FantLab ru

Генри Лайон Олди «Богадельня»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.26
Голосов:
885
Моя оценка:
-

подробнее

Богадельня

Роман, год; цикл «Хёнингский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 76
Аннотация:

Бывший фармациус-отравитель при дворе Фернандо Кастильского становится ревностным монахом. Смешной подросток из села Запруды — сперва бродягой, а потом и наследником короны. Дочь Гаммельнской Пророчицы — талисманом хенинского Дна. Влиятельная Гильдия Душегубов творит Обряды, без которых плохо придется сильным мира сего. Благородные рыцари безоружны, зато простолюдины вооружены до зубов, согласно казенным предписаниям. И, этаж за этажом, воздвигается новый Столп Вавилонский взамен разрушенного однажды.

А все потому, что иранский врач Бурзой, прозванный Змеиным Царем, шесть веков назад решил изменить мир к лучшему...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 350

Активный словарный запас: очень высокий (3454 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Урания, 2002 // Большая Урания (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман)

номинант
Сигма-Ф, 2002 // Крупная форма, романы

номинант
Мечи, 2003 // Меч в камне

Похожие произведения:

 

 


Богадельня
2001 г.
Богадельня
2005 г.
Хенингский цикл
2005 г.
Богадельня
2007 г.
Пасынки восьмой заповеди. Богадельня
2008 г.
Богадельня
2009 г.
Легенды древнего Хенинга
2015 г.

Аудиокниги:

Богадельня. Книга вторая
2017 г.
Богадельня. Книга первая
2017 г.
Богадельня. Книга третья
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2013 г.

Что такое богадельня? Божье дело? Или создание бога? Вновь, как и в предыдущих книгах, Олди предлагают нам прекрасно ограненный философский бриллиант. Завораживающе светятся отблески древних идей, Вавилонской башни, Змеиного царя и «Диалогов» Платона. В чем-то роман перекликается с «Путем меча», например, в повсеместном ношении оружия, правда, не как символа достоинства, а наоборот — униженности. Или в плотной работе с историческими материалами и фактами. Или же легким ароматом востока, который порой слетает со страниц книги.

Авторы используют известный прием — берут юного, неопытного героя и бросают в неизвестную тому среду, чтобы создать детальное и своеобразное представление о странном, сытом и благополучном мире, где почти нет войн и болезней. Но какова цена, которую платит общество за эти блага? За невероятную силу рыцарей, за проницательность звездочетов, за таинственную власть Душегубов? И чем еще придется платить?

Олди ткут холст романа из тонких нитей запахов, красок и мыслей, сквозь которые проступают смутные очертания легших в его основу идей. По мере чтения под ними появляются новые картины, каждое слово будто обретает новый смысл, дополняющие и разворачивающие сюжет не только в пространстве, но и во времени. С каждой страницей сюжетные нити сближаются, действие становится все плотнее, взрываясь в финале головокружительным фонтаном выводов и ответов.

Итог: детально прописанная, красочная книга с множеством философских идей и вопросов.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 августа 2010 г.

Есть авторы, которых узнаешь по нескольким строчкам. Дадут тебе один абзац, и, прочитав его, сомнений не остается, независимо от того, диалог там, драка или философия, — ты знаешь, кто это написал. К таким авторам относятся Олди. Так экспериментировать с языком, использовать такие необычные, запоминающиеся образы, как для героев так и для пейзажа, а иногда переплетать их, могут только они.

Олди относятся к моим любимым авторам, по двум причинам: из-за красивого стиля и философии. Можно ли назвать их произведения боевиком — вопрос спорный. Я бы не назвала. :wink: И Богадельня на боевик похожа меньше всего. В традиции авторов, до последней строчки не знаешь, кто прав, а кто нет, и что именно надо сделать, чтобы мир действительно стал лучше.

После прочтения остался какой-то осадок безысходности, из-за которой не хотелось ставить больше 8 баллов. Но когда и через несколько дней мысли снова и снова обращались к отрывкам романа, понимаешь, что это не просто «очень хорошо». Это «превосходно», а, возможно даже «шедевр» (если перевести оценки на человеческий язык), что этот роман, не как отравленная стрела, разносящий яд по крови и убивающий, а как скальпель хирурга, вскрывающий нарывы. Говоря проще, в нем есть катарсис, — а сейчас так мало подобных творений.

Дай Бог авторам долгих лет жизни и еще много прекрасных произведений, которые, по моему мнению, действительно меняют этот мир.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2012 г.

Признаюсь, мои прошлые попытки прочтения книг Генри Лайон Олди заканчивались плачевно. Начинала читать несколько, но дальше нескольких начальных страниц не продвигалась. Не шли они, тормозились.

С «Богадельней» чуть не получилось также. Читаю, ничего не понимаю, путаюсь в героях. Но книга-то рекомендована, книгу нужно прочитать. Хотя бы для того, чтобы о ней что-то написать.

И вдруг, преодолев энное количество страниц, наступило прозрение, книга раскрылась передо мной, затянула, очаровала. Ведь книга-то оказалась непростая, с секретом, который раскрывался постепенно, маленькими кусочками, вкусными такими, смаковать которые хотелось бесконечно. Книга, перевернув последнюю страницу которой, сразу же требуется открыть первую. Чтобы вновь перечитать начало. И тогда уже понять книгу полностью. Книга Олди — как круговорот жизни, где нет конца, нет начала, где все замкнуто и перетекает из одного в другое.

Прекрасный язык, удивительные художественные сравнения. И созданный мир, вроде бы такой похожий на реальный, знакомый по урокам истории. И совсем другой. Мир, в котором верующие осеняют себя не крестом, а кругом. Мир, в котором носить оружие удел черни, а благородным-то и дотрагиваться до него позорно. Мир, где знакомые нам с детства мифы получают совершенно иную интерпретацию. Незнакомое знакомое. И от того такое интересное.

Фантастика. Но очень умная фантастика, глубоко философская, поднимающая вечные вопросы. Вопросы благородства, верности, любви, смысла жизни и личного предназначения человека.

Благодаря этой книге я открыла для себя Олди. Обязательно еще возьмусь за их книги. И уже не остановлюсь на первых страницах. Пойду дальше.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 января 2014 г.

Из разряда книг, которые приятно читать — красивый замысел, чудесный текст, доставляющий удовольствие при чтении даже безотносительно его содержания, яркий, живой мир, такой похожий и в то же время так отличающийся от нашего, герои, которые также реальны, как мы с вами и которых ты понимаешь, наконец, интрига, держащая читателя в напряжении чуть ли не до последней страницы.

Сама идея... Мысль о попытке разделения души и тела в фантастике далеко не нова, но вот ее интерпретация в этом произведении, бесспорно, оригинальна. Только вот накрутили авторы вокруг этой идеи столько всего, что, наверное и сами чуть-чуть запутались :). Многое, связанное в книге с богадельней, обрядом, душегубами выглядит несколько расплывчатым, непроработанным, отданным на откуп фантазии читателя. Но это, пожалуй, единственное, в чем можно бросить упрек Олдям в этом романе.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2010 г.

Тяжело, жёстко, основательно.

Очень крепко, монументально, глубоко.

В общем серьёзное чтение для серьёзных и думающих людей.

Проблемы поднимаемые авторами глобальны и вечны. Начались они (проблемы) с возникновением человечества, да и закончатся, пожалуй, с его исчезновением.

Вопросы устройства мира, общества. Вопросы богоискательства даже богостроительства. Вопрос Достоевского о слезе ребёнка. Спектр вопросов широк. И не на все мы получаем ответы. Остаётся место для собственных размышлений, для личных выводов. Каждый решает для себя — что такое хорошо и, что такое плохо в этом (и в нашем реальном) мире.

Ну и, как всегда у соавторов, — достоверность, красочность и реалистичность повествования. Олдям — веришь.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2009 г.

Не самый обсуждаемый роман Громова и Ладыженского, но стопроцентно, и по мыслям и по стилю изложения, типичное детище харьковских авторов. Как всегда в основе повествования имеется яркая стержневая идея, в данном случае, размышление о соотношении человеческих составляющих «дух – душа – тело». Как всегда, в наличии крепкий сюжет, без провисаний и динамичный. Как всегда, к главным персонажам прикипаешь душой и сопереживаешь. Как всегда, писать о произведении Олди проблематично, потому как, каждый, прочитавший «Богадельню», находит в романе, ведомые только ему одному, оттенки и грани замысла авторов.

Пересказывать сюжет книги не имеет смысла, поскольку обсуждать его желательно только с людьми знакомыми с текстом. Жестко. Где-то, даже сухо. Умно. Интересно. Оригинально. Для думающих читателей.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2013 г.

Аристократичный, изысканный, стильный роман.

В нём пересеклись многие ключевые идеи более ранних творений господина Олди.

Богадельня стала как бы апогеем их творчества, хотя уже трудно было ожидать чего то лучшего, чем блистательный «Маг в законе», но всё же появился это произведение, этот шедевр слова.

Богадельня относится к той самой литературе, которая Высокое искусство, которая трогает за душу и занимает там свое особое место.

В черном бархатном переплете слов Олди оказалась такая красивая легенда как история о Вавилонской башне, и маэстро справились с задачей.

Определенно вершина.

Определенно шедевр.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2012 г.

Как всегда Олди на уровне, Олди на высоте. Многогранная философская фантастика с живыми, играющими яркими красками героями. Необычный мир-перевертыш, где аристократия, гнушается оружия, а простолюдины обязаны таскать опостылевшие железки. В мире существуют свои правила, которые в процессе прочтения проступают четче, проявляют себя совсем с неожиданной стороны. В этом плане «Богадельня» — роман-паззл для меня.

Складываешь маленькие детали, поданные в виде историй-флешбеков, складываешь мозаику мира, созданного врачом Бурзоем и самое главное, как всегда, удивляешься и поражаешься чувству стиля, воображению авторов.

Книга, заставляющая задуматься. Великолепная вещь!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2007 г.

Сложная книга, многогранная, исполненная символики и многочисленных деталей. Органически едины в ней две составляющие: историческая и мистическая. В мире, где люди не оправдывают своего назначения, в богадельне, иными словами, наиболее симпатичен мне фратер Августин. Прообразом которому служил, как мне кажется, знаменитый богослов Августин Блаженный. Он так же пытался найти истину и веру, ставил волевое начало выше интеллекта. «Богадельня» — роман не о Боге, но о душе человеческой. Мечущейся, одинокой, неприкаянной...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 марта 2013 г.

В «Богадельне», как и в «Пути меча», и в «Герое», в центр мира ставится монументальная идея-основание.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Здесть такая идея — именно изображения общества, где разделение души и тела полагаются основой мира в обществе.
Взяться за такой роман — это смело и интересно, и это я уважаю у Олди, которые стараются избегать миров без изюминки.

Но в таком романе важно выдержать логику, потому что даже в таком жанре у домыслов должна быть своя мера.

Это, как мне кажется, Олди не совсем удалось:

Во-первых, больная тема, знакомая еще с «Пути меча» — оружие, используемое не по назначению. «Позорные» железки, как и оружие-не-для-убийства из «Пути меча», здорово раздражает и выбивает повествование из колеи. Я, конечно, понимаю авторский домысел, но не могу смириться что в авторском мире вещь возникает раньше потребности, ведь это наводит на мысль о невозможности существования такого мира.

Во-вторых, к концу повествования возникает «передоз» измышлений и поступков на тему морали и счастья многих ценой горя одного. Пафос под конец тоже стал зашкаливать, хотя можно ли без него и о вавилонской башне? )

Но кое-что меня очаровало:

Понравилось относительно нештампованное изображение монашеской жизни и средневекового типа человека-монаха, воспринимающего мир символически и ищущего истину более реально в себе, чем во внешнем мире.

Прекрасно удался образ мыслей Вита и его речь: получилось ненатужно и весело, да и сам он удивительно симпатичный герой.

Интересный красивый сюжет первой части романа.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 февраля 2012 г.

http://kobold-wizard.livejournal.com/471986.html

Наверно, все-таки что-то во мне изменилось за последние годы. К текстам Олдей я стал относиться критичнее. Причем к старым, любимым, книгам сохранилось прежнее доброе отношение, а вот чтение новых для меня вещей порой не вызывает уже восторга. Возможно, это связано с частыми их обращениями к близким темам и образам. Вот дети, ставшие элементом Большой Игры, Большой Стройки, Великого Делания: Дрона, Алкид, Ниру, теперь вот Витольд и Матильда. Или же тема учителей и учеников: Черный Баламут, Одиссей, Нопэрапон, Маг в законе, Ойкумена, теперь вот Душегубы и дети.

В этой книге много хорошего и полезного. Есть и игра с классикой, оборачивающейся чем-то близким и знакомым. Есть и яркое чувственное переживание человека, столкнувшегося с неведомым. Есть и внушающая миротворческая структура, веретено, на которое накручивается нить времени. Но чего-то в книге нет: то ли попытка описать более независимый от первоисточников мир не позволила сильнее сконцентрироваться на переживаниях героев; то ли имеющиеся первоисточники сделали финал книги прозрачным после прочтения первой трети; то ли прочитанные прежде книги тех же авторов обесцветили данный текст.

Финал книги напомнил «Последнее искушение Христа». Это хороший выход. Открытый финал был бы равен захватывающему ужасу оседающей башни, погребающей под собой сотни людей. Мьевиль бы наоборот описал победу окровавленной системы, и эпилог про одного или двух главных героев, прячущихся в каких-нибудь тундрах(кстати, пан Анджей привет). Так что тут Олди — молодцы.

Итого: История про мальчика и девочку, которые вовсе не виноваты в том, кто оказался их родителями. История двух врачей, чьи поступки погубили их дочерей. История Европы, преломленная сквозь призму Великого Делания. Нормальная книга, но она показалась мне слабее очень похожих на нее Мага в законе и, как ни странно, Ойкумены, которая меня сильно расстроила.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2007 г.

«Богадельню», безусловно, можно назвать «идеологическим» романом. Но это роман одной единственной идеи, правда, разработанной весьма тщательно, подкрепленной цитатами из платоновского «Государства», дочиста обглоданной, как вкусная мозговая косточка из украинского борща. Сложность мироустройства, полифоническое многоголосье равноценных взглядов на мир — это все не про «Богадельню», не про Олди. Зато идея о воплощении земного рая рассмотрена со всех сторон, препарирована, высушена и развеяна по ветру...

У меня осталось лишь чувство печали об утраченных возможностях, которые предоставлялись автором самим сюжетом данного романа.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2015 г.

Честно признаюсь; читала по диагонали и совсем без удовольствия. Главным образом — из-за языка. Подобная стилизация встречается нередко и, по идее, должна быть легкочитаемой. Но здесь стиль мне показался настолько искусственным и неживым, что резало глаза. Но так как постановила для себя — дочитать! — то и дочитала. Сюжет тоже не показался оригинальным. Очередной вариант гадкого утёнка, когда нищий детёныш оказывается сынком/дочкой лица высокопоставленного. Ну, и далее коллизии более или менее стремительного взлёта и связанных с этим событий. Тема беспроигрышная. Но и содержание не стало для меня интересным. Может быть, опять же из-за активно непонравившейся манеры повествования?

Не знаю, читать ли продолжение. Эта книга оказалась категорически не моя.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 апреля 2011 г.

Д. Громов и О. Ладыженский являются одними из немногих писателей, которые в нашей многострадальной стране пишут т. н. «интеллектуальную фантастику». Часто они называют свои произведения «филосовский боевик», но роман «Богадельня» не порадует фанатов драк на мечах и без оных, ибо это — чистой воды филосовское произведение.

Как сделать мир лучше, как привести человечество к процветанию? Каким образом можно улучшить человеческую породу саму по себе? И персидский целитель и учёный Бурзой Змеиный Царь находит ответ. Он брезгливо отбрасывает в сторону эллинский принцип «в человеке всё должно быть красиво». Подопечные проходят Обряд, в результате которого всё развитие идёт либо на psysis, либо на psyche. Как нетрудно понять, первое — упор на развитие физического тела, второе — на развитие тела духовного. То есть — человек становится гигантом мысли, но тело его хрупко и болезненно, либо первоклассным воином, но без души. Но нужно ли это миру, человечеству? Не значит ли это, что миром правят... ущербные? Личности с перекосом от одного к другому? И аллегория на «Вавилонский столп» здесь не случайна. В «Богадельне» это не просто здание, герой библейской притчи о противостоянии с Богом. Это — в некотором роде символ разделения физического и духовного, а также прошедших Обряд, и лишённых его. Заметьте, все Душегубы (проводящие обряд) понимают любые языки, хотя сами они лишены «благодати». Разделение двух начал в человеке — губительное предприятие, оно несёт в себе дисбаланс для общество, вносит в него некую дисгармонию, неуравновешенность.

Именно поэтому Гилдия не имеет будущего — ибо «всё в человеке должно быть гармонично»...

Читая «Богадельню», не мог отделатся от ощущения, что Олди сами до конца не поняли, о чём же они всё таки пишут. отсюда несколько затянтый сюжет, некоторое количество «воды», акцент на бытовую сторону — возможно, писатели пытались подвести магистральную Идею под повествование. В романе полным-полно недосказанных, нечётко обозначенных мыслей, как, анпирмер, «о создании Бога» (не стоит здесь говорить о «фирменной недосказанности» — скорее это просто недоработки). И всё же роман неплох — он написан очень хорошим языком, и наполнен живыми персонажами. Он цепляет за душу, а это главное.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2008 г.

«Даже если бога нет, то его нужно было бы придумать» или сделать или заставить всех поверить, что он есть.

Сложная для чтения и понимания книга, но память о ней останется надолго.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх