении до последнего, история. И вновь единственное, что я могу сказать, это «неплохо». Что на самом деле странновато, ибо «Пришествие белого червя» или «Свидетельство Атаммауса» и даже более ранний «Рассказ Сатампры Цейроса» написаны гораздо лучше.

Как всегда

Тема: отлично

Реализация : удовлетворительно с натяжкой

В итоге: неплохо.

---

Для тех, кто готовится к прочтению:

Можно читать на любой стадии знакомства с циклом (и вообще с автором, думаю)

---

Возраст:

16+

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный рассказ с неким двойным подтекстом: те сущности, твари и создания, которых люди принимают за богов и демонов и призывают с помощью зачастую нелепых и зверских ритуалов, оказываются представителями иных — более могущественных и развитых цивилизаций.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх