FantLab ru

Ричард Морган «Чёрный человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Голосов:
331
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный человек

Black Man

Другие названия: Thirteen

Роман, год; цикл «Чёрный человек»

Аннотация:

Карл Марсалис — тринадцатый, плод генетических экспериментов, человек, созданный для сражений в последних конфликтах XXI века. Но после второй гражданской войны в США, после раскола Северной Америки на три государства, после голодных бунтов и восстаний на Земле наступил мир, и тринадцатых стали считать опасными мутантами. Кого-то казнили, немногие стали работать на правительство, но большинство сослали на Марс. Когда в Тихий океан падает космический корабль, а внутри обнаруживают изувеченные и наполовину съеденные трупы, полиция приходит к выводу, что один из тринадцатых сбежал из марсианской колонии, и теперь на Земле оказался опасный психопат, каннибал и серийный убийца. Его мотивы неясны, поступки необъяснимы, а жестокость невероятна. Не в силах найти или даже понять столь страшного противника полиция прибегает к помощи охотника за тринадцатыми — Карла Марсалиса. Он еще не знает, что с этим делом далеко не все так просто, а расследование вскоре обернется настоящим кошмаром. Оно проведет Карла по всему дивному новому миру и вплотную столкнет с вопросами о том, где же кроются истоки человеческой жестокости и можно ли вырваться из плена собственных генов.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2008 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // (Перевод с английского Ольги Кидвати)

Похожие произведения:

 

 


Черный человек
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Вариант 13
2007 г.
(болгарский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Thirteen
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Skorpion
2007 г.
(немецкий)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Thirteen
2008 г.
(английский)
Black Man
2008 г.
(французский)
Varianta 13
2011 г.
(чешский)
Black man
2011 г.
(французский)
Musta mies
2011 г.
(финский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это и не лучший роман Моргана, но он точно наиболее цельный и собранный. Только приступая к чтению надо учитывать, что это не боевик, а полноценный детектив, какие сейчас в моде — многовекторный, с обильным персонажным ансамблем, вроде сериалов «Мост», «Убийство» и тп.

Вообще все в нем плотно увязано, ни одно событие или встреча не оказывается ненужной и лишней, все ружья — и в прямом смысле тоже — стреляют, детали сыгрывают свои роли и много сотен страниц спустя. Единственным недостатком первой половины книги мне показались излишне затянутые диалоги, при том, что они информативные, эмоциональные и драматичные, но все же затормаживают действие и слегка утомляют.

Но в любом случае, все искупает идейное наполнение книги. Морган написал роман на важнейшую и сверхактуальную тему искусственной и форсированной эволюции человека. И рассмотрел этот вопрос во многих аспектах, в том числе реакцию самого человечества на такую модернизацию.

Она, конечно, прежде сего негативная. Срабатывает «принцип пещерного человека», введенный Митио Каку в научную публицистику. Все новое — плохо. Даже если необходимо для выживания. История с пандемией КОВИД показала, что нам необходимы новые вакцины, которые будут менять сам генетический строй человека для успешной борьбы с новыми супервирусами. Но «губожевы» по всей планете тут же подняли вой — «с помощью прививок из на хотят сделать программируемых зомби!» Кретинам невдомек, что из них давно уже сделали зомби, всего лишь навесив на каждого по три кредита, и попробуй теперь дернись или вякни чего не надо... Так что Морган оказался прав в своих прогнозах относительно реакции толпы на изменения в ДНК.

Но выработка антител на генетическом уровне — это только начало. Необратимые изменения в биосфере, колонизация космоса потребует дальнейших внедрений в хромосомы. НЕ устаю приводить слова нашего замечательного просветителя Дробышевского: «Либо мы научимся питаться пластмассой, либо вымрем». Вот и весь сказ.

Так что книга Моргана при все противоречивости некоторых высказанных автором идей (о договороспособности женщин, например)) крайне важная и актуальная. А кое-какие недочеты... Ну, без них произведений искусства вообще не бывает.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная футуристическая антиутопия от Ричарда Моргана. Мрачноватое будущее власти суперкорпораций и преступных картелей над передравшимся, в очередной раз, человечеством. Будущее, поближе, чем в мире Ковача, конец нашего века.

Как и в цикле Ковача, детективная линия увлекательная, но безалаберная. Автору не очень интересно знакомить нас с рассуждениями своего героя. Сюжет для него лишь инструмент для удержания читателя в напряжении.

Ричарду Моргану гораздо интереснее создавать антураж мира будущего, рассматривать социальные конфликты и проблемы, придуманного им общества, моделировать последствия генной инженерии, уже в этом, 21 веке.

С удивлением обнаружил в романе линию мелодрамы, до уровня жестокого романса. В этом жанре я с Морганом ещё не знаком. Эта линия не слишком понравилась, поскольку вызвала когнитивный диссонанс, как у меня лично, так и у гмд главного героя, который по замыслу должен быть аутистом, вообще-то.

В качестве технологической несуразности, вызвала большое удивление идея снаряжать боеприпасы “генномодифицированным вирусом СПИДа”. Зачем киллеру профи пули, которые убивают через полгода, я так и не понял. Воспользовался бы синтетическим ядом, убивающим на месте, раз уже “честный свинец” не доставляет. «Генномодифицированный бронежилет» вызвал ещё больше вопросов... :)

Не смотря на ворчание, роман прочёлся на одном дыхании, с большим интересом.

Оценка: 8
–  [  -4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика, детектив, боевик — это все декорации и постамент, на который автор взобрался и вещает свои политические взгляды. И от этих его разглагольствований смердит демократической партией США: республиканцы — это религиозные варвары и расисты, феминизм — это вершина эволюции, белые — это арийские животные, черные — дартаньяны. Наверное, написание таких книг Сорос финансирует или фонд Клинтонов.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Черный человек» Моргана — триллер про генетически модифицированного убийцу Карла Марсалиса, который охотится за такими же, как он, ведь общество, сконструировавшее их, теперь их боится и отправляет в резервации на Марс. По ходу дела он вместе с женщиной-копом Севджи и ее напарником Нортоном в качестве наемного спеца оказывается вовлечен в погоню за прилетевшим с Марса каннибалом. Однако жуткие преступления — лишь следствие, слабый отзвук геополитических проблем в мире, где полно фракций генетически модифицированных людей, ведутся скрытые эксперименты и враждуют остатки США.

У меня очень смешанные чувства от романа, причем это не означает «роман так себе», это означает противоречивость впечатлений. С одной стороны, Морган пишет круто, туго, напряженно, словно двигает вперед локомотив. Сетап очень неторопливый, обстоятельный. Это нуарная проза, но сильно перемешанная с длинными загонами про падение маскулинного мира, что автора явно беспокоит, и власть генетики над поступками людей. Драматические, сложные отношения героев тоже идут в плюс, как и обработка Bladerunner.

С другой стороны, он будто писал опус магнум, рассказывая про расизм, столкновение двух подходов «военного» (мужского) и «договорного» (женского), свободные эксперименты над геномом по воле властей, и этот вес порой начинает давить. Местами сложность мира передается через почти предвыборные речи героев. Раздражает и фатализм, который Морган вкладывает в уста Карла Марсалиса — он постоянно утверждает, что убивать его заставляют гены, но при этом великолепно подавляет эти стремления с помощью контроля разума. Точно так же опровергает болтовню про договороспособный «женский» мир будущего коп Севджи, чья специальность как раз отвязный «экшн» и убийства, а не разговоры. Фатализм не подтверждается ни реальностью, ни поступками героев. Нуарная предопределенность вступает в конфликт со сложностью реальности, где «репликанты» осознают себя и делают свободный выбор, а не тот, что «предопределен» генами. Морган тут хорош, но он словно не определился до конца, что об этом думать, и тень неуверенности ложится на роман, более перегруженный, чем этого требует жанр. Но работа интересная.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: обожаю Моргана! В восторге от трилогии про Такеси Ковача, с уважением отношусь к его нестандартному дарк фэнтези «Сталь остаётся». «Чёрный человек» — последняя непрочитанная вещь Моргана, вышедшая на русском. У романа несколько премий и ещё больше номинаций на премии.

В итоге: триллер в обёртке киберпанка, большая литература в обёртке триллера.

В кои-то веки радовался толщине тома — значит, проведу в мире модификанта Карла Марсалиса ещё денёк.

Далее по пунктам:

Мощнейщее общее впечатление, невероятная глубина погружения.

Закрученный детективный сюжет на фоне дистопичного будущего.

Невероятно проработанные для жанровой литературы герои, от главных до эпизодических. У каждого есть бэкграунд, скелеты в шкафах и свои интересы.

Мир — достоверный, мрачный и узнаваемый. Начало двадцать второго века. В Штатах в конце двадцать первого века прошёл парад суверенитетов, прям как в СССР в конце века двадцатого. Основных образований два — республиканский Юг и Средний Запад, иронично обзываемые Иисуслендом и демократические либеральные штаты побережий, не считая Вольной Гавани Анхелес (бывший Лос-Анджелес) и кораблей-государств на десятки тысяч жителей. На мировой арене присутствует Евросоюз (Британия в его составе), вновь набравший силу ООН и, главное, КолИн — «Колониальная Инициатива», корпорация-монополист заселения Марса. Этакая эталонная киберпанковская экстерриториальная дзайбацу, которая мощнее любого отдельно взятого государства. Где-то вдалеке точит зубы Народный Китай. О России за 900 страниц ни слова.

Космические перелёты, суборбитальники, нанотехнологии, н-джинны (так тут зовут Искусственные Интеллекты), прикладная виртуальность, инфоястребы (местные хакеры). Но главное фантдопущение романа — генетические модификации.

Главный герой — Карл Марсалис, генетически модифицированный идеальный солдат, «настоящий мужик», альфа-самец. Якобы носителей этого гена трусливые землепашцы под корень извели двадцать тысяч лет назад, а теперь в рамках правительственных программ разных стран, этих супергероев опять вывели, чтобы они противостояли волне беспорядков по всему миру.

Это главное слабое место романа. Представьте, у вас полыхает весь земной шар, а вы вкладываетесь в программу с неясным результатом, которая даст первые плоды только через 18-20 лет. Слабо верится в такую дальновидность правительств. Автор оправдывается тем, что от обычных солдат толку мало, а боевых роботов с лёгкостью взламывали хакеры экстремистов, устраивая кровавые бани в городах.

Кстати, ситуация с воскрешением Тринадцатых сильно перекликается с «Ложной слепотой» и вампирами Уоттса. (Посмотрел — романы написаны с разницей в год, поэтому никакого плагиата.) Конечно, Тринадцатые не так смертоносны как вампиры «Слепоты», но зато они менее чужды человечеству.

Что, впрочем, не помешало этому самому человечеству устроить охоту на неуправляемых харизматичных суперсолдат. Правда только после того, как они разрулили практически все местные конфликты. Химическая кастрация и далее два варианта — ссылка на Марс или лагеря-поселения.

Морган затрагивает все проблемы общества — расизм, религиозный фанатизм и фунтаментализм, излишнюю феминизацию и излишнюю патриархальность, измены, продажность политиков, ксенофобию и многое другое.

Как детектив роман безупречен — каждое вскользь брошенное словечко имеет смысл и значение. Все эпизоды и детали значимы и плотно увязаны друг с другом.

К переводу и живости языка претензий нет. Пожалуй, мат можно было бы переводить изобретательней.

Есть очень много сильных пассажей:

Америка раскололась из-за разных представлений о том, что представляет собой могущество. Это грубая мужская сила или женская склонность договариваться? Напор против знаний, доминирование против толерантности, примитивное против сложного. Вера, и Знамя, и патриотическая Песня объединились против Новой Математики, – которой, коль уж говорить, никто, кроме специалистов по квантовой физике, толком не понимает, – Теории Кооперации и Нового Международного Порядка.

==========

…на базовом биохимическом уровне вы, Нортон, отличаетесь от Меррина. И все вы отличаетесь. В лимбической системе, мозжечковой миндалине и орбитофронтальной коре Меррина происходит около тысячи биохимических процессов, которые вам не свойственны.

==========

– Америка сделала с собой такое. – Свободной рукой она неопределенно помахала в воздухе. – Мы изобрели современный, чтоб его, мир, Марсалис. Создали его в масштабе целого континента, отладили и продали всей остальной планете. Кредитные карты, доступные авиаперелеты, всемирный информационный поток. Космические путешествия. Нанотехнологии. Знаешь, мы же все это породили! А потом позволили кучке этого мудачья чокнутого, этих стукнутых Библией по башке неандертальцев разодрать страну на куски. С хера ли, Марсалис?

==========

У них тут есть кое-какие религиозные трения и сложности с оголтелым патриотизмом. Но они решают эти проблемы. Те, кто тут остался, кто не прогнулся под кретинизм фундаменталистов или не нашел более удобное пристанище в какой-нибудь другой стране, – в конце концов они добиваются изменений и держат государство на плаву.

==========

…мы определяем уровень цивилизованности страны по тому, какими правами обладают в ней женщины. Мы опасаемся государств, где женщины до сих пор дискриминируются, и не зря. При расследовании насильственных преступлений справедливо предполагается, что нарушителем, скорее всего, окажется мужчина. Социальное доминирование мужчин в обществе предвещает несчастья и страдания, потому что, в конце концов, все беды от мужиков.

==========

…в общем, турецкая пенитенциарная система – штука довольно неприятная. Я видел слишком много шрамов от пыток на телах политзаключенных, чтобы остаться патриотом. Мне кажется, всякий, кто гордится своей страной, либо бандит, либо пока недостаточно хорошо изучил историю.

==========

– Видите ли, давным-давно, – говорил тем временем Явуз, – страх был объединяющей силой. В те времена можно было, используя ксенофобию, сделать страну сильной. Это старая модель, когда национальное государство становится чем-то вроде крепости. Но жить в крепости нельзя, когда вся жизнь зависит от международных связей и торговли. Когда началась глобализация, ксенофобия стала помехой, в терминах Грумбридж – дисадаптивным фактором.

==========

Ангелы и демоны, рай и ад, Бог, мораль, закон и язык. Сазерленд прав, все это – метафоры. Гать, чтобы ходить по местам, слишком топким для людей, слишком холодным, чтобы жить там без помощи выдумок. Мы зашифровываем наши надежды, страхи и чаяния, а потом строим на основании этого шифра общество. А потом забываем, что это всего лишь код, и воспринимаем его как факт. Действуем так, будто Вселенной на него не насрать. Воюем за него, посылая в бой мужчин и женщин, которые сворачивают себе шеи на этой войне. Взрываем во имя его поезда и небоскребы.

==========

– Вряд ли я действительно верю в рай, Карл. Если уж хочешь знать правду, я сомневаюсь, что кто-то из нас всерьез в него верит. Мне кажется, в глубине души все считают, что это дерьмо на палочке. Потому-то все так одержимо убеждают друг друга в существовании загробной жизни, ведь если ты не можешь заставить другого человека поверить в нее, то собственные сомнения уж тем более не победишь. А от них так холодно, от этих сомнений. – Говоря это, она посмотрела на него и задрожала. Ее голос упал до шепота: – Как в ноябре в парке, понимаешь? Как будто приближается зима.

==========

– Севджи родилась потому, что в то время считалось, будто рождение ребенка оживляет чувства. – На его лице возникла гримаса. – Довольно странно, если вдуматься, верить в то, что бессонные ночи, отсутствие секса, снижение доходов и вечный стресс, вызванный тем, что приходится постоянно заботиться о новом беспомощном человеке, может каким-то образом укрепить отношения, которые и без того уже дали трещину.

Карл пожал плечами:

– Люди часто верят во всякие странные вещи.

==========

– Верующим нужна не только вера как таковая, но и желание, чтобы рядом с ними был кто-то большой и патриархальный, кто заботился бы о них и устраивал все их дела. Им свойственно поклоняться. А тринадцатые не поклоняются – ничему и никому. Допустим, вам удастся убедить тринадцатого, что, вопреки очевидному, Бог все-таки существует, что тогда? Бог станет для такого тринадцатого еще одной угрозой, которую нужно устранить. А если бы существование Бога было доказано?

Он тяжелым взглядом посмотрел на Эртекина:

– Ребята вроде меня постарались бы отыскать его и уничтожить.

==========

…чувствовать и делать – это совершенно разные вещи. Вообще-то на Марсе есть такой парень, Сазерленд, так вот он говорит, что люди построили всю свою цивилизацию в зазоре между этими двумя понятиями. Прав ли он?

==========

Современные люди – ебаные подростки, инфантилы недоделанные. Стоит ли удивляться, что они делают то, что им говорят?

Потрясающий роман любимого автора. Очень бы хотелось прочитать второй, относительно недавно вышедший, роман цикла. Тот же мир, другие персонажи.

По моему мнению «Черный человек» заслуживает экранизации ни чуть не меньше, чем «Видоизменённый углерод».

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила после себя щекотливое ощущение. Чуть ли не каждую страницу, восклицаешь про себя – как не глубоко, какая поразительная профанация, какая чушь! Во всем, абсолютно во всем, не знание предмета, клише и продукты масскультуры. Примеры. Черты характеров «альф», по которым он плачет весь роман: не будет такой типаж сотрудничать на равных с женщинами, для таких как он, женщины — это люди второго сорта, единственная женщина, уважаемая такими типами – мать, и потому половина зоновских песен о стареющей матушке; не будет в сексе никаких кунилингусов, для «альфы» быть пи**олизом? И т.д. тысячи примеров. Эгоизм возведенный в абсолют, отсутствие авторитетов, навязывание своего мнения (всегда!) – вот черты этого типажа, не такого уж редкого как он пишет. Сразу возникает понимание – не общался автор в жизни ни с одним подонком, бандитом и им подобными, а образы у него почерпнуты из кинопродукции про типа «крутых» мужиков, всяческих Иствудов и Великолепных Семерок. Бытописание полиции – ужас, как само собой подразумевается, что каждый рядовой мечтает стать детективом – это что за бред? Это, блин, полицейские сериалы. У автора не было с кем поговорить на эту тему? Какой военный гений задумал готовить подразделение из индивидуалистов, не способных к сотрудничеству? Это автор насмотрелся кино. Если бы он служил в любой армии, знал бы — в кино показывают первые два месяца, общую физподготовку. Армия — это дисциплина, подчинение, взаимодействие и взаимопомощь. Как из этих «альф» можно готовить военных? Даже диверсионную группу невозможно. Секретное подразделение у автора за ненадобностью распускают на пенсию, дав в зубы по пачке денег. Чего? Секретоносителей такого уровня на пенсию? У нас женщины из канцелярии СИЗО не могут по пять лет после увольнения в Турцию съездить – невыездные. Не думаю, что в США проще. Этих агентов бы растащили бы по другим конторам и пристроили к делу. Опять же сериалы про обиженных агентов ФБР. Умирающая героиня вспоминает о сопернице предавшей любимого мужчину, но, блин, о замороженном ребенке, из-за которого пять лет судится с правительством – нет. Почему? Автору захотелось показать, как ГГ хладнокровно убьет женщину. Кстати, как красиво у него умирает героиня, с отказывающими органами, под наркотиками — почитывает поэзию 15 века. Да зайди же ты в онкологию – посмотри в ничего не понимающие мутные глаза людей под сильными обезболивающими, посмотри, когда они в сознании полные боли выпрашивающие смерть. Тогда не будешь писать чушь.

Так вот, достаточно приятное ощущение, когда на каждой странице ловишь автора на подобном, а сам себе думаешь, ай да я, какой я умный, а, автор — халтурщик. Что бы еще у Моргана почитать-почувствовать себя таким же умным. Кхе. Кхе…

Оценка на фоне бесконечного вала фантастического шлака – 7.

P.S. Среди ранних рецензий есть замечание по поводу мата в книге. Блестящее ханженство. Когда каждый, каждый, от детсадовца до министра матерятся, чуть ли не через два слова на третье? Но, конечно, хрустально-девственный храм литературы не должен отражать реальность.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока читал сие произведение, поменял свое мнение по поводу книги 3 раза.

Начнем с того, что начало довольно мрачное и интригующие: упавший корабль, разорванные, полусъеденные тела, таинственный маньяк — каннибал который все это сотворил, мутант 13-й которого наняли для выслеживания... По идеи все есть для напряженного, фантастического триллера, но нет! Далее начинается ужасно затянутое повествование, с диким упором на проблемы: расизма, сексизма, политики и религии. Везде на этом заостряется внимание, везде об этом идут разговоры и дискуссии, где уместно и где неуместно, если персонаж, то он обязательно либо негр, либо мулат, метис, индус или турок. В итоге создается ощущение, что перечисленные жанры в классификаторе, являются всего лишь ширмой, для обсуждения выше перечисленных проблем современного общества, которым автор решил посветить многие страницы своей книги.

Но не смотря на эти недостатки (для меня. Может для кого-то наоборот достоинства) роман довольно неплох и местами сильно затягивает.

В начале чтения я думал, что оценка от меня будет 8-9 или даже 10-ка, читая середину, возникали мысли о пятерки или шестерки, так как в некоторых местах я буквально засыпал, но решил остановится на твердых 7 баллов, потому как последние 200-300 страниц исправили ситуацию, и были прочитаны с большим интересом.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Решил начать читать Моргана с этого романа. Книга мне не понравилась, несмотря на многочисленные положительные отзывы. В ней от фантастики, тем более научной, меньше, чем от боевика или детектива. Но самое главное — книга показалась очень скучной и затянутой. Действительно, под нее хорошо засыпать. Автор, видимо, мастер лить бесполезную воду в своих произведениях. В общем, разочарован как от этого романа, так и от автора.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотел бы и я назвать этот роман стильным... Да язык не поворачивается. Не подходит ему эта характеристика, и всё тут.

Но обо всём по порядку. Роман нового для меня автора Ричарда Моргана поражает прежде всего толщиной, поневоле задумаешься, что же может вместить в себя такое количество страниц, тем паче, что аннотация обещает детективный триллер. Брендону Сандерсону проще, он пишет эпосы, а вот автору футуристического детектива на большом объёме вряд ли будет уютно...

Так и вышло. Детективная линия в сюжете играет откровенно подчинённую роль, и, если честно, следить за ней очень сложно, поскольку логика размышлений местных сыщиков остаётся во многом загадкой для читателя, так как они оперируют понятиями и сущностными, ему неведомыми... Тем более, что исследовательские приёмы больше похожи на банальное выражение «ткнём пальцем в небо». С триллером тоже слабовато, как и с боевиком, уж больно растянут роман, размазан, растёрт на страницах, мало динамики, мало напряжения.

Что же это за «Black Man», и как к нему относится? В своём роде это «футуристические реализм», простите за оксюморон, забавный стык нескольких жанров, воплотившийся в почти тысячестраничном томике. По сути, это история одного-единственного персонажа — собственно, «black man», и скупого на детали, но довольно выразительного контрастного мира. По сути, Ричард Морган описывает дальнейшее развитие западной цивилизации, рост религиозного фундаментализма, всплеск расовой нетерпимости, и в тоже время — дальнейшая секуляризация традиционных религий, развитие технологий, межпланетные перелёты... Автор предпочитает не давать широкую панораму этого не дивного и отнюдь не нового мира, а резко меняет фокус, чтобы осветить ту или иную его грань. Морган явно является убеждённым модернистом, для него фундаментализм и неравноправие являются лютыми врагами всего цивилизованного, нечто неприемлемым для разумного человека. Волнения и чаяния автора о днях нынешних вплетаются в его футуристический, казалось бы, мир, и отдельные его элементы смотрятся актуально и в наши дни, в том числе, как ни странно, и для нашей страны. Именно социально-политическая тематика и является главной и самой любопытной стороной романа, хотя, по большей части, рассуждения просты и банальны, как букварь.

Проблему «Тринадцатых» я увидел не в их нереальной крутизне, которой не особенно-то и видно, не в специфической культуре коммуникации (вот это уже бросается в глаза), а в самом факте их существования как нового объекта страха и ненависти. Люди сами демонизировали Тринадцатых, нашли в них идеальное воплощение зла, и поэтому сами же создали себе врагов, или пока пытаются их создать. Не суть. Генномодифицированных людей в мире Карла Марсалиса любят не больше, чем на мелком городском рынке — ГМО-помидоры, что и приводит к завязыванию многочисленных конфликтов... В любом случае, мне кажется, проблематика «Тринадцатых» несколько надумана, и если и существует, то только во взгляде других людей.

Ну а что наш главный герой, наш доблестный носитель неведомого «меша», Карл Марсалес? Детектив он странный, больше интуитивный, пугает всех харизмой, боевыми навыками куда реже, дипломатичен, когда надо, когда надо — полный скот, характер африканский, непробиваемый. Не женат. В общем, достаточно стандартный набор для главного героя с тёмным прошлым, Марсалес не вызывает к себе особой симпатии или сочувствия, поскольку ты его просто не видишь, не ассоциируешь его с живым человеком... Впрочем, дело пошло на лад, когда на его место я поставил Чиветеля Эджиофора с его железнобетонной харизмой, и Марсалес обрёл лицо, да и то лишь благодаря моей фантазии. Всё же Севджи Эртекин куда более живая и интересная девушка, именно её живость делает эпизод в клинике самым надрывным и драматичным во всём этом немаленьком томике.

В общем, не слишком меня удививший, но, в целом, порадовавший футуризм, который не стыдно взять в руки. Пусть даже размышления о человеческой природе здесь простоваты, но они отнюдь не пусты, и осилить эти девять сотен страниц ради них стоит.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось, что автор попал в жанровую ловушку с этой модификацией 13. Действительно, интересно посмотреть на существо, у которого индивидуализм, война и т.п. — в генах. Но поскольку в сюжете герою написано как раз всю дорогу конфликтовать и не подчиняться, то вся его инаковость как-то теряется, остается на уровне деклараций: «Я вам, блин, губошлепам, не чета, всех порешу и не поморщусь — у меня справка есть (генетическая)!» Мы — не рабы, рабы — не мы.

Вот если бы автор показал Марсалиса, который пытается делать карьеру в Макдональдсе — тогда его иная природа заиграла бы всеми красками. Но это был бы уже немного другой роман.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боевик, коих в американском кино полным полно. Фантастика в нем — всего лишь прием. И не какая не научная. Забросил автор события на сто лет вперед, добавил Марс и генетические модификации. Построена по схеме: стрельба/драка – болтовня –стрельба/драка – болтовня… Болтовня нужна чтобы связать стрельбу/драку и по крупицам описать существующий мир (этакий пазл, сложите сами).

Написано явно с прицелом на сериал. Читать не обязательно, как и про Такеши Ковача. Лучше посмотреть. Но можно и не смотреть.

Перевод… Мерзость. Пока еще не предупреждают о мате. Нужно листать перед покупкой. Надо разделять: нужен мат – иди на Ресурс Удава. Переводчицу – в черный список, как и издательство. Из-за перевода это уже не книга, придется сжечь, дабы не попалась неокрепшим организмам.

Оценка 0.

Оценка: нет
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с сюжета который довольно прост. На Земле оказывается чокнутый психопат с Марса который начинает резню по разным городам. Полицейские решают нанять Карла Марсалиса для поимки маньяка. Карл — тринадцатый, генетически модифицированный военный с довольно циничным взглядом на мир. Большая часть книги отводится приключениям Карла и его напарнице Севджи. Есть все предпосылки для динамичного детектива с густой атмосферой мрачного будущего и каплей киберпанка, но ничего этого здесь нет. Детективная линия очень слабая, экшена минимум, а сюжет ползёт со скоростью улитки. Зато «воды» чересчур много, тут автор прям постарался. Так чем же заняты наши герои все 900 страниц? В основном говорят о расизме, религии, сексизме, ксенофобии, феминизме и т.д. Герои едут на пароме и говорят, стоят на улице и говорят, сидят в машине и говорят. И как так выходит что весь роман вертится вокруг одних и тех же разговоров? Просто Карл — чёрный и мутант, а Севджи — турчанка, женщина, мусульманка и чёрт знает кто ещё. Тема для разговора всегда под рукой.

Автор постоянно кружит вокруг одних и тех же тем как стервятник и это главная проблема романа. Иногда это даже доходит до безумия. Например, каждый второй встреченный персонаж обязательно опишет все округлости Севджи, а если никого в округе нет то и сама Севджи может рассказать о тяжело качающихся грудях.

Роману стоило выйти 30-40 лет назад, когда читателя можно было удивить генетическими экспериментами и проблемами общества. В наше время темы мутаций и социальной несправедливости уже обсосаны и обгрызаны со всех сторон.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Ричарда Моргана «Черный человек»

Хочу поделиться с Вами своими впечатления от прочтения романа Р. Моргана «Черный человек». До сего не был знаком с творчеством этого автора, так что думаю судить строго не имею права. Да в общем то книга и не заслуживает сильно плохих оценок как по мне, но и предельного восхищения тоже не заслуживает. Я буду делиться исключительно своим мнением.

Аннотация к роману интригует: недалекое будущее, крушение космического корабля с Марса, генномодифицированные солдаты и прочее и прочее. Прочитав аннотацию любитель фантастической литературы, которым являюсь и я, хочет приобрести книгу и начать погружение в эту историю. Тут автор не ошибся, завязка сюжета не уникальна конечно но внимание читателя привлекает. При этом я отдавал себе отчет что скорее всего глубоких эмоций и сильного удовольствия я не получу.

Что же, книга являет собой детективную историю с элементами боевика в фантастическом антураже недалекого будущего. Причем детективная составляющая, как по мне, слабенькая. Фантастическая составляющая романа так же не открывает нам ничего нового. В книге есть орбитальные лифты, искусственный интеллект, стратосферные перелеты, колонии на Марсе и т.д. в общем ничего нового, но автор вроде бы и не стремился к тому что бы создать какие то уникальные технологии. Он просто поместил героев в локации начала ХХII века и начал свое повествование.

Карл Марсалис — главный герой романа, один из многих генетически усовершенствованных с рождения людей созданных для участия в военных конфликтах конца XXI века, мутант, модификант 13. На момент начала повествования, мировые конфликты немного поутихли и тринадцатые стали попусту не нужны. Их стали изолировать от общества, по причине их повышенной агрессивности, в специальных резервациях на земле и марсианских колониях. Карл один из немногих кто смог приспособится к сосуществованию в обществе, он стал охотником на таких же как он беглых тринадцатых. Тут мне кажется автор проводит аналогию с ветеранами конфликтов в горячих точках сегодняшнего дня, которые в гражданской жизни никому не нужны. Вообще Морган в романе задает несколько актуальных сейчас вопросов, расизм, эмансипация, раскол на религиозной почве. Рассуждать на эти темы мне было довольно любопытно прислушиваясь к позиции автора в романе.

Вернемся к моему мнению о книге. Я прочитал ее довольно живо не смотря на почти девятисот страничный объем. Местами было интересно, местами скучновато а под конец меня вообще развеселила ситуация про кровные узы как будто взятая из классического индийского кино. Детективный поворот, я повторюсь, совсем не впечатлил. От антагонистов я ждал большего. Может показаться что я недоволен произведением, нет это не так, есть и хорошие моменты. Понравилось как описана одна из драматических линий ближе к концу. В принципе не плохо, как мне показалось, раскрывается персонаж Карла хоть и не до конца. Ну и ответ на то кто такие тринадцатые меня порадовал.

Я поставил оценку произведению 7/10 немного авансом, надеюсь что Р. Морган продолжит эту серию и я получу ответы на вопросы которые остались. Книгу, любителям фантастики, я рекомендую к прочтению. Это не шедевр но вполне самобытная и годная вещь. Сам же я продолжу знакомство с автором, почитаю «Видоизмененный углерод»

Благодарю за внимание.

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав аннотацию и начитавшись множества положительных отзывов, которые обещали мне отличный, умный фантастический детектив, да еще про маньяка (все как я люблю), я с удовольствием приступил к чтению. Скажу сразу, это не отличный, не умный, не фантастический и не имеющий никого отношения к детективу роман. «Черный человек» это такая занудная тягомотина, что к финалу я, как потерявшийся в пустыне путник, буквально доползал. Измученный морально и физически.

Ладно, по пунктам:

Тяжело определится с жанровой принадлежностью романа — для жанра фантастика в нем слишком мало этой самой фантастики. Да и та, что есть, не играет никакой роли. Убери оттуда футуристичность — и ничего не изменится. В чем отличие главного героя, геномодифицированного как турецкий баклажан, от обычного тренированного спецназовца не понятно. Боец он, мягко говоря, никудышный, да и умом не блещет. Не понятно, почему его все боятся. И что такое, черт возьми, этот мэш, который постоянно, как пишет писатель «шевелится и напрягается», внутри главгероя?

Для детектива в романе очень слабая интрига. Я не читал ни одного детектива, где бы к главному герою пришел злодей и все ответы преподнес на блюдечке. Остались вопросы? Ну тогда дружно поедем к другому персонажу, который (неожиданно!) оказывается главным злодеем и там уже раскроем все тайны окончательно. А главный герой в это время будет многозначительно поддакивать — «да, да, я так и думал». Что за бред? Где логичные и хитрые умозаключения, где неожиданные повороты сюжета? А нет их.

И самый главный минус — роман чудовищно затянут. То что написано в аннотации занимает треть романа, а могло бы уместится в пролог. Весь роман заполнен псевдостраданиями, заумными разговорами и второстепенными героями (тысячи их!!!), у каждого из которых есть имя ,фамилия и подробная история жизни. Всю эту информацию, я честно пытался запоминать — вдруг пригодится по сюжету. Нет, не пригодилась.

Не буду слишком критичным и все таки отмечу два самых больших плюса:

1) Роман действует на организм как отличное снотворное, только без рецепта и побочных симптомов. Всем кто страдает бессонницей — прошу к ознакомлению.

2) Теперь я могу дать четкое определение слова «бесконечность» лучше всех этих ваших физиков, лириков и философов. Бесконечность — это попытка дочитать до финала романа Ричарда Моргана «Черный человек».

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная, перевод подкачал, много неточностей, или откровенных ляпов. Иной раз буквально машинный перевод, а одну из главных героинь вообще назвали по не верной транскрипции Севджи, вместо Севги, что означает любовь.

Оценка 10 перевод 3

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх