FantLab ru

Мак Рейнольдс «Утопия»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.24
Голосов:
21
Моя оценка:
-

подробнее

Утопия

Utopian

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Трэйси Когсуэл, лидер подпольной коммунистической организации, оживает после долгого «приостановления жизнедеятельности», и ему предстоит узнать для чего он нужен людям будущего…

Примечание:

В 1977 году рассказ переписан в роман «After Utopia».


Входит в:

— журнал «Если 1994'1», 1994 г.

— антологию «The Year 2000», 1970 г.

— сборник «The Best of Mack Reynolds», 1976 г.



Тайный агент
2002 г.

Периодика:

Если № 1, январь 1994
1994 г.

Издания на иностранных языках:

The Year 2000
1970 г.
(английский)
The Best of Mack Reynolds
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из текста рассказа отнюдь не следует, что Трэйси Когсуэл — коммунист. Как раз наоборот, там сказано о его участии в Румынском восстании 1956 года и антипатии к большевикам. Его коллега по Движению был схвачен и казнён китайскими коммунистами. В чём суть идеологии Движения из рассказа не видно (автор не смог её придумать), ясно только, что буржуев-толстосумов Трэйси тоже ненавидит (это, кстати, вполне типично даже для американцев) и, что когда его Движение победило в мире установился золотой век — Утопия. Описание Утопии (изобилие, вкусная еда, все живут в больших шикарных домах, бесплатный летающий транспорт, отсутствие войн, ухоженный ландшафт, благоустроенная планета) полностью повторяет советские традиции изображения светлого будущего, только Рейнольдс более «оптимистичен» — то что у Булычёва через 100, у Стругацких через 200, а у Ефремова через 1000 лет, у него через 2-3 десятка. На дворе 2020 год и Утопия существует уже давно. Откуда всё это взялось — непонятно.

Но Рейнольдс не был бы американцем (читай: генетическим антикоммунистом) если бы не вывернул хорошо знакомый сюжет наизнанку и не поставил бы всё с ног на голову. Оказывается главный герой извлечён из прошлого не просто так, а для создания нового подполья, цель которого разрушить Утопию. Дескать, в мире изобилия человечество стало деградировать и больше нет инженеров, строителей, учёных и просто профессионалов во всех ключевых отраслях.

Сразу хочется спросить автора: а кто строит шикарные дома? кто делает вкусную еду? кто создаёт и обслуживает транспорт? кто придумал перемещение во времени? кто вообще поддерживает чистоту и порядок в этом благоустроенном и комфортном мире? И, главное, зачем что-то разрушать, если, очевидно, всё скоро рухнет само собой?

Видимо автор слышал звон, да не понял где он. Рейнольдс неудосужился вникнуть в суть коммунистической идеи: что бы построить светлое будущее нужно воспитать человека нового типа, не поклоняющегося основополагающим буржуазным идолам — корысти, зависти, стяжательству, потребительству. Только общество поголовно таких людей и может построить, что-то похожее на утопию, коммунизм, общество равнодоступных благ. При этом вовсе не подразумевается, что работать и быть профессионалом в Утопии ненужно. Как раз наоборот, труд на благо общества, постоянное воспроизводство общедоступных благ и становится фундаментом, главным залогом возникновения и существования такого общества.

То, что у большевиков не получилось — другой вопрос — обезьяна внутри нас взяла верх. Ефремов оказался прозорливее других. Наверно на это уйдут не десятки, а сотни лет, но капитализм, способный генерировать только прогрессирующее социальное неравенство и холуйство (это лишь слегка загримированное рабство), перестанет устраивать человечество. Заявленная автором проблема деградации характерна как раз для капиталистического изобилия. Капитализм не ставит себе цели воспитания человека нового типа — его цель получение прибыли из процесса удовлетворения человеческих потребностей, в том числе и самых низменных. Тем самым он фактически их культивирует. Любые же попытки облагораживания капитализма с помощью разного рода общественных движений и организаций, часто религиозных, являются просто ещё одним видом бизнеса. Так что попытка Рейнольдса ещё раз дискредитировать коммунизм, представив его обществом дегенератов, неудачна, потому что нелогична и недостоверна.

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх