Александра Давыдова «Zарисовка О»
Привет!
Это книга про то, что свет живет в глубине самой черной тьмы. И про то, что смерти нет. Ты будешь жить вечно, стоит только захотеть.
Это книга про то, что тьма поглощает свет и делает его бессмысленным. И про то, что в финале всегда приходит смерть. Не титры, не постскриптум, не счастливый конец — смерть.
А как оно на самом деле — решать тебе, читатель.
И помни, наши рассказы следят за тобой.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Somesin, 24 апреля 2014 г.
Фантастический метод сопутствует литературе с ранних дней, порождая то эпопеи, то великолепные новеллы и рассказы. Фантастика бывает самой разной – от фантасмагорических грез и до строгих построений твердой НФ, от поэтической фэнтези и до чопорной строгости стимпанка.
Фантастика невероятно многогранна, и что более важно сегодня для нас, — имеет фрактальные очертания границ.
100 лучших микрорассказов в разнообразных стилистиках фантастического включает антология сверхмалой фантастической прозы «Zарисовка О».
Кажущаяся простота работы фантастическим методом – в возможности произвольно допускать что угодно, от множественных миров до мучительной гибели того единственного, который знаем мы сейчас, от существования бессмертных и до эволюции целых вселенных в пределах одного-единственного атома. Любой каприз воображения, любой порыв необузданной авторской фантазии – все доступно, все возможно, все оказывается на расстоянии вытянутой руки!..
Сложность работы фантаста – в неукоснительной, предопределенной самим методом отдаленности и отчужденности людей и событий, изображенных в тексте, для читателя. Ну, шестиногий серафим, ну, слон, парящий на ушах… бывает. Достучаться до читателя фантасту трудно вдвойне; это если задача поставлена именно достучаться, а не отвлечь и развлечь штампованными серийными грезами про попаданцев и прочих супергероев. А что до формальной новизны, призванной изумлять и поражать неоперившиеся умы, так уж легче вспомнить расхожую штуку про батальон обезьян за печатными машинками, которые даже «Войну и мир» настучат без ошибок, дай только срок. И ведь фантастов-то далеко не батальон, а много, много больше, особенно же если учесть разнообразных начинающих и подражающих. Не так уж много шансов, чтобы хоть краем плуга да не разворотили. Да и то сказать: даже если удастся добиться оригинальности, насколько впечатлит она тех, кто видел бесконечные потоки кино и телефильмов, продуцирующих и демонстрирующих убедительнейшие иллюзии ад инфинитум.
А теперь возьмем все это скопление сложных обстоятельств и умножим во много раз… сократив объем до совсем крошечного. Попробуй уложить в скудные и экономные две тысячи знаков и мир, и человека, и историю! А перед нами – сотня таких срезов прозы, крошечных осколков, представляющих собой поистине фрактальную копию всея фантастики, уменьшенную в пропорции.
В антологии можно найти все, что угодно – и небольшие рассказы о роботах, вплоть до бредбериевских по интонации, и зарисовки, нацеленные в человеческие чувства читающего, и махровая фэнтези, и фантасмагорические, сюрреалистические зарисовки.
И большинство из них, кроме яркости и пестроты фантастического допущения, поражают еще и внезапным, неожиданным разрешением.
Вот миниатюры, построенные на приеме недооткрытости, когда все происходит, как есть, и только в конце, прямым пояснением ли, или прозрачной, понятной фразой-намеком все расставляется по местам, переменяя акценты, обдирая привычные клише, которые ухватистая фантазия уже намостила было в твое понимание текста.
И иногда, вот как с работой Юлии Ткачевой «Новенькая», понимание сущности происходящего придает прочитанному привкус не просто трагичности, но бесповоротной окончательности мира, существующего именно так. Встретившись с подобным жгучим полновесным лаконизмом бытия, остаешься сидеть, в изумлении качая головой.
Немало миниатюр, развивающихся до последнего, и уже с ударной последней фразой опрокидывающие вроде бы нарисованную картину – тут уже высший пилотаж сверхкороткого сюжета.
Такова «Вместе и навсегда» Федора Береснева: вроде бы не новая идея про восстанавливаемость человеческой плоти, про мир, где невозможно умереть. Эту тему развивали многие, но тут не развитие, а именно решающая, анизотропная перипетия. Одна маленькая, непредсказуемая в принципе ошибка – и юный задор заодно с молодеческой удалью оборачиваются настоящей катастрофой.
Или сразу две истории про жизнь на одиноких отдаленных мирах, и одиночество, и нестерпимую яркость мечты о родной Земле: «Правила возвращения» Ольги Дорофеевой и «Навестить Палыча» Натальи Васильевой, в которых сразу сочетаются оба подхода.
Или вот – странная, с терпким привкусом горечи и страха легенда Юрия Некрасова «У солдата есть ружье», в которой, наоборот, все понятно, в общем-то, едва ли не сразу, но за каждым шагом несгибаемого солдата следишь, сочувствуя, сопереживая…
Сотня сверкающих кристаллов, каждый из которых непохож на другие, сотня окон, отворенных из нашего мира в другие, более светлые или совершенно мрачные, загадочные или пронзительные в понятности и близости, многолюдные или беспредельно одинокие.
Яркий скол фантастики. Граненый, блестящий фрагмент, принадлежащий бесконечному миру человеческой фантазии.
Незабываемое чтение для каждого.
olpo70, 28 января 2016 г.
Сто процентная,заслуженная десятка.И хотя подавляющее большинство рассказов мне не понравилось,антология получилась.Смесь всех стилей и жанров существующих в мире фантастики не дает скучать.Малая форма рассказов способствует тому,что плохие рассказы заканчиваются быстро и не портят общего впечатления.Не буду выделять ни плохих,ни хороших рассказов-это определит для себя каждый прочитавший данную антологию.Но прочитать её стоит несомненно.Настоятельно рекомендую.
Очень понравилась идея оформления книги.Сделать перевертыш с темной и светлой стороной-класс!!!!!.Спасибо составителю за проделанную работу,которая достойна всяческих похвал.
Sawwin, 24 января 2015 г.
Антология фантастического микрорассказа в нашей реальности ещё очень редкое явление и должно всячески приветствоваться. И хотя большинство рассказов литературными достоинствами не блещет, оценка сборнику выставлена высокая, ориентируясь не на среднее арифметическое, а на лучшие образцы.
Прекрасна идея сделать сборник перевёртышем, причём сформатированным в виде гребёнки, так чтобы «тёмные» и «светлые» рассказы взаимопроникали друг в друга. Хороша и мысль «тёмные» рассказы печатать на затемнённых страницах. К сожалению, как всегда, благие намерения разбились о прозу жизни: в типографии книгу испортили, так что вместо чёрно-белой она получилась грязной. А ведь оценка книги включает не только её содержание, но и внешний вид.
Но в любом случае, я рад выходу этой книги и поздравляю счастливчиков, сумевших её приобрести.