fantlab ru

Наталья Резанова «Княжеская ведьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Княжеская ведьма

Роман, год

Аннотация:

Слабая, тщедушная, безнадежно больная, она брошена в мир жестокости и насилия. У нее нет ничего, кроме силы воли и колдовского дара – и она верит, что этого достаточно, чтобы победить обстоятельства. Она стремится защищать добро. Но если добро победит зло, останется ли оно добром?

Входит в:

— сборник «Игра Времён», 2009 г.



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Игра Времен
2009 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Натальи Резановой «Княжеская ведьма» я впервые прочла в далеком 1994 году в распечатке нижегородского любительского издательства «Арчет Адани». В те времена идея официально опубликовать роман неизменно наталкивалась на проблемы. Издательства жаждали сопроводить роман схожими по настроению произведениями, но как раз в этом и была сложность. Наконец, в 2009 году издательству АСТ пришла в голову воистину гениальная мысль -- сопроводить роман Резановой ее же произведениями. Так появилась на свет книга «Игра Времен».

За прошедшие годы какие только отзывы не появлялись на роман и его героев. Главную героиню -- лекарку Карен -- называли наивной и циничной, святой и подснежником Возрождения. Главного героя -- князя и полководца Торгерна -- злодеем и «отцом солдатов». А уж запутанные отношения героев, где ненависть перемешалась с любовью, стали причиной не одного спора.

Итак, что же представляют из себя главные герои романа? Кто они, а главное -- какие они?

Вот Торгерн, полководец и князь по праву силы, необузданный, жестокий, не желающий знать ничего, кроме своих прихотей, без колебаний льющий кровь, то не боящийся ни Бога, ни Дьявола, то ужасно суеверный, не знающий ни долга, не права, ни угрызений совести... Полнокровный и запоминающийся персонаж эпохи раннего средневековья, человек удачливый, но при этом, не отличающийся особыми талантами. Не случайно Карен как-то упоминает, что Торгерн не слишком умен. Он даже свою выгоду разглядеть не в состоянии. Не удивительно, что Карен так часто испытывает в отношении Торгерна гнев. Мало того, что она должна помогать губителю собственного города, он еще и не понимает смысла ее усилий! А потом и сводит их на нет. Так чем же Торгерн берет окружающих, если особых талантов за ним не водится? Волей? Даже не волей, а животной энергией, напором, которого у него больше, чем у других, и который частенько ценят больше талантов. Дело в том, что Торгерн не волк, он кабан.

И все-таки, при всей жестокости Торгерн не мерзок и не гадок. Точнее, до поры до времени не мерзок и не гадок. Жесток -- да, ужасен -- да, но в своей жестокости весьма обыкновенен. До тех пор, пока не полюбил Карен.

Так уж мы устроены, что слова «любовь», или, к примеру, «правда» ассоциируются у нас с чем-то светлым. Мы забываем, что свет бывает убийственным, правдой можно лгать, а любовь бывает темной. Да, роман «Княжеская ведьма» о любви, но о любви темной, о любви, вызывающей лишь ужас и отвращение. И ни о каком прорыве в нужную область говорить не приходится. И лишь отвращение вызывают слова Торгерна к Карен, что «только они двое живые». Что может быть хуже и гаже, чем любовь палача к жертве, палача, который сначала зверствует, а потом заявляется к предмету своей любви, глядя на нее собачьими глазами и ощущая себя добрым и милосердным? Впрочем, и нам об этом говорят, хуже может быть. Хуже любви Торгерна к Карен может быть только любовь Карен к Торгерну. Но Карен не любит -- не может любить.

Кто же виноват в этой дьявольской ситуации? А никто. Просто случилось несчастье -- Торгерн полюбил Карен. И это оказалось бедой и для Торгерна, и для Карен, и для всех окружающих. Бедой, которая Торгерна сломала. И дело не в том, что его любовь безответна, а в том, что он любит то, что любить нельзя. Полюби он душу Карен, может, все было бы не так уж и плохо, но он-то не знает ничего, кроме плотской любви, он любит ее изуродованное тело. Здесь же лежит ключ и к пониманию Карен.

Карен предельно рациональна, и хотя автор все время утверждает, что женщины рациональнее мужчин, рациональность Карен иного свойства. Карен не такая как все женщины -- она не может иметь детей. Ее рациональность является естественной защитной реакцией женщины, живущей в мире, где продолжение рода является главной добродетелью женщины. Но Карен этого не дано. И потому не дано любить.

Но действительно ли Карен не может любить?

Ненавидеть же она может?

И тут стоит вспомнить финальную сцену романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Карен убивает Торгерна, убивает, чтобы положить конец насилию, зверствам, крови. А потом долго плачет. Плачет, потому что понимает -- она такая же, как все, она тоже может убивать, да и раньше, не убивая, она бывала не менее жестока, чем Торгерн, только по-своему. Она плачет и оправдывает свой поступок. Но как странно она это делает.

Она могла бы сказать, что Торгерн убийца, что она спасает людей, и это было бы правдой. Но она говорит, что Торгерна все равно бы убили, но другие заставили бы его мучиться, а она убила сразу.

Когда-то Торгерн пообещал убить ее своей рукой, и она поняла это как объяснение в любви. Теперь она говорит то же самое. Это еще не любовь, но нечто опасно близкое. Карен так ненавидела Торгерна, что еще немного -- и могла бы полюбить, и осознание этого становится последним ужасом, охватывающим читателя. Ведь полюби Карен Торгерна, это была бы еще более темная, еще более изломанная любовь -- любовь жертвы к палачу...

Но, как ни странно, «Княжеская ведьма» преподносит нам сразу два утешения. Во-первых, эта история о темной любви благополучно заканчивается (если поразмыслить, то даже и для Торгерна). Во-вторых, роман прекрасно написан.

Так что наслаждайтесь...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх