fantlab ru

Грег Иган «Океанический»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
52
Моя оценка:
-

подробнее

Океанический

Oceanic

Повесть, год

Аннотация:

Двадцать тысяч лет прошло с того момента, как далекая планета была колонизирована Ангелами, отправившимися с Земли. Религия и наука нового мира задают вопросы и ищут ответы...

Входит в:

— антологию «The Year's Best Science Fiction: Sixteenth Annual Collection», 1999 г.

— сборник «Oceanic and Other Stories», 2000 г.

— антологию «Best of the Best. Volume 2: 20 Years of the Best Short Science Fiction Novels», 2007 г.

— сборник «Dark Integers and Other Stories», 2008 г.

— сборник «Oceanic», 2009 г.

— сборник «The Best of Greg Egan», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1999 // Повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 1999 // Повесть

лауреат
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1999 // Повесть

лауреат
Премия читателей журнала "SF Magazine" / SFマガジン読者賞 / SF magajin dokusha shō, 2000 // Зарубежный рассказ (Австралия; повесть)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第32回 (2001) // Переводной рассказ

Номинации на премии:


номинант
Ауреалис / Aurealis Award, 1998 // Научно-фантастический рассказ

номинант
HOMer Awards, 1998 // Повесть

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2003 // Зарубежный рассказ года. 6-е место (повесть)

номинант
Премия "Нильс Клим" / Niels Klim-prisen / Niels Klim Award, 2017 // Переводное произведение (Австралия; повесть)

Похожие произведения:

 

 



Самиздат и фэнзины:

Океанический
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Sixteenth Annual Collection
1999 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Sixteenth Annual Collection
1999 г.
(английский)
The Mammoth Book of the Best New SF 12
1999 г.
(английский)
The Best of the Best. Volume 2: 20 Years of the Best Short Science Fiction Novels
2007 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best Short SF Novels
2009 г.
(английский)
The Best of Greg Egan
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3QJMCiI).

«Океанический» — одна из самых титулованных работ Грега Игана, это произведение в 1999–2001 гг. получило пять престижных наград, включая дубль из премий Hugo и Locus. Впрочем, ее трудно всерьез сравнивать с выходившим почти одновременно и явно независимо «Вентусом» Карла Шрёдера, а иные экспертки Флибусты из числа работниц медицины припечатали повесть проницательным диагнозом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наверное, у автора что-то в жизни нехорошее произошло, раз он написал такие псевдорелигиозные рыдания трансгендера в фантастическом сеттинге. Из лояльности к Игану оценивать не буду.

Загадка от Жака Фреско: не может ли это быть отражением танцев по граблям самого Игана в формативном возрасте?

Действительно, Мартин из «Океанического» — чуть ли не альтер-эго Игана, который в подростковом возрасте разительно отличался от привычного нам “создателя Вселенных” оптимистической твёрдой НФ, убежденного оппонента теологических конструкций. (А вот трансгендерности персонажей экспертка перестала бы удивляться, дай она себе труд изучить биографию и творческий багаж Игана чуточку глубже.)

Мы проходим вместе с Мартином, рассказчиком повести, опыт (весьма экстремального) обращения в религию. Предки Мартина прибыли на планету Завет (Ридли, будьте мужественны!) с Земли, будучи Ангелами (т.е. цифровыми постлюдьми вроде описанных в «Диаспоре» или «Лестнице Шильда»), а затем решили снова облечь себя плотью— уже на этой планете. Старший брат рассказчика, Дэниел, вступил в культ Утонувших Глубинной Церкви и убеждает Мартина подвергнуться достаточно опасной церемонии крещения, в ходе которой его привяжут к тросу и бросят в океан (то бишь заставят совершить “прыжок веры” в самом буквальном смысле). По мере истощения запасов кислорода страх сменяется паникой и отчаянием, а эти эмоции —религиозным экстазом и эйфорией веры. Когда брат вытаскивает Мартина из воды, тот выныривает со знанием, что любовь Беатрис, их богини, всегда пребудет с ним.

В дальнейшем его ждёт сближение с друзьями брата по культу Утонувших; чувство защищённости и направления, даруемых богиней Беатрис, окрашивает восприятие событий, позитивных и негативных, включая первый секс. Да, Иган вообще прописывает эротические сцены болезненно и неаппетитно, словно нарочито эпатируя читателя, но тут он, пожалуй, превзошел себя — от описания первого сексуального опыта героя «Океанического» хочется сунуть телефон в УФ-стерилизатор.

Я уже сравнивал «Квантовую механику и “Карантин” с покаянным хождением Генриха IV в Каноссу. Но эссе «Ненадолго воцерковлённый», в котором Иган описывает свой опыт приобщения к религии и расставания с нею, даже более достойно такого сопоставления. И незаменимо для корректного прочтения «Океанического».

Иган рос умеренным англиканином. Незадолго до перехода в старшую школу брат, которым Иган восхищался, присоединился к движению католического харизматического обновления. Ночные споры о религии и философии в конце концов убедили юного Игана преклонить колени, вознести молитву и принять Духа Святого.

Вот что произошло с будущим рыцарем-поединщиком сверхтвердой НФ:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кончив молиться, я ощутил великое удовлетворение, но не был ещё уверен, что ключевое событие произошло. Мой брат заверил, что произошло, и что это чувство будет усиливаться. И когда я молился в молчании, ответом моим молитвам служил немедленный мощный всплеск эмоций, бессловесный диалог становился всё интенсивней и богаче, пока не пришёл к той стадии, где мне требовалось лишь произнести мысленно имя Иисусово, чтобы почувствовать всепоглощающее счастье, безопасность, любовь. В течение нескольких часов я превратился из того, который старательно повторял бы религиозные заповеди, но ещё мог быть переубеждён отказаться от них, в человека, который нашёл бы сомнения в существовани Бога такими же абсурдными, как сомнения в том, что Солнце к полудню поднимется высоко по небосклону.

В принципе, мог бы из Игана получиться искренне верующий или, на худой конец, равнодушный к проблемам совместимости науки и религии ученый. В таком случае Иган бы, может, и не стал выдающимся фантастом, но лишь известным математиком или программистом, а на шкале “религия-атеизм” разместился бы ближе к Стивену Джею Гулду с его “непересекающимися магистериями”, чем к Дэниелу Деннету и супругам Чёрчлэндам.

Увы, вера Игана не вынесла скрупулезного исследования. Как часто случается, подвел каверзный вопрос: “Кто думает этими мыслями и что происходит, пока он ими думает?” Или, в формулировке из эссе, «что именно случилось, когда я молился рядом с братом в ту ночь? Что именно происходило каждый раз, когда я взывал к Духу Святому?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда я задавал себе такие вопросы, в ответ получал разряд трансцендентного счастья и напоминание, что ожидать понимания подобных вещей не следует. Но я не принадлежал ни к какой религиозной общине, некому вокруг было усилить интерпретацию первоначально сопровождавшего мою веру переживания. Я испытывал радость во время молитв. И что этим доказывается? Возможно, лишь то, что я открыл способ испытывать радость во время молитв.

Правда, в нашем варианте реальности исследование биологических факторов религиозного опыта не сделало Игана ни господином лабиринтов, ни Ключевой Фигурой из «Отчаяния», ни даже героем телебаттлов с проповедниками, как Мартина из повести.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Меня вполне устраивает Бог, обитающий внутри нас, — высказался теолог Перехода. — Представляется... невежливым ожидать большего. И вместо того, чтобы без толку спорить в поисках ответов на эти фундаментальные вопросы, лучше ограничиться проблемами, уместными в человеческом масштабе.

Я повернулся к нему.

— Значит, вы в конечном счёте равнодушны к тому, создано ли всё вокруг существом бесконечно могущественным и любящим, Чьему попечению вы намерены вверить себя после смерти... или же Вселенная есть лишь фрагмент квантового шума, который так или иначе исчезнет, сотрёт нас всех?

Он тяжко вздохнул, словно я требовал от него какой-то серьёзной физической нагрузки в качестве ответа.

— Нет у меня энтузиазма для подобных вопросов.

Впрочем, биограф Игана Карен Бёрнэм справедливо отмечает, что прогноз относительно деградации религиозного фундаментализма, данный им в «Серебряном пламени» (1995), можно считать одним из наименее провидческих, по меркам этого автора: «... невежество и изолированность, на которую он полагается, в потоках информации практически не имеют шанса сохраниться».

Штош, прямые трансляции усекновения голов сторониками ИГИЛ на YouTube и в Instagram никак не одобряют этот пост.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень простая, для творчества Игана, конечно, небольшая атеистическая повесть. За что и получила эти премии, наверно...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно ходил вокруг да около этого произведения которое выиграло Хьюго, Локус премии. Что ж, как и предполагал, Иган в своем амплуа- жесткая научная фантастика плюс очень много размышлений о религии и материализме не делают его, и эту повесть в частности, особенно привлекательными в глазах многочисленных читателей. Очень на любителя писатель. Повесть хорошо написана, но концовка, загруженная религией и научными измышлениями, показалась тяжелой для восприятия. Не жалею что прочитал, идеи интересные в повести предлагает, но буду его уважительно стороной пока обходить.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх