FantLab ru

Роберт М. Вегнер «Все дети Барби»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Голосов:
48
Моя оценка:
-

подробнее

Все дети Барби

Wszystkie dzieci Barbie

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Психолог Шэн Денавер направляется на «Альфу один», чтобы вытащить девушку, застрявшую в виртуальной реальности. Задание выглядит легким, но на деле всё оказывается сложнее. Шэну предстоит распутать клубок тайн вокруг Барбары, умирающей от рака.

Примечание:

Опубликована в журнале «Science Fiction, Fantasy i Horror» -- 05 (31) 2008.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Легеза (1)

Голос Лема
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роберт М. Вегнер — это достаточно молодой польский писатель, который в недавнем времени категорически и безапелляционно ворвался в множество литературных чартов. Сразу же отхватил там добрый десяток популярных премий и сходу завоевал любовь не только соотечественников, но и всех остальных читателей, до которых сумел добраться.

У меня уже давненько скуплен и до дыр зачитан весь меекханский цикл. Жуть, как хочется чего-нибудь свеженького. Но сами знаете, пока дождешься новых книг от любимого автора, можно все оставшиеся волосы на голове вырвать. Да, что я вам рассказываю! Уверен, среди коллег-лаборантов я далеко не единственный Хатико. Во за неимением возможности дотянуться до чего-то более глобального и вкусного, я и пытаюсь довольствоваться малым.

В данном конкретном случае тем малым оказался фантастический рассказ «Все дети Барби», который повествует о работе психолога будущего, специализирующимся на проблемах связанных с зависимостью от виртуальной реальности. Здесь проблемы в семье, легкие и затяжные депрессии, неврозы, раздвоение личности и почти клинические случаи полного ухода из реального мира в мир виртуальный. Последний случай у нас самый сложный, самый интересный, а потому Вегнер за основу для текущего рассказа берет именно его. Ну, кто-бы сомневался! Это же Роберт М. Вегнер! Уже почти бренд. Его фамилия на обложке настоящий показатель качества…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* далее значительная часть отзыва была потерта, т.к. не имела смысловой нагрузки, а автор текста занимался откровенным превозношением писательского таланта Вегнера в настоящий культ ))) *

Если же спуститься с небес на землю и перестать расхваливать поляка, то в сухом остатке получим неплохой фантастический рассказ написанный в жанре киберпанковского боевика, с проработанными персонажами и живыми диалогами. В плюс моя универсальная лакмусовая бумажка для определения хороших рассказов дала уверенный положительный результат — именно это произведение я бы с удовольствием почитал и в более крупном формате. Скажем, в виде полноценного романа.

Ни это ли показатель хорошего рассказа?

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда берёшься писать о самозародившемся в Сети разуме в конце нулевых, спустя три десятилетия после того, как Желязны с Саберхагеном написали «Витки», а потом эту тему долго мусолили киберпанки, есть только два пути.

Путь первый — понимать, что тема уже рассмотрена со всевозможных сторон и углов, и вряд ли можно сказать в ней что-то новое, поэтому привлекать читателя придётся либо замысловатым антуражем (пример: «Молча, быстро и легко» Кэтрин М. Валенте), либо изначально настраивать его на несерьёзный, стёбный текст (пример: «Мегабайт» Александра Лоскутова).

Путь второй — быть предельно серьёзным, и рассуждать о том, что это, собственно, значит, быть разумным.

Поляк Роберт Вегнер, стремительно ворвавшийся несколько лет назад в мир читателей фантастической литературы со своим «Меекханом», пошёл по второму пути. И написал историю о психологе Шэне Денавере, специализирующемся на вытаскивании людей, застрявших в виртуальности, который отправляется на космическую станцию «Альфа Один», чтобы попытаться помочь девушке по имени Барбара Ландор, страдающей новой формой сверхагрессивного рака. Но даже учитывая её заболевание, ситуация всё равно видится Шэну слишком странной, потому что «девушки, носившие в университете отнюдь не со зла данное прозвище Барби, бывшие предводителями университетского братства, капитанами команд поддержки, командирами отрядов скаутов, волонтерами Красного Креста и двукратными Вице-Мисс Улыбка штата Вашингтон, просто не могли затеряться в Сети. Конечно же, уйти туда может всякий, но с некоторыми такого просто не происходит. У них нет склонности». Чуть позже выясняется, что Барбара Ландор не просто «уходит в виртуал» — периодически её сознание вообще куда-то исчезает, и даже лучшие программы не могут найти её в Сети...

Далее автор вполне мог растянуть повествование на роман, занявшись красочными описаниями виртуальной реальности с приключениями и погонями, но, к счастью, Вегнера интересуют совсем другие, более взрослые вопросы. Да, перед нами всего лишь очередная история о разуме, который зародился в недрах Сети в не столь уж отдалённом будущем. Да, некоторые сюжетные повороты выглядят откровенными натяжками. Да, чудесное исцеление героини от рака выглядит скорее элементом фэнтезийным, чем строго научно-фантастическим. Да, можно при желании ещё к чему-нибудь придраться.

Вот только зачем? Хорошая ведь, крепкая получилась повесть! И высказанные в ней идеи и мысли, хоть и не могут похвастаться какой-то новизной и оригинальностью, но менее интересными от этого не становятся! Вегнер предлагает свой вариант зарождения разума в Сети, не забывая при этом ставить серьёзные моральные и этические вопросы. Можно ли жертвовать жизнью одного человека, чтобы спасти сотни тысяч? Можно ли творить страшные с точки зрения морали и нравственности вещи, оставаясь при этом добрым и отзывчивым человеком? Что отличает искусственный разум от разума человеческого, помимо распознавания абстрактных шуток? И действительно ли «быть человеком — это носить шрамы от падений, <...> носить снова и снова, и снова карабкаться на скалы» или всё не так просто?

Вопросов много, и ответы, которые предлагает Вегнер — не хуже, чем у коллег по цеху.

Одним словом, если вам нравятся произведения, посвящённые проблемам, с которыми может столкнуться человечество при появлении полноценного искусственного интеллекта — повесть «Все дети Барби» определённо стоит вашего внимания. Хорошая, крепкая, умная вещь. 8 баллов по моей системе оценивания вполне заслуживает.

P.S. Ответ на вполне резонный вопрос, возникающий после прочтения, — «А в чём тут, собственно, трибьют Станиславу Лему?» — максимально прост: в оригинальную антологию «Голос Лема» рассказ Вегнера не входит.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны, очередной образчик довольно занимательного «кибер«боевичка, в котором виртуальные сущности начинают вести себя как люди, прямо в духе пресловутого «восстания машин» (в данном случае — скорее, в виде «восстания виртуальной реальности»), с другой — весьма идеологизированный текст. В качестве идеологии — банальные католические догмы (что для поляка вполне ожидаемо).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Женщина, которая решила родить ребёнка (да-да, в нашем мире, где «женщины не хотят рожать»), тут же получает через этого ребёнка спасение от практически неизлечимого рака.
Не знаю, можно ли вообще подобные тексты относить к фантастике — скорее, это всё та же «традиция» (т.е.набор догм далёких предков, который продолжают вбивать в головы «неблагодарных» потомков ради того, чтобы они «правильно» жили), завёрнутая в яркие фантастические одежды. И уж совершенно странно видеть этот текст в сборнике, посвящённом памяти Лема, — вот уж кто никогда не защищал никакие устаревшие догмы. И уж точно не был даже рядом правоверным католиком.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх