FantLab ru

Рэй Брэдбери «Где-то играет оркестр»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Голосов:
173
Моя оценка:
-

подробнее

Где-то играет оркестр

Somewhere a Band Is Playing

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Повесть, изначально задуманная как сценарий и собранная из кусочков воспоминаний из детства, рассказывает историю о журналисте, по закономерной случайности приехавшим в городок Саммертон в штате Аризона, населённый нестареющими ни душой, ни телом писателями. На первый взгляд, ничего не может быть лучше, но ничего не происходит просто так — даже в сказочных повестях — и журналист невольно привозит с собой предзнаменование, которого смиренно ждали долгие годы немногочисленные жители волшебного городка...

Примечание:

Повесть впервые опубликована отдельным изданием вместе с рядом дополнительных материалов — набросками и фрагментом сценария.


Входит в:

— сборник «Отныне и вовек», 2007 г.



Издания: ВСЕ (8)

Отныне и вовек
2010 г.
Отныне и вовек
2010 г.
Отныне и вовек
2013 г.
Отныне и вовек
2014 г.
Отныне и вовек
2016 г.
Отныне и вовек
2017 г.
Отныне и вовек
2018 г.

Аудиокниги:

Отныне и вовек
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Известно, что городом детства для Брэдбери был Вокеган, штат Иллинойс, превратившийся в Гринтаун из его произведений. Однако, несколько детских лет Рэй провел в Тусоне — тоже солнечном и жарком городе, именно эти воспоминания и легли в основу повести «Где-то играет оркестр». Реальный Тусон превратился в Саммертон, штат Аризона — город лета, которого нет на картах, где никто не выходит и поезда пролетают мимо без остановки. В отличие от реалистичных гринтаунских историй здесь правит бал подлинное волшебство, магический реализм в одном из лучших своих воплощений. Полвека потребовалось писателю, чтобы создать этот небольшой шедевр, лишь на излете дней он воплотил свой замысел на бумаге, но оно того стоило — путешествие в Саммертон очаровывает, заставляет мечтать и погружает в пелену солнечных грез, будь то ночью или днем.

Начинающий писатель и журналист Джеймс Кардифф, повинуясь внезапному импульсу, приезжает в Саммертон. Теперь ему предстоит открыть все тайны, что скрывает этот небольшой провинциальный городок и, возможно, обрести настоящую любовь, найти самого себя в этом оазисе спокойствия вне времени и пространства. Здесь каждая улочка таит в себе обрывки стихов, по ветру несутся печальные хайку, а где-то, кажется, звучит музыка невидимого оркестра. Очень сильны египетские мотивы — в именах, в названиях и деталях интерьера — то промелькнут загадочные сфинксы, то повеет безмолвием вечных пирамид или улыбнется вечно прекрасная Нефертити. Гулять по Саммертону легко и приятно, ничто не нарушает спокойную идиллию, но каждый Эдем с трепетом ждёт неслышного шелеста чешуек своего Змея, который несет яд грехопадения.

Само название повести заставляет вспомнить рассказ «Прощай, лето», вошедший в роман «Лето, прощай». Ту историю, где Дугу Сполдингу снился сон, как он отплывает от берега на пароходе, оставляя на берегу всех друзей и знакомых, собравшихся в импровизированный оркестр, играющий прощальный марш. Очень яркая аллегория смерти, ухода в вечность, она как никогда актуальна здесь, согласуется с философией этой повести. Звуки невидимой музыки, несущейся неведомо откуда — каждый услышит в них что-то своё — марш Мендельсона, «На сопках Маньчжурии» или «Прощание славянки». Всю жизнь человек стремится к мечте, но те немногие, кто её достигают сталкиваются с гораздо более сложной задачей — удержать в руках птицу счастья, не потерять то само мгновение, которое может стать вечностью или крупицами песка просочиться сквозь пальцы.

Один из главных аспектов повести — конфликт природы и цивилизации, романтиков и циников. Здесь неизбежно вспоминается рассказ «Диковинное диво» о мираже, сказочном городе, который можно было увидеть в небе, если свернуть с дороги в правильном месте. Каждый видит что-то своё, но видит лишь тот, кто умеет мечтать. Так и здесь сам город ощущается живым организмом, если он принял Кардиффа, допустил его к своей сокровенной сути, то это не значит, что он откроется кому-то еще. Важно, что Саммертон не город-призрак, не бесплотный мираж, но именно символ, который, как мне кажется, обретает плоть благодаря мечте, воплощая коллективное бессознательное всех тех, кто не от мира сего. Уйти или остаться, вот какой вопрос мучает главного героя — необходимость окончательного решения, сжигания за собой всех мостов к привычной жизни.

Брэдбери мечтал об экранизации этой повести, к сожалению не сложилось. Однако, во время чтения у меня возникли сильные ассоциации с фильмом «Крупная рыба», снятом Т. Бёртоном в 2003, т.е. ещё до выхода повести. Там был городок аналогичный Саммертону, главный герой, оказавшись там сталкивается с теми же проблемами и соблазнами. Интересно, что молодой Эдвард Блум в фильме путешествует в компании великана Карла, а фамилия главного героя повести — Кардифф — это отсылка к американскому городку, где были обнаружены кости трехметрового гиганта. Об этой мистификации напрямую говорится в тексте, а в примечаниях можно узнать более подробно. Такая вот ирония судьбы, частично мечта Брэдбери о фильме воплотилась ещё до публикации повести, невольно поверишь, что мысль материальна и ноосфера существует.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Покупая тонюсенький сборничек «Отныне и вовек», я не ждала от него чего-то из ряда вон выходящего или невыразимо прекрасного. Но (НО!) я получила и то, и другое, и это меня порадовало. Это сподвигло меня написать более-менее развернутый отзыв на первую из двух повестей сборника — повесть «Где-то играет оркестр».

Начнем с того, что с первых страниц я окунулась в прекрасное брэдберинское писание (иного слова не подберешь), где каждая строчка горит жарким летним солнцем, а с каждого нового абзаца срывается дарящий прохладу ветерок. О, как я люблю такого Брэдбери! Того самого Брэдбери, не зря награжденного званием Творца Фантастической Красоты.

Автор дает нам героя — мистера Кардиффа (как будто газетного репортера). Явившиеся ему во сне строки некоего стихотворения толкают его искать нечто, что, как мне показалось, ему и самому пока неведомо. Результатом стает прибытие в городок Саммертон, штат Аризона.

И вот тут полился ТОТ САМЫЙ Брэдбери — еще интенсивнее, еще лучше (хотя куда уж лучше!). Мы видим странные, но загадочным образом прелесные вещи, слышим чудные, но одновременно понятные нам фразы. И городок оказывается не простым, и люди в нем живут не простые. Но об этом — тсс, только читать.

Есть здесь и героиня, но она — словно призрак, словно прототип; не ясно точно, что она олицетворяет — свою собственную расу «особенных» людей или какое-то реальное существовавшее в истории лицо (как-то: Нефертити, именем которой она наречена). Тем не менее, героиня, окруженная дымкой неопределенности, нарисована легко и приятно. Особых чувств она не всколыхнула, но и не оттолкнула.

Собственно, в основе сюжета лежат две проблемы — столкновение незыблемого с прогрессом и принятие или отрицание долголетия (вплоть до бессмертия). Первая проблема возникает неожиданно, причем не в начале, а в середине текста. Вторая же, пришедшаяся мне по душе, сопровождает читателя до самого конца, где она сливается с первой. По ходу развития сюжета они, проблемы, как-то отстоят друг от друга, но в итоге становится ясно, что если бы не первая проблема, то развязка получилась бы иной.

Эта развязка меня поначалу и смутила. Возвращение Кардиффа в Саммертон и, как следствие, к Неф, ранее предложившей ему долголетие, смутило меня отсутствием ярковыраженных мыслей, которыми руководствовался герой, совершая такой поступок. Но я скоро утешилась: последние строки были прочитаны, и я как будто вспомнила, что читаю Брэдбери, а он — словно Бог, он делает, но не объясняет. Впору сказать: «Пути Брэдбери неисповедимы». И принять как должное развязку, не тратя время на поиски истины, принять с распростертыми объятиями и замиранием сердца.

Что я и сделала.

+10

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Где-то играет оркестр» — в первую очередь замечательная сказка, но не такая, как у Гофмана (тяжёлая борьба добра со злом), а больше похожая на сказки Экзюпери. «Маленьким принцем» меня заинтересовали ещё в детстве, но запомнились только общие черты. Однако этого хватило, чтобы вновь вернуться в подростковом возрасте к этой сказке и оценить её по достоинству. «Где-то...» Брэдбери ещё более доходчивее и понятнее для детского восприятия. Главки маленькие, ненавязчивые, одним словом — волшебные. Я бы рекомендовал читать эту повесть ребёнку вслух, ведь многое зависит ещё от того, КАК вы её прочтёте.

В городке Саммертоне — городе вечного лета — живут навсегда молодые люди, которые никогда не состарятся. Все они, как один, писатели, которые черпают вдохновение от всего, что окружает их, настолько всё вокруг волшебно. Саммертон навечно запечатлел в себе период самых лучших лет жизни: лето, детство, необременённость. Кажется, будто всё это сон, Джеймс Кардифф так и продолжает спать в своей постели, но приятно поддаться чарам и поверить, что такой городок существует на самом деле, что есть среди сплошной суеты и спешки место и Саммертону в штате Аризона, в котором жителям незачем спешить, разве что поймать и не терять дни, проводя их с пользой. Главное верить, тогда всё сбудется.

Такое ощущение, что и сам почтенный Брэдбери родом оттуда: «Многие сочиняли и печатали в дальних краях стихи и повести, всё больше про чудо-города, а читатели думали: надо же, как у автора воображение разыгралось; но мы-то в этом жили». Только это и придаёт силы 91-летнему мэтру.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть задумывалась как романтическая мелодрама и, по словам автора, складывалась из множества разрозненных кусочков, эпизодов, элементов, будто мозаика: «...калейдоскоп впечатлений от Кэтрин Хепберн, в том числе и от ее блистательной роли в фильме «Лето», а также мои стихи на музыку из фильма «Ветер и лев». Все это удачно сложилось вместе и подтолкнуло меня к написанию объемного пролога, за которым появилась на свет и сама повесть» (из предисловия автора к сборнику).

В этой повести я снова ощутила то прикосновение летнего мягкого волшебства, которое полюбила когда-то в «Вине из одуванчиков».

«На всем пути за каждым забором толпились подсолнухи; их круглые, как циферблат, физиономии караулили солнце, чтобы открыться с рассветом и замкнуться в себе с наступлением сумерек...»

В то же время история напомнила мне персонажей цикла «Из праха восставшие» — поскольку повествует она о затерянном в американских степях городке, в котором не существует старости и смерти. В этот городок со славным названием Саммертон с давних пор собираются люди, отличающиеся от других — которые взрослеют и остаются такими навсегда. Здесь есть кладбище. Но на надгробиях его стоят только даты рождения, а гробы пусты. Здесь течет размеренная тихая жизнь: светские развлечения, пикники, разговоры; живущие здесь рады тому, что нашли свое место — ведь жить не меняясь и наблюдать, как умирают все твои близкие один за одним, очень нелегко.

В этот городок. ведомый каким-то странным чувством, интуицией ли или иным, приезжает молодой журналист. В силу своей профессии он любопытен, и сразу подмечает мелкие детали — к примеру, что в городе закрыты все школы, а значит, нет детей, — понимает, что ему не говорят всей правды... Однако, Саммертон сразу становится ему мил, к тому же он встречает здесь самую прекрасную женщину на свете...

Понятно, что рано или поздно перед героем встанет выбор — остаться или уйти. Также как останется выбор за читателем — поверить или нет? Могу лишь сказать, что эта повесть ощущается как сон — легкая, призрачная, задумчивая. Вся «где-то...», вся вдали — и в то же время рядом, только дотронься.

Наверное, она останется одной из любимых, хотя в целом мне нравятся более сюжетные произведения, в которых действие более живое, яркое. Но очарованию художественного языка Рэя Брэдбери я не могу не поддаться.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, повесть не порадовала; она превосходно написана (и недурно переведена), в ней все слова на месте и нет лишнего — но нет ничего такого, чего Брэдбери не сказал бы уже много-много раз. И бессмертные, «восставшие из праха», и вечное лето, и журналист-визитер... Было, было, было... Может, за 50 лет сюжеты и темы этой повести уже много раз трансформировались в иных текстах — и дорабатывать старое не стоило? Не знаю, «Левиафан-99» на меня произвел куда более сильное впечатление

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

у этой повести не одна глубина. могилы пусты, школы закрыты, детей нет, персонажи бессмертны -просто потому-что в детство не возвращаются. но могут вернуться гении-волшебники вроде Брэдбери.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение написано тем Бредбери, которого мы знаем и любим. Язык, повороты сюжета, поэтичность, какая-то нежность-всё это присутствует полной мерой.Замечательная повесть.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх