FantLab ru

Джонатан Кэрролл «Страна смеха»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Страна смеха

The Land of Laughs

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Главный герой книги — Томас Эбби, работающий учителем в колледже — принимает решение написать биографию своего любимого писателя, Маршалла Франса. Постепенно поиски приводят его в небольшой городок Гален, где Франс провел свои последние годы. И вот тут-то начинаются странности... То, что жители явно противятся разговору о писателе, еще можно понять — Франс не любил быть объектом внимания, и его знакомые хранят память о нем. Но то, что происходит вокруг... Как, например, можно понять, что жители явно рады гибели маленького мальчика под машиной? Нет, внешне они, конечно, изображают скорбь, но не слишком-то это им удается... Дальше — больше... И чем все это закончится, вряд ли можно предсказать.

© Nog
Примечание:

В 1989 году французское издание романа под названием «Le Pays du fou rire» получило Apollo Award.


Награды и премии:


лауреат
Премия "Аполло" / Prix Tour-Apollo, 1989 // Лучший фантастический роман на французском языке

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Хоррор - Роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Страна смеха
2003 г.
Страна смеха
2004 г.
Страна смеха
2004 г.
Страна смеха
2006 г.
Страна смеха
2010 г.

Издания на иностранных языках:

The Land of Laughs
2000 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про «Страну» я слышала и раньше, но добраться до нее помог флэшмоб. С первых же страниц я залипла и уже даже начала думать, что именно эту историю я так долго искала. А потом пришли нескончаемая бытовуха и триллер в конце, и я бесповоротно разочаровалась.

Начало и правда воодушевляющее. Главный герой решает написать биографию своего (уже почившего) любимого писателя Маршалла Франса, для этого он по крупицам собирает факты из его жизни, а потом даже приезжает с единомышленницей в городок, где тот жил до самой смерти. Я никогда не страдала такой одержимостью каким-либо писателем, но тут все настолько убедительно, что я даже сама ненадолго запала на Маршалла Франса, одни названия его книг и имена героев чего стоят.

Идет нагнетание атмосферы: полунамеки, брошенные вскользь; престранные жители маленького городка становятся еще страннее, когда начинают допытываться, смеялся ли местный мальчик в тот момент, как его задавила машина; собаки начинают говорить. Потом дается объяснение, которое довольно изящно соединяет обрывки событий в цельную картину, но самая главная, фантастическая идея погибла под грудой бытовухи.

Да, откровенно говоря, задумка книги неплоха, и я отчасти незаслуженно поставила ей всего два балла. Все хорошо, но мне хотелось бы побольше оторванности от реальной жизни (кто с кем спит, кто кого родил, кто мучается угрызениями совести и т.д. – зачем вся эта шелуха?), чтобы сама задумка вознеслась выше некуда. Я хотела кукольный Wonderland во всей красе, а получила пресный рассказ о жизни в маленьком городке, который еще к тому же наполнен самыми заурядными персонажами.

Вероятно, я так остро переживаю утрату иллюзий касательно совершенства этой книги именно потому что с самого начала она подавала неоспоримо большие надежды. Так называемый «магический реализм» вызывает ощущение чего-то недозрелого. Теперь знаю, что просить на следующий флэшмоб, дабы просвещаться.

2013

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кэрролла («Страна смеха», «Голос нашей тени») мне почему-то порекомендовали как матерого автора в жанре «хоррор». Сразу хочу сказать, что к хоррору эти вещи не относятся вообще никак, это чистый магический реализм, причём крайне странно исполненный — первые две трети книги не происходит вообще ничего, герой бесцельно тусуется туда-сюда, ездит по городам, спит с разными тётками, ругается с ними, ходит в кино, кушает, опять спит с тётками, в общем, живёт полнокровной жизнью настоящего европейского интеллектуала (правда, не совсем понятно, на какие деньги он живёт, вроде пишет какие-то статьи, да это и не важно).

Книга уже идёт к концу (а они обе короткие, страниц по 150-200), по-прежнему ничего не происходит, герой продолжает выяснять отношения со своими подружками и ходить туда-сюда. Затем внезапно начинается мистика, но весьма своеобразная — ну предположим, герой встречает на улице говорящего кота. Ну надо же, говорящий кот, думает герой. Чего только в жизни не бывает, думает герой. Надо обсудить это с подружкой завтра перед кино, думает герой.

Потом герой решает, что ну его нафиг, этого говорящего кота, как-то это стрёмно, уеду-ка я лучше на Канары или там на Кипр. На этом книга кончается.

Вышесказанное по большей части относится к «Стране смеха» — «Голос тени» чуток поживее, но не намного.

Пишет Кэрролл хорошо, легко, в его изложении даже самые заунывные истории читаются без напряжения. Но с какой целью он в концовку своих бытовых повестей внезапно добавляет этого, образно выражаясь, говорящего кота — непостижимо.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нет», «нет», «нет» и еще раз «нет» скомканным, плохим, слитым и пр. концовкам. Ибо в русской пословице сказано: конец делу венец.

Представьте, строитель выстроил три этажа — красивенькие, с иголочки, загляденье, а потом — бац и после четвертого дом рухнул. Оправдывать словом «дебют»? или припоминать что первые этажи были хороши?..

любая книга должна быть цельным произведением. «Страна смеха» — сырой материал, выпущенный в виде книги. именно за это и печально.

Создать персонаж Маршалла Франса и описать детали его произведений так, что аж слюнки потекли, захотелось почитать эти удивительные детские сказки. Втиснуть в сюжет идею о воплощении текста в реальность и при этом — взять и все в конце испортить. Если оценивать роман по частям: 9 за сам роман, 3 — за концовку. Не то чтобы совсем бездарно, но тускло, безвкусно, плоско. Проблемы, кстати, начались заметно раньше и довольно много сюжетных линий просто повисли, а сколько осталось неотработанного материала?!

ставлю высокий балл не за роман в целом, а потому, что его стоит перечитать начинающему автору фантастики...

- за умение выстроить многоуровневый сюжет с неожиданными переходами и ряд важных мыслей об отношении к творчеству (причина «плюс»)

- как яркий пример того, как не надо заканчивать хороший роман, и главное, — во что может превратиться потенциальный шедевр при недостаточной работе над ним (причина «минус»).

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу можно смело подсовывать начинающим литературным критикам для развития навыков. «Неужели все так плохо?» — спросите вы? И я отвечу вам — и да, и нет. Нет — ибо пипл все-таки хавает (зацените количество положительных рецензий), и да — ведь критиковать произведение очень даже есть за что, и для этого не надо далеко идти — все на поверхности. Сам же автор оставил нам напутствие на страницах романа: «Чтение книг — по крайней мере для меня — вроде путешествия в чужой мир. Если книга хорошая, то чувствуешь себя в нем уютно, и в то же время волнуешься, что ждет тебя за следующим углом. А если книжка паршивая, это все равно что ехать через Секокас в Нью-Джерси — вонища, и жалеешь, что там оказался, но раз уж заехал, то задраиваешь все окна и дышишь ртом, пока не проедешь».

Вот и пришлось мне «задраив все окна» «волноваться о том, что ждет меня за следующим углом». Именно так странно складываются мои отношения с современным магическим реализмом — с одной стороны чуть ли не с первых страниц понимаешь, что опять «прогадал», а с другой, такие вещи, падла, очень затягивают, аки болото. И не выберешься ведь, даже если грязь покрывает тебя с головой, пока не перевернешь последнюю страницу. Благо хоть романчик небольшой, легко написан и так же легко читается. Но увы, то и дело приходится отплевываться от остатков грязи — «одинадцатифутовых эрекций», «говорящих собак», и излишней, а порой даже неуместной интертекстуальности. Герои чуть ли не в каждом диалоге должны блеснуть эрудицией и вспомнить если не очередной голливудский шедевр, дятла Вуди, Рокки и Бульвинкля, то хотя бы Кафку или Сартра. Возможно кому-то, поклонникам американской культуры, например, эти отсылки ко всему возможному были бы интересны, но текст, ей-богу, ничего бы не потерял от их отсутствия. Разве что пару-тройку страниц, что для «Страны Смеха» едва ли это критично, так как развязку сюжета вам выплеснут в лицо на последних нескольких страницах. Повествование будет все тянутся и тянутся, как жвачка Орбит, все больше ненужные детали будут засорять текст, персонажи будут пропадать и исчезать без внятного влияния на сюжет, и в конце концов — вщух! — и шарик лопнул. Буквально. Простите за спойлер.

А изначальная идея-то очень даже интересна. Точнее то количество идей, которые автор попытался воплотить. Здесь и проблема отцов и детей, и проблема излишнего фанатизма, вопросы творческих поисков и их реализации, но на переднем плане (собственно, зачем весь сыр-бор затеян) — как жить, если твоя судьба наперед предрешена и ты заведомо отыгрываешь предписанную тебе роль? Увы, на этот вопрос автор отвечает устами своих же персонажей: «Я знаю наверняка, что через тринадцать лет умру. И никогда не беспокоюсь — о смерти там, ну и о прочем. У меня столько всяких других забот». Банальный ответ банального персонажа из банального мира. Автор попытался затронуть слишком много тем, попытался посягнуть на монументальность, но в процессе потерял остатки своей великой задумки. К слову, вездесущий Маршалл Франс со своими Королевами Масляными, Кренгами, Зелеными псами и прочьими Аннами, на крыльях ночи, изрядно побешивает под конец книги — слишком уж гениальный, необычный и вообще нетакойкаквсе. От его немого присутствия настолько устаешь, что хочется,(цитируя главного героя) «вздремнуть на дне океана».

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман начинается за здравие, продолжается за упокой, заканчивается за здравие. Сын известного актёра становится одержим мыслью написать биографию детского писателя и едет в городок, где тот жил и работал — пока интересно. Оказывается, что писатель не просто писатель, а прямо-таки локальный бог, способный воплощать свои фантазии в жизнь, и сын актёра становится частью сложного плана-постановки. Другое дело, что читать вот эту середину довольно скучно — герой живёт, ест, пьёт, спит с разными женщинами и медитирует. Но заканчивается, в общем, мощно и трагично, чего от лёгкой с виду книжки не ждёшь. Впечателения двоякие.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, у каждого читателя есть книги и авторы, которые занимают в его жизни особое место. Автор показывает, что даже любимые книги детства могут нести в себе не только тайну, но и опасность. Ну, а то, насколько опасны могут быть женщины, тайной, вроде бы, и не является :)

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Многие отзывы об этой книге говорят, что здесь дабы слита концовка, автор не выдержал и снизил планку… ну и прочие подобные выражения.

Но мне эта книга понравилась именно концовкой! Концовка прекрасна, хотя не без реверанса в сторону первого абзаца и тех, кто говорит, что концовка оставляет желать лучшего, скажу, что-таки да можно было бы и пошире и поглубже ее копнуть. Да, я бы с удовольствием прочитала больший объем текста, где главный герой «создает» своего отца. Это несомненно было бы увлекательно, учитывая, сколько внимания и трудов автор потратил на создание несуществующей книги и биографии Маршалла. Правда, стоит отдать должное Кэрроллу – это была бы тогда совсем другая история… а так сюжет крутится исключительно вокруг Маршалла Франца и его «Страны смеха». Логично. Хотя и немного обидно.

Что касается героев книги, то самыми яркими получились, конечно, главный герой и его кумир… Причем кумир явно решительно ярче главного героя, просто даже несравнимо. Но тут уж ничего не попишешь, если ГГ основательный рохля и без хорошего пинка под зад мало что способен сделать.

В целом, могу сказать, что книга замечательная, и читать ее я рекомендую.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот сюжет с лёгкостью мог бы стать тяжёлым триллером. Но это что-то другое. До неприличия лёгкое. Иногда начинает казаться, что автор не хочет говорить о серьёзном серьёзно. Только мы подходим к какой-либо проблеме. Проблеме, вызывающей интерес… но не у главного героя и тем более не у писателя. Только мы к ней подходим, как повествование идёт дальше, перепрыгивая данную проблему. Словно нужно уложиться в определённый объём или… Или создателем произведения поставлены ещё какие-нибудь странные задачи. В результате характеры не раскрыты. Многие вопросы остались без ответов. Концовка искусственная. Что как ни странно в сумме выглядит довольно убедительно. Эти «вроде бы минусы» превращаются в индивидуальный стиль и одновременно в отражение главного героя. Ведь рассказ идёт от его имени. И поневоле приходиться предполагать, что это он не может разглядеть объёма в характере Анны или Саксони. Он не хочет углубляться в свои проблемы, не хочет копаться в них. Он восхищается воображением любимого с детства писателя, а у самого описание людей остаётся на уровне сравнения с героем какого-нибудь фильма. Концовка... О подобных концовках, как о неубедительных написано в самом произведении, что придаёт ей хоть какой-то вес. Как итог могу заявить, что Джонатан Кэрролл заинтересовал меня своей дебютной книгой. Оценка: 7

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Why so British?

Довольно давно написана книга и это чувствуется. И как по мне, из примечаний к ней можно получить гораздо больше занимательной информации, чем из самой книги.

К счастью, достаточно короткая.

Приём гораздо лучше описан Кингом в «Тёмной половине» и «Секретном окне».

В общем, ничего не почерпнул, кроме пары любопытных сюжетных поворотов и забавной концовки.

И да, такое количество примечаний и отсылок всё-таки утомляет.

На любителя.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавная и курьезная история в стиле легкого и трогательного безумства.

Первую половину книги сопровождает недоумение и скрежет затачиваемого ножа специально для очередного обманщика, составлявшего аннотацию. Кажется, что в перспективе лишь распустившая нюни историйка о странненьком, затюканном преподавателе литературы, которого вдруг захватила идея написать биографию горячо любимого в детстве писателя. Занудное перемещение из угла в угол, наконец, завершится воплощением мечты главного героя или наоборот... Но тут — бац!

Герой не переступает грань, за которой начинается безумие, потому что этой грани у Кэрролла нет. Просто вот ты — нормальный, а вот в следующий момент разговариваешь с собакой, и она тебе отвечает.

Эффект сродни шуму от вылетевшей пробки. Дальше разливается литературное шампанское. Ну, или газировка. Главное — пузырики-пузырики. И на каждом — ухмыляющиеся отражения автора, читателя и бультерьера.

Представьте, что читаете книгу, и вдруг буквы на странице начинают выделывать коленца, а то и безобидные, обыденные слова вдруг перемешиваются и совокупляются во всяких фривольных выражениях... Тема всемогущества автора, божественного статуса писателя шикарна уже априори. Да, Кэрролл не добрался до глубинных слоев, не выстроил серьезного конфликта, но это лишь свидетельство того, что под рукой у него была только лишь легкая «травка». Тут, повторюсь, главное — пузырики-пузырики. Щекочут.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С неё начал знакомство с Дж.Кэрроллом, и как порой бывает, первая книга, выбранная наугад, основываясь только на рецензии, приносит только разочарование — но с этим романом вышло всё по-другому: он заставил не просто заинтерисовать с первых страниц, но и вжиться с легкостью в жизнь героев...в общем понравилось, хотя конец и грустный...

Теперь Дж.Кэрролл — один из моих любимых писателей....интелликтуальная проза, лёгкая в восприятии и понимании

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга не без недостатков, но очень понравилась, а большинство недостатков — технического плана, что для дебюта простительно. Очень необычный замысел, исполнение же довольно традиционное и откровенно американское (неудивительно, впрочем :). Главный герой очень интересен, он живой и понятный, остальные персонажи на его фоне несколько теряются, как и сама фантастическая идея. Сюжет отличный, за исключением несколько скомканной, хотя и интересной, концовки. Читается книга очень легко, всё описано очень интересно и живо.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За что я люблю Кэррола, так это за концовки. Он всегда умеет закончить книгу так, что потом еще долго ходишь как пришибленный:insane:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман получился потрясающе интересным и весьма необычным, и кроме того, показывает весьма интересный взгляд на один из давних вопросов — что лучше для человека, определенность или неизвестность будущего? И еще стоит отметить замечательно отточенный язык автора, позволяющий без каких-либо препятствий следовать по дороге, проложенной его фантазией — к сожалению, не у всех авторов и то, и другое бывает на должном уровне.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, однако местами скучновато... Концовка, на мой взгляд, получилась не вполне логичной, да и бегать по всей Европе от двух человек — это паранойя. Финальная сцена напомнила одно из любимых произведений Эдгара По. Как говорится, доверяй, но проверяй. Особенно если ты мотылёк, а вокруг тебя нечто огромное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я не совсем понял эпилог, главный герой воскресил отца?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх