FantLab ru

Александр Громов «Менуэт святого Витта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.80
Оценок:
372
Моя оценка:
-

подробнее

Менуэт святого Витта

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Ошибки? Они были. Быть может, самой крупной ошибкой Бруно Лоренца было решение о посадке на эту планету. Все могло обернуться иначе, не окажись рядом с точкой, где из схлопнувшегося Канала был выброшен «Декарт», звездная система с единственной, зато — на первый взгляд — чрезвычайно благоприятной для человека планетой...»

Входит в:

— сборник «Вопрос права», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 164

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2977 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Фанкон, 1997 // Средняя форма

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)

Властелин пустоты
1997 г.
Вопрос права
2000 г.
Мягкая посадка. Год Лемминга. Менуэт святого Витта
2002 г.
Змееныш
2007 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приличная фантастика, адресованная не только взрослым, но и подросткам. Читайте ее, если вам понравились лукьяненковские «Рыцари сорока островов» или хотя бы другой роман Громова — «Феодал». Пассажирский космолайнер «Декарт», совершавший обычный рейс до недавно открытой Новой Тверди, терпит аварию возле незнакомой планеты. Сев на ее поверхность, экипаж понимает, что совершил ужасную ошибку: из-за необычной аномалии местного светила на планете выживают только те, кому еще не исполнилось 13 лет. Только дети живут здесь долго, практически не меняясь внешне. А вот внутри них происходят такие изменения, что уже никому не придет в голову назвать их детьми...

Конечно, главная заслуга автора — это описание общества «взрослых детей», которые сумели в одиночку выжить на негостеприимной планете. Должен сказать, описания их мыслей, поступков и бесед между собой — самая сильная сторона романа. В тех же диалогах четко слышится как детская наивность, так и взрослая прагматичность. Вроде поседневный быт этого общества ничем не отличается от быта обычной человеческой колонии, только все свои проблемы эти великовозрастные колонисты решают всё же по-детски — криком, дракой и вынужденным подчинением младших старшим. А вот недостатки этого «пионерлагеря» такие же, как и у взрослых — зависть, обида, расхождение во мнениях и острое желание командовать всеми. В итоге складывается интригующий конфликт между старым (Стефан) и новым (Питер) лидером, который должен стать кульминацией романа. К сожалению, развязка вышла послабее самой завязки, что немного испортило финал. Наверное, зря автор сделал его «двойным» — это заметно снизило градус интриги. Зато остальные сцены в романе выписаны отменно и никаких нареканий не вызывают. Животный мир планеты весьма необычен и оригинален — у каждого животного свои характерные черты и особенности поведения. Хотя, если честно, мне кажется немного надуманным образ «водяного слона»: вряд ли такое огромное по размерам животное будет представлять из себя примитивное одноклеточное. А мыслит оно тогда чем? Непонятна и логика в его поведении: сначала делится, как амеба, на несколько частей, а потом отыскивает их и... съедает! У меня возникает только одна аналогия: людоед, который съедает себя сам. Вряд ли одноклеточные так поступают.

Необычным выглядит встроенный в канву произведения диалог автора со своим потомком из будущего, который якобы и предложил автору идею самого романа. Такой взгляд на происходящее акцентирует все события, придавая им определенную пикантность. Получается своеобразная «обратная связь» с реальностью. Мне кажется, что формы изложения, использованные в романе, оказались даже богаче его содержимого. Снимать фильм по такому произведению будет непросто, зато смотреться он будет определенно на «ура».

В заключение — о научности сюжета. Насколько реальны подпространственные туннели (каналы) и можно ли по ним перемещаться космическим кораблям? На первый вопрос физика Эйнштейна-Минковского, скорее, дает положительный ответ. Только вот сама форма реализации этих каналов пока неясна и весьма гипотетична (особенно, с поправками от Стивена Хокинга). Но если допустить их существование, перемещаться по ним вряд ли будет возможным — имеется целая куча ограничений (на массу, скорость и ее направление в пространстве, особенности преодоления «горизонта событий» и проч.). Скорее всего, каждое прохождение по Каналу будет уникальным и неповторимым — два раза войти в эту реку не удастся. Не думаю, что такая особенность будет способствовать развитию космического туризма. Гибернация кажется мне более приемлемым решением проблемы. Впрочем, будущее всё прояснит и расставит по своим местам.

--------------------

РЕЗЮМЕ: увлекательная и хорошо продуманная история о жизни детской внеземной колонии. Романтикам и любителям инопланетной экзотики определенно понравится, хотя руководством для выживания ее всё же назвать нельзя.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось.

Даже так — весьма понравилось!

Конечно, отдает поздними Стругацкими, но это вовсе не минус.

Невзрослеющие телом дети, затерянные на далекой планете пытаются выжить в непростых и не очень дружелюбных условиях неизвестной планеты. Взрослые все умерли еще сорок лет назад и остались только они — дети от 1 до 12 лет, в которых заключен разум 40-50 летних людей и которые не взрослеют физиологически, благодаря излучению звезды, на планетной системе которой удалось сесть их кораблю. Борьба за выживание отнимает у них все силы и два лидера стараются изо-всех сил, чтобы победить друг-друга в борьбе за власть.

Сильно, небанально, впечатляюще!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крепкая социальная фантастика. Описана модель небольшой замкнутой группы, десятилетиями не подвергающейся влиянию извне. Оригинальная особенность — то, что члены группы — дети и подростки. Это придает внутригрупповым конфликтам остроту и рельефность, позволяет автору несколько утрировать напряженность ситуации. Опять же, практически отсутствуют конфликты, связанные с сексуальностью — на первое место в описываемом микросоциуме на первое место выходит борьба за власть. Мир планеты выписан не детально, штрихами. В этом романе он — лишь антураж, механизм для создания необходимых условий в группе. Коротко: правдоподобный социальный эксперимент автора. Рекомендую к прочтению любителям «мягкой» социальной НФ.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильное но сложное и оставляющее неоднозначное впечатление произведение. Очень нетривиальная «закрутка» сюжета с выжившими и не взрослеющими, но стареющими детьми, великолепное описание социума в замкнутом мире с борьбою за власть наложенной на детское сознание. Поражает образ младенца. Это безусловно пытка — думать, знать и не иметь возможность сказать, и не иметь никакого шанса вырасти....

Меня немного смутил финал. Волшебное избавление посредством науки- чудо разрывающее замкнутый круг. Однако автор оставил много места для раздумий после финала...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О встрече раздвоившихся героев например
. Безусловно «Минует святого Витта» наряду с «Вычислителем» можно отнести к одним из самых сильным произведениям Громова.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Терпеть не могу «робинзонады». Но Громов очень порадовал яркими характерами, что лишний раз доказывает — важнее «кто пишет» чем «на какую тему». Вообще произведениям этого автора очень подходит слово «добротные». Они не шокируют, не переворачивают сознание, после прочтения не ходишь несколько дней в прострации, но они всегда на хорошем среднем уровне :super:- в самом добром и положительном смысле этого слова.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это одна из лучших вещей у Громова. Несмотря на простоту и внешнюю линейность, повесть постоянно заставляет читателя вспоминать то одно, то другое своё любимое произведение... Лично мне «Менуэт...» одной из своих граней напомнил «Заповедник гоблинов» К.Саймака. Здесь уже отмечали сюжетное родство «Менуэта...» с «Повелителем мух», «Рыцарями 40 островов» и «Перевалом». Всё верно, но идейное наполнение тут совсем другое. Одни дети-старички чего стОят! Ну, прямо «Сказка о потерянном времени» С.Михалкова!)) Вообще дети получились очень настоящими (особенно младенец Джекоб, конечно). Пока читал, их было очень жалко. Всех и каждого...

Интерлюдии, конечно, сбивают ритм, но они же заодно и расширяют пространство повести! А за финал Громову отдельное спасибо. Весь пессимизм, к этому времени насквозь пропитавший читателя, улетучивается без следа, едва глаза пробегают последнюю строчку из новостей будущего (и правильного!) мира, которую явно пропустит мимо ушей счастливая внучка главных героев...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гнетущее впечатление осталось после прочтения этого романа. И написано вроде хорошо, и сюжет неплох, и динамика (не только внешне-событийная, но и внутренняя) впечатляет, а что-то не то. Какой-то осадок эмоциональный нехороший остается. Короче, пессимизм здесь правит бал, и, даже не смотря на «счастливый» финал, положительных эмоций он особо не добавляет. Мрачная атмосфера пронизывает книгу от начала и до конца. «Легкое чтиво» — фраза не про это произведение. Поэтому рекомендуется к прочтению чересчур жизнерадостным типам, чтобы хоть немного привнести равновесия в их «расшатанные» безудержным весельем нервы.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Громова стоит читать, чтоб потом надолго задуматься над «исключительностью» человечества. Главное не допустить передозировки пессимизмом... Младенец Джекоб впечатлил. Имеешь здравые мысли, пытаешься ими поделиться, и бьешься головой о глухую стену...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Некоторая тривиальность сюжета (вспоминается и «Перевал» и «Рыцари сорока островов») еще искупается довольно интересной прорисовкой характеров. Но вот интерлюдии, да и завершающая часть кажутся совершенно излишними.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Схожий сюжет про подростков помню у Лукьяненко и Хайнлайна, но Громов смотрит на все со стороны хорошо информированного пессимиста. И дети у него не совсем дети, а какая-то гремучая смесь из недостатков детей и взрослых. Очень часто при прочтении колеблешься от «не может быть» до « не хотелось бы верить, но…» Вроде хэппи-энд. Но какой — то уж очень с оговорками.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычная жизнь спасшихся в космической катастрофе. Необычные персонажи — наполовину взрослые, наполовину дети. Жестокая борьба за власть в замкнутом мирке. Есть некоторое сходство с Рыцарями 40 островов, но значительно более безнадежно. Стоит прочесть всем, не склонным впадать в депрессию после прочтения мрачных книг.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грустная вещь, идея напоминает «Властелина Мух», но акценты чуть другие.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх