fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Застава»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
1584
Моя оценка:
-

подробнее

Застава

Роман, год; цикл «Пограничье»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Центрум -центральный мир вселенной, окруженный лепестками других миров, среди которых и наша Земля. Когда-то Центрум был велик и силен, но катастрофа отбросила его в прошлое. Здесь, на перекрестке тысяч и тысяч цивилизаций несет свою вахту Корпус пограничной стражи, охраняющий границы между мирами…

Выбор у землянина, случайно оказавшегося в Центруме, невелик: стать контрабандистом или пограничником. А отличия между этими профессиями порой тоже невелики... Но рано или поздно приходится решать — что такое для тебя пограничная служба. Потому что Земле грозит беда, когда-то пришедшая в Центрум…

Примечание:

В ЖЖ писателя было размещено сообщение:

цитата
Просто несколько фраз

Для привлечения внимания. Ну или отвлечения оного — это уж как вам будет угодно. Роман «Застава» ожидается в сентябре.

»- Stand! – крикнул я. – Стоять! Estar! Halt!

В общем-то я не сомневался, что он русский. Мне подсказывали это врожденная наблюдательность, жизненный опыт, природное чутье и торговая марка «Экспедиция» на палатке.»

»- Ты извини, — сказал Бобриков, просмеявшись. – Просто вспомнилось… кто это такой – человек, тусующийся с музыкантами? Ответ – ударник!

- Спасибо, очень смешно, — сказал я. — С месяц этого не слышал.»

»...подозреваю, что дело тут не в дорогих земных кремах, а в кое-какой контрабанде, которую мы обязаны пресекать в Центруме… и уничтожать. В конце концов вымазать крем из вытяжки желез стеллеровой коровы на собственное лицо – это ведь тоже способ уничтожить контрабанду?»

«Удивительный человеческий типаж – «вредная бабка», причем «вредная» у таких начинается с младенчества, а «бабка» — лет с тридцати!»

»- Интересная книжка? – спросил Старик.

- Дамский роман, — уклончиво отозвалась Ведьма. – Он – красавец, герой, клондалский аристократ. Она – пришелица из нашего мира, контрабандистка. Красивая, юная и стервозная. Он ловит ее, но жалеет и отпускает. Она обещает больше не возвращаться. Он начинает тосковать и перемещается в наш мир… далее очень смешно. Ну, для нас смешно. Одно описание гонки на автомобилях чего стоит… Когда у «Мерседеса» взрывается паровой котел...»

"«Тигр», который у меня все-таки был и который я почти никогда не брал в Центрум, хранился в обычном сейфе на видном месте, и как положено, раз в год, его приходил проверить участковый милиционер – вполне симпатичный дядька, который мгновенно понял, что охотник я еще тот. Видимо, он считал меня одним из тех чудиков, что ждут мировой катастрофы и готовятся с оружием в руках сражаться за банку консервов на руинах цивилизации.»

»- Я вспомнил еще одну хорошую песнь, — сказал я, тоже делая глоток пива.

- Песню, — поправил Стутгар.

- Песню, — кивнул я. – Ее пел певец по прозвищу Жало. Она говорит о человеке, живущем в чужой стране. Ему очень одиноко. Ему тут все непривычно.»

»- Держите, — сказал я, протягивая ему сорванную с дверей заставы веревочку с печатью. Гольм поднес ее к глазам, близоруко прищурился. Чуть ли не обнюхал… да нет же, именно что обнюхал!

- Печать наша, образца этой недели, — сказал он уверенно. – Корица и корень зиллана… Или крайне хорошая подделка информированного человека.»

»- Ну почему вы так консервативны и нетолерантны? – внезапно сказал Ашот. – А как же геи? В семье из двух мужиков очень много плюсов – можно все время смотреть футбол, пить пиво и разводить бардак в квартире. Одна беда – сексом придется заниматься на стороне, не друг с другом же трахаться!»

«Я прошел перед строем, помахивая тростью. Сказал:

- Итак… Посадка в боевого человекообразного робота осуществляется через левую псевдоноздрю… Повторяю – через левую!

Ага, встряхнулись! Глаза вылупили, даже встали прямее.

- Но до этого нам еще далеко, — продолжил я с улыбкой. – Итак, вы получили форму, оружие, карту. Сейчас вам предстоит первое самостоятельное боевое патрулирование. Вы знаете порядок своих действий, давайте сверим часы…"

В конце 2012 года в ЖЖ автора так же были выложены отрывки текста.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 248

Активный словарный запас: средний (2798 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

лауреат
РосКон, 2015 // Межавторский проект

Номинации на премии:


номинант
Басткон, 2014 // Премия «Иван Калита»

номинант
Басткон, 2014 // Премия «Чаша Бастиона»

Похожие произведения:

 

 


Застава
2014 г.

Аудиокниги:

Застава
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Stráž
2016 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

«...Меня терзают смутные сомнения: у Шпака — магнитофон, у царя — медальон...». Какие отзывы ни возьми — один и тот же плач Ярославны: «Ах, автор исписался! Ах, это как он был хорош когда давно! А теперь — и вовсе халтура одна!». Сдаётся мне, что не с образами конкретной книжки соотносится плач сей, а с общим объемом их потребления. При-е-да-ет-ся, вот и все. Тут что ни дай — все плохо будет. Вспомним, как в «Белом солнце пустыни» Верещагин с раздражением отталкивает от себя полную миску чёрной икры и кричит жене: «Убери эту пакость! Не могу я ее больше кушать!».

А недавно — совершенно нежданно — случилось эту мыслю (про плач Ярославны) — доказать. Приятель мой посоветовал одного автора прочесть, он от него балдел долгое время, но тот, мол — да, «исписался», хотя книжки есть — закачаешься. По прочтении с десятка книжек и у меня случился тот же приступ «плача». Но вот какая особенность интересная: приятель-то мой читал книжки оного автора в порядке их издания, то бишь ХРОНОЛОГИЧЕСКИ, а я же — вовсе наоборот — ВЫБОРОЧНО (а получилось, что в обратной почти хронологии). Поэтому «обожрались» на примерно одинаковом объёме, но вот только я закончил пиршество (не докушав по причине нежелания) на том, чем он (в своё время) восторгался, а сам я начал с восторгов по поводу того, что ему уже в горло не полезло.

Так что — не книжка плоха, а «перепёвки» осточертели. Но, понимаете ли, какая штука, господа-товарищи эксперты: вы-то «с пережору текстового» через губу про книжку думки негативные живописуете, а вот ежели я — такой вот весь из себя потенциальный Читатель — вовсе даже с творчеством данного конкретного автора не знаком, то бишь «не вкушал» пока — тогда как?

Вот эта конкретная книжка «Застава». Если это ПЕРВАЯ книга Лукьяненко (у потенциального читателя), то — «вкушать» будет интересно? А если — вторая? А — третья как?

Н-да. Нетехнологично как-то получается. Информативность отзыва получается почти нулевая. Поскольку не учитывает массы деталей. «...что русскому — хорошо, то немцу — смерть...». А если мы вообще азиаты, нам — читать, или как?

Короче — так:

Если Лукьяненко не объелись пока — вполне себе нормальная книжка, живая, интересная, не скучная. Но тут возникает другой вопрос: а «пока» — это сколько? И оное «пока» — в чем измеряется? Тут все противоречиво, естественно. Вот я всю десятку «Пограничья» — не осилил, где-то на седьмой — восьмой сломался. И — да, к этому моменту от чтива уже мутило. Ну, так это — почему все? Да потому что нахрапом хотел взять, интересно было — чем закончится, какая сюжетная линия во что упрется. Потому что как раз первая книга цикла (то бишь «Застава») — зацепила не по-детски!

Жалко. Литературу — жалко. В ней сегодня от рынка — больше, чем даже от ремесла, про искусство уж вообще умолчим. До абсурда доводим все. Бабло побеждает зло.

Но — ещё раз: к самой «Заставе» претензий почти нет. Вот год-два пройдёт, ещё раз перечитаю. Не побрезгую. Но — не раньше, увы.

В общем — решайте сами

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо быть технически наивным человеком. Не попадаешь в дурацкую ситуацию когда за деревьями леса не видно, а за огрехами в описании научно-технической стороны вопроса не видно книжки.

Вот из космоса мимо фентези Лукьяненко нас приглашает в очень интересный стимпанковый мир (скажите не прописанный? Не соглашусь, а заодно пальчиком ткну в количество заявленных томов серии, будет еще где описывать). На мой беглый взгляд (а книжка улетела за день) мир живой, жилой, логичный. Очень уютный для постапокалиптического. Много тут юмору на тему любви ко всему натуральному, этакая язвительная полемика о вреде и пользе повсеместного использования нефти и продуктов ее переработки.

Понравилось, что герои мир то особо с первых станиц не спасают (спасение мира на мой взгляд это так банально и бессмысленно, что может испортить любой хороший текст). А спасают они свои и товарищей шкуры. Где то к середине книжки, перезнакомив нас со всеми персонажами автор задает классический вопрос: а кто у нас тут крыса? А потом деловито отсеивает одного персонажа за другим. И только в самом конце главный герой, не сильно акцентируясь на том спасает мир.

Сам по себе текст узнаваемо лукьяненовский, читается легко, увлекает быстро. Очень хорошая расслабляющая книжка.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С учетом общего количества ведер гов... т.е., конечно же, «конструктивной критики» вылитой на эту книгу буду краток.

Я ее прочел. Она мне очень понравилась. С нетерпением жду продолжения. Несмотря на позиционирование как часть цикла, «Заставу» можно читать как самостоятельное произведение. После прочтения большинство претензий к произведению считаю несостоятельными. Подтверждаю наличие в тексте 4 (четырех) мест с повторами которые стилистически режут слух. Советую всем прочесть книгу и самостоятельно составить мнение.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая вещь. Как и подавляюще бОльшая часть книг Мастера. Ругающиеся критики — что называется, «слишком много кушают», а проще говоря — «зажрались». И эти мнения очень удивительны на фоне массы абсолютно отстойного «библиотекарского».

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Застава» заставила задуматься, а как же. Даже не после прочтения, а ещё до, сразу после авторских цитат в ЖЖ, с тех пор такой и хожу, задумчивый. Цитаты не понравились. Казалось бы, представляя работу, он должен был выбрать фразы позанимательней, однако нет. Обычные предложения, которые никуда не зовут. Они тут есть в отзывах, повторяться не буду. Между тем в книге достаточно мест более достойных, пусть не литературных изысков, но более свежих — это уж точно. Переезд через Разлом, железнодорожные скульпторы, чудовищный ацетиленовый движитель, встреча с мартышом, боевые единоборства и рукоприкладства, да мало ли? Странно. А может быть, Лукьяненко знал, что делал. Может быть, давал понять — не для вас роман, добрые люди. Уж извините.

Сознательно или по зову сердца, но последние книги Сергея Васильевича написаны тяжело, по одной в год, если не меньше. Собственно, так и должно быть — в веке девятнадцатом, а сейчас другие темпы. Гораздо более успешный и знаменитый Акунин пишет с удивительной скоростью, Дяченко не отстают, а про разных донцовых и вспоминать не хочется. Правда, приходит на ум Виктор Олегович, но, во-первых, он пишет неординарные вещи, а во-вторых вообще непонятно, есть ли такой и где живёт. Черновая литературная деятельность Лукьяненко не видна или глубоко сокрыта — посты в живом журнале её не отражают, статьи в сети случайны, рассказы практически не появляются. Встаёт вопрос, чем же он занят, не вычиткой же «Заставы»?

Скорее всего, ничем, кроме создания заставоподобных книг, писатель не занят. Скорее всего, профессионал его класса сегодня должен ориентироваться не на читателей, а на подростковую безалаберную аудиторию, отдающую родительские деньги книготорговцам бездумно, в соответствии с телевизором. Скорее всего, читателю проще скачать файл в один клик, чем начинать танцы с бубном в замороченных системах электронных денег. Скорее всего, писатель ничего нам не должен, в коммерческом масштабе мы ему малоинтересны.

«Застава» лишена обязательных лукьяненко-философских вставок. В романе практически нет главного взрослого героя — ребёнкоподростка, слегка обозначенный Дед нужен, по-видимому, для наибольшего контраста. Впервые для Лукьяненко начальная книга цикла подчёркнуто подобна прошлым, даже невнятные «Конкуренты» погружались в свою, индивидуальную вселенную. Вряд ли такое получилось случайно, видимо — осознанно, намеренно, целенаправленно.

Хотим мы этого или нет, существует тенденция к переориентировке на западного читателя. Более всего из наших продвинулись туда, наверное, те же Дяченко, очень похоже стало получаться. Дивов старается, менее успешны остальные Пехово-Пановы, но только оттого, что не всерьёз нацелены на тот рынок, а так, бескорыстно, по простоте больше. Выхолостить провинциальную словесность под мировые стандарты сложно, особенно для литератора уровня Лукьяненко. Талант не пускает. Впрочем, эпигонам ничуть не легче, уже по обратной причине. «Застава», помимо прочего, сделана с прицелом на перевод, см. выше на маловразумительные в европах отсутствующие её особенности.

О хорошем. Вызывают улыбку нападки критиков на всякие научно-технические термины книги. Есть такой закон, не обязательно для фантастики: чем выше талант автора, тем ему больше дозволено. Замечания уважаемых специалистов, бесспорно, справедливы, ну и что с того? У него свои методы достижения читательского оргазма, каждому своё. Волшебно красивы железнодорожные пейзажи. Паровозный мир — безусловно, притягивает внимание, куда там магическому. Отдельное спасибо за ацетиленовую дрезину, советника Гольма, морячка-контрабандиста, старушку-топтуна — перечисляю то, что врезалось в память. По-старому великолепно сделаны пространственные перемещения героев, у Лукьяненко путешествия и поездки всегда хороши, на чём бы не ездили. Как всегда, яркие, говорящие мелочи, их много. А мелочам обычно больше доверяешь, это вам не полимеры какие-нибудь. Они не обманут, то есть, как раз обманут — в нужном, разумеется, направлении.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я давно не читал русской фантастики, и мне эта книга плохой не показалась. Наоборот, сюжет сплетен добротно, держит в напряжении до самого конца. Я получил удовольствие, читая эту книгу. Единственное, что совсем не понравилось — это то, как герои бегут от правды, сжигая книгу, которая эту правду содержит. Сжигать книги — это, знаете ли, совем уж мракобесие. Гиммлер или Геббельс поощряли это в нацистской Германии, а талибы — в Афганистане сейчас. И автор нам предлагает стать им подобными.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал очень быстро — за пару вечеров в разгар предновогоднего аврала. Забавно, но пока не полез читать отзывы, сомневался в своей оценке!

Тем более что проглядел в финале романа типичный для автора «Великий Отказ Главного Героя от Всемогущества». Но спасибо добрым людям, ткнули носом в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
коллективное сожжение опасной брошюрки
!

Дальше мне спели ораторию о просранных полимерах, картонных персонажах и исписавшемся Лукьяненко. И я стал сомневаться в своих ощущениях...

Но т.к. читатель существо субъективное, останусь на первоначальных позициях — не вдохновило, однако понравилось.

З.Ы. Сомнительно, что компания таких матёрых соавторов не продумала заранее причин для такого количества странностей в первом томе.

Так что будем посмотреть. Точнее, почитать. Для самого Лукьяненко, похоже, эта книга стала настоящей «Подставой». Но ведь есть ещё Громов, есть ещё Тырин! Подождём, что скажут нам их книги...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пару слов в защиту.

А мне понравилось. Обычный Лукьяненовский текст и разве это плохо? Или все окружающие читают книги, особенно фантастику для достижения просветления? Штамповка говорите? Пускай, хотя я, пожалуй, и не совсем с этим согласен, зато качественная штамповка. Простите, граждане у вас завышенные ожидания, как мне кажется. Автор, отнюдь не писатель века, чтобы ожидать от него откровений и суперновых идей, коих нынче днем с огнем не найдешь. А средняя оценка 6.28 (на момент написания моего отзыва) явно занижена. Сколько откровенного барахла с оценками более 7 и даже 8 баллов висит и никто не чешется, а тут вполне себе добротная вещь.

Книга радует тем, что не напрягает, читается легко, сюжет не провисает, что вам еще надо, интеллектуалы? Читайте Гёте тогда и Канта. Строго! Будьте последовательны. Только что-то не тянет, правда? Даже Толстой с Достоевским как-то не очень идут. Так что, люди, будьте честнее с самими собой. Поэтому добавлю полбалла-балл и поставлю 8, для равновесия.

Вывод: можно купить на бумаге, вполне приемлемое чтиво, которое даже можно перечитать, по выходу продолжений. Всем спасибо.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брался за эту книгу с некоторой настроженностью, беря во внимание последние произведения автора, которые, мягко говоря, не вдохновили. Да и отзывы на данную книгу тоже отпугивали. Но, прочел. Понравилось. И даже очень. Вначале возникло чувство некой банальности и похожести: опять другой мир, порталы, чувак с земли, который становится избранным и т.д. Но далее сюжет очень даже втянул и заинтриговал. И я бы не сказал, что это какой-то заезженный сюжет. Очень даже оригинально и интересно. Есть и динамика и интересное описание интересного мира, интересные персонажи. Элемент детектива, приключения, интрига. Несколько интересных сюжетных ходов, которые все с ног на голову ставят. Короче, я читал неотрываясь и меня очень затянуло. В день когда дочитал, сразу же приступил к следующей книге Реверс. Есть боязнь, что вот следующая книга то теперь и разочарует. Посмотрим. Заставе однозначно ставлю твердую девятку.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивлен столь низкими оценками. Вероятно народ считает Лукьяненко мессией от фантастики, и думает что каждая его книга должна быть хитом? Умоляю! Понастоящему сильных произведений автор не писал уже давно. Но не в этом суть. Собственно о книге:

Застава вполне добротный приключенческий боевичек с замашками на детективную историю. Есть мир, соединяющий множество измерений словно перевалочная станция, и люди, которые умеют открывать в него порталы. Они ходют туда как на прогулку: кто за адреналином, кто поторговать, кто контрабанду протащить, или как наши герои — стать пограничником (и тоже хапнуть адреналина).

Сразу скажу, что завязка есть самой слабой стороной романа, но все остальное — вполне себе ничего.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам показывают группы пограничников Центрума, которые бегают с автоматами по Пустоши и ловят контрабандистов. И все они самые простые люди. Музыкант, бизнесмен, токарь, программист даже один детдомовец 14 лет! И каждого манит чужой мир, словно виртуальная реальность. Наплевать им и на риск, и на отсутствие мало-мальских удобств (на дворе начало ХХ века из-за «пластиковой чумы») и на то, что боевой подготовки кот наплакал. Разумеется, автор сыграл мелодию на рояле из кустов, сообщив, что при первых посещениях центрума мозг человеческих начинает работать в таком ритме, что запоминает абсолютно все. Видать не придумал более логичного выхода, чтоб научить персонажей стрелять, драться, выслеживать, да и говорить на чужом языке, в конце-то концов.

Честно говоря, на этих моментах и перехотелось читать дальше, но я не переключился, а стоически стал продираться дальше. Где меня ждал сюрприз. Наметилась интрига. Наметилась тайна. Возник вопрос: «а кто же за всем этим стоит?», при этом характеры персонажей автору удались на славу. При этом в истории каждого героя Лукьяненко оставил недосказанность (кто-то скажет, мол, лень было самому придумывать, но это далеко не так; данный прием оставляет пространство для маневра воображения, чтобы читатель смог сам заполнить пустоту, тем самым делая героев ближе к себе).

Подводя итог: книга добротная, сюжет со средины книги захватывает. Нужно лишь пережить притянутую за уши завязку. Оценка 8/10.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычная, в хорошем смысле, книга Лукьянеко. Денег потраченных не жалко, но и ничего феерично-неожиданного в ней нет. Скоротать вечерок другой самое то.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман спасает опасность, грозящая Земле. В остальном мир искусственен донельзя. Да, есть интересные герои, есть неортодоксальный мир, даже целый фрактал миров, но кроме Центрума нам ни о чём не рассказывают. Высокомолекулярная чума — это, конечно, смешно и не выдерживает никакой критики:)) Всё живое построено на высокомолекулярных соединениях. в конце концов, целлюлоза — обычный полимер! А вот является ли полимером нефть, я не уверен. Смесь углеводородов, но не полимер. Она бы тогда течь не могла.

Но ладно, нефть это данность. Вот куда делись из нефтесодержащих пластов продукты её распада? Что местность даже просела?

Но, повторяю, идея опасности, грозящей Земле, роман спасает. Как его спасает и классический детективный выверт, когда преступником оказывается именно тот, на которого никогда не подумаешь.

Однако, свою толику удовольствия и отдохновения я получил.

Оценка: 8
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я должен одну вещь сказать, чтоб все поняли.

Я давно знаю писателя Лукьяненко. Ну, буквально с детсада: хотя он на 3 года мя старше, но это неважно, он к нам в гости часто заходил. Дружим семьями, пьем вискарь ведрами, ездим в баню с девками, в Амстердаме как-то...ну да ладно, это другой разговор. Расстаемся только на ночь, да и то не всегда. Татуировки в честь друг друга сделали. И в общем, звонит он мне тут.

- Ну чего тебе, Серег? — говорю я. — Опять по бабам и по траве? Щас приеду.

А он как-то мнется, даже в трубке слышно — смущен человек чем-то.

- Старик, — говорит, — бабы завтра. А сегодня...ну карочи...у меня к тебе просьба...я даже не знаю, чо сказать...ну это...не суди строго...ты можешь на Фантлабе мою книгу похвалить?

- Чего!? — говорю я. — Ты совсем охренел, что ли?! ТЕБЯ — И ХВАЛИТЬ?!

У него почти дар речи пропал. Уже не говорит, а бормочет. Отошел — покурил травы, видать.

- Очень надо, — повторяет. — Сделай для меня. Я тебе по гроб жизни обязан буду.

Мне даже как-то неудобно. С одной стороны — страшно такое делать. С другой — человек вот чувствуется, что готов на колени встать. Умоляет. Унижается. А у нас ведь такое прошлое. И оргии совместные в кармелитском монастыре. И наркотики. И торговля оружием. Про алкоголь и говорить не стоит.

- Ладно, Серег, — вздыхаю я. — Так и быть. Но один раз, ладно?

У него прям, чувствуется, кровь взыграла.

- Да я...-аж захлебывается...-да я для тебя...да хошь...да завтра...

- Не-не, — говорю. — Спасибо. Всё нормуль, мы ж должны друг друга выручать.

Надеюсь, я четко объяснил, почему я публикую этот отзыв, и претензий ко мне не будет. Я добровольно признался в связях с Лукьяненко. То, что я ему за последнюю поездку в Амстердам и тамошние оргии еще денег должен, смолчу. Ну так вот, знаете — а мне вообще-то понравился роман «Застава».

Честно говоря (помимо всего упомянутого) — я стал его читать, потому что 1) мне дали бесплатно почитать книжку:) 2) роман дико сильно ругали в Интернете. И чего? Имхо, книга совершенно нормальная. 7 из 10. Не фонтан, разумеется, и опечаток почему-то много. Но не прям просто ФЕЕРИЧЕСКАЯ ЛАЖА, как захлебывается народ на форумах. Доступный язык, нормально, увлекательно. Похоже на «Черновик» по сюжету, но «Черновик» — то, что мне больше всего нравится у Лукьяненко, ибо «Дозоры» вообще не покатили. И чего такой небывалый вселенский хай по всему виртуальному пространству поднялся, я не пойму?

Наверное, дело в личности автора. Лукьяненко заявляет спорные вещи, не прочь поскандалить, и многие его не любят. Хаять Лукьяненко уже стало трендом и хорошим тоном, как и Глуховского. Хвалишь — ну так ты дурак или пил с ним (как я:). Как Гая Юлия Орловского кроют просто матом, ни одного хорошего отзыва, а он все лидер по части скачиваний и продаж, ага.

«Застава» — не прорыв и не сенсация. Просто обычная книга — которую ввиду отношения к автору стало модно хаять.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

М-да. За фабричной заставой, где закаты в дыму, жил парнишка кудрявый — лет семнадцать ему. (с)

Это так, вдруг к слову вспомнилось.

Ну-с, мэтр решил отделаться дёшево, поскупился с фантазией миротворения. Идея связанных миров, и сам дух Центрума заметненько отдаёт «Черновиком». Оно бы и не плохо, но новых идей мне немного не хватило.

Сильно разочаровал чрезмерно сниженный драйв, не лукьяновский какой-то. Роман идёт весьма вяло, мёртво. Центрум и его законы, мы узнаём ни сколько из событий, сколько из длинных и нудных рассказов и обьяснений. Собственно, Лукьяненко начинается главы этак с 17-й, 18-й, когда роман переваливает за третью четверть. Вот тогда появляется и драйв, и жизнь и идея. Вывод каков? А вывод таков: перед нами, дамы и господа, неплохой фантастический рассказ (в лучшем случае повесть), растянутый, посредством залития воды, до блеклого романа. На мой взгляд, количество расчленёнки и экскрементов несколько превосходит понятие хорошего вкуса.

Герои прорисованы хорошо, живо, объёмно. Здесь мэтр не подвёл. Сюжет тоже богатый, хороший.

Интрига ловкая. Мне, чуть не спервогот раза было ясно, кто там тайный гад. А оказалось, что совсем даже не тот, обыграл меня Лукьяненко.

Как и во-многих произведениях красной нитью идут тоска по холостой жизни, и некоторорая детобоязнь. Как всегда присутствует подросток, причём, на этот раз настолько трудный, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
его то я и принял прежде всего за шпиона Очага

Главная претензия у меня однако к мэтру, по поводу разрешения морально нравственной проблемы, вставшей в конце перед героем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нам, блин, чужая правда нафиг не нужна. Мы её даже читать не будем, вдруг ещё понравится. Мы её лучше не читая в печку. А бороться будем только за свою правду, которую в нас с детства вбивали. даже если она и не правда вовсе, зато своя.
Ничего не напоминает?

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу можно оценивать по разному. Можно смотреть на нее сквозь призму ожиданий нового шедевра некогда любимого автора, этаком новом «лабиринте отражений», «Искателей неба» или «Линии грез». Можно оценивать через пелену презрения к зарвавшемуся писателю, продавшему талант за кучку сребреников и с радостью находя все новые и новые подтверждения своему скептическому «Лукьяненко совсем исписался!». Однако я предпочел просто читать, постаравшись забыть, что автор — Лукьяненко, без ожиданий чего-то волшебно-восхитительного либо наоборот мерзкого и шаблонного. Истина, как всегда это и бывает, оказалась где-то посередине.

«Застава» — явно не шедевр и не может похвастаться берущими за душу переживаниями героев. Да собственно там и переживаний-то нет: герой совершенно не терзается своим выбором, а идет не сворачивая, прямо к цели, абсолютно не задумываясь о её ценности. Может это и правильно, скажут некоторые читатели, хватит нам в литературе сопли на кулак наматывать, да и вообще достоевщиной заниматься, однако такая самоуверенность мне все равно не по душе. Вызволяя коллег по заставе он с голой грудью и автоматом бросается не только в авантюры, но и совершает практически самоубийственные действия, вроде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поездки на тяжелом паровозе по многокилометровому висячему мосту, не поддерживаемому даже вантами
Выживает он после этого только благодаря недюжинной силе воли автора, сберегающего своего героя до конца книги. К слову, если я ничего не спутал, коллег этих он знает немногим больше двух лет. Вопрос о том, многие ли из нас (а Иван подается как среднестатистическией молодой россиянин) бросятся на верную погибель ради коллег, я думаю даже задавать не стоит.

Но у этой манеры повествования есть и положительная сторона — читать о приключениях нового Городецкого (я не буду говорить о повторах, ибо обещал оценивать книгу без оглядки на авторство, однако герои действительно похожи, хотя Антон гораздо живее и симпатичнее Ивана) на самом деле весьма интересно, присутствует некий слегка уловимый драйв, позволяющий оставлять все замеченные щербины сюжета и стиля на грани сознания, не нарушая удовольствия от чтения. Да и эстетика паровозов, угля и пара, способствует поддержанию интереса на должном уровне.

Вообще сочетание данных особенностей, а также легкий намек на секс без особых переживаний по поводу взаимоотношений, пренебрежение логичностью сюжета (не хочу касаться этой темы, ибо там, как говорится, сам черт ногу сломит от всяческих неувязок и натяжек) вполне характерно для фантастики, ориентированной на подростковую аудиторию. Будь мне сейчас 16-18 лет, думаю я был бы в гораздо большем восторге от книги. Для этой целевой ниши «Застава» — может и не алмаз, но крупица золота в той гнилой жиже, которую выплескивают на наши прилавки господа издатели. Для читателей более серьезных и не нацеленных только на приключенческую тематику детище Лукьяненко вряд ли окажется чем-то большим простого одноразового, хотя и увлекательного, чтива.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх