fantlab ru

Натан Бэллингруд «Земля монстров»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.48
Оценок:
66
Моя оценка:
-

подробнее

Земля монстров

North American Lake Monsters

Другие названия: Озёрные чудовища Северной Америки

Сборник, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


5.78 (135)
-
2 отз.
6.76 (73)
-
1 отз.
5.84 (69)
-
6.38 (127)
-
1 отз.
5.87 (66)
-
6.34 (94)
-
1 отз.
5.96 (64)
-
5.77 (68)
-
1 отз.
6.62 (67)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2013 // Авторский сборник

Номинации на премии:


номинант
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2013 // Авторский сборник

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2014 // Сборник

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2014 // Сборник

Экранизации:

«Край монстров» / «Monsterland» 2020, США, реж: Дезире Акхаван, Бабак Анвари, Эгил Эгилссон и др.




Издания: ВСЕ (2)

Раны. Земля монстров
2021 г.

Издания на иностранных языках:

North American Lake Monsters
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказы «Земли монстров» были написаны раньше историй «Ран». И это чувствуется. Нет выверенности слога, яркости образов и ассоциаций с Баркером. Зато есть открытые финалы, полифония жанров и ассоциации с Джо Хиллом. Перейдём же к конкретике.

• «Куда глаза глядят». Тони работает официанткой и в одиночку растит трёхлетнюю дочь. Однажды в её жизни появляется Алекс, а следом за ним приходят перемены. Рассказ неплохо написан, но жути особо не нагоняет, оставляя после себя лишь недоумение.

• «Дикий Акр». Джереми держит строительную фирму. Сейчас для него настали тяжёлые времена, и ему крайне необходимо завершить текущий проект. Проблема в том, что в последнее время на стройку наведываются какие-то вандалы и вредят работе. Поэтому Джереми с парой коллег решает подежурить ночку и преподать хулиганам хороший урок. Вот только вместо подростков на стройку приходит кровожадный монстр… Отличный пример того как социальная и психологическая драма может использовать хоррор-элементы. Вся суть истории не во встрече с чудовищем, а в том, как жить после.

• «S.S.». Жизнь Ника далеко не сахар. Паренек рос без отца, а его мама постоянно боролась с депрессией. Но когда Ник учился в старшей школе, его мать попала в аварию, и их финансовое положение сильно пошатнулось. Теперь Ник вынужден работать посудомойщиком, ухаживать за больной, как физически, так и психически, матерью и постоянно доказывать девушке, в которую влюблен, что он на что-то способен. Рассказ – социальная драма без каких-либо примесей. Никакого хоррора, но пробирает отлично.

• «Расщелина». Четверо мужчин, десять собак и Антарктика. Происходит несчастный случай, и вот уже персонажам угрожают не только экстремальные погодные условия… Хороший атмосферный психологический хоррор, заигрывающий с лавкрафтианскими мотивами.

• «Чудовища небес». Сына Брайана похитили. Полиция оказалась не в силах помочь, и жизнь безутешного отца понеслась под откос. На фоне этой личной драмы люди по всему миру начали обнаруживать таинственных ангелов. Рассказ странен, грустен и, как будто, недосказан.

• «Выгорание». Вампир, спасаясь от Солнца, забирается под дом, в котором живут пятнадцатилетний Джошуа, его младший брат Майкл и их мама. Джошуа, обнаружив неожиданного соседа, решает заключить с ним сделку. Классическая история о вампирах в духе «Жребия» Стивена Кинга, «Они жаждут» Роберта Маккаммона и прочих подобных произведений.

• «Озёрные чудовища Северной Америки». Грейди несколько дней как вышел из тюрьмы. Вот только жена и дочь, к которым он так стремился, его не очень то радуют. А тут ещё и труп неведомого чудовища выбросило на берег озера. Фантастический элемент здесь располагается на фоне, гораздо больше внимания уделено людям и их взаимоотношениям.

• «Остановка в пути». Генри Белтран утонул во время наводнения, но не до конца. Теперь он ищет свою дочь, неся внутри себя целый город. Достаточно нетипичная история о призраках и одержимости. Такое далеко не в каждом сборнике прочитаешь.

• «Хороший муж». Жена Шона несколько раз пыталась свести счёты с жизнью. Однажды Шон не стал её спасать, и попытка оказалась удачной. Вот только спустя несколько часов мёртвая супруга спустилась к завтраку. Вновь социальная драма, вновь сюрреализм, вновь лёгкая недосказанность в конце.

Зачастую рассказы в «Земле монстров» повествуют вовсе не о монстрах, а о несчастных людях. После сборника остается довольно тягостное ощущение, но рассказы однозначно стоят прочтения.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, после невнятных «Ран» я не очень-то хотел браться за «Землю монстров», но слабая надежда на приличный хоррор все-таки убедила меня в обратном.

Открывает сборник рассказ «Куда глаза глядят» об официантке, которая решает тесно пообщаться с одним из посетителей кафе, что в итоге в корне меняет ее жизнь. Особых эмоций сие произведение у меня не вызвало. Получилась эдакая социально-бытовая зарисовка с легким, почти невесомым, налетом триллера (что не может не расстраивать).

Идущий следом «Дикий Акр» оказался чуть лучше. История о столкновении строителей с оборотнем хоть и не заставила трястись от страха, все же грамотно с психологической точки зрения показала последствия этого столкновения. Жаль только, что вервольфу не дали разгуляться побольше.

Сюжет рассказа «S.S.» вращается вокруг подростка, вынужденного из-за болезни матери бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание мытьем посуды в захудалом ресторане. Опять-таки перед нами текст на злобу дня, а не какой-то крутой хоррор. Конечно, задуматься тут есть над чем, но испугаться точно не выйдет.

А вот у «Расщелины» были все предпосылки для годного ужастика. Это и место действия (заснеженные просторы Антарктики), и застрявшая посреди него кучка исследователей (которые не всегда ладят между собой), и древний монстр (когда-то застрявший во льдах). Но Баллингруд вместе с соавтором видимо посчитали, что не стоит баловать читателей и просто оборвали повествование на полуслове. Поэтому вместо увлекательной вариации на тему «Нечто» Джона Карпентера (The Thing, 1982) нам подсунули явно недоделанный продукт.

«Чудовища небес» — очередное «ни рыба, ни мясо». Вполне грамотная завязка с убитыми горем родителями, у которых украли ребенка, постепенно превратилась в какую-то лютую хрень с падающими с неба ангелами, похожими на инопланетян, чья плоть способна подарить вкусившим ее море радости и душевного спокойствия. Если вдруг пропустите этот сегмент, то абсолютно ничего не потеряете.

Тогда как «Выгорание» пропускать точно не стоит, ибо это, на мой взгляд, самое толковое произведение сборника, где есть интригующая завязка, логичное развитие событий и вменяемая концовка. А речь в рассказе идет о соглашении между подростком и вампиром, который однажды, спасаясь от солнца, забирается в подпол его дома. Естественно, ни к чему хорошему данный союз впоследствии не приводит.

Сразу за «Выгоранием» расположились «Озёрные чудовища Северной Америки», которые по духу оказались весьма похожи на «Чудовищ небес», то есть такими же скучными и ничем не примечательными. Текст повествует о не совсем благополучной семье, обнаружившей на берегу озера тушу неведомого подводного зверя. И в общем-то на этом все. Ничего стоящего с персонажами больше не случится.

«Остановка в пути» — крайне мутная история с ярко выраженным уклоном в сюрреализм, выстроенная вокруг пожилого бездомного из Нового Орлеана, который пытается отыскать свою взрослую дочь. Задачка для человека без денег и так непростая, а тут еще к мужику и странный призрак приклеивается, не давая адекватно воспринимать окружающий мир. Короче, полный абзац. Впрочем, как и сам рассказ.

Закрывает антологию «Хороший муж», чей сюжет сосредоточен на слепой любви, которая не дает супругам расстаться друг с другом даже после смерти одного из них. В принципе, замес можно назвать удачным. Он довольно цепляющий и ладно скроенный. Да и наблюдать за физическими и умственными изменениями у скончавшейся жены главного героя было реально любопытно. Жалко только, что развязка в который раз осталась открытой...

Итак, что же можно сказать о «Земле монстров»?

В целом, это вполне читабельный сборник малой прозы с зачастую интересными идеями, которые по какой-то причине не были раскрыты должным образом. Ну, либо я тупо не дорос до таких «сложных» историй и не смог в полной мере оценить гениальность их автора. Как бы там ни было, попробовать надкусить книгу можно. Ведь не просто так она удостоилась «Премии имени Ширли Джексон» в 2013-м году. Значит, было за что.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

C Баллингрудом я впервые познакомился в дятловском сборнике Lovecraft Unbound, в котором автор (и соавтор) был представлен рассказом «Расселины». По итогу эта работа оказалась одной из лучших в антологии, да и вообще была хороша сама по себе. Поэтому автора я взял на заметку, отчего через некоторое время у нас случилось более близкое знакомство.

Единственная сольная книга автора на сегодняшний день — это его сборник рассказов «Северо-американские озерные чудовища». Девять рассказов, в т.ч. и работа, вынесенная в название сборника. В своей категории сборник боролся за самые разные премии (Стокер, БПФ и МПФ), но выиграл только одну — «Ширли Джексон».

Если коротко охарактеризовать представленные в книге работы, то это немного (самую малость) «странная проза», немного (в тех же небольших пропорциях) хоррор, магреализмЪ, просто хорошая современная проза. Самым близким и схожим примером я бы назвал сборник Джо Хилла «Призраки ХХ века», который тоже непросто уместить в жанровое прокрустово ложе. И еще один объединяющий их момент: оба частенько оставляют финал открытым, настежь, и в голове у читателя остается десяток вопросов и еще на порядок больше ответов на тему WTF? Такой вот творческий приём. Лично мне очень нравится.

Теперь коротко по самим рассказам. «По воле волн» был переведен на русский и рассказывает об изможденной женщине с ребенком, которая встречает странного человека с необычной коллекцией штуковин в грузовике. «Дикий акр» — история о трех мужиках, решивших наказать беснующихся на стройке подростков, и в процессе встретивших жуткое и кровожадное существо. «С.С» — вещь о подростке, чья больная мать занимается поеданием самой себя, а девушка — бойчина нацисткой группировки, склоняющая его к убийству очередного не-белого. Отличная работа. «Расселины» — лавкрафтианский хоррор в ледяных декорациях. Хаски, путешественники, неизведанное... красота! «Чудовища Небес» — пронзительная история о семье, в которой пропал ребенок, и еще о странном ангелоподобном существе, которого они чуть позже нашли. «Выбеленный солнцем» — рассказ о мальчике, который затеял сделку с вампиром. «Северо-американские озерные монстры» несколько двусмысленны: тут есть и труп странного существа, выброшенный на берег туристического озера, и есть откинувшийся с зоны мужик, который отдыхает на этом самом берегу с женой и дочерью. Кто из них монстр настоящий по-моему очевидно. «Дорожная станция» — haunted-история об умершем во время наводнения в Новом Орлеане мужчине, который так до конца и не осознал, что мертв. «Хороший муж» на то и хороший, что дал жене закончить очередную, уже третью по счету, попытку самоубийства до ее логического конца. Однако, на утро жена вернулась...

Прекрасный и весьма самобытный сборник рассказов.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх