FantLab ru

Макс Барри «Лексикон»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Голосов:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Лексикон

Lexicon

Роман, год

Аннотация:

В эксклюзивной школе, неподалеку от Арлингтона, Вирджиния, не обучают истории, географии, или математике – по крайней мере, не в обычном смысле. Здесь искусство убеждения считается наукой. Ученики пользуются тайной силой языка, чтобы манипулировать людьми и учатся подразделять личности по психографическим маркерам, чтобы управлять их мыслями. Самые лучшие ученики, уйдут из школы “поэтами”, адептами языка, которые принадлежат неназываемой организации, которая настолько же влиятельна, насколько и секретна.

Очень умная сирота Эмили Рафф зарабатывает на жизнь карточными играми на улицах Сан-Франциско, и привлекает внимание организации. Ее перевозят через всю страну, как раз вовремя к странным вступительным экзаменам, пройдя которые, она начинает учиться основам убеждения, под руководством Бронте, Элиота, и Лоуэлла – которые взяли имена известных поэтов, чтобы не раскрывать свои истинные имена. Ведь в организации нет ничего более опасного, чем раскрыть себя: поэты никогда не должны показывать свои чувства, чтобы ими не смогли манипулировать. Эмили быстро становится лучшей ученицей, пока она не совершает катастрофическую ошибку: она влюбляется.

Тем временем, невинного, на первый взгляд, человека, по имени Уил Джеймисон, избивают два странных человека, в туалете аэропорта. Хотя он не может вспомнить тех вещей, в которых они его обвиняют, оказывается, что Уил – ключ к тайной войне между враждебными фракциями поэтов, и он быстро, оказывается, втянут в нее. Преследуемый людьми с силами, которые он едва может понять и под защитой первого человека, который напал на него, Уил узнает, что все, что он знал о своем прошлом – это фикция. Чтобы выжить, ему предстоит попасть в заброшенный город Брокен-Хилл, в Австралии, где он узнает, кто же он и почему целый город был стерт с карты.

Когда две сюжетные линии сталкиваются, шокирующая работа поэтов становится известна, количество трупов растет, и мир несется к повторению истории с Вавилонской Башней, что сделает все языки бессмысленными. Самый захватывающий и амбициозный роман Макса Барри, “Lexicon” – это великолепный триллер, поднимающий темы языка, власти, личности и нашей способности любить – любой ценой.

© аннотация к печатному изданию (перевод: geralt9999)

Награды и премии:


лауреат
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Научно-фантастический роман

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2014

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 2013 // Роман фэнтези

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2014 // Остросюжетная литература

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая необычная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Лексикон
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Lexicon
2013 г.
(английский)
Lexicon
2013 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно очень крепкий приключенческо-фантастический триллер с оригинальной сюжетной завязкой. Тема управления с помощью слова настолько реалистична, что редко встречается в фантастике. Мы сами воздействуем на других с помощью слов, другие воздействуют на нас. В «Лексиконе» возможность управления словом доведена до абсолюта. Где гарантия, что мы и наше окружение не «скомпрометированы»? И хотя многие воззренческие идеи в романе находятся в зачаточном состоянии, приключенческая и лирическая составляющая отработаны полностью. Да, роман кинематографичен, но иного от современного фантастического триллера и не ожидаешь. Отдых при прочтении гарантирован.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не очень люблю дистилированно жанровые вещи, в которых нет либо стилистического изобилия либо какой- то изюминки или сильно яркого персонажа. Этот роман прочел влет и впечатлен авторским мастерством изложить традиционную историю бодро и вкусно. Драйвовый дебют и дальше почти без провисаний, хороший параллелизм обстоятельной линии Эмили и лихой — в исполнении Уилла. Любофь, как водится, движет солнце и светила ( лично предпочел бы иную концовку),но автору дополнительный плюс, что не стал размазывать кашу на трилогию. Роман достоин экранизации и в умелых руках это может получиться интересно. Еще раз: сугубо такого жанра почти и не читаю, но эта вещица понравилась.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, роман получился захватывающим.

Наверно, каждый мечтал о таком чудесном способе влияния: посмотрел на человека, сказал волшебное слово и покорил любого. В наше время предпочтения кратких сообщений и смайликов волшебником будет любой, красиво и связно излагающий свою мысль. А тот, чья карьера напрямую зависит от умения пользоваться Словом, просто вынужден расширять свой Лексикон и пользоваться новейшими методиками убеждения.

Мне понравилось, что автор не просто использовал свою идею для динамичного триллера, но и заставил читателя задуматься о возможном существовании подобной Организации, о проводимых исследованиях в «сегментировании» электората с целью нахождения простейших слов воздействия и управления толпой.

Таким образом, роман получился достаточной многослойный: обучение в необычной школе с соблюдением строгих правил; процесс самопознания и упорное достижение поставленной цели; расстановка приоритетов и сложный выбор дальнейших действий; намек на политику, большой вагон погонь с перестрелками и маленькая тележка любви... Да-да, любви в романе страшились и избегали как проказы, потому как, заболев ею, легко раскрыться перед любимым и оказаться «скомпрометированным».

В целом, я тоже осталась довольна романом и не жалею о потраченном на чтение времени — есть о чем поразмышлять, и о чем попереживать. Порой раздражали приводимые автором вставки из газет и докладов, немножко не хватило финальных разъяснений, но логика действий героев вполне понятна, и основная идея полностью раскрыта.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зачем такая длинная подробная аннотация? После этого краткого содержания сам роман можно и не читать.

Заклинания – типичный сказочный прием. Добрый или злой волшебник произносит какую-нибудь тарабарщину – и объект превращается в животное. Или в камень. Или просто послушно делает то, что нужно заклинателю. В «Лексиконе» этот сказочный прием стал научно-фантастическим, получил некое научное объяснение: определенные слова, точнее, бессмысленные сочетания звуков, воздействуют на мозг человека, после чего ему можно отдать любой приказ.

Поскольку в теме «Роман-рулетка» зашла речь о морали в романе Дяченок «Vita Nostra», который я не читала, сразу поясню, что в «Лексиконе» с моралью все в порядке, насилие над свободой воли автор осуждает, главный манипулятор = самый отрицательный персонаж. Правда, герои заваливают страницы кучей совершенно случайных трупов (ничего личного, спасаем свою шкуру и мир заодно), но этим грешит любой боевик.

Начинается книга двумя параллельными сюжетными линиями. В первой главного героя хватают, куда-то везут, его спутник от кого-то убегает, их преследуют люди с именами знаменитых поэтов. В общем, бешеный экшен: погони, перестрелки, загадки пока что без ответов.

Вторая линия поспокойнее – это по сути большой флэшбек, история Эмили. Девчонка с улицы, наперсточница (точнее, она орудует картами, а не наперстками, но суть игры та же) попадает в закрытую школу, где учат будущих «поэтов» − тех, кто с помощью особых слов умеет управлять волей любого человека, достаточно правильно определить его сегмент, коих насчитывается двести с чем-то.

Однажды Эмили в наказание за ослушание исключают из школы о отправляют в захолустный городок в австралийской пустыне, дабы она пожила там и подумала над своим поведением несколько лет, пока ее не простят и не разрешат вернуться. Странный педагогический прием, да?

Говорят, что под гипнозом человека все равно нельзя заставить сделать то, что противоречит его нравственным убеждениям. К «скомпрометированным» это не относится. Если «поэт» подбирает к человеку ключ, тот послушно сделает всё что ему прикажут – не задумываясь убьет родную мать или покончит с собой. Мало того, исследователи вывели элементарное слово, обладающее поистине разрушительной силой. В руки главного манипулятора попадает мощное оружие, дающее ему неограниченную власть.

Но как для каждого яда найдется противоядие, а так и на каждое оружие – оружие еще более мощное. А что может быть на свете сильнее, чем любовь? Вот так, довольно неожиданно для триллера с циничными прожженными персонажами.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: конспирологический триллер с неплохими отзывами

В итоге: в кои-то веки исчерпывающая аннотация.

Как часто водится у американцев, роман явно написан с прицелом на экранизацию. Две параллельные линии, любопытные персонажи, попытка «естественных» диалогов.

Проглотил роман за два дня! «Лихо закрученный сюжет» – банальность, но здесь она как нигде к месту. Просто ураган действия, сдобренный качественной, научно обоснованной конспирологией про Организацию современных магов-нейролингвистов, они же Поэты.

Сегментирование психотипов, подчиняющие волю слова-заклинания, тайные Лаборатории, погони, перестрелки и невероятная, прекрасно описанная Австралия!

И пусть это всего лишь триллер, своего рода дэнбрауновщина, но написано потрясающе!

Рекомендую!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный научно-фантастический триллер. Причем, именно триллер почти что по всем параметрам, динамичный, яркий, наполненный экшен-сценами и напряженными страницами, когда прочитываешь за раз по половине книги, вместе с персонажами буквально перелетая сквозь времена и километры. Взяв за основу модель убеждения в чем-либо, манипулирование людьми в своих целях, автор проводит довольно интересную работу по доведению этой модели до крайности, сначала показывая, как легко это получается в сцене с попытками Эмили манипулировать массой людей на улице самыми разными способами – самые веселые моменты! от ее импровизаций я чуть ли не восторженно аплодировал, они одни стоят того, чтобы прочитать книгу! – а под конец вываливая на читателей такой поток грязи и жестких решений, что хотелось вернуться на первые страницы (не на те, где чуваку в глаз иглами тычут!) и снова пережить эти радостно-тревожные школьные главы, пройдя с Эмили все экзамены, анкетки, выбор «кошатница или собачница» и, конечно, вновь ту потрясающую сцену с толпой. Потому что чем дальше, тем больше понимаешь: если эти истории пересекутся – а они обязательно пересекутся, – начальное подозрение на то, кто кем является, перерастет в убежденность и больно стукнет по чувству привязанности к героине. Так и происходит, но Барри весьма хорошо держит интригу, регулярно подливая в сюжет вкусные добавки, ни на главу не снижая динамику и выстраивая по кирпичикам связь между многими годами и персонажами разных лет. При этом, на удивление, никакой запутанности или непонимания, когда происходит очередная глава, не наблюдается. Нет ощущения рваности, несмотря на расстояния и временные промежутки, весь сюжет стройно перетекает от одного к другому, то вводя организацию «поэтов» и разделение человечества на сегменты по определенной внушаемости, то раскрывая его принципы и обосновывая местную систему убеждения, то наделяя определенное Слово прямо-таки мистической силой, способной подчинить любого. А еще эти прелестные вставки в конце каждой главы, отчеты, рапорты, чаты, цитаты с интернет-сайтов… Скучать было просто некогда, и в этом плане книга очень хороша как сама по себе, так и для экранизации: ярко, смачно, персонажи все как на подбор со своими убеждениями и стремлениями убеждать других, действие в разных временах… Кинематографичность действия весьма и весьма. Но главное, тут есть идея, которая не дает превратиться в обычный беззубый блокбастер. И идея интересная, хоть и отдающая неким конспирологическим амбре.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чего-то я отвык от современной фантастики. Мне показалось, что я читаю сценарий сериала, уже адаптированного от книги.

Конец грустный. Сюжет предсказуемый, но легкий и захватывающий. И идея годная, так что прочитал с удовольствием

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не секрет, что слово имеет силу. Именно такова идея взята за основу данного произведения. Она не нова, и начало романа у меня явно ассоциировалось с произведением М. и С. Дяченко «Vita nostra», в котором тоже имеется школа с необычными предметами и учениками/ученицами. Только в нашем случае еще приплетены убийства и жажда заполучить власть над миром. В общем, ничто не ново под луной.

Читать было интересно, хотя местами случались ляпы (надеюсь, переводчиков, а не авторские). Не знаю, какая концовка меня бы удовлетворила, т.к. имеющаяся, конечно, потешила моё сердце, но мой ум говорил — эййй, что за тонна сладкой патоки? Автор, ты устал и не знал, чем закончить? Хотя с другой стороны, пусть так. И продолжение можно придумать самостоятельно, слов для этого в лексиконе достаточно.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая книга! Перевод, правда, подкачал. Не вдохновился переводчик высказанной автором идей... А, жалко..

Впервые за многие десятилетия, в книге рождается совершенно новая идея, если мозг человека был сконструирован, значит существуют управляющие команды. Эти команды были искусственно стерты из человеческой памяти, но если их восстановить то мы окажемся совершенно в другом мире. Колссально, ДЕСЯТЬ БАЛЛОВ, грандиозная идея, которую можно обдумывать, проектировать на наш мир, вот так незаметно и мы, возможно, на пороге совсем новой эры!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чтение нового романа Макса Барри под названием «Лексикон» я долго откладывал, опасаясь столкновения с чем-то похожим на «Человека-машину». Но «Лексикон» оказался годной книгой. Непредсказуемые повороты сюжета и продуманная концепция заставили меня забыть о макулатуре, которую я регулярно перерабатываю в поисках жемчужных зёрен для различных номинаций и конкурсов. Увлекательный и умный триллер с элементами фантастики, многие из нынешних книжек с НФ-составляющей рядом с ним кажутся легковесной пустотой, даже не клокочущей. Автор сумел соединить острый сюжет и почти документальную достоверность, мифологию и злободневность. О чём роман? Если совсем уж по-простому – примерно о том, о чём говорил Евгений Лукин в рассказе «Словесники» — о великой силе слова. Да, идея не очень новая, но преподнесена она свежо, добротно и профессионально.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея блестящая, хоть и не новая. Но сюжет подкачал. Книга фактически распадается на две части: завязку и медленное сведение двух сюжетных линий, встречу этих линий и финал. И вот как только они встретились – эти линии, сюжет начал пробуксовывать, ходить вокруг да около, читать стало откровенно скучно. Такое впечатление, что самому автору вдруг стало скучно, и он просто не знал, как вытянуть до нужного объема. Разбавить бы чем-то...

Оценку ставлю за идею и первую часть.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне приятное чтение – триллерное начало, интересная тема, на сто процев достоверно выписанный женский характер, прикольные параноидальные вставки из мнимого блога. Есть пара клёвых моментов, которые можно перечитать. Однако роман даёт такой большой крен в мелодраму, что местами по ходу пьесы начинаешь клевать носом. Все эти метания главной героини не придают никакой динамики повествованию. Опять же, золотой парниша Гарри – мечта домохозяйки-нимфоманки (шутка), и людей лечит, и из огня Эмили выносит, несмотря на её смертоубийственную истеричность. Всё это тут не к добру. Своя атмосфера есть, и это хорошо. Но как-то метафизика в романе отсутствует, а первородное слово выглядит как… хрень. Даже не хрень, было бы оно хренью – стало бы куда интереснее.

Получилось что-то вроде «Гарри на свою башку встретил Салли» или «Салли наконец-то встретила свою любяшку, и что из этого вышло». Так оно обычно и бывает, но это не делает роман более интересным – скорее наоборот. Хотелось в начинке словесного мясца, а получил грёбаный гамбургер.

Фрагменты романа скачут как кенгуру, к концу всё это начинает смахивать на подростковую идиотию – странные поступки героев и их постоянное блеяние превращают роман в какую-то несуразь. В общем, в процессе чтения книга для меня растеряла всю свою внутреннюю логику, превратившись в беллетристический фарш, отчасти оттого, что на доброй его половине меня клонило в сон. Все эти хождения туда-сюда с одной скудной мыслью на 50 страниц очень утомляют, особенно после рабочего дня. Слово должно впечатлять, но книга о нём и его адептах не впечатляет. Хотел поставить 7, но, вот ему: 6/10.

Вердикт: жаль потраченного времени.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой триллер с интересной задумкой. Ничего особо выдающегося здесь нет, однако в процессе чтения затянуло — свой шарм в этих приключениях начинающей чародейки слов и бедолаги, который попал в этот мир не совсем с той стороны, с какой ему бы хотелось.

Мне очень понравилось, как всю эту магию убеждения вписали в мир. Мифология, принципы работы, социотипы, особенности проявления в различных эпохах... Да и вообще «школьная» арка удалась лучше всего. За всем этим было действительно интересно следить, и даже как-то жаль, что в итоге под красивой обёрткой скрываются стандартные «абракадабра» и полное подчинение воли/зомбирование.

Следует отметить, что две отдельные линии сделаны очень хорошо — с правильным темпом, очень своевременными и гладкими переходами от одной ветки к другой, и конечно же, не без пары нюансов и поворотов, которые пришлись весьма к месту.

А вот где «Лексикон» подкачал, так это с персонажами и с последней частью книги, которая, как это часто встречается, почему-то решила пойти по голливудским рельсам. Помимо Эмили и частично Уила ситуация по персонажам весьма печальная — особенно это касается Элиота, так и оставшегося безликим персонажем несмотря на свою роль в книге. То же самое касается и остальных персонажей, как важных, так и не очень. Там картина если и получается, то или неполная, или неправдоподобная, или же просто неинтересная.

Но даже несмотря на откровенно слабый финал впечатления остались положительные. Динамика бесспорно присутствует, как и атмосфера со своей изюминкой. Да, с глубиной вышло неважно, но в качестве чего-то лёгкого и не заставляющего заскучать книга подойдёт очень даже неплохо.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень крепкий и динамичный боевик, замечательно зашел после последних моих муторных книжек. На мой взгляд , это очень хороший пример отлично подачи материала. Барри точно расставляет размеренные и динамичные эпизоды, во время подкидываает дрова в топку увлеченности, добиваясь такого эффекта, что тебе интересно на всем протяжении книги. Стоит школьной главе начать утомлять, как действие скачет в настоящее к другому пеосонажу, экшен-сцены могут показываться с нескольких точек. Здесь нет каких-то пустопорожних описаний, филосовской нудятины или еще чего, как говорится, тебя хватают за яйца и тащат до финала.

Что сапмое интересное, при чтении не оставляет чувство дежа вю. Что-то я видел в фильмах, идея, что тщательно подобранное слово может стать силой и оружием была у того же Никитина (уверен, что и до него и не раз), персонажей так же встречал тут и там. Даже интригами здесь является не то, что призойдет, а как. Но здесь это не воспринимается как штампы или заимствования, все элементы здесь работают как шестеренке в двигателе, четко, слаженно, выполняя свою определенную цель.

Итого, замечательно.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд, книга являет собой крутой остросюжетный триллер, но на самом деле — она слаба, как поникший член…

В общем, после прочтения осталось двоякое впечатление. С одной стороны, это такой остросюжетный триллер с налетом фантастики и основанный на идее — что слово имеет большое влияние. Особенно в наше время — время, в котором есть интернет, а информация, возможно, является самой ценной валютой — эта идея является актуальной, что делает ее наиболее интересной. Тем более, когда автор так грамотно подает ее. Манера письма автора и все эти сравнения — вызывают калейдоскоп эмоций, в общем, только радуют. Есть еще легкий налет антиутопии, скажем так, заметно влияние того же романа 1984. Автор с первых же страниц дает пищу для размышления: на тему того, что творится в книге и на тему того, что творится в реальной жизни — и так на протяжении всей книги. И вот, потребляя эту пищу, ты строишь догадки, которые автор либо подтверждает, либо опровергает. Круто, в общем.

Но с другой стороны: почти все персонажи не вызывают никаких чувств, будто и правда роботы; несмотря на закрученный сюжет, автору не удается сей прием, и начинается каша, которая все портит и приходится с усилием дочитывать книгу.

Хотя минусы значительные, как видите, плюсов все же больше, так что с книгой определенно стоит ознакомиться.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх