FantLab ru

Йен Макдональд «Бразилья»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Голосов:
195
Моя оценка:
-

подробнее

Бразилья

Brasyl

Роман, год; цикл «Бразилья»

Аннотация:

2032 год. Случайная встреча вовлекает Эдсона, молодого человека, пытающегося выбиться из нищеты, в опасный мир квантовых хакеров, таинственных двойников и паранойи. Он узнает секрет, способный изменить всю историю человечества, но куда бежать в стране, где царит тотальная слежка?

2006 год. Марселина, амбициозный телепродюсер, в поисках материала для реалити-шоу наталкивается на свидетельства древнего заговора, и вскоре мир вокруг начинает рушиться, угрожая не только ее рассудку, но и жизни.

1732 год. Иезуит Луис Квинн отправляется в Бразилию, чтобы по заданию Святого престола призвать к ответу священника, преступившего законы церкви. Но задание оказывается куда сложнее, и в дебрях Амазонки Луис находит то, что ставит под сомнение не только его веру, но и взгляды на устройство Вселенной.

Три героя, три истории, три Бразилии, связанные через пространство и время, в эпическом романе о природе самой реальности, где ничто не случайно, и даже название с секретом.

Входит в:

— цикл «Бразилья»


Награды и премии:


лауреат
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 1-е место

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2007 // Научная фантастика / фэнтези / хоррор

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2008 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2008 // Лучший НФ-роман

номинант
Локус / Locus Award, 2008 // Роман НФ

номинант
Небьюла / Nebula Award, 2008 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2010 // Научная фантастика (Великобритания)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Бразилья
2018 г.

Издания:

Бразилья
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Brasyl
2008 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: давно, почти пятнадцать лет назад, когда я ещё не боялся толстых томов, прочитал «Реку богов» Макнональда. Забойнейший киберпанк с ИИ в декорациях экзотической Индии. Вштырило не хуже «Нейроманта» Гибсона. Потом пробовал читать «Дом дервиша» на турецком материале, что-то не зашло. У «Бразильи» в активе премия Британской Ассоциации НФ, премия «Мира фантастики» в категории «Научная фантастика года» и куча важных номинаций — Хьюго, Небьюла, премия Кэмпбелла.

В итоге: три временных линии — прошлое настоящее, будущее.

В современной линии обильные и адекватные культурные ссылки — упоминается «Город бога», GTA: VICE CITY и прочие реалии начала-середины двухтысячных. Ещё эта линия напоминает позднего Гибсона, «трилогию Бигенда». Героиня работает в шоубизе, занимается созданием реалити-шоу, восприимчива ко всему новому, будь это спортивная ходьба или капоэйра. Она также, как и герои Гибсона, видит намечающиеся тренды и следует им.

Линия будущего в «Бразильи» — это Гибсон ранний, времён «Нейроманта». Тоталитарный Сан-Паулу будущего с тотальной многоуровневой слежкой, чипами, встроенными в любую дорогую вещь, частными охранными компаниями и большими корпорациями. И в то же время — классовое расслоение, мелкие и крупные преступники, всевозможные хакеры. Классная находка: все лаборатории крякеров мобильны. Просто для того, чтобы сложнее было запеленговать. Айшеды, очки для выхода в Интернет; перестрелки банд наркодельцов с полицией; свалка технологичных отходов размером с гору; 3D-принтеры; таинственные квантовые ножи; плавучие города-государства (точно как у Моргана в «Чёрном человеке»).

Линия прошлого — восемнадцатый век, расцвет и то же время последние дни могущественного ордена иезуитов. Их боятся и не любят. Иезуиту-ирландцу, прибывшему в Бразилию, предстоит долгое путешествие в джунгли. Он одновременно и посланец Ордена в отдалённую, отбившуюся от рук миссию, и шпион, приставленный к своему спутнику, французскому учёному. А ещё у отца Льюса Квинна пристрастие к сигарам, проблемы с управлением гневом и потрясающее фехтовальное мастерство. Колоритнейшая Южная Америка, рабы, монахи, помещики, заточённые в своих домах сеньориты, экспедиции вглубь континента.

Линию восемнадцатого века мне сравнивать особо не с чем, за исключением фильмов «Миссия» и «Апокалипсис сегодня». Город Бога, устроенный в джунглях фанатичным иезуитом, предшественником полковника Курца. Изумительный Город, построенный положительными героями, отцом Квинном и его подручными. Очень высокого уровня историческо-приключенческая проза.

Про пейзажи. Никто не любит описания пейзажей. Я тоже, если это не описания красочных и опасных джунглей Амазонки или каменных джунглей современного Рио или киберпанковского Сан-Паулу.

В финале все сюжетные линии нехотя сплетаются в диковско-Матричную конспирологическую историю

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о том, что вся наша множественная мультивселенная всего лишь искусная квантовая симуляция и о тайных обществах, одно из которых хочет оставить всё как есть, а другое хочет позволить начаться чему-то новому.

Несмотря на объём, читается легко, особенно когда понимаешь, что, фактически, читаешь не одну, а сразу три книги.

Герои книги путешествуют между измерениями и во времени. Возможно, и сам автор из таких: в романе, опубликованном в 2007-м году, он предсказал чемпионат мира в России в 2018-м году, несмотря на то, что заявки на проведение чемпионата были поданы только в 2009-м, а имя России, страны-хозяйки чемпионата, было оглашено только в декабре 2010 года.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В свое время мне очень понравился «Дом дервиша» Макдональда за то, что автор смог показать мне страну, которой я никогда особо не интересовался (Турцию). Примерно того же я хотел и от «Бразильи», в которой все действие должно проходить в южноамериканской стране.

Рецепт приготовления у Макдональда довольно прост — берем страну третьего мира и научное явление, смешиваем все вместе и получаем на выходе аутентичную НФ.

В этом романе нам подают сразу 3 сюжета — из прошлого, настоящего и будущего. Как вы можете сами догадаться, где-то в каком-то месте они должны сплестись воедино и ответить на все вопросы читателей.

На мой взгляд Бразилия у Макдональда удалась. Не самая популярная страна в книжках, но она, безусловно, очень интересная. Многие вещи, о которых я читал в романе, я потом гуглил в интернете. Например, как-то в 1 ночи переключился на просмотр финала Чемпионата мира по футболу 1950 года (важное событие в книге). Капоэйра, футбол, свои виды религий, еда... Это автору удалось на славу.

В качестве науки у нас тут квантовая физика и идея мультивселенных. ничего сверхъестественного (но и в «Доме дервиша» тоже научная составляющая была не ах). К сожалению. тут мне чего-то не хватило. В середине книги я догадался, к чему в итоге все придет, поэтому финал мне показался не очень внятным и интересным.

Моя оценка блуждает где-то между 6 и 7. Очень понравилась страна и проработка автором этой темы. А вот сюжет не самый лучший, поэтому местами было интересно, местами нет. И отдельное спасибо за плейлист в конце книги — несколько имен для себя открыл.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Бразилья» Йена Макдональда я решила прочитать, узнав что он получил в 2008 году Премию Британской Ассоциации Научной Фантастики, и еще уйму всяких, чуть менее значимых плюшек. Произведение довольно интересное в сюжетном плане, однако чем-то кардинально новым его назвать нельзя, ведь автор взял уже существующие фантастические примочки и просто смешал их вместе. А вот в качестве «главного героя» Макдональд успешно использовал целый этнос с уникальной мультикультурой.

Роман представляет собой жгучую смесь киберпанка, детектива, исторического приключенческого романа и научной фантастики, и все это замешано на неповторимой атмосфере стран Латинской Америки, а именно Бразилии. Выигрышен такой ход автора, как использование трех временных пластов для развития событий. Но это не хронофантастика с прыжками во времени, а просто три параллельно развивающихся сюжета, которые в результате оказываются взаимосвязанными, как и все в этом мире, – тут автор обыгрывает так называемый «эффект бабочки», при этом играет с реальностью, запутывает читателя наведенными иллюзиями.

Повествование медлительное, в нем увязаешь, но скучать не приходится. И все было отлично, пока не приблизилась развязка, вот тут мне пришлось недоумевать – то ли Йен Макдональд устал и его засосало в черную дыру киберпространства (решил завершить роман по-быстрому, скомкав финал), то ли он планирует написать продолжение «Бразильи», потому что точка в произведении не проставлена, напротив, в наличии жирнющее многоточие а может и не многоточие вовсе, а иллюзия, очередная фирменная иллюзия Макдональда...

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Бразилья» Йена Макдональда, написанная в 2007 году, не стала для меня откровением по целому ряду причин. Причины те достаточно весомые и большинство из них проистекают из, казалось бы, невероятного пункта для жанра “Твердой Научной Фантастики” – из вторичности. Вторичности, которая начала меня преследовать с издательской аннотации и отпустила только в аккурат с окончанием книги.

Аннотация гласила:

«2032 год. Случайная встреча вовлекает Эдсона, молодого человека, пытающегося выбиться из нищеты, в опасный мир квантовых хакеров, таинственных двойников и паранойи. Он узнает секрет, способный изменить всю историю человечества, но куда бежать в стране, где царит тотальная слежка?

2006 год. Марселина, амбициозный телепродюсер, в поисках материала для реалити-шоу наталкивается на свидетельства древнего заговора, и вскоре мир вокруг начинает рушиться, угрожая не только ее рассудку, но и жизни.

1732 год. Иезуит Луис Квинн отправляется в Бразилию, чтобы по заданию Святого престола призвать к ответу священника, преступившего законы церкви. Но задание оказывается куда сложнее, и в дебрях Амазонки Луис находит то, что ставит под сомнение не только его веру, но и взгляды на устройство Вселенной.

Три героя, три истории, три Бразилии, связанные через пространство и время, в эпическом романе о природе самой реальности, где ничто не случайно, и даже название с секретом»

И что мы видим в книге?

Первая линия повествования: аннотация обещает 2006 год и «амбициозного телепродюсера Марселину» на главных ролях. Здесь даже не читая при минимальной фантазии перед глазами возникают роскошные фавелы и обеспеченные молодые идиоты, что день и ночь прожигают денежки своих богатеньких родителей. Здесь же и вездесущее телевидение с целой кучей однотипных шоу и сериалов разной степени паршивости. А вот и бедные районы пристроились в опасной близости от упомянутых уже фавел. Ну, и как вишенка на торте, главный герой – сильная и независимая женщина; эгоистичная и непробиваемая карьеристка; обладательница собственного телешоу, основанного целиком и полностью на подковерных интригах. А теперь попробуйте представить уровень ее ЧСВ (Чувство Собственной Важности). Нет, не угадали. Оно в 100 и 1 раз больше.

Была ли ее сюжетная часть, хоть минимально интересной? НЕТ.

Далее идет линия из 2032-го года. И здесь на место главного героя читателям предлагают Эдсона — молодого и невероятно талантливого парня. А молодой и талантливый он от того, что других Макдональд в свою книгу, по всей видимости, решил не включать и ограничился однотипными красавчиками-бисексуалами. Здесь я хочу сделать небольшую ремарку. Я, конечно, понимаю, что сейчас на дворе уже 21-ый век и современные парниши вправе “воевать на оба фронта” (*если вы понимаете, о чем я), но лично меня, как традиционалиста в этой интимной сфере, выбор автора немного покоробил. Но это, ладно. Проблема даже не столько в сексуальной ориентации главного героя, сколько в окружающей его Бразилии будущего, которая не отличается от остальных городов с хэштегом #made_in_future ровно ничем. Здесь все обязательные атрибуты:

- и тотальная слежка;

- и власть корпораций;

- и киберимпланты;

- и квантовые хакеры;

- и виртуальная реальность;

- и цифровые наркотики;

- и летающий транспорт;

- и более прокачанная электроника.

В общем, если читали любую подобную книгу в жанре киберпанк, то в этой линии повествования ничего нового/свежего/интересного не найдете. Вместо этого советую ознакомится/перечитать Гибсона, Стивенсона или Стерлинга. Они в этом лучшие.

Следом повествование переносит нас в далекий 1732 год, где мы в шкуре монаха-иезуита Луиса Квинна будем разыскивать беглого священника, преступившего законы Пресвятой Церкви. Окружение встретит буйством чумы, массовыми пленениями индейцев и крупной гибелью лошадей. И все это на фоне неисследованных доселе джунглей, заброшенных городов и развалин древних храмов. Все таинственно, необычно, свежо и во многом более выигрышно, нежели набившие уже оскомину старые бразильские сериалы и трансгендерный рафинированный киберпанк. В плюс интересному сеттингу идет и по-человечески прописанный персонаж, у которого внезапно есть мысли, переживания и адекватные страхи. На фоне двух предыдущих героев Луис Квинн – это просто небо и земля.

Что в итоге?

1. Нам не понравились набившие оскомину стереотипы и “перепев” бразильских сериалов;

2. Нам не понравился рафинированный огрызок киберпанка и пение дифирамбов современным европейским ценностям;

3. Нам понравилось атмосферное расследование в прошлом, образ главного героя иезуита и необычная развязка.

Итого: ⅓. По 10-балльной шкале оценок, что-то около тройки. Плюс балл за цепляющую обложку.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения романа перестал испытывать к автору предвзятое отношение, прочно укоренившееся после его романа «Дом дервиша». Тот роман, из серии «Сны разума» был невозможно сонным и неинтересным (по крайней мере, для меня). Принимался читать его раз 5, и не мог осилить первую главу. И только спустя пару месяцев, собравшись с силами и настроившись, все же дочитал.

Однако, Макдональда у нас стали издавать очень стабильно, и рассудив, что я видно, чего-то не понимаю в его творчестве, решил дать «второй шанс» и себе, и автору. Тогда была приобретена «Бразилья» в неплохой серии «ЗнаучФ», и вот руки до нее дошли.

И на этот раз книга прочиталась .. скажем так, нормально. Не скажу, чтробы я остался от нее в восторге, но интерес присутствовал периодически-постоянно. Главным образом, интересно было читать о «третьем» витке времени — XVIII веке и времени конкистадорства и Богоматери. На мой взгляд, это наиболее интересная тема. Затем, время наших реалий (ну, почти наших), ТВ и «кухня» продюссеров и режиссеров показана интересно. Опять же — Бразилия без футбола и не Бразилия вовсе. Поэтому линия про вратаря, на мой взгляд, была вполне к месту. Интересный момент — в свете недавно прошедшего в России ЧМ по футболу можно сделать резюме — Макдональд, хоть и фантаст, но подобного результата от бразильской сборной явно не мог предугадать)) И наконец, появление «второй» Марселины внесло дополнительный привкус в повествование. Ну а время недалекого будущего, в котором так много от современных событий, плюс еще похождения геев — без них теперь никак?, автор нарисовал может быть и любопытно, но мне было абсолютно наплевать, что там с ними происходит. И возникает вопрос — а зачем они нужны? Неужели теперь обязательно всякую шнягу надо вносить в текст, чтобы его продать?

Финальная часть, которая просто обязана была свести все 3 временные линии, получилась довольно ожидаемой. По крайней мере, расстановку «хранителей» я угадал.

В итоге — роман изменил мое отношение к автору, за исключением мелких придирок книга смотрится неплохо, и даже фантастично. Так что теперь надо будет ознакомиться с историями о Луне.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая «Бразилью» Йена Макдональда, всё мечтал, чтобы меня спросили: «Что за книга, в каком жанре?». И тогда бы я, в зелёной футболке, с жёлтым ромбом и синим шаром посередине, ответил ( эдак, через губу) – этнографический посткиберпанк!

В принципе, я любимчик у судьбы. Потому как, спрашивали, и не раз. И каждый кон я без запинки припечатывал собеседника к стенке заветной фразой.

Но и поблажек Провидение, стоит признаться, мне тоже не делает. Футболки на мне, увы, такой не было — её вообще у меня нет (при случае куплю). И «через губу» отвечать не получалось. Репетиции перед зеркалом не помогли … Это вам не самбу учиться танцевать.

Шутки в сторону, вернёмся к книге. Киберпанк и вправду оказался очень «этнографическим». Во время прочтения ощущаешь себя растерянным иностранцем, заброшенным в страну, знакомую только по школьному курсу и фильмам National Geographic. Чужой язык, слэнг, не понятный даже на интуитивном уровне, экзотический фастфуд, причудливые обычаи, ритмы, музыка, жизнь.… Всё это многообразие деталей и штрихов, о которых умалчивают путеводители — всё это разом обрушивается на вас, как только вы открываете роман. Водопадом. В конце книги есть словарь, немало пояснительных сносок на страницах, но и они, не облегчают понимания происходящего. Неуютно чужим чувствуешь себя до самого конца. Но зато экзотика вдыхается полной грудью. Взахлёб.

И это не всё, и Автору этого мало. Макдональд разбросает нас и по времени. События происходят в трёх временных отрезках. В настоящем, недалёком будущем и прошлом. Везде Бразилия будет разной. Современной, первобытной, антиутопической. Но это будет всё та же Бразилия, со своим неизменным колоритом и темпераментом, который изменить даже столетиям не под силу.

Три временных ветки образуют три сюжетных линии, которые (не сомневайтесь) будут всеми силами пытаться однажды сойтись в одной точке. Но до этого: тайны, интриги, расследования...

Как не трудно догадаться, будут три героя. Яркие, неординарные личности, со своими тараканами в голове. Правда, мне не удалось проникнуться к ним любовью, но, почему-то кажется, что именно так и задумывалось.

В настоящем времени (вернее 2006 год), будет удерживать наше внимание молодая женщина. Марселина, беспринципный телевизионный продюсер, плотно сидящая на ботоксных инъекциях и увлеченная боевыми танцами (капоэйрой), будет пытаться разобраться с собственным фантомным двойником.

Буквально, через пару десятков лет: парень-бисексуал, промоутер, любящий заигрывать с несколькими собственными альтер эго, переключит повествование на себя. Он живет в трущобах, которые находятся под неусыпным вездесущим тотальным контролем правительства. Там он, кстати, и знакомится с «квантовым» хакером и очаровательной девушкой по совместительству. И встреча эта будет, наверняка, судьбоносной.

В середине XVIII века: священнослужитель отправляется в недра Амазонки, чтобы поставить на место своего коллегу, которые возомнил себя местным божеством. Он ещё не предполагает, сколько открытий и испытаний готовит ему судьба.

Вот тут вообще нормально. Историческая, приключенческая драма в джунглях с южноамериканскими индейцами, перерастает в киберпанк… Поверьте, эта сюжетная ветка изрядно «втыкает». Но хотелось бы её больше, глубже и понятнее.

В начале этих трёх людей практически ничего не связывает, кроме конечно их страны. Но ближе к середине, казалось бы, хаотичный узор начинает обрастать логикой построения линий и завитков и вырисовываться общая картина происходящего. Ещё не совсем ясная и понятная — и от этого, кстати, ещё более интригующая — но уже обрастающая смыслом и своей философией.

Книга бы читалась влёт, если бы не обилие южноамериканских фразеологизмов и наукоёмких терминов. Все эти размышления о квантовых теориях, наверное, штука весьма увлекательная, но не для таких профанов в физике как я. Но я справился и даже сумел получить удовольствие.

Текст книги, её направление, язык, персонажи и манера подачи — всё создаёт впечатление чего-то современного и модного, в хорошем понимании этого слова. Мне где-то это напомнило прозу Дэвида Митчелла, с его «Cloud Atlas» или «The Bone Clocks», где-то ТВ-сериал «Sense8» сестёр/братьев (или кто они теперь там?) Вачовски, но при этом произведение сохраняет свою яркую индивидуальность. Нет, конечно, совпадения не по сюжету, стилю или идеям, а просто по настроению. Ну, или у меня так совпало, что нарисовались вот такие чисто субъективные параллели.

Любите немного запутанную, атмосферную фантастику, хотите почувствовать себя инопланетянином на родной планете, или просто любите футбол — читайте и не бойтесь никаких трудностей.

Спросите, причем здесь футбол? Друзья, это же Бразилия! Футбол там всегда причём! :)

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень люблю творчество Йена Макдональда. Отличная «Река богов» с ее жарой, искинами, мыльными операми и телами, что плывут по Гангу. Великолепный «Дом дервиша» с той же жарой, но более сухой, биологическим оружием, иммигрантами, биржей и поиском макгаффина. Чего то подобного я ждал от «Бразильи», колорита, драмы, погружения. Но увы…

Сюжет романа состоит из трех веток, три разных персонажа идут к своей цели разными путями, и я буду рассматривать их по отдельности. Ну что, поехали?

Марселина Хоффман, 2006 г., Рио-де-Жанейро.

Белокурая, светлокожая, атлетичная. Боец капоэйры и карьеристка до мозга костей. Марселина работает на телестудии и ради рейтингов нового шоу готова на все. Вот и сейчас, Марселина ищет бывшего вратаря сборной Бразилии, чтобы опозорить, или оправдать (что вряд ли, рейтинговые передачи – грязные передачи), который пропустил решающий гол в матче 50-летней давности. Но кто-то портит жизнь самой Марселине, кто-то, кто выглядит как Марселина.

Бразилия настоящего получилась неплохо. Все эти фавелы, престарелые рыбаки-маландру, байки, китч, ба даже тотальное увлечение грязными телешоу. История Марселины выглядит как неплохой детектив, но немного не дотягивает. В один прекрасный момент нам выдают все ответы, да и развязка в духе «Пойдем со мной, если хочешь знать правду» портит общее впечатление.

Сама Марселина получилась хорошо. Она не брезгует грязными приемами (иногда буквально), часто лжет ради достижения цели (работа такая), да и семейная драма присутствует – выбрать карьеру, а не семью, вы только подумайте!

Эдсон Жезус Оливейра де Фрейтас, он же Эфрин, он же Сестинью, 2032-2033 гг., Сан-Паулу

В Бразилии будущего, где все чиповано, за использование всего надо платить, а Ангелы Постоянного Надзора следят за порядком, Эдсон Жезус Оливейра де Фрейтас, шестой и второй любимый сын доны Ортенсе, директор бюро по поиску талантов влюбился. И не в простую девчонку, а в Фиу Кисиду, Фиу-квантумейру, квантового хакера. Вот и страдает красавчик Эдсон, иногда надевая личность Эфрина-тусовщика, или костюм супергероя для сексуальных утех с неким мистером Персиком.

А вот Бразилия будущего получилась очень даже. Постоянный контроль и надзор, смена личности в целях маскировки, квантовые компьютеры и ножи, способны разрезать молекулы воздуха. Вор, укравший сумочку, будет вычислен и убит одной из охранных фирм, а весь процесс могут показать по ТВ на радость толпе. А чего стоит свалка-рынок оргтехники…

Льюис Квинн, 1732-1733 гг.

Монах-иезуит Льюис Квинн, выпросив таки самое сложное задание, отправляется в Бразилию в роли адмонитора, чтобы найти и вразумить отца Диегу Гонсалвеша, который перестал выходить на связь, и, как говорят, создал свое государство в джунглях. Предыдущие адмониторы не вернулись… В стране буйствует чума, гибнут лошади и мулы, а вместо них используют рабов-индейцев. Говорят, что недавно видели ангелов. Они дрались огненными мечами паря над деревьями.

Отец Квинн, филолог и мастер фехтования, пожираемый изнутри гневом и раскаянием, ищет Гонсалвеша по всей стране. Другой вопрос — что он найдет? И понравится ли ему это?

Красной нитью через все истории проходит теория квантовой мультивселенной. Несмотря на бесконечное количество мертвых вселенный, есть маленький процент, вернее десятая доля процента, вселенных живых, обитаемых. Но даже это количество кажется нам бесконечным. Каждая вселенная – не что иное как сон оригинала, жалкая пародия, и рано или поздно мультивселенная умрет. Мир перерождается, и в каждом перерождении есть огрех, ошибка. Есть те, кто считает, что ничего не надо предпринимать, а есть те, кто хочет проснуться. Этот роман, в том числе, и об их битве.

Итог. Неплохой роман, но увы. В этот раз Макдональд слишком «агрессивно» заставляет чувствовать колорит. Если раньше прошлое страны ощущалось через, например, поиск медового кадавра или так и не искорененные традиции, то тут автор просто тычет вас лицом, наслаждайся мол, вот он – колорит, атмосфера, история. С другой стороны, есть отличная ветка Эдсона, теория квантового компьютера и мультивселенной. Благодаря этому 8 из 10.

П.С. В конце книги даже плейлист есть!

Оценка: 8
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действие настолько замедленно, что напоминает патоку, что портит для меня всё удовольствие от неплохой идеи.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Если Вселенная бесконечна действительно, значит есть куча копий нашей планеты...»

«Бразилья» Йена Макдональда — сплав детектива, романа-квеста и дивного квантово-метафизического киберпанка в крайне красивых и экзотических мультикультурных пейзажах Бразилии разных эпох. Столь разных, что они кажутся иными Вселенными, иными Реальностями, отделенными в квантовом мировом древе точками бифуркации. Или так оно и есть? А может быть, все еще сложнее.

«Где-то сейчас происходят те же события, копия меня пишет копию песни этой...»

В этом романе Макдональд смог создать три независимые сюжетные линии, якобы и одновременно с этим на самом деле располагающиеся в разных временных пластах истории Бразилии, одинаково интересные, колоритные и наполненные отсылками и сносками друг на друга таким образом, чтобы быть грамотно объеденными в самом финале данной книги. Получилась довольно сложная и закольцованная структура под обложкой квантовой многомировой интерпретации с мазками иллюзорности даже такого бытия. Но самое главное у автора получились живые, разные и столь не похожие друг на друга герои, но все-таки схожие в главном — они люди, которые просто хотят жить обычной счастливой жизнью в этом дико странном мире, который постепенно заполняется их загадочными двойниками, ножами, разрезающими саму ткань пространства-времени и организациями на подобие азимовской «Вечности» или бэнковского «Концерна», с маниакальным желанием сохранить статус-кво мироздания по своему усмотрению.

«Если вселенная бесконечна и в правду, то прямо следует из этого факта, что ты точно так же ждешь когда я вернусь обратно, где-то там в глуби далеких галактик...»

Но, наверное, главный герой книги не паренек Эдсон из недалекого киберпанкового будущего грез Большого Брата с пристрастием мнить себя Билли Миллиганом, не медиа-бизнесгерл из настоящего Марселиа Хоффман, которой, видимо, очень не хватает обычной любви, а не славы с успехом, и даже не иезуит-монах с темным прошлым Льюис Квинн вместе с французским ученым нового времени Фальконом, а само место действия всех событий романа — Бразилия. Когда-то колониальная мозаика европейских государств, потом существенная часть огромной империи, потом сама империя и наконец независимая республика, но все с теми же фавелами, синкретическими религиями на стыке христианства и язычества с Богоматерями-Чего-Угодно, смешением всех рас и национальностей в южноамериканской версии мультикультурного плавильного котла и, что самое главное, всенародной любовью к футболу. Как сказал (не совсем прямая цитата) один российский известный деятель искусства и не только, если Россия литературоцентричная страна, то Бразилия — футблоцентричная. Да и разве в этом лишь «центризме» вокруг чего-то одного и наплевательское отношение ко всему остальному наше сходство? Майкл Суэнвик говорит о сходстве Америки Штатовской и нашей Родины, а вот Макдональд, по-моему, показывает схожесть судеб нас и южноамериканских братьев. Ведь от Бразилии в одноименном произведении Йена зависит будущее не одной Реальности и Вселенной, а вот свой собственный путь найти и выстроить, как и всегда, гораздо сложнее...

«То есть не ты конечно, а твоя копия и не меня, а мою копию, конечно, если, конечно, все это не утопия и вселенная действительно бесконечная!»

В итоге Макдональд создал очередной шедевр наподобие «Новой Луны». Только это не романтическая ода первооткрывателям и строителям новых миров (хотя в финале романа...). Это история одного очень интересного места на Земле в разных временах, в разных версиях мира, в разных лицах, с нелегкой и запутанной судьбой. Это история, которая в чем-то схожа с «Дарвинией» Уилсона, Макдональда же «Ночью всех мертвецов», а в чем-то и с «Бесконечным убийцей» Грега Игана. Да и с целым рядом других фантастических и постмодернистских работ, ведь она ставит ставит уже довольно старый и классический, практически риторический вопрос, о том, что есть реальность, а что есть иллюзия, и если иллюзия так уж неотличима от реальности, то есть ли между ними в таком случае хоть толика разницы? И в таком случае что может быть целью существования маленького иллюзорно-реального разумного существа в одном из этих бесконечных мирков? Осознать все это или самому стать творцом? Возможно, с большой буквы, и, конечно, только возможно, еще одной неповторимой и эклектично прекрасной Бразилии.

(Цитаты: слова песни Noize MC «Вселенная бесконечна»)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Насколько классное начало, настолько странный и скомканный получился конец. Даже как-то странно. Три превосходные линии, три истории, три группы героев, три времени — и как нечто вневременное — Бразилья, страна будущего, того самого, что никак не наступит, а все манит и манит откуда-то из-за горизонта.

И вот эти три линии идут, идут, и мы понимаем, то надо уже как-то их начинать связывать, а они все идут и идут. Они классные, да, но это все же экспозиция, где собственно действие романа?

И вот когда все это началось — автору наскучило и он быстро-быстро все покромсал квант-ножом и ушел за порог :) Ну нельзя так...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец решилась почитать Йена Макдональда. Все же он один из самых известных современных фантастов. Долго выбирала с какой книги начать знакомство с этим писателем. Индия, Бразилия или Турция? Бразилия, пожалуй. Бразилией, по крайней мере, бразильской музыкой я когда-то интересовалась. Потом интерес угас, т.к. для меня бразильская музыка (да и вообще культура Бразилии) — это слишком. В ней слишком много всего. Слишком много эмоций , слишком яркие цвета, слишком много телесности, если можно так выразиться.И жизнь и смерть находятся очень близко: и буквально, биологически — бразильские болота и джунгли просто какой-то супербиореактор, и метафизически — все эти странные культы... А в бразильской музыке, для меня слишком много ритма. Не считая босанову, т. к. босанова — это, в общем-то, такая рафинированная музыка для белых, smooth и lounge :). Вот на босанову «Бразилья» и показалась мне похожей. Не хватило мне здесь, что называется, мяса, чтобы увидеть ту самую Бразилию, со всеми её «слишком». Но это все так, моё личное мнение, ведь Бразилия для каждого своя:). Тем более, что Макдональд рассказывает в своей книге не про Бразилию, а про Бразилью :).

Теперь про книгу. В основе — интересная идея и интересная история. Реализовано классически: три повествовательных линии, разделенные во времени, рассказывают, казалось бы, совершенно о разном, но в результате оказываются частями одной общей, соединившей всех героев, истории.

Три времени: современность — самая реалистическая часть истории, прошлое (эта часть мне понравилась больше всего) — история, связанная с религией и иезуитами, а где иезуиты — там зловещие тайны и опасные приключения:) и будущее — ну такое, безрадостное, примерно как у Нила Стивенсона, в «Алмазном веке», но и там есть место жейту и наслаждению жизнью. Если повезет. А больше всего мне понравилось описание радиотрансляции Того Самого футбольного матча. Я, будучи любителем радиотрансляций, прониклась:). Не понравилось описание драк с применением приемов капоэйры, какой-то слишком справочный подход. Как-то вдруг спотыкаешься в чтении: она применила такой-то прием и при этом нога приняла — вот такое положение, а рука — вот такое. Мне не нравится читать такие описания. Похоже на методичку какую-то.

Очень хороший перевод.

Узнала про Бразилию что-то новое, ох, уж все эти словечки: жейту, малисия, кариока, маландражен, аше. А ещё в Бразилии различают дофига оттенков кожи, все эти алва, лойра, прету, морена-фешада, кор-де-конела, ух!

Не могу сказать, что книга зацепила, что сильно сопереживала кому-то из героев. Первосортное, но довольно ровное чтение. Для меня «Бразилья» больше увлекательная история, чем интересные персонажи.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа Йена Макдональда происходит в Бразилии. Точнее – в Бразильи. Мир, описываемый в книге, отличается от нашего во многих – больших и малых – проявлениях. Однако как убедится каждый, прочитавший роман, к жанру альтернативной истории никакого отношения он не имеет. В чём же загадка «Бразильи»?

Три временных линии образуют единый сюжет романа. Одна из историй отнесена в начало восемнадцатого века – время колониального освоения португальцами новых земель. Действие второй разворачивается в недалёком будущем. Третьей – в современности.

Возможности, предоставляемые такой триединой структурой повествования, автор использует сполна, представляя читателю многовековую историю страны, её культуру и национальный колорит.

Историческая часть триптиха весьма подробно, с архаичными и аутентичными деталями, воссоздаёт хронику миссионерской деятельности ордена иезуитов и жизни португальской колонии. Герой этого фрагмента, священник Льюис Квинн пересёк океан с особым поручением: подняться вверх по течению Амазонки и призвать к порядку отца Диегу Гонсалвеша, создавшего в джунглях собственное теократическое государство.

Любопытно, что у этого выдуманного «Города Бога» есть исторический прообраз – «христианская республика», основанная иезуитами на территории современного Парагвая и просуществовавшая более полутора сотен лет (Этим событиям посвящен фильм «Миссия» (1986) Ролана Жоффе с Робертом де Ниро в главной роли). Эта попытка построения утопии стоит в одном ряду с фаланстерами Фурье и «Новой гармонией» Роберта Оуэна.

Однако для понимания романа Макдональда и его литературных приёмов важнее другое пересечение. Фабула этой части «Бразильи» недвусмысленно напоминает о «Сердце тьмы» Джозефа Конрада.

Действительно, «Бразилью», наряду с «Рекой богов» и «Домом дервиша», вполне можно назвать фантастическим колониальным романом. Эти книги образуют в творчестве писателя своего рода «окраинную трилогию», в фокусе внимания которой – государства догоняющего развития, оказавшиеся на периферии капиталистической мир-системы. Такой подход позволяет Макдональду не только погрузить читателя в экзотику других культур (как говорит англоязычная википедия — «non-Western societies»), но и продемонстрировать столкновение и пересечение науки и религии, высоких технологий и старинных традиций. Автор живописует обычаи многоликой Индии и старинные улочки Стамбула наряду с искусственным интеллектом и биологическим компьютером.

Ростки будущего в виде современных и даже пост-современных компьютерных, промышленных и социальных технологий, пробивающиеся сквозь трещины в основе ещё традиционных или только модернизирующихся обществ – вот подходящая иллюстрация для этой трилогии Макдональда. Подходит для этой цели и знаменитая максима Уильяма Гибсона о том, что «будущее уже здесь, только оно неравномерно распределено».

Тень отца киберпанка как раз мелькает в той части «Бразильи», которая описывает будущее.

Квантумейрос – хакеры, работающие с квантовыми компьютерами – крутыми повадками напоминают компьютерных ковбоев Муравейника. Да и обжитая гигантская свалка на окраине Сан-Паулу, и бедняцкие фавелы – пространства вполне гибсоновские.

Повторяющейся рефрен романа гласит, что «в Бразилии всё по-другому». И в современной части триптиха также хватает местного колорита: многочисленных диких обезьян, населяющих Бразилию, Макдональд, конечно, не вспоминает, но в повествовании появляются – и занимают важное место – и бразильские телесериалы, и футбол, и капоэйра.

Наряду с яркими фантастическими и этнографическими подробностями, оживляющими мир романа, наличествуют в книге и описания поединков – на шпагах и с голыми руками (и ногами – капоэйра же!), и на квант-ножах. А также сражения в джунглях Амазонки, и наёмный убийца, охотящийся на своих жертв с луком из углеродного нановолокна и стрелами с квантовыми лезвиями.

Макдональд благосклонен к тем читателям, кто ждёт от книги острого сюжета и приключений. И они занимают в тексте неожиданно много места – в сравнении с другими книгами «окраинной трилогии».

Зато финал романа предсказуемо сводит воедино все сюжетные линии, и события приобретают вселенский (и даже мультивселенский) масштаб. Было бы непростительной ошибкой по отношению к читателю рассказать о природе Бразильи более подробно. Но сложно удержаться от замечания о том, что последующей и упрощенной реинкарнацией этой идеи станет трилогия «Эвернесс», написанная для подростков.

Следует признать, что «Бразилья», хотя и превосходит и «Реку богов», и «Дом дервиша» масштабом замысла, как роман им уступает: «Река богов» представляется более экзотичной, а «Дом дервиша» сильнее высекает искры из столкновения модерна и традиции.

Но дело не только в этом. Пусть персонажи Макдональда традиционно психологичны и убедительны, а их жизненные перипетии вряд ли оставят читателя равнодушным. Увы, течение сюжета чересчур прихотливо – рояли в полузатопленных джунглях не всплывают, а вот лягушки с мистическими свойствами и могущественные миллиардеры появляются в повествовании слишком внезапно и не слишком обоснованно.

Впрочем, подобное сравнение лукаво. Безотносительно других книг писателя «Бразилья» богата на экзотические детали и футурологические зарисовки, обладает яркими персонажами, бодрым сюжетом и оригинальной идеей. И завершая рецензию прямолинейным и простодушным выводом, следует заметить, что роман – настоятельно рекомендуется к прочтению.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бразилья — гибрид фантастики, детектива и исторических приключений. Очень красочно и атмосферно изображена Бразилия. Действия трех линей повествования развивается в настоящем, будущем и прошлом.

Настоящее — динамичный журналистский триллер с элементами фантастики, очень хорошо прописанный. Будущее — написанный без изяществ фантастический боевичок про квантовых хакеров и одного воришку-трансвестита. Прошлое — самое лучшая часть книги, с запутанным прошлым главного героя и экзотикой колониальной Бразилии. Правда конец этой истории не порадовал.

В целом на любителя. Прочитать стоит, если вы ценитель НФ. Начинающим не советую.

P.S. Порадовал перевод (читал в перев. Н. Власовой).

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бразилия. С этой страной у меня с ходу ассоциируются три понятия: джунгли, футбол и карнавал (если немного поразмыслить, то можно вспомнить еще сериалы и капоэйру, но об этом не будем). Забавно, что каждое из вышеперечисленных понятий нашло свое отражение в отдельной ветке повествования романа. Но поговорим обо всем по порядку. И начнем, пожалуй, с футбола.

Лично я в отношении данного вида спорта солидарен с мнением Яна Малкольма, персонажа «Парка Юрского периода» М. Крайтона: «Взрослые мужчины, ударяющие по маленьким мячикам, в то время как остальная часть человечества платит деньги за то, чтобы им похлопать.». Футбол интересен, когда в него играешь, но даже тогда – это не более чем игра для меня. И глядя сейчас на вспышки насилия и буйства российских фанатов, связанные с текущим чемпионатом Европы, я не понимаю, почему простая игра вызывает такие реакции. Впрочем, я отвлекся. Бразильцы к своему футболу относятся с большим трепетом, и именно футболу посвящена одна из частей книги. На дворе 2006-й год, развлекательное телевидение погрузилось в пучину провокационных реалити-шоу. Продюсер Четвертого канала ищет чего-нибудь эдакого, чтобы поострее. Так рождается идея вытащить на свет вратаря сборной Бразилии на чемпионате мира 1950-го года, на которого повесили вину за проигрыш в финале, и публично судить его за грехи полувековой давности.

Теперь давайте про джунгли. Действие второй сюжетной линии разворачивается в 1733 году и заключается оно в своеобразной миссионерской миссии. Священник Льюис Квинн отправляется в самые дебри Южной Америки, дабы найти там священника-отступника Диего Гонсалвеша и направить его на путь истинный. Ну или убить, тут как получится. Так что нашему вниманию предлагается увлекательный тур по экзотическим местам бразильской глубинки. В программе чума, (не)проходимые джунгли, сплав по реке, встречи с индейцами, а также прием опасных препаратов, расширяющих сознание.

Ну а третья линия повествования отправляет нас прямиком в будущее, сбивая с толку карнавалом ярких футуристических красок и цветов. Что-то вроде киберпанка, замешанного на социальной антиутопии. Здесь довольно предприимчивый мелкий бизнесмен Эдсон встречает прекрасную, но странную девушку, затем находит ее убитой, затем вновь живой, затем происходят погони, перестрелки, и все это на фоне «Большого брата», квантовых ножей, квантовых состояний, айшедов и т.д. Просто голова кругом.

Повествовательные линии неравнозначны, кроме того, они написаны различными стилями. Мне больше всего понравилась линия 2006-го года, несмотря на мою нелюбовь к футболу. Она получилась более живой и острой, и читать ее было интереснее, нежели киберпанк и исторический роман. В целом же претензий к книге особо нет. Она не является прорывом в жанре, но представляет собой добротный фантастический роман, в котором автор отлично поработал с национальным колоритом и реальностью. Самым интересным было разгадывать, что же из описанного имело место быть в действительности. Например, проигрыш 1950-го и обвиненный в нем вратарь действительно были. Вот только умер этот вратарь в 2000-м, за шесть лет до описываемых событий. И копнуть можно еще глубже, причем не только в линии настоящего, но и в прошлом кое-что интересное зарыто.

К российскому изданию претензий также нет. Очень порадовало обилие сносок, помогающих не заблудиться в «Бразильи».

Рекомендую книгу всем любителям разнообразной фантастики, способных на полном ходу переключиться с режима чтения фантастического триллера на исторический роман и обратно.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тень вторичности лежит на этом романе.

С одной стороны автор не изменяет своей всегдашней методе: берет очередную страну третьего мира — со своей культурой и букетом неповторимых черт, добавляет пригоршню очередных технологических выдумок, и вот уже готов соблазнительный коктейль.

Но в этот раз дело идет медленно и шаблонно.

Во-первых, Бразилия — не просто страна «третьего мира», но и бывшая колония Португалии, теперь в значительной степени ориентированная на США. То есть карнавал, футбол, фавелы — свои, а прорывные технологии — импортные. Жизнь тела — самобытная, а жизнь большого бизнеса и науки — космополитичная. Если в Индии или Турции есть свой пласт культуры, который «отвечает» за осмысление новейших технологий хотя бы тем, что противопоставляет их древности, то в Бразилии это осмысление идет через призму потребления или прямого заимствования (понимаю, что ряд бразильских патриотов может резко на меня обозлиться, люди начнут вспоминать бразильских писателей и поэтов, да много чего. Увы, то что мне известно о Бразилии — подталкивает именно к такому описанию. Может я чего-то не знаю. Политический аспект противостояния США — я здесь не упомянул. И что будет с Бразилией в следующие десятилетия — другой разговор).

Во-вторых, каждый раз в новой стране Макдональд старается взяться за иной пласт технологий, использовать другое фантдопущение. В Бразилии это квантовые компьютеры. Но проблема оригинального фантдопущения — это необходимость показать подробности, которые бы отличали технологию от простого набора хотелок, от чисто фэнтезийных штуковин с наукообразными названиями. Потому, когда в действии появляется квантовый нож, разрезающий все — это вызывает недоумение. Далее — противостояние двух серьезных, трансреальных структур, которые бодаются за возможность управления совокупностью параллельных вселенных — объясняется безо всяких подводов: мир наш умирает, это просто отблеск исчезнувшей реальной вселенной. Просто часть знающих желает просто склеить ласты, а часть устроить какое-то неожиданное космогоническое действие (какое — они еще не придумали) в расчете на новый шанс.

В-третьих: структура произведения и отдельные фишки «не нашей» эпохи. Три линии, Бразилия 1732, 2006, 2032. Когда в XVIII-м веке начинают рассуждать о вычислительных устройствах — тут в голову стучится «Барочная трилогия» Нила Стивенсона, где все это подано на немного другом уровне. Путешествие по реке, с целью найти и при случае убить коллегу, который сошел с ума, и теперь целый племена страдают под его рукой — «Сердце тьмы», «Апокалипсис сегодня». Когда же в 2032-м героиня заявляет, что занималась экономикой параллельных миров — тут я припомнил собственный цикл статей, и нашел, что практически никакой информации эта девушка не сообщает.

В-четвертых: здесь, как ни в каком другом тексте Макдональда, виднен прием поиска и наклеивания «автохтонных» словечек на привычные предметы. Человек взял в руки словарь и принялся ставить другие ярлыки: прохладительный напиток — так, это должно быть что-то бразильское, мелкий воришка — что-то бразильское. Пляжный бонвиван — тоже местное слово. Там, где слов обозначают уникальные явления. из тех, что невозможно простым глазом обозреть у нас — такая манера вполне оправдана и хороша. Но слишком часто опускаешь глаза к подстраничной сноске, читаешь объяснение, и думаешь, что можно было бы вставить более привычный термин.

Но сам текст не напрасно перевели.

Это хороший по динамике, добротный по композиции, с относительно живыми героями, роман.

Квантовые стрелы, которые уничтожают всё на своём пути — хорошая находка (но нет самонаводящейся ракеты...).

Вещества из бразильских лягушек, которые позволяют мысленно путешествовать между мирами — может, и не самая оригинальная выдумка (Кастанеда...), но появляется она вовремя, чтобы увязать сюжетные линии.

Словом, если вы опытный читатель фантастики — то просто хорошо проведете время.

Если начинающий — много чего узнаете. 7/10

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх