FantLab ru

Анджей Сапковский «Сезон гроз»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Голосов:
2381
Моя оценка:
-

подробнее

Сезон гроз

Sezon burz

Роман, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

Уважаемые господа!

Мне приятно сообщить, что вскоре в книжные магазины попадет новый роман Анджея Сапковского «Ведьмак. Сезон гроз». Се — новый Сапковский и новый Ведьмак. Мастер польской фантастики снова удивляет нас. Потому что «Сезон гроз» не повествует о молодых годах беловолосого убийцы чудовищ — и не повествует о его судьбе после смерти/несмерти, завершающей последний том саги. «Никогда не говори никогда!».

В романе появляются персонажи, прекрасно известные читателям, такие, как верный друг Геральта — бард и поэт Лютик — а также его любимая: роковая чародейка Йеннефер, однако на сцену выходят и герои — буквально и в переносном смысле — из совершенно других сказок. Люди, нелюди и магическим искусством вскормленные чудища. Повествование начинается согласно правилам жанра: с землетрясения; позже напряжение лишь возрастает. Ведьмак ведет смертоубийственный бой с хищником, живущим лишь для того, чтобы убивать, потом вступает в схватку с рослыми и не слишком симпатичными городскими стражницами, оказывается перед судом, теряет свои славные мечи и переживает бурный роман с рыжеволосой красоткой по имени Коралл. А на фоне всего этого — интриги королей и магов. Гремят молнии и безумствуют бури. И так — все 404 страницы захватывающего чтения.

«Ведьмак. Сезон бурь» — особый роман в истории саги: не начало и не продолжение. Как пишет автор: «Сказание продолжается. история не заканчивается никогда...»

© перевод аннотации ergostasio

В произведение входит:

8.36 (774)
-
7 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «Nagroda im. Janusza A. Zajdla»  >  антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014», 2014 г.  >  Powieści (fragmenty)

— цикл «Ведьмак Геральт»


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Приз зрительских симпатий: Книга

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2013 // Роман

номинант
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2014

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года. 2-е место

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Польский роман года. 3-е место

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2014 // Фэнтези или хоррор (Польша)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Фэнтези года


Сезон гроз
2014 г.
Сезон гроз
2016 г.
Ведьмак. Сезон гроз
2017 г.
Сезон гроз. Дорога без возврата
2019 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2014
2014 г.
(польский)
Відьмак: Сезон гроз
2017 г.
(украинский)
Season of Storms
2018 г.
(английский)
Season of Storms
2018 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — не продолжение саги о Ведьмаке, ни в коем случае. Это, я бы сказала, это лишь одна из зарисовок его приключений, действие которой происходит еще до знаменитой принцессы-упырицы («Ведьмак»), но после знакомства с джинном и Йен («Последнее желание»). Предназначение еще в королевской песочнице играет, а слава про резни в Блавикене и Йелло уже разошлась по миру.

В произведении сразу несколько сюжеток, переплетенных между собой — расследование чародеев, похищение мечей, охота на агуару, шедевры генной (модификации) магии, свадьба короля... Всё это на фоне политических интриг (какая же королевская свадьба без подковерных игрищ), но в меру, не так избыточно, как в «Часе презрения», например. Великолепные интерлюдии от лица других героев, связки с предыдущими событиями, намеки на последующие книги (которые я уже читала). Очень в духе «Владычицы озера» последняя глава книги, с Нимуэ. Судя по разговорчивости белоголового, есть сомнения, что это был Геральт.

Отдельно хочу отметить труд переводчиков. По совету знающих людей взяла любительский, и ничуть не пожалела, великолепное исполнение. Удивило в книге, пожалуй, обилие эпиграфов из Кастанеды, и даже один — нашего Пелевина.

Эх, кончилась моя бумажная сага... Может, теперь взяться за компьютерную версию Ведьмака? ;-)

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не слишком удачное произведение, написанное вдогонку к игре (что бы автор ни говорил) и лишенное былого очарования. Впрочем читать все равно можно хоть конечно в подметки не годится основному циклу. Может все дело в том, что автор нарушил свой план и клятву, что цикл завершен, «Владычица Озера» последняя книга, история закончена и продолжений не будет. А тут вдруг пришлось куда-то впихивать еще одну сверх плана. Похоже такое изнасилование сюжета не прошло для автора даром. Хоть и помогло поправить финансы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По сути Сапковский должен приплачивать CD Projekt (авторы The Witcher 1-2-3) за популяризацию его книжного цикла. Куча людей (особенно молодежь) взялись читать книгу после прохождения игры и просмотра сериала. Ну а сериал вряд ли бы состоялся (в таком бюджете и авторстве) без успеха игровой вселенной по Ведьмаку. К чему все это? Да просто в «Сезоне бурь» чувствуются явные отсылки к сюжету игры. Взять хотя бы идею оживления героя и все последующие из этого коллизии. Хоть Сапковский с пеной у рта отрицает влияние игры на сюжет (она вышла раньше) и всячески ставит себе в заслугу ее успех. По мне так пан лукавит. А «Сезон бурь» выглядит попыткой (не слишком удачной) запрыгнуть в уходящий поезд и приобщиться к успеху игровой серии. Во всяком случае такой сложилось у меня впечатление. Позже АС решил поступить проще и подал в суд на студию. Суть претензий — «Заключая контракт я думал, что не попрет и взял синицу в руке. А оно поперло и теперь обидно — такой журавль мимо пролетает».

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучше бы я эту книгу не читал. Цельного повествования нет, последовательной логики развития событий нет, реалистичности нет. Воспринимается как сказка, прибаутка о ведьмаке. События притянуты за уши. Такое впечатление, словно автор придумывал все на ходу, что бы там его написать интересного. Получилось, что начало провисает: скучное и тягомотное, дальше немного начинает сюжет работать, потом обрывается и идет в другую сторону ( для меня самую интересную ) —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
об лисе-оборотне агуаре

Дальше опять ненужная связка и интересное событие —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
об убийстве шизонутого чародея

А дальше тупо фейлы — друг за другом. События возникают как не пришей п..де рукав: банальные, примитивные и просто тупые.

Окончание вообще — хоть бери и прячься. Пишет автор, что называется, а стыдно мне.

Если бы знал, что меня ждет — ни в коем случае не читал бы.

Всем кто берется за книгу после оригинального завершенного цикла — не рекомендую.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Основная сага о ведьмаке была закончена в 1999 году. И, вдруг, спустя практически 15 лет, в 2013 году выходит книга «Сезон гроз». Мир ведьмака напоминает Средневековье и основан на славянском фольклоре. В нем присутствует множество государств, постоянно плетущих политические интриги. Есть также лорды и короли, рыцари и крестьяне, чародеи и, конечно же, ведьмаки – наемные охотники на жутких монстров. По стилю роман находится на границе между темным и героическим фэнтези. Он сдобрен едкой иронией, глубокими размышлениями, пылкими чувствами, впечатляющими боевыми сценами, скользкими политическими интригами и настоящей дружбой. Как и в любом темной фэнтези, мы не видим добра и зла, лишь оттенки серого. Меньшее либо большее зло – именно такой выбор встает перед ведьмаком. К чему приведет тот или иной выбор, предсказать практически невозможно. Тут пан Сапковский может нас удивить.

Данный роман по сути является приквелом к основной саге. Заканчивается он тем, что Геральт собирается отправиться расколдовывать принцессу-стрыгу. Большая часть событий вращается вокруг города Керака, столицы одноименного королевства. По сфабрикованному обвинению Геральта сажают за решетку. Но за него вносят залог, и, выйдя на свободу, ведьмак узнает, что кто-то украл его мечи. Как выясняется, за его заточением и последующим освобождением стоит чародейка Литта Нейд, по прозвищу Коралл. Но к исчезновению ведьмачьих мечей она отношения не имеет. Без своего оружия Геральт зависим, и каждый пытается использовать его в своих целях, поручая разные задания. И эти события напоминают отдельные истории – настолько они не связаны между собой. Этим роман напоминает первые два сборника саги, но «Сезон гроз» порой не дотягивает до них по глубине мысли и морали. Если в сборниках каждая история – это законченный, хорошо проработанный сюжет, то здесь события воспринимаются как рядовой квест. Также к минусам я бы отнес перевод. Нет, сам по себе он хорош, но по атмосферности уступает переводу основной саги.

Сапковскому сложно было не опускать планку после эпичных событий «Владычицы озера». И порой возникает ощущение, что автор умышленно, в угоду читателю раздувает значимость происходящих событий: дворцовый переворот в маленьком королевстве, горный замок с чародеем-садистом, ураган, уничтоживший часть приморского города.

В «Сезоне гроз» поднимается меньше вопросов морали и философии, чем в первый двух книгах саги, меньше эпичности и глобальных событий, чем в последующих, зато здесь много экшена. Присутствует и линия отношений. Геральт всё также нравится женщинам. Особую слабость к нему питают чародейки. Исключением не стала и Литта Нейд. Ну и куда же без Йеннифэр… И отношения, описаны очень вкусно.

Первую часть книги не покидало ощущение, что это не тот ведьмак. Как-то всё иначе! Но вскоре это чувство прошло, и я просто получал удовольствие от хорошей книги. Мы встречаем так полюбившихся нам героев: Йеннифэр, Лютика и, конечно, же Плотву. Новые герои тоже получились довольно яркими. Я бы выделил Литту Нейд, её ассистентку Мозаику, амбициозного мага-психопата Сореля Дегерлунда, доблестного хранителя порядка Франса Торквиля, ну и, разумеется, стражниц из Керака. На страницах романа вы видим великолепно поданный мир, погружаемся в пучину событий, наблюдаем скользкие интриги и неумолимо приближаемся к концу. Совсем не хочется, чтобы книга заканчивалась. Ведь несмотря на все недостатки, это достойное продолжение саги, так полюбившейся мне. Роман оставляет приятное впечатление и легкий запах свежести, как после грозы. Может он несколько и недотягивает до книг основной саги, но я не жалею о её прочтении. И рекомендую всем любителям вселенной ведьмака.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, книга прочитана. Пан Сапковский подтвердил свое право называться метром. Книга написана великолепным, сочным языком. Даже по прошествии нескольких лет с момента почтения, некоторые моменты держатся в памяти. Особенно моменты, когда Геральт пугает оборотня. Спасибо автору за эту возможность ещё раз посмотреть на мир ведьмака, каким его видит автор.

Теперь о плохом. О моих эмоциях. Не думаю, что автору может быть интересно мнение человека, ничего не писавшего длиннее школьного сочинения, но я его все равно озвучу. Я видел три возможных варианта написания книги.

• предыстория, например, про молодого Весемира, про мир полный чудовищ, про становление школы волка. Это можно было превратить в настоящее темнее фентези.

• продолжение, но продолжение сделали уже другие поляки

• рассказ о приключениях Геральта.

Автор выбрал именно 3 вариант. И мне грустно. Роман написан по основному правилу ситкома. Чтобы ни случалось с героями в процессе, все должно вернутся к исходному состоянию в конце. Вот и Геральт... Ничего нового в его личности не происходит, это всего лишь кусок его жизни. Значимый, да. Но мне не стало лучше от того, что я его узнал. Отдельно скажу об эпилоге. Ох... Я до сих пор не могу отделаться от мысли что автор говорит: «Смотри, вот как надо! Вот настоящий финал мой истории!»

И теперь после прочтения книги у меня есть два финала:

• Один написанный метром про столетнюю охоту на сколопендроморфа.

• Второй про то где Цири сражалась с белым хладом, где Господин зеркало желал душу Ольгерда, где несчастный Детлаф мстит предавшим его людям

Прости пан Сапковский, но выбор для меня очевиден, пусть Геральт будет первым ведьмаком умершем в своей постели. И своя винодельня мне милее большака.

Почему я сделал такой выбор? «Я слишком люблю счастливые финалы!»

Какую оценку поставь? Не знаю. Книга понравилась? Определенно да! Стоит читать фанатам? Да! Прочитаю ли я новую книгу из серии ведьмак? ДА!!! Почему же мне так грустно от этой книги?

Оценка: нет
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сын сидит и рубится на SonyPlaystation в очередного «Ведьмака» и говорит, что-то типа: «Вот пап, классная игруха! Должна тебе понравиться.» Тем более, мол, ты даже книжку читал…

Забавно. «Даже книжку читал». Как будто мимоходом съел беляш на вокзале и он, о чудо, был съедобным. Как объяснить этому чаду, что «Ведьмак» для меня это не просто книжка? Это любовь к фэнтези, литературе, к чести и долгу, в конце концов. Ведь Геральт же воплощение долга, каким бы мы его хотели видеть, или я со временем все идеализировал?

В какой-то степени «Ведьмак» это для меня эпоха, которая в купе, с другими воспоминаниями и переживаниями из 90-х, формировали мой характер, мировоззрение и были гаванью для отдыха в довольно смутные времена .

И вот как-то после этих слов сына, на меня нахлынула ностальгия. И вспомнил я, что так не решился прочитать «Сезон гроз», хотя книгу купил сразу, как только вышла.

Боялся. Боялся испортить впечатления юности. Ну, потому что «два раза в одну реку не войдёшь», потому что я изменился, потому что помню кучу критики по поводу этого произведения в далёком 13/14м году… И это всё если не пугало, то настораживало. Но с другой стороны, сколько можно откладывать?

Решился, и мне понравилось. Вроде всё без затей, ровно и башню уже, конечно, не сносит, как это было лет 20 назад, но как же душевно… Читаешь и наслаждаешься каждой главой, каждой страницей. Начинаешь вспоминать за что так любили слог Сапковского – сочный, ёмкий, с широкой палитрой речевых оборотов. За шутки, припечатывающие с пол оборота. И конечно за настроение. Какая-то тоска по несостоявшемуся чуду, по неразделённой любви, утраченным надеждам и полузабытым снам… Всё это есть в «Сезоне гроз». Возможно, нет захватывающего сюжета, который бы смог сыграть соло и сделать книгу шедевром. Но и этого мне было более чем достаточно.

Надо понимать, что этот роман играет только в контексте, только как ещё одна возможность вернуться в мир «Ведьмака», каким его видит сам Сапковский, а не продюсеры сериала или видеоигры. И никак по-другому.

Но и за это Автору спасибо!

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал последнюю книгу из цикла о Ведьмаке «Сезон гроз». Ее события разворачиваются до основной истории всех предыдущих книг и рассказывают о приключениях Геральта до начала главных событий серии. Этот роман был написан после солидного перерыва, но стиль не сильно отличается от «Владычицы озера». Я ожидал, что здесь история будет акцентирована именно на охоте и борьбе с монстрами, как в рассказах. К сожалению, Сапковский и в этот роман впихнул политические интриги да еще и поставил их в центр сюжета всей книги. Борьба с монстрами тоже присутствует, но она тут даже не на вторых ролях, а лишь в качестве фона для основной сюжетной линии.

Даже несмотря на некоторое разочарование от вышеупомянутого, читать было интересно. Причины этому две: Геральт в течение почти всей книги в центре сюжета (что в романах о Ведьмаке случалось не так часто); и новые персонажи, кроме того, что расширяют мир Ведьмака, так еще и достаточно харизматичны и интересны.

Не дает заскучать и динамика сюжета. За 350 страниц Геральту удается потерять свои мечи, подраться с группой женщин-часовых, несколькими искусственно выведенными монстрами, разбойниками, магом и довольно сильным монстром, а также пережить серьезное цунами. И на каждый из этих эпизодов выделено достаточно времени, ни один из них не является проходным и все они хорошо вплетены в общий сюжет.

В целом, роман получился довольно интересным, но до уровня рассказов, или «Владычицы озера» не дотягивает.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Смешанные впечатления от книги. Вроде тот же самый Ведьмак, те же любимые герои, тот же мир...но ощущения сумбура после прочтения. Как-будто содержание нескольких рассказов было втиснуто в рамки романа, причем увы интриги не наблюдается, если не считать дворцовых интриг при дворе Белагуна, которые почти не интересны. И возможно книга понравилась бы мне больше, если бы Геральт не был показан таким ловеласом, доказывающим свою мужскую силу любой более-менее привлекательной женщине в его округе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну всему же есть свои пределы. Йен, беседующая с двумя его любовницами и сохраняющая при этом спокойствие, — это перебор

А так вся книга череда странных событий, которые происходят с ведьмаком, его втягивают из одной трясины в другую, а он вместо того чтобы взять и уехать из этого несчастного места, почему-то остается, как марионетка в руках интриганов. Не покидало ощущение нотки фальши при прочтении, как будто автор скорее вспоминал о том каким же Геральт должен быть, — брутальным и суровым воином, вздыхающим о своей Йеннифер в чьих бы объятиях ни был, а не действительно хотел написать интересную историю, которая бы добавила что-то в мир Ведьмака.

Книга и понравилась и нет. Читалась она легко и я не против продолжения, но только с более крепким и продуманным сюжетом.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось. Даже очень. Вернее как, первая треть книги прошла в один миг, вторая – в другой миг, языком Сапковского упиваешься, миром, который он рисует, прямо очаровываешься, всякими славянизмами да стилем под старину и просторечье вкупе с гастрономическими и техническими изысками – восхищаешься. Схватки описаны вполне ярко, как и те, с кем они происходят, постельные сцены – с должной живостью и иронией (ирония вообще сквозит из книги напропалую, но её ровно столько, сколько нужно, дабы не превратить всё в балаган или наоборот в депрессивный мрачняк), момент с веснушками – наповал просто; диалоги и описания – аналогично по живости и иронии, кроваво-кишкообразные подробности – так, что не вызывают ощущения ненужности или нарочитой мерзости, всё в меру, а это тоже нужно уметь. Фансервиса довольно много, даже мне, читавшему лишь несколько рассказов да неоднократно проходившему игру, хватило тех куцых обрывков знаний о мире, его правилах и персонажах, дабы не путаться и не озираться по сторонам, бредя по сюжету. С этой точки зрения произведение полностью замкнуто в себя, его можно читать, имея лишь мизерные познания о мире, потери в понимании не будет, тут уж автор постарался. Вдобавок я еще и словил нечто вроде ностальгии, настолько живо припомнились игра и рассказы, а ведь было это давно, больше пяти лет прошло. Но к сожалению, последняя треть книги, а именно, события, начинающиеся с путешествия Геральта после телепортации (да и непосредственно до оной – той еще спорности ход), уже несколько вязнут в зубах. Появляются затянутости, становится очевидно, что автор пытался подогнать происходящее под финал, не особо при этом изящничая. Потому что местами откровенно топорные развязки соседствуют со столь же топорными идеями, и увы, всё смазывается. Читать по-прежнему интересно, но уже не так, как первые две трети книги, которые буквально за два неотрывных захода прошли. Как будто срабатывает какой-то датчик перенасыщения.

И тем не менее, никакого неожиданного перекоса сильного не было, а значит, находиться в этом мире и с этим героем было приятно от начала и до конца. А что у Сапковского не хватило должного изящества, дабы обыграть ряд ходов – ну, видали мы и книги с куда более небрежными окончаниями.

И главное, что хочется сказать: «Сезон гроз» совершенно не оставляет ощущения оторванности, отпочковывания от ведьмачьего цикла. Т.е., не выглядит ненужным придатком к циклу, история, хоть и содержит постоянные упоминания и детали оного, всё же является тем самым звеном, которое запросто может существовать отдельно от цепочки и иметь при этом свою ценность. В наш век многочисленных приквелов или ненужных, но склёпанных по заказу публики продолжений подобное – редкость.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мэтр опять за роялем :) Книга на уровне средней новеллы из классических сборников. Событий намешано конечно многовато, но читается по прежнему на одном дыхании.

Что конкретно покоробило — автор перегнул с «романтическими линиями». Геральт показан ну прямо каким то мегаозабоченным. Буквально, ни одна упомянутая в тексте юбка мимо не прошла. Лютик нервно курит в сторонке. и тоже в буквальном смысле :(

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман из цикла «Ведьмак Геральт». Так сказать -вставка в цикл,уже созданный и полюбившийся читателям, из 2013 года. Добротный солидный роман. Тема взаимоотношений Геральта и Йенифер автору не даёт покоя, как-то он её не вырисовал в цикле полностью.Весь сюжет -приключенческий, но главная линия — это линия загадочной любви Геральта и Йенифер. Недомолвки, упрёки,тяготение двух человек друг к другу.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Минувшей ночью, не прошло и пяти лет, прочел «Сезон гроз» пана Анджея. Побаивался читать все эти годы, если честно.

Худшие опасения не подтвердились, а больших надежд не питал. Слишком много было разочарований с подобными «возвращениями в лит. мир». Когда автор спустя 15 лет возвращается к героям, успевшим стать не просто популярными -- культовыми, очень часто не дотягивает до когда-то заданной планки... Помню третью часть «Белого ягуара», приписанную четверть века спустя -- УГ страшнейшее. Помню тошнотворные поздние романы Гаррисона о Стальной Крысе. Помню... Впрочем, не будем о грустном -- Сапковский не подкачал.

Не шедевр, да.

Вот у художников бывают авторские копии картин, так? А «Сезон гроз» мне показался очень качественным авторским фанфиком -- звучит оксюмороном, понимаю, однако вот показалось так, что поделаешь... Но о потраченной на чтение ночи не пожалел.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Назвать «Сезон гроз» полным моим разочарованием я не могу. Написать оду, наполненную чувством восхищения и блаженства, тоже не могу. Поэтому, в моём случае, я назвал был роман именитого автора — проходным.

Я в полной мере осознаю, что восприятие любого зарубежного писателя зависит во многом от переводчика и адаптации текста под русифицированную версию читателя. А эту конверсию текста я бы назвал ... — проходной, по причине неудобства многих предложений. Неудобных для чтения и восприятия описываемых событий. Только перевалив через экватор книги я почувствовал комфорт в освоение художественного материала, то ли из-за того, что логичность построения предложений стала лучше, то ли я просто приноровился к тексту.

Второе чтобы я хотел отметить — это изменение характера главного героя. Это моё субъективное мнение, и оно говорит о том, что Геральт стал как-то более болтлив и высокомерен (по сравнению с первыми семью книгами). Опять-таки эти несвойственные ему черты проявляются в первой половине книги.

Про сюжет? Сюжет я мог бы назвать проходным, но не назову, потому что в романе есть очень интересный ряд событий и персонажей, которые провоцировали меня на продолжение чтения.

Подводя итог, скажу, что «Сезон гроз» скорей снижает средний показатель качества цикла о Ведьмаке, чем качественно дополняет его.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, самые первые романы Сапковского — «Кровь эльфов» и «Час презрения» — я прочитала как раз примерно лет 20 назад, лет в 13-14, и тогда они произвели на меня огромное впечатление. Я столько раз их перечитывала, что до сих пор помню наизусть многие фразы, не говоря уж о героях, в том числе второстепенных. Это отчасти помешало получать удовольствие от «Сезона гроз», а отчасти, наоборот, добавляло его.

Объяснюсь: таймлайн «Сезона гроз» — до «Крови эльфов» и, кажется, даже до «Ведьмака». Нильфгаард — все еще просто какоего-то далекое государство на югах. Цинтра, видимо, стоит на месте и даже не упоминается. Ведьмак Геральт, Йеннифер и Лютик уже имеются в наличии и активно участвуют в сюжете (ну кроме Йеннифер, которая упоминается в основном заочно). Но сюжет состоит сплошь из малосвязанных между собой приключений Геральта, начавшихся по довольно банальному поводу — у ведьмака при въезде в некий город сперли его мечи.

Надо сказать, что приключения все еще хороши. Сапковский отлично прописывает типажи и детали, и читать его истории интересно — они достаточно закрученные по сюжету, и неожиданные, и забавные местами, и страшные. То, что отдельные приключения не особо связаны между собой, не так уж и ощущается — ведьмак вполне логично влипает то в одну, то в другую передрягу, тем более, что каждая небольшая линия доведена до своего логического финала и заканчивается вполне удовлетворительно для читательского любопытства. Мне было интересно практически все время, не считая лирических вставок на тему «сто лет спустя».

Но если брать только этот аспект — только то, что написано в самом этом романе — остается добротная середнячковая героическая фентези без особой идеи, но с очень качественной проработкой мира и характеров. И совершенно непонятно, чем же цикл «Ведьмак» так знаменит.

А вот если читать его после всех книг, история выглядит совсем по-другому. Как в советской песне «все еще живы». Никакой войны еще нет, каждый маг, каждый король и придворный занимаются своими местечковыми проблемами и дрязгами, и все это выглядит в первом приближении забавно, но потом утомляет. Тексту не хватает, как ни странно, эпичности, и если бы он существовал сам по себе — был бы совершенно проходным, но в качестве приквела к основному сюжету вполне хорош.

Воспоминания о том, как будут развиваться события в дальнейшем довольно сильно влияют на то, как воспринимаешь персонажей этой книги. Практически с самого начала появляется и почти до конца остается в качестве основного женского персонажа чародейка Коралл (с которой Геральт, естетственно, но совершенно нелогично устраивает интрижку). И на вид она кажется довольно неприятным, пусть и не самым плохим человеком. Но каждый раз при упоминании ее имени я подергивалась — потому что помню, как в последующем Трисс Меригольд рассказывала тому же Геральту о том, что было на Содденском холме («а рядом, то ужасное, то тело без рук и ног, которое так жутко кричит, — Коралл»). Коралл там и погибла, и в «Сезоне гроз», мне кажется, есть на эту тему некое предзнаменование — когда Коралл пытается помочь Геральту найти его мечи, заглянув в будущее, и видит сначала то, что нужно, а потом — вереницу серых фигур, поднимающихся на холм. В этой связи каждое появление Коралл окрашено в какие-то трагические тона — как бы она там себя ни вела.

Стоит признать, что агрессия императора Эмгыра сильно украсила сюжет и весь мир, придав им необходимую трагичность и размах. В отсутствие большой войны хотя бы на заднем плане все злоключения героев смотрятся как-то местечково, особенно на сравнении. Но, повторюсь, это все еще отлично написаная, захватывающая и легкая для чтения история.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У «Сезона гроз» есть один существенный минус, который парадоксальным образом является плюсом — это последняя книга о ведьмаке Геральте. Конечно, всегда грустно переворачивать последнюю страницу книги о любимых персонажах, но лучше предвкушать приятный процесс повторного чтения, чем наблюдать за тем, как сага разрастается до необъятных размеров, когда каждый новый том становится все хуже и хуже. К счастью, с «Сагой о Геральте» этого не случилось.

«Сезон гроз» атмосферно больше соответствует первым двум сборникам рассказов, нежели большому пятикнижию. Поэтому если читать книги без перерыва в той последовательности, в которой они были изданы, следует быть готовым к некоторому контрасту. Все-таки основную сагу и последнюю книгу разделяют 14 лет.

Сюжет представляет собой своеобразную рекурсию, герой попадает в передряги, набирая себе лукошко квестов-долгов, а затем последовательно разрешает их в обратном порядке. На этот раз Сапковский расширяет географию сказок для творческой переработки: в основу одной из частей сюжета ложится восточный миф, распространенный в Китае, Японии, Вьетнаме (не буду раскрывать, какой именно, потому что сам был приятно удивлен подобным мотивом). Кроме того, некоторые сопутствующие художественные образы, переданные писателем, соответствуют духу Востока. Я бы даже сказал, что они в некотором роде весьма кинематографичны.

Как всегда, в книге есть место политике, этике, юмору, философии, захватывающему сюжету и фирменным ведьмачьим квестам. И как всегда не имеет смысла расписывать все плюсы как языка Сапковского, так и сюжета книги. Поэтому просто порекомендую читать, помня о том, что книга отличается как от «большой» саги, так и от малых форм, находясь примерно посередине. И еще следует помнить о том, что «рассказ продолжается, история никогда не заканчивается.»

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх