FantLab ru

Ричард Морган «Чёрный человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Голосов:
339
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный человек

Black Man

Другие названия: Thirteen

Роман, год; цикл «Чёрный человек»

Аннотация:

Карл Марсалис — тринадцатый, плод генетических экспериментов, человек, созданный для сражений в последних конфликтах XXI века. Но после второй гражданской войны в США, после раскола Северной Америки на три государства, после голодных бунтов и восстаний на Земле наступил мир, и тринадцатых стали считать опасными мутантами. Кого-то казнили, немногие стали работать на правительство, но большинство сослали на Марс. Когда в Тихий океан падает космический корабль, а внутри обнаруживают изувеченные и наполовину съеденные трупы, полиция приходит к выводу, что один из тринадцатых сбежал из марсианской колонии, и теперь на Земле оказался опасный психопат, каннибал и серийный убийца. Его мотивы неясны, поступки необъяснимы, а жестокость невероятна. Не в силах найти или даже понять столь страшного противника полиция прибегает к помощи охотника за тринадцатыми — Карла Марсалиса. Он еще не знает, что с этим делом далеко не все так просто, а расследование вскоре обернется настоящим кошмаром. Оно проведет Карла по всему дивному новому миру и вплотную столкнет с вопросами о том, где же кроются истоки человеческой жестокости и можно ли вырваться из плена собственных генов.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2008 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // (Перевод с английского Ольги Кидвати)

Похожие произведения:

 

 


Черный человек
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Вариант 13
2007 г.
(болгарский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Thirteen
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Skorpion
2007 г.
(немецкий)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Thirteen
2008 г.
(английский)
Black Man
2008 г.
(французский)
Varianta 13
2011 г.
(чешский)
Black man
2011 г.
(французский)
Musta mies
2011 г.
(финский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Порой удивляешься, как такие удивительные и действительно классные вещи, не напечатали раньше.

К моему сожалению, это мое не первое знакомство с автором. Собственно, из-за того первого знакомства, я долго присматривался к роману. Так как его фэнтези, с которой я и начал знакомство с автором, совершенно отвратная вещь. (даже не хочется добавлять слово ИМХО. Но надо, ибо заклеймят). И собственно говоря, зря я боялся. Роман крут. По настоящему крут. Немного конечно сбивает с толку аннотация, читая ее можно подумать, что это обычный боевик.. Поэтому я советую, не особо обращать на нее внимание. И насладиться чтением романа. Но читать надо не торопясь, не спеша, аккуратно. Потому как, судя по первым страницам — это боевик. И только начиная примерно со страницы 200-й понимаешь, что не все так как кажется на первый взгляд. Это одновременно и боевик, и социальный роман, и психологический. Чем дальше я углублялся в книгу, тем больше было мое желание, чтобы книга не заканчивалась никогда. 10/10. Потрясающий глубины роман, замаскированный под боевик

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень стильный роман. Будущее очень реалистично, хорошо прописанные герои, все фанттехнологии хорошо продуманы. Подход скрупулезный. Даже описание что еду на космическом корабле не хранят, в целях экономии и т.п., но если ж применить сухпайки и так далее то это на весе не сказалось бы, вода ж хранится, это единственный бредовый момент, но надо ж оправдать безумный каннибализм одного из Тринадцатых.

Хорошо показано взаимодействие 13-х с обычными людьми, разница в их поведении. Отдельно порадовал пистолет «Хааг» от которого нет спасения — классно вписан в сюжет

Читать, читать и еще раз читать. И думать. О человеческой природе

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это и не лучший роман Моргана, но он точно наиболее цельный и собранный. Только приступая к чтению надо учитывать, что это не боевик, а полноценный детектив, какие сейчас в моде — многовекторный, с обильным персонажным ансамблем, вроде сериалов «Мост», «Убийство» и тп.

Вообще все в нем плотно увязано, ни одно событие или встреча не оказывается ненужной и лишней, все ружья — и в прямом смысле тоже — стреляют, детали сыгрывают свои роли и много сотен страниц спустя. Единственным недостатком первой половины книги мне показались излишне затянутые диалоги, при том, что они информативные, эмоциональные и драматичные, но все же затормаживают действие и слегка утомляют.

Но в любом случае, все искупает идейное наполнение книги. Морган написал роман на важнейшую и сверхактуальную тему искусственной и форсированной эволюции человека. И рассмотрел этот вопрос во многих аспектах, в том числе реакцию самого человечества на такую модернизацию.

Она, конечно, прежде сего негативная. Срабатывает «принцип пещерного человека», введенный Митио Каку в научную публицистику. Все новое — плохо. Даже если необходимо для выживания. История с пандемией КОВИД показала, что нам необходимы новые вакцины, которые будут менять сам генетический строй человека для успешной борьбы с новыми супервирусами. Но «губожевы» по всей планете тут же подняли вой — «с помощью прививок из на хотят сделать программируемых зомби!» Кретинам невдомек, что из них давно уже сделали зомби, всего лишь навесив на каждого по три кредита, и попробуй теперь дернись или вякни чего не надо... Так что Морган оказался прав в своих прогнозах относительно реакции толпы на изменения в ДНК.

Но выработка антител на генетическом уровне — это только начало. Необратимые изменения в биосфере, колонизация космоса потребует дальнейших внедрений в хромосомы. НЕ устаю приводить слова нашего замечательного просветителя Дробышевского: «Либо мы научимся питаться пластмассой, либо вымрем». Вот и весь сказ.

Так что книга Моргана при все противоречивости некоторых высказанных автором идей (о договороспособности женщин, например)) крайне важная и актуальная. А кое-какие недочеты... Ну, без них произведений искусства вообще не бывает.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающей силы вещь. Как кто то уже писал — автор запрягает медленно, но оно того стоит. Характеры героев раскрываются не торопясь,но наблюдать за подоплёкой их действий — что именно их толкает на выбор очень и очень интересно. И да, разговоры героев, их внутренние монологи ещё более усиливают интерес к происходящему.

Не буду пересказывать сюжетные перипетии, просто хочу выплеснуть общее впечатление: книга цепляет с первых строк, да именно так — с первых строк и не отпускает до финала, а внутренний мир, чувства, переживания ГГ помогают более правильно осмыслить и оценить его поступки и решения.

О стилистике : очень открыто и жёстко, без соплей и сантиментов. Именно так как заложено в в генетической карте тринадцатого.

Однозначно 10

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: обожаю Моргана! В восторге от трилогии про Такеси Ковача, с уважением отношусь к его нестандартному дарк фэнтези «Сталь остаётся». «Чёрный человек» — последняя непрочитанная вещь Моргана, вышедшая на русском. У романа несколько премий и ещё больше номинаций на премии.

В итоге: триллер в обёртке киберпанка, большая литература в обёртке триллера.

В кои-то веки радовался толщине тома — значит, проведу в мире модификанта Карла Марсалиса ещё денёк.

Далее по пунктам:

Мощнейщее общее впечатление, невероятная глубина погружения.

Закрученный детективный сюжет на фоне дистопичного будущего.

Невероятно проработанные для жанровой литературы герои, от главных до эпизодических. У каждого есть бэкграунд, скелеты в шкафах и свои интересы.

Мир — достоверный, мрачный и узнаваемый. Начало двадцать второго века. В Штатах в конце двадцать первого века прошёл парад суверенитетов, прям как в СССР в конце века двадцатого. Основных образований два — республиканский Юг и Средний Запад, иронично обзываемые Иисуслендом и демократические либеральные штаты побережий, не считая Вольной Гавани Анхелес (бывший Лос-Анджелес) и кораблей-государств на десятки тысяч жителей. На мировой арене присутствует Евросоюз (Британия в его составе), вновь набравший силу ООН и, главное, КолИн — «Колониальная Инициатива», корпорация-монополист заселения Марса. Этакая эталонная киберпанковская экстерриториальная дзайбацу, которая мощнее любого отдельно взятого государства. Где-то вдалеке точит зубы Народный Китай. О России за 900 страниц ни слова.

Космические перелёты, суборбитальники, нанотехнологии, н-джинны (так тут зовут Искусственные Интеллекты), прикладная виртуальность, инфоястребы (местные хакеры). Но главное фантдопущение романа — генетические модификации.

Главный герой — Карл Марсалис, генетически модифицированный идеальный солдат, «настоящий мужик», альфа-самец. Якобы носителей этого гена трусливые землепашцы под корень извели двадцать тысяч лет назад, а теперь в рамках правительственных программ разных стран, этих супергероев опять вывели, чтобы они противостояли волне беспорядков по всему миру.

Это главное слабое место романа. Представьте, у вас полыхает весь земной шар, а вы вкладываетесь в программу с неясным результатом, которая даст первые плоды только через 18-20 лет. Слабо верится в такую дальновидность правительств. Автор оправдывается тем, что от обычных солдат толку мало, а боевых роботов с лёгкостью взламывали хакеры экстремистов, устраивая кровавые бани в городах.

Кстати, ситуация с воскрешением Тринадцатых сильно перекликается с «Ложной слепотой» и вампирами Уоттса. (Посмотрел — романы написаны с разницей в год, поэтому никакого плагиата.) Конечно, Тринадцатые не так смертоносны как вампиры «Слепоты», но зато они менее чужды человечеству.

Что, впрочем, не помешало этому самому человечеству устроить охоту на неуправляемых харизматичных суперсолдат. Правда только после того, как они разрулили практически все местные конфликты. Химическая кастрация и далее два варианта — ссылка на Марс или лагеря-поселения.

Морган затрагивает все проблемы общества — расизм, религиозный фанатизм и фунтаментализм, излишнюю феминизацию и излишнюю патриархальность, измены, продажность политиков, ксенофобию и многое другое.

Как детектив роман безупречен — каждое вскользь брошенное словечко имеет смысл и значение. Все эпизоды и детали значимы и плотно увязаны друг с другом.

К переводу и живости языка претензий нет. Пожалуй, мат можно было бы переводить изобретательней.

Есть очень много сильных пассажей:

Америка раскололась из-за разных представлений о том, что представляет собой могущество. Это грубая мужская сила или женская склонность договариваться? Напор против знаний, доминирование против толерантности, примитивное против сложного. Вера, и Знамя, и патриотическая Песня объединились против Новой Математики, – которой, коль уж говорить, никто, кроме специалистов по квантовой физике, толком не понимает, – Теории Кооперации и Нового Международного Порядка.

==========

…на базовом биохимическом уровне вы, Нортон, отличаетесь от Меррина. И все вы отличаетесь. В лимбической системе, мозжечковой миндалине и орбитофронтальной коре Меррина происходит около тысячи биохимических процессов, которые вам не свойственны.

==========

– Америка сделала с собой такое. – Свободной рукой она неопределенно помахала в воздухе. – Мы изобрели современный, чтоб его, мир, Марсалис. Создали его в масштабе целого континента, отладили и продали всей остальной планете. Кредитные карты, доступные авиаперелеты, всемирный информационный поток. Космические путешествия. Нанотехнологии. Знаешь, мы же все это породили! А потом позволили кучке этого мудачья чокнутого, этих стукнутых Библией по башке неандертальцев разодрать страну на куски. С хера ли, Марсалис?

==========

У них тут есть кое-какие религиозные трения и сложности с оголтелым патриотизмом. Но они решают эти проблемы. Те, кто тут остался, кто не прогнулся под кретинизм фундаменталистов или не нашел более удобное пристанище в какой-нибудь другой стране, – в конце концов они добиваются изменений и держат государство на плаву.

==========

…мы определяем уровень цивилизованности страны по тому, какими правами обладают в ней женщины. Мы опасаемся государств, где женщины до сих пор дискриминируются, и не зря. При расследовании насильственных преступлений справедливо предполагается, что нарушителем, скорее всего, окажется мужчина. Социальное доминирование мужчин в обществе предвещает несчастья и страдания, потому что, в конце концов, все беды от мужиков.

==========

…в общем, турецкая пенитенциарная система – штука довольно неприятная. Я видел слишком много шрамов от пыток на телах политзаключенных, чтобы остаться патриотом. Мне кажется, всякий, кто гордится своей страной, либо бандит, либо пока недостаточно хорошо изучил историю.

==========

– Видите ли, давным-давно, – говорил тем временем Явуз, – страх был объединяющей силой. В те времена можно было, используя ксенофобию, сделать страну сильной. Это старая модель, когда национальное государство становится чем-то вроде крепости. Но жить в крепости нельзя, когда вся жизнь зависит от международных связей и торговли. Когда началась глобализация, ксенофобия стала помехой, в терминах Грумбридж – дисадаптивным фактором.

==========

Ангелы и демоны, рай и ад, Бог, мораль, закон и язык. Сазерленд прав, все это – метафоры. Гать, чтобы ходить по местам, слишком топким для людей, слишком холодным, чтобы жить там без помощи выдумок. Мы зашифровываем наши надежды, страхи и чаяния, а потом строим на основании этого шифра общество. А потом забываем, что это всего лишь код, и воспринимаем его как факт. Действуем так, будто Вселенной на него не насрать. Воюем за него, посылая в бой мужчин и женщин, которые сворачивают себе шеи на этой войне. Взрываем во имя его поезда и небоскребы.

==========

– Вряд ли я действительно верю в рай, Карл. Если уж хочешь знать правду, я сомневаюсь, что кто-то из нас всерьез в него верит. Мне кажется, в глубине души все считают, что это дерьмо на палочке. Потому-то все так одержимо убеждают друг друга в существовании загробной жизни, ведь если ты не можешь заставить другого человека поверить в нее, то собственные сомнения уж тем более не победишь. А от них так холодно, от этих сомнений. – Говоря это, она посмотрела на него и задрожала. Ее голос упал до шепота: – Как в ноябре в парке, понимаешь? Как будто приближается зима.

==========

– Севджи родилась потому, что в то время считалось, будто рождение ребенка оживляет чувства. – На его лице возникла гримаса. – Довольно странно, если вдуматься, верить в то, что бессонные ночи, отсутствие секса, снижение доходов и вечный стресс, вызванный тем, что приходится постоянно заботиться о новом беспомощном человеке, может каким-то образом укрепить отношения, которые и без того уже дали трещину.

Карл пожал плечами:

– Люди часто верят во всякие странные вещи.

==========

– Верующим нужна не только вера как таковая, но и желание, чтобы рядом с ними был кто-то большой и патриархальный, кто заботился бы о них и устраивал все их дела. Им свойственно поклоняться. А тринадцатые не поклоняются – ничему и никому. Допустим, вам удастся убедить тринадцатого, что, вопреки очевидному, Бог все-таки существует, что тогда? Бог станет для такого тринадцатого еще одной угрозой, которую нужно устранить. А если бы существование Бога было доказано?

Он тяжелым взглядом посмотрел на Эртекина:

– Ребята вроде меня постарались бы отыскать его и уничтожить.

==========

…чувствовать и делать – это совершенно разные вещи. Вообще-то на Марсе есть такой парень, Сазерленд, так вот он говорит, что люди построили всю свою цивилизацию в зазоре между этими двумя понятиями. Прав ли он?

==========

Современные люди – ебаные подростки, инфантилы недоделанные. Стоит ли удивляться, что они делают то, что им говорят?

Потрясающий роман любимого автора. Очень бы хотелось прочитать второй, относительно недавно вышедший, роман цикла. Тот же мир, другие персонажи.

По моему мнению «Черный человек» заслуживает экранизации ни чуть не меньше, чем «Видоизменённый углерод».

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга отличная, перевод подкачал, много неточностей, или откровенных ляпов. Иной раз буквально машинный перевод, а одну из главных героинь вообще назвали по не верной транскрипции Севджи, вместо Севги, что означает любовь.

Оценка 10 перевод 3

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман оказался крепким детективом-боевиком. Даже больше детективом. С небольшой фантастической составляющей (генные модификации, колонизация марса, суборбитальные перелеты), которая присутствует здесь больше для декораций, нежели как основа всего произведения.

Описывая героев, как основных, так и второстепенных, автор большую часть уделяет их мыслям и диалогам. Нередко можно увидеть переход от основного повествования к описанию места действия и мыслям эпизодических персонажей. Безусловно это помогает взглянуть на картину с разных сторон, выставляя одних и тех же персонажей то героями, то злодеями. Единственная оговорка, автор так увлекается нецензурной бранью (через которую хочет «приземлить» персонажей, сделать их простыми, живыми людьми со своими страхами и неудачами), что все персонажи начинают сливаться друг с другом, лишаясь индивидуальности. Получается эффект, обратный задуманному автором.

Сюжет детектива не сказать, что сильно закрученный, неожиданных поворотов ждать не стоит. Я бы назвал его стандартным. Тем не менее на фоне описываемого мира он становится интересен. Все крутится вокруг генно-модифицированных солдат, так называемых «тринадцатых», которые были созданы специально для того чтобы убивать.

Про эту самую модификацию «тринадцать» и концовку романа хочется сказать отдельно. Автор через мысли и диалоги героев много размышляет о том, куда катится мир. В романе есть описание мира будущего, который не сильно отличается от нашего. Проблемы расизма, сексизма и религиозной ненависти автор рассматривает отнюдь не в мире будущего. Он относит их к миру настоящего. Также автор говорит о ненависти к «тринадцатым» и пытается ответить на такие вопросы как: почему их угнетают? чем они отличаются от остальных? за что их боятся? зачем их создали? И отвечая на эти вопросы, приходит к неутешительному выводу: человечество деградирует, переходя к состоянию массы, безиндивидуального стада, которым легко управлять. И происходит это под влиянием внешней среды на генном уровне. Для этого и были созданы «тринадцатые», которые могут действовать, не оглядываясь на мнение общества.

Концовка романа произвела на меня неизгладимое впечатление. Причем больше не из-за детективной развязки, которая оказалась довольно неожиданной, а из-за ответа на вопрос: чем на самом деле являются «тринадцатые».

Итог: хорошее, крепкое произведение, которое удерживает интерес на протяжении всего повествование, а в конце накрывает с головой.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверно я нашел «своего» автора. Одного из «своих». Я рад, что вопреки многим отзывам и критике, я прочитал Видоизмененный Углерод и сомнений по поводу того, читать или не читать «Черного человека» не было. Я не хочу касаться структуры мира будущего, описанного в романе -ни технологической, ни политической. Не в них дело, а, как и в любой книге, в людях, их отношениях, внткрненнем мире, выборе, сомнениях, борьбе. Всего этого в романе есть в избытке, меня он «затронул за живое» и несмотря на серьезный обьем в почти 900 страниц, был прочитан достаточно быстро. Что же понравилось? Я думаю, что каждый из нас в ряде жизненных ситуаций, чувствовал себя тринадцатым со всеми вытекающими, участвовал в играх с двойным/тройным дном, а иногда и вообще без дна и пытался понять смысл слов«справедливость» и «правда» в контексте -для каждого она своя.

Но не только философский нуар, которого, да, излишне много, задел мою душу. Книга динамична, сюжет развивается и ждешь каждую страницу, что же будет дальше? А что еще нужно от хорошей книги?)

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман, который на момент написания отзыва считается лучшим у писателя, сочетает в себе все черты, обозначенные ещё в дебютном Углероде. Это и детективная линия, которая оказывается глубже, чем кажется на первый взгляд. И герой-отшельник, имеющий боевое прошлое, которого без его желания привлекли к расследованию очередного дела. И боевая подруга, которая сопровождает героя почти на всем пути сюжета. А также масса боевых и эротических сцен, щедро сдобренных ненормативной лексикой. В остальном ЧЧ гораздо сильнее Углерода разбавлен разного рода политическими и религиозными рассуждениями об устройстве мира и несправедливости жизни. Правда, без особой глубины, ни одной заявленной идеи автор так до конца и не раскрыл. В итоге имеем достаточно крепкий фантастический боевик, постоянно перекликающийся с дебютным Углеродом, сдобренный разного рода диалогами да мыслями действующих лиц. Не стоит ждать от романа новых идей да лихих поворотов сюжета, это крепкое ремесленное произведение, не более и не менее.

Ставлю 8 из 10

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

XXII век. Люди серьезно увлеклись генетическими модификациями и в итоге сами себе создали чудовищ. В переносном смысле, конечно. Речь идет о модификации под номером 13, представители которой созданы строго в милитаристских целях и представляют собой идеал мужественности. «Тринадцатые» – идеальные псы войны, машины для убийств, генетически запрограммированные любыми способами добиваться поставленной цели и идти до конца.

Карл Морсалес – один из лицензированных «тринадцатых», который занимается поимкой или устранением своих модифицированных собратьев. Именно его привлекают к делу, когда с Марса сбегает опасный преступник с маньячными и каннибальскими наклонностями.

Поначалу «Черный человек» сильно напоминает «Видоизменный углерод»: главный герой – крутой парень и хороший солдат – берется за детективное расследование, которое дается ему нелегко, но он справляется. У главного героя есть любовный интерес, девушка полицейская/бывшая полицейская, которая потеряла своего возлюбленного и теперь находит замену в лице главного героя. Однако там, где «Видоизмененный углерод» брал экшном, «Черный человек» обращается к политической, социальной и философской сферам.

И действительно, детективная линия быстро отходит на второй план и большую часть времени автор очень скрупулёзно объясняет устройство своего мира. А мир этот такой же как наш, вот только все значительные проблемы с угнетением и притеснением каких-либо групп людей возведены в n-ную степень. В романе много внимания уделено проблемам женщин, национальных меньшинств, религиозных меньшинств, ну и само собой, генетических меньшинств. Все это, конечно, неплохо, и читается с интересом, но если вы взялись за книгу ради сюжета, запаситесь терпением. Большим количеством терпения. При этом, несмотря на все старания автора, его миру чуть-чуть не хватает достоверности. Я так и не смог отделаться от скептического отношения к причинам создания «тринадцатых» или к расколу США на религиозной почве.

Автор долго запрягает, но как только втянешься в ритм повествования, то до финала добираешься на максимально возможной скорости. Герои живые, сюжет во второй половине книги становится очень напряженным, даже масштабной драме место в произведении нашлось.

Рекомендую роман всем любителям фантастических детективов с триллерными мотивами. Только захватите с собой плавательные принадлежности, так как воды в книге многовато.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная футуристическая антиутопия от Ричарда Моргана. Мрачноватое будущее власти суперкорпораций и преступных картелей над передравшимся, в очередной раз, человечеством. Будущее, поближе, чем в мире Ковача, конец нашего века.

Как и в цикле Ковача, детективная линия увлекательная, но безалаберная. Автору не очень интересно знакомить нас с рассуждениями своего героя. Сюжет для него лишь инструмент для удержания читателя в напряжении.

Ричарду Моргану гораздо интереснее создавать антураж мира будущего, рассматривать социальные конфликты и проблемы, придуманного им общества, моделировать последствия генной инженерии, уже в этом, 21 веке.

С удивлением обнаружил в романе линию мелодрамы, до уровня жестокого романса. В этом жанре я с Морганом ещё не знаком. Эта линия не слишком понравилась, поскольку вызвала когнитивный диссонанс, как у меня лично, так и у гмд главного героя, который по замыслу должен быть аутистом, вообще-то.

В качестве технологической несуразности, вызвала большое удивление идея снаряжать боеприпасы “генномодифицированным вирусом СПИДа”. Зачем киллеру профи пули, которые убивают через полгода, я так и не понял. Воспользовался бы синтетическим ядом, убивающим на месте, раз уже “честный свинец” не доставляет. «Генномодифицированный бронежилет» вызвал ещё больше вопросов... :)

Не смотря на ворчание, роман прочёлся на одном дыхании, с большим интересом.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотел бы и я назвать этот роман стильным... Да язык не поворачивается. Не подходит ему эта характеристика, и всё тут.

Но обо всём по порядку. Роман нового для меня автора Ричарда Моргана поражает прежде всего толщиной, поневоле задумаешься, что же может вместить в себя такое количество страниц, тем паче, что аннотация обещает детективный триллер. Брендону Сандерсону проще, он пишет эпосы, а вот автору футуристического детектива на большом объёме вряд ли будет уютно...

Так и вышло. Детективная линия в сюжете играет откровенно подчинённую роль, и, если честно, следить за ней очень сложно, поскольку логика размышлений местных сыщиков остаётся во многом загадкой для читателя, так как они оперируют понятиями и сущностными, ему неведомыми... Тем более, что исследовательские приёмы больше похожи на банальное выражение «ткнём пальцем в небо». С триллером тоже слабовато, как и с боевиком, уж больно растянут роман, размазан, растёрт на страницах, мало динамики, мало напряжения.

Что же это за «Black Man», и как к нему относится? В своём роде это «футуристические реализм», простите за оксюморон, забавный стык нескольких жанров, воплотившийся в почти тысячестраничном томике. По сути, это история одного-единственного персонажа — собственно, «black man», и скупого на детали, но довольно выразительного контрастного мира. По сути, Ричард Морган описывает дальнейшее развитие западной цивилизации, рост религиозного фундаментализма, всплеск расовой нетерпимости, и в тоже время — дальнейшая секуляризация традиционных религий, развитие технологий, межпланетные перелёты... Автор предпочитает не давать широкую панораму этого не дивного и отнюдь не нового мира, а резко меняет фокус, чтобы осветить ту или иную его грань. Морган явно является убеждённым модернистом, для него фундаментализм и неравноправие являются лютыми врагами всего цивилизованного, нечто неприемлемым для разумного человека. Волнения и чаяния автора о днях нынешних вплетаются в его футуристический, казалось бы, мир, и отдельные его элементы смотрятся актуально и в наши дни, в том числе, как ни странно, и для нашей страны. Именно социально-политическая тематика и является главной и самой любопытной стороной романа, хотя, по большей части, рассуждения просты и банальны, как букварь.

Проблему «Тринадцатых» я увидел не в их нереальной крутизне, которой не особенно-то и видно, не в специфической культуре коммуникации (вот это уже бросается в глаза), а в самом факте их существования как нового объекта страха и ненависти. Люди сами демонизировали Тринадцатых, нашли в них идеальное воплощение зла, и поэтому сами же создали себе врагов, или пока пытаются их создать. Не суть. Генномодифицированных людей в мире Карла Марсалиса любят не больше, чем на мелком городском рынке — ГМО-помидоры, что и приводит к завязыванию многочисленных конфликтов... В любом случае, мне кажется, проблематика «Тринадцатых» несколько надумана, и если и существует, то только во взгляде других людей.

Ну а что наш главный герой, наш доблестный носитель неведомого «меша», Карл Марсалес? Детектив он странный, больше интуитивный, пугает всех харизмой, боевыми навыками куда реже, дипломатичен, когда надо, когда надо — полный скот, характер африканский, непробиваемый. Не женат. В общем, достаточно стандартный набор для главного героя с тёмным прошлым, Марсалес не вызывает к себе особой симпатии или сочувствия, поскольку ты его просто не видишь, не ассоциируешь его с живым человеком... Впрочем, дело пошло на лад, когда на его место я поставил Чиветеля Эджиофора с его железнобетонной харизмой, и Марсалес обрёл лицо, да и то лишь благодаря моей фантазии. Всё же Севджи Эртекин куда более живая и интересная девушка, именно её живость делает эпизод в клинике самым надрывным и драматичным во всём этом немаленьком томике.

В общем, не слишком меня удививший, но, в целом, порадовавший футуризм, который не стыдно взять в руки. Пусть даже размышления о человеческой природе здесь простоваты, но они отнюдь не пусты, и осилить эти девять сотен страниц ради них стоит.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила после себя щекотливое ощущение. Чуть ли не каждую страницу, восклицаешь про себя – как не глубоко, какая поразительная профанация, какая чушь! Во всем, абсолютно во всем, не знание предмета, клише и продукты масскультуры. Примеры. Черты характеров «альф», по которым он плачет весь роман: не будет такой типаж сотрудничать на равных с женщинами, для таких как он, женщины — это люди второго сорта, единственная женщина, уважаемая такими типами – мать, и потому половина зоновских песен о стареющей матушке; не будет в сексе никаких кунилингусов, для «альфы» быть пи**олизом? И т.д. тысячи примеров. Эгоизм возведенный в абсолют, отсутствие авторитетов, навязывание своего мнения (всегда!) – вот черты этого типажа, не такого уж редкого как он пишет. Сразу возникает понимание – не общался автор в жизни ни с одним подонком, бандитом и им подобными, а образы у него почерпнуты из кинопродукции про типа «крутых» мужиков, всяческих Иствудов и Великолепных Семерок. Бытописание полиции – ужас, как само собой подразумевается, что каждый рядовой мечтает стать детективом – это что за бред? Это, блин, полицейские сериалы. У автора не было с кем поговорить на эту тему? Какой военный гений задумал готовить подразделение из индивидуалистов, не способных к сотрудничеству? Это автор насмотрелся кино. Если бы он служил в любой армии, знал бы — в кино показывают первые два месяца, общую физподготовку. Армия — это дисциплина, подчинение, взаимодействие и взаимопомощь. Как из этих «альф» можно готовить военных? Даже диверсионную группу невозможно. Секретное подразделение у автора за ненадобностью распускают на пенсию, дав в зубы по пачке денег. Чего? Секретоносителей такого уровня на пенсию? У нас женщины из канцелярии СИЗО не могут по пять лет после увольнения в Турцию съездить – невыездные. Не думаю, что в США проще. Этих агентов бы растащили бы по другим конторам и пристроили к делу. Опять же сериалы про обиженных агентов ФБР. Умирающая героиня вспоминает о сопернице предавшей любимого мужчину, но, блин, о замороженном ребенке, из-за которого пять лет судится с правительством – нет. Почему? Автору захотелось показать, как ГГ хладнокровно убьет женщину. Кстати, как красиво у него умирает героиня, с отказывающими органами, под наркотиками — почитывает поэзию 15 века. Да зайди же ты в онкологию – посмотри в ничего не понимающие мутные глаза людей под сильными обезболивающими, посмотри, когда они в сознании полные боли выпрашивающие смерть. Тогда не будешь писать чушь.

Так вот, достаточно приятное ощущение, когда на каждой странице ловишь автора на подобном, а сам себе думаешь, ай да я, какой я умный, а, автор — халтурщик. Что бы еще у Моргана почитать-почувствовать себя таким же умным. Кхе. Кхе…

Оценка на фоне бесконечного вала фантастического шлака – 7.

P.S. Среди ранних рецензий есть замечание по поводу мата в книге. Блестящее ханженство. Когда каждый, каждый, от детсадовца до министра матерятся, чуть ли не через два слова на третье? Но, конечно, хрустально-девственный храм литературы не должен отражать реальность.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Черный человек» Моргана — триллер про генетически модифицированного убийцу Карла Марсалиса, который охотится за такими же, как он, ведь общество, сконструировавшее их, теперь их боится и отправляет в резервации на Марс. По ходу дела он вместе с женщиной-копом Севджи и ее напарником Нортоном в качестве наемного спеца оказывается вовлечен в погоню за прилетевшим с Марса каннибалом. Однако жуткие преступления — лишь следствие, слабый отзвук геополитических проблем в мире, где полно фракций генетически модифицированных людей, ведутся скрытые эксперименты и враждуют остатки США.

У меня очень смешанные чувства от романа, причем это не означает «роман так себе», это означает противоречивость впечатлений. С одной стороны, Морган пишет круто, туго, напряженно, словно двигает вперед локомотив. Сетап очень неторопливый, обстоятельный. Это нуарная проза, но сильно перемешанная с длинными загонами про падение маскулинного мира, что автора явно беспокоит, и власть генетики над поступками людей. Драматические, сложные отношения героев тоже идут в плюс, как и обработка Bladerunner.

С другой стороны, он будто писал опус магнум, рассказывая про расизм, столкновение двух подходов «военного» (мужского) и «договорного» (женского), свободные эксперименты над геномом по воле властей, и этот вес порой начинает давить. Местами сложность мира передается через почти предвыборные речи героев. Раздражает и фатализм, который Морган вкладывает в уста Карла Марсалиса — он постоянно утверждает, что убивать его заставляют гены, но при этом великолепно подавляет эти стремления с помощью контроля разума. Точно так же опровергает болтовню про договороспособный «женский» мир будущего коп Севджи, чья специальность как раз отвязный «экшн» и убийства, а не разговоры. Фатализм не подтверждается ни реальностью, ни поступками героев. Нуарная предопределенность вступает в конфликт со сложностью реальности, где «репликанты» осознают себя и делают свободный выбор, а не тот, что «предопределен» генами. Морган тут хорош, но он словно не определился до конца, что об этом думать, и тень неуверенности ложится на роман, более перегруженный, чем этого требует жанр. Но работа интересная.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Ричарда Моргана «Черный человек»

Хочу поделиться с Вами своими впечатления от прочтения романа Р. Моргана «Черный человек». До сего не был знаком с творчеством этого автора, так что думаю судить строго не имею права. Да в общем то книга и не заслуживает сильно плохих оценок как по мне, но и предельного восхищения тоже не заслуживает. Я буду делиться исключительно своим мнением.

Аннотация к роману интригует: недалекое будущее, крушение космического корабля с Марса, генномодифицированные солдаты и прочее и прочее. Прочитав аннотацию любитель фантастической литературы, которым являюсь и я, хочет приобрести книгу и начать погружение в эту историю. Тут автор не ошибся, завязка сюжета не уникальна конечно но внимание читателя привлекает. При этом я отдавал себе отчет что скорее всего глубоких эмоций и сильного удовольствия я не получу.

Что же, книга являет собой детективную историю с элементами боевика в фантастическом антураже недалекого будущего. Причем детективная составляющая, как по мне, слабенькая. Фантастическая составляющая романа так же не открывает нам ничего нового. В книге есть орбитальные лифты, искусственный интеллект, стратосферные перелеты, колонии на Марсе и т.д. в общем ничего нового, но автор вроде бы и не стремился к тому что бы создать какие то уникальные технологии. Он просто поместил героев в локации начала ХХII века и начал свое повествование.

Карл Марсалис — главный герой романа, один из многих генетически усовершенствованных с рождения людей созданных для участия в военных конфликтах конца XXI века, мутант, модификант 13. На момент начала повествования, мировые конфликты немного поутихли и тринадцатые стали попусту не нужны. Их стали изолировать от общества, по причине их повышенной агрессивности, в специальных резервациях на земле и марсианских колониях. Карл один из немногих кто смог приспособится к сосуществованию в обществе, он стал охотником на таких же как он беглых тринадцатых. Тут мне кажется автор проводит аналогию с ветеранами конфликтов в горячих точках сегодняшнего дня, которые в гражданской жизни никому не нужны. Вообще Морган в романе задает несколько актуальных сейчас вопросов, расизм, эмансипация, раскол на религиозной почве. Рассуждать на эти темы мне было довольно любопытно прислушиваясь к позиции автора в романе.

Вернемся к моему мнению о книге. Я прочитал ее довольно живо не смотря на почти девятисот страничный объем. Местами было интересно, местами скучновато а под конец меня вообще развеселила ситуация про кровные узы как будто взятая из классического индийского кино. Детективный поворот, я повторюсь, совсем не впечатлил. От антагонистов я ждал большего. Может показаться что я недоволен произведением, нет это не так, есть и хорошие моменты. Понравилось как описана одна из драматических линий ближе к концу. В принципе не плохо, как мне показалось, раскрывается персонаж Карла хоть и не до конца. Ну и ответ на то кто такие тринадцатые меня порадовал.

Я поставил оценку произведению 7/10 немного авансом, надеюсь что Р. Морган продолжит эту серию и я получу ответы на вопросы которые остались. Книгу, любителям фантастики, я рекомендую к прочтению. Это не шедевр но вполне самобытная и годная вещь. Сам же я продолжу знакомство с автором, почитаю «Видоизмененный углерод»

Благодарю за внимание.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх