fantlab ru

Вячеслав Рыбаков «Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 1»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.00
Оценок:
1
Моя оценка:
-

подробнее

Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 1

Монография, год

Аннотация:

В первом разделе настоящей монографии характеризуется методика исследования. Однозначность предписаний танского уголовного права и их подчиненность нормам традиционной этики дают уникальную возможность сопоставления этических норм того времени, поскольку тяжесть наказания служит единицей измерения важности моральной нормы. Исследование права, таким образом, неизбежно оказывается исследованием культуры. Описываются виды законодательных актов тогдашнего Китая, их динамика и иерархия, их взаимосвязь и области их применения.

Во втором разделе исследуется отношение уголовного права к чиновной элите. Подробно анализируются специфические нормы танского уголовного права, либо применявшиеся исключительно к служилому сословию, либо модифицировавшие применительно к нему общие нормы права тогдашнего Китая.

Третий раздел полностью посвящен описанию и интерпретации норм танского уголовного права, стоявших на страже неприкосновенности личности, защищавших людей от физических посягательств разного типа. Выявление специфики правозащиты личности чиновника, равно как и защиты личности от чиновника, проведено на фоне полного анализа уголовных законов, оформлявших неравное отношение права к членам разнообразных иерархических структур в случаях возникновения между ними силового конфликта. Семья служила в конфуцианском обществе эталоном и моделью всех иных социальных иерархий. Поэтому и в данном случае в первую очередь речь идет о выявлении неравенства правозащиты старших членов семьи от посягательств со стороны младших и младших членов семьи — от посягательств со стороны старших. Выполненные, согласно предписаниям танских законов, на конкретном материале тщательные расчеты наказаний за покушения на старших в семье, старших в обществе и старших в учреждении доказательно демонстрируют место чиновников в общей системе социальной иерархии и их этико-правовое уподобление боковым старшим родственникам в патронимической семье.


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Танская бюрократия. Часть 2: Правовое саморегулирование. Том 1
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написанное на обложке верно не на 100%. Немногим меньше четверти книги совсем не про уголовный кодекс рухнувшей в 907 году китайской династии Тан.

Тема — классические утопии. «На самом деле в утопиях культура осознает, о чем она мечтает». Платон, Мор, Кампанелла... автором их мечты объявлены, через ряд древних цитат и современных примеров, проявлением специфичных для европейской культуры идей: воспитание детей в отрыве от семьи, право «освобождать» другие государства, неприятие частной собственности, денег. Желание преодолеть человека в человеке и получить нечто лучшее — сюда же.

Обвинить утопию в антигуманности, фашизме, евгенике, переходе над пропастью в два прыжка — было и не раз (см. подборку Ревича). Попутно достается сексуальной революции, свинье под дубом, исламскому халифату, возрождению имперской идеи... советской фантастике, которая требовала достижения идеала каждым гражданином. О подобном и не говорить бы, но использованный автором метод достоин Фантлаба.

Рыбаков, уподобляясь другому ученому критику антиутопии, Еськову, вопрошает:«чем, собственно, мотивированы к выполнению своих утопических обязанностей утопические управленцы? Грубо говоря:почему в Утопии завскладами не воруют, а в Городе Солнца медики, ответственные за подбор сексуальных партнеров, не утопают в подарках и подношениях?»

Ответ: средиземноморская цивилизация, вплоть до национальных государств не зная проблем развитого и живущего своей жизнью управленческого аппарата, полагала достаточным выдать правильные законы и отдать приказ «стражам». Хотя вне «культурного проекта законотворчество начинает напоминать слона в посудной лавке, обезумевшего от насекомых», а «коррупционная составляющая законов, требующих от человека выворачиваться наизнанку, везде и во все времена равна ста процентам».

Вот конфуцианская утопия предусматривала возникновение идеальных управленцев в еще не переделанном мире.

Возражений масса. Андские корни «Города Солнца», очарование шинуазери, проекты легистов, даосов, экспансия Китая, миссия Ватикана, уравнители... Но фантастиковедение бывает и таким. Проросшим сквозь санкт-петербургское востоковедение.

(Остальное в томике — реконструкция причин, по которым воспитанные на утопии танские юристы постановили чиновника,во время изнасилования лично свободной женщины сломавшего ей ребро, наказывать так же, как укравшего пропуск для прохода в столичный город простолюдина, тремя годами каторги. Знамена и тяжелое вооружение отнести к запретным вещам цзиньу и, после конфискации у вора, прежнему хозяину не возвращать. Усушка на складе, кража раба, кладоискание, грабеж вооруженный, убийства голыми руками, дарение наложниц, зачатие в траур... в таком же духе).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх