fantlab ru

Александр Громов «Год Лемминга»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
814
Моя оценка:
-

подробнее

Год Лемминга

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Герой романа, Михаил Малахов, крупный чиновник, обладающий практически неограниченными полномочиями, в силу ряда обстоятельств оказывается единственным, кто может остановить страшную эпидемию, заставляющую людей совершать массовые немотивированные самоубийства. Одновременно Малахов узнает, что, согласно одной из теорий, эта «серая чума» является своего рода очищающим фактором, уничтожающим исключительно тех индивидумов, что грозят гибелью всему человечеству.

Входит в:

— условный цикл «Мир «Мягкой посадки»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 284

Активный словарный запас: очень высокий (3264 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Литуаникон / Lituanicon, 2003 // (Россия)

Номинации на премии:


номинант
Странник, 1998 // Крупная форма

номинант
Мечи, 1999 // Меч Руматы

номинант
Странник, 1999 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма

номинант
Сигма-Ф, 1999 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Год Лемминга
1997 г.
Год Лемминга
2001 г.
Мягкая посадка. Год Лемминга. Менуэт святого Витта
2002 г.
Год Лемминга
2005 г.
Год лемминга
2007 г.
Завтра наступит вечность. Год лемминга
2009 г.

Аудиокниги:

Год Лемминга. Корабельный секретарь
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lemingo metai
2003 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная, и по сути, и по исполнению вещь, которая одна, сама по себе, превосходит весь проект «Постэпидемия» и множество вещей написанных, как на тему смертельной пандемии, так и на тему дальнейшего развития вот этого вот всего.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Год лемминга» — вторая книга от Громова, первой была «Феодал». И обе книги меня сильно разочаровали. Абсолютно одинаковый диагноз поставлю им. Интересно интригующее начало, сразу втягивающее в события, но начинающее буксовать уже со второй трети. Динамика пропадет, действия исчезают, все вязнет в самокопировании и одинаковой философии. Извиняйте, но читать в десятый раз в ОДНОЙ книге, как герой никак не определит свое место в обществе со всеми этими «право имеющий», может развлечь только страдающих амнезией. Где развитие идей? Где рост персонажа? Почему обе книги начинаются там же, где и кончаются, а все события оказываются и вовсе не нужны!?

«Год лемминга» — это хорошая идея ну просто в отвратительнейшем исполнении. Дочитывал с трудом, скрипя зубами, ближе к концу очень хотелось отбросить и забыть всю эту несвязанную белиберду. Автор, ну пожалуйста, ну хоть кусочек чего-нить не вычурного, не надо тысячу мнимых якобы умных загадок пихать в каждый абзац, это же не пазл 1000 в 1. Просто пусть все будет просто и понятно! Но нет... Надо и про то, и про это, вот и сын в больнице, и семья неполная, и неизвестное «паучье чутье» в башке, и человечество в опасности, и функционеры подкапываются, и заговоры кругом, и бандиты... И ничего из этого не доведено до конца! Ну как так то!??!?! Все игрушки разбросаны, а кто убирать-то будет? Все это просто есть в книге и никак не объясняется.

Мало? «Год лемминга» выделился еще и скомканностью, сумбурностью повествования. Ну как можно следить за сюжетом, который КРОМЕ основной ветки подается еще и в виде непонятных флешбеков из разных времен, зачитыванием отрывков каких-то личных дел, слежением за действиями злодеев и бредовых снов?! На каждой странице приходится, перебарывая злость, собирать этот дурацкий пазл, пытаясь вспомнить, куда все это нужно сложить, и где вообще сейчас главный герой находится, и он ли это вообще!

Действия тут не имеют большого значения и ничем не выделяются, ну да, герой куда-то бегает, что то делает, но не всегда понятно, с какой целью, чего он хочет добиться, и с какой стати это приводит потом к определенным результатам. Логики во всем этом немного, т.е. если автор сам не напишет, то догадаться практически невозможно.

Вот пример: герой садится в кресло и начинает у себя в голове сам себе же ОПЯТЬ выдавать экспозицию, и всякие объяснения происходящего. Расследование только началось, ничего толком неизвестно, но конечно же он уже прав, ну кто бы сомневался! И в какой-то момент он оказывается на развилке, ему нужно проверить информацию. Чтобы произошло в нормальной книге? Он бы куда-нибудь поехал, там оказался втянут в неприятные (скорее всего) события, вынужден был побегать, может помахать кулаками или просто напрячься и хоть что-то сделать интересное, чтобы получить очередной кусок головоломки. А что тут? Он вызывает подчиненного, дает ему задание, и ТУТ ЖЕ ПОЛУЧАЕТ ОТВЕТ и продолжает сидеть ровно на заднице, ничего не предприняв, снова погружаясь в собственное занудство. Подобные сцены абсолютно бессмысленны и только утомляют, потому что уже ждешь чего-то бодрого, а в ответ тишина. Просто строки унылого внутреннего диалоги этого шизоида и его чуйки.

Еще и мир в «Годе лемминга» тоже фальшивый, ну вот не верится в него ни разу, эти глупые функционеры, которых все опасаются. То они годами по спец программе отбираются — ну лучшие из лучших, достойнейшие из достойных, то норовят в спину ударить, предать и отмазаться. Как это все у автора вообще вяжется? Мерзкие и противные людишки. Еще и этот старичок-боровичок Кардинал... Ходит, значит, такой, типа Сталин, с виду добрый, но жуть наводит жуткую. Все тут же потеют, запинаются. А он им такой «Что же вы, Мишенька? Я так на вас рассчитывал». Вся эта «организация» попахивает подростковым чтивом — глупыми и примитивными дивергентами, голодными играми и прочим, где главное что-нибудь вычурное придумать и неважно, что оно в принципе существовать не может, главное «НЕ ТАКОЙ КАК ВСЕ».

Считаю эту книгу просто зря потраченным временем и зря испорченной идеей. Не знаю как автору, но мне объяснений вроде «народ совершает массовое самоубийство, потому что масса решила самоубиться» кажутся немножко так идиотизмом. Может тут накладывается общее путанное ощущении от книги, и в нормальных руках эмоции, мотивации и акценты были бы расставлены правильно, но тут все просто отталкивает. Если мы не хотим, чтобы на яблонях росли червивые яблоки, значит надо вырубить... весь сад. Логика!

Особенно порадовала абсолютно бесполезная ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА в конце про каждого местного болванчика, типа после всей каши мне еще должно быть не наплевать на этих одноразовых бесхарактерных пешек, имена которых даже невозможно вспомнить?

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, один из лучших романов Громова, причём, сразу по двум составляющим. И по сюжетной части — сама детективная интрига, расследование — что же происходит, кто или что стоит за растущей по экспоненте волной самоубийств. И по части социальной. Очередная модель общества будущего от Громова и её проблематика, а так же целый ряд сопутствующих как социальных, так и этических дилемм и вопросов. Что есть демократия, оправдывает ли цель средства, вправе ли один решать за всех, и так далее и так далее.

Ну и немаловажный момент — чисто по восприятию. Сюжет захватывает с первых страниц и не отпускает до финала, ни разу не провисая. Уже повторно прочитал с большим удовольствием.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это моя первая книга от Громова. Можно сказать, что ею я открыл нового (для себя) автора. Задумка понравилась. Идея функционеров — их подготовка, цели и жизнь прописаны весьма увлекательно. Что то тут есть от Стругацких. У Лукьяненко в Черновике тоже присутствуют некие сверхлюди с похожим названием, но там идеи совершенно другие.

Сильными сторонами книги можно признать качественную проработку сюжета, стилистику и внутреннюю логичность построения. Интересно выглядит и мир недалекого будущего. Несколько разочаровывает концовка — уж больно скомкано и как-то не вяжется со сформированными у читателей ожиданиями. Жаль, что автор исключил в конце книги возможность продолжения. Хотелось бы еще почитать про приключения ГГ в мире функционеров. С другой стороны, ведь всегда возможно написать приквел ?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу хочу сказать, что аннотация к книге гораздо более увлекательна, чем сама книга. Неожиданная эпидемия странных самоубийств по всему свету, конечно, будоражила воображение. Но, к сожалению, разгадка оказалась гораздо скучнее моего воображения. Главный герой тоже разочаровал. Казалось, что его уникальные интуитивные способности, ради которых постоянно делались интригующие камбеки, должны привести его к какому-то уникальному решению проблемы, но нет. Вообще принятое им решение как-то слишком сильно идет вразрез с заложенными во мне идеями гуманизма. В целом ожидание от книги полностью не оправдалось.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная книга Громова , я заметил что книги у него как у Лавкрафта немного однообразные книги и это значит что если понравилась одна то понравится и почти все.

Плюсы данной книги :

1)Главный герой не размазня как это обычно бывает а кремень который ради спасения 100 человек не убоится убить 10 и все его поступки продиктованы не моралью а эффективностью как бы ему не было тяжело.

2)Отличная проработка мира — хотя этот мир и наш только позже и с парой допущений но именно эти допущения проработаны до мелочей.

Итак сюжет , в скором будущем после особо губительной эпидемии появляются четыре службы предназначенные для того чтобы человечество само себя не загубило свой животной несдержанностью ( будь то наркотики или изничтожение экологии ) которые напрямую не подчиняются правительству стран. В эти службы набирают людей прошедший жестокий курс обучения с младых лет и не отчисленных огромным отсевом . Речь идет от лица начальника одной из четырех служб обладающего интересным даром.

Минус книги один — это диалоги героя со своей пассией , они во всех книгах Громова почти всегда одинаковы — женщина язвит и лезет под кожу а герой отшучивается.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом, роман понравился. Автор верен себе: мы видим перед собой социально-ориентированную антиутопию с глубоким философским подтекстом. Здесь через весь роман проходит лейтмотив столкновения интересов отдельно взятого человека и человечества в целом. Идея «коллективного бессознательного» не нова, но очень изящно и нестандартно обыграна. Не перестаёт радовать изобретательность автора: главный герой опять наделен оригинальной способностью (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Демоний, странный советчик, живущий «внутри головы» и карающий эту голову за неверные решения болью — это свежо и интересно).
. Сюжет увлекательный и динамичный, характеры героев прописаны убедительно. Присутствует фирменный ненавязчивый юмор автора. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё один роман, из не многих прочитанных мной у Громова, который в очередной раз убедил, что это очень разносторонний автор. Первый и самый главный плюс — антураж и психологическая составляющая, просто выше всех похвал, пожалуй что-то настолько сильное видел у него только в «Мягкой посадке». Сам сюжет оригинален и весьма «вкусно» подан, к тому же довольно динамичен. Язык отменный, но это и не удивительно для Александра Громова. Ну а минус пожалуй только один — как-то грустно становится после всего прочитанного, но уж это сугубо мое мнение.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ресурсы земного шара не могут обеспечить выживание 12 миллиардов человеческих особей (столько по тексту романа). Даже 7 миллиардов многовато. Рано или поздно придётся вмешаться высшим силам в этот неконтролируемый рост. А может уже и вмешиваются ( СПИД например)

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга. Внешне благополучный мир управляется по сути управляется кардиналом и назначенными им функционерами. Теория всемирного заговора в действии.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недалёкое будущее. Российская Конфедерация. Управляемая демократия. Главе могущественной службы санитарного контроля предстоит решить проблему массового немотивированного суицида. Сможет ли он помочь человечеству или правильный выход – его бездействие?

Социальная фантастика о возможных трансформациях человеческого общества. Идея природного самоочищения общества интересна и вполне гуманна, но как-то не очень убедительно показана автором. А вот природная аномалия главного героя весьма хорошо раскрыта и является некой изюминкой романа. Сюжет книги достаточно динамичный и зрелищный. Слог автора, на мой взгляд, простоват и чересчур разговорный. В целом книга читается легко и увлекательно. К минусам я бы отнёс мрачную тематику самоубийств, впрочем, Громов не усердствует в описании этого социального явления. Итого получилась вполне читаемая социальная утопия, лёгкая, но неглупая.

К прочтению рекомендую любителям нетяжёлой приключенческой и социальной фантастики. В этом ряду вспомнилась «Выбраковка» Дивова.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

По общепринятой теории Дарвина человек, как известно, произошел от обезьяны. В данном произведении человечество по задумке автора, как и подобает потомкам обезьян ,«собезьянничало» у леммингов страсть к самоубийству.

Миф о коллективном самоубийстве леммингов гуляет по планете более ста лет. На самом же деле, причины гибели леммингов уже изучены и описаны учеными. Доказано, что никаких суицидальных побуждений у этих животных не возникает, а имеет место только лишь «бросок за едой, завершающийся иногда трагически». Интересующимся этим вопросом подробнее рекомендую изучить хотя бы Википедию.

Таким образом, по незнанию ли, сознательно ли, автор романа распространяет антинаучный миф, что, на мой взгляд, исключает даное произведение из разряда научной фантастики. Здесь мы имеем скорее социальную фантастику с легким налетом мистики, позволяющим кое-как сформировать фантастическое допущение и объяснить логику действий героев.

Произведение получилось увлекательным и интересным, несмотря на то, что логика в действиях героев все же кое-где отсутствует. Любопытно описание общественного строя России (в романе названа как «Конфедерация») в недалеком будущем. По прогнозу автора российскому народу настолько присуща тяга к «сильной руке» и авторитарным формам управления, что даже в будущем демократические институты в полной мере в России не приживутся. Парламент и президент в описанном в романе обществе играют лишь декоративную роль красивой, но малофункциональной ширмы. Истинная же власть сосредоточена в руках одной личности, управляющей страной при помощи особых спецслужб ею же с нуля и сформированных. В этом, согласно тексту романа, – залог успеха и процветания России («Конфедерации»). Несомненно, подобный сценарий развития событий многим читателем понравится, ведь идея «сильной руки» и «доброго царя-батюшки» популярна и востребована обществом уже сейчас. В этом проявляется своеобразный социальный заказ на подобную литературу. Но лично меня такой социальный заказ весьма удручает, так как наглядно демонстрирует незрелость гражданского общества России и дремучее нежелание его развивать в будущем.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честь и хвала автору за то, что не убоялся затронуть тему немотивированного суицида. Разумеется, объяснение грозной пандемии дано предельно фантастическое (и то без серьёзных доказательств), но главный герой ведёт себя вполне естественно для сотрудника спецслужб. Тем более, что он не рядовой, а один из высших функционеров. Как так у классиков говорится? Если запахло серой, не время рассуждать о дьяволе, время строить завод по производству святой воды. Другое дело, что дилемма, вставшая перед Малаховым, сродни испытанию Шухарта из «Пикника на обочине», а потому в принципе не может быть решена однозначно правильно в человеческой системе координат...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный Роман. Прочитал с огромным удовольствием. Давно уже не испытывал забытого ощущения — дрожи от желания открыть книгу и погрузиться в чтение, забыв о делах и обязанностях. Исключительно сильно произведение в области социальной фантастики. Блестяще разыграна карта человечества как единого живого существа способного к саморегулированию. Поражает масштаб происходящего, социальные изменения. Но мне лично очень нравиться интеллектуальная насыщенность произведения. Автор — интеллектуал в своих книгах преподает мягко и неназойливо, восполняя мелкие пробелы в образовании читателя. За краткий экскурс в спелеологию — отдельное спасибо Громову.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересная и прочитана мной за один вечер. Не скажу что в восхищении от романа, но думать он заставляет однозначно.

«Год лемминга» яркий образчик социальной фантастики. Не всеобъемлющей как у Айзека Азимова в «Основание» или религиозной Дэна Абнетта в «Инквизиторе». Она является представителем произведений, направленных на осмысление конкретных проблем современного общества. Её можно сравнить с «Золатарём» Генри Олди, «Войной призраков» Дмитрия Казакова или «Выбраковкой» Олега Дивова.

Данная социальная фантастика не описывает утопические миры, в которых гротескно рассматривается один из вариантов пути. Она ставит перед читателем злободневные проблемы, которые начинают уже сейчас провялятся в реальном мире. Не развлекает (хотя авторы часто облекают её в динамичные формы боевиков), а заставляет обратить внимание на зарождающую ситуацию, снимает замыливающую официальную шелуха, встряхивает ленивое обывательское мнение. Предлагает хоть и фантастические решения, но при достойной переработке вполне осуществимые.

Полностью согласен с Iren, которая точно подметила слабости в повествовании, поэтому повторятся не буду. Хочу только обратить внимание на финал, в котором жёстко показана другая проблема. Если сильная, грамотная личность, нацеленная на достижение результата (а не набивание карманов), занимает соответствующее положение в иерархии власти, вероятность решения любой проблемы резко возрастает. Однако с уходом побудителя, система серой массы практически всегда уничтожает все что было создано, мешающее безгранично властвовать.

P.S. Суициды – страшный бич о котором не очень принято говорить и ещё меньше делается для его устранения. Посмотрите статистику. Несмотря на то, что в России признаётся высокий уровень самоубийств, но официальные 20 человек в год на 100 тыс. населения смешная цифра. Реальная цифра 3-4 попытки в неделю, из них 1-2 доведённые до конца на 50 тыс. населения. И это усредненные оперативные цифры, а что творится на крайних пределах в конкретных регионах, в пиковые временные циклы...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх