fantlab ru

Джо Аберкромби «Полкороля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
2064
Моя оценка:
-

подробнее

Полкороля

Half a King

Другие названия: Полукороль

Роман, год; цикл «Море Осколков»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 111
Аннотация:

Ум, далеко не всегда полноценная замена здоровой руке. Особенно в мире, где последнее слово остается за сталью. В мире, где высшая доблесть это стоять рядом с другом, щитом к щиту против всего мира. В мире, где Мать Войны будоражит умы и молодые парни садятся на весла и отправляются к чужим берегам, что бы всласть накормить Мать Воронов плотью павших врагов.

В этом мире Ярви, младшему из детей могучего короля, было предначертано стать жрецом и служителем Отца Мира. Природа и боги не оставили выбора калеке. Но Судьба всегда смеется последней. В крови предательства взойдет он на престол своих предков лишь для того, что бы пасть с него! Став рабом всеми силами своей души будет он стремиться вернуться домой! Не ради трона – ради мести! Ведь каждый, кто причастен к смерти отца и брата должен испить горькую чашу его ненависти! Если испытания закаляют характер, выпавшего на его долю хватит, что бы превратить характер Ярви в лучшую сталь! Сквозь боль, холод и огонь идет он к своей цели и никакие препятствия не остановят его на этом пути.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 2015 // Подростковый роман

лауреат
BooktubeSFF Awards, 2015 // Для старшего школьного возраста (выбор читателей)

лауреат
Premi Ictineu, 2016 (VIII) // Роман, переведённый на каталанский (Великобритания)

лауреат
Премия «505 по Кельвину» / Premios Kelvin 505, 2016 // Переводной роман для подростков (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2015 // Зарубежный переводной роман (Великобритания)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2015 // Роман

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2015 // Фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2016 // Зарубежный роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Полкороля
2015 г.
Полкороля
2018 г.
Море Осколков
2021 г.
Полкороля
2022 г.

Аудиокниги:

Полкороля
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Half a King
2014 г.
(английский)
Half a King
2014 г.
(английский)
Half a King
2014 г.
(английский)
Half a King
2015 г.
(английский)
Half a King
2015 г.
(английский)
Пів короля
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда Джо Аберкромби объявил, что пишет подростковое («young adult») фэнтези, многие его фанаты приуныли. Ведь они любят его книги – среди прочего – за то, что те совершенно не детские. Плюс, о так называемом подростковом фэнтези многие судят по произведениями типа «Сумерек», основными чертами которых являются любовь, слезы и сопли, а всё остальное идет необязательным фоном.

Но вот, наконец, в июле выходит «Полукороль» (Half a King), первая часть трилогии о Расшатанном море, и уже сейчас можно взглянуть, что такое подростковое фэнтези в понимании Аберкромби.

Русский термин «подростковая литература» не вполне корректен для английского «Young Adult Fiction». Для подростковой литературы за бугром есть термин «Teen Fiction» – это книжки, написанные для возраста 10-15 лет. А «Young Adult» пишут для возраста 16-25 лет. Вообще, отнесение книги к какой-то категории – дело во многих отношениях условное. Например, с точки зрения возрастной характеристики «Принц Терний» Марка Лоуренса отличается от «Полукороля» лишь наличием нецензурной лексики. А для русских читателей и вовсе не отличается.

Итак, «Полукороль».

Принц Ярви родился с увечной рукой, из-за которой все считают его бесполезным слабаком, ведь в этом суровом мире мужчина, а особенно из королевской семьи – это в первую очередь воин. Поэтому Ярви учится на министра (в этом мире нечто среднее между священником, советником и лекарем) – изучает языки, растения, дипломатию – и готовится пройти испытание, после которого навсегда отречется от всех титулов и даст обет безбрачия. Но его отца и брата убивают, поэтому Ярви приходится стать королем и поклясться отомстить.

Основные отличия этой «подростковой» книжки от прочих книг Аберкромби:

1. Главный герой – подросток. Ярви 16 лет, и, погружая его во всевозможные задницы разной глубины, автор заставляет его стремительно взрослеть.

2. Повествование ведется только от лица Ярви – нет обычных для Аберкромби нескольких POV (Point of View, точек зрения). Возможно, в следующих частях добавится еще одна POV. От этого проистекает то, что может не понравиться поклонникам Аберкромби:

- Сюжет относительно прямолинеен, что, впрочем, не мешает автору сделать несколько финтов, переворачивающих все с ног на голову.

- Все герои показаны только с одной точки зрения, Аберкромби в этот раз не стал углубляться в психологию полудюжины персонажей и сосредоточился на одном. Впрочем, от этого остальные не выглядят менее реалистично – Аберкромби и раньше умел нарисовать харизматичных героев, не вводя для них отдельной POV.

3. Книжка короче, чем обычно (в два раза меньше «Красной страны», например).

4. Герои не ругаются нецензурными словами. Самое грубое слово за всю книгу – «shit», и то встречается один раз.

5. Аберкромби обещал, что секса и насилия будет поменьше, чем обычно – с сексом (в первой книжке) не наврал, а с насилием я что-то не заметил. Может быть.

От того, что книжка короче, нет времени на длительные обстоятельные описания, на копание в головах множества персонажей — динамика в ней бешеная. Аберкромби писал в каком-то из блогов, что хотел, чтобы каждая глава была, как удар в лицо. В какой-то мере это ему удалось. Стремительно меняются локации, положение героев, и под влиянием обстоятельств стремительно меняется и сам главный герой. При этом – как обычно у Аберкромби – все персонажи действуют весьма логично в рамках своих характеров и внешних обстоятельств. Поэтому, как обычно, неизбежны рассказы о «предсказуемости» книжки.

Так же на стоны о «предсказуемости» несомненно повлияет тот факт, что Аберкромби, как в хорошем детективе, невзначай рассказывает обо всех причинах основных сюжетных событий, так что внимательный читатель теоретически вполне может составить всю картинку происходящего и догадаться, чем все закончится. Лично меня, впрочем, увлекло действие, на сопоставление разрозненных фактов времени не было, и потому финал оказался довольно неожиданным.

Отдельно стоит сказать о сеттинге книги. Герои напоминают викингов – в той же мере, в какой герои Мартина напоминают средневековых рыцарей. От викингов взято соответствующее вооружение, внешний вид (обошлось, к счастью, без рогатых шлемов), некоторые обычаи. К этому добавлен мир со своей религией и мифологией, с несколькими странами и народами. Действие «Полукороля» (и, похоже, остальных книг трилогии) происходит вокруг Расшатанного моря. Магии здесь практически нет – есть только древние здания и артефакты, оставшиеся от неких «эльфов», которых никто не видел, а еще всевозможные верования и суеверия. Возможно, дальше какая-то магия и будет, но в первой книжке даже ни одного фаербола не пролетело.

В общем, новая книга Аберкромби получилась не похожей на предыдущие его книги, но это тот же Аберкромби – жесткий, циничный, со своим специфическим юмором и безумно увлекательный.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Полкороля» решил почитать, наверное, больше из любопытства — было интересно, как можно совместить жесткий стиль Аберкромби и, как мне показалось из аннотации, формат «young adult». Что ж, после прочтения могу сказать, что книга удалась, а описанное выше мнимое противоречие разрешается довольно просто: ползунок жестокости выкрутить на 50%, а ползунок секса опустить в ноль. Во всём остальном это, в общем то, классический Аберкромби.

Отмечу, что каких-то достойных упоминания, бросающихся в глаза недостатков я не обнаружил. Зато несколько вещей очень даже порадовали:

-персонажи живые и понятные. Их мотивация ясна, а внешность хорошо визуализируется;

-низкий порог вхождения. По крайней мере в первой книге цикла фэнтези как такового почти нет — фантастическим элементом являются географические названия, да мифология. А так, вполне понятно откуда ноги растут у этого сеттинга с суровыми мужиками, воюющими в щитовом строю, и грабящими соседей;

-прелестная простота. Оказалось, очень приятно читать роман с одним действующим лицом и без флешбеков на 50 страниц;

Как итог: «Полкороля» — отличный приключенческий роман. Подумалось, что он мне напоминает классические приключенческие книги, вроде «Одиссеи капитана Блада», только с влиянием характерной для Аберкромби неоднозначной морали.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет назад я наткнулся на книжки Джо Аберкромби, и автор, неожиданно, меня увлёк. Я в течении двух месяцев прочитал подряд аж четыре романа, что для меня невиданно, и с небольшим перерывом — два оставшихся томика о мире Земного круга. Первая трилогия оставила у меня положительно-спокойные впечатления, а вот вторая принесла искреннее удовольствие. Я порадовался, закрыл «Red Country», убрал книжки на дальнюю полку, и забыл о них. Но своё место в моём списке недурных миротворцев он занял — и не самое низкое. Прошли годы, и я вновь решил вернуться к Аберкромби, но не в Земной круг — не тянет меня туда — а в неизведанный ещё мир «Shattered Sea», где почти всё тоже самое но... немного попроще.

В принципе, Аберкромби не стал заморачиваться с миропостроением (у него это никогда не было сильным местом), ни проработкой совершенно новых персонажей или сюжета (с чем у него от книжицы к книжице становится лучше). К удивлению своему я обнаружил, что большая часть «Half a King» состоит из образов, прямо перекочевавших из его предыдущих книг, причём сложно даже выделить какую-то конкретную аналогию. Грубо говоря, представьте себе два фильма, снятых на один манер, с одними и теми же операторскими приёмами, цветовой гаммой, актёрами, в схожих декорациях — такое впечатление производит и этот роман.

Чего не отнять — написано увлекательно. Роман короткий, законченный и цельный, и выстроен просто на заглядение — ничего лишнего, всё на своих местах. Приключения увечного подростка в суровом мире, его взросление и возмужание — всё выстроено грамотно, причём у Аберкромби хватило ума не превращать своего юного балбеса в личность достойную трона — уж чего нет в его характере, того нет — и не стал превращать леворукого сверхбойца — отважный полукороль по прежнему может проиграть поединок маленькому мальчику с палкой для разгона голубей. А вот силу внутреннюю, изворотливость и нестандартный ум он ему привил, и мальчик в итоге оказался эдаким «серым кардиналом» при троне, что ему очень идёт — ведь хитринкой автор с ним тоже поделился.

За это можно простить даже очевидные нелепости, вроде великого фехтовальщика, годами скоблящего палубу и скрюченного цепями, в единый миг снова пляшущего с мечом как ни в чём не бывало. Да и галерные рабы, годами прикованные к скамьям, лихо шныряющие сквозь северную метель в тряпичных обносках на скудном сухпайке — тоже сильно. Но, нужно отдать должное — и претенциозности здесь заметно меньше, чем в предыдущих романах автора, и пафоса не так много, так что — простим уж условности жанра.

В конечном итоге — бодро, без перегибов и заявок. Не совсем подростковый роман, просто лёгкое приключение, достойное прочтения.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

После Земного Круга захотелось чего-то нового и столкнулся с Морем Осколков. Эта первая книга из трёх, рассказывает о молодом парне, который инвалид, что положительно сказывается на сюжете. Не часто увидишь развитие такого персонажа, которому действительно сложно выживать в этом мире и приходиться брать не силой, а умом.

Книга довольно маленькая, цикл читается очень быстро, повороты действительно нетипичны, что вызывает положительные эмоции. Маленький объём с разбавленными событиями не даёт заострить внимание на минусах и долго заскучать, но всё же после прочтения память о них осталась. Некоторые персонажи совершенно не интересны мне, как читателю, хотя являются важным лицом в повествовании. Некоторые вещи скомканы, и хоть я понимаю, зачем и как, не приносят читательского удовольствия. Но, не смотря на это, мне была интересна главная сюжетная арка и она того стоит.

Окончательный вердикт-хотите почитать фэнтези, но не хотите тратить много времени и нечего читать — вполне нормально. Но если вы хотите что-то большего, увы, тогда это наврятли вам поможет.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аберкромби обладатель одного из самых живых языков, произведения написанные которым читаются просто влёт. События очень динамичны, и сменяют друг друга, при этом не успевая надоедать своим мельтешением, чем грешат авторы популярных подростковых книг 10х годов. Герой забавный, философской глубины не ждите, но для жанра он прописан максимально хорошо. Мир «моря осколков» действительно оправдывает свое название, и состоит в основном из водной глади, и осколков государств, бывших и нынешних. Раскрытию отдается мало времени, но опять же, в угоду динамике. В целом произведение очень крепкое, и заскучать точно не заставит. Разочаровала разве что только финальная битва

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Джо Аберкромби... Джо Аберкромби... — доносилось чуть ли не из каждого рта, читающего индивида.

И вот наконец-то я созрела.

Выбор пал на «Полкороля», потому что книга уже была скачена, и цикл «Море осколков» оказался покомпактней, чем «Земной круг».

И с каждым поглощённым килобайтом информации на меня накатывало недоумение.

Это точно тот самый Аберкромби, которого мне все рекламировали?!

Да, весьма читабельно. Но «такой суперский стиль» мной обнаружен не был.

И я уже готовилась списать это всё на то, что я не фанат фэнтези, но потом почитала отзывы и поняла, что я просто не с того начала.

«Полукороль» подростковое приключенческое чтиво, без каких-то изысков и философских подтекстов. Взрослым тоже можно. Но гурманам не рекомендовала бы.

Самый большой минус лично для меня — это излишняя киношность. Автор будто кричит: «Вот посмотрите, как я могу, господа режиссёры! Да тут даже адаптировать ничего не надо — бери и снимай». У нас есть ГГ, рост которого мы наблюдаем, у него есть цель, препятствие на пути к цели, и как только он преодолевает препятствие — то возникает новое. И хэппиэндовский финал оказывается не совсем таким, как предположил читатель. Не то чтобы это само по себе плохо. Но литература тем и отличается, что в ней больше героя, его внутренних переживаний.

Да и мир прописан как-то скудно. Видимо, задел на будущие книги трилогии? Там же тоже ещё что-то надо будет писать. Ибо не знаю что ещё может оправдать невыстрелившие ружья.

На счёт героев. Пекарь и стрелок из лука получились какими-то однотипными. А ГГ так и не сумел вызвать симпатию. Как по мне, наиболее автору удалась капитанша корабля. Вообще, женские персонажи вышли ярче и сочнее.

Из плюсов ещё, пожалуй, что читается легко и быстро.

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга «Half a King» — на данный момент самая слабая из творчества Аберкромби. Даже слабее «Красной Страны» (хотя куда там с её нереалистичными вестерновскими штампами и отупевшими героями!). В последних книгах у героев Аберкромби всё хуже с мотивацией и целями, даже месть иногда уже совсем не к месту смотрится. Много каких-то фальшивых неправдоподобных сцен. Хотя в целом, по сравнению с другими приключенческими романами на довольно хорошем уровне, напомнило недавний «Разрушитель кораблей» Бачигалупи, тоже приключение подростков по кораблям всяким, борьба против родственников, только там про постапокалиптическое будущее, а не фэнтези.

Персонажи очень незапоминающиеся, друзей героя и родителей даже толком по именам запомнить не успел, а книга уже кончилась. Фирменные диалоги и юмор присутствуют, но в куда более урезанных количествах, и даже особенно интересные цитатки выцепить не так просто в этот раз, как раньше.

А самые неожиданные сюжетные повороты под конец — во-первых, какие-то не особо интригующие, не впечатляющие, во-вторых, основаны на каких-то удивительных случайностях-совпадениях. Не дело.

Если бы не предупреждал автор, что будет детское чтиво, совсем разочаровался бы, подумав, что исписался Джо. Но, надеюсь, просто в других стилях экспериментирует и для детишек своих творит в качестве исключения. Хотя намечается трилогия, придётся читать продолжение.

К фанатскому переводу Быдломена особых претензий нет, только пару раз реплики одного персонажа разбивались на отдельные строчки в диалоге, потому сложновато было понять, где чья реплика или о чем речь. Спасибо ему за оперативность и хорошее качество.

Читается очень быстро, кстати. Так что не пугайтесь отзыва, попробуйте. Книга очень маленькая. Полукнига.

Оценка: полуаберкромби

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если рассматривать «Полкороля» непредвзято, то роман вполне заслуживает семь-восемь баллов из десяти возможных. Это хорошо написанная история, которую Джо Аберкромби начал собирать из штампов, а закончил довольно оригинальным и неожиданным финалом. Но я понимаю всех тех читателей, кто поставил оценку ниже. После «Земного круга» наблюдать довольно линейный квест – очень фрустрирующе.

Завязку романа вы уже видели не раз: молодой наследник престола после смерти отца становится жертвой предательства и вынужден бежать из страны. Впереди его ждёт множество испытаний, благодаря которым он возмужает и обязательно вернётся, чтобы отомстить. Фабула известна со времён Шекспира с его «Гамлетом», а возможно и более ранних. И Джо Аберкромби следует схеме большую часть времени, отклоняясь от неё лишь ближе к финалу. Который хорош.

Ну а чтобы читатель по пути не заскучал, Джо использует все свои писательские козыри. Во-первых, сюжет до отказа наполнен событиями, в каждой главе что-то происходит, кто-то кому-то делает больно, а главный герой Ярви попадает из огня, да в полымя, а затем ещё раз в полымя, после чего снова в огонь. В общем, скучать просто некогда. Во-вторых, Ярви изначально сочувствуешь, так как на его голову несчастья сыплются как из рога изобилия, а он еще и с увечной рукой и довольно мягкого склада характера. По крайней мере, в начале. В-третьих, роман написан кинематографичным и живым языком, так что читается книга очень быстро. А учитывая её небольшой объём, даже слишком быстро. Буквально не успеваешь перевести дух, как всё уже закончилось.

И уже после прочтения можно поймать себя на ощущении, что где-то автор тебя надул. Это произойдёт, если начать анализировать сюжет и несколько абстрагироваться от бесконечного мельтешения событий, которое постоянно отвлекает внимание от главного минуса романа. Дело в том, что главному герою в «Полкороля» очень сильно везёт. Всё происходящее на страницах книги сильно смахивает на летний голливудский блокбастер, в котором много приключений и опасностей проходят под рояльную музыку из кустов. Финал это ощущение частично сглаживает, но не до конца.

В итоге перед нами качественно сделанный «янг эдалт», крепко сбитый и не претендующий на звание шедевра. Хорошее развлекательное фэнтези.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«- Мне не хватает мудрости. — Он хотел сказать «не хватает храбрости», но ему не хватило храбрости это произнести»

Первый роман цикла «Море осколков» написанный Джо Аберкромби в 2014 году.

Ярви никогда не мечтал о троне, его претили битвы и сражения. Вместо оружия он предпочитал книги. Однако судьба решила что Ярви суждено стать королем. Если точнее то полкоролем.

После прочтения трилогии «Первый закон», фамилия Аберкромби для меня как знак качества. Хотя остальные из прочитанных мною на данный момент книг дотянутся до дебютной трилогии, по качеству, не смогли. «Полкороля» не стала исключением. Добротное подростковое фэнтези, на голову выше всего остального, однако чего-то не хватает. Сюжет избитый. Все это мы уже читали, слышали, смотрели и даже играли. Герои также ничем не выделяются. Каждый из них конечно личность со своим характером, но все они довольно предсказуемые.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Определить, кто из них не доживет до финала очень просто.
Сам финал просто «огромный рояль в кустах». Хочется сказать «Как удобно».

Однако прочитать данную книгу все же посоветую. Хорошее фэнтези, написанное приятным языком, только не ждите откровения. Сам знакомство с трилогией продолжу.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

В глубине моей испорченной излишествами всякого рода души живет стойкое недоверие ко всем продуктам с маркировкой «Лайт». Я им не доверяю, как не доверяю хроническим алкоголикам, внезапно перешедшим на лимонад. Как не доверяю маньякам, которые срочно заделались в святоши и проповедуют с ангельской улыбкой о любви к ближнему, или ворам, вспомнившим о совести и начавшим заниматься благотворительной раздачей награбленного нищим и обездоленным, из кармана которых так недавно доставали последний грош.

Все то мне видится какой-то подвох. Вот-вот за ангельским ликом обнаружится опять звериный оскал, а вместо исчезнувших жиров найдется какая-нибудь новая, не менее вредная для организма, пакость.

Примерно с таким, неисчезающим чувством настороженности, я начала, продолжила и завершила чтение этого романа. И все это время мне не давало покоя подозрение, что я читаю «Лайт» версию «Первого закона», которое постепенно, встречая знакомые образы, сюжетные повороты, черты характеров героев, все больше крепло, превращаясь в уверенность.

Вот возьмем, хотя бы, юного героя — несчастного калеку Ярви, который занимается все повествование самоедством от несоответствия своих возможностей и ожиданий окружающих. Что-то в моем сознании щелкнуло, и замаячил на горизонте образ незабвенного инквизитора Глокты, чьи мотивации тоже были тесно связаны с выше описанной психологической проблемой. И почудилось, что из рецептуры, из которой родился столь привлекательный и неоднозначный образ Инквизитора, украсивший своим присутствием целый цикл «Первый закон», выкинули ряд важнейших ингредиентов или изрядно уменьшили их дозировку. И получился, в общем то, ничем не примечательный «Лайт», по виду и наполнению похожий на сотни других героев, среди которых полно юных калек и прочих убогих, с переменным успехом упорно пробивающих себе дорогу к светлому фэнтезийному будущему.

И если присмотреться внимательно, то и среди прочих героев можно без труда найти «Лайт» версии жестоких, да, неоднозначных, да, но запоминающихся и ярких героев «Первого закона». И если вы не нашли таких в «Полкороля», не огорчайтесь — впереди новые книги цикла, и сей недостаток, возможно, будет исправлен.

Примерно то же впечатление, что и от героев, осталось и от Мира. Вспомните, сколько времени мы провели в дороге с героями «Первого закона» в седле, на кораблях и просто на своих двоих. Было море, горы, пустыни, дремучие леса, древние развалины, осажденные крепости, зимняя стужа и палящее солнце. Все это присутствует и здесь, но только опять в каком-то уменьшенном варианте. Древние развалины и осажденные крепости промелькнут, леса и горы помаячат в дали, моря поштормят, да и затихнут. Декорации, фон останутся размыты и нечетки, Мир так и не проступит из тумана слов и не обретет целостность и реальность.

Но это, если смотреть на роман взглядом опытного, много чего повидавшего на литературном фронте, читателя. Как известно, «Лайт» продукты годятся еще и для того, чтобы не испортить слишком рано юный организм всякого рода излишествами. И вот тогда, морковка может сойти за лучшую сладость на свете. Тем более что в данном случае читается легко и непринужденно, сюжет катится по накатанной колее к вполне себе благополучному финалу.

Кстати, морковь полезна в любом возрасте. С таким романом можно неплохо отдохнуть, не перегружая мозг, читательскую память и не покрываясь пупырышками от описываемых страстей. Хотя... В крови на лезвиях мечей, в скрежете входящего в плоть ножа, в «Сталь все решит», нет-нет, да послышатся знакомые мотивы, отголоски беспрестанных сражений и отблески кровавых морей «Первого закона».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё знакомство с Аберкромби началось месяц назад с Первого Закона, и прямо с первых страниц было видно, насколько Джо оригинален. Грозный север, вроде-орки-но-не-орки, белобородый маг, исправляющийся прямо на глазах аристократ, какая же это была свежая находка. Но хотелось чего-то ещё более оригинального. И Полукороль это дал, здесь, в отличие от ПЗ, гений автора развернулась на полную катушку. Сюжет про месть, оо! Эльфы, уу! Викинги, дааа! Вроде жалкий, но могучий узник, отлично управляющийся с оружием и имеющий особое отношение к смерти (Ничто, помаши Якену ручкой)! Найди мою семью, если я погибну! Я помогу тебе или умру! Влюбляющийся в путешествующую с ним девку подросток! Инглинги (Плагиат у самого себя не считается!)!

За рамки книги выбивается лишь Ничто со своим вызывающим зевоту твистом.

Если вам понравился Первый Закон, то понравится и Полукороль, несмотря на полёт фантазии, произведения самую малость схожи. Например, и там и здесь персонажи пустые и не вызывают такую ненужную вещь как сопереживание, мир вторичен, а интриги нет. И ещё постоянное нытьё о руке главного героя поразительно напоминает нытьё Глокты о своей инвалидности. Совпадение, наверное.

Поблагодарить Джо можно за авторский стиль, произведение написано так, чтоб его было очень читать легко даже несмотря на тяжёлый для восприятия сюжет, сюжетные повороты и глубину персонажей. И за это можно поставить большой плюс, ведь не все читатели смогут выдержать настолько бурную фантазию, нужно чем-то разбавлять.

Я бы поставил двенадцать из десяти если бы мог, но такой оценки на сайте, к сожалению, нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идеально для подростков и для чтения на унитазе

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Первый закон» прочёл давно, после чего скупил все книги автора. Теперь понимаю, что наполовину зря, за что и расплачиваюсь потраченным временем. Насколько я восхищён «Первым законом» ровно настолько удивлён и возмущён «Полукоролём».

Начну с персонажей. Из них всех «выпуклыми» можно назвать, пожалуй, только главного героя, его мать и Ничто. Причём, персонаж типа Ничто для автора не оригинален, были уже и Логен и Горст и т.д., практически в каждом романе. Остальные настолько плоские и одинаковые, что некоторых можно отличить только по именам.

Идея «ущербного» главного героя хоть и не нова для автора, зато интересна. Думаю, многие коллеги, прочитавшие «Первый закон», ждали от Ярви того же, чего и от Глокты, хотя бы по духу и прописанности персонажа. Не вышло. Давид и Голиаф, причём первому не победить никогда. Одобрять или нет «основные» поступки главного героя каждый решит для себя сам, но вот только видеть мир, состоящий из стукачей и изменников, идущих к своим, пусть и благим, целям по трупам невинных людей, печально...

Особо бросается в глаза то, что все персонажи обоих полов суровей челябинских мужиков (Челябинцы, не обижайтесь, просто сериал понравился). И не одной обычной женщины, в которую можно было бы влюбиться нормальному мужику. Обычной, в моём понимании, пусть не очень красивой, зато нежной и ласковой или др. Все полумужики какие-то получились. Кстати, этой самой любви уж слишком мало в романе, ориентированном на подростковую аудиторию. Есть конечно потуги главного героя влюбится то в одну, то в другую, но они так и остаются потугами и не приносят никаких эмоциональных переживаний. Драматизировать сюжет тоже не получилось. Вот появились у главного героя два новых друга — серые пятнышки на белой бумаге, и вдруг их стирают, и не остаётся даже следа.

Сюжет считаю достаточным для произведения такого размера. Хотя назвал бы его скорей «История одного побега», по самой яркой и динамичной его составляющей.

Не соглашусь с читателями, отметившими реалистичность произведения. Из реалистичных моментов могу отметить лишь финал, в том месте, где главный герой занимает именно свою нишу в обществе. В другой роли его даже и не представляю. Остальное реалистичностью и не пахнет. Побег гребцов, по 20 лет невстававших из-за вёсел, через ледяные пустоши и горы, на мой взгляд полная чушь. Да и алкоголичку, идущую им по пятам, представить себе не могу, точнее представляю и мне становится хреново. Попробуйте пробежать кросс с бодуна и вы меня поймёте. Не хотите пить, попробуйте тесаком, умещающимся в рукаве, срубить дерево. Жалко дерево, вытяните, незаметно для противника, длинный нож из-за спины.

Флора и фауна придуманного мира не выдерживают критики. Оказывается, мох растёт с западной стороны дерева, нас учили что с северной, интернет говорит что мху пофигу и компаса у него нет. Теперь о птичках. Всегда считал, что почтовый голубь летит домой. Здесь же птицы летят в любых направлениях, сей факт помешал мне усвоить изюминку произведения с посыльной вороной. Я понимаю, что фэнтези допускает отклонения от действительности, но как же быть с реалистичностью. Ещё этим птицам начитывают текст и одновременно цепляют записки — наверное резервное копирование или для наполовинузрячих и наполовинуслышащих.

Приставку полу и наполовину автор эксплуатирует как никто другой, вставляя её где надо и не надо. Например, наполовину поднял свою половину руки; наполовину повел, наполовину потащил за собой; наполовину шел, наполовину полз; полувсхрапнув-полувсхлипнув; полувсхлипнул-полуусмехнулся. От этих полупуков полудурков начинает рябить в глазах. Но это ещё цветочки, ягодки впереди. Я о простоте, как многие заметили, чтения и красоте слога. Не смог я быстро читать этот текст, зачастую несколько раз останавливался и перечитывал. Текст изобилует множеством сложных для меня предложений растянутых иногда до размеров абзаца. Например:

«И он кивнул на скоблильщика, чей брусок бесконечно скреб, и скреб, и скреб палубу, и позвякивала тяжелая цепь, когда тот переставлял сбитые, отекшие колени на своем пути в никуда» — автор объединил в одно предложение скобельщика, его колени, его путь в никуда, брусок и цепь. Не знаю как вы, а мне переварить такое с наскоку тяжеловато.

Если же предложение короче, то имеет такой вид:

«- Я, когда надо, словечком, бывает, обмолвлюсь.» — это невозможно произнести или прочитать не заикаясь.

Смысл следующих предложений я или не понял вовсе или не очень уверен в правильности трактования:

«- а война — чертовски дорогая игрушка. Строить храмы догоняет где-то рядом»;

«- Прошлый Верховный король был изрядной мерзостью, зато считал себя только первым из братьев.»

А вот здесь:

«Баньи походили на чертей издали.» — черти издали это типа писем издалека или как?

Я не говорю, что это неправильно, я не специалист. Но писать или переводить так развлекательную литературу считаю недопустимым. Литература для отдыха, на мой взгляд, должна заходить, как ведро в колодец, просто и без смазки. Тогда это твоя литература.

В завершение отмечу, что нюанса с птицами с первого раза я не просёк, пришлось перелистывать назад. Зато то, что на пятый день ещё ели хлебцы, а третьего дня кончилась еда уловил сразу. Хотелось чтобы мастерство автора заставило эти факты поменяться местами. Или просто я не туда смотрю.

Уважаемые поклонники Джо Аберкромби! Я специально не выискиваю за что зацепиться, но когда перецепляюсь случайно, пишу об этом, так что не судите меня строго.

PS: А «Первый закон» всё-таки супер. И данное произведение не идёт с ним ни в какое сравнение, ни с какими скидками на подростковость. Не знаю, удача ли автора или наоборот провал в том, что все козыри он раскрыл в «Первом законе»? Решайте сами. Но что-то мне подсказывает, что «Второго закона» либо не будет, либо ожидая его можно поседеть.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне и не верилось, что настанет день, когда по поводу нового романа нежно любимого мною Джо Аберкромби я буду вынуждена чуть пожать плечами, сделать недоуменно-огорченное лицо и сказать... а не особо-то понравилось. Впрочем, интуиция не велела ждать многого еще тогда, когда было объявлено, что книга будет детско-юношеской. И когда стало ясно, что на встречах с читателями милейший автор всё свое обаяние и харизму пускает на уговоры, что, мол, не бойтесь — это буду всё тот же знакомый вам я, только без «факов». «Факов» и вправду не обнаружилось, но я ничуть не склонна считать, что пострадала исключительно от их отсутствия, дело в другом. Просто-напросто история про выживающего в условно-викинговском мире калечного принца-сиротку Ярви оказалась каким-то гибридом Гамлета для шестиклассников и рождественского мульта для семейного просмотра и — по крайней мере в первой книге — почти ничем не захватила. Нет-нет, там всё в очень большом порядке с событиями — бедняжку то и дело кто-то то предает, то продает, то он плывет, то он бежит, то попадает из огня да в полымя, то — пардон за плохую «рифму» — как раз наоборот в морозы и снега. Находит друзей, обретает союзников, проигрывает, выигрывает, узнает всякую разную тяжелую правду. Бодро и с выдумкой.

Нет-нет, не надо мне напоминать про целевую аудиторию — детская книжка и должна быть такой. Событийно-увлекательной, с линейным квестом, с однозначными, легко понимаемыми, потому что они безо всяких психологических «извращений», героями, которые разговаривают про с большой буквы Важное на грани пафоса, продвигая всякие правильные ценности и буквально обучая всяким нужным для понимания жизни вещам. Ну вот что-то вроде «может, я и полчеловека, но я дал целую клятву, и я ее сдержу». Полагаю, все это означает, что меня-то книжка из-за своей простоты и прямолинейности не смогла развлечь, а вот Джо как автор и даже как психолог на удивление профессионален и хорош. Мне ску-уучно от тебя, Ярви. Ты банален и назидателен. Но Джо традиционно буду хвалить. Ему удалось пойти против самого себя и для создания этого юношеского опуса запереть где-то на чердаке в ожидании следующих романов Земного Круга свои основные инструменты и кисти-краски — безжалостную отвязность и искренний цинизм, чувственные комбинации из любви-долга-мести-ненависти и самоиронию. А самоирония как персонажей, так и автора здесь — ключевое слово. Потому что наш автор прекрасно знает — помимо индивидуальной склонности, для её обретения и понимания надо как минимум дорасти до окончания школы, а может даже перебраться на третий десяток, чтобы успеть столкнуться с выборкой хоть бы прожитых событий, а хоть бы отсмотренных фильмов или прочитанных книг, пережить, переанализировать и отсмеяться над больным и грустным. С жалостью приходится сознавать, что умнице-автору по тем же причинам пришлось отказаться и от обычной звенящей и жесткой яркости в диалогах. Кажется, я, против обыкновения, почти не улыбалась в процессе чтения и точно почти ничего не выучила, чтобы цитировать. Лишь одной фирменно проинтонированной фразы — уверена вот ее будут много повторять — «куда катится мир, если приличный человек не может сжечь трупы, не вызывав подозрений?» явно не хватает, чтобы оправдать существование этого Курса выживания для подростков и дождаться выхода следующего взрослого романа. А ведь долго еще ждать.

Читать или нет? Начинать знакомство с автором с этой сказки я бы ни в коем случае не посоветовала — не зацепит, ну а поклонники все равно ознакомятся. Мне показалось, что Джо не удалось допрыгнуть до Мьевилля или Геймана, чьи книги для детей натурально завораживают, преимущественно потому, что оба пользуются совершенно другими изобразительными методами. Возможно, оба в меньшей степени отказываются от себя, и делают это не в качестве тяжелой работы, а в большей степени для удовольствия?

Собственно, только что пришло понимание, чем Half a King для меня недостаточно хорош и в чем должен был заключаться весь отзыв. Романы Земного Круга такие, какие они есть, мог написать только удивительный Джо Аберкромби. А вот этот — почти кто угодно...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно такое бывает, когда великолепный автор темного фэнтези сам себя загоняет в рамки, чтобы написать подростково-открывающее фэнтези для новичков.

Прежде, чем начать, я хочу уточнить, что основной цикл Аберкромби «Первый Закон» — я не читал, точнее половину первой книги когда-то давно пытался, но забросил, но прекрасно помню, насколько это было качественное фэнтези, так что все свои сравнения данной книгитрилогии с его основным циклом я делаю исходя из памяти по половине первой книги, может это не правильно, но лучше так, чем никак

Вся трилогия «Море Осколоков» — безумно странное явление. С одной стороны, первая книга вышла очень средней для читателей фэнтези со стажем, казалось бы, вроде неплохо? А потом ты вспоминаешь, кто автор и понимаешь, что Аберкромби может в сто раз лучше, взрослее и эпичнее. Так что же случилось? Правильно, Аберкромби хотел написать подростково-вступительное фэнтези, чтобы те, кто не решается сразу начать с его основного цикла «Первый закон» — сначала ознакомились с НЕВЕРОЯТНО легким чтивом под названием трилогия «Море Осколков», тут остались все плюсы Аберкромби, шикарные персонажи, вполне живые диалоги, легкий слог, политика, правильная подача сюжета, но есть одно небольшое (большое) НО — это ПОДРОСТКОВОЕ фэнтези. А значит всё то, что мы можем видеть в его основном цикле — тут будет обнулено в несколько раз. И я предположу, что когда он писал эту трилогию, Аберкромби просто отдыхал перед новой трилогией в его основном цикле.

ПЛЮСЫ:

1. Персонажи и диалоги. Даже в таком легком чтиве Аберкромби верен себе — персонажи сок, а их диалоги вполне реальны, нет какого-то явного бреда, в который не веришь и никогда в жизни не сказал бы. Живость персонажей передается даже через перевод. В этом пункте я не сомневался, Аберкромби всегда сделает в своей книге максимально реальных и харизматичных персонажей.

2. Легкость и объем книги. Вся трилогия невероятно маленькая, что ещё раз доказывает, что автор в этот промежуток жизни просто отдыхал от основного цикла и спокойно писал простую трилогию для души, читается невероятно легко, что определенно для некоторых станет плюсом, особенно если вы до этой трилогии читали какого-нибудь Сандерсона, где в каждой книге по 1000 страниц, эта книга и трилогия станут для вас полным расслаблением в мире фэнтези. Ничего сложного, никаких двойных стен, никакой нагрузки на мозг читателя, просто плывите по течению даже не задумываясь, поскольку ориентация у трилогии на подростков и абсолютно не искушенных читателей, она сама вам всё подает в готов блюдечке.

МИНУСЫ:

Он один, но для меня был фатальный.

1. Эта же самая легкость. Давайте я уточню, я могу принять легкость фэнтези, но не такую, даже Гузек и его «Командория 54» на фоне этой книги — более замысловатое чтиво, нежели «Полкороля». Безусловно, для людей, не читавших ни основной цикл Аберкромби, ни Сапковского, ни Мартина, ни Толкина, ни Вегнера, ни Сандерсона, грубо говоря никого из основных современных фэнтези писателей — данная трилогия и книга может послужить проводником. Но не для меня. Если начиналась книга бодро, то уже ближе к середине она просто описывает ненужные вещи, максимально старясь растянуть время, а под конец и вовсе скатывается в ужасно второсортное фэнтези, финальная битва — слита. Причем слита очень не приятно, как таковой битвы и не было, вообще ничего не было, где-то 10 страниц финального махания мечами, причем очень посредственного и навязанного, настолько натянутого, что вспоминая финальную битву у Гузека в «Командория 54» — битва Гузека мне кажется шедевром.

НЕ МИНУСЫ, НО ОСОБЕННОСТИ:

1. Сюжет. И тут Аберкромби доказал, что даже когда он пишет абсолютно не значимый фэнтези цикл, даже в нём он сделает вполне нормальный сюжет, за которым приятно следить. Да, так и вышло, я не скажу, что сюжет прекрасный, нет, он просто средне-хороший, к сожалению, к концу всё скатывается в унылую кашу, вишенкой которой становится абсолютно убогая битва. А не в плюсе он для меня из-за простой причины, Аберкромби может гораздо лучше, особенно если вы начнете читать эту трилогию после его «Первый Закон», вы можете не на шутку расстроиться из-за слабости сюжета по сравнению с основным циклом.

ИТОГ:

Тем, кто уже читал настоящее фэнтези, неважно от кого, рекомендую от этой книги не ждать ничего, если же вам недавняя «Командория 54» показалась простой и пустой, то эта книга — ещё проще. Может не такая пустая, нет, но проще — да. Рекомендую так же читать этот цикл после гигантского цикла с нагрузкой на мозг, вроде «Архив Буресвета» Сандерсона, данная книга и трилогия станет для вас отдыхом.

Ну и безусловно тем, кто вообще ничего не читал от Аберкромби, рекомендую начать именно с трилогии «Море Осколков», так вы познакомитесь со стилем и слогом этого писателя и не будет такого, что после его основного цикла, вы решите прочитать «Море Осколков» и скорее всего останетесь разочарованы, а если вы начнете знакомство с этой трилогии, то наоборот, приступив к основному циклу, вы увидите довольно большую разницу между подросткового-начинающим фэнтези и темным.

За саму книгу — 6.

За издание — 7.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывают такие книги, которые после прочтения оставляют лишь недоумение, несмотря на содержание. «Простенько и со вкусом» — фраза, им подходящая. Но у «Полукороля» все очень-очень простенько, а с послевкусием весьма серьезные проблемы, поскольку книга не запоминается ничем. Я уверен, что спустя неделю уже и не вспомню из этой коротенькой истории ничего, окромя финального глупого твиста. Герои не задерживаются в памяти (шутка ли, постоянно думал, что Ничто – обычный молодой парень, даже спустя пару страниц после того, как его называли стариком, сознание упорно игнорировало этот факт), антураж печалит, испытания стандартные, твисты из принципа «нужно наляпать, а на их восприятие положить». В общем, слабенькая книжка, на дальнейшее чтение цикла никак не мотивирует. Прочитал за три часа, пожал плечами и забыл уже на следующий день.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх