fantlab ru

Генри Райдер Хаггард «Копи царя Соломона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
1359
Моя оценка:
-

подробнее

Копи царя Соломона

King Solomon's Mines

Роман, год; цикл «Аллан Квотермейн»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 161
Аннотация:

Главный герой романа, мистер Квотермейн, опытный охотник на слонов и знаток африканских диалектов, знакомится на корабле с двумя джентльменами: сэром Генри и капитаном Гудом.

Это удачная встреча для обеих сторон, ибо Генри ищет пропавшего брата, отправившегося на поиски легендарных копей Соломона, а Квотермейн — человек, которому была доверена карта легендарных сокровищ.

Недолго думая, искатели приключений заключают договор...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Карту с маршрутом путешествия можно посмотреть здесь.

Потомки героев романа «Копи царя Соломона» (праправнучка капитана Гуда, Элен Гуд, и праправнучка сэра Генри Куртиса, Анна Куртис) являются героями романа Михаила Шторма «Сокровища царя Соломона».



В произведение входит:


10.00 (1)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Копи царя Соломона» / «King Solomon's Mines» 1937, Великобритания, реж: Роберт Стивенсон

«Копи царя Соломона» / «King Solomon's Mines» 1950, США, реж: Комптон Беннетт, Эндрю Мортон

«Ватуси» / «Watusi» 1959, США, реж: Курт Ньюманн

«Сокровища царя Соломона» / «King Solomon's Treasure» 1979, Великобритания, Канада, реж: Элвин Ракофф

«Копи царя Соломона» / «King Solomon's Mines» 1985, США, реж: Дж. Ли Томпсон

«Копи царя Соломона» / «King Solomon's Mines» 1986, Австралия

«Копи царя Соломона» / «King Solomon's Mines» 2004, США, Германия, реж: Стив Бойум

«Храм черепов» / «Allan Quatermain and the Temple of Skulls» 2008, США, реж: Марк Аткинс



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Копи царя Соломона
1891 г.
Копи царя Соломона
1902 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1957 г.
Копи царя Соломона
1982 г.
Копи царя Соломона
1982 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1984 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1985 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1988 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1990 г.
Копи царя Соломона
1991 г.
Копи царя Соломона
1991 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1991 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1991 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1991 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1
1991 г.
Сочинения. В восьми томах. Том 2
1991 г.
Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона
1992 г.
Копи царя Соломона
1992 г.
Копи царя Соломона
1992 г.
Копи царя Соломона. Аллан Куотермейн
1992 г.
Копи царя Соломона. Город прокаженного короля. Казан
1992 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1992 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1992 г.
Копи царя Соломона. Священный цветок. Дитя из слоновой кости
1992 г.
Остров сокровищ. Копи царя Соломона
1992 г.
Аллан Квотермейн. Перстень царицы Савской. Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1993 г.
Копи царя Соломона
1993 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1993 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
1993 г.
Перстень царицы Савской
1993 г.
Копи царя Соломона. Бенита
1996 г.
Копи царя Соломона. Священный цветок. Дитя из слоновой кости
1997 г.
Копи царя Соломона
1999 г.
Копи царя Соломона
2001 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
2001 г.
Копи царя Соломона
2002 г.
Копи царя Соломона
2003 г.
Копи царя Соломона
2004 г.
Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет
2006 г.
Капитан Немо
2007 г.
Копи царя Соломона
2007 г.
Копи царя Соломона. Она. Клеопатра
2007 г.
Копи царя Соломона. Прекрасная Маргарет
2007 г.
Копи царя Соломона
2008 г.
Копи Царя Соломона
2008 г.
Копи царя Соломона
2008 г.
Копи царя Соломона
2008 г.
Копи царя Соломона
2008 г.
Копи царя Соломона. Священный цветок. Дитя из слоновой кости
2009 г.
Копи царя Соломона
2010 г.
Копи царя Соломона
2010 г.
Копи царя Соломона
2010 г.
Копи царя Соломона
2010 г.
Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет
2010 г.
Копи царя Соломона. Мщение Майвы, или Война Маленькой Ручки
2010 г.
Полное собрание приключений Аллана Квотермейна в одном томе
2010 г.
Копи царя Соломона
2010 г.
Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет
2010 г.
Копи царя Соломона
2011 г.
Копи царя Соломона
2011 г.
Копи царя Соломона
2011 г.
Копи царя Соломона
2011 г.
Копи царя Соломона
2012 г.
Копи царя Соломона
2012 г.
Копи царя Соломона
2013 г.
Копи царя Соломона
2013 г.
Копи царя Соломона
2013 г.
Копи царя Соломона
2013 г.
Копи царя Соломона
2014 г.
Копи царя Соломона
2015 г.
Копи царя Соломона
2015 г.
Копи царя Соломона
2017 г.
Копи царя Соломона
2017 г.
Копи царя Соломона
2017 г.
Копи царя Соломона
2019 г.
Копи царя Соломона
2019 г.
Копи царя Соломона
2019 г.
Копи царя Соломона
2020 г.
Копи царя Соломона
2020 г.
Копи царя Соломона
2020 г.
Копи царя Соломона
2022 г.

Аудиокниги:

Копи царя Соломона
2005 г.
King Solomon's Mines / Копи царя Соломона
2007 г.
Алмазная западня
2008 г.
Копи царя Соломона
2009 г.
Копи царя Соломона
2011 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Копи царя Соломона
2012 г.
Копи царя Соломона
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Соломонові копальні
1929 г.
(украинский)
King Solomon's mines
1972 г.
(английский)
Копальні царя Соломона. Прекрасна Маргарет
1992 г.
(украинский)
King Solomon's Mines
1994 г.
(английский)
Копальні царя Соломона. Дочка Монтесуми
2004 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда книги не издавались, а те, что издавались, было не найти и приходилось за ними охотиться, одалживая почитать на день у счастливчиков, у которых книги были... Когда в школах заставляли выискивать в программных произведениях то, что авторы вовсе не собирались говорить, и трактовать эти произведения под дудку уродливого соц реализма... Когда... Здесь можно ещё дописать с десяток «когда».

Да, вот тогда вышла огоньковская «Библиотека приключений» в 20 томах. И в неё вошли не только «правильные» Адамов, Обручев, А. Толстой и Рыбаков, но и Ефремов, Майн Рид, Купер, Буссенар, Коллинз, Дюма, Дефо, Конан Дойл, Свифт и, наконец, Хаггард с блестящими «Копями царя Соломона» и «Прекрасной Маргарет».

На этих книгах выросли два поколения. Эти книги привили вкус к беллетристике и фантастике. Открыли авторов, которых необходимо читать. Показали, что кроме скучных, в зубах навязших, осточертевших сюжетов о работягах, пейзанах и строителях коммунизма в мире есть ещё кое-что. Что героизм это не только когда выполняешь пятилетку в четыре года и загибаешься от голода на целине. Что мужество это не только когда на тачанке с пулемётом. И выбор — это не только когда единогласно голосуешь за очередную мартышку — отца народа.

Да, роману больше ста лет. Да, наивно и порою чёрно-бело. Да, герои эдакие насквозь положительные или эдакие насквозь отрицательные (Твала, видимо, единственное в некотором роде исключение). Но в этом романе есть всё то, на чём учились и росли миллионы лишёных литературы подростков. Приключения и сражения, сокровища и предательства, колдовство и мужество, дружба и долг. И герои при этом — не угрюмые фанатичные коммунисты. И не нищие пролетарии с портретом вождя в зубах.

Я прочитал эту книгу четыре десятка лет назад. И до сих пор помню вывод, который сделал, запоем её одолев. Возможно, этот был мой первый взрослый самостоятельный вывод. Я подумал тогда, что дерзкий и успешный дворянин, желающий обогатиться — не обязательно мерзавец, буржуй и людобой, притеснитель крепостных девок. Он ничем не хуже, а то и лучше своего антагониста — одержимого нелепой идеей мировой революции твердолобого несгибаемого марксиста. Не в этих словах подумал, конечно, но вот именно так. И удивился, почему нашедший сокровище британский лорд ближе и интереснее мне, чем конфисковавший у старухи бронзовую статуэтку чекист.

Потом уже были Жаколио, Саббатини, Капитан Мариэтт, Кервуд и другие беллетристы, о которых в школьной программе скромно умалчивали. Но первыми были они — Дюма, Верн, Хаггард, Конан Дойль, Скотт... Великое этим писателям спасибо — за то, что они были.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Острое копье, — гласит кукуанская пословица, — не нужно точить»

Этот роман, быть может, тоже не нуждается в ещё одной похвале, но всё же мне будет приятно немного поговорить о нем.

Есть в литературе категория романов, которую впору заносить в Красную книгу. Вечно будут писать о любви и мужестве, чести и верности, гневе и самопожертвовании. Надеюсь, никогда не исчезнут книги о долге и надежде. Возможно, что ещё многие века будут создаваться вещи о роботах, пришельцах, войнах, дружбе, религии, шпионах, артефактах, катастрофах и ещё миллионе вещей. Но к большому сожалению, практически исчерпала себя тема под общим грифом «белые пятна на карте планеты Земля». Да, исчерпалась естественным образом, но мне всё равно обидно.

«Копи царя Соломона» — роман, написанный в конце девятнадцатого века, в котором остатки этих пятен стремительно сокращались в размерах и количестве. Это ярчайший представитель приключенческой литературы и одновременно одна из вершин творчества британского романиста Генри Райдера Хаггарда, а также готовый рецепт создания шедевра приключенческой литературы. Прежде всего автор знал о чём писал — атмосфера Африки ощущается прекрасно, со страниц так и веет самумом или сирокко, слышно как трубят слоны, почти чувствуешь зной и раскалённый песок под ногами. За основу также взят дух искательства, дух приключений, любопытство, которые я также явственно ощущаю в тексте, несмотря на то, что формально герои двинулись в путь кто в поисках брата, а кто за богатством. Добавим сюда неотразимый элемент древней тайны и немного мистики. Нет, скорее даже намёка на мистику, поскольку в итоге читателю оставлено право самому решать, была ли она в тексте вообще. В качестве обязательного ингредиента — симпатичные герои. Сэр Генри, Алан Квотермейн, капитан Гуд описаны так, что сразу чувствуется — это истые британцы, но при этом совсем не те высокомерные и наглые колонизаторы, брезгливо рассматривающие кафров в лорнет.

Кстати эти герои очень полюбились мне ещё в детстве. Это сейчас мы практически лишены замечательного чувства от внезапного узнавания того факта, что у любимой книги есть продолжение. Что поделать, информационная эра. Но я рад что мне однажды довелось испытать его. Только через шесть или семь лет после первого прочтения романа, я узнал, что этим персонажам посвящено немало других книг. В тот день я точно был счастлив.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этим романом меня связывает очень много, когда то пацаном я был без ума от него, с этого романа я познакомился с Хаггардом, впоследствии ставшем одним из моих любимых писателей. «Копи царя Соломона»-один из лучших, а может самый лучший роман Хаггарда у нас в стране он самый известный и самый издаваемый его роман. Захватывающие, головокружительные приключения, поиски сокровищ, дикие племена и злая колдунья- тогда в начале 80-х таких книг издавали у нас не так уж и много и достать просто прочитать была проблема. Сейчас эта книга есть в каждом книжном магазине и достать её проще простого, просто завидую нынешнему молодому поколению.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Африка, конечно, очень «земной» континент — там разгораются такие кровавые страсти, что Шекспиру не снились: в прямом смысле слова — жаркие.

Если бы затерянное племя жило (представим себе такую полу-лавкрафтовскую, полу — дель-торовскую фантазию) где-то на севере, во льдах... а в остальном в романе происходило бы то же самое — чувствуете, как сразу «заиграл» бы сюжет новыми красками? Вот откуда «ноги» растут у «Жителей миража» Меррита... и не только у них.

Жалобы Фулаты, страшный местный «Горлум» женского полу («в одной упаковке с ее милостью Шелоб», т.ск.), тайна Игнози... На фоне этого как-то затмевается основной сюжет — что это вариация на тему «Капитана Гранта». Приключения у кукуанов куда интереснее, чем — исполнит ли сэр Генри в конце свою миссию.

Любопытно, что во всех экранизациях обычно вводят или героиню-женщину (однажды даже в исполнении самой Шэрон Стоун!), или злодеев — немецкого барона, пыжащегося от гордости и блестящего своим моноклем (а то и вовсе нациста), и турка-кровопийцу... В романе на это — ни намека (а монокль вообще принадлежит одному из ГГероев). Все это отсебятины, так что представлять книгу по фильму — значит лишаться многого удовольствия.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно по пальцам пересчитать бессмертные приключенческие романы. Сколько бы лет не прошло с момента их создания и первой публикации, а интерес к ним не ослабевает, он становится лишь сильнее. Бестселлеры, которые вне времени, даже не нуждаются в представлении. Конечно, это многие романы Александра Дюма — «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристи», «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро», Жюля Верна — «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», Роберта Люьиса Стивенсона — «Остров сокровищ», Рафаэля Сабатини — «Одиссея капитана Блада» и «Скарамуш», «Всадник без головы» Майн Рида, «Последний из могикан» Фенимора Купера.

Войдут в этот список и произведения еще одного великого мэтра по части приключения — Генри Райдера Хаггарда, «Дочь Монтесумы», «Прекрасная Маргарет», но первым в списке всегда будут легендарные «Копи царя Соломона», в котором впервые появляется любимый персонаж писателя — Аллан Квотермейн. Нуждаются ли «Копи» в представлении?

Думаю, что нет.

Это классическая история о поисках пропавшего брата сэра Генри и попытки найти местонахождение Соломоновой сокровищницы (своеобразная попытка Хаггарда обнаружить загадочную страну Офир, в которую много позже, спустя четверть века, отправит своих героев Фентон Эш), написанная блестящим литературным языком писателя, сдобренная хорошей порцией неповторимого авторского юмора, наполненная духом настоящих приключений и гротескными образами, которые впоследствии будут использовать многие писатели (имею в виду Гагулу, колоритную злодейку, хранительницу тайн племени кукуанов).

Даже сам автор не ожидал, что его творение постигнет столь огромный успех и будет сопутствовать ему на протяжении не одного десятка лет, на радость, как самому создателю, так и тем, для кого эта книга, собственно, писалась. И если бы не «Копи», навряд ли Хаггард подарил нам еще четыре с лишним десятка историй, среди которых есть шедевры авантюрно-исторические и, конечно, фэнтезийной направленности, те самые «затерянные миры», положив начало усиленному их покорению другими мастерами пера, как при жизни Хаггарда, так и уже и после его смерти (Уильмя Лё Кё, Фентон Эш, Абрахам Меррит, Генри Бедфорд-Джонс).

Про себя скажу, что не сразу «Копи» нашли отклик в моем сердце. Я читал их по завершении знакомства с «Дочерью Монтесумы» и в сравнении с историей Томаса Вингфилда, удивительный во всех отношениях рассказ Аллана Квотермейна показался мне бледным и мало впечатлил. Спустя время отношение поменялось. Я полюбил «Копи царя Соломона», хотя и не так сильно и крепко, как другие произведения великого рассказчика.

Итог: 10 из 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гагула бросается ничком на пол и, извиваясь, как змея, протискивается

сквозь щель под опускающимся камнем. Она под ним. О боже! Слишком позд-

но! Огромная каменная глыба уже придавила ее, и она пронзительно кричит

от нечеловеческой боли. Все ниже и ниже опускается скала, и все ее трид-

цать тонн медленно придавливают к полу уродливое тело колдуньи. Послед-

ние отчаянные крики, такие, каких нам никогда не приходилось слышать,

затем хруст раздавливаемых костей, от которого стынет в жилах кровь, и

каменная дверь закрывается как раз в тот момент, когда мы со всего раз-

бега ударяемся о нее.»

Один из самых леденящих душу моментов в произведении — смерть старой шаманки Гагулы. А сколько еще интересных моментов описано в книге, всех и не перечесть!!! Откровенно скажу, что «Копи царя Соломона» одно из прекрасно написанных классических произведений. Теперь так редко кто пишет. В основном в наше время пишут для продаж, хотя случаются и действительно стоящие произведения. Что же касается «Копий», то автор действительно вложил в произведение душу, а только так получается будоражащее душу и мысли произведение.

Книга написана очень ярко и правдоподобно. Верность девушки туземки, хитрость и злость старой шаманки, коварство подземелья с алмазами...........

Можно продолжать еще долго. Просто прочитайте книгу, и удивитесь написанному:appl:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень качественнная вещь, отличный сюжет, развитие...Рекомендую своих детей сажать на фантастику, подсунув им в качестве затравки именно этот роман...:smile: (Ну конечно, вместе с Верном, Беляевым, Конан Дойлем....и тд и тп)...А вообще в любом возрасте советую — там одно чувство юмора чего стоит))))))

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу надо читать одной из первых в своей жизни. Дорогие родители — тыкайте своих чад в это произведение! Самое то для 10-12 летних, а то и по младше :)

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неизгладимые впечатления, оставшиеся с подросткового возраста :smile:

Надо бы прикупить полное собрание и оттянуться по полной:super:

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга родом из детства. Причем в этом я явно не одинок. Сборник «Копи царя Соломона и Прекрасная Маргарет» входил практически во все художественные серии времен СССР. А сам автор, Г.Р.Хаггард, наряду с Майн Ридом, являлся просто классикой приключенческого романа. И его значение умалять невозможно. Сколько людей,прочитавших его,заболели Африкой...Какой отдушиной,каким окном, в бесконечно далекий,но безумно притягательный мир приключений для советских подростков стал Хаггард... Автор книги которого я люблю с детства.

Перечитывая роман спустя много лет, рискуешь не сколько разочароваться в книге, а скорее в самом себе,в своем детском и наивном восприятии серьезных вещей. Любить автора,значит понимать его, а в случае с Хаггардом для этого нужно знать реалии эпохи английского колониализма в частности и историю вообще. Да,приключения и «экшен» — важная составляющая его романов, но далеко не основная. Нельзя достойно оценить ,например, «Жемчужину Востока» ,смутно представляя себе,что есть Иудейское восстание.(А именно так я ее и читал в свои 14 лет,исключительно ради редких батальных сцен). Очень печально что в СССР Г.Р.Хаггард,отнюдь не детский писатель, был «брошен на растерзание» школярам и подросткам, как образчик лёгкого приключенческого чтива.

Сейчас, я считаю «Копи царя Соломона» очень многоплановым произведением. Про приключенческую составляющую ничего нового не скажу. Но книгу вполне можно воспринимать и как исторический роман. Так сцена охоты на ведьм, абсолютно реалистична для зулусской державы времен английской аннексии Трансвааля. А один из персонажей — Твала имел вполне реального прототипа. Это зулусский король Чака, практиковавший подобные ритуалы. Да и само сравнение мифической «Страну Кукуанов» и Зулуленда, для Хаггарда, вполне обоснованно. Европейцы упорно не верили,что руины Большого Зимбабве в Южной Африке,были построены аборигенами (народ банту),а не представителями сгинувшего народа «белых». Сам Хаггард являлся крупным чиновником при английском генерал-губернаторе,поэтому его «этнические» и исторические описания, абсолютно достоверны (Роман «Нада» вообще реальная история гражданской войны между Кечевай и его братом. В сражении братьев у Тугелы участвовал некий белый охотник Д.Данн,в романе эта роль достается Квотермейну)

Мотив поиск следов белой расы, когда-то существовавшей в Африке, проходит через весь цикл романов про Аллана Квотермейна. В данном случае англичане ищут «страну Офир». В других случаях — потомков египтян («Дитя из Слоновой Кости»),или ассирийцев («Аллан Квотермейн»). И всегда тщательно выделяется роль «белого человека». Даже будущий правитель кукуанов Игнози (Амбола), выступает в роли слуги у англичан. Правящий класс в стране Цу-венди — исключительно белые. Индейцы выбирают правителя/аватару бога/мужа для правительницы — естественно белого и т.д. Абсолютно убежденный в превосходстве белой расы Г.Р.Хаггард пишет в унисон с Киплингом («Бремя белых,несите бремя белых...») Прямо таки гимн английскому колониализму. Я понимаю почему в бытность СССР, у обоих, издавалось лишь избранное...

Я не считаю «Копи» лучшей книгой Хаггарда. («Дочь Монтесумы» намного сильнее. Да и в цикле Квотермейна,мне как то ближе лиричная «Жена Аллана»...) Но она стала,своего рода,визитной карточкой автора. Книгой, с которой, почти все, начинают свое знакомство с ним, и ,надеюсь, находят «друга» на всю жизнь.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На удивление легко читается для 19 века. Интересна идея сделать главным героем совсем не молодого мужчину с очень хорошо развитым чувством самосохранения. Из неприятных моментов – вечное добровольно желание героев пуститься в путешествие, из которого ни один из них не рассчитывает выбраться живым. И много ляпов (начиная с охотившегося льва), половину которых ни автор, ни его читатели могли в те годы не знать, а другу половину автору прощали за легкий жанр. В целом же очень прилично.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же только не называли это произведение в советское время в книгообмене: и «Копья царя Соломона» и ещё как-то. Книга считалась одной из самых дефицитных и самых ценных из всей «Библиотеки приключений», и была просто эталоном приключенческого романа. Роман и в самом деле интересный, написан с некоторой иронией, есть по-настоящему смешные эпизоды; приключения — захватывающие. Ну и весь классический перечень необходимых для приключенческой книги факторов: Африка, таинственные сокровища, негритянские племена, руины древних цивилизаций, старая колдунья Гагула (словосочетание «секрет Гагулы» стало уже нарицательным и означает секрет долголетия).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный приключенческий роман! Отважный охотник, поиски сокровищ, страшные колдуны, таинственный негритянский вождь — что еще нужно для счастья лет в 13!

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая прикольная книга, которую я пока-что читал. Если начнёте читать, то не сможете спокойно спать пока её не прочитаете.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не так много книг Хаггарда читал, но из знакомых мне эта — однозначно лучшая. Читать действительно можно в любом возрасте, но в подростковом она воспринимается лучше всего.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх