FantLab ru

Яна Вагнер «Живые люди»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
166
Моя оценка:
-

подробнее

Живые люди

Роман, год; цикл «Вонгозеро»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Привычного мира больше нет, он сузился до стен ближайшего дома. Кто там — живые или мертвые, друзья или враги? Человек человеку — спаситель или волк? В замкнутом пространстве звуки делаются резче, краски ярче, а эмоции обостряются до предела. Ревность, страх, ярость перерастают самих себя. Есть ли шанс у любви, нежности, благодарности? Анна в одной клетке с теми, кто ей дороже всего на свете, но и те, которых она прежде избегала изо всех сил, тоже с ними. А это уже ее личный апокалипсис. «Апокалипсис от Анны»…

Примечание:

Отрывок из романа напечатан в журнале «Русский репортер» № 30-31 (259-260) от 02-12 августа 2012 года.


Входит в:

— цикл «Вонгозеро»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 273

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2694 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 146 знаков — на редкость выше среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 19%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Живые люди
2013 г.
Живые люди
2020 г.
Живые люди
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Le Lac
2016 г.
(французский)
Le Lac
2017 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Живые люди» или бытовая драма в постапокалиптическом антураже. Именно так можно охарактеризовать второй роман из цикла «Вонгозеро». Роман, безусловно, дающий большую фору первому. Не в последнюю очередь благодаря своей реалистичности. Возможно, Яна Вагнер нашла свою стихию. Ей больше не нужно притягивать сюжет за уши, спасая персонажей, и она делает упор на психологическую составляющую. Теперь её герои действительно сами по себе – живые, разные, обреченные.

Конец света здесь лишь ширма, из-за которой проглядывают непреходящие вопросы о человечности, вынужденном сосуществовании группы людей в замкнутом пространстве. Наконец, беззащитности человека перед собственной природой и природой вокруг, стающей неумолимым противником, когда блага цивилизации недоступны.

Да, здесь есть место женским истерикам, пьяным откровениям, хорошо описывающим внутренний мир героев и, в первую очередь, героинь. Всё-таки роман написан женщиной. Признаться честно, было интересно увидеть подобную ситуацию именно с такой стороны. Ведь в данном жанре это большая редкость.

Понравился и тон повествования – то флегматично-апатичный, то накаляющийся и взрывающийся редким, но всегда уместным экшном. И при чтении постоянно вертится мысль – когда же? Потому как вопросы, которые ставит автор, не могут остаться без ответа.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После отзыва на первую часть теперь отзыв на вторую. Ну что же, насколько в первой части автор трепетно относился к сохранению жизни своих героев, настолько же решительно он ликвидировал большинство их во второй — самыми разными способами, кто-то погиб, кто-то пропал без вести...

ГГ романа — это клинический случай. Психология первого романа перешла в психоз второго. Честно говоря, к концу второй части уже никого в романе не жалко, за исключением несовершеннолетних, ну и может деда.

В отзывах первой части иногда говорилось о неразвитости сюжетных развилок, о неясности деталей. Ну так и ничего удивительного, повествование же ведется от лица женщины, всецело поглощенной личными переживаниями, до деталей ли ей внешних...

А вообще, главная мораль этого женского постапокалипсического романа отнюдь не нова для женских романов — все мужчины сво...

И все же, относительно высокий балл — за накал, за ту же психологию...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение первого романа. Если первая часть — приключения на дороге и реакция на них главной героини, то здесь — попытка выжить на Севере людям, которые к такому почти совсем не готовы. Они пытаются делать, что могут.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Получается не очень.

При чтении я часто вспоминал отличный рассказ Джека Лондона “В далёком краю”. Там рассказывается, как два человека, не очень приспособленные к суровой арктической жизни, были вынуждены перенести арктическую зимовку. И вот по крайней мере первая часть романа отдалённо (очень отдалённо, надо признать) напомнила этот рассказ, но с важной оговоркой: Джек Лондон являлся сторонним наблюдателем, и при этом наблюдателем опытным, который заранее примерно представлял себе, что выпадет на долю главных героев. А здесь рассказывается с точки зрения непосредственной участницы, которая в таких условиях никогда не бывала и обо всяких там кабинных лихорадках никогда не слышала. Как и прежде, обо всём мы узнаём через призму восприятия главной героини.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как и в первой части, я бы сказал, что для автора описание эмоций важнее, чем собственно сами приключения. Лично мне такое построение романа кажется очень интересным, но я готов признать, что это очень сильно на любителя.

Для себя решил, что буду следить за творчеством Яны Вангер.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Живые люди» – продолжение романа Яны Вагнер «Вонгозеро».

В конце первой книги герои прибыли в место назначения – маленькая охотничья хижина на острове посреди Вонгозера. Им удалось сбежать от больших скоплений людей, где можно легко заразиться. Далее героям предстоит выживать в условиях Крайнего севера без особых навыков и средств выживания.

Бешеной динамики в романе нет, больше внимания уделено размышлениям и переживаниям главной героини Анны, от лица которой и ведётся повествование. Очень подробно Яна Вагнер описывает взаимодействия между людьми, которые очень достоверно прописаны. Перед нами типичные городские жители, совершенно не готовые к зимовке в Карелии. Хоть что-то в этом понимает разве что Сергей и его отец Борис Андреевич, которые раньше уже приезжали сюда на рыбалку. Остальные же ничего не умеют, а самое главное – не хотят учиться. В первую очередь это относится к оставшимся мужчинам – Андрею и Лёне. Запасы еды быстро подходят к концу, а зимняя рыбалка очень скудна. Всё идёт к тому, что скоро придёт голод. Добыть еды для одиннадцати человек очень непросто.

По соседству с ними на берегу живут другие беженцы. У них два хорошо обустроенных дома и большие запасы провизии. Однако вирус проникает в их общину, и все умирают. Выходит, что совсем рядом с нашими героями стоят два больших бесхозных дома, набитых провиантом и трупами. Страх перед вирусом так силён, что даже угроза голодной смерти не смогла их заставить совершить туда вылазку. Они долго об этом говорят, спорят, принимают какие-то решения, но в итоге всё равно ничего не делают. Через некоторое время в эти дома приходят другие люди и присваивают их себе. Герои же начинают возмущаться, что те якобы взяли их припасы. В новом мире без риска не прожить, что мы и видим на данном примере.

Большая часть истории и построена на взаимодействии людей из этих двух поселений. Тут некое подобие дружбы плотно соседствует с недоверием и страхом. Робкие и неприспособленные к таким условиям горожане получили в соседи нагловатых и решительных мужиков (есть подозрения, что ЗЕКов) под предводительством хитрого, жёсткого и харизматичного Анчутки. Никогда не знаешь, чего ожидать от подобных соседей завтра. К тому же, Анчутка явно проявляет интерес к главной героине.

Однако и в самой общине Анны бушуют нешуточные страсти. Совершенно разных людей собрали в замкнутом помещении небольшой рыбацкой хижины. Да и экстремальные условия жизни с постоянным стрессом вносят свою лепту.

Финал меня несколько разочаровал. Складывается впечатление, что автор оставила задел на третью книгу. Нет, «Живые люди» полностью завершённый роман, но вопросов осталось немало.

Итог: Если вам понравилась первая часть, то и «Живые люди» скорее всего будет интересно читать. Стиль изложения и основной акцент на взаимодействия персонажей и переживания главной героини остались неизменными. Нужно ли продолжение данной истории? Скорее нет, т.к. ничем новым нас уже удивить не получится, и роман будет изобиловать самоповторами, а так получается вполне занятная дилогия о выживании простых горожан в условиях эпидемии смертельного вируса.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выживание

«Сбежать нам было некуда. Замурованные аккуратно, в несколько слоев — тощими досками маленького двухкомнатного дома, сотнями тысяч литров окружившей остров замерзшей воды, затем кольцом ошпаренных морозом деревьев и километрами снежной нежилой пустоты, — мы оказались заперты один на один с кошмаром.»

Роман пути «Вонгозера» остался позади, «Живые люди» — это совсем иной жанр. Северная Робинзонада, «Таинственный остров» Жюля Верна без его наивного оптимизма и отчасти вторая книга «Зулейхи...» — без сказочных допущений города-сада на вечной мерзлоте.

И знаете, какая штука? Дилогия необычайно верно выстроена, как с точки зрения исторической логики, являя собой переход от кочевого образа жизни к оседлому. Так и с эзотерических позиций: солнечное противостояние по типу «быть или не быть» с ежесекундной опасностью перестать существовать, сменяет лунное, растянутое во времени, выживание. Во всех смыслах более безопасное, но выдвигающее на передний план совсем иную проблематику: умение оптимально распорядиться скудными ресурсами, сосуществование в тесном пространстве, овладение ремеслами.

То есть, это продолжение — да, но это совсем про другое. Яна Вагнер и здесь справляется великолепно, гендерно переводя повествование с Ян-пафоса, муладхары-чакры, когда в соответствии с традиционно мужскими паттернами ведут себя и героини женщины, на ощутимо иньские вибрации сахасхары-чакры, где по-женски начинают вести себя мужчины. Нерешительность, выжидательная тактика и попытки приспособиться к обстоятельствам вместо бури и натиска. Манипулирование и торг взамен открытому противостоянию.

Заметно большую роль в происходящем начинают играть женщины. Они, а не мужья, объединяются в кланы и создают коалиции по типу «против кого дружим», сначала превращая жизнь героини, которая и без того не сахар, в филиал ада, а потом, приняв ее, сделав своей частью — даруя ощущение неземного блаженства: «Девочки мои! Мои девочки!». Неважно при этом, что женские альянсы у Вагнер распадаются так же спонтанно и легко, как создаются. В этом тоже немалая внутренняя правда — Луна переменчива и светит неровно.

Вот, не могу удержаться еще от одного нюанса анализа с точки зрения астролога, «Живые люди» книга женская но именно по лунному типу (суп жидок), энергии чувственного влечения Венеры, изначально подавлены и искажены здесь (жемчуг мелок), проявляясь единственно во влечении Анчутки к Ане, которое помним, чем закончилось.

Как результат, мужчины выдавливаются из этого пространства, вместе с носительницей венерианской энергии Мариной («ну что ты за хреновая мать, Маринка!») и не-матерью Натальей. Остаются Аня в цветении позднего материнства, удочерившая девочку-которая-выжила с Ирой, ожидающей нового материнства. И вы заметили, ребята, насколько безразличными становятся обе женщины к мужу, прежде бывшему средоточием их локальных мирков?

Боже, как интересно, несмотря даже на то, что напряженность, яркость, резкость «Вонгозера» истаивает в «Живых людях», уровень внутренней правдивости остается на той же, если не превосходящей отметке. Браво, госпожа Вагнер! Будем ждать вашего «Туннеля»

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение «Вонгозера» понравилось даже больше первой части.

Здесь больше накала, больше ужаса, больше эмоций.

Смертельная зараза начинает по-настоящему пугать в этой части.

Герои, добравшиеся до точки назначения — укромного места среди тайги, пытаются выжить в суровых, стесненных условиях. Четыре долгих месяца они живут в тесноте буквально друг на друге, голодают и силятся дожить до весны, когда прилетят утки и появится больше рыбы и ягод.

Внезапно прибывшие на другой берег озера новые соседи вовсе не облегчают их существование.

Яна Вагнер радует меня этаким бытовым психологизмом — в ее истории (с точки зрения психологии) веришь, она подмечает такие детали, о которых можно не задумываться, но чувствовать их самим нутром. Переживания ГГ оказались мне близки: кроме холода, голода и страха смерти существуют такие выматывающие «мелочи», как нехватка личного пространства, ощущение неприятия окружающими, непонимание близкого человека. Книга в целом депрессивна, и лишь финал дает какую-то надежду.

Открытый финал показался уместным, хотя обычно я их не люблю. Хочется верить в лучшее.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последний человек на Земле

Смотрит в пустое окно.

Последний человек на Земле

Пьет из стакана вино

(с) Северный Флот

***

«Живые люди» — прямое продолжение «Вонгозера». В прошлом романе группа людей добралась из Подмосковья почти до границы с Финляндией, нашла искомое озеро. В целом, сюжет «Живых людей» был предсказуем, если говорить об общей канве.

И он действительно такой, как кажется по началу. Группа (8 взрослых и 3 ребенка) решает насущные вопросы. Они касаются еды, обустройства жилища, нового образа жизни. В общем, чисто бытовуха. И наибольшее внимание группа уделяет именно еде. Читать про нее придется много. Рыба, рыба, рыба… одна лишь рыба.

Сюжет романа достаточно вторичен относительно главных мыслей о выживании. В «Вонгозере» экшен сопровождался психологизмом в отличном соотношении. «Вонгозера» нельзя назвать драйвовым романом, но нельзя назвать чисто саспенсом. В «Живых людях» Вагнер решила подойти к этому вопросу иначе. Здесь как раз больше саспенса, особенно в первой части романа. Какое-то действие появляется лишь во второй половине (там автор выступает на высоком уровне, как и было раньше). Так вот саспенс в первой половине «Живых людей» очень тягучий, тяжеловесный. Вагнер снова пишет огромные абзацы неудобоваримого текста. Где-то это даже оправданно. Например, во флешбеках женщин. Но не поздновато ли раскрывать героев во втором томе из двух? Что касается главной мысли, то в «Живых людях» — это, вероятнее всего, сложности выживания, такого условно привычного в таком непривычном мире. Герои были готовы ко многому, это точно. Но не оказались готовы к такому. И им тяжело перестраиваться. Кто-то делает это более пластично – Сергей, Борис. Даже Миша. Кто-то очень закостенело – Леня, Наташа, Андрей и Марина. Еще один интересный момент – совершенно разные люди, которые вынуждены контактировать в одном, замкнутом пространстве. И эта бомба не может не разорваться.

По части твистов Вагнер снова выступает с позиции силы. К ним можно отнести многое, но всё это – чистый спойлер. Надо лишь сказать, что сюжетные ходы действительно удивляют. Особенно те, что напрямую касаются судьбы главных героев. Смело.

Заключение: «Живые люди» отличаются от «Вонгозера». Здесь всё так же присутствует открытый финал. Здесь всё так же много саспенса, но меньше действия. Это уже не роман-катастрофа, а чистый постап. И он всё-таки необычный. И пусть книга читается чуть тяжелее, это интересное произведение, которое способно выбить из колеи. Равнодушным остаться сложно.

9 эпидемий из 10.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не уступает первому роману, хотя в отсутствие квеста и передвижений поддерживать уровень сложнее. Больший акцент на трудности выживания в ограниченно пространстве, нервные срывы. Славно выдержан баланс отношений с пришлыми, Анчутаа хорош. Читал сразу вслед за первым и несколько утомляет женские нюансы рассказчика. Очень добротно все ж, пора завершать цикл. Мне интересней в изложении автора почитать про адаптацию к миру после чумы в условиях полиса тех же персонажей, чем историю возвращения по знакомым местам.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх