FantLab ru

Грегори Киз «Терновый Король»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
567
Моя оценка:
-

подробнее

Терновый Король

The Briar King

Роман, год; роман-эпопея «Королевства Костей и Терний»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

И явилась в мир новая королева, и пролились реки крови, и войска шли на битву не чтобы сражаться, но чтобы умирать, однако лорды-скаслои, давние правители, были все же повержены. И наступили новые дни, дни спокойствия. Надолго ли? Ибо нечто грозное дремлет в глубине лесов, зловещий Терновый король, который, согласно легендам, должен некогда пробудиться и разорвать само небо. И спутниками его будут тернии, гниль и распад -- и мантикоры, и страшные греффины. Деревья, сама земля уже чувствуют приближение конца. И на этот раз нет героя, который может спасти мир. Нет волшебного меча, который сразил бы Зло, поскольку и Зла как такового нет. Есть лишь пешки, передвигающиеся по огромной доске. И действующие по воле случая. И умирающие. Хотя исход большинства сражений решают именно самые незначительные фигуры.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 10-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

Похожие произведения:

 

 


Терновый король
2005 г.
Терновый король
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступала к этой книге, как и многие, думаю, в надежде открыть если не нового Мартина, то хотя бы что-то не намного хуже. Увы, оказалось, что это не так. Сравнение с Мартиным Киз не выдерживает. По-моему, сильно повредила этой книги то, что автор кусками писал ее как традиционную фэнтези-сказку с неминуемыми спасениями героев из казалось бы совершенно безнадежных ситуаций и рыцарями без страха и упрека, а временами пытался «подбавить» реализма, придумывая дворцовые интриги, добавляя сцены жестокости и т.п. Однако если первое ему, в принципе, удалось неплохо, то второе не удалось соврешенно. Интриги какие-то жалкие, очевидные и «поверхностные», жестокость и смерть персонажей (за редким исключением эпизодических) выглядят неуместно, герои четко разделены на «плохих» и «хороших». При этом набор героев традиционен до неприличия (:biggrin:): принцесса-сорванец, которой суждено что-то великое, подружка принцессы (ну это уж что-то голливудское), огрубевший душой от ударов судьбы и воспитанный друой расой герой (которой уже и не мечтает вновь полюбить...как печально), его прекрасная во всех отношениях спутница (настойчивая в своем желании умягчить его),заклятый враг этого героя (убивший его предыдущую любовь), молодой рыцарь, низкого происхождения, но чистый душой, чьи несомненные добродетели оценила одна из принцесс, уставшая от дворцовой лжи, коварный брат короля и прочие и прочие. Имеется еще таинственный Терновый король (привет Шрайку из Гипериона!:yaya:) и единственный хоть сколько-нибудь интересный персонаж — молодой послушник. Его приключения были действительно занимательны, с интересом я прочла и его воспоминания о детстве и все те сведения о мире, которые подает автор с помощью этого персонажа. Но все это было только пока он действовал один, как только он присоединился к другим персонажам...увы, даже этот интерес совершенно испарился.

Особенно мне не понравились какие-то испанские мотивы одной из линий. Какие-то доны — знаменитые фехтовальщики, старый выпивающий учитель фехтования, все еще прекрасный мастер, и его молодой талантливый ученик, почти столь же хороший фехтовальщик, вынужднный скрываться из-за грозящей ему кровной мести. Все это было уже! было! Это не говоря о других сюжетных линиях, также отдающих вторичностью.

Что примечательно. Вступление или пролог, многообещающе кровавый и интригующий, заставили меня предвкушать начало основного действия — и тут такое разочарование... Может, стоило продолжать в духе вступления или, наоборот, не отходить от манеры рыцарского романа? То есть выбрать что-то одно.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то я добрался до этого романа. Впечатления получились крайне противоречивые. С одной стороны, налицо главное достоинство романа — читается он легко и увлекательно. Несколько сюжетных линий удачно дополняют друг друга. А постоянный переход от одной сюжетной линии к другой только увеличивает любопытство читателя. С самых первых страниц автор умело нагнетает страсти, постепенно формируя атмосферу мрачных ожиданий. В книге немало удачных находок. Запомнились скитания Эспера Белого по лесам. Понравилось то, как увлекательно описаны переводы с мертвых языков Стивена Дариджа. Впечатлил подземный город халфолков. Ну а больше всего впечатлил сам Терновый король. Здесь фантазия автора оказалась на высоте. Из главных героев мне больше всего понравились своенравная принцесса Энни и Стивен. А вот Эспер Белый получился немного в духе «я старый солдат и не знаю слов любви». Нейл тоже выглядит уж слишком положительным героем. Интересным показалось мне и сочетание мистических элементов и вполне реалистичного описания похожих на средневековые королевств.

В тоже время в книге немало натяжек и ляпов. Доверчивость короля Уильяма просто удивляет. Слепота фратекса монастыря Эф удивляет еще больше. Это ж надо – видеть пришельцев за много миль, а своем монастыре проглядеть такое. Ну а больше всего удивила поразительная выживаемость главных героев. Того же Эспера Белого автор спасает от неминуемой гибели раз пять. Его девушку немногим меньше. Да и остальных раза по два-три. Причем эти спасения выглядят не слишком естественными. Видно, что автор отчаянно подгонял сюжет под нужные итоги. Еще один минус — злодеи получились какие-то невнятные, а их мотивы действий, кроме Роланда, совершенно непонятны. И все-таки в целом, плюсов больше, чем минусов, ведь книга читается увлекательно и оторваться от нее сложно.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Г. Киз написал вполне хорошую, добротную книгу. Конечно, в сравнении с «ПЛИО» Мартина «Терновый король» проигрывает, и проигрывает здорово. Но Мартин у нас один, а роман Киза явно превосходит большинство шаблонных сочинений на тему:«Древние темные силы грозят уничтожить некую цивилизацию». Да, Киз использовал ту же композицию для своего романа, что и Мартин для «ПЛИО»: он разделил книгу на главы, каждая из которых посвящена одному из персонажей, одной сюжетной линии. Ну и что? В конце концов не Мартин же «изобрел» подобную романную структуру. В «Терновом короле» привлекают динамичный сюжет, разноплановые герои, отличающиеся непредсказуемостью поступков, хтонические, древние темные силы, готовые восстать из небытия . Киз умело развивает несколько сюжетных линий, которые в финале романа сводятся в одну точку. Еще одно достоинство романа — Киз создает уникальный мир, свою цивилизацию, великолепно разработанную на уровне истории, религиозных воззрений, даже диалектов народов, населяющих этот мир.Причем автор сумел обойтись без списка действующих лиц и глоссария в конце книги, в которые приходиться постоянно лезть в поисках справок, как, например, у С. Эрикссона. Картина мира раскрывается у Киза через судьбы персонажей, их рассказы, многочисленные древние легенды, органично вплетенные в повествование. Удалась Кизу и общая атмосфера романа, пронизанная ожиданием грядущей катастрофы даже в самых идиллических сценах. Что не позволяет поставить «Тернового короля» в один ряд с романами Дж. Мартина? Наверное то же самое, что не позволяет поставить вообщем-то хорошую книгу «Пушка Ньютона» в один ряд с «Ртутью» Стивенсона — определенная легковесность в разрешении сюжетных поворотов, коллизий интриг. Кроме того, постарались испортить роман и переводчики (впрочем, я читал Киза в серии «МиМ», м.б. в «КФ» перевод отредактировали?) — надеюсь, что изрядно количество языковых и стилистических ляпов принадлежит именно им, а не автору.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал первый роман перед прочтением «Мертвого принца».

Киз явно старался совместить традиции Мартина (жесткость, реалистичность) и традиции старой фэнтезийной школы (волшебность, высокий стиль, которым все говорят и т.д.). Естественно (высокий стиль и реализм вещи противоположные) ему не удалось это в полной мере. Но тем не менее — написано хорошо, интересные моменты в описании мира присутствуют (меня, кстати, они зацепили только при повторном прочтении — в первую очередь то, кто такие святые и откуда их силы), герои небезнадёжны (не все, конечно, но многие), перевод вполне удачный (не считая непереведенного грифона / греффина, да и тот в общий контекст вписывается).

Итого: выше среднего, но не шедевр. Прочитать стоит, т.к. шедевры всё-таки не часто попадаются, а книги потенциально подобного уровня всё чаще и чаще испорчены переводом...

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

От этого произведения, я ожидал намного большего. Некоторые читатели отметили, что данный цикл вполне может составить конкуренцию Джорджу Мартину. Не знаю, может следующие книги цикла как-то изменятся в лучшую сторону, но пока все очень бледно.

Традиционная для подобных циклов завязка. Пророчество о приходе злого колдуна, которого называют Терновым Королем, он уничтожит все живое на планете. Эта легенда передается из уст в уста, всеми народами населяющими этот мир. Кто-то в это верит, но большинство жителей не воспринимает всерьез подобные истории. Казалось бы, в очередной раз мы будем читать об одном и том же, но не стоит сразу огорчаться, потому что автор пытается пойти собственным путем.

Книга состоит из нескольких сюжетных линий, которые развиваются параллельно друг другу. Одна из основных линий, это рассказ о королевской семье, которая правит в королевстве Кротения, одном из крупнейших в этом мире. Грегори Киз неспешно и неторопливо рассказывает о каждом члене семьи. У короля три дочери и сын, есть жена, родной брат. Поэтому им отводится большая часть внимания. Эта линия получилась самой слабой и унылой. Описания любовных переживаний принцесс, странное поведение короля, интриги внутри семьи и рассказы о их каждодневной жизни. Единственным ярким моментом будет концовка романа, в котором произойдет исполнение одного из пророчеств, касающееся членов семьи короля. Становится понятно, почему это произведение сравнивали с циклом Мартина.

Мир, в котором происходят события, чем-то похож на времена средневековья в нашей реальности. Мрачные замки со своими тайнами, рыцари-одиночки и рыцарские ордены, заговоры и предательства, активное участие церкви во всех делах, множество государств и народов. Вообще, первая часть цикла, которой и является «Терновый Король», расставляет акценты, дает максимум информации об окружающем мире, знакомит со всеми действующими лицами. Может из-за этого, мне показалось, что все происходит слишком медленно и неторопливо. Вроде бы, происходят некие события, но как-то вяло и все зачастую теряется на фоне описаний жизни короля, его двора и семьи.

Тяжело оценивать это произведение. Все-таки, это больше введение, знакомство с миром и его историей, поэтому некоторые моменты немного затянуты. Отдельного упоминания заслуживает концовка романа. Автор на протяжении всей книги старался избегать жестокости, иногда даже казалось, что все пройдет совсем без крови и убийств. Однако, как оказалось, все самое «интересное», Киз приберег для запоминающегося окончания своей истории.

С интересом продолжу знакомиться с этим циклом. Надеюсь, что дальше будет много интересного и необычного.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автору неплохо удается создавать глобальные сюжетные ходы и весьма оригинальную мифологию мира, но вот с мелкими деталями беда. На огромный стог сена посреди леса можно быстро и бесшумно залезть и бесшумно же слезть с него; умудренный опытом лесничий мается от недостатка стрел, но потом внезапно разживается ими в ничтожный момент времени; герои, отправляясь в двухдневный поход, без проблем чешут по дальней глуши целый месяц, а потом все тот же лесничий с тяжелыми ранами преодолевает обратный путь за несколько дней — по крайней мере иначе он бы не успел оказаться в том месте, где его нашли; а настоятель храма, умеющий прикосновением восстанавливать поврежденный предмет, не подозревает о жуткой дедовщине в собственном учреждении... И так без конца, тысячи мелочей, оставляющие перманентное ощущение неправильности происходящего (да, «испортила» я себе вкус паном Анджеем). Другой недостаток — совершенно лишенные харизмы герои. Ни одной яркой и оригинальной личности, ни одной ассоциации персонажей с собой. В довершение все это щедро приправлено штампами, порой мелькает чистая классика описания сцен и построения отношений.

В первой половине книги сюжет развивается ни шатко, ни валко. Я еще и читала медленно, из-за чего мне показалось, что в книге четыре разных вступления, к моменту продолжения развития действия я уже успела забыть, а что собственно происходило. Но дальше дело идет на лад, темп и количество трупов увеличиваются, и автору никак нельзя отказать в умении нагнетать интригу в конце главы.

Любопытный мир и не столь сильно предсказуемый, как я думала, сюжет сделали книгу весьма читабельной, и я была бы не прочь ознакомиться с продолжением.

P.S. Тихо удивилась, что описания гниющих растений и прочие зеленые мерзости таки оказали на меня впечатление, хотя это далеко не Клайв Баркер.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, наиболее удачной характеристикой для «Тернового короля» будет «балладный вариант Мартина». С одной стороны будто бы очень похоже: вымышленный мир в псевдосредневековую эпоху, минимум иных рас и умеренно магии, приключения, интриги, эмоциональные персонажи, жестокие сцены и даже гибель некоторых значимых героев. С другой — картина все же «подретуширована», как баллады скрадывают наиболее нелицеприятные подробности и незначительные детали. Поменьше детализации и «реализма»; герои яркие, но не столь оригинальные и противоречивые, как у Мартина; сцены насилия не так поражают неумолимостью и отчаянием. Да и героям нет-нет, да и устраивается счастливое спасение из безвыходной ситуации. Плохо это или хорошо? Не знаю, просто чуть по-другому. Такая манера вполне имеет право на существование и удовольствия от нее можно получить ничуть не меньше. Некоторая несвежесть образов или сюжетных ходов, о которой говорили выше, таки имеет место, но нужно отдать должное Кизу: он пишет очень «вкусно», не затягивая и не торопя, рисуя пейзажи, характеры и диалоги, так что даже не самые оригинальные вещи читаются отлично. Ну и важно помнить, что даже Джордж наш Мартин не обязателен как идеал для подражания, и героям Киза не нужно сплошь быть противоречивыми через одного. Ведь и однозначно «положительные» характеры имеют право на существование, даже у Мартина был Нед Старк, так чем же хуже сэр Нейл?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время я покупал «Тернового короля» почти не задумываясь. Грег Киз был мне известен первым романом об альтернативном восемнадцатом веке «Пушка Ньютона» и заглядывал я в него не без интереса: все же альтернативная история всегда радует ;)

И тем большим было разочарование. Нет, право, когда мне впаривают рОман, в котором просвечивает целая горсть ранее прочитанного даже мною и даже в нашей губернии, да еще и утверждают при том, что – оно потому так, что «сделано по канонам», я невольно начинаю нервничать. Меня даже не утешают «эти маленькие отличия» (С) В.Вега :) В общем, если вас не пугают доблестные молодые воины-северяне, что лет с десяти ходят с папой на драккаре в походы (отчего имеют непреходящую психотравму и плохие сны-воспоминания), а нынче служат оруженосцем у старого-но-невыносимо-мудрого риттера; если вам не кажется, что ход «а вот потом я спас королеву, получил рыцарское звание и стал гвардейцем» – несколько избит и затерт; если фигура «молодого ученого-книжника, отправляющегося в древний монастырь, где хранятся древние-но-неизвестные-хотя-очень-очень-важные-рукописи» не вызывает в вас негативных эмоций; если «молодая-но-отважная-дочка-трактирщика», что на пару с «отважным-и-мужественным-но-немного-застенчевым-королевским-лесничим» пускается во все тяжкие в подземных укрытиях некоего древнего народа, все еще выглядит для вас фигурой свежей и имеющей право на жизнь; да еще если вас совершенно не смущает отсутствие даже минимальных «психологизЬма» и «исторической достоверности» — тогда я вам ничего не говорил ;)

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все три книги читаются, как одно целое, читать отдельно не рекомендуется, и даже третья книга, как выяснилось, не последняя, так что, может быть, стоит дождаться окончания серии. Хотя, судя по скорости, с которой книги пишутся, это не будет очень скоро.

Эпическая фэнтези, которую сравнивают с сериалами Мартина и Джордана. Но, в отличие от упомянутых авторов, сюжет более динамичный, нет таких длиннот, события развиваются так, что нет желания бросить книгу или пролистать десяток-другой страниц.

Общий сюжет довольно традиционен и вторичен, таких можно найти десяток-полтора. Когда-то давным-давно в этом мире правила жестокая магическая раса, а люди были на положении рабов. Люди, однако, сумели победить и уничтожить своих поработителей, и вот уже 2000 лет правят миром. Но теперь пробуждается некий считавшийся мифическим персонаж – Терновый король, который, по преданиям, способен разрушить весь мир. А у людей, тем временем, свои интрижки. Как обычно, у короля Кротении есть братец, который спит и видит себя на троне. Церковь играет в свою игру, а за морем набирает силу враждебное королевство Ханза. В общем, все как обычно. Сравнительно необычным является то, что нет большого сердцем и благородного ГГ, героев много и, соответственно, много сюжетных линий. Я насчитал четыре основных с разными ГГ и еще кучу более мелких. Терпеть не могу такое построение романов, когда повествование скачет от одной линии к другой, причем так резко и часто, что трудно вспомнить, на чем данная линия ранее прервалась. И это продолжается на протяжении всех трех книг. Постепенно я перестал и пытаться вспомнить и читал главы как отдельные рассказики. При всем при этом общий интерес, как ни странно, сохранялся, тем более, что развитие событий иногда становилось неожиданным, и то, что предполагалось в начале первой книги, потом превращалось в свою противоположность. И стиль изложения, на мой взгляд, не такой унылый, как у Мартина, каждая отдельная сцена читается с интересом. Общий интерес также подогревал вопрос, кто же это все затеял. К сожалению, ответа на него в этих трех книгах так и нет, надо ждать четвертой

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало цикла очень даже хорошее. Хотя до середины роман был интересен, но показался немного пресным — события развивались неплохо, но как-то не пленяло. Зато во второй половине автору удалось создать довольно интересное, динамичное, интригующее полотно. Хотя цена этому стоящий за этим полотном «литературный призрак» ПЛиО Мартина. Но и обвинять автора в заимствованиях пальцы на клавиатуре не поднимаются.

Герои, а их довольно много, интересны характеры прописаны неплохо. Однако чего им не хватает так это некой харизматичности. А вот мир автору удался на славу. Довольно хорошо прописана история, описываемого автором, мира. Причем автор делает это не грубо, картина мира рисуется постепенно. Мир понятен, но в тоже время остаются загадки интригующие и подвигающие к дальнейшему почтению.

Магическая составляющая мира тоже довольно интересна, она очень тонко вплетена в описываемый мир, не режет глаз(слух) своей сверхъестественностью. Благодаря ей мир ближе к мистическому, чем традиционному фэнтезийному.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга неплоха, но не шедевр и не Джордж Мартин. На мой взгляд, разница между авторами такая же, как и, примерно, между Дюма и Дрюоном в романах о средневековой Франции (у первого больше романтики, у второго — реализма). У Киза круг злодеев явно ограничен — брат короля, первосвященник и нанятые ими банды. В романах Мартина любой друг позже может стать злейшим врагом, сегодня союзник — завтра соперник. У Киза большинство дворян слепо предано королю, у Мартина — каждый феодал сам за себя и уважает только силу. В целом в романе Киза присутствует больше сказки, а у Мартина — больше жизни. Взять хотя бы налет на женский монастырь — тридцать рыцарей в доспехах. А где положенные им оруженосцы, слуги, конюхи, стрелки и прочий люд? Рыцари с луками и тараном — это нонсенс для реальной истории. У Мартина крепости берет всякая, извините за слово, «сволочь», которую не жалко потом и в расход пустить. Так что реалистичность автору удалась слабо.

Но сюжет захватывает и интересно, чем все это кончится? Так как это лишь начало цикла, ставлю авансом 9.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга интересная, но как бы очень неровно написана. То чрезмерно упрощает персонажей и гиперболизирует отрицательные или положительные стороны людей. То отличным языком рисует вполне достоверный мир. Даже складывается впечатление, что писал не один человек.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если, что называется, «в двух словах»:

Плоские, одногранные персонажи, полное отсутствие психологизма и развития героев.

Откровенно слабый, вялотекущий, предсказуемый сюжет.

Плохо описанный мир, слабенькая история, невнятная география.

Невероятно примитивный язык повествования (то ли автора винить, то ли переводчика- непонятно).

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

не слишком интересный сюжет, включающий, разумеется пророчество, плоские, одинаковые герои, плюс очень примитивный язык. события разворачиваются довольно медленно, местами предсказуемо, к концу книги хочется, чтобы пророчество обрело силу, оно ее и обретает, но. последствия этого следует искать уже в томе номер 2, который читать нет совершенно никакого желания.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первую очередь, спасибо тем, кто в теме про книги Мартина посоветовал Киза или Кея.

Мое отношение к фэнтази несколько специфическое. Большая нагрузка на магов, или эльфогоблиногномов, честно говоря, мне не нравится. У Киза же оказался тот допустимый, на мой взгляд, уровень фэнтезийности, что мне по душе. Когда фэнтази отличный фон, на котором развиваются события близкие к реализму.

Динамичный сюжет и реалистичность описаний событий и являются главным достоинством книги. Удалось Кизу и избежать штампов в сюжетной линии «темный властелин». Правда присутствует и четкое разграничение героев на плохих и хороших.

Не шедевр, но книга достойна внимания. Особо тех, кому понравилась ПЛиО.

Собственно оценка оказалась между 8 и 9. Девятку ставлю некоторым авансом. Надеясь, что следующие книги не разочаруют.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх