FantLab ru

Артур Конан Дойл «Сэр Найджел»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
376
Моя оценка:
-

подробнее

Сэр Найджел

Sir Nigel

Другие названия: Сэр Найджел Лоринг; Сэр Найгель; Сэр Нигель; Приключения Найгеля Лоринга

Роман, год; цикл «Сэр Найджел Лоринг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

Юный английский рыцарь, сэр Найджел Лоринг, отправляется служить своему королю через пролив, во Францию, где еще только разгорается пламя Столетней войны. Согласно своему обету, он может вернуться на родину только тогда, когда совершит три настоящих подвига.

© Nog

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Сэр Нигель
1907 г.
Приключенiя Найгеля Лоринга. (Sir Nigel.)
1911 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1992 г.
Сэр Найджел
1992 г.
Сэр Найджел. Белый отряд
1992 г.
Долина страха
1993 г.
Сэр Найджел Лоринг
1993 г.
Собрание сочинений в 13 томах. Сэр Найджел Лоринг
1995 г.
Собрание сочинений. Том 11
1995 г.
Сэр Найджел Лоринг. Белый отряд
1997 г.
Трагедия с «Короско». Сэр Найгель
1997 г.
Белый отряд
2005 г.
Сэр Найджел. Белый отряд
2007 г.
Сэр Найджел Лоринг
2008 г.
Белый отряд
2010 г.
Сэр Найджел
2010 г.
Сэр Найджел
2010 г.
Сэр Найджел
2010 г.
Сэр Найджел. Романы
2012 г.
Сэр Найджел
2013 г.
Сэр Найджел. Белый отряд. Изгнанники
2016 г.
Сэр Найджел. Белый отряд. Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара
2018 г.
Сэр Найджел. Белый отряд
2019 г.
Сэр Найджел
2020 г.

Аудиокниги:

Сэр Найджел
2010 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Минули безвозвратно времена рыцарей, ставящих честь, доблесть и справедливость превыше всего на свете, которые без страха и упрека, твердо верили в свои силы и достоинство и готовы служить опорой слабому и помощью в делах добрых».

Для любителей исторических приключений предлагаю окунуться и вернуться во времена Средневековой Англии, когда еще не канул в прошлое отважный дух старого рыцарства. Это история о рыцаре без страха и упрека. Здесь, как правило, исход средневековых сражений на земле и на море решался не в перестрелках, а в схватках в ближнем бою. Перед нами период правления короля Англии, Нормандии и Аквитании Эдуарда III Английского Плантагенета (1312—1377); эпоха начала завоевательных походов Столетней Войны (1337—1453). Это военные конфликты между Англией и её союзниками, с одной стороны, и Францией и её союзниками, с другой, когда притязания на французский престол английской королевской династии Плантагенетов, выходцев из Франции, стремиться вернуть территории на континенте, ранее принадлежавшие английским королям. В этот период мутного потока смертей и гнилостных испарений, из смертного мрака зародилось семя, которое спустя тридцать лет прорастет, что в итоге приведет к прекрасной и свободной новой Англии …

Действия романа развиваются в середине XIV столетия во времена самой страшной и катастрофической по последствиям вспышки чумы в Европе (Черная смерть, 1348–1350 годы). За два года эпидемии в некоторых областях вымерло до пятидесяти процентов населения. Коса смерти разила всех без разбора, не помогли ни высокие башни, ни глубокие рвы. Богачи стали бедняками, а те, кто и раньше был беден, особенно бедняки из благородных, оказались и вовсе в безвыходном положении. По всей Англии разорилось мелкое дворянство, которое не знало иного ремесла, кроме войны, и потому жило за счет чужого труда. Для многих поместий наступили черные дни, но хуже всего пришлось Тилфорду, поместью, которым владели уже несколько поколений благородной семьи Лорингов. Из всего этого славного, но разоренного рода, разоренного дважды — правосудием и чумой, в 1349 году в живых оставалось только два человека — леди Эрментруда Лоринг и ее внук Найджел.

«Найджел! У него было львиное сердце, а в жилах бурлила кровь многих поколений воинов, в свои двадцать два года все еще влачил тоскливые дни в поместье... Старая леди Эрментруда видела, что день ото дня внук мужает и набирается силы и, хотя он не вышел ростом, мышцы его тверды как сталь, а душа пылает огнем. Со всех сторон — от гилдфордского кастеляна, с фарнемского турнирного поля — до нее доходили толки о его дерзкой удали и смелости, о том, как он бесстрашен в скачке и как мастерски владеет оружием».

Эта хроника, повествует о распре между монахами и домом Лорингов со всеми последующими событиями; о пресловутой схватке копейщиков на Тилфордском мосту; о коварных недругах и ближайших сподвижниках короля; о подвигах молодого сквайра, оруженосца, где проявив себя, он получил рыцарский титул и воинскую славу — «Англия потеряла смелого оруженосца, но обрела доблестного рыцаря!» Здесь стоят под одним знаменем благородная кровь и простолюдин, которые шли на общее дело – сражаться за свою родную старую Англию: «сражавшиеся бок о бок норманн Найджел и сакс Эйлуорд; в сердцах у них была дружба, в душе – уважение друг к другу». Слава собственного оружия, честь возлюбленной и короля превыше всего, но время неумолимо меняется и движется вперед, уже слишком многое начинает решать не честь, а звонкая монета, на смену верному клинку приходят ядра и пули…

Ну и как же без юмора и любовных приключений: клятве, любви к той, с которой поклялись друг другу в верности, а в доказательство, совершить в ее честь три подвига, как свидетельство его бесконечной любви, и эти три подвига докажут, что, он нежно любит ее, а мысли о ней не станут между ним и доблестными деяниями...

Приятного чтения!

РS: «Изысканные рыцарственные законы были лишь тонкой пленкой на поверхности жизни, а под ней прятались варварство и звериная жестокость, чуждые милосердию. Это была грубая, нецивилизованная Англия, полная стихийных страстей, искупаемых лишь такими же стихийными добродетелям».

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем характерный труд для автора, ставшего известным благодаря детективному сериалу про Шерлока Холмса. Сложность исторической прозы в том, что она должна по возможности правдиво описывать уже произошедшие события и объяснять все поступки реально существовавших персонажей. А для этого нужно внимательно изучить исторические документы описываемого периода, чтобы правдоподобно описывать общество и его традиции, а также разобраться в характерах основных действующих лиц (избегая при этом существующих стереотипов). Дело это весьма хлопотное и нескорое: Марк Твен целых 15 лет писал свое повествование о Жанне дАрк, а Толстой потратил на «Войну и мир» почти 10 лет!

Роман «Сэр Найджел» увидел свет в 1906 году. Он являлся своеобразным приквелом к написанному пятнадцатью годами ранее роману «Белый отряд». Само по себе возвращение к уже написанному произведению не было характерным в те времена, поэтому сразу появилось подозрение, что роман писал не тот, чье имя стояло на обложке. Анализ текста выявил много нестыковок со второй частью и заметное различие стилей обоих романов. На этом основании «Сэр Найджел» не был включен в первое советское собрание сочинений Конан Дойля, изданное в 1966 году. Читая роман и не зная о спорах по поводу его авторства, я поразился его стилевой несхожести с «Шерлоком Холмсом» и «Затерянным миром». Мне казалось, что роман был написан ДО указанных произведений, когда автор еще находился в процессе поиска своего литературного языка. На самом деле всё оказалось с точностью «до наоборот»: первая часть дилогии о сэре Найджеле Лоринге оказалась написана между рассказами о великом английском сыщике и приключениями профессора Челленджера. В такой ситуации авторы свой язык, как правило, не меняют, ибо это может повредить их карьере и гонорару. Так что сомнения вполне обоснованны, тем более что в наше время авторы довольно часто нанимают себе подсобных работников (т.н. «негров»), которые полностью пишут базовый текст произведения, а сам автор только редактирует его на соответствие своим критериям. По подобной схеме написано продолжение «Рамы» и «Солнечная трилогия» Артура Кларка, «Дюнная эпопея» Брайана Герберта, а также новеллизации известных фильмов («Звездные войны», «Чужой», Терминатор»).

Но оставим вопросы истинного авторства на суд компетентным специалистам и оценим само произведение.

Первое, что бросилось мне в глаза, — это стиль и язык, сильно отличающийся от известных образцов старых рыцарских романов («Робина Гуда» Линна, «Айвенго» Скотта и «Дон Кихота» Сервантеса). Сразу ясно, что эти строки писаны в 20-м веке вполне современным писателем. Это упрощает чтение, но немного теряет в романтизме и соответствии духу времени. Автор избегает утомительно-длинного описания облика своих персонажей и картин местности, где происходят основные события. Особенно это заметно на женских образах леди Эрментруды и сестрах Баттерсторн. Ни один писатель 17-го века не позволил бы себе таких «беглых» портретов — это немедленно было б воспринято как оскорбление красоты этих женщин. Не только рыцари, но и писатели того времени были истинными джентельменами по отношению к слабому полу.

Описание исторических событий в романе отражено довольно точно. За исключением роли главного героя, сквайра Лоринга, конечно. В реальности он не существовал, поэтому автор придумал ему достойную биографию, призванную оправдать полученный в конце романа рыцарский титул. Тут и конфликт с монахами Уэверли, и укрощение норовистого солового коня, и дружба с королевским полководцем Чандосом, и геройские подвиги будущего рыцаря на французской земле. Надо сказать, автору удалось искусно вплести биографию своего героя в полотно Столетней войны: он мелькает там рядом с ключевыми фигурами (Чандосом и Черным Принцем), в то же время оставаясь в тени, выполняя всю черновую работу английских рыцарей. Особенно удались описания осады замка Ля Броиньер и финальное сражение у Пуатье. В обоих случаях мифический Лоринг сыграл решающую роль: сначала тайно проник в замок Мясника и активно способствовал его захвату англо-нормандским отрядом, а в итоговой битве французской кампании обезоружил самого короля Иоанна Второго! Единственное, что вызывает сомнение, — действительно ли англичане симулировали отступление, чтобы спровоцировать атаку со стороны французов? Историки этот факт не подтверждают. Но история всегда была субъективной наукой, ибо писалась одними людьми во славу других.

Обычаи и традиции 14-го века описаны неплохо, хотя и в гипертрофированной манере. Если верить роману, то все мужчины Англии усердно раскланивались при встрече, после чего также усердно били друг другу морды и прочие части тела, чтобы выяснить, кто из них круче. Каждый из них мечтал уйти на войну по зову короля и погибнуть на ней в пике своей славы. Думаю, такая политика вскорости привела бы к исчезновению англичан с карты Европы. Должна была существовать какая-то система разрешения споров и запрета на поединки, про которую в романе не сказано толково ничего, лишь одни туманные намеки. Три обета, вынудившие героя скитаться вдали от родных берегов, — сильная и нужная вещь, хотя строгое их соблюдение вызывает сомнение даже у самого автора (церковники и рыцари могли освободить человека от взятых на себя обетов).

Персонажи в целом выписаны тщательно и правдиво, особенно образы самого Найджела, его слуги Сэмкина, копейщика Саймона и командира отряда Ноулза. Леди Эрментруда, сэр Чандос, Эдуард Плантагенет и его сын Черный Принц появляются эпизодически, чтобы придать правдоподобия образу главного героя. Не вызвала особого доверия любовь Найджела к Мэри — она выглядит каким-то суховатым экспромтом, а не высоким чувством кавалера к даме своего сердца. У меня непроизвольно возникла ассоциация: парень знакомится на дискотеке с девушкой и обещает ей сделать ровно 3 подарка, чтобы она не смотрела в другую сторону. А сам спокойно идет в пивбар, чтобы почесать о кого-нибудь свои зудящие кулаки. Может, грубовато, зато в тему!

Финал романа получился на редкость отменный и запоминающийся: автор ведет читателя по местам, которые связаны с именем главного героя. Повествование идет сразу в двух временах — часть в 14-м веке, другая — в наше время (точнее, в начале 20-го века), когда этот мир покинули не только все действующие лица романа, но и их дети, внуки и пра-пра-правнуки. Эта картина настолько торжественна и печальна одновременно, что надолго застревает в памяти уже после того, как прочитаны последние строки произведения.

--------------

ИТОГ: добротная имитация рыцарского романа, рассказывающая о том, как сквайр Найджел Лоринг стал сэром Найджелом. Первая часть немного затянута, бедна событиями и скучновата. Приключения героя во Франции показаны живо, динамично и интересно, особенно, штурм Ля Броиньера. Местами повествование напоминает некоторые произведения Стивенсона. Как ни покажется это странным, рекомендовать его буду тем, кому за 16 лет. Что поделать — война только для взрослых...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочел впервые лет двенадцать назад и перечитывал с тех пор неоднократно с неослабевающим интересом и не меньшим удовольствием. Люблю этот роман даже больше, чем более известный и популярный «Белый отряд».

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с предыдущими отзывами, роман отличный. Прочитав роман ясно видно, что Конан Дойл не только мастер фантастического и детективного романа, но и мастер романа исторического. Кем он собственно себя и считал.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С юности являясь поклонником «Белого отряда», совсем не оценил его «Сэра Найджела Лоринга» (обнаружил само существование этого романа совсем недавно, в советское время, судя по всему, его не переводили). Приквел (говоря, современным языком), он приквел и есть, кто б его не писал. В какой-то момент чтения мне даже показалось, что роман писал не сам Конан Дойл. Вроде как к «Острову сокровищ» писалось несколько приквелов малоизвестными авторами. Но проверил по данным на фантлабе — нет, автор Конан Дойл.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный приключенческий роман . И в самом деле , не уступает не в чём более известному продолжению .

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх