fantlab ru

Роберт М. Вегнер «Небо цвета стали»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
1449
Моя оценка:
-

подробнее

Небо цвета стали

Niebo ze stali

Роман, год; цикл «Сказания Меекханского пограничья»

Аннотация:

Сыны Войны готовятся к битве за наследство, а значит, котел под названием Великие степи вскоре закипит. Тем временем темные силы повисли над горами, а вольный степной народ верданно спустя тридцать лет, решили вернуться на родину, и проделать длинный путь, почти в пятьдесят миль, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность — кто-то три месяца загадочно и жутко убивает здесь людей. Погибло или исчезло больше чем две сотни человек. В горах исчезали патрули Стражи, но никаких тел не находили.

Генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, обоснованно опасаются, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах.

Лейтенант Кеннет-лив-Даравит, шестая рота Шестого полка из Белендена пополнив свою роту получает приказ – сопроводить обозы Фургонщиков по маршруту, через горную местность до Лиферанской возвышенности. А Кайлеан-анн-Алеван и Дагена Оанитер из племени Геарисов под чужими именами отправятся в замок Клендоан, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками…

Входит в:

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013», 2013 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2012 // Роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2013 // Польский роман года

лауреат
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2013 // Серебро

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 


Небо цвета стали
2017 г.
Небо цвета стали
2018 г.
Сказания Меекханского пограничья. Небо цвета стали
2022 г.

Аудиокниги:

Небо цвета стали
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Niebo ze stali
2012 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013
2013 г.
(польский)
Небо зі сталі
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Земля Лиферанской возвышенности вскоре омоется кровью, фургоны будут гореть, люди и кони – гибнуть от железа, огня и чар. Это будет не только игра железа и стали, но и игра подлости и тайн. Они казалось, полностью принимали приближающуюся войну, шли сражаться за свое место на земле и не имели никаких сомнений насчет оправданности своих идей. Изгнанники возвращаются, чтобы вооруженной рукою отобрать отчую землю. Здесь предстоит сражение кочевников с верданно. Они – народ пастухов и скотоводов, скот и лошади для них, то же, что для меекханского дворянства – земля. А чтобы быть верданно, необходимы открытые пространства. На Востоке они говорят: «любой должен убить как минимум трех се-кохландийцев еще до того, как сядет обедать...»

«Это длинный путь, почти в пятьдесят миль. Если бы они двинулись через Степи, то ни один фургон не выехал бы на возвышенность. Они отправились горами, план отчаянный и безумный, но благодаря этому, они, по крайней мере, умрут дома, а не где-то в дороге. Возвращались они, чтобы получить свое и отомстить за предательство и измену, случившиеся годы назад. Возвращались, чтобы утопить сахрендеев в крови и отплатить се-кохландийцам за унижения и поражения. Возвращались, потому что воспитали они многочисленное и гордое потомство, что не желало жить на чужой земле. Потому что красота рассказов об утраченной родине воровала у молодых сны и подталкивала их в дорогу, конец которой ведет ровнехонько под Белые Копыта. Это возвращаются не какие-то там дикари, чтобы сражаться за племенные территории, – это законные владельцы стучат в двери узурпаторов, чтобы выставить тем счет за обиды. Верданно шли не за славой, а за собственной землей и надлежащей им местью, и у них было вдоволь времени, чтобы понять: местью следует наслаждаться так, как хорошо охлажденным пивом, спокойно и без эмоций».

«Он знает и ждёт их. Тридцать лет тому он выказал им милость, а они отплатили бунтом и предательством, а потом сбежали, спрятавшись за спины меекханских солдат. А теперь они вернулись, уверенные, что он слаб, а верность его Сыновей – неустойчива. Тем самым они отнеслись к нему легкомысленно, рассчитывая на то, что победят колесницами и стеной из фургонов».

Сюжетные линии Севера и Востока сплетаются. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника добавляется ещё одна героиня, от лица которой мы будем наблюдать за событиями — юная Кей-Ла, младшая дочь Анд’эверса. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, здесь судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты. Жизнь. Смерть. Кровь. Предательство. Честь. Отвага. Перед нами жёсткая история, в которой воспевается верность и мужество, а романтика и легкомыслие смывает кровью, впитываясь в грязь, здесь герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.

Приятного чтения!

PS: значительно больше поведал автор о прошлом своего мира, хотя окончательных ответов на вопросы пока не дал. Это и понятно — ведь впереди ещё несколько романов, сюжеты которых вместят в себя приключения всех представленных нам персонажей. Так что многие тайны читателям ещё предстоит узнать.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Определенно из 3 книг для меня это самая лучшая. Развитие сюжета, интриги, битвы все на высшем уровне. К конце книги напряжение настолько вырастает, что не возможно оторваться. Автор очень удачно сохраняет интригу и развязка не ясна до самого конца. И концовка действительно порадовала, предугадать такой финал вряд ли было возможно. Разве что частично. Эмоции просто невероятные. Автор действительно сумел создать цельную историю, в которой все сюжетные линии переплетаются в общую канву. Книга получилась увлекательной и необычной. Да, местами получилось слегка затянуто. Но сомневаюсь, что удалось бы передать атмосферу ускоряя действие. Книга это не голивудский блокбастер, и да действие должно развиваться постепенно, чтобы в итоге получилась цельность.

С нетерпением жду перевода следующей

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Разница между жизнью и театром такова, что жизнь либо в сто раз скучнее, либо в сто раз интересней.»

«На самом деле историю создают те, кто записывает ее на пергаменте.»

«Комплимент должен быть как прикосновение лепестка розы, а не как удар шестопером...»

После частей цикла, состоящих из самостоятельных повестей, нашему вниманию представлен полноценный роман достоинством в 800 страниц. Ничего не имею против предыдущих произведений, они были потрясающими (каждому из них я не задумываясь поставила максимальную оценку). Однако широкоформатная проза всегда воспринималась мной с бóльшим интересом. Здесь было, где разгуляться авторской мысли-фантазии и читательскому взору. Тревожные и невероятно захватывающие события подстерегали нас буквально на первых страницах. Героям предстояло разобраться с таинственными исчезновениями людей и выйти на след неуловимых преступников. Параллельно с этим мы стали свидетелями грандиозного действа по возвращению на родные земли народа Фургонщиков, когда-то изгнанного оттуда жестокими кочевниками. Масштабы происходящего сложно было представить. Это был «Кровавый Марш» тысяч фургонов через самые негостеприимные места опасных гор на северо-востоке Меекханской империи. И читатели вместе с героями оказались в самом эпицентре этого исторического безумия, чарующего своим размахом.

«Дом — место, которое принадлежит человеку, и место, которому принадлежит человек.»

Эта история является прямым продолжение северо-восточной части цикла. Автор интересно переплетал сюжетные нити, которые то неожиданно пересекались, то уходили в кажущуюся параллель. Они как будто эстафетно передавали друг другу бразды повествования, составляя общую картину истории. Многие важные события были показаны с ракурса нескольких персонажей, расширяя тем самым читательские границы восприятия происходящего. Язык автора очень многогранный. С одной стороны «солдатская» сюжетная нить несет нам северный, жесткий слог, сопровождаемый суровым, но невероятно уместным юмором. Чаще всего он встречался в диалогах, которые немного развеивали флер трагичности и безысходности. С другой стороны, наличествуют невероятно образные словеса, наделяющие прозу автора милым красноречием. Например, «ночь укладывалась спать, уступая место дню» или «в свете факела скальная стена рыдала влагой». Хотелось цитировать каждую фразу, особенно в части романа, относящейся к народу фургонов и повозок.

»- Стебель теряет опадающий цветок...

- …и тот умирает там, где коснется земли...» 

Сложно не проникнуться всей душой к героям. Со времен предыдущих книг они стали уже по-своему родными. Поэтому происходящие с ними неприятности и трагедии не могли не вызывать у читателей чувство глубокого сострадания. Среди многочисленных действующих лиц были персонажи, которые лидировали на фоне других. Однако каждого из них трудно было представить без того окружения, неотъемлемой частью которого они являлись. Будь то Красные Шестерки Горной Стражи, народ Фургонщиков, отряд степных наемников или неожиданно появившееся племя сахрендеев. Сплоченность представителей каждой из вышеперечисленных общностей формировала из них несокрушимую твердыню, способную выдержать любые жизненные удары. Фургонщики запечатлелись в сердце образами своих детей. Они оказались из того поколения ребят, которое стало не по годам старше своих родителей. Эти дети превратили все свои мечты в горстку пепла из-за вечного желания вернуться на родину предков. Красные Шестерки поразили хладнокровием и рассудительностью, с которыми они встречали и преодолевали трудности. Багрянец цифр на плащах связывал их сердца крепче любых оков, а совместная служба незаметно перерастала в крепкую дружбу. Эти вояки при жизни носили горы в костях и были друг для друга скалами, на которые можно было опереться в самые трудные минуты.

«Порой я забываю, что тебе уже девять, а во время войны — это как тридцать.»

Абсолютно ничего здесь не казалось затянутым и неуместным. Даже магии было ровно столько, что она воспринималась ярким и очень неожиданным дополнением, будоражащим воображение. Там, где была возможность, автор сокращал сюжет флешбэками и фрагментарными описаниями. Каждый эпизод, сцена, фраза — все имело свое значение и играло огромную роль в раскрытии важных тем, затронутых Вегнером. А таковых было великое множество. Ключевой из них для меня оказалась одна из самых острых проблем всех времен и поколений — война и сопутствующие ей темы родины, кровного единства и самопожертвования. Читать финальную часть было невыносимо трудно: именно там эти предметы рассуждения стали концентрированными, приняли кульминационный оттенок. Автор вовсе не стремился выдавить из читателей слезу. Он повествует в своем стиле красноречивой размеренности. Вот только от одного осознания того, что происходило на наших глазах становилось тяжело. Мы видели страшные события с точки зрения нескольких героев, в том числе — девятилетнего ребенка. Как такое может не задевать за живое и не рвать душу? Ребенок и война..! Здесь каждое слово, каждый взгляд метко били туда, где бьется сердце. Проникновенно до слез.

«Слезы — это дождь, который вымывает засохшую кровь из наших ран.»

Восхищает то, как завораживающе у Вегнера получилось описать батальные сцены. В этом романе он разыгрывает очень необычное и грандиозное сражение между фургонами-колесницами и конницей. Оно оказалась комком непрекращающейся боли и ближе к финалу приобрело проникновенные черты сумасшедшей мистерии. Боль! Удары железа о железо, крики, топот ног, глухой стук в борта боевых фургонов смертельного дождя из кровожадных стрел. Боль! Шанс кровью вернуть утраченный дом, чтобы хотя бы еще раз увидеть ненаглядные белые цветочки родных земель. Боль! Месть за предательство и измену давно минувших дней ценой жизни тысяч не в чем неповинных людей. Боль! Кадры батальных событий с каждым ударом сердца героев ускоряли свой ход, постепенно превращаясь в мерцающее чередование знаковых эпизодов. Боль! Напряжение достигало невероятных высот, поэтому финальные сцены подкрались совсем незаметно. Они облегчили боль повествования, принеся с собой неожиданный и такой долгожданный исход героического кровопролития. На примере этой истории автор показывает, что чернота ненависти, людской злости и жажда безграничной власти способны привести к очень плачевным последствиям. Любая цивилизация может стать жертвой всего вышеперечисленного, рискуя когда-нибудь остаться без человеческих душ, имея над головой вместо голубого неба серую, бездонную пропасть.

«У страха — сила тысячи копий, мой Сын. Он отбирает дыхание, ослабляет ладони и мутит сознание. Он — лучшее оружие на поле битвы.»

Думаю, что следующий роман под названием «Память всех слов» вернет читателей на юго-восточную часть Меекханской империи, где ждут нас не менее любимые герои. С нетерпением спешу к ним, а так же надеюсь, что уже совсем скоро мы снова встретимся с сюжетной ниточкой, в которой люди навсегда отдали свое сердце горам, которые своей монументальной красотой стремятся к небесам.

"– Проблемы с горлом?

– Один сукин сын попал мне локтем в шею.

– Что-то личное?

– Не сказал. Может, вся проблема в том, что я воткнул ему корд в брюхо.

– Нечто такое обычно приводит к тому, что человек забывает о манерах.

– Именно.»

Продолжение следует...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа задумался о том, почему же он мне так понравился. Есть один момент, который играл в пользу «Памяти всех слов». Перед ним я читал «Владыку ледяного сада», и я очень устал от всей этой болтовни, десятков страниц размышлений о мире, о жизни, которые не двигали сюжет вперед. По этому на фоне Гжендовича Вегнер смотрится куда более убедительно лично для меня.

Но не смотря на это, сам по себе роман отличный, в нем все дозировано, есть и бои, и магия, и интриги, и тайны. И много простых героев, которым ты сопереживаешь до самого конца. Конечно, именно в этой книге было много описания боев, что я не особо люблю. Но я все равно не снизил оценку, потому что в остальном это очень мощное произведение.

Когда читал, я наслаждался суровостью романа. Нет лишних слез, драмы, меланхолии, все четко и по делу. Эта суровость мне понравилась у еще Вегнера с первой книги. Это сильная сторона автора.

Также хочется отметить, автор умеет описывать глобальные события, делает это четко и просто, но читателя это явно цепляет. Под глобальный событием я имею сражение многотысячной армии верданно и степных наездников. Читая книгу, чувствуешь размах, чувствуешь масштабность описываемого, что лишний раз говорит об авторском таланте.

Как итог, 10/10.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните, как многие в юности собирали пазлы? И когда очередной элемент пазла занимал положенное место, что-то внутри радостно подпрыгивало? Такое же впечатление и у меня от романа.

Роман идеально продолжает цикл. Что хорошо, так это то, что тут есть махач. Большой и важный для всех заинтересованных сторон. Итоги которого окажут влияние на весь мир. В предыдущих сборниках, разборки были, но такие, местного уровня. Что наверное, было к месту. Но пришло время романа, и автор не упустил этот момент. Что очень хорошо. Что еще хорошо, так это то, что нашлось время и на боковые линии, истории. Именно они придают битве особую значимость. Третье. Автор не сыплет всякими непонятными терминами из мертвых языков, там где это не нужно. Все строго по делу. Мистика. Здесь ее тоже в меру. Не хотелось бы, чтобы ее присутствовало столько же, как и в Юге. Лишнее это.

Однако роман не лишен и недостатка. На мой взгляд, это финальное появление отряда Горной стражи. Как-то все быстро и сумбурно. 9/10

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая сильная, на мой взгляд, книга из всего «меекханского» цикла.

Более четырёх сюжетных линий и все, почти идеально, уложились в целостную композицию романа.

Да, читать более сложно, особенно, по сравнению с простенькими повестями первых книг серии. Но, зато, намного интереснее!

Сперва о достоинствах:

- сложный разветвлённый сюжет,

- грандиозные эпические картины сражений,

- герои, действительно живые, за них переживаешь,

- яркий и живой мир. Великолепное, кинематографичное описание степей и гор.

- атмосферность.

Но есть недостатки:

- основной недостаток — нелогичность общей сюжетной линии. Но, это не критично. Ведь перед нами не исторический роман, а фэнтези. Да, по-моему, глупо — целый степной народ кочевников не ездит верхом на лошадях. Да, битвы фургонов и конницы — это, нечто, напоминающее битву танка с самолетом. Но, повторяюсь — это фэнтези! И у Толкина конница Рохана сражается в крепости. И у Д. Мартина драконы атакуют замки. Да и в реальности, войска А. В. Суворова съезжали на задницах с альпийских склонов в тыл французам. И корабли Ф. Ушакова «штурмовали бастионы» о. Корфу.

Поэтому — на мой взгляд, это мелочи.

- ну и ещё, мне не хватило драматической развязки. Автор так мастерски создал картину целого народа, обречённого на неминуемую гибель! Так драматично усилил этот эффект, переживаниями на судьбу маленькой героини, медленно и мучительно умирающей!

Это было сильно, мрачно и трагично. Меня бы больше устроил и финал, логично следовавший за всем этим.

Но, опять же, автор поступил по законам жанра. Фэнтези — сказка. И эти книги — больше для подростков, несмотря на сцены жестокости. Ну, или для взрослых, которые в душе остаются эмоциональными детьми. Поэтому — хэппи энд. Почти. Добро побеждает Зло. Но, из серьезной драматической книги, произведение опять стало подростковым фэнтези. Трагический финал был бы ярче, более запоминающимся и реалистичным.

- не до конца проработанная, вернее, раскрытая линия с параллельным миром. Ход интересный и сложный, но много неясного и незаконченного. Может быть, продолжение этой истории ещё будет написано.

Но, это мелочи. Роман хорош. Яркий, эмоциональный и красочный. Сцены сражений так и просятся на экран. Целая неделя, проведённая вместе с героями книги в мрачных горах, бескрайних степях и чёрных равнинах, под «небом цвета стали».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами третья часть цикла и первый полноформатный роман. Отправной точкой романа служат события последней повести «восточного» подцикла. Шестая рота Горной Стражи и чаардан генерала Ласкольника наконец-то встретились. Это совсем не значит, что две эти сюжетные линии теперь будут идти вместе, скорее периодически пересекаться.

В центре сюжета – возвращение народа верданно на родину – Литеранскую возвышенность. Когда-то с родных мест их изгнали се-кохландийцы под предводительством Отца Войны Йавенира, и Фургонщики были вынуждены бежать на земли Империи. Прошло 20 лет, и верданно готовы любой ценой вернуть потерянные земли. Меекхан негласно поддерживает этот исход, хотя официально и не вмешивается. Империи выгодно иметь на востоке лояльного соседа, который к тому же ненавидит Отца Войны и его се-кохландийцев. В случае же поражения кочевники всё равно будут ослаблены и ещё долго не вспомнят о вторжении на территорию западных соседей.

Народ верданно показан интересно и колоритно. Они дали клятву своей богине Лааль Сероволосой, что никогда не сядут на лошадь. Это и является их слабой стороной. Колесницы, которые верданно используют в бою, сильно уступают кавалерии. Несмотря на это, у молодого поколения Фургонщиков, выросшего на рассказах о героическом прошлом, в сердцах горит огонь мести.

Проводить караваны Фургонщиков через горы Олекады поручают Шестой роте Горной Стражи под предводительством лейтенанта Кеннета. Во время совместного путешествия между горцами и верданно завязывается уважительное отношение. Мирные имперские горы таят множество опасностей, преодолеть которые вместе гораздо проще. Автор демонстрирует нам, что Фургонщики очень основательно подготовились к своему возвращению, поставив на кон всё. Основная проблема в том, что провести незаметно двести тысяч человек невозможно, и на равнине их уже поджидают войска кочевников. Если бы не вмешательство Стражи, первая же стычка могла бы обернуться большими жертвами.

Параллельно с этим мы видим своеобразную детективную линию. Кайлеан и Дагена, хорошо известный нам по «восточному» подциклу, должны по поручению Норы (внутренней разведки) отправиться в замок местного дворянина и разузнать о загадочных смертях, будоражащих окрестные горы. Постепенно детектив переходит в кровавый триллер, и девушки вынуждены бежать из замка вместе с загадочной персоной, выдававшей себя за гостью графа. В определенный момент их путь пересекается с Шестой ротой, посланной на поиски девушек, и они все вместе попадают в загадочное место, именуемое Мраком. Здесь нет воды и жизни, вокруг черные скалы и небо цвета стали. Когда-то давно этот мир был практически уничтожен неизвестным катаклизмом. Невольных исследователей неизвестного мира пытаются убить загадочные войны, одетые во все серое. При тщательном исследовании выясняется, что это не совсем люди.

Еще одним важным персонажем является сводная сестра Кайлеан – девочка Кей’ла. Их с сестрой едва не убивают серые войны, но в последний момент их спасает таинственный мальчик, голыми руками разорвавший взрослых мужчин. После этого Кей’ла находит его, заботится о нём и лечит, спрятав в отцовской кузне. Ее отец, Анд’эверс, командует караваном верданно во время марша. После спуска на равнину верданно вступают в череду боёв с кочевниками, и во время одного из них Кей’лу похищают. Девочке достаётся нелегкая доля, но она с честью выносит унижения и пытки, выдерживая то, что сломило бы и взрослого мужчину. Ей ещё предстоит сыграть свою роль и стать символом для собственного народа.

«Небо цвета стали» по праву можно назвать военным фэнтези. Очень много внимания в романе уделено описанию батальных сцен, тактики, стратегии и логистики. Кочевники раз за разом обрушиваются на караван, колесницы мчат им наперерез, горят фургоны, вокруг тысячи трупов. Все это помогает проникнуться атмосферой войны. Мне такая детализация лишней не показалась и скуку не вызывала. Немного не понравилась некая однобокость восприятия: верданно хорошие, смелые, доблестные, а се-кохландийцы сплошь злые, беспринципные и коварные. От современного фэнтези ждешь несколько другого. Очень удачно это обыграно, например, в книге Джо Аберкромби «Герои», где мотивы и поступки обеих сторон понятны. Мистического и «божественного», на мой взгляд, здесь довольно немного. По-прежнему всё, что связано с играми высших сил остаётся непонятным, и читателю остается лишь догадываться о дальнейшем развитии этой идеи. Ближе к финалу градус «мистичности» всё более нарастает, и, скорее всего, именно идея новой Войны Богов останется ключевой в последующих книгах.

Итог: Красивое и проработанное военное фэнтези с динамичным сюжетом, множеством интриг и неожиданных поворотов. Чего только стоит идея с истинным происхождением Призрачных Волков! Читать как отдельное произведение было бы проблематично, а вот как часть цикла, роман очень хорош. Вероятно, самый «немистический» из всего «Меекхана».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общее впечатление от уже 3-го тома про Меекхан остались позитивными и моя оценка будет именно 9

А почему не 10? Местами сюжет был затянут, долго не происходило чего-то что дало бы понять куда нас двигает автор, или наоборот происходило что-то, что нужно было перечитывать и вникать по пару раз чтоб понять(

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
про тот самый Мрак и как туда попали шестёрки
)

Но в итоге всё «разрулилось» и вроде в конце стало более менее ясно

Приступил к следующему тому

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, но автор пишет книги одного цикла очень по-разному. Одна книга невероятно динамичная и увлекательная. В следующей книге сюжет очень сильно затянут, действие стоит на месте. Перед нами третья книга «Сказаний Меекханского пограничья» и она относится к разряду первых книг: стремительных и захватывающих. В основном третья часть посвящена народу Фургонщиков, который пытается вернуться на свои земли. Но одного желания народа недостаточно, поэтому в процесс возвращения Фургонщиков домой вмешиваются политические интриги и заговоры. Также мы вновь встречаемся с легендарным подразделением Горной Стражи, которое активно участвует в происходящих событиях. Разворачивается гигантское сражение между народом Фургонщиков и племенами кочевников, во время которого всплывает правда о давно произошедшей трагедии. На мой взгляд, роман обладает одним недостатком: очень затянуто описание финальной битвы. В какой-то момент возникает желание просто быстро перелистать страницы. Но по развитию сюжета этот роман во всем превосходит вторую книгу цикла. «Сказания Меекханского пограничья» к прочтению обязательны.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Север и Восток встретились, и теперь им предстоит работать над одними и теми же проблемами, хотя общее направление и цели работы двух групп пока видно только закулисным кукловодам. С Севером — отрядом «шестерок»- нам предсказуемо придется отправиться с фургонщиками отвоевывать их давно потерянные Лиферанской возвышенности, а с Востоком — бывшими членами чаардана Ласкольника- разгадывать мистические загадки параллельных измерений и высших сфер. И вполне предсказуемо обе сюжетные линии начнут то причудливо переплетаться , то сходиться в единый мощный поток.

Как мы помним, действие одной предыдущих книг завершилось встречей Севера и Востока- так сказать, Меча и Магии. И этот роман предсказуемо продолжил эти две вечные темы.

Видимо во все времена и в любых реальностях, чем лучше ты себя проявляешь, чем более высокая у тебя профессиональная репутация, тем больше на тебя наваливают работы. Вот и шестую роту Шестого полка из Белендена во главе с Кеннетом-лив-Даравитом за очередные выдающиеся профессиональные результаты награждают очередным заданием с непредсказуемым результатом. Им предстоит провести народ Фургонщиков через горы на их вожделенную старую родину- Лиферанскую возвышенность.

Т.е нам предлагается проехать все 50 миль через горные перевалы, разыскивая дорогу между ущельями, горными перевалами, осыпями и обрывами. Вполне достаточно, чтобы изучить детали быта, традиции, мифы и... заблуждения, которые сильно портят жизнь этим, в общем-то, честным и смелым людям. При этом вся часть путешествия менее событийна и более описательна, чем обычно, включая и историю юной фургонщицы, приютившей неведомое и таинственное существо.

Действие начинает набирать обороты с прибытием на Лиферанскую возвышенность, ничем не примечательная девочка неожиданно становится едва ли на главной героиней- узловой точкой, которая определяет завязку, ход и неожиданный финал эпической и трагической истории. И в этой узловой точке не менее неожиданно концентрируются старые обиды, предательства, предубеждения, жестокость. Концентрация достигает такого градуса, что жизнь маленькой девочки начинает влиять на тщательно продуманные замыслы Кукловодов- людей и более могущественных существ.

В этой части романа, с моей точки зрения, оказалось чересчур много различных описаний и пафоса. Боевые сцены показались неоправданно затянутыми и детализированными, а фрагментарное восприятие происходящего через помраченное сознание страдающей девушки было впечатляющим первые две страницы, ровно до момента исчезновения новизны. Далее появилось раздражение: давайте оставим сантименты и эпический пафос для легенд и сказок и перейдем непосредственно к происходящему на поле брани и другим героям. После медленной завязки и плавного развития этой сюжетной линии осталось ощущение скомконности и недосказанности финала.

Примерно тоже произошло с сюжетной линией Кайлеаны-анн-Алеван и Дагены Оанитер. Мы долго готовимся к началу опасной миссии, в ходе которой девушкам предстоит узнать, что кроется за чередой непонятных смертей и исчезновений и как в этом замещены местные дворяне. Вместе с новоиспеченными шпионками проникаем в замок, узнаем множество подробностей о жизни и обычаях местных жителей, вновь соприкасаемся с магией, чтобы в результате оказаться в неизвестном времени и месте. Долгие совместные с шестой ротой блуждания в каком-то таинственном и негостеприимном измерении, когда постепенно нарастают напряжение и ожидание, что вот-вот приоткроется главная загадка: что за силы пробудились от долгой спячки, что ими движет и какую роль должны сыграть в этом народы Меекханской Вселенной?

Но ни одно из ожиданий не сбывается и это оставляет некоторую нотку разочарования. Да что-то такое затевается- по-прежнему аморфное и непонятное- но этого «чего-то» мне лично уже не достаточно для подогрева гаснущего интереса. Волей- неволей закрадывается опасение, что нужная для понимания общего сюжета информация будет выдаваться столь малыми дозами и с таким интервалом, что пройдут годы, прежде чем картина сложится- нет, на такое надежды практически нет- просто начнет проясняться.

И еще одно небольшое замечание. В паре Север-Восток явно нарушен баланс Меча и Магии в сторону первого. О Магии не так уж много и практически ничего нового. Тема впечатляющих поединков магов Фургонщиков с колдунами-жереберами кочевников не получила никакого продолжения. А жаль. В «восточном» романе это, наравне с личностью Ласкольника, было самым занимательным. Про Ласкольника тоже, к сожалению, практически ничего.

Надеюсь более мистическая пара Юг-Запад не разочарует, внеся новые краски в основную сюжетную линию. Как и грядущее объединение всех четырех сторон в единое пространство-время.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С некоторой опаской брался я за первый роман Вегнера. Дело в том, что Север и Восток показались мне наименее интересными частями первых Сказаний. Приключения отрядов виделись несколько надуманными, а коллективы этих отрядов плохо прописанными. Только главные персонажи были похожи на живых людей, а прочие — картон и антураж.

Но не зря Вегнер, как он сам говорил в интервью МФ, долго готовился к первому полновесному роману. В третьей книге как писатель он заметно вырос. Композиция хорошо выстроена, слог хорошо подогнан к содержанию, сами события романа воспринимаются взятыми из жизни, а не из книжек вычитанными. Мне лично было интереснее всего читать о походах по горам и степям. Сам я, к сожалению)), много раз в горах бывал, лазал по ним и испытывал всякие сопутствующие мучения. Да и о степях, выросши в Казахстане, не понаслышке знаю. Так вот всяческие описания преодоления трудностей и обстоятельств походов мне казались очень реалистичными и фэйспалм не мучил.

Мистика, детектив и индивидуальные рубилова острыми железными предметами — это стопроцентный зачет.

Но есть и недостатки. Это опять же плохо прописанные команды, что разрозненный чаардан, что спаянные в боях Шестерки. Казалось бы, присоединение Конюхов и конфликт старых служак с новыми дает пищу для ярких моментов и живописных образов. Но если сравнить, как Вегнер прописывает индивидуально того же Фенло Нура, нового сержанта, становится понятно, что как командный игрок автор пока проигрывает. ОН вообще сосредоточен, как и в сборниках, на прописывании главный героев, прочие, опять же, фон. Мне бы, например, хотелось лучше узнать Йавенира, Отца войны, и Андеверса — герои с очень большим потенциалом, но даны они слишком грубыми и широкими мазками. А вот Кейла — это несомненное достижения Вегнера-беллетриста. Девочка прекрасна. Причем это наша девочка из континентальной старой Европы. Очень непохожая на детишек из англосаксонской литературы.

Еще из явных недостатков уже отмеченные затянутость некоторых сцен и прописанность финальной битвы. Вегнер любуется собой, когда выстреливает яркими, хлесткими диалогами, при этом заметно замедляющими действие. А битва — особенно ее вторая половина, после поворота к холмам. С одной стороны схематична — глазами Йавенира, с другой стороны импрессионистична — Кейла. Очень не хватило проработанных деталей, которые пусть и были бы не особенно оригинальными, зато придали бы глубины и эпичности.

В финале умело, пусть и несколько механистично сведя воедино две фабульные линии романа, автор выводит книгу на метасюжет, который очень уж в разные стороны разрастается, что и тревожит, и дает пищу для догадок и предвкушения новых открытий.

Подводя итог, должен сказать, что я крайне доволен как самим премированным и одобренным критикой и читателями романом, так и писательским ростом Вегнера. НА днях обещают выход Памяти всех слов с более для меня интересными линиями Юга и Запада, так что ЖДУ-НЕ-МОГУ))

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот-вот по горным долинам и перевалам суровых Олекад потянутся живой гигантской нитью обозы Фургонщиков, вольного степного народа верданно, решивших вернуться на родину, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Но загадочные и жуткие убийства, исчезновения людей, чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность. И генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, обоснованно опасается, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах. Тревожится и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, который не имеет значительного опыта руководства и впервые попадает в столь запутанное и опасное положение. Поэтому уже знакомый читателям лейтенант Кеннет со своей ротой получает приказ проверить весь маршрут вместе с головным отрядом верданно и удостовериться, что фургоны смогут пройти на всех отрезках пути, что нигде не встретятся засады или ловушки. А Кайлеан и Дагена под чужими именами отправятся в замок Кехлорен, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками.

Сплетая сюжетные линии Севера и Востока в «Небе цвета стали», Роберт Вегнер также окончательно уходит от сборников новелл, поворачивая историю в романное русло. Помимо лейтенанта Горной Стражи и бывших членов чаардана Ласкольника автор добавляет еще одну героиню, от лица которой мы будем далее наблюдать за событиями — юную фургонщицу Кей-Лу, младшую дочку Анд’эверса, ставшего Оком Змеи в первом караване, что спустится на возвышенность. Вместо камерных историй на сцену вступает масштабное столкновение народов и цивилизаций, где судьбы отдельных героев не стоят и ломаной монеты.

Пожалуй, можно поставить в укор автору, что выстраивая темпоритм романа, он оттянул кульминационные моменты всех сюжетных линий до финала. Из-за этого оказались немного пригашены яркие эпизоды, связанные с убийствами и магией. Поэтому плавный и последовательный рост напряжения на протяжении длительных боев между верданно и се-кохландийцами оставляет равнодушными тех читателей, чье сердце не вздрагивает от военных сцен.

Однако в остальном роман являет собой образчик эпического военно-приключенческого жанра. Особого внимания заслуживают бои между верданно и кочевниками. Каждая из сторон извлекла уроки из сражений многолетней давности. Усовершенствовала оружие, изобретала тактические приемы и хитрости. Но враг тоже не стоит на месте. В результате бой между Фургонщиками и кочевниками превращается в сложную интеллектуальную игру, в которой ставки с каждым ходом и часом повышаются, пока на кону не окажутся жизни всех бойцов. Только в этой игре льется кровь, в ней по-настоящему убивают и пощады не будет никому. Побежденных вырежут до последнего, в том числе женщин и детей. Вырежут ради самозащиты, ради алчности и процветания, ради застарелой ненависти и мести. Справедливость? Боги не знают такого слова. Зато оно известно родовым духам, духам двух разобщенных и ненавидящих друг друга племен, которые встретятся возле умирающей пленницы, которую палачи заставили следить за бойней. И к этому моменту разрешится тайна загадочных убийств, жестокая участь настигнет замок Кехлорен, а черные равнины и небо цвета стали увидят незваных и суровых гостей.

Вегнер сперва иронично, с присущим ему цинизмом, а затем эмоционально и красочно рассказывает жесткую историю, в которой воспевается верность и мужество, в которой романтику и легкомыслие смывает кровью, втаптывает в грязь. Но герои умудряются сохранить веру в чудо и свет, вопреки сгущающемуся мраку. Вопреки таинственным игрокам, готовящимся к глобальной политической и магической игре. Первые ходы сделаны. Возвышенности усеяны трупами. И нечто грядет.

Итог: качественное военное фэнтези со множеством интриг.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К чтению приступал с надеждой и скептицизмом – слишком много в новеллах было персонажей, но ни один из них не получился настолько ярким, чтобы следить за его похождениями с придыханием. История возвращения фургонщиков на утраченные земли вышла эпической. Захватывающей.

Насчет героев:

командир северян типичный батяня-комбат, его характер никак не развивается, решительный умный вояка – как Капитан в ЧО.

Кейтилин – интересная девица, и не только своим колдовством, но и своим мироощущением: чувствует родство и со своим боевым отрядом, и фургонщики ей не чужие, – она безжалостна, когда нужно, но в то же время не настолько отпетая злодейка, как ее сестры по оружию.

Насчет сюжета:

Замечательно, выше всех похвал прописана военная кампания и ход битв.

Недостаточно, фрагментарно – «мертвая земля».

Кейтилин мне было мало! Сосредоточившись на эпике, Вегнер уменьшил внимание к отдельным персонажам, что не есть хорошо.

Надеюсь, что кроха-фургонщица выжила и мы еще прочитаем о ней в дальнейших романах. Она тоже вышла интересной (что ж такое, почему у автора такие малопримечательные мужские характеры и такие яркие женские?)

В общем и целом – движуха пошла, лед тронулся. Четвертую книгу нужно читать, хотя бы для того чтобы узнать кто такие эти зловещие бродяги между мирами, кто такая эта Мать и как сгущаются тучи незнакомой магии вокруг Меекханской империи.

Если книги новелл заслуживали 6-7 баллов (слишком разные истории: законченные, провисающие, забавные, сомнительные и т д), то роман – уверенная 8.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вегнер, будучи уже признанным (на ФЛ и, возможно, на родине) мастером описания сражений (см. повесть «Все мы меекханцы»), взялся в этом романе за сложнейшую задачу — представить ход битвы между очень крупными соединениями, происходящей на местности со сложным рельефом. По мере чтения я начал подозревать, что Автор проиграл всё, о чём пишет, на очень хорошем макете с фургонами из спичечных коробков, шатрами кочевников из завинчивающихся бутылочных крышек, с фигурками пеших и конных солдат, с игрушечными колесницами..., и даже, чем ч..., простите, писатель, не шутит, с изображающим ветер вентилятором, который гонит облака пыли. И, похоже, сам он ясно представлял происходящее, упуская при этом из виду одно существенное обстоятельство. Сейчас передо мной лежит из ряда вон выходящего качества издание — книга Карла Смита «Геттисберг 1863 год. Битва, создавшая Соединённые Штаты». В ней порядка семи тщательно выполненных цветных схем разных этапов и районов сражения, без которых, при самом тщательном его описании, было бы невозможно что-либо понять. Примерно так же сделана книга Франсуа-Ги Уртулля «!805. Аустерлиц. Битва трёх императоров», в которой схемы расположения войск наложены на бледный фон, представляющий собой карту местности. Так пишутся (пусть даже и не совсем так издаются) все книги по истории войн, авторы которых желают, чтобы их покупали*. Сражение между кочевниками и верданно при реке Лассе, не уступающее по количеству участников и кровопролитности Аустерлицу и Геттисбергу, без сопроводительных авторских рисунков плохо воспринимается читателем, который сквозь призму мощных описаний отдельных эпизодов с трудом различает истинную общую картину боя. Отдельные эпизоды, как небрежно подобранная мозаика, не связываются между собой и не складываются в единую панораму. Несколько лучше воспринимаются картины завершающего этапа сражения, когда неминуемое, в сущности уже свершившееся поражение фургонщиков, совершенно неожиданным образом оборачивается их победой, пожалуй, более чудесной, чем победа Наполеона при Маренго. Картины эти показывают несчастной замученной девочке собравшиеся в её голове духи вероятно не только для того, чтобы успокоить её боль...Не верится, что она умерла.

А если Кей`ла Калевенх умерла (хотя почему бы целительнице Тсаэран не вылечить её ещё раз?), то не появится ли в религии верданно первая святая — Святая Мученица Кейла? В пантеоне этого мира не так уж много богов, но ни одного святого пока не попадалось. Посмотрим.

Есть в романе одно интересное сообщение, что ли, никем, по моему не замеченное. Автор упоминает вскользь о каких-то весьма удалённых от Меекхана королевствах, с которыми установлены торговые связи. Это очень важно, т. к. означает расширение представленного в книге мира, наличие в нём путешественников или купцов, подобных земным Христофору Колумбу, Афанасию Никитину и Марко Поло. В последующих частях цикла, надеюсь, эти намёки воплотятся во что-то более ощутимое.

Полумагический мир Меекхана очень сильно отличается от земного; мили, футы, ярды, фунты и даже галлоны не должны никого вводить в заблуждение — это условности, такие же, как измерение возраста персонажей в годах (очевидно, земных), а длительности суток в часах. При всём при том упоминание о флейте, как о любимом музыкальном инструменте крыс, просто таки сбрасывает читателя на родную Землю — ну не может же быть таких совпадений! При такой колоссальной разнице во всех культурных основах! А если ещё вспомнить о чёрном коте, как необходимом атрибуте всякой ведьмы, о чём я писал в другом отзыве, то возникает впечатление, что полностью оторваться от земного фольклора Автору не удаётся. Но это настолько сложно, что вполне простительно, и я не буду порицать Автора за такие пустяки.

Не могу пройти мимо одного поразившего меня обстоятельства. Из 27-и человек, оставивших свой автограф в классификаторе к сегодняшнему дню, восемь рекомендуют эту книгу для чтения в любом возрасте. Т. е. научился читать — можешь практиковаться на Вегнере. Страницы книги, где весьма натуралистично показаны издевательства, сопоставимые с мучениями первых христиан или пытками инквизиции, которым подвергли маленькую девочку люди, имеющие душу (там действуют и те, кто души не имеет по определению), заставляют отнести их к одной из категорий преступников, описываемых в книге Рихарда фон Крафт-Эбинга «Преступления любви. Половая психопатия». Поэтому рекомендация этих описаний для чтения детям вызывает естественный вопрос — а как же устроены мозги у рекомендующих?

*) В качестве примера такой на среднем уровне изданной книги приведу труд Виктора Безотосного «Все сражения русской армии 1804-1814 гг. Россия против Наполеона» М. : Яуза : Эксмо, 2012. В этой книге 16 чёрно-белых схем, она исключительно интересна и легко читается, благодаря огромным знаниям и писательскому таланту Автора.

PS. По поводу ёмкости под плевки, которые яко бы кто-то собирался там пить. Любую влагу собирали осаждённые верданно для смачивания бортов фургонов. Мало помогало, но это другой вопрос.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман масштабный, но неторопливый и порядком затянутый.

Важное отличие от предыдущих сборников — это действительно роман, одна история с одной кульминацией. Как ни странно, это немного ослабляет книгу. Ведь в предыдущих сборниках благодаря рассказам были гарантированы несколько кульминаций и важных под-итогов. А здесь история очень долго разгоняется.

Более того — ожидаемая встреча главных героев происходит далеко не сразу, их линии долгое время движутся параллельно. Их и других новых/старых героев. В этом видится своеобразный компромисс автора на пути перехода от малой к крупной форме повествования.

Хотя читать не скучно. Автор пишет на прежнем уровне.

Наименее интересной частью истории для меня по-прежнему являются фургонщики, и это досадно, потому что эта книга во многом именно о них. Что не мешает отдельным персонажам из их числа быть поинтереснее прочих.

Севера, увы, маловато оказалось в итоге. Если говорить образно: Север оказался лишь вкраплением для Востока. Все внимание фургонщикам и их войне.

При всем при этом описание похода и батальных сцен выполнено на достойном уровне. И кульминация, когда она наконец наступает, воздает сторицей за терпение. Автор умеет создавать по-настоящему трогающие, масштабные и эмоциональные сцены (не всегда это у него получается, но если уж получается, то — ух!).

Итак, очередная глава истории рассказана, тучи продолжают сгущаться, загадки множатся, но есть и кое-какие промежуточные итоги. Жду продолжения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх