Генри Лайон Олди «Богадельня»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа )
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Бывший фармациус-отравитель при дворе Фернандо Кастильского становится ревностным монахом. Смешной подросток из села Запруды — сперва бродягой, а потом и наследником короны. Дочь Гаммельнской Пророчицы — талисманом хенинского Дна. Влиятельная Гильдия Душегубов творит Обряды, без которых плохо придется сильным мира сего. Благородные рыцари безоружны, зато простолюдины вооружены до зубов, согласно казенным предписаниям. И, этаж за этажом, воздвигается новый Столп Вавилонский взамен разрушенного однажды.
А все потому, что иранский врач Бурзой, прозванный Змеиным Царем, шесть веков назад решил изменить мир к лучшему...
Входит в:
— цикл «Хёнингский цикл»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 352
Активный словарный запас: невероятно высокий (3464 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Урания, 2002 // Большая Урания (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2002 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2002 // Крупная форма, романы | |
номинант |
Мечи, 2003 // Меч в камне |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dentyst, 19 апреля 2010 г.
Тяжело, жёстко, основательно.
Очень крепко, монументально, глубоко.
В общем серьёзное чтение для серьёзных и думающих людей.
Проблемы поднимаемые авторами глобальны и вечны. Начались они (проблемы) с возникновением человечества, да и закончатся, пожалуй, с его исчезновением.
Вопросы устройства мира, общества. Вопросы богоискательства даже богостроительства. Вопрос Достоевского о слезе ребёнка. Спектр вопросов широк. И не на все мы получаем ответы. Остаётся место для собственных размышлений, для личных выводов. Каждый решает для себя — что такое хорошо и, что такое плохо в этом (и в нашем реальном) мире.
Ну и, как всегда у соавторов, — достоверность, красочность и реалистичность повествования. Олдям — веришь.
Екклизиаст, 10 октября 2013 г.
Аристократичный, изысканный, стильный роман.
В нём пересеклись многие ключевые идеи более ранних творений господина Олди.
Богадельня стала как бы апогеем их творчества, хотя уже трудно было ожидать чего то лучшего, чем блистательный «Маг в законе», но всё же появился это произведение, этот шедевр слова.
Богадельня относится к той самой литературе, которая Высокое искусство, которая трогает за душу и занимает там свое особое место.
В черном бархатном переплете слов Олди оказалась такая красивая легенда как история о Вавилонской башне, и маэстро справились с задачей.
Определенно вершина.
Определенно шедевр.
квинлин, 17 ноября 2007 г.
Поставил 10 этой книге. Может быть, она не заслуживает, но.. Тогда какой оценки заслуживают герои, ради своей любви пошедшие на всё? И даже чуть-чуть больше...
Или те герои, один из коих стал сумасшедшим, за которого весь город был готов «рассориться» с римским папой, а другой — святым при жизни?
Или те герои, что не пожелали сотворять Вавилонский Стоб, а оставить мир..таким, каким он должен быть? С любовью, ошибками, исканиями, поражениями, победами?
Чего заслуживает эта книга? Как вы думаете...
LZ, 15 сентября 2013 г.
Лет десять назад я прочёл «Путь меча», и с тех это была моя любимая книга авторов. Всё, что читалось у Олди после — да, интересно, умно, но не лучше «Пути». «Богадельня» превзошла. Здесь есть всё, что присуще книгам авторов — глубокое философское начало, отличный язык, внимание к мелочам, достоверность и непротиворечивость мира, интрига, так, что затягивает и не оторваться. Вдобавок — сильнейшая эмоциональная составляющая, делающая роман близким к книгам Дьяченко. Но при этом очищенный от присущей Дьяченко фатальности происходящего.
frantic, 22 марта 2007 г.
Интересно подошли Олди к идее Платона об идеальном государстве. Авторы посадили идею на гипотетическую почву и показали, как бы это могло быть. Получилось конечно утопично и аллегорично, но интересно.
cherepaha, 27 декабря 2005 г.
Мне понравилось. Идея — очень хорошо. Судьба мира может зависить от силы воли, целеустремленности, в конце концов моральности одного человека. И не важно что при этом предпринимают сильные мира сего и серые кардиналы привыкшие стоять за кулисами.
AN, 14 января 2006 г.
Это первое и пока единственное, что было прочтено у Олди. Впечатление хорошее. Ничего подобного раньше не попадалось. Захотелось еще и еще , новых миров ... Теперь вот от Петера Сьяльдека тащусь.
darkina, 14 августа 2010 г.
Есть авторы, которых узнаешь по нескольким строчкам. Дадут тебе один абзац, и, прочитав его, сомнений не остается, независимо от того, диалог там, драка или философия, — ты знаешь, кто это написал. К таким авторам относятся Олди. Так экспериментировать с языком, использовать такие необычные, запоминающиеся образы, как для героев так и для пейзажа, а иногда переплетать их, могут только они.
Олди относятся к моим любимым авторам, по двум причинам: из-за красивого стиля и философии. Можно ли назвать их произведения боевиком — вопрос спорный. Я бы не назвала. :wink: И Богадельня на боевик похожа меньше всего. В традиции авторов, до последней строчки не знаешь, кто прав, а кто нет, и что именно надо сделать, чтобы мир действительно стал лучше.
После прочтения остался какой-то осадок безысходности, из-за которой не хотелось ставить больше 8 баллов. Но когда и через несколько дней мысли снова и снова обращались к отрывкам романа, понимаешь, что это не просто «очень хорошо». Это «превосходно», а, возможно даже «шедевр» (если перевести оценки на человеческий язык), что этот роман, не как отравленная стрела, разносящий яд по крови и убивающий, а как скальпель хирурга, вскрывающий нарывы. Говоря проще, в нем есть катарсис, — а сейчас так мало подобных творений.
Дай Бог авторам долгих лет жизни и еще много прекрасных произведений, которые, по моему мнению, действительно меняют этот мир.
svetamk, 7 августа 2012 г.
Признаюсь, мои прошлые попытки прочтения книг Генри Лайон Олди заканчивались плачевно. Начинала читать несколько, но дальше нескольких начальных страниц не продвигалась. Не шли они, тормозились.
С «Богадельней» чуть не получилось также. Читаю, ничего не понимаю, путаюсь в героях. Но книга-то рекомендована, книгу нужно прочитать. Хотя бы для того, чтобы о ней что-то написать.
И вдруг, преодолев энное количество страниц, наступило прозрение, книга раскрылась передо мной, затянула, очаровала. Ведь книга-то оказалась непростая, с секретом, который раскрывался постепенно, маленькими кусочками, вкусными такими, смаковать которые хотелось бесконечно. Книга, перевернув последнюю страницу которой, сразу же требуется открыть первую. Чтобы вновь перечитать начало. И тогда уже понять книгу полностью. Книга Олди — как круговорот жизни, где нет конца, нет начала, где все замкнуто и перетекает из одного в другое.
Прекрасный язык, удивительные художественные сравнения. И созданный мир, вроде бы такой похожий на реальный, знакомый по урокам истории. И совсем другой. Мир, в котором верующие осеняют себя не крестом, а кругом. Мир, в котором носить оружие удел черни, а благородным-то и дотрагиваться до него позорно. Мир, где знакомые нам с детства мифы получают совершенно иную интерпретацию. Незнакомое знакомое. И от того такое интересное.
Фантастика. Но очень умная фантастика, глубоко философская, поднимающая вечные вопросы. Вопросы благородства, верности, любви, смысла жизни и личного предназначения человека.
Благодаря этой книге я открыла для себя Олди. Обязательно еще возьмусь за их книги. И уже не остановлюсь на первых страницах. Пойду дальше.
amak2508, 25 января 2014 г.
Из разряда книг, которые приятно читать — красивый замысел, чудесный текст, доставляющий удовольствие при чтении даже безотносительно его содержания, яркий, живой мир, такой похожий и в то же время так отличающийся от нашего, герои, которые также реальны, как мы с вами и которых ты понимаешь, наконец, интрига, держащая читателя в напряжении чуть ли не до последней страницы.
Сама идея... Мысль о попытке разделения души и тела в фантастике далеко не нова, но вот ее интерпретация в этом произведении, бесспорно, оригинальна. Только вот накрутили авторы вокруг этой идеи столько всего, что, наверное и сами чуть-чуть запутались :). Многое, связанное в книге с богадельней, обрядом, душегубами выглядит несколько расплывчатым, непроработанным, отданным на откуп фантазии читателя. Но это, пожалуй, единственное, в чем можно бросить упрек Олдям в этом романе.
Volot, 22 ноября 2009 г.
Не самый обсуждаемый роман Громова и Ладыженского, но стопроцентно, и по мыслям и по стилю изложения, типичное детище харьковских авторов. Как всегда в основе повествования имеется яркая стержневая идея, в данном случае, размышление о соотношении человеческих составляющих «дух – душа – тело». Как всегда, в наличии крепкий сюжет, без провисаний и динамичный. Как всегда, к главным персонажам прикипаешь душой и сопереживаешь. Как всегда, писать о произведении Олди проблематично, потому как, каждый, прочитавший «Богадельню», находит в романе, ведомые только ему одному, оттенки и грани замысла авторов.
Пересказывать сюжет книги не имеет смысла, поскольку обсуждать его желательно только с людьми знакомыми с текстом. Жестко. Где-то, даже сухо. Умно. Интересно. Оригинально. Для думающих читателей.
Неферт Зонкель, 14 февраля 2012 г.
Как всегда Олди на уровне, Олди на высоте. Многогранная философская фантастика с живыми, играющими яркими красками героями. Необычный мир-перевертыш, где аристократия, гнушается оружия, а простолюдины обязаны таскать опостылевшие железки. В мире существуют свои правила, которые в процессе прочтения проступают четче, проявляют себя совсем с неожиданной стороны. В этом плане «Богадельня» — роман-паззл для меня.
Складываешь маленькие детали, поданные в виде историй-флешбеков, складываешь мозаику мира, созданного врачом Бурзоем и самое главное, как всегда, удивляешься и поражаешься чувству стиля, воображению авторов.
Книга, заставляющая задуматься. Великолепная вещь!
Nonconformist, 4 ноября 2007 г.
Сложная книга, многогранная, исполненная символики и многочисленных деталей. Органически едины в ней две составляющие: историческая и мистическая. В мире, где люди не оправдывают своего назначения, в богадельне, иными словами, наиболее симпатичен мне фратер Августин. Прообразом которому служил, как мне кажется, знаменитый богослов Августин Блаженный. Он так же пытался найти истину и веру, ставил волевое начало выше интеллекта. «Богадельня» — роман не о Боге, но о душе человеческой. Мечущейся, одинокой, неприкаянной...
ZiZu, 22 октября 2008 г.
«Даже если бога нет, то его нужно было бы придумать» или сделать или заставить всех поверить, что он есть.
Сложная для чтения и понимания книга, но память о ней останется надолго.
armitura, 18 ноября 2007 г.
Очень сложная, красивая и умная книга. Начинается, как миллионы других фэнтези — бедный мальчик, бастард из какого-то села попадает в переплет, становится мошенником... Но потом события разворачиваются в религиозно-философский трактат, ни на секунду не выпуская из виду приключенческую составляющую...
Одна из лучших книг отечественного фэнтези на моей памяти...
Неторопливость языка Олди как нельзя лучше позволяет в полной мере прочувствовать все события, насладиться дщеталями. оттенками и полутонами.