fantlab ru

Питер Страуб «Парящий дракон»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Оценок:
113
Моя оценка:
-

подробнее

Парящий дракон

Floating Dragon

Другие названия: Дракон

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вполне спокойная и обыденная жизнь маленького городка Хэмпстед неожиданно нарушена целой серией трагических и загадочных происшествий.

Респектабельные обитатели фешенебельных особняков охвачены ужасом и буквально теряются в догадках, пытаясь найти причину, казалось бы, необъяснимых поступков своих соседей и знакомых. Но им и в голову не приходит, что источник всех бед лежит далеко за гранью реальности…

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1984 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Дракон
1994 г.
Парящий дракон
2003 г.
Парящий дракон
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Floating Dragon
1983 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотя мне довелось подержать в руках довольно много книг, выпущенных в «Шедеврах мистики», я все равно каждый раз восхищаюсь тем насколько качественно были сделаны те старенькие издания. Особенно прикольно выглядит фишка серии в виде краткой характеристики произведения, помещенной на корешке суперобложки (видимо для дополнительного привлечения внимания покупателей).

Вот и книга Питера Страуба «Парящий дракон» удостоилась подобного краткого резюме, сообщающего о том, что перед нами «Роман в духе Стивена Кинга». И самое интересное, что в кои-то веки реклама оказалась права (правда, с некоторыми оговорками).

Итак, в центре внимания книги находится маленький провинциальный городок Хэмпстед в штате Коннектикут (то есть, на северо-востоке США). Когда-то давно он был центром сельского хозяйства и рыболовства, но к концу двадцатого века постепенно утратил свой «производственный» статус и превратился в морской курорт, куда наравне с обычными людьми стали стекаться богачи со всей страны, дабы днем приятно проводить время на пляже или за игрой в гольф, а вечером коротать часы, сидя перед камином в своих роскошных древних особняках.

Иными словами, Хэмпстед — это такой уютный и в чем-то даже идиллический край. Однако если покопаться в истории здешних мест, то можно легко заметить, что каждые тридцать лет на жителей обрушивались различные смертельные напасти, после которых городу приходилось весьма долго восстанавливаться. Причем, как выяснится впоследствии, причиной всех бед являлись не какие-то природные силы, а злая воля конкретного человека по имени Гидеон Винтер, которого первые землевладельцы Хэмпстеда прозвали «Драконом» и убили 1645-м году, дабы он перестал отравлять их быт.

Собственно, роман Страуба начинается с очередного перерождения антагониста, в планах которого не только наконец-таки разрушить курорт, утопив его в реках крови, но и попутно уничтожить последних потомков своих палачей, так удачно вернувшихся в город после продолжительной отлучки. А тут еще как нарочно вблизи Хэмпстеда случилась утечка особо опасного экспериментального газа «ДРК-16», несущего смерть одним и безумие — другим. Короче говоря, положительным героям придется очень не сладко, прежде чем им удастся найти Дракона и разобраться с ним раз и навсегда.

Хотя то, чем страдали персонажи на протяжении второй половины романа, лишь с натяжкой тянет на «поиски». И в этом заключается один из жирных минусов произведения. Казалось бы, все главные действующие лица познакомились друг с другом; обнаружили, что судьба не просто так свела их вместе; и даже выяснили, с какой именно сущностью им предстоит бороться. Было бы логично, если бы далее герои провели мозговой штурм, дабы понять, в кого из горожан вселился деструктивный дух Гидеона Винтера и каким образом можно отправить его обратно в небытие. Но Питер почему-то решил, что данные моменты не слишком важны для сюжета. Поэтому его персонажи будут заниматься чем угодно, но только не делом, а когда Дракон сам практически свалится им на головы, абсолютно нелепо поквитаются с ним буквально за пять минут (ну честно, взявшийся из ниоткуда волшебный меч в хорроре смотрится реально глупо).

Я, конечно, понимаю, что и в романе «Оно» Кинга (у которого с «Парящим» есть общие мотивы) финал также был не самый выдающийся. Однако при этом «Клуб Неудачников» не сидел сложа руки, а все-таки думал над тем как избавить (или не избавить) родной Дерри от поселившейся в нем чертовщины. Тогда как у Страуба герои только слоняются из угла в угол, печалясь из-за приходящего в упадок Хэмпстеда. Ей-богу, не серьезно все это.

Причем, писатель посчитал, что читателям будет мало подобного топтания на месте и обильно сдобрил повествование побочными эпизодами, которые в итоге никак значимо не повлияли на развитие истории. И не просто сдобрил, а изложил во всех мельчайших подробностях, из-за чего нагнал дополнительной усыпляющей тоски. В общем, опять Питеру не повезло с редактором, способным направить его фантазию в более емкое русло.

А ведь из «Парящего дракона» действительно могла бы получиться конфетка, если бы автор убрал из него все лишнее (в том числе, и невнятную тему с «ДРК-16») и сделал бы своих протагонистов более инициативными. Сами-то персонажи вышли любопытные и замес с их участием вызывал неподдельный интерес и интриговал на протяжении всей книги, но вот исполнение текста, увы, подкачало.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох и намудрил конечно Питер Страуб. В двух словах о романе не сказать. Постараюсь обо всем по порядку. Тем более произведение вышло весьма объемное. Его можно разделить на введение и три части.

Введение. Его обьем на самом деле невелик. Но именно с него стоит начать читать крайне внимательно. Главы короткие,с разбросами по времени, персонажей куча. Читая это, думаешь будто читаешь какой то сценарий для фильма. Забегая вперед скажу что это продолжится и в остальных частях. Вполне допускаю, что у Питера Страуба была задумка и желание что его роман экранизируют, как допустим уже экранизировали Историю с привидениями в 1981 году. Уже в введении нам показана смерть первой жертвы, правда завуалированно, наводя след на маньяка.

Часть первая. Идет постепенное знакомство с главными героями, и уже повзрослевшим Табби Смитфилде о котором было сказано в введении. Продолжаются убийства неизвестного маньяка, главные герои съезжаются в Хэмпстеде, потихоньку знакомятся и тд. К большому сожалению, будет и очень много всякой воды, что и натолкнуло меня предположить о экранизации. В этой же части мы сталкиваемся с ложным злом. Такое ему определение ему можно дать не потому что падало ложное подозрение, а лишь потому что оно не основное. Само присутствие вируса ДРК в романе очень спорное, и не совсем как бы подходит под определение жанра мистики. Как выяснится позже это была лишь разминка и роман еще будет нашпигован чем только можно было. Многое можно сказать о Лесе Маклауде,корпорации Тэлпро, но не хочется сильно спойлерить. Важно отметить что к концу первой части Питеру Страубу удается привлечь внимание к роману с повышенным интересом. Тем более к этому месту уже потихоньку начинаешь запоминать всех обитателей Хэмпстеда. Стоит упомянуть что в романе появляются медиумы-телепаты, кто именно писать я естественно не стану, но это в сюжетной линии сыграет свою роль.

Часть вторая. На поле боя выходит Дракон, происходят загадочные явления, главные герои стараниями старого Грэма Вильямса объединяются. Город потихоньку охватывает паника, хоть и маньяка ликвидировали, все равно убийства не заканчиваются. Далее Грэм углубляется в историю города рассказывая как ковырял архивы, ворошил прошлое и даже участвовал в противодействии зла. Речь пойдет о том что четыре главных героя, потомки тех самых основателей Хэйстеда. Которые в свое время не очень хорошо поступили с Гидеоном Винтером. Тем сильнее Страуб нас запутывает, а может зло то и вовсе не зло. К сожалению картина вырисовывается такая, что по сути ничего не сказано о возможных планах Дракона, его конкретных целях. Массовые самоубийства совсем юных детей, гигантский пожар с сумасшедшей температурой которая уничтожила все пожарные расчеты, происшествия в поллицейском участке где никто не выжил считай. Разве нельзя было эвакуировать весь город, тем более некоторые жители запросто уезжают. Мы не увидим тут безнадежного положения которое можно прочесть в «Сияние» Стивена Кинга или «Кусака» Роберта Маккаммона.

Часть третья. Ажиотаж и трепет к этой части потихоньку уже спадает, как и собственно интерес. Честно говоря это впервые такое, когда в хоррор романе в самый разгар читается так. Причина кроется в бездействии главных героев, не принимаются никакие попытки. Лишь посиделки у Грэма со старыми байками, часть из которых он мог рассказать причем задолго до роковых событий. Ожидал что финал откроет глаза на многие вопросы, зря надеялся. Концовка показалось и вовсе сказочной. Как выяснилось Дракон не любит песен)

Итог: Хорошая задумка, с местами очень увлекательным материалом, но сыровато. Вместо того что бы продумать до конца что то одно, Страуб напихал кучу всего. На сайте в Жанрово-тематическом классификаторе ничего не сказано о поджанре фэнтези в романе, а зря. Считаю когда обычный человек садится на катер, плывет на нем, на него нападает злодей, он берет в целях защиты брусок что рядом лежал, и этот брусок превращается в меч, то это явная отсылка к фэнтези. Как и собственно финальная материализация Дракона в то самое существо из сказок.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу повествование кажется рыхлым. Оно распадается на отдельные эпизоды, из которых никак не складывается связная история. Эксперименты со стилем, на мой взгляд, неуместные, тоже не добавляют тексту цельности. К тому же, вольно или невольно автор практически в самом начале романа дает читателю понять, чем все кончится — в очень общих чертах, конечно, тем не менее, это убивает значительную долю напряжения. А старательные экскурсы в личную жизнь, прошлое и «богатый» внутренний мир персонажей почему-то вовсе не добавляют картине красок и объема. Нет, так чтобы откровенным картоном эти описания не выглядят, скорее походят на элементы сценария добротного телесериала: «а это Сара, и она изменяет Майклу», и прочее в том же духе. И вроде правдоподобно выглядит — бывают в жизни такие вещи, и в то же время как-то бессмысленно.

Как и некоторым другим рецензентам мне показалась совершенно излишней сюжетная линия техногенной катастрофы и ее последствий, в особенности, неизвестного заболевания. Это не было интересно, и несмотря на авторские усилия, выглядело чем-то абсолютно чужеродным даже в таком эклектичном произведении, как «Парящий дракон». Пожалуй, Страубу так и не удалось увязать все придуманное в логичную и строгую мозаику, в котором каждый элемент смотрится на своем месте. Тем не менее, где-то с середины второй части в этом своего рода винегрете начинается прослеживаться общий сюжет. Но опять же, сюжет, на мой вкус, выглядит как-то недоделано: что именно и почему происходит, по большому счету, так и не объясняется. Загадки, заботливо придуманные автором, разгадки так и не получают, волей-неволей возникает мысль, что и сам автор толком не знает, что за беда происходит с Хэмпстедом. Временами текст создает ощущение топтания на месте. Герои практически до самого «пушного зверя, склонного к ожирению» не слишком пытаются разобраться в происходящем и предпринять что-то для спасения от надвигающейся угрозы. Старик, который давно уже всё знает, отчего-то не торопится сообщить товарищам по несчастью страшную правду. С другой стороны и пробудившееся зло тоже действует будто наобум, не торопясь покончить со своими врагами, а казалось бы, чего тянуть? Ну, потусторонние силы — они и есть потусторонние, мотивы их загадочны... Всю книгу противник выглядит необыкновенно могучим, в конце концов же повергается с необыкновенной легкостью. Вот не возникает ощущения, что герои уцелели буквально чудом, скорее вспоминается бессмертное «пришёл, увидел, победил». И кажется, что авторский замысел был сложнее и глубже того, что в итоге получилось. Замах на рубль, а удар пусть не на копейку — на двугривенный. Тем не менее, роман я оценил высоко. Причинами тому были богатство авторской фантазии, увлекательность, с которой (по большей части) эта фантазия изложена на бумаге, и финал. Странный даже до нелепости, он, тем не менее, выглядит в чем-то глубоко правдивым и закономерным.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение большого объёма, с большим количеством событий, содержит элементы как мистики — источник зла, периодически терзающий небольшой городок, с сопутствующими этому злу инфернальным порождениями — призраками, зомби, внушаемыми суицидными намерениями, так и хороора — убийства с особой жестокостью и даже научно-фантастической составляющей — аварией на объекте по производству биологического оружия.

Действительно, много идей похоже заимствовано Стивеном Кингом для «Оно», конечно на абсолютно ином качественном уровне.

Отдельные сцены и эпизоды обрисованы очень хорошо, но в целом сущность поведения дракона и борцов с ним отражены весьма невнятно, сомнения остаются. Как вывод: беллетристика приемлемого уровня, но всё же не выдающийся шедевр жанра «мистика-хоррор».

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё отношение с книгами Питера Страуба складывается непросто. А после «Истории с привидениями» которая, в общем то, мне не понравилось , от «Парящего дракона» я много и не ждал. Тем более, по отзывам, этот роман не самое лучшее, что написал Страуб.

Но, на мой взгляд, произведение вышло неплохое.

Правда, этот роман очень похож на книгу С. Кинга «Оно». Сюжет одинаков — некая злая Сущность захватывает небольшой американский городок. Раз в тридцать лет в местечке происходят массовые убийства, пожары, исчезновение людей. Компания из четырёх главных героев, наделённых неким даром, пытается противостоять Злу. Все один в один, как и в книге Кинга. И композиционно произведение построено аналогично — каждая глава рассказывает о приключениях какого-нибудь одного персонажа. Финал у этих двух книг также практически одинаковый. И кроме всего этого есть множество мелких деталей, сцен, образов, почти идентичных книге «короля ужасов».

Я даже подумал о плагиате, ведь Кинг и Страуб работали вместе над несколькими книгами. Но, посмотрев на даты издания удивился — «Парящий дракон» написан на три года раньше кинговского «Оно» ! Так что, скорее Кинг повзаимствовал идеи Страуба для своего бестселлера.

Поэтому, если кому-то понравилась эта широко известная книга С. Кинга, то и менее разрекламированный «Парящий дракон» тому читателю должен показаться интересным. Лично для меня, «Оно» — одна из самых любимых книг Кинга, и знакомство с «Парящим драконом» было подобно чтению ее ремейка, причём, очень высокого уровня.

Но, роман не без недостатков.

Во-первых, есть много лишних сюжетных линий, которые только перегружают книгу и являются совсем необязательными. Например, зачем автор вставил в произведение историю про химическую аварию на заводе? Это дань роману Д. Герберта «Туман»? По-моему, эта история выбивается из общего сюжета книги.

Во-вторых, книга написана довольно сложно — повествование ведётся от лица множества героев, сюжет скачет взад-вперёд по времени. По-началу, читать очень сложно, привыкаешь к этому только к середине романа.

В-третьих, в произведениях Страуба мне не нравится то, что писатель напихивает в свои книги уж очень много разнообразных монстров и кошмаров. Тут и ожившие мертвецы и привидения и утопленники и потусторонние чудища и твари. Получилась сборная солянка. Обо всем этом уже писали в других отзывах, и, по-моему, это справедливо. Книга получилась несколько перегруженная.

Но, все-таки, книга мне понравилась. Просто, нужно немного потерпеть, привыкнув к стилю романа, а когда прочитана треть книги, сюжет становится увлекательным, и уже не отпускает до конца.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое, пожалуй, интересное в этом романе Страуба – отдельные эпизоды. Со временем забывается и сюжет, и отношения героев, но отдельные сцены: попытка ограбления, голова дракона, подымающаяся между страницами книги, разжиженный человек, изнывающий от похоти в грязной подворотне,

противостояние перепуганного мальчишки и зловещего рыбака… Книга Страуба – именно парение, дым, морок – отсюда и размытость, и неточность, и обрывочность. Написано сие замечательно. Единственное – финальная битва с драконом вышла блеклой. В остальном же – вполне достойно прочтения

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Верите ли вы ... в Зло? Да, как же в него не верить!? Оно кругом . Его бывает так много, так концентрированно, что даже можно потрогать , услышать запах зла .

Вот и в этой истории много зла. Зла , с одной стороны потустороннего ( жуткие привидения) , а , с другой стороны, вполне реального — выпущенный по халатности смертельный вредоносный газ. Куча галлюцинаций.

Много в этой истории жутких сцен, кровавых, тошнотворных , много и семейных историй , скелетов в шкафу, историй о людских судьбах .

Мне было интересно, правда, « История с привидениями « его же понравилась больше.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если честно, какой-то не очень ровный роман, полный дыма,тумана,неясных личностей. Если этого писатель и добивался, то у него получилось. Но совсем не разочарован, хотя «осиливал» урывками где-то в течение полугода.

Жизнь маленького американского городка и деградация его жителей,

наверно,не без «помощи» загадочного дракона,

внушающего людям разные неблаговидные поступки...

Если взглянуть на роман как нецелое произведение.через какое-то время,приходит мысль о вероятности задумки автора создать роман именно таким.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«I wanted to write a special effects show. Something that would make the reader's jaw drop and make them think 'I can't believe that I'm reading this.'» — Peter Straub on writing «Floating Dragon».

Небольшой приморский город Хэмпстед, отличающийся от своих братьев в неуютном штате Мэн, пожалуй, лишь толщиной кошелька его жителей, как принято писать в аннотациях, «погружается в пучину кошмара» — зверски убита одна из горожанок и это, конечно же, лишь начало. Одновременно на фабрике неподалеку, в лучших традициях триллеров Дина Кунца, происходит утечка опасного газа ДРК-13. Инцедент канонично замяли военные, а ДРК уже парит в сторону Хэмпстеда...

Роман создавался Страубом по возвращении на родину из Англии, писатель с семьей поселился в городе Вестпорт, который и стал прототипом места действия романа. По словам автора, после стольких лет проведенных вдали от дома, американцы его шокировали. Своеобразный американский менталитет — детская непосредственность в общении с малознакомыми людьми, напускная искренность, вернее, симуляция искренности, после строгой Англии смутил писателя. Культурный шок от возвращения в собственную страну Страуб решил показать в своем новом романе. А локальная техногенная катастрофа, увиденная им в новостях, превратилась в линию с газом ДРК, сеящем безумие в спальном городке.

Эти два момента послужили побудительным мотивом к написанию «Прящего дракона», но в самом романе их по сути-то и нет. Идея с «культурным шоком» — да, о'кей, это весьма интересно, но где раскрытие темы? В книге об этом сказано мало, бессовестно мало, что выбивает из-под текста основу, делая роман собственно и «безыдейным» каким-то. Страуб описывает историю Хэмпстеда, старательно наполняя ее загадками и тайнами, требующими того, чтобы их разгадали читатели, вводит несколько основных и второстепенных линии, стараясь затянуть сюжетный узел, кажется, делает все, чтобы создать масштабное полотно с объемными персонажами. Проблема в авторском методе — Страуб, как, если не ошибаюсь, он сам и говорил, задумывал смешать архитипы жанра — трупы-утопленники, перебинтованные с ног до головы фигуры, таинственные зеркала, летучие мыши, ужасные призраки и все в том же духе. Если похожая ситуация в «Истории с привидениями», где так же было множество канонических «пугалок», органично уложилась в великолепный роман, здесь переизбыток символов сыграл злую шутку — не оригинально, совершенно не ново. Говоря прямо, многие из составлящих представляют собой самые худшие черты жанра. Четверка главных героев — женщина, мужчина, старик и ребенок. Отрицательный персонаж — очередное воплощение мирового Зла, которому все не имется. Читать об этом противостоянии не то чтобы скучно, читается на удивление легко, просто нет смысла — ну зачем? Страуб, между тем, видимо добился своего — я несколько раз задавался тем вопросом — «Не могу поверить, неужели я это читаю???». Нестандартная композиция с частично нелинейным повествованием и яркие образные описания уже не могут ничего исправить и текст совершенно не украшают. Многие линии не доведены до конца, другие грубо оборваны, что в свою очередь создает ощущение непродуманности развития сюжетной линии, которую Страуб кидает то в одном, то в другом направлении.

Неудачная работа талантливого и вполне интересного писателя. Интересно, что примерно в это же время писался знаменитый «Талисман», благодаря которому многие собственно и узнали, что есть такой Питер Страуб и решили найти его романы, и судя по качественной соавторской работе, у Страуба не было никакого писательского спада. Тогда ситуация с «Парящим драконом» вдвойне непонятна — как один из авторов «Талисмана» мог написать настолько слабый роман? Ну что же, у всех случаются неудачи, как это ни прискорбно — этот роман тому пример.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень неровная книга Страуба. Необычна композиция романа: действие развивается скачками, до забегает вперед, то возвращается в прошлое, то развивается в настоящем... Однако в данном случае подобное строение романа представляется мне немотивированным: о многих событиях читатель узнает слишком рано, что совершенно не способствует поддержанию настоящей интриги. Страуб вмещает в роман слишком много: родовые проклятия, сложную личную жизнь героев, преступную деятельность военно-промышленного комплекса, способствующую материализации сил зла. Многие авторские построения, сюжетные ходы, кажутся надуманными и искусственными, а возникающие по ходу чтения вопросы остаются, увы, без ответа. Особенно вышесказанное касается финальных сцен романа. Правда, отдельные эпизоды Страубу удаются, и удаются просто великолепно. Но связного, выстроенного железной авторской рукой каркаса, который обеспечил бы всему роману солидный запас прочности, у Страуба не получается.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень понравилась, хочу даже еще раз как-нибудь перечитать. :smile:

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение здОрово осложняет обилие имён и названий. А так, вполне неплохо.

Правда концовка какая-то смазанная. Мол герои разошлись, чтоб через 30 лет снова встретиться и встать на борьбу с драконом...

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх