FantLab ru

Межавторский цикл «Скандинавский Эддический эпос»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.88
Голосов:
16
Моя оценка:
-

подробнее

Скандинавский Эддический эпос

Eddas

Цикл; цикл «Древнегерманский героический эпос»

Аннотация:

Скандинавский эддический эпос состоит из нескольких частей. В него входят «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

До 1643 «Младшая Эдда» была известна просто как «Эдда», книга средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанная в 1222—1225 годах.

В 1643 году Епископ Бриньольв Свейнссон нашел пергаментный кодекс (Codex Regius*), который содержал ряд песен о богах и героях, — о которых говорится и в книге Стурлусона. Бриньольв решил, что нашел произведение самого Сэмунда Мудрого, который в Средние века прослыл в народе могущественным чернокнижником. Сэмунду приписывали универсальную мудрость, и сложилось впечатление, что Стурлусон в своей «Эдде» основывался на сочинении Сэмунда. Бриньольв написал на списке найденного им кодекса: «„Edda“ Saemundi muliscii», то есть «„Эдда“ Сэмунда Мудрого».

С этого момента слово «Эдда» приобрело новое значение. Вскоре оно было употреблено в печати. Впоследствии было установлено, что найденные Бриньольвом записи не имеют никакого отношения ни к названию «Эдда», ни к Сэмунду, однако название это закрепилось за ними. Они стали называться «Эддой Сэмунда», «Песенной Эддой» или «Старшей Эддой». А книга Снорри Стурлусона была названа, «Эддой Снорри», «Эдда в Прозе» или «Младшей Эддой». В дневниках и рукописях различных писателей и историков, датируемых 17- 19 веками, это произведение Снорри продолжают называть просто «Эддой».

Эддические песни не составляют связного единства, и ясно, что до нас дошла лишь часть их. Отдельные песни кажутся версиями одного произведения; так, в песнях о Хельги, об Атли, Сигурде и Гудрун один и тот же сюжет трактуется по-разному. «Речи Атли» иногда истолковывают как позднейшую расширенную переработку более древней «Песни об Атли».

В целом же все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это наш важнейший источник для познания скандинавского язычества (правда, в очень поздней, так сказать, «посмертной» его версии) .

А. Гуревич

Примечание:

Именно в скандинавском эпосе кроются корни таких средиземских народов, как эльфы и гномы. Можно поимённо назвать гномов, чьи имена взяты из «Младшей Эдды»: это все участники похода за драконовым сокровищем к Одинокой горе. Первый гномий король — Дарин (Дурин), так же звали и второго среди цвергов. И скандинавские карлики, и гномы Толкина живут под землёй, и те и другие — мастера-кузнецы, создающие магические вещи. В «Малой эдде» Локи отправляется к чёрным альвам (эльфам, svartálfum) Ивальди чтобы получить волшебные волосы взамен отрезанных волос Сив, затем Локи спорит с карлом (гномом, dverga) Брокком и его братом Эйтри, и у Толкина эльфы в мастерстве изготовления волшебных предметов не уступают гномам.

Черты же асов приобрели средиземские эльфы. И те и другие видели мир с самого его сотворения, без них не обходилось ни одно важное событие, и они знали, что рано или поздно придётся уйти. С ними в новорождённый мир пришли войны, предательства, убийства, зависть и ложь, подобно тому, как каждое действие асов становилось очередным шагом к Рагнарёку. Самые могущественные магические предметы Толкин отдал перворождённым. Асы тоже накапливали волшебную утварь, с той разницей, что им приходилось привлекать мастеров-цвергов. А средиземские эльфы сами справлялись и с кузнечными работами, и с чарами не хуже гномов.

Но, конечно, эльфы Толкина ближе не к богам, а к светлым альвам. Это племя, как описано в «Эддах», «обликом своим прекраснее солнца», обитает в небесных чертогах Альвхейма и отвечает за растительное изобилие и разнообразие. Дивный народ Средиземья получил всё те же качества, кроме небесной резиденции. Всё-таки Заокраинный Запад куда романтичнее.

В фэнтези второй половины XX века только ленивый не позаимствовал у Толкина сюжетный ход про могущественный артефакт не в тех руках. А откуда сам Профессор взял любимое украшение Чёрного Властелина?

Первое, о чем обычно вспоминают, говоря о Кольце, — это проклятое сокровище карлика Андвари, родом из «Младшей Эдды» и «Песни о Нибелунгах». Изначально оно приумножало богатство владельца, только и всего. Но когда Локи отобрал кольцо у Андвари, тот наложил на него проклятие. Теперь «сокровище» будет приносить только раздоры и смерть. Так и вышло, причём с первого же счастливого обладателя. О власти и могуществе в речи не шло. Этот мотив появился у композитора Рихарда Вагнера, а именно в оперной тетралогии «Кольцо Нибелунга». Кольцо даёт власть, если хозяин найдёт в себе силы отказаться от любви и человечности. Поэтому богу Вотану (Одину) не под силу добыть кольцо, оно даётся только человеку, свободному от пороков и страха, — герою Зигфриду. И кольцо же, олицетворяющее власть, становится причиной его гибели и наступления сумерек богов.

Сам Толкин шутил, что общего между его Кольцом Всевластия и кольцом Нибелунгов — только то, что оба круглые. Но оправдываться ему пришлось потому, что сходство всё же есть. Кольцо Всевластия — слишком тяжкая ноша и для рыцаря, и для эльфийской королевы, и для могущественного мага; хранить и уничтожить его под силу только слабому хоббиту.

Мария Кузнецова

  • Королевский кодекс (лат. Cōdex Rēgius; исл. Konungsbók, букв. — «Королевская книга») — древнеисландская рукопись, в которой сохранилась «Старшая Эдда». Рукопись является основным источником для большинства содержащихся в ней поэм. Кодекс написан приблизительно в 1270-х годах.


  • Содержание цикла:

    • Старшая Эдда / Eddukvæði  [= Elder Edda; Poetic Edda; Sæmundar Edda; Эймундова сага; Эдда Сэмунда; Песенная Эдда; Понятие о древней Едде] написано в 1270 // Автор: Неизвестный автор  
    9.48 (58)
    -
    3 отз.
    9.79 (19)
    -
    • Песни о богах // Автор: Неизвестный автор
    9.30 (43)
    -
    1 отз.
    9.39 (38)
    -
    9.24 (38)
    -
    9.08 (39)
    -
    1 отз.
    • Ивальда отпрыски / Ívalda synir  [= Челн досчаный в начале Ивальди чада; В древнее время корабль смастерили] // Автор: Неизвестный автор  
    9.00 (22)
    -
    • Поездка Скирнира / Skírnismál  [= Песнь о Скирнире, Skírnesmál, Sayings of Skírnir; The Ballad of Skírnir, The Lay of Skírnir, Skírnir's Journey] // Автор: Неизвестный автор  
    8.90 (38)
    -
    9.05 (38)
    -
    8.94 (36)
    -
    9.27 (41)
    -
    9.08 (38)
    -
    1 отз.
    • Речи Альвиса / Alvíssmál  [= Talk of Alvíss, The Ballad of Alvís, The Lay of Alvís, All-Wise's Sayings] // Автор: Неизвестный автор  
    8.81 (37)
    -
    1 отз.
    • Песни о героях / Heroic lays // Автор: Неизвестный автор
    9.17 (36)
    -
    1 отз.
    9.11 (28)
    -
    9.15 (33)
    -
    9.19 (32)
    -
    9.26 (31)
    -
    9.46 (26)
    -
    1 отз.
    • Frá dauða Sinfjötla  [= On the death of Sinfjötli; Sinfjötli's Death, The Death of Sinfjötli] // Автор: Неизвестный автор  
    9.54 (13)
    -
    9.06 (31)
    -
    1 отз.
    9.24 (33)
    -
    9.28 (32)
    -
    9.30 (33)
    -
    • The Great Lacuna // Автор: Неизвестный автор
    8.97 (31)
    -
    9.29 (34)
    -
    9.25 (32)
    -
    9.32 (31)
    -
    9.30 (23)
    -
    9.24 (33)
    -
    9.09 (33)
    -
    1 отз.
    9.10 (31)
    -
    9.33 (33)
    -
    9.25 (32)
    -
    9.50 (14)
    -
    9.16 (31)
    -
    1 отз.
    9.10 (31)
    -
    • Эддические песни, сохранившиеся не в основной рукописи / Mythological Poems // Автор: Неизвестный автор
    9.35 (26)
    -
    9.19 (16)
    -
    9.44 (25)
    -
    9.07 (27)
    -
    1 отз.
    9.28 (25)
    -
    9.65 (23)
    -
    9.83 (12)
    -
    9.77 (13)
    -
    9.83 (12)
    -
    9.73 (11)
    -
    9.38 (24)
    -
    9.58 (12)
    -
    9.55 (22)
    -
    9.70 (10)
    -
    9.80 (10)
    -
    9.70 (10)
    -
    9.80 (10)
    -
    9.67 (9)
    -
    • Младшая Эдда / Snorra Edda  [= Den yngre Edda; Prose Edda; Laufás-Edda; Edda Magnúsar Olafssonar; Upsalensis Edda; Codex Wormianus; The Arna-Magnæan manuscripts 242; Edda Islandorum; Edda Snorronis Sturlaei; Сноррова Эдда; Эдда в Прозе; Эдда; Едда, или иконословие кельтское] написано в 1222 // Автор: Снорри Стурлусон  
    9.20 (46)
    -
    2 отз.

    Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


    Куратор цикла: GrandDuchess


    Входит в:


    
    Введение въ Историю Датскую, часть вторая содержащая въ себе достопамятности иконословия и стихотворения древнихъ северныхъ народовъ
    1785 г.
    Младшая Эдда
    1970 г.
    Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
    1975 г.
    Скандинавия. Литературная панорама
    1989 г.
    Корни Иггдрасиля
    1997 г.
    Наставления
    2005 г.
    Младшая Эдда
    2006 г.
    Старшая Эдда. Скандинавский эпос
    2006 г.
    Самые знаменитые сказания и легенды
    2007 г.
    Скандинавский эпос
    2008 г.
    Скандинавский эпос
    2009 г.
    Старшая Эдда. Песни о божествах
    2010 г.
    Старшая Эдда
    2010 г.
    Младшая Эдда. Ирландские саги. Беовульф
    2011 г.
    Младшая Эдда
    2012 г.
    Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах
    2013 г.
    Младшая Эдда
    2015 г.
    Старшая Эдда
    2015 г.
    Боги и герои древней Европы. Кельты, норманны, германцы, финны
    2018 г.
    Старшая Эдда
    2021 г.

    Издания на иностранных языках:

    The Prose Edda: Norse Mythology
    2006 г.
    (английский)




     


    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва





    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх