Орсон Скотт Кард «Тень Эндера»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Военное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это — не продолжение приключений Эндрю Виггина, величайшего полководца космической эры.
Это — нечто куда более интересное.
Перед вами — «роман-параллакс». История «Игры Эндера», пересказанная заново. История «тени Эндера» — мальчишки со смешным прозвищем Боб, плечом к плечу с Эндрю Виггином прошедшего и адову школу «специальной программы», готовящей из детей командный состав земных космических армад, и боевое крещение решающей битвы с жестокими негуманоидными пришельцами.
Предназначением Эндера было — побеждать.
Каково же предназначение того, кто шел к победе с ним рядом?..
Входит в:
— цикл «Эндер Виггин» > цикл «Сага теней»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2000 | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2001 // Переводная книга НФ | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, Ретроспектива - лучшее за 20 лет // Переводная книга НФ (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 5-е место | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Зарубежная книга (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Научная фантастика (США) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladialivan, 13 августа 2021 г.
По-прежнему некоторые идеи Карда меня очень раздражают. Автор явно любит историю, но вызывает недоумение его идея давать героям своих романов имена исторических персонажей. Улисс, Ахилл… Зачем это? С первого романа цикла этот тренд мозолил глаза: Локк, Демосфен… Интересно, сколько процентов читателей романа (один? три?) вообще помнят – кто это такие? А Гегемон, Полемарх… – автор серьезно думает, что этими древне-спартанскими терминами будут называть руководителей в будущем?
Сюжет книги построен вокруг некоего Боба, так сказать соратника Эндера, и события опять отбрасывают читателя во времена «Игры». Ну что можно сказать об этом? Иногда сюжет вроде бы захватывает, особенно злоключения Боба в Роттердаме, или его «исследования» вентиляционных систем Боевой Школы, и кажется вот-вот сейчас начнется… Многие авторы (и даже гораздо слабее Карда!) раскрутили бы интригу, держали бы читателя в напряжении до последней (по возможности) страницы, связали бы все нити повествования в один узел... Но Кард не таков, он не опустится до назойливой остросюжетности и примитивизма приключений! И в каждой последующей главе надежды на интригу тают, почти все разъясняется, раскрывается…
Под конец романа приходит понимание того, что это за литература. Это роман-фельетон! Не знаю, специально ли Кард выбрал такой жанр, или это бессознательные отголоски ранее прочитанных (возможно) им книг.
Очевидно, Кард – это явно «не мое», и комиксовый образ сестры Карлотты, этакого Джеймса Бонда в юбке, возможно у иного читателя вызовет восхищение. Но, то что действительно у меня вызывает отвращение, так это явная русофобская идеология, постепенно нарастающая к концу романа. Явно напрашивается заключение: бедные жукеры достойны сострадания, и слез и соплей, да и кто угодно заслуживает жалости, те же свинксы например, но только не русские!
k2007, 13 февраля 2018 г.
Взгляд на игру Эндера другими глазами, холодными и аналитическими. Мы видим Боевую школу под другим углом, мы видим немножко того мира, в котором все это происходит, и мы видим то, что было дальше, после окончания Игры и что в истории Эндера намечено только пунктиром.
Книга, конечно, в первую очередь предназначается для поклонников цикла, но в принципе может читаться как самостоятельное произведение
vam-1970, 12 ноября 2016 г.
Ничего нового к «Игре Эндера» не добавляет. Тот же роман , но взгляд другого героя. Но как написан!!Сильнейший психологический роман. Здесь да и в «Игре Эндера» Кард пишет гениально. Ставлю его на один уровень с Достоевским Фёдором Михайловичем. Наверно, если бы не фантастический сюжет, получил бы Кард Нобелевскую премию в области литературы за весь цикл романов об Эндере Виггине.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Считается, что эта часть цикла больше похожа на «Игру Эндера», нежели прямые продолжения, так что за чтение я бралась с энтузиазмом. И как же жестоко разочаровалась!
Во-первых, в романе совершенно нет динамики. Он состоит преимущественно из многословных размышлений Боба, и только в последних главах появляется наконец атмосфера оригинальной книги.
Во-вторых, постоянное восхваление ума Боба и его невероятных способностей раздражало. Да, он генетически изменён и всё такое, но меру надо знать.
В-третьих, почти детективное расследование происхождения Боба, линия, интересная сама по себе, в контексте романа казалась абсолютно лишней.
И наконец, изобилие туалетной темы и вообще физиологических подробностей временами просто вызывало отвращение.
Поставила дополнительный балл только за раскрытие некоторой подноготной событий «Игры Эндера».
ss_marran, 27 июня 2016 г.
Как говорится, давненько мы не брали в руки шашек!) Сердечно всех приветствую, дорогие лаборанты! Наконец, по прошествии года, я вновь взялся за чтение. Теперь хочу поделиться с вами впечатлением о второй части саги об Эндере.
Первое, что бросается в глаза: Кард повзрослел. Повзрослел в первую очередь над самим собой, да и читателя (аудиторию) начал воспринимать как сформировавшихся взрослых людей. Действительно, 15-летний перерыв между историями чувствуется буквально в самом начале. Повествование стало более жестким и мрачным. Таким, знаете, безжалостным, что ли... Вот такой проработки характера я ждал в первой книге! Но, как я писал в той рецензии, ее там не было. Здесь же я вполне удовлетворен раскрытием характеров всех нужных участников — никто не ушел обиженным. Это же касается и внимания, уделенного прочим персонажам. Хотя повествование вновь завязано вокруг центрального персонажа, все же иногда акценты немного смещаются и на других, заслуживающих внимания личностей, а также детали, дополняющие те или иные события.
Произведение более взрослое и рассчитано, в отличие от оригинала, на более взрослую аудиторию (первая часть, как по мне, придется впору средне-старшему школьному возрасту). Поднимаются моральные дилеммы и мучения, осознание последствий собственных действий и терзания персонажей. Читается книга уже несколько более тягуче нежели предыдущая, но всё же без видимых затяжек. К сожалению, это всего лишь параллельная линия сюжета, которым мы уже знаем (разумеется, если читали оригинал). А значит, кульминация и развязка известны заранее, что не может не сказаться на общем интересе и интриге. Как дополнение данное произведение отлично вписывается в канву и проясняет некоторые детали, неизвестные в первой части. Но как самостоятельное произведение или замена оригиналу, по моему мнению, уступает ему, несмотря на свой более взрослый и серьезный лад. Каждый, конечно, решит это для себя...
Напоследок отмечу, что если оригинал понравился, то «Тень» практически обязательна к прочтению. Если же «Игра Эндера» оставила вас более-менее равнодушными, рекомендую отправится прямиком к условной третьей части, благо она с «Тенью Эндера» не связана никак. В то же время ей я отдаю почетное первое место из данного цикла, но об этом — в другом отзыве!)
Спасибо за внимание.
ksu12, 17 декабря 2013 г.
Они не дети . Слишком уникальны. И в тоже время дети. Слишком чувственны, только умеют хорошо прятать свои чувства. Жизнь научила, окружающий мир научил.
Параллельный роман к роману « Игра Эндера». Он дополняет его, делает более объемным и богатым на переживания, на чувства. Книга о Бобе. О маленьком мальчике, который выглядит на два года, считает, что ему четыре, думает, как очень умный взрослый , а чувствует , как Божье Создание. О Бобе, которого на улицах Роттердама среди беспризорников разыскала сестра Карлотта. Уникальный мальчик. Нужен был для спасения своего мира и гибели другого мира. Он будет другом Эндеру. Он такой на самом деле настоящий.
Уж я очень редко ( не помню даже такого) плачу над книгами из жанра научной фантастики. А тут растрогалась в конце книги. Финальная сцена просто запала в сердце. Боб в ней ( в этой сцене)- ребенок , настоящий ребенок , который счастлив быть в семье, быть любимым, иметь возможность самому любить. Ему так тяжко давалась его короткая жизнь, которая была просто борьбой за выживание. И это обретение наконец делало его жизнь полнокровной, цветной и радужной, просто счастливой.
Я желаю Бобу счастья , земного , человеческого , простого! Это все нужно даже гениям . Ага, гении не меньше других, а может и больше хотят любить и быть любимыми.
Для меня это книга о справедливости , об огромной силе воли, а еще она об огромном, тяжелейшем бремени, которое выпадает на человеческую долю — Знании. Такое бремя нес Боб , внешне маленький мальчик с Большим умом и Огромным Сердцем. Книга в любимых.
Е.Н., 8 октября 2013 г.
Оценку поставить не могу в силу того, что произведение вызвало неоднозначные чувства. С одной стороны, оно, как минимум, интересно, поскольку расширяет полюбившуюся в «Игре Эндера» вселенную, позволяет взглянуть на неё с иной точки зрения. С другой стороны, именно это углубление, расширение, иная точка зрения сделали «Тень Эндера» глупее, а в иных местах просто противоречащей тому, что было изложено в исходном романе.
Кроме того, Кард больше времени уделил изложению своих политических взглядов. Мало сказать, что они вздорны и выдают зашоренность автора, это полноценное представление об иудоанглосаксонском воспитании, где Гитлер — необходимое зло и свой человек. В «Игре Эндера» также вылазит из всех щелей псевдогуманизма эти цивилизационные особенности «наших западных друзей», со рвением творящих культы
Понятно, что Карду пришлось потрудиться, чтобы уместить новую историю в прокрустово ложе ранее выданной версии событий, но результат сделан топорно:
— несостыковки «Тени» с изложенными в «Игре» событиями (имеются ввиду именно события, а не восприятие этих событий теми или иными героями) пусть по мелочи, но накапливаясь, дают скептическое отношение к повествованию, ставят один из заслонов на пути к сопереживанию;
— концентрация истории на малоприятном персонаже. Безусловно, Боба жалко на улицах Роттердама, жалко, как любого ребёнка, оказавшегося в таких условиях. Но в дальнейшем, когда повествование перемещается в боевую школу, сопереживать ему получается с трудом. Это даже не история, «рассказанная» деревянным мальчиком, мечтающим стать настоящим, а скорее персонаж, лишённый эмоций изначально, но при постепенном эмоциональном взрослении выбравший в качестве главной эмоции обожание/поклонение/подражание/зависть и пр. своему кумиру, ставшему центром его вселенной. И это служение идолу неприятно. Причём во всех ракурсах: и когда Боб держится на расстоянии, анализируя, как стать лучше всепризнанного гения, и когда идёт постепенное сближение. Может быть яснее всего, по крайней мере, эмоционально ущербность мышления Боба видна при сравнении образа командующего армией Кроликов в восприятии тени и центра её вселенной: насколько интересно читать, как Эндер учится у Карби достоинству, настолько же отталкивающе звучит «похвала верный вассал» из уст Боба.
То есть сперва жалко, потом раздражает отсутствием обычных человеческих эмоций, вздорными размышлениями и суждениями (например, «бегство от контроля» со стороны руководства – это по сути та же самая зависимость от него, чего не может не понимать такой умный человек, каким желает представить Боба автор при всех его скидках на нехватку Бобу опыта), а затем равнодушно воспринимаешь эволюцию Боба к смирению и пониманию;
— постоянное сюсюканье и не то что разжёвывание, а даже пережёвывание того, что уже было в «Игре» или вообще там отсутствовало за ненадобностью, а здесь долго и нудно «анализируется» Бобом или выпячивается другими персонажами в стремлении доказать гениальность Боба и объяснить, почему эту феноменальную гениальность не было видно в «Игре»;
— всё это не только не вяжется с образом живого и умного Боба из первой книги, но до кучи ещё имеется оглупление остальных героев, уже знакомых по «Игре»: и Эндера, и Граффа, и Петры, и Динка и т.д. – через сюсюканья, разжёвыванья, несостыковки, надумывание проблем там, где их не было.
Таким образом, книга любопытна, даёт массу материала для размышлений и возможность оценить, насколько при всей занудности и несбалансированности в отдельных местах исходный роман хорош своей недосказанностью, сдержанностью, тонкостью в подаче героев, чего «Тень Эндера» лишена начисто, являясь неудачной попыткой Карда раскрыть персонажа по принципу затычка в каждой бочке или наш пострел везде успел, только главный приз не взял, чтоб не ломать игру Эндера по чисто семейным обстоятельствам.
А послевкусие от книги такое: да, мир не стоит слезинки ребёнка на улицах Роттердама, но стоит слёз, например, в боевой школе, поскольку мир нуждается в системах, делающих из людей людей, а не безвольных потреблятей, много знающих о своих правах, но не задумывающихся о своих обязанностях трудиться, нести ответственность, защищать Родину.
god54, 22 августа 2013 г.
Я думал, что автор уже не сумеет меня чем либо удивить после «Игры Эндера», но все оказалось до простого наоборот. Данный роман позволяет нам заглянуть на кухню первого романа и переосмыслить многие события совсем с другой точки зрения. Это, как в жизни, когда за красочной упаковкой скрывается гнилая сердцевина. Оригинальный сюжет, уникальный и тонко прописанный герой, реалистичные поступки, захватывающее повествование, все это позволяет выделить данное произведение в список особо значимых и с полной уверенностью в своей правоте рекомендовать к прочтению другим. Мне понравилось, даже очень.
garris1969, 30 сентября 2012 г.
Ощущение от сего произведения: обманули! А уж какое было предисловие... объясните мне, невежде, если речь идет о будущем гениальном полководце — в чем выражается его гениальность? Хотя бы намекните... какие-то ворота, невнятные баллы, армии, звезды, боевые залы... крестики-нолики трехмерные... ибо не надо писать о военных людях «штафирке»... Если уж взялся — перечитай для начала Хайнлайна. Он, кстати, и не скрывал своего отношения к военным, ибо сам таким был (офицер ВМФ, если мне википедия не врет). Единственный персонаж, который мне пришелся по душе — сестра Карлотта. Мне показалось, что персонаж списан с натуры, а прочие высосаны, мягко говоря, из пальца. Зря потратил время... а все от того, что почитал тутошный отзыв!
mick_ekb, 18 сентября 2012 г.
Удивительная калька с точностью до эпизодов. Но в отличие от изначального романа с более цельным главным героем, каждые действия которого осмысленны и ведут к некоторой цели. Даже громогласные стенания Эндера из первой книги здесь заменены на более аккуратное чувство отчуждения и непонимания простых человеческих эмоций. С моей точки зрения, Боб куда более органично не понимает, что значит кого-либо обнять и довериться, чем Эндер не хочет быть похожим на своего брата.
Еще эта книга заканчивается вовремя — именно там, где должна закончится — не раньше и не позже. Что тоже хорошо. Даже отрицательный персонаж тут встречается чаще, прописан тоньше и действует коварней, чем в первой книге.
Общая глупость и надуманность происходящего никуда не делась, неясные мотивы игры и смысл действий командования — тоже. Конечно, глядя на сюжет, сие есть не более чем халтура по вытрясанию денег, основанная на старом багаже. Но мастерства у автора прибавилось, потому халтура в отрыве от оригинала очень даже ничего.
artm, 9 августа 2012 г.
Наивный читатель воспримет «Тень Эндера», как пересказ событий из «Игры Эндера» в альтернативном ракурсе. Хотя в такой интерпретации и есть доля истины — действие романа и правда разворачивается на фоне знакомого сюжета — главная идея романа всё же позаимствована у Александра Грибоедова и им же наиметчайше сформулирована: «горе от ума». Малыш Бин (Боб) — вовсе не тень Эндрю Виггина из названия, а прячущийся в тени Эндера аватар Александра Чацкого.
Подобно Чацкому, малыш Бин знает лучше окружающих — беспризорников, курсантов, преподавателей — как следует жить. Но если Чацкий активно критикует нравственные недостатки консервативного общества, Бин изучает своё окружение, но держит своё мнение о нём при себе, с целью использовать собранное знание для собственного максимально эффективного функционирования. Но и общество будущего далеко ушло от московского высшего света 19го века: распознаёт гений Бина и использует его в своих меркантильных интересах.
В то время как Грибоедов изображает Чацкого чуть умнее окружающей его московской знати (да и много ли надо ума, чтобы бубнить в противовес фамусовым вольтерщину, вольнодумщину и либеральные идейки подхваченные в европах?), Орсон Кард берётся за неподсильный, казалось бы, труд создания персонажа, который в силу генетических причин оказывается умнее всего человечества, а следовательно и собственного творца. Но, даже без генетической модификации, Кард — не прост, и находит выход: Бину четыре года, а он уже заставляет автора максимально напрягать воображение, сочиняя ему поведение. А уж экстраполяцию интеллекта Бина в будущее автор возлагает на плечи и усмотрение читателя.
В мире Эндера ум и горе — неразлучны. Создав вундеркинда-уберменьша Бина, Кард тут же пророчит персонажу печальный исход: безостановочный рост мозга и системы его жизнеобеспечения — остального тела, будто интеллект — сродни раку. Контраст между нынешним крохотным размером юного Бина и его грядущим гигантизмом придаёт его генетически-предопределённой судьбе высшую степень трагизма, достойную греческой драмы. И греческой она оказывается на поверку, вплоть до собственно греков, нераспознанных до поры до времени близких родственников, Ахилла с Демосфеном и неотъемлимой в классической трагедии ошибки благородного персонажа. То же раннее развитие, что позволяет Карду набросать суперинтеллект Бина, добавляет персонажу горестей, постоянно сталкивая его со старшими по возрасту и месту в человеческой иерархии, более развитыми физически, но уступающими ему интеллектом людьми: непонимающими, завидующими, а то и вовсе объявляющими его «нечеловеком» за какую-то статистически незначительную разницу в генотипах («Вы слышали об нём?... он сумасшедший»).
Излишек ума мешает и Антону — «закодированному» ученому, открывшему генетический ключ к суперинтеллекту: само кощунственное знание о возможности улучшить данный человеку природой генотип становится его пыткой и казнью. В рамках сюжета Антона закодировали спецслужбы, но в конечном счёте первопричиной его мучений является прихоть автора, будто мстящего человеку за стремление к совершенствованию лучшего из возможных миров.
Но умники — не единственные, кому достаётся в тени Эндера: незавидна здесь и участь девочки-женщины-старушки. Уже на первых страницах читатель сталкивается с жестокими юными проститутками. Предводительница шайки беспризорников — едва её жизнь начинает описывать Кард — теряет своё положение в уличной иерархии, послушав было совета Бина, но исполнив его на собственный лад; а позже падает жертвой Ахилла, едва его поцеловав. Сожительница уборщика-имигранта Пабло, спасшего было Бина, вынуждает малыша покинуть потенциальный приёмный дом. Сестра Эндера скрывается в сети за мужским псевдонимом — с чего бы это? Сильные же женские персонажи — Сестра Карлотта, Петра — зияют редкими островками в океане мускулинности: мир Эндера — «это мужской мир», в первую очередь.
Однако, было бы совершенно безответственно напрочь забыть об «Игре Эндера». В сочетании с «Игрой», «Тень» заставляет читателя переосмыслить роль личности в истории. Первый роман взвалил крест спасения человечества на Эндрю Виггина: не найди его вовремя Международный Флот, не разбуди врождённый стратегический талант, не закали хрупкую детскую психику — вряд ли землянам удалось бы победить жукеров. Или всё таки удалось бы? Пересказ знакомых событий с перспективы Бина подчеркивает комплексный характер победы: да, Эндер оказался старшим тренером и главным стратегом победоносной команды, но и роль Бина — как за кулисами, так и на сцене — не менее важна, а по индукции — роль каждого участника событий. Как и Эндер, Бин — человек особенный, экстраординарный, но эта его экстраординарность — в равной мере продукт истории, как и творящий историю фактор. И копни автор поглубже в жизнь любого другого персонажа, у каждого нашлась бы уникальная особенность — не ген, так какой-нибудь навык или черта характера — сыгравшая свою роль в формировании истории именно так, а не иначе; и не случись у Международного Флота под рукой Эндера, Бина, Петры — любому нашлась бы замена. Повторение сюжета здесь символизирует предопределенность судьбы и напоминает: история разворачивается согласно своим законам, а персонажи лишь ищут себе в ней место. И чем бы Бин не мотивировал своё поведение, чем бы он тайком не занимался, ему не изменить исхода войны, известного читателю заранее.
ivan2543, 22 июля 2012 г.
Еще одна книга, о которой даже и не знаю, что и думать.
С одной стороны, этот роман практически является римейком «Игры Эндера». Хоть и придумал автор хитроумный термин «роман-параллакс», но, тем не менее, перед нами те же события глазами другого персонажа. То есть сюжет повторяется полностью. Что, понятно, совсем не есть хорошо. С другой стороны, «Тень…» отличается от «Игры…» очень сильно. Принципиальное различие между книгами – в подаче одного и того же сюжета. В данном романе больше психологизма, чем в его предшественнике – и это очевидный шаг, поскольку подробные описания тренировок надоели еще тогда. Прошедшие между романами четырнадцать лет хорошо ощущаются – в «Тени Эндера» нет того композиционного дисбаланса, который чувствовался в первом томе саги, где наблюдались постоянные метания между подростковым «приключаловом» и серьезным политическим триллером. Здесь все четко – история Боевой школы и Эндера глазами Боба, в обрамлении диалогов второстепенных персонажей, разбавленная расследованиями тайны личности главного героя. Нет ни резких хронологических перескоков, ни «невыстреливших ружей».
Боб – очень похож на Эндера, и в то же время, во многом – его полная противоположность. Иногда кажется, что он полностью лишен эмоций – настолько он расчетлив; личность Боба представляет собой парадоксальный сплав хитрости и благородства. Иными словами, он почти идеальный командир, и только случайность не позволяет ему занять место Эндера – о чем он совершенно не жалеет. Ведь в отличие от Эндера он с первых мгновений сознательной жизни вступил в ожесточенную борьбу за выживание – и тщеславие в этой борьбе является лишь помехой. Его власть – это тайная власть. Боб легко отсекает ненужные цели и мнимые ценности, проявляя хладнокровие, несвойственное не то что ребенку, но и большинству взрослых.
Любопытно наблюдать, как сильнейшее стремление к выживанию постепенно отходит для Боба на второй план, уступая место чувству ответственности за окружающих. Боб принимает Эндера за идеал, к которому необходимо стремиться, если хочешь прожить жизнь во имя человечества. Но постепенно он возвращается к своим методам, поняв две вещи – стать вторым Эндером не получится, и у Эндера так же есть свои личностные проблемы и недостатки.
Антиподом Эндера становится Ахилл. Его жажда выживания любой ценой со временем только усиливается, перерождаясь в паталогическое стремление к власти и насилию. Весь мир Ахилла крутится округ него самого, и все являются для него или врагами, или расходным материалом. Ахилл становится личным кошмаром Боба, олицетворением эгоизма, лжи и предательства. Впрочем, слово «кошмар» применительно к психике Боба условно: он более руководствуется разумом, нежели инстинктами и хладнокровно устраняет угрозу, в то время, как его человеческое «я» в глубине него души корчится от ужаса. Образ Ахилла образует двойную антитезу – с одной стороны, он, как одноименный персонаж древнегреческого мифа, олицетворяет безудержный гнев и неконтролируемую жажду мести (и не случайно он убивает хулигана по кличке Улисс – другого мифологического персонажа, чьим эпитетом было «многоумный», персонажа, никогда не шедшего напролом). Вдобавок, Ахилл наделен определенными чертами демонизма – он хром на одну ногу, и как Сатана, восстает против своих «создателей» (в данном случае – людей, которые подобрали его с улицы и устроили в Боевую школу); и явно противопоставлен Эндеру, который в предыдущих романах не раз сравнивается с Иисусом. В любом случае, образ подростка-маньяка, безусловно, большая удача автора – следить за извращенной логикой этого персонажа – поистине пугающий аттракцион.
Неудивительно, что автору стал интересен именно такой герой – преждевременно повзрослевший, потрепанный жизнью, интеллектуально и эмоционально зрелый, в отличие от ранимого и немного инфантильного Эндера. Несмотря, на то, что у Карда получилось выполнить поставленную задачу — а он намеревался написать не заумный, не перегруженный философией, динамичный роман, непохожий на прямые продолжения «Игры…» — так вот, несмотря на это, «Тень Эндера» стала глубоко психологичным произведением, практически триллером, и за мыслями и чувствами героев следить не менее интересно, чем за их поступками.
Единственная, но крайне серьезная проблема этого произведения – использование все того же, четырнадцатилетней давности, сюжета. Из-за этого солидный кусок (примерно две трети книги), от поступления Боба в Боевую школу и до перевода Эндера в Командную, было очень скучно читать. И если бы не расследования сестры Карлотты – было бы еще скучнее. Именно вторичность сюжета превращает динамичный и живой роман в снотворное.
Достоинства произведения:
убедительный психологизм и проработка характеров;
интересный главный герой;
гармоничная композиция;
частично – интересный сюжет.
Недостатки:
по сути – на две трети римейк «Игры Эндера» с небольшими вариациями.
Итог: история Боба не менее интересна, чем история Эндера. Между ними мало общего – один вырос в трущобах послевоенного города, другого растили, как единственную надежду человечества. Эндер боялся не стать лучшим – Боб всего лишь хотел выжить и доказать свое право называться человеком. Боб действительно «тень» — в нем сосредоточена боль поколения, выросшего на руинах разрушенного жукерами городов, он появился на свет, будучи обреченным на уничтожение, и выжил, увидев к пяти годам больше зла и жестокости, чем некоторые люди видят за долгую жизнь. Но как бы темна ни была его жизнь, и как бы не было его стремление оставаться в тени и быть тенью – он уже стал Тенью Эндера. А тени всегда повторяют тех, кому принадлежат.
Все же ставлю более низкую оценку, чем первому роману — слишком уж автор эксплуатирует старый удачный сюжет. Хотя в остальном «Тень…» не уступает «Игре…», а в чем-то даже превосходит.
OldBones, 10 июля 2012 г.
Возмутительный наглый обман. Я, конечнО, полагал, что эта книга будет перекликаться с «Игрой Эндера», но чтобы она настолько повторяла её?! Впервые я с таким в своей жизни столкнулся. Ну и объём — ладно бы Это было рассказом, но романом?..
За беспардонное впаривание тех же щей под видом другой книги — ставлю единицу.
Если читали «Игру Эндера» — эту книгу не читайте вообще, она не добавит к первой НИ-ЧЕ-ГО.
Резюме — НЕ ЧИТАТЬ.
gorvzavodru, 25 мая 2012 г.
Это первое произведение цикла, которое мне в своё время попалось.
Очень понравилось, перечитывал несколько раз.
Развитие судьбы Боба — маленького мальчика трудной судьбы с очень высокими способностями — очень заинтересовывает.
И слог у автора хороший — книгу интересно читать от начала до конца.
Black_M, 14 марта 2012 г.
Неплохо написано, если не сравнивать произведение с этими самыми... Ну, теми... Двумя, которые... А так, вполне себе бодро читающаяся серия Эндериады. Радует возможность взглянуть на события с другой точки зрения. Но так ли уж это было необходимо? Видимо автор решил что да, хотя тут можно спорить. Иногда надо уметь остановиться и это хорошо иллюстрирует следующая Тень Гегемона. Даже не обязательно форсировать развитие событий в исторической перспективе. Всегда есть возможность показать учёбу Виггина с точки зрения всех членов его армии по очереди. И даже с точки зрения каждого из преподавателей и обслуживающего персонала станции. А это уже добрый задел на будущее.