FantLab ru

Диана Сеттерфилд «Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Голосов:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Беллмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном

Bellman & Black

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

«Беллмен и Блэк» — роман Дианы Сеттерфилд, прославленного автора «Тринадцатой сказки», признанного шедевра современной английской прозы, который заставил критиков заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дю Морье,

В детстве Уильям Беллмен убивает из рогатки грача; невозможный, через всё поле, выстрел тем не менее попадает в цель. Поступок этот вскоре забывается, но имеет непредсказуемые и трагические последствия через много лет, когда Уильям уже вырос, стал уважаемым человеком, счастливо женатым, с четырьмя детьми. Ведь грачи не забывают ничего… И вот ночью, на кладбище, Уильям заключает невероятную сделку с незнакомцем в чёрном, таинственным образом вошедшим в его жизнь; сделку, которая навсегда изменит судьбу Уильяма.

Номинации на премии:


номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2013

Похожие произведения:

 

 


Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном
2014 г.
Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном
2015 г.
Беллмен и Блэк, или Незнакомец в черном
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Bellman & Black
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читайте, говорят, долгожданный (кем?) второй роман (а, типа был еще и первый) известной писательницы (первый раз слышу), создательницы той самой «Тринадцатой сказки» (понятно, что не читал)...

Первое впечатление таково. Весьма плотная бумага, шрифт, близкий к тому, что у окулистов в топе их таблицы, коротенькие главки неизменно начинаются с новой страницы, а потому пробелы позволяют завести внутри книги не просто пометки на полях, а ежедневник...

В общем, книжка только кажется толстой, а на деле это повесть средней упитанности велит называть себя романом...

Готическим, мистическим, психологическим, производственным, душераздирающим, ироническим, анималистическим, просветительским...

Винегретом...

В смысле, там всего понемножку...

Выпиленного лобзиком из произведений знаменитых покойных авторов, которым довелось жить между битвой при Ватерлоо и Первой мировой войной, а также дополненного плодами того, что Дианочке как-то довелось прочесть несколько интересных книжечек про птичек, похоронные конторы и производство ткани...

То увлекутся глав на десять описанием производственного процесса на текстильной фабрике, при этом всякие новшества внедряются без сучка и без задоринки, а рабочие поголовно сыты, счастливы и не протестуют против низкой зарплаты, потому как им выдают булочки и молоко...

Потом выяснится, что познания по части истории фабрик и пролетариата, видимо, закончились, а потому можно плюнуть на то, что всеми силами вот только что пытались заинтересовать читателя тем, как окрашивали ткань и боролись с конкурентами из соседнего графства... Теперь лучше прочитайте подробный отчет о том, как трепетно викторианцы относились к проблеме погребения умерших и изводили много денег на траурные мероприятия и аксессуары...

А между делом, вот еще некоторые интересные факты про грачей. Поскольку в обычных грачах нет ничего мистического, то ради красного словца и создания ореола тайны вокруг всего происходящего, им щедро даруется привилегия быть временно исполняющими обязанности воронов Одина, а также заменить собой дроздов в детской песенке про птичек, запеченных в пирог...

Уместно отметить, что с персонажами госпожа Сеттерфилд поступает в духе текста про старух, которые все падали и падали из окна. В смысле, она не знает, что с ними делать на протяжении всей истории, а потому персонажи в книге только и делают, что мрут и мрут...

Это относится и к Беллмену. Возникает впечатление, что и он был придуман исключительно для того, чтобы умереть ближе к концу повествования, дабы у критиков появился повод похвалить автора за якобы глубокомысленные размышления на темы Жизни и Смерти...

В общем, в книге все же много разного интересного и занятного, но и у сороки в гнезде тоже занятного и интересного много. Только это не ее заслуга, что данные вещи блестят и переливаются в солнечных лучах...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Грачи созданы из мысли и памяти. Они знают всё и ничего не забывают.

Этюд в мрачных тонах — вот как можно охарактеризовать эту историю, полную трагизма и горечи. В нем атмосфера пасмурной серой осени, осевшей густыми уманами над проселочными дорогами, осени, наполненной гомоном и хлопаньем крыльев грачей, осени с терпким ароматом тыкв, с перешептыванием опавшей листвы. Это не совсем готичный роман, это роман о жизни, о судьбе одного сельского паренька, обретшего все, о чем он мечтал, и в одночасье это потеравшего. Виной ли ому убийство грача, стечение ли это обстоятельств, мистика или злой рок — решать читателю, ибо здесь нет прямых ответов, здесь есть только намеки и полутени, прячущиеся по углам, бередящие воспоминания, не дающие покоя.

Лейтмотивом через весь роман проходит образ грачей. Они появляются в переломные моменты жизни Беллмена, постоянно существуя на периферии его сознания и взгляда. Они словно бы окутали его жизнь своими крыльями, воплотившися в образе загадочного мистера Блэка. Кто он: смерть, дьявол, пришедший заполучить еще одну душу путем заключения сделки, или же совесть, мучающая героя за то давнее происшествие с грачом, а может, лишь плод воспаленного сознания отчаявшегося человека, потерявшего бОльшую часть своей семьи? Он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Показательно, что после их сделки на кладбище дела Беллмена налаживаются, а Блэк пропадает на долгие десять лет, после чего возвращается и возвращается не просто так. Но как распорядился Беллмен отпущенным временем, вторым шансом? стал ли он ближе к дочери, ради которой был готов пожертвовать всем? Впустил ли он радость в свое исстрадавшееся сердце? Нет, он посвятил всего себя своему детищу, главному проекту своей жизни — созданию и процветанию огромного магазина ритуальных услуг. Понял ли он ошибочность своего пути, неверный выбор цели, пустоту своей жизни? Или он утратил волю к жизни гораздо раньше, так и не сумев справиться с потерей?

Образ Беллмена неоднозначен: порой герой вызывает симпатию и сочувствие, а порой — недоумение, граничащее с раздражением от того, как он распорядился своей жизнью, насколько пустыми были его последние годы, от того, что он не замечал действительно важного, чему сотило бы посвятить жизнь. Беллмен показан в разные периоды своей жизни, в разной обстановке, в различных ситуациях, в отношениях с людьми, через призму его отношения к работе. Он выписан подробно и ярко, его характер раскрыт через множество деталей и нюансов. Детали и нюансы — это особенность романа. В нем много подробностей, характеристик, ремарок, пояснений и описаний. Это временами замедляет и перегружает повествование. Роман этот — вовсе не легкое чтение на ночь, он ставит важные проблемы и заставляет размышлять о правильности собственного пути, о верности своего выбора. Это история о том, как страх смерти отнимает жизнь, отравляет существование заставляет человека замирать в ожидании неизбежного конца, бояться чувствовать и привязываться, чтобы не испытывать боль утраты, делает жизнь пустой и не имеющей смысла. Это история о выборе и его правильности. Это история о судьбе человека, ставшего рабом своих страхов.

На страницах этой книги царят смерть и грачи, они творят свою черную магию, прерывают жизни, вершат судьбы, меняют ход вещей. Они безжалостны и точны в своем выборе, в их действиях нет ничего случайного. Мистика, мрачные семейные тайны, пугающая гнетущая атмосфера, ожидание неизбежной трагедии -все это переполняет повествование, сочится между строк, заставляя сердце напряженно замирать.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаешь, ты определяешь свою жизнь? Выкуси!

Пой на воскресных службах о том, что ты создан по образу и подобию Божьему, да только Богов в прежние времена по земле побольше ходило.

Не верите? У грачей спросите — зарядил один несмышленыш в грача да и убил. Насмерть. Несмысленыш вырос в смысленыша, а смерть всё рядом, рядом, где рядком не пройти — там бочком пройдет.

И как же прекратить этот повседневный тик-так, где каждый тик может стать последним так? Служить смерти? Бояться? Нет, друг мой!

Вспоминай! Вспоминай, что ты сделал! И еще на один вопрос ответь — оно того стоило?

Крррраааа! — провозглашают Дети Времени и Памяти

Есть такое выражение — прочесть запоем. Это о Беллмене и Блэке. Эпоха воссоздана досконально, язык книги словно полотно без единой затяжки и даже сцены, в которых автор выставляет вас вуайеристом, особо не коробят. Вам же после прочтения предстоит определить для самого себя — это действительно мистический роман или же естественное течение жизни и смерти в преломлении восприятия главного героя?

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможны спойлеры.

Настоящая книга-загадка и история одного безумца в одном же флаконе.

«Готический роман» — наиболее подходящее для него название. Здесь есть лёгкий прозрачный налёт мистицизма, не переходящей определённой грани, чтобы свалиться в откровенную пошлую мистику, и эта атмосфера пронизывает весь роман с первых страниц.

Текст повествует о Уильяме Беллмене и его судьбе. Уильям на протяжении всего повествования меняется. Вот он ребёнок и ведёт себя по-детски; вот он уже юноша, жаждущий вникнуть во все тонкости своего ремесла; и вот он уже взрослый мужчина, озабоченный только своим бизнесом и ничего не видящий за завесой денег, деловых контрактов и успеха. Деньги-то ему, на самом деле, не нужны, но вся его жизнь — работа, и в этом-то и состоит его безумие. Многие простые человеческие эмоции ему чужды. Иногда его «переклинивает», и эмоции хлещут через край, но чаще всего они мирно дремлют где-то внутри.

Но он всё же человек, и по нему это видно. Он больше жизни, больше своих денег и своего бизнеса любит дочь и ради неё отдал бы всё. Такая простая и слепая любовь делает его человечней а потому и самому Уильяму хочется сопереживать. Автор создала потрясающе интересного персонажа, схематично, как набросок, мастерскими штрихами, добавляя то там. то там капельку контрастности или немного теней и растушёвки. Уильям живой и в него хочется поверить. Герои автору однозначно удались. Каждый живёт собственной жизнью, дышит на страницах, для каждого у Д. Сеттерфилд нашлось несколько волшебных мазков кистью, дабы придать им реалистичности.

В тексте не происходит никаких особо значимых событий, за исключением эпидемии, сюжет разворачивается неспешно, мягко, увлекает за собой, не давая оторваться. Ярык у автора отличный, а погружение в эпоху и фабричное дело — на высоте. Не могу сказать, что влюбилась в книгу без оглядки, но что-то в ней есть, что-то цепляющее и заставляющее читать дальше.

И, конечно же, самая главная изюминка произведения — мистер Блэк. Кто он? Сама смерть, сопровождавшая Уильяма Беллмена? Самый напрашивающийся вариант, конечно же. Или плод его больного воображения, сломленного горестями и отчаянно нуждающегося в знаке свыше, в каком-то маяке, к которому он мог бы двигаться, потеряв практически всё? Или Блэк — олицетворение мстительных грачей, одного из которых Уильям убил в далёком детстве; грачей, которые ничего не забывают? Да был ли чёртов мистер Блэк?

Отличная книга. отличная концовка. На полку себе не поставлю, но, возможно, когда-нибудь минимум раз мне захочется её перечитать.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Судя по веселому хохоту, доносящемуся с небес, в мире найдется мало вещей более забавных, чем грач, который притворяется не умеющим летать. ©

«Беллмен и Блэк» пришелся на один из самых трудных и выматывающих месяцев этого года, но вместо погружения в летаргическую депрессию он неожиданно поддержал и помог подняться. Его черная безысходность, смерть и саморазрушение питали меня своей энергией, пока затянувшаяся апатия наконец не сдалась и не уползла в уголок. Есть такие книги, которые на свой манер напоминают, что если ты чувствуешь боль – то ты все еще жив.

Открывающая повествование сцена – мощная и трагичная. Она задает тон всей последующей кутерьме людей, событий и мелочей, окрашенных в черные краски поступка, предрешившего судьбу человека по фамилии Беллмен. Откровенный мистический настрой меня не насторожил, хотя не так давно «Тринадцатая сказка» встала поперек горла со своими приемчиками – они тут если и присутствуют, то ровно в той степени и в той тональности, что необходимы для мрачной готической сказки про грачей и человека в черном. Даже не верится, что книгу писал тот же автор, насколько поверхностной и неестественно складной была «Сказка», настолько неподдельно драматичным и умеренно недосказанным получился «Беллмен».

С увлечением читала о буднях фабрики и последующих достижениях Б. Его потрясающая, сверхъестественная работоспособность и отношения со временем вызывают восхищение и даже благоговение, особенно на фоне собственной никчемной работы, неспособной разжечь даже огонек интереса в виду монотонности и относительной бесполезности. А вкрапления мистики мастерски разбивали вдребезги ощущение покоя и безопасности, что неизменно окутывает при погружении в рутину.

Уже было понятно, что повтора «Сказки» можно не ждать, однако ответы на главные вопросы постоянно ускользали с поверхности в глубины зыбкого болота неизвестных переменных. Финал не разочаровал, он закономерен ровно настолько, насколько готовят к нему читателя вставки о грачах на протяжении всей истории. Все кривые, вычерчиваемые в припадке разрушительной силы, наконец выстраиваются в единую линию. Все механизмы, старательно выводившие рабочую мелодию, затихают.

История не раскрывает всех карт, она оставляет простор воображению, но все мысли и идеи, возникающие на почве недосказанности – темные, глухие и безысходные. Она рассказывает о горе потерь и смерти, но в первую очередь – о всепоглощающем чувстве вины, едва осознаваемом, неуловимой тенью сопровождающем от начала до самого конца. Тяжелая, безрадостная, искривляющая восприятие, не отпускающая ни на секунду книга. И мстительно хохочущие грачи и люди в черном тут совсем не при чем. Вот это как раз и страшно.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможны спойлеры.

Честно говоря, первую половину книги мне было довольно скучно. Какое-то нудное описание тканного производства+эпизодически кто-то помирает. Но! Ближе к середине книги началась жесть и читать стало крайне интересно.

Диана Сеттерфилд написала крайне мрачную, темную, жуткую и гнетущую книгу. Десятилетний парнишка случайно пристрелил из рогатки птичку. Не потому что он жестокий и кровожадный. Он даже не думал, что так выйдет. Но птички оказались не простые и стали мстить, и мстя их была страшна. Парень вырос очень неплохим человеком, любящим отцом и мужем, талантливым бизнесменом. Но Диана Сеттерфилд беспощадно лешила его всего. Морали тут нет. Но лучше не стреляйте в птичек, мало ли чего.

Я знаю, что по «Тринадцатой сказке» есть фильм (не смотрела). Но по данному произведению, мне кажется, никто и не додумается снимать кино, настолько жуткие и давящие образы здесь используются, настолько все темно и беспросветно....

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На этом романе «бытовая» составляющая настолько перевесила мистическую, что я большей частью скучала. Да и мистическая, откровенно говоря, не столько мистическая, столько обычно-печальная. Люди двигаются умом от большого горя, и в этом нет ничего мистического, увы, и грачи тут не при чем.

История разворачивается очень медленно и по сути представляет собой историю всей жизни центрального персонажа от детских лет и до смерти. Сеттерфилд удалось нарисовать интересного в своем роде героя: он везде молодец, ему все удается и все его любят, но при этом он ничуть не смахивает на опротивевшего по фанфикам и женским романам Марти Стью — и это удивительно, казалось бы, к тому есть все предпосылки. Возможно, дело в том, что успехи героя — большей частью не на почве дам, а в области бизнеса: как он работает на дядиной фабрике, потом не без сложностей наследует ее, расширяет производство, открывает новый бизнес. Все это уже было у Драйзера, хотя размах Финансиста все-таки побольше, а Уильям скорее остается местечковым предпринимателем, чем какой-то реально крупной величиной.

С этой сугубо производственной историей мистика не слишком-то вяжется, и все «таинственные» появления то загадочных грачей, то мистера Блэка в черном выглядят немного по-детски. Если автор хотел нас напугать, то не удалось. Слишком большой контраст, слишком разные жанры. И даже когда героя постигает действительно тяжкая и совершенно незаслуженная утрата, мистика здесь строннему читателю все еще кажется неуместной.

Впрочем, самому герою так не кажется, но и это вполне логически объяснимо. Человек логический склонен искать логику во всем, и если уж тебя постигло страшное несчастье — значит, на то была причина. А если ты к тому же еще и купец по натуре — то вполне логично пытаться откупиться от судьбы, заключить с ней сделку. Вовсе это не мистическая история, а печальный рассказ про человека в своем, особенном футляре, который от ударов судьбы становится все более заметен окружающим.

Слушать было достаточно приятно, но на мой вкус, эта книга значительно слабее двух других романов Сеттерфилд: в ней просто нет интриги от слова совсем.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая о том, как мистер Беллмен использует свое время поневоле задумываешься, на что тратишь свое собственное.

Удивительная книга. Удивительна в том плане, что напоминает спокойное течение реки, даже в самых острых моментах. При этом читать ее не скучно, а сюжет не отпускает ни на секунду. Личность мистера Блэка мелькает то тут, то там, обращая на себя внимание и заставляя листать страницы с удвоенной скоростью — настолько интересно узнать кто он такой и чего хочет.

Отдельно стоит остановиться на описаниях. У автора, безусловно, талант. В особенности это касается работы фабрики. Расписать все так подробно, не перегружая текст малопонятными трехэтажными конструкциями и стать для читателя, в некотором роде, переводчиком с профессионального жаргона на человеческий язык не так то просто.

Вся книга наполнена тайнами и загадками. При этом все мистическое ловко прячется на задворках, заставляя листать страницы с удвоенной скоростью.

За неослабевающий интерес, интригу, отличных персонажей, хорошо продуманный сюжет и все те достоинства, которые я, несомненно, упустила, Диане Сеттерфилд большое спасибо.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После этой книги я буду бояться птиц %)

Для меня роман на уровне «Тринадцатой сказки» — интересная задумка, увлекательное воплощение, но на выходе одноразовая неровная история.

Тут есть и мистика, и готика, но в большей степени это производственный роман. Функционирование фабрики и магазина Беллмена показало гораздо подробнее и ярче, чем его личная жизнь, и сами предприятия выступают более «персонажистыми», чем люди, включая главного героя. В общем, это соответствует концепции: Беллмен всю жизнь охотнее занимался делом, чем близкими, и отдавал ему куда больше сил и времени. А в конце жизни (спойлер) осознал, как был неправ.

Вот если оставить только эту линию, без привлечения грачей (можно подумать, в реальности нет таких случаев) и многочисленных смертей, было бы отлично. А так затянуто и невнятно. Ещё и непонятно зачем введённая линия Лиззи, многообещающая, но пустая.

Вряд ли буду читать новые произведения автора.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший производственный роман. Очень подробный, в деталях, что и как, как увидеть выгоду и не пропустить прибыль. Как из мелочей строится бизнес, как начать крупное дело и не провалить его и т.д., одним словом — бизнес-пособие. Ференги Кварку эта книга очень понравилась бы, именно в её производственной части. А что касается мистики, или магического реализма, который так был много обещан, то его не так много, как хотелось бы, да и тот, что есть, размыт и сосуществует с производством на правах пасынка. Автор пыталась нагнать мистики вокруг мистера Блэка, но мы уже «знакомы» с этим черным господином в исполнении Брэда Пита, и он для нас уже загадки не представляет, поэтому интрига, лично для меня, не состоялась. Саспенса нет никакого, мифологическая тема грачей-воронов вялая и неубедительная, в «Моей рыбе» это было гораздо ярче.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх